Основные изменения в порядке уплаты налогов
и сборов, произошедшие в 2018 году
В Украине уже привыкли к тому, что каждый новый отчетный (налоговый) год у налогоплательщиков начинается с определенных изменений, внесенных в НК Украины. Это стало традицией для наших законодателей.
Изменения, вносимые в НК Украины, не всегда разочаровывают налогоплательщиков, а иногда даже радуют, так как они исправляют нормы, которые не были восприняты в обществе. Хотя изменений, которые бы учитывали интересы налогоплательщиков, как правило бывает очень мало, а в основном это поправки, которые направлены на увеличение бюджетных поступлений.
Количество вносимых изменений и их характер существенно отличаются по годам.
Изменения, которые вступили в силу с 01.01.2018 г. в соответствии с Законом N 2245, можно расценить в целом как объемные, но по содержанию не столь значительные. При этом часть из них очень важные.
Основной целью внесенных изменений в НК Украины является обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году, в том числе путем выполнения требований п. 4 разд. XIX НК Украины по ежегодному пересмотру ставок некоторых налогов, определенных в абсолютных значениях. При этом есть и другие важные изменения, которые позволят облегчить налогоплательщикам вести налоговый учет.
Относительно информации о размерах ставок местных налогов и сборов
Проблема со ставками местных налогов и сборов существует давно, да и не только с ними.
Изменения в любые элементы налогов и сборов, согласно пп. 4.1.9 п. 4.1 cт. 4 разд. I НК Украины, не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. При этом налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
Это означает, что любые изменения в налоговом законодательстве, если они приняты позднее шести месяцев до начала нового бюджетного периода должны вводиться в действие, по сути, не раньше чем через год.
Принцип стабильности, закрепленный в пп. 4.1.9 п. 4.1 cт. 4 разд. I НК Украины, предусматривает установление постоянных условий налогообложения и элементов налогов в течение определенного времени.
К сожалению данная норма НК Украины у нас не действует и изменения в ставки налогов и сборов вносятся "под елочку", а также и в течение бюджетного года.
Следовательно, в большинстве случаев местные органы не принимают вовремя решений относительно новых ставок местных налогов и сборов и причина здесь кроется не только в самих местных органах. Если законодатели изменяют нормы в НК Украины лишь в конце года, поэтому времени своевременно внести соответствующие изменения у местных органов нет, поэтому эпопея с новыми ставками растягивается на несколько месяцев.
Да и узнать о принятых решениях местными органами не так уж и просто. Искать их решения на сайтах можно долго и безрезультатно. Отрадно, что законодатели попытались частично урегулировать данную проблему.
Нормы, касающиеся принципа стабильности (о том, что ставки налогов/сборов должны утверждаться за полгода до начала бюджетного года) на 2018 год, как обычно, "приостановили".
В 2018 году к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятых органами местного самоуправления, в том числе советами объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, после 15 июля 2017 года и в 2018 году, не применяются требования пп. 4.1.9 п. 4.1 и п. 4.5 cт. 4, пп. 12.3.4 п. 12.3, пп. 12.4.3 п. 12.4 и п. 12.5 cт. 12 разд. I НК Украины и Закона N 1160 (п. 3 разд. II "Заключительные и переходные положения" Закона N 2245).
Что еще изменяется в 2018 году?
Подпунктом 12.3.3 п. 12.3 cт. 12 разд. I НК Украины предусмотрено, что копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов направляется в электронном виде в десятидневный срок со дня принятия в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов, но не позднее 1 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений.
Напомним, что с 01.01.2018 г. ежегодно КМУ до 1 июня в случае необходимости вносит в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в НК Украины относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по таким налогам и сборам:
- акцизный налог;
- экологический налог;
- рентная плата.
Если необходимости в увеличении ставок по указанным налогам не будет, то и законопроект подавать не нужно.
Контролирующие органы не позднее 10 июля текущего года составляют сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях и предоставляют в электронном виде центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, не позднее 15 июля текущего года, публикует на своем официальном сайте, сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях.
Орган местного самоуправления в десятидневный срок со дня утверждения технической документации по нормативной денежной оценке земель направляет в электронной форме в контролирующий орган информацию о нормативной денежной оценки земель.
Контролирующие органы не позднее 10 июля текущего года составляют сводную информацию о нормативной денежной оценки земель.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, не позднее 15 июля текущего года, публикует на своем официальном сайте, сводную информацию о нормативной денежной оценки земель, которая проведена.
