Пеня в ВЭД: новые правила применения

Нарушение нерезидентами сроков оплаты полученных товаров, работ или услуг от украинских субъектов хозяйствования, чревато для последних финансовой ответственностью.

Аналогичная ситуация и с задержкой импорта предварительно оплаченных товаров (работ, услуг). Речь в данном случае идет о пене за нарушение сроков расчетов в ВЭД.

Кто осуществляет валютный контроль по экспортно-импортным операциям?

Валютные операции при участии резидентов и нерезидентов подлежат валютному контролю (п. 1 ст. 12 Декрета N 15-93).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Декрета N 15-93 НБУ является главным органом валютного контроля, который:

- осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенным Декретом N 15-93 к компетенции других государственных органов;

- обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций относительно осуществления валютного контроля согласно Декрету N 15-93 и другими актами валютного законодательства Украины.

Основания для начисления ВЭД-пени

Несмотря на то, что во внешнеэкономических контрактах оговариваются сроки осуществления ВЭД-операций, но права сторон договора ограничены, так как эти сроки не должны превышать предельных сроков, оговоренных в Законе N 185.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона N 185 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления [выписки вывозной таможенной декларации (ТД)] продукции, которая экспортируется, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

В соответствии со ст. 2 Закона N 185 импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика продукции (работ, услуг), которая импортируется, нуждаются в заключении центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

Статьей в Закона N 185 предусмотрены специальные сроки расчетов (500 календарных дней) для космической отрасли и самолетостроения.

Требования, предусмотренные статьями 1 и 2 Закона N 185 или установленные НБУ в соответствии со статьями 1 и 2 этого Закона, не распространяются на расчеты по экспортноимпортным операциям инвестора (представительства иностранного инвестора на территории Украины) по соглашению о распределении продукции, которые осуществляются для нужд такого соглашения (в том числе связанные с приобретением оборудования, материалов, оборудования и других товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления работ или осуществления другой деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, в том числе распоряжение частью произведенной продукции, принадлежащей инвестору (представительству иностранного инвестора натерритории Украины), другому инвестору или государству).

Согласно нормам Закона N 185 контроль осуществляется за валютными операциями в рамках текущих торговых операций, поэтому положения указанного Закона не применяются к операциям, которые не относятся к текущим торговым операциям.

Такими неторговыми операциями являются:

- операции, связанные с выполнением обязательств по лизингу;

- операции, с ценными бумагами, которые являются валютными операциями, связанными с движением капитала;

- платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности в виде роялти;

- на операции по перечислению денежных средств нерезиденту на условиях предварительной оплаты за участие резидентов в конференциях, тендерах;

- операции по отчуждению корпоративных прав и т.п.

Параллельно заметим, что Закон N 185 наделил НБУ правом вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели определенные в ст. 1 и ст. 2. указанного Закона.

Пользуясь предоставленным правом, НБУ с 19.11.2012 г. по 28.07.2016 г. непрерывно изменял в меньшую сторону (до 90 календарных дней) сроки, указанные в статьях 1 и 2 Закона N 185.

Нарушение резидентами, кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО на период ее проведения, сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона N 185 или установленных НБУ в соответствии со статьями 1 и 2 этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

С 29.07.2016 г. Постановлением N 361 срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров увеличен НБУ с 90 до 120 календарных дней.

К каким операциям должен применяться новый срок расчетов?

В Письме N 22-0003/67025 НБУ разъяснил, с даты вступления в силу Постановления N 361 (то есть, с 29.07.2016 г.) в случае незавершения расчетов по экспортным, импортным операциям будут распространяться нормы того нормативно-правового акта, который отменяет или смягчает ответственность резидентов.

Согласно п. 5.9 разд. 5 Инструкции N 136 банк предоставляет налоговым органам информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений согласно приложению 2 в случае непоступления в законодательно установленные сроки (или сроки, определенные в заключениях) выручки, товаров.

Учитывая указанное, банки за предыдущий отчетный месяц - июль 2016 года:

- предоставляют налоговым органам указанную в п. 5.9 разд. 5 Инструкции N 136 информацию в случаях, когда в течение отчетного месяца было установлено превышение 120-дневного срока расчетов;

- не предоставляют налоговым органам соответствующую информацию в случаях, когда в течение отчетного месяца было установлено превышение 90-дневного срока расчетов без превышения 120-дневного срока расчетов.

Пример 1. Резидент Украины 15.04.2016 г. отгрузил по ТД товар нерезиденту из Польши на сумму $ 5000 на условиях последующей оплаты. На момент отгрузки товара в действующем законодательстве Украины предельный срок расчетов за отгруженный товар составлял 90 календарных дней и именно он был оговорен во внешнеэкономическом контракте.

Нерезидент из Польши обязан был оплатить стоимость полученного товара до 14.07.2016 г. Однако фактически товар был оплачен 14.08.2016 г.

