Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНИ

ЗАКОН

Об исключительной (морской) экономической
зоне Украины

Принимая во внимание соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, Украина принимает настоящий Закон, который определяет правовой режим исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 1. Законодательство об исключительной (морской)
экономической зоне Украины

Законодательство об исключительной (морской) экономической зоне Украины состоит из настоящего Закона и других актов законодательства Украины, которые регулируют вопросы, связанные с правовым режимом исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 2. Определение исключительной (морской)
экономической зоны Украины

Морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, которые ей принадлежат, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины.

Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до 200 морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины.

Статья 3. Делимитация исключительной (морской)
экономической зоны Украины

Делимитация исключительной (морской) экономической зоны проводится с учетом законодательства Украины путем заключения соглашений с государствами, побережья которых противоположны или смежны побережью Украины, на основании принципов и критериев, общепризнанных в международном праве, в целях достижения справедливого решения этого вопроса.

Статья 4. Суверенные права и юрисдикция Украины в исключительной
(морской) экономической зоне Украины

Украина в своей исключительной (морской) экономической зоне имеет:

суверенные права по разведке, разработке и сохранению природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и относительно осуществления других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, в том числе производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

юрисдикцию, предусмотренную соответствующими положениями настоящего Закона и нормами международного права, по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, осуществлению морских научных исследований, защите и сохранению морской среды;

другие права, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами Украины и общепризнанными нормами международного права.

Суверенные права и юрисдикция Украины относительно морского дна исключительной (морской) экономической зоны и его недр реализуются в соответствии с законодательством Украины о континентальном шельфе и Кодексом Украины о недрах.

Статья 5. Сотрудничество Украины с другими государствами

Украина в целях координации управления живыми ресурсами своей исключительной (морской) экономической зоны, их сохранения, разведки и оптимального использования, проведения научных исследований, зашиты и сохранения морской среды сотрудничает с другими государствами на основании международных договоров.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной
(морской) экономической зоне Украины

Украина, осуществляя свои права и выполняя свои обязательства в исключительной (морской) экономической зоне, надлежащим образом учитывает права и обязанности других государств.

В исключительной (морской) экономической зоне Украины все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морям пользуются, при условии соблюдения положений настоящего Закона, других актов законодательства Украины, а также общепризнанных норм международного права, свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования морского пространства.

Статья 7. Сохранение и использование рыбных и других живых ресурсов

Украина обеспечивает оптимальное использование рыбных и других живых ресурсов в своей исключительной (морской) экономической зоне путем применения соответствующих мер для их сохранения и управления ими.

Промысел рыбных и других живых ресурсов, а также исследование, разведка и другие операции, связанные с этим промыслом в исключительной (морской) экономической зоне Украины, осуществляются иностранными юридическими и физическими лицами только на основании международных соглашений.

Иностранные юридические и физические лица, которые ведут рыбный промысел в исключительной (морской) экономической зоне Украины согласно настоящей статье, должны соблюдать требования по сохранению рыбных и других живых ресурсов, а также других положений и условий, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства Украины.

Статья 8. Анадромные виды рыб

Украина, в реках которой образуются запасы анадромных видов рыб, реализует свои права исходя из первоочередной заинтересованности в этих запасах и несет за них первоочередную ответственность.

Специально уполномоченные органы Украины обеспечивают сохранение запасов анадромных видов рыб путем принятия соответствующих мер и установления правил регулирования рыбного промысла в исключительной (морской) экономической зоне, в частности относительно определения общего объема допустимых выловов, и сотрудничают с этой целью с соответствующими органами других заинтересованных государств, если эти виды рыб мигрируют за пределы исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 9. Обеспечение соблюдения законодательства Украины об исключительной
(морской) экономической зоне

Украина в целях обеспечения своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в своей исключительной (морской) экономической зоне принимает меры (включая осмотр, инспекцию, арест и судебное рассмотрение) для обеспечения соблюдения законодательства Украины.

Порядок и условия использования рыбных и других живых ресурсов исключительной (морской) экономической зоны устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Искусственные острова, установки и сооружения

Украина в своей исключительной (морской) экономической зоне имеет исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для морских научных исследований, разведки и разработки природных ресурсов, а также других экономических целей согласно действующему законодательству Украины.