При этом в 2018 году центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, направляет до 01.02.2018 г. в электронной форме информацию о нормативной денежной оценке земельных участков, проведенной по состоянию на указанную дату, в ГФСУ, которая публикует ее на своем официальном сайте (п. 6 разд. II "Заключительные и переходные положения" Закона N 2245).
Плательщики местных налогов и сборов при определении своих налоговых обязательств теперь могут использовать сводную информацию, размещенную на официальном веб-сайте ГФСУ.
Такие плательщики освобождаются от ответственности в случае, если в сводной информации, размещенной на официальном сайте, обнаружена ошибка, содержатся расхождения между данными контролирующих органов и данными официально обнародованного решения об установлении местных налогов и сборов.
В таком случае, к таким налогоплательщикам, штрафные санкции и пеня, предусмотренные НК Украины, за нарушение налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, вызванных такой ошибкой не применяются, основания для привлечения налогоплательщика и/или его должностных лиц к ответственности отсутствуют.
Изменения в критериях отнесения к крупным налогоплательщикам
Согласно пп. 14.1.24 п. 14.1 cт. 14 разд. I НК Украины к крупным налогоплательщикам теперь относятся юридические лица или постоянные представительства нерезидента на территории Украины, у которых объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 50 млн евро (было 1 млрд грн), определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за такой же период, или общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает эквивалент 1 млн евро (было 20 млн грн), определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за такой же период, в случае если сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышает эквивалент 500 тыс. евро.
После включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков и получения сообщения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, о таком включении налогоплательщик обязан встать на учет по основному месту учета в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение крупных плательщиков налогов, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр, и по неосновному месту учета в таком контролирующем органе или его территориальных подразделениях, которые находятся в пределах населенного пункта по местонахождению контролирующего органа, осуществляющего сопровождение крупных налогоплательщиков, или его территориальных подразделений объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность такого крупного налогоплательщика (п. 64.7 cт. 64 гл. 6 разд. II НК Украины).
Кроме того, фискалам дано право изменять основное и неосновное места учета крупного плательщика.
Если крупные налогоплательщики самостоятельно не стали на учет в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение крупных налогоплательщиков, или в его территориальных подразделениях, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, принимает решение об изменении основного и неосновного места учета таких крупных, налогоплательщиков и перевода их на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков, и его территориальные подразделения.
Что изменится в трансфертном ценообразовании
Изменений, внесенных в cт. 39 разд. I НК Украины, регулирующую трансфертное ценообразование, много, поэтому им будет посвящена отдельная публикация.
Кратко отметим, что для определения перечня государств (территорий) для целей подпункта "в" пп. 39.2.1.1 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины КМУ будут учитывать не только ставку налога на прибыль, которая ниже в этих государствах на 5 и более процентных пунктов, но также факт предоставления субъектам хозяйствования льготных режимов налогообложения или если особенности расчета базы налогообложения фактически позволяют субъектам хозяйствования не платить налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) или платить по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.
После этих уточнений Перечень N 977 утратил силу с 01.01.2018 г.
Новый Перечень N 1045 расширил список стран (территорий), в который с 01.01.2018 г. добавлены 22 страны (территории), операций с резидентами которых могут быть признаны контролируемыми для целей трансфертного ценообразования (таблице):
N п/п |
Государства (территории) |
1. | Венгрия |
2. | Гваделупа |
3. | Грузия |
4. | Доминиканская Республика |
5. | Исламская Республика Иран |
6. | Княжество Монако |
7. | Королевство Марокко |
8. | Лаосская Народно-Демократическая Республика |
9. | Латвийская Республика |
10. | Ливанская Республика |
11. | Независимое государство Самоа |
12. | Объединенные Арабские Эмираты |
13. | Пуэрто-Рико |
14. | Республика Бурунди |
15. | Республика Гватемала |
16. | Республика Джибути |
17. | Республика Куба |
18. | Республика Маврикий |
19. | Республика Мальта |
20. | Республика Сингапур |
21. | Республика Эстония |
22. | Содружество Доминики |
Королевство Лесото и Французская Гвиана в Перечне N 1045 отсутствуют, а до 31.12.2017 г. они были включены в Перечень N 977 и операций с резидентами этих стран (территорий) могут быть признаны контролируемыми для целей трансфертного ценообразования в 2017 году.
Для определения объема хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, предусмотренного пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины (более 150 млн грн (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год), учитывается объем хозяйственных операций с таким контрагентом, осуществленных в период с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором государство (территория) были включены в этот перечень.
Для признания операций контролируемыми также применяется Перечень N 480, в котором приведены в разрезе государств (территорий) организационно-правовые формы нерезидентов, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица.