В этом случае с резидента Украины пеня взыскиваться не будет, так как предельный срок расчетов в июле в соответствии с Постановлением N 361 перенесен до 13.09.2016 г.

Несмотря на то, что в нашем примере с 14.07.2016 г. по 28.07.2016 г. фактически было нарушение действующего законодательства, но из разъяснения НБУ, изложенного в Письме N 22-0003/67025, следует, что банки будут руководствоваться данными за отчетный месяц, то есть июль 2016 года, а не конкретными датами в этом месяце.

Пример 2. Резидент Украины 14.03.2016 г. отгрузил по ТД товар нерезиденту из Германии га сумму € 10 000 на условиях последующей оплаты. На момент отгрузки товара в действующем законодательстве Украины предельный срок расчетов за отгруженный товар составлял 90 календарных дней и именно он был оговорен во внешнеэкономическом контракте.

Нерезидент из Германии обязан был оплатить стоимость полученного товара до 12.06.2016г. Однако фактически товар был оплачен 30.07.2016 г.

В этом случае с резидента Украины пеня (судя по всему) взыскиваться будет в полной сумме, так как предельный срок расчетов был нарушен в июне 2016 года и банк предоставил налоговым органам указанную в п. 5.9 разд. 5 Инструкции N 136 информацию о случаях, когда в течение отчетного месяца было установлено превышение 90-дневного срока расчетов.

В следующем отчетном месяце (июле 2016 года) информация об этих нарушениях банком уже не предоставляется.

Проверить разъяснения НБУ относительно первой половины июля.

Обязательные для соблюдения сроки расчетов в ВЭД установлены также для бартера в ВЭД (если первое событие - отгрузка товаров на экспорт). Товары, импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ТД на экспорт) фактически экспортированных товаров, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг - с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг (ч. 1 ст. 2 Закона о бартере в ВЭД).

Таким образом, действующим законодательством установлены ограничения в сроках погашения дебиторской задолженности по ВЭД-договорам.

Что касается кредиторской задолженности, то сроки расчетов по экспортным операциям с предварительной оплатой, импортным операциям с последующей оплатой и по бартерным операциям, когда первое событие - получение импортных товаров, нормативными документами не регулируются.

Относительно бартерных договоров есть еще один случай, когда предприятию могут начислить ВЭД-пеню. Речь идет о пене за нарушение 5-дневного срока уведомления налоговых и таможенных органов о факте осуществления экспорта (работ, услуг). Заметим, что о товарах в данном случае речь не идет, так как их экспорт невозможен без участия таможенных органов.

Такая пеня начисляется на основании ч. 4 ст. 3 Закона о бартере в ВЭД в размере 1 % стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки в подаче уведомления.

Форма Уведомления об экспорте или импорте работ, услуг по бартерному договору приведена в приложении 1 к Порядку N 404.

Информация, приведенная в Уведомлении об экспорте или импорте работ, услуг по бартерному договору, служит для осуществления контроля со стороны налоговых и таможенных органов за соблюдением сроков проведения товарообменных операций, установленных ст. 2 Закона о бартере в ВЭД.

В случае применения вексельной формы расчетов при осуществлении экспортных операций зачисление выручки на валютные счета резидента-экспортера в уполномоченных банках должно быть в сроки выплаты задолженностей, указанных в контрактах, но не позднее 120 календарных дней (а до 28.07.2016 р. - 90 календарных дней) с даты таможенного оформления экспортируемой продукции.

Как продлить предельный срок расчетов по ВЭД-операциям

Безнаказанно превысить предельный срок расчетов в ВЭД резидент Украины сможет лишь на основании заключения Минэкономразвития Украины.

Перечень операций, по которым установленный срок проведения расчетов может быть продлен, приведен в п. 2 Порядка N 1409. К ним, в частности, относятся операции по договорам:

- производственной кооперации;

- консигнаций;

- комплексного строительства;

- тендерной поставки;

- гарантийного обслуживания;

- поставки сложных технических изделий, товаров специального назначения.

Порядок рассмотрения Минэкономразвития Украины документов, необходимых для получения заключения относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также основания для отказа в его выдаче определяет Положение N 15.

Выдача заключений осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минэкономики от 18.01.2008 г. N 15.

Согласно п. 5 Порядка N 1409 датой подачи документов, на основании которых выдается заключение, считается дата их регистрации в Минэкономразвития Украины.

Срок продления расчетов не может начинаться ранее даты регистрации в Минэкономразвития Украины указанных документов.

При этом после обращения в Минэкономразвития за заключением резидент должен письменно уведомить об этом орган фискальной службы по месту своей регистрации (п. 6 Порядка N 1409).

Минэкономразвития рассматривает поданные предприятием документы в течение 10 рабочих дней после их регистрации и выдает заключение или письменно отказывает в его выдаче с указанием оснований (п. 7 Порядка N 1409).