Статья 11. Юрисдикция Украины относительно искусственных островов,
установок и сооружений

Украина в своей исключительной (морской) экономической зоне имеет исключительную юрисдикцию относительно искусственных островов, установок и сооружений, в том числе относительно таможенных, налоговых, санитарных и иммиграционных законов и правил, в также законов и правил, касающихся ее безопасности.

Украина может устанавливать вокруг искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности и осуществляет в этих зонах соответствующие меры для гарантирования безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений. Ширина зон безопасности не должна превышать 500 метров, отсчитанных от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда иное разрешено общепризнанными международными стандартами или рекомендовано соответствующей международной организацией.

Статья 12. Содержание и эксплуатация искусственных островов,
установок и сооружений

Юридические и физические лица Украины и других государств, международные организации, ответственные за содержание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений, обязаны обеспечивать содержание в надлежащем состоянии постоянных средств предупреждения о их наличии.

Любые оставленные или неиспользуемые установки и сооружения должны быть убраны в кратчайший срок и таким образом, чтобы не создавать препятствий судоходству и рыболовству или угрозы загрязнения морской среды.

О создании искусственных островов, строительстве установок и сооружений, установлении вокруг них зон безопасности, а также полной или частичной ликвидации этих установок и сооружений дается соответствующее сообщение в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 13. Морские научные исследования

Морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне Украины проводятся только с согласия специально уполномоченных органов Украины в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины.

Морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне Украины имеют право проводить все государства, независимо от их географического положения, их юридические и физические лица, а также международные организации при условии соблюдения законодательства Украины.

Украина, осуществляя свою юрисдикцию, имеет право регулировать и разрешать проводить морские научные исследования в своей исключительной (морской) экономической зоне. Специально уполномоченные органы Украины дают свое согласие на проведение морских научных исследований в исключительной (морской) экономической зоне при условии, что эти исследования проводятся только в мирных целях, для расширения знаний о морской среде на благо человечества и не несут угрозы окружающей природной среды.

Украина может отказать в предоставлении согласия на осуществление другими государствами, их юридическими и физическими лицами, международными организациями морского научного проекта в своей исключительной (морской) экономической зоне, если этот проект:

1) непосредственно связан с разведкой и разработкой как живых, так и неживых природных ресурсов;

2) предусматривает бурение морского дна, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;

3) включает сооружение, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений.

Иностранные государства, их юридические и физические лица, а также международные организации, имеющие намерение проводить морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне Украины, представляют специально уполномоченным органам Украины за шесть месяцев до предусматриваемой даты начала осуществления морского научного проекта полную информацию о характере и целях проекта, методе и средствах, которые будут использоваться, точные географические координаты районов, в которых будет осуществляться проект, и другие данные.

Если представленная информация является неточной или иностранное государство, ее юридические и физические лица или соответствующая международная организация, осуществляющая проект, имеет невыполненные обязательства перед Украиной, вытекающие из ранее осуществляемого научного проекта, специально уполномоченные органы Украины могут отказать в разрешении на проведение морских исследований.

Статья 14. Условия проведения морских научных исследований

Во время проведения морских научных исследований в исключительной (морской) экономической зоне Украины иностранные государства, их юридические и физические лица, международные организации, получившие на это разрешение специально уполномоченных органов Украины, обязаны соблюдать следующие условия:

1) обеспечивать участие представителей Украины в морских научных исследованиях, в частности на борту научно-исследовательских судов и на других научно-исследовательских установках, представлять специально уполномоченным органам Украины по их просьбе предварительные доклады, а также другие материалы и выводы исследований;

2) предоставлять специально уполномоченным органам Украины по их просьбе возможность доступа ко всем данным и образцам, полученным во время морских научных исследований, передавать им материалы, с которых можно сделать копию, и образцы, которые можно разделить без нанесения вреда их научной ценности, а также предоставлять информацию, содержащую оценку этих данных, образцов и результатов исследований, или предоставлять помощь в их оценке и интерпретации;

3) не препятствовать деятельности, осуществляемой в целях реализации суверенных прав и юрисдикции Украины согласно статьям 4, 7 и 8 настоящего Закона;

4) незамедлительно информировать специально уполномоченные органы Украины о каких-либо существенных изменениях в программе исследований;

5) убрать научно-исследовательские установки или оборудование после завершения исследований, если не заключено соглашение об ином.

Статья 15. Запрет (остановка) морских научных исследований

Морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне, которые проводятся с нарушением требований статьей 13 и 14 настоящего Закона, могут быть временно запрещены (остановлены) специально уполномоченными органами Украины. Решение о временном запрете (остановке) может быть отменено этими органами, а исследование продолжено, как только другое государство, его юридическое или физическое лицо, или международная организация, осуществляющая исследование, устранит нарушение и даст гарантию относительно соблюдения установленного настоящим Законом порядка.

Морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне Украины, которые проводятся без разрешения специально уполномоченных органов Украины, или с отступлением от положений статьи 13 настоящего Закона, или с существенными отличиями от первоначального проекта исследований, подлежат немедленному прекращению.

Статья 16. Предупреждение загрязнения морской среды

Предупреждение загрязнения морской среды, связанного с деятельностью в исключительной (морской) экономической зоне, осуществляется в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины.

Специально уполномоченные органы Украины в порядке, определенном законодательством Украины, устанавливают правила предупреждения загрязнения морской среды и правила безопасности судоходства, обеспечивают их соблюдение в районах с особыми природными характеристиками, где загрязнение морской среды может нанести значительный ущерб экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

Статья 17. Компетенция уполномоченных органов Украины относительно
предупреждения загрязнения морской среды

В случае, когда существуют достаточные основания считать, что судно, которое осуществляет плавание в исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушило требования законодательства Украины или международного права относительно предупреждения загрязнения морской среды, специально уполномоченные органы Украины имеют право требовать от этого судна информацию, необходимую для того, чтобы установить, было ли осуществлено нарушение, и провести осмотр этого судна в случае отказа дать пояснение или если полученные пояснения противоречат очевидным фактам.

В случае, когда имеют место бесспорные и объективные доказательства того, что судно, которое осуществляет плавание в исключительной (морской) экономической зоне Украины, допустило нарушение законодательства Украины или норм международного права, как это указано в части первой настоящей статьи, и сбросило загрязняющие вещества, вследствие чего нанесен ущерб или создана угроза состоянию побережья или связанным с этим побережьем интересам Украины или каким-либо ресурсам исключительной (морской) экономической зоны, относительно этого судна может быть начато рассмотрение, включая задержание судна, в соответствии с законодательством Украины.

Если иностранное судно находится в одном из украинских портов, специально уполномоченные органы Украины могут начать рассмотрение относительно какого-либо допущенного этим судном в исключительной (морской) экономической зоне Украины нарушения законодательства Украины или норм международного права.

В случае, когда в исключительной (морской) экономической зоне Украины произошли столкновения судов, посадка на мель или другая морская авария, или действия, связанные с такой аварией, что может привести к серьезным отрицательным последствиям для побережья и связанных с ним интересов Украины (включая рыболовство), специально уполномоченные органы Украины имеют право согласно нормам международного права принять меры по защите от загрязнения или угрозы его загрязнения с учетом размеров фактического или возможного ущерба.

Статья 18. Захоронение отходов или других материалов и предметов

Захоронение в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины отходов или других материалов и предметов запрещается.

Статья 19. Право на преследование

При наличии достаточных оснований считать, что какое-либо иностранное судно нарушило требования настоящего Закона или других соответствующих законодательных актов Украины и при этом пытается исчезнуть, право на преследование в целях задержания судна и дальнейшего привлечения нарушителя к ответственности осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Преследование должно начинаться в момент пребывания судна нарушителя или одной из его шлюпок в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины после сигнала "остановиться" и заканчиваться, как только преследуемое судно войдет в территориальные воды своей страны или какого-нибудь третьего государства.