Вопрос со сроками применения норм данного Перечня не был урегулирован в НК Украины, поэтому налоговики в Письме N 21674/7/99-99-14-01-02-17 отметили, что с учетом п. 41 подразд. 10 разд. XX НК Украины хозяйственные операции, определенные подпунктом "г" пп. 39.2.1.1 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины, признаются контролируемыми с даты вступления в силу Перечня N 480.
Следовательно, в случае соответствия хозяйственных операций критериям, определенным подпунктом "г" пп. 39.2.1.1 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины, они могут признаваться контролируемыми с 27 июля 2017 года.
С 01.01.2018 г. подпункт "г" пп. 39.2.1.1 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины дополнен новым абзацем, который уточняет, что в случае внесения изменений в перечень организационноправовых форм нерезидентов в разрезе государств (территорий), они вступают в силу с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором изменения были внесены в такой перечень.
Перечень операций, которые могут быть признаны контролируемыми, пополнился хозяйственными операциями, осуществляемыми между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.
Хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год (абзац 4 пп. 39.2.1.7 п. 39.2 cт. 39 разд. I НК Украины).
В пп. 39.4.5 п. 39.4 cт. 39 разд. I НК Украины, устранена неточность со сроками подачи запросов фискальными органами. Такой запрос в 2018 году налоговики смогут направить не ранее 1 октября года (было 1 мая), следующего за календарным годом, в котором такую контролируемую операцию (операции) было осуществлено. Теперь все логично, что запрос направляется налоговиками только после предельного срока подачи отчета по контролируемым операциям.
Также устранено несоответствие по срокам внесения изменений в Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий, связанных с трансфертным ценообразованием. Теперь согласно пп. "а" п. 50.1 cт. 50 гл. 2 разд. II НК Украины в такую декларацию можно вносить изменения по изменению цен в контролируемых операциях без уплаты штрафов до 1 октября года, следующего за отчетным (было до 1 мая, хотя предельный срок подачи отчетности по трансфертному ценообразованию был продлен в 2017 году до 1 октября).
Контролирующие органы имеют право осуществлять встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика для получения налоговой информации, необходимой для определения соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" в случаях, предусмотренных подпунктом 39.5.2.13 пп. 39.5.2 п. 39.5 cт. 39 разд. I НК Украины (абзац 5 п. 73.5 cт. 73 гл. 7 разд. II НК Украины).
Также уточнен порядок уплаты суммы налогового обязательства, рассчитанного по результатам самостоятельной корректировки цен в контролируемых операциях. Уплачивается такое обязательство в сроки, определенные cт. 57 гл. 4 разд. II НК Украины (абзац 2 подпункта 39.5.4.2 пп. 39.5.4 п. 39.5 cт. 39 разд. I НК Украины).
Проверка налогоплательщика по вопросам полноты начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций в 2013 и 2014 годах проводится в соответствии с положениями гл. 8 разд. II HК Украины с учетом особенностей, определенных cт. 39 разд. I НК Украины, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года (п. 47 подразд. 10 разд. XX НК Украины).
Самостоятельная корректировка, предусмотренная подпунктом 39.5.4.1 пп. 39.5.4 п. 39.5 cт. 39 разд. I НК Украины по контролируемым операциям, осуществленным налогоплательщиками в 2015 и 2016 годах, проводится в соответствии с нормами cт. 39 разд. I НК Украины, действующих на момент проведения самостоятельной корректировки (п. 48 подразд. 10 разд. XX НК Украины).
Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности
Увеличен срок хранения документов по контролируемым операциям и теперь он соответствует срокам проведения проверок по трансфертному ценообразованию.
Согласно п. 44.3 cт. 44 гл. 1 разд. II НК Украины, налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней (2555 дней для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля в соответствии со ст. 39 разд. I НК Украины за трансфертным ценообразованием) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления - с предусмотренного НК Украины предельного срока представления такой отчетности.
Согласно п. 38.11 подразд. 10 разд. XX НК Украины, временно, до завершения антитеррористической операции, к налогоплательщикам/налоговым агентам, которые осуществляли хозяйственную деятельность на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения свободной экономической зоны "Крым" и не могут предъявить первичные документы, на основании которых осуществляется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, как исключение из положений ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины применяются специальные правила для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности.
Налог на прибыль
Плательщики налога на прибыль будут подавать налоговые декларации по налогу на прибыль в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Это касается налогоплательщиков как с годовым, так и ежеквартальным сроком подачи деклараций. Ведь плательщики налога на прибыль с квартальным сроком подачи отчетности рассчитывают данные в такой декларации нарастающим итогом.
Соответствующее изменение предусмотрено в новом пп. 49.18.6 п. 49.18 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины.
Юридических лиц - плательщиков единого налога - эмитентов корпоративных прав освободили от уплаты "авансового" взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов их учредителям (юридическим лицам) (абзац 7 пп. 57.1-1.2 п. 57.1-1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины).
Такие юридические лица - учредители теперь не будут уменьшать финансовый результат до налогообложения на сумму начисленных ими доходов в виде дивидендов, подлежащих выплате в их пользу от плательщиков единого налога в соответствии с пп. 140.4.1 п. 140.4 ст. 140 разд. IІІ НК Украины.
Также не уменьшается финансовый результат до налогообложения на сумму начисленных доходов от участия в капитале плательщиков единого налога четвертой группы.
Изменения в налоговых разницах
Так как договорная (контрактная) стоимость приобретенных и/или реализованных товаров (работ) услуг может отличаться от стоимости этих активов, отраженных в бухгалтерском учете, поэтому для сравнения цен по контролируемым операциям будут браться данные, которые фактически повлияли на финансовый результат до налогообложения.
Финансовый результат до налогообложения увеличивается:
- на сумму превышения цены, определенной по принципу "вытянутой руки", над договорной (контрактной) стоимостью (стоимостью по которой соответствующая операция должна отражаться при формировании финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета) реализуемых товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 разд. I НК Украины (пп. 140.5.1 п. 140.5 ст. 140 разд. IІІ НК Украины);
- на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости (стоимости за которой соответствующая операция должна отображаться при формировании финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета) приобретенных товаров (работ, услуг) над ценой, определенной по принципу "вытянутой руки", при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных cт. 39 разд. I НК Украины (пп. 140.5.2 п. 140.5 cт. 140 разд. IІІ НК Украины).
Финансовый результат до налогообложения увеличивается на 30 % стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме операций, указанных в п. 140.2 и пп. 140.5.6 п. 140.5 ст. 140 разд. IІІ НК Украины, и операций, признаваемых контролируемыми в соответствии со cт. 39 разд. I НК Украины), приобретенных у нерезидентов, организационноправовая форма которых включена в Перечень N 480. Эта категория нерезидентов ранее не была учтена в пп. 140.5.4 п. 140.5 ст.140 разд. IІІ НК Украины.
С 2018 года появятся новые налоговые разницы, увеличивающие финансовый результат до налогообложения.
Так, финансовый результат до налогообложения увеличивается:
- на сумму средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года субъектам сферы физической культуры и спорта, а именно, детско-юношеским спортивным школам, центрам олимпийской подготовки, школам высшего спортивного мастерства, центрам физической культуры и спорта инвалидов, спортивным федерациям по олимпийским видам спорта, которые являются неприбыльными организациями, внесенными в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг в размере, превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. 140.5.13 п. 140.5 ст. 140 разд. IІІ НК Украины);
- на сумму полной или частичной компенсации один раз в календарном году стоимости путевок на отдых, оздоровление и лечение на территории Украины налогоплательщика и/или его детей в возрасте до 18 лет работодателем, который является плательщиком налога на прибыль, в случае, если такая компенсация в соответствии с НК Украины не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица - плательщика НДФЛ.
После перехода плательщика единого налога с 4 группы на общую систему для отгруженного товара (работ, услуг) на едином налоге, а оплаченного уже на общей системе положительная налоговая разница из пп. 140.5.12 п. 140.5 ст. 140 разд. IІІ НК Украины с 2018 года применяться не будет.
С 1 января 2018 года безнадежной не считается задолженность физических лиц, прощенная кредитором. Следовательно, ее списание пополнит положительную налоговую разницу (п. 139.2 cт. 139 разд. IІІ НК Украины), то есть налоговых "расходов" по такому списанию не будет (кроме налогоплательщиков с доходом до 20 млн грн и не изъявивших желание корректировать финансовый результат до налогообложения добровольно).
Уменьшение налога на прибыль: есть новации
Налог на прибыль, подлежащий уплате в Госбюджет Украины налогоплательщиками за текущий налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму уплаченного за такой текущий налоговый (отчетный) период акцизного налога по зарегистрированным акцизным накладным на тяжелые дистилляты (газойль), которые классифицируются в подсубпозиции 2710 19 43 00, 2710 19 46 00, 2710 19 47 10 согласно УКТ ВЭД, в случае, если они были использованы для транспортных средств, классифицируемых в подсубпозиции 8602 10 00 00, 8704 10 10 10 согласно УКТ ВЭД.