Порядок расчета пени по внешнеэкономическим операциям

Пеня начисляется с первого дня после окончания законодательно установленного предельного срока ВЭД-расчетов и до момента полного возврата валютной выручки из-за границы (или поставки продукции по импортным и бартерным контрактам).

Прекращается начисление пени если ее общая сумма достигнет стоимости недопоставленного товара или недополученной валютной выручки.

Контроль сроков проведения расчетов, установленных Законом о расчетах в инвалюте, осуществляют банковские учреждения в соответствии с требованиями Инструкции N 136.

По экспортным операциям отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня оформления ТД или подписания акта, счета (инвойса) или иного документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи) (п. 2.2 разд. 2 Инструкции N 136).

По импортным операциям отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня осуществления импортных операций резидентов [кроме инвесторов (представительств иностранных инвесторов на территории Украины) по соглашениям о разделе продукции, контроль за своевременностью расчетов которых не осуществляется], которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает установленный законодательством Украины срок с момента осуществления авансового платежа, выставления векселя в пользу поставщика импортируемого товара или при применении расчетов в форме документарного аккредитива с момента осуществления банком платежа в пользу нерезидента,

требуют получения заключения (п. 3.2 разд. 2 Инструкции N 136).

Если окончание 120-дневного срока (до 28.07.2016 г. - 90-дневного срока) приходится на выходной или праздничный день, то предельный срок проведения расчетов по ВЭД-операциям переносится на следующий рабочий день (абзац 2 п. 3 Письма N 28-311/711-1782).

Со 121 дня (до 28.07.2016 г. - с 91 дня) с предприятия взыскивается пеня в размере 0,3 % суммы неполученной выручки (недополученного товара) в иностранной валюте за каждый день просрочки платежа, пересчитанной в гривни по курсу НБУ на день возникновения задолженности.

Пример 3. Предприятие перечислило предоплату нерезиденту 29.07.2016 г. В этом случае отсчет 120-дневного срока начинается с 30.07.2016 г., а товары резидент должен получить не позднее 26.11.2016 г. Если к тому моменту товары не поступят, то с 27.11.2016 г. с предприятия-резидента будет взыскиваться пеня в размере 0,3 % отстоимости неполученных товаров.

Если специальными законами Украины установлены сроки расчетов, которые отличаются от определенных статьями 1 и 2 Закона N 185, то банк при осуществлении контроля за соблюдением резидентом этих сроков руководствуется нормами этих законодательных актов (п. 1.8 разд. 1 Инструкции N 136).

По экспортным операциям расчет пени прекращается после зачисления выручки по ВЭД-операции на валютный счет предприятия-экспортера.

Что касается импортных операций, то начисление пени прекращается после:

- получения информации об этой операции в реестре ТД (если для таможенного оформления продукции используется ТД);

- предъявления резидентом документа (кроме ТД), который используется для таможенного оформления продукции (если для таможенного оформления продукции не используется ТД);

- предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора подтверждает выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и неимущественных прав, предназначенных для продажи.

При этом контролирующие органы считают, что день импорта товара (предоставления работ, услуг) из расчета пени не исключают, а наоборот, считают последним днем просрочки, за который уплачивается пеня.

Кроме того, в некоторых случаях снять операцию с валютного контроля и остановить исчисление 90-дневного срока проведения расчетов в ВЭД поможет зачет встречных однородных требований.

Однако учтите: такой зачет возможен не всегда. Так, п. 4 Постановления N 342 запрещает уполномоченным банкам снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачетом:

- в иностранной валюте 1-й группы Классификатора и в российских рублях (независимо от суммы операции);

- в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачетом в рамках одного договора, превышает эквивалент 500 000 долларов США).

Таким образом, если экспортер не подпадает под ограничения, предусмотренные Постановлением N 342 (обязательства в ВЭД-договоре выражены не в валюте 1 группы Классификатора валют и не в рублях, а сумма таких обязательств не превышает 500 000 долларов США), то он может прекратить расчет 120-дневного срока (а до 28.07.2016 р. - 90-дневного срока) расчетов в ВЭД путем зачета встречных однородных требований со своим иностранным контрагентом.

Контроль за поступлением товаров по импорту в рамках бартерных договоров осуществляют таможенные органы. В свою очередь, налоговики контролируют своевременность импорта работ и услуг по бартерным ВЭД-договорам. Такой механизм контроля установлен ч. 4 ст. 3 Закона о бартере в ВЭД.

Налоговики с помощью таможенных органов контролируют 180-дневный срок проведения расчетов по бартеру, а начиная со 181 дня со дня вывоза товара на экспорт (при условии, что встречный импорт так и не состоялся), начинается начисление пени в размере 0,3 % стоимости неполученных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки импорта.

Какой орган имеет право начислять пеню по внешнеэкономическим операциям

Контроль за своевременным проведением расчетов по экспортным и импортным операциям своих клиентов осуществляