Что изменилось в правилах проведения
архитектурно-строительного контроля

С целью приведения в соответствие разрешительносогласовательных процедур в строительстве с лучшими европейскими практиками, улучшения рейтинга Doing Business по качеству контроля в строительстве, а также обеспечения эффективности и упорядочения отношений в строительстве, предотвращения самовольного строительства и создания афер, подобных "Элита-центр" принят Закон N 1817.

Данным Законом внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере градостроительной деятельности, предусматривающие замену процедуры регистрации декларации на осуществление строительства и приемки в эксплуатацию объектов со средним и значительным классом последствий (ответственности) на основании разрешения на выполнение строительных работ и сертификата соответственно, а объектов с незначительными классами последствий (ответственности) - на основании уведомления. Изменения вступили в силу 10 июня 2017 года.

Также 10 июня 2017 года вступило в силу Постановление N 407, которое внесло изменения в Порядок N 553. Данные изменения продиктованы внесенными изменениями Законом N 1817.

Представляется целесообразным подробнее остановиться на отдельных нововведениях, внесенных в Порядок N 553.

Сроки для плановых проверок

Из п. 4 Порядка N 553 исключена норма об обязанности инспекторов архитектурно-строительного контроля иметь личный штамп с указанием номера и наименования органа государственного контроля, который они представляют. То есть теперь инспектору достаточно иметь только служебное удостоверение.

В п. 6 Порядка N 553 отменена норма о проведении плановой проверки субъектов хозяйствования не чаще одного раза за полугодие. Теперь же периодичность проведения плановых проверок субъектов градостроения на объектах строительства определяется в соответствии с критерием, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере градостроительства.

Такие критерии утверждены Постановлением N 399.

В соответствии с п. 1 Критерия N 399 периодичность проведения плановых проверок зависит от принадлежности объекта строительства к тому или иному классу последствий: с высокой, средней или незначительной степенью риска наступления негативных последствий.

Согласно же с п. 7 Критерия N 399 плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере градостроительства, строительных норм, стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ проводятся со следующей периодичностью:

- с высокой степенью риска - не чаще одного раза в два года;

- со средней степенью риска - не чаще одного раза в три года;

- с незначительной степенью риска - не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, результатом нововведений станет увеличение срока между предыдущей и последующей плановыми проверками.

А вот относительно плановых проверок объектов строительства, заказчиками которых выступают физические лица, сохраняется требование о проведении подобных проверок не чаще одного раза за полугодие.

Такое требование связано с повышенной степенью риска подобных объектов.

Кроме того, из п. 6 Порядка N 553 исключена норма о возможности продления срока проведения плановой проверки на пять рабочих дней по решению руководителя соответствующей инспекции. Это нововведение соответствует требованию ч. 5 ст. 5 Закона о госнадзоре относительно невозможности продления продолжительности плановой проверки.

Измерения в порядке проведения внеплановых проверок

Были внесены некоторые изменения в основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренные п. 7 Порядка N 553. В результате основанием для проведения мероприятий внепланового контроля не может быть необходимость проверки достоверности данных деклараций о начале подготовительных работ, выполнении строительных работ или готовности объекта к эксплуатации.

Внеплановый контроль теперь возможен только для проверки данных уведомления о начале подготовительных или строительных работ. В п. 7 Порядка N 553 также уточняется, что требование главного инспектора строительного надзора Госархстройинспекции может быть основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии оснований, предусмотренных законом.

Изменения, внесенные в абзац 10 п. 7 Порядка N 553, предусматривают увеличение максимального срока проведения внеплановой проверки с пяти до десяти дней. При этом сохраняется норма о возможности продления данного срока на два рабочих дня по решению руководителя соответствующей инспекции. То есть фактически в результате принятых нововведений продолжительность внеплановой проверки увеличивается.

Стоит обратить Ваше внимание на то, что согласно ч. 4 ст. 6 Закона о госнадзоре продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается. То есть норма абзаца 10 п. 7 Порядка N 553 о возможности продления срока внеплановой проверки на два дня противоречит Закону о госнадзоре и её следует отменить.

Полномочия должностных лиц органов государственного
архитектурно-строительного контроля

Заметим, что абзац 11 п. 7 Порядка N 553 дополнен нормой о необходимости проверяющего предоставить предприятию копию направления на проверку. Данное требование направлено на приведение норм Порядка N 553 в соответствие с Законом о госнадзоре.

Стоит указать, что п. 12 Порядка N 553, который предусматривает обязанности инспекторов архитектурно-строительного контроля во время проведения проверки, дополнен новыми абзацами. Установлена норма, предусматривающая способы вручения уведомления о про ведении плановой проверки. Такое уведомление может быть выслано заказным письмом или с помощью электронной почтовой связи, или вручено лично под расписку руководителю субъекта градостроения (или его уполномоченному лицу) с указанием даты начала и окончания проверки не позднее чем за десять дней до ее начала.