Если плательщик налога на прибыль в отчетном периоде не получил прибыли или сумма налога на прибыль меньше суммы акцизного налога, остаток суммы такого налога, не учтенный в уменьшение налога на прибыль за текущий налоговый (отчетный) период, уменьшает налог на прибыль в последующих налоговых (отчетных) периодах (п. 15 подразд. 4 разд. XX НК Украины).
Новые льготы по налогу на прибыль
Временно, до 1 января 2020 года, освобождается от налогообложения прибыль предприятий в размере дохода предприятий, полученного ими от хозяйственной деятельности с использованием газа (метана) угольных месторождений и/или производной сырья газа (метана) угольных месторождений, в том числе газовоздушной смеси с содержанием газа (метана), которая не соответствует требованиям к качеству природного газа, предназначенного для транспортировки, промышленного и коммунально-бытового потребления, которая осуществляется в соответствии с Законом о газе (п. 16 подразд. 4 разд. XX НК Украины).
Суммы средств, высвобожденных в связи с предоставлением налоговой льготы, направляются налогоплательщиком на переоснащение материально-технической базы, внедрение новейших технологий, связанных с добычей, дегазацией и использованием газа (метана) угольных месторождений и/или производного сырья газа (метана ) угольных месторождений, в том числе газовоздушной смеси с содержанием газа (метана), до окончания следующего налогового года.
Если указанные средства не будут использованы по целевому назначению, то сумма дохода включается в базу налогообложения отчетного года, который наступает за налоговым периодом применения льготы.
НДФЛ
В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение, в том числе на реабилитацию инвалидов, на территории Украины налогоплательщика и/или членов его семьи первой степени родства, предоставляемых его работодателем - плательщиком налога на прибыль предприятий безвозмездно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз в календарном году при условии, если стоимость путевки (размер скидки) не превышает 5 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2018-м - до 18 615 грн) (пп. 165.1.35 п. 165.1 cт. 165 разд. IV НК Украины).
Как уже было отмечено выше, что по налогу на прибыль у высокодоходных плательщиков на суммы компенсации по путевкам работнику и/или его детям может быть положительная налоговая разница, увеличивающая объект налогообложения. Хотя формулировки несколько отличаются (корректировать прибыль нужно только относительно путевок, выданных налогоплательщику и его детям, а освобождение от НДФЛ предусмотрено для членов семьи первой степени родства).
Членами семьи физического лица первой степени родства для целей разд. IV НК Украины считаются его родители, муж или жена, дети такого физического лица, в том числе усыновленные (пп. 14.1.263 п. 14.1 cт. 14 разд. I НК Украины).
Порядок налогообложения операций по
продаже (обмену) объектов недвижимого имущества
Для целей НДФЛ отчет об оценке при продаже недвижимости должен в обязательном порядке проходить через единую базу отчетов об оценке (специальная электронная база с доступом через Интернет) (п. 172.3 ст. 172 разд. IV НК Украины).
Отчет должен быть внесен в базу до оформления сделки.
Отчет об оценке, не зарегистрированный в единой базе данных отчетов об оценке, без присвоенного уникального номера в соответствии с требованиями cт. 172 разд. IV НК Украины, является недействительным.
При удостоверении сделок, для которых предусмотрено действующим законодательством Украины получение нотариусом отчета об оценке, нотариус проверяет регистрацию такого отчета в единой базе данных отчетов об оценке и наличие присвоенного ему уникального номера.
НДС
Законом N 2245 изменен порядок блокировки регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировок к налоговым накладным (НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).
Для этого нормы п. 201.16 cт. 201 разд. V НК Украины сократили и фактически всю процедуру блокировки поручили КМУ.
Из НК Украины исключен п. 74.2 cт. 74 гл. 7 разд. II, который предусматривал проведение постоянного автоматизированного мониторинга соответствия НН/РК критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН.
Такие критерии должен был определять Минфин Украины.
Следовательно теперь КМУ должен будет до 1 марта 2018 года определить порядок и основания приостановки регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировок. Пока не будет такого порядка, не будет проводиться и блокировка НН/РК.
Каким будет новый порядок, сказать пока сложно. Возможно, что ситуация еще больше усложнится, а возможно, что мы увидим реальный механизм борьбы со схемами в возмещении НДС и минимизации миллиардных коррупционных схем и потерь бюджета.
Отсутствие критериев приостановки регистрации НН/РК фактически означает, что не будут блокироваться все налоговые накладные, отправляемые на регистрацию с даты, следующей за датой опубликования Закона N 2245 (с 31.12.2017 г.).
Ориентироваться нужно не на дату выписки НН/РК, а на дату подачи их на регистрацию. То есть не важно, когда налогоплательщик выписал НН/РК, важно, когда он подает их на регистрацию. Если это происходит после 31.12.2017 г., то она должна регистрироваться без проблем.
НН/РК, регистрация которых была приостановлена в соответствии с п. 201.1.6 cт. 201 разд. V НК Украины, должны быть зарегистрированы не позже 2 января 2018 года, но при условии, что на счете в Системе электронного администрирования (СЭА) НДС будет необходимый лимит.
Не будут автоматически зарегистрированы:
- приостановленные НН/РК, по которым по состоянию на 01.12.2017 г. не поданы пояснения и копии документов в соответствии с пп. 201.16 2 п. 201.16 cт. 201 разд. V НК Украины;
- НН/РК, в регистрации которых отказано и по состоянию на 01.12.2017 г. по ним не начали процедуру обжалования (судебную или административную);
- НН/РК, приостановленные в декабре (с 01.12.2017 г. по дату опубликования Закона N 2245 - 30.12.2017 г.) и по которым налогоплательщиком после 01.12.2017 г. представлены объяснения и копии документов в соответствии с пп. 201.16.2 п. 201.16 cт. 201 разд. V НК Украины. Их регистрируются в ЕРНН в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 2245. В случае, если в течение 5 рабочих дней не принято и/или не направлено налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день, за днем окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.
Отмена блокировки НН/РК привела к тому, что не будет действовать норма из п. 201.10 cт. 201 разд. V НК Украины относительно достаточного основания для отражения налогового кредита по зарегистрированным в ЕРНН налоговым накладным и расчетам корректировок.
До вступления в силу нового порядка остановки регистрации налоговых накладных КМУ норма о безусловном праве на налоговый кредит по зарегистрированной НН (абзац 3 п. 201.10 cт. 201 разд. V НК Украины) приостанавливается согласно п. 57-1 подразд. 2 разд. XX НК Украины.
Ведь даже в период действия блокировки НН/РК налоговики умудрялись отказать налогоплательщикам в праве на налоговый кредит из-за того, что в НН/РК были допущены ошибки.
Установлен новый срок регистрации уменьшающих расчетов корректировок, составленных на получателя - плательщика НДС.
Получатель должен зарегистрировать его в течение 15 календарных дней со дня получения этого расчета корректировки.
Это весьма важная норма, так как далеко не все поставщики торопятся отправлять уменьшающий расчет корректировки получателю для регистрации. Это может привести к тому, что получателя оштрафуют за несвоевременную регистрацию этого расчета корректировки, ведь налоговиков не интересуют причины несвоевременной регистрации.
Согласно изменениям, внесенным в п. 198.5 cт. 198 разд. V НК Украины, "компенсирующие" налоговые обязательства нужно начисляться только по тем покупкам (приобретениям), которые содержали в себе "входной" НДС.
Как известно, что с 01.07.2015 г. любой НДС должен включаться сначала в налоговый кредит, а уже потом нужно начислять налоговое обязательство, если эта покупка не связана с облагаемыми НДС операциями.
Расширена сфера применения ставки НДС 7 %. Теперь она распространяется, в том числе, на операции по поставке и импорту медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или отвечают требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и/или ввода в эксплуатацию и применения в Украине.
До 2018 года применение ставки НДС 7 % в части медицинских изделий было ограничено перечнем, утвержденным Постановлением N 410.
Расширена льгота на детские книжные издания отечественного производства (пп. 197.1.25 п. 197.1 cт. 197 разд. V НК Украины). Детские книги льготировались и раньше. Уточнение вызвано отсутствием в законах Украины термина "книга" и должно закрыть вопрос о возможности применения льготы к иным детским изданиям (брошюрам и т. п.).
К числу льготируемых операций добавили операции с программной продукцией, плата за которые не считается "роялти" согласно пп. 14.1.225 п. 14.1 cт. 14 разд. I НК Украины.
Для получения бюджетной дотации сельхозпроизводителям размер налогового кредита никакой роли не играет.
При этом с 1 января 2018 года сумма всех видов господдержки не может превышать 150 млн грн на одного сельхозтоваропроизводителя в год - с учетом связанных с ним лиц.