Статья 20. Пресечение правонарушений и задержание нарушителей законодательства
об исключительной (морской) экономической зоне Украины

Против судов, нарушающих законодательство Украины о ее исключительной (морской) экономической зоне, в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях применяются обусловленные обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае ареста или задержания иностранного судна соответствующие компетентные органы немедленно уведомляют государство флага о принятых мерах и о примененных санкциях. Задержанное судно и его экипаж немедленно освобождаются после внесения обеспечения в разумном размере.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства об исключительной
(морской) экономической зоне Украины

Граждане Украины, иностранные граждане и лица бы гражданства за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, установленную законодательными актами Украины.

Юридические лица за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины несут ответственность, установленную статьями 22-26 настоящего Закона.

Привлечение нарушителей к ответственности согласно настоящему Закону не освобождает их от обязанности возместить в соответствии с действующим законодательством Украины ущерб, причиненный в результате нарушения живым или другим ресурсам исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 22. Незаконная промышленная деятельность

Незаконная разведка или разработка природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также создание искусственных островов, строительство установок и сооружений, установление вокруг них зон безопасности без разрешения специально уполномоченного органа Украины - влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1500 минимальных размеров заработной платы или конфискацию средств и орудий, с применением которых совершено нарушение.

Те же действия, если они совершены повторно на протяжении года или привели к аварии, гибели судов, утрате имущества или значительному загрязнению морской среды, - влекут за собой наложение штрафа от 1500 до 5000 минимальных размеров заработной платы с конфискацией средств и орудий, с применением которых совершено нарушение, или без таковой.

Статья 23. Нарушение правил безопасности эксплуатации сооружений

Необеспечение установок или других сооружений, находящихся в исключительной (морской) экономической зоне Украины, постоянными средствами предупреждения об их наличии, нарушение правил поддержания этих средств в надлежащем состоянии или нарушение правил ликвидации тех сооружений, эксплуатация которых окончательно прекращена, -

влечет за собой наложение штрафа от 300 до 1000 минимальных размеров заработной платы.

Те же действия, если они совершены повторно на протяжении года или привели к аварии или гибели судов, - влекут за собой наложение штрафа от 1500 до 5000 минимальных размеров заработной платы.

Статья 24. Незаконная эксплуатация природных ресурсов

Незаконная добыча природных ресурсов в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины -

влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1500 минимальных размеров заработной платы или конфискацию средств и орудий, с применением которых совершено нарушение, с безоплатным изъятием незаконно добытых ресурсов.

Те же действия, если они совершены повторно на протяжении года или в больших размерах, а также если они привели к значительному ухудшению условий воспроизводства рыбных или других живых ресурсов моря, -

влекут за собой наложение штрафа от 1500 до 7500 минимальных размеров заработной платы с конфискацией средств и орудий, с применением которых совершено нарушение, или без таковой, с безоплатным изъятием незаконно добытых ресурсов.

Статья 25. Незаконное ведение морских научных исследований

Незаконное ведение в исключительной (морской) экономической зоне Украины морских научных исследований -

влечет за собой наложение штрафа от 100 до 500 минимальных размеров заработной платы.

Те же действия, если они совершены повторно на протяжении года или если они причинили ущерб государственным интересам Украины, -

влекут за собой наложение штрафа от 1500 до 3000 минимальных размеров заработной платы.

Статья 26. Загрязнение морской среды

Незаконное загрязнение каким-либо способом морской среды исключительной (морской) экономической зоны Украины веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря либо другими отходами, материалами и предметами, которые могут причинить ущерб или создать препятствия для правомерной деятельности на море, а также иное нарушение правил предупреждения загрязнения морской среды -

влечет за собой наложение штрафа от 750 до 1500 минимальных размеров заработной платы или конфискации морского, воздушного судна или сооружения, с которого совершено загрязнение.

Те же действия, если они совершены повторно на протяжении года или причинили ущерб здоровью людей, живым ресурсам моря, зонам отдыха или создали серьезные препятствия для правомерной деятельности на море, -

влекут за собой наложение штрафа от 1500 до 7500 минимальных размеров заработной платы с конфискацией морского, воздушного судна или сооружения, с которого совершено загрязнение, или без таковой.

Статья 27. Органы и должностные лица, уполномоченные применять санкции

Право налагать штрафы, предусмотренные настоящим Законом, предоставляется:

за нарушения, предусмотренные частью первой статьи 22, статьей 23, частью первой статьи 26, - органам Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в лице начальника соответствующего областного управления;

за нарушения, предусмотренные часть первой статьи 24, - органам рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства Украины в лице начальника соответствующего бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;

за нарушения, предусмотренные статьей 25, - органам Пограничных войск Украины в лице командира (начальника) судна, которым выявлено нарушение и проведено задержание нарушителя.

Если нарушитель задержан в пункте, отдаленном от береговой полосы, и он добровольно согласился немедленно уплатить штраф, наложение штрафа за нарушения, предусмотренные частями первыми статей 22, 24, 26 и статьей 23, осуществляется командиром (начальником) судна Пограничных войск Украины, который выявил нарушение и провел задержание нарушителя.

Право налагать штрафы, установленные частью второй статьи 22, частью второй статьи 24, частью второй статьи 26, а также применять конфискацию, предусмотренную статьями 22, 24 и 26 настоящего Закона, предоставляется районному (городскому) суду по месту задержания нарушителя.

Решение о безоплатном изъятии незаконно добытых ресурсов принимается органом, уполномоченным налагать штраф за соответствующее нарушение.

Статья 28. Порядок и сроки привлечения к ответственности

Должностным лицом Пограничных войск Украины о совершении нарушения составляется акт, который вместе с другими документами, касающимися данного дела, на протяжении трех дней со дня задержания нарушителя направляется органу, уполномоченному применять санкции. В случае, когда признано целесообразным применение конфискации, указанные документы передаются для рассмотрения в районный (городской) суд по месту задержания нарушителя.

Органы, уполномоченные применять санкции, принимают решение об их применении на протяжении пяти дней после поступления документов, указанных в части первой настоящей статьи. Решение оформляется постановлением соответствующего органа или должностного лица.

Вслучаях, предусмотренных частью второй статьи 27, наложение и взыскание штрафа может производиться непосредственно на месте нарушения.

Судебное рассмотрение дел о нарушениях, предусмотренных настоящим Законом, производится в присутствии представителей нарушителя и органов, осуществляющих охрану исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 29. Обжалование решений о применении санкций

Постановления о наложении штрафов, принятые должностными лицами, указанными в частях первой и второй статьи 27, могут быть обжалованы на протяжении 10 дней со дня получения постановления нарушителем в районном (городском) суде по месту нахождения соответствующего должностного лица.

Постановления о наложении штрафов и применении конфискаций, принятые районным (городским) судом, могут быть обжалованы на протяжении 10 дней после их оглашения в соответствующем областном, Киевском и Севастопольском городских судах.

Статья 30. Выполнение решений о привлечении к ответственности

Уплата штрафов, наложенных согласно статьям 22-26 настоящего Закона, производится в валюте, находящейся в обращении на территории Украины.

Иностранные юридические лица уплачивают штрафы в свободно конвертируемой валюте в перерасчете по курсу Национального банка Украины на день нарушения.

Уплата штрафа производится нарушителем добровольно на протяжении одного месяца со дня наложения штрафа, а в случае обжалования - на протяжении месяца со дня отказа суда в удовлетворении жалобы.

В случае неуплаты штрафа в срок, установленный частью третьей настоящей статьи, он взыскивается через суд в порядке, установленном действующим законодательством Украины для исполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок иностранным юридическим лицом районный (городской) суд по заявлению соответствующего органа, осуществляющего охрану исключительной (морской) экономической зоны, может принять решение о применении вместо штрафа полной или частичной конфискации задержанного или взятого как обеспечение имущества или денежных средств юридического лица-нарушителя.

Конфискация имущества, предусмотренная настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 31. Охрана суверенных прав Украины в исключительной
(морской) экономической зоне

Охрана суверенных прав Украины в исключительной (морской) экономической зоне и контроль за реализацией прав и выполнением обязательств других государств, украинских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций в ней осуществляется Пограничными войсками Украины, органами рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства Украины и органами Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины, с надлежащим учетом интересов других государств, предусмотренных нормами международного права.

Статья 32. Международные договора

Если Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года или международным договором Украины установлены иные нормы, нежели те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы Конвенции или соответствующего международного договора.

Президент Украины Л.КУЧМА

г. Киев,16 мая 1995 года
N 162/95-ВР