Также в п. 12 Порядка N 553 предусмотрено составление ряда актов для фиксации юридически значимых действий во время проверки. Это акты об отказе субъекта градостроительства в допуске должностных лиц архитектурно-строительной инспекции к проведению проверки на объекте строительства или же отказе в предоставлении документов, необходимых для проведения проверки.

Возможно составление акта отсутствия субъекта градостроительства, которому было своевременно выслано уведомление о проведении проверки, на объекте во время её проведения. Данные документы в дальнейшем могут стать основаниями для принятия обоснованных юридически значимых решений.

В п. 14 Порядка N 553, который предусматривает обязанности субъекта градостроительства во время проведения проверки, добавлена норма об обязательности получения предписания органа государственного архитектурно-строительного контроля по результатам проведения плановой или внеплановой проверки. Такое предписание содержит в себе требование об устранении обнаруженных нарушений законодательства.

То есть предприятие не может уклоняться от получения предписания органа государственного архитектурно-строительного контроля по результатам проведения плановой или внеплановой проверки. Обязанность руководителя - получить предписание.

Оформление результатов государственного
архитектурно-строительного контроля

Обратим Ваше внимание на то, что п. 17 Порядка N 553 дополнен новым абзацем об установлении в предписании об устранении обнаруженных нарушений конкретного срока для их исправления в соответствии с приложением к Порядку N 553.

Заметим, что в предыдущей редакции Порядка N 553 не было установлено конкретных сроков для устранения тех или иных нарушений законодательства, обнаруженных в ходе проверки.

То есть раньше инспектор мог самостоятельно, руководствуясь внутренним убеждением, устанавливать срок, достаточный для устранения нарушений норм законодательства. Безусловно, такое положение могло быть источником коррупции. Ведь строительные работы требуют времени, в том числе и для устранения нарушений. А вот сколько времени предоставить для устранения недостатков - решал исключительно инспектор.

Теперь же подобные сроки установлены в Порядке N 553.

Например, в случае применения при строительстве материалов, изделий и конструкций, которые не соответствуют требованиям законодательства, срок для устранения нарушения составляет один месяц.

Ведение исполнительной документации с нарушением установленных норм и правил подлежит устранению в течении пятнадцати рабочих дней.

Подобные сроки не могут быть увеличены или уменьшены инспекторами архитектурно-строительного контроля по собственному усмотрению.

Несколько уточнений внесено в п. 18 Порядка N 553, регулирующий составление акта по результатам проверки.

Например, установлено, что акт подписывается именно в последний день проверки. То есть ни инспектор, ни предприниматель не могут корректировать данный документ уже после того, как проверка состоялась.

Также предусмотрено, что в отдельных случаях копия акта о проведении проверки направляется в аппарат Госархстройинспекции как орган лицензирования для принятия соответствующего решения.

Такими случаями являются проведение на объекте проверки по вопросам невыполнения предписаний об устранении обнаруженных нарушений законодательства, невыполнение строительных норм или проектной документации, приостановка строительных работ. То есть далее может быть поднят вопрос об аннулировании лицензии, выданной строительному предприятию.

Выводы

Таким образом, основными результатами вступления в силу Постановления N 407 являются:

- увеличение срока между предыдущей и последующей плановыми проверками. Если раньше плановую проверку можно было проводить один раз за полугодие, то теперь, как правило, не чаще одного раза в течение двух лет;

- уточнены основания для проведения внеплановой проверки. Срок проведения внеплановой проверки увеличен с пяти до десяти дней. Эти нововведения соответствуют изменениям, внесенным в Закон о госрегулировании.

Однако же, норма о возможности продления срока внеплановой проверки на два дня противоречит ч. 4 ст. 6 Закона о госрегулировании;

- установлены способы вручения уведомления о проведении плановой проверки;

- предусмотрены конкретные сроки для устранения тех или иных нарушений строительных норм, обнаруженных в результате проведения проверки.

Инспектор не может самостоятельно увеличивать или уменьшать установленный срок. Данное нововведение, по нашему убеждению, является наиболее важным, поскольку устранят возможность коррупции при определении срока для устранения нарушений законодательства;

- уточнены права и обязанности как инспекторов архитектурно-строительного контроля, так и руководства проверяемого предприятия в соответствии с нормами Закона о госрегулировании.

Список использованных документов

Закон N 1817 - Закон Украины от 17.01.2017 г. N 1817-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности"

Закон о госнадзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"

Порядок N 553 - Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденный Постановлением КМУ от 23.05.2011 г. N 553

Критерий N 399 - Критерий, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере градостроительства и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденный Постановлением КМУ от 07.06.2017 г. N 399

Постановление N 399 - Постановление КМУ от 07.06.2017 г. N 399 "Об утверждении критерия, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере градостроения и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами государственного архитектурно-строительного контроля"

Постановление N 407 - Постановление КМУ от 07.06.2017 г. N 407 "О внесении изменений в Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля"

Станислав Васильев,
кандидат юридических наук

"Консультант бухгалтера" N 16 (836) 28 серпня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)