Временно освобождаются от налогообложения НДС операции по вывозу за пределы территории Украины в таможенном режиме экспорта:
- с 01.09.2018 г. до 31.12.2021 г. соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД);
- с 01.01.2020 г. до 31.12.2021 г. семян сурепки или рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД) (п. 63 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
Тем, кто не успеет осуществить экспорт этих техкультур до указанных дат, придется в отношении "входного" НДС, связанного с такими позициями, идущими на экспорт, применять нормы п 198.5 cт. 198 разд. V НК Украины (начислять "компенсирующие" налоговые обязательства).
Освободили от обложения НДС ввоз на таможенную территорию Украины и поставку на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных электродвигателями (одним или несколькими), которые указаны в товарной подкатегории 8703 90 10 10 УКТ ВЭД (в том числе Произведенных в Украине) (до 31.12.2018 г.) (п. 64 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
Временно, до 1 января 2020 г., вводится возможность получения беспроцентной (без пени и штрафов) рассрочки не более чем на два года по уплате "ввозного" НДС - при импорте для собственных нужд оборудования (но - только определенных кодов УКТ ВЭД) (кроме ввоза российского оборудования или ввоза из России). При передаче ввезенного оборудования в аренду, продаже (и другой передаче, предусматривающей распоряжение/пользование) рассрочка прерывается с уплатой оставшейся суммы НДС и пени (п. 66 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
Для это налогоплательщик должен подать контролирующему органу заявление.
Согласно п. 38.10 п. 38 подразд. 10 разд. XX НК Украины, в целях налогообложения НДС необоротные активы, приобретенные (построенные, сооруженные, созданные) до 14 апреля 2014 года и которые по состоянию на 1 января 2017 находятся на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения свободной экономической зоны "Крым" не считаются:
- назначаемыми для использования (или начинают/стали использоваться) в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика;
- непроизводственными необоротными активами, непроизводственными основными средствами или непроизводственными нематериальными активами в понимании НК Украины.
В целях налогообложения НДС приобретенные, производимые товары до 14 апреля 2014 года, которые по состоянию на 1 января 2017 находятся на временно оккупированной территории, не рассматриваются:
- назначаемыми для использования (или начинают/стали использоваться) в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Положения подпунктов "в" и "г" п. 198.5. cт. 198 разд. V НК Украины не применяются.
Акциз
Квас живого брожения исключен из перечня подакцизных продуктов.
Ставка акциза на сигареты повышается на 29,7 %.
Доля общей суммы налоговых обязательств по акцизному налогу на сигареты должна составлять не менее 60 % от средневзвешенной розничной цены продажи сигарет.
Увеличили сроки уплаты "алкогольного" акциза по акцизным маркам - с 5 до 15 дней с момента получения марок.
Внедрение "ГСМщиками" на акцизных складах счетчиков - расходо- и уровнемеров перенесено еще на год - до 2019-го. Но при этом ввели штраф за их отсутствие (который, понятно, тоже минимум год будет "простаивать").
Освободили от обложения акцизным налогом операции по ввозу на таможенную территорию Украины и реализации на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных электродвигателями (одним или несколькими), которые указаны в товарной подкатегории 8703 90 10 10 УКТ ВЭД (до 31.12.2018 г.) (в том числе произведенных в Украине) (п. 19 подразд. 5 разд. XX НК Украины).
Плата за землю
Индекс потребительских цен за 2017, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется с значением 100 %.
Налог на имущество
Статью 126 гл. 11 разд. II НК Украины дополнили новым п. 126.3, который предусматривает, что если контролирующий орган не направил (не вручил) физическому лицу налоговое/налоговые уведомления-решения по налогу на имущество в сроки, установленные соответствующими нормами этого Кодекса, физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом за несвоевременную уплату налогового обязательства вязания.
Ресурсные платежи
Введено понятие "новая скважина" - это та, бурение которой начато после 1 января 2018 года.
Снижение ренты на добычу газа из "новых скважин" - до 12 % и 6 % в зависимости от глубины скважины.
Государство гарантирует, что с 01.01.2018 г. до 01.01.2023 г. будет применяться стимулирующая ставка рентной платы за пользование недрами для природного газа, добытого из новых скважин, установленная НК Украины по состоянию на 1 января 2018 года. Размер стимулирующей ставки не может быть увеличен, а также к ней не могут применяться корректирующие коэффициенты или другие механизмы, которые могут быть предусмотрены НК Украины или иными актами законодательства, которые приведут или могут привести к фактическому увеличению размера налоговых обязательств по рентной плате за пользование недрами для добычи природного газа по сравнению с размером таких налоговых обязательств, рассчитанным согласно НК Украины по состоянию на 1 января 2018 года. В случае внесения изменений в законодательство, регулирующее налоговый порядок стимулирования добычи природного газа, предприятия могут выбрать новый порядок стимулирования.
Ставки экологического налога увеличены на 11,2 %, а ставки рентной платы за пользование недрами в, целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентной платы за специальное использование воды и рентной платы за специальное использование лесных ресурсов - на 16,8 %.
Единый налог
Плательщиков единого налога освободили от уплаты авансового взноса по налогу на прибыль с выплачиваемых юридическим лицам дивидендов. Ведь по сути это был еще один вид налога для этих плательщиков, так как они не могли такой аванс зачесть в счет уплачиваемого налога на прибыль, который у них отсутствовал по известным причинам.
Плательщики единого налога, выплачивающие нерезиденту доходы с источником из Украины, обязаны начислять и уплачивать налог на доходы (налог на репатриацию). Для этого ввели специальную норму - п. 297.5 cт. 297 гл. 1 разд. XIV НК Украины.
Введение этой специальной нормы можно использовать как аргумент в пользу того, что ранее такой обязанности у плательщиков единого налога не было.
Индекс потребительских цен за 2017 год, который используется для определения величины коэффициента индексации нормативйой денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) для целей налогообложения единым налогом четвертой группы, применяется со значением 100 %.
Согласно внесенным изменениям в пп. 38.8 п. 38 подразд. 10 разд XX НК Украины не являются объектом обложения единым налогом в период с 14 апреля 2014 по 31 декабря года, в котором будет завершено проведение антитеррористической операции, земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании плательщиков единого налога четвертой группы (из данной нормы исключены участки на территории населенных пунктов на линии соприкосновения исключены).
Для плательщиков единого налога четвертой группы, у которых местонахождением всех земельных участков является временно оккупированная территория, для перехода на упрощенную систему налогообложения или подтверждения статуса плательщика единого налога четвертой группы в году, следующем после года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства не предоставляется (из абзаца 2 пп. 38.8 п. 38 подразд. 10 разд. XX НК Украины также исключены участки на территории населенных пунктов на линии соприкосновения исключены)
Другие изменения
В новой редакции изложено определение термина "роялти". В частности, оговорено, что роялти не считается платеж за передачу права на распространение образцов объектов права интеллектуальной собственности без права на их воспроизведение.
Введен новый термин - "синдицированный финансовый кредит".
Для юрлиц-резидентов - получателей таких кредитов вводится возможность применения конвенций об избежании двойного налогообложения со странами кредиторов в случае выплаты процентов по этим кредитам (в том числе через агента кредиторов) (п. 103.2 cт. 103 гл. 10 разд. II НК Украины).
В случае когда в соответствии с НК Украины или другими законами Украины контролирующий орган самостоятельно опрёделяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, и направляет (вручает) налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налогоплательщику, такой налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму налогового обязательства в сроки, определенные в НК Украины и в cт. 297 ТК Украины, а если такие сроки не определены, - в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения о таком начислении (п. 57.2 cт. 57 гл. 4 разд. II НК Украины).
Вводится норма о том, что ущерб, причиненный плательщику незаконными действиями (бездействием) должностного или служебного лица контролирующего органа, возмещается за счет бюджета с возможным удержанием такой суммы в порядке регресса с виновного должностного/служебного лица 21.3 cт. 21 разд. I НК Украины).
Должностное или служебное лицо контролирующего органа несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения за незаконные решения, действия или бездействие этого должностного (служебного) лица (п. 21.4 cт. 21 разд. I НК Украины).
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ТК Украины - Таможенный кодекс Украины
Закон N 1160 - Закон Украины от 11.09.2014 г. N 1160-IV "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности"
Закон N 2245 - Закон Украины от 07.12.2017 г. N 2245 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году"
Закон о газе - Закон Украины от 21.05.2009 г. N 1392-VI "О газе (метане) угольных месторождений"
Перечень N 480 - Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющихся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица, утвержденный Постановлением КМУ от 04.07.2017 г. N 480
Перечень N 977 - Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный Распоряжением КМУ от 16.09.2015 г. N 977-р
Перечень N 1045 - Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный Постановлением КМУ от 27.12.2017 г. N 1045
Постановление N 410 - Постановление КМУ от 03.09.2014 г. N 410 "Об утверждении перечня медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 7 процентов"
Письмо N 21674/7/99-99-14-01-02-17 - Письмо ГФСУ от 14.08.2017 г. N 21674/7/99-99-14-01-02-17 "О вступлении в силу постановления Кабинета Министров Украины от 04 июля 2017 года N 480"
Людмила Волинец
"Консультант бухгалтера" N 1 (845) 15 січня 2018 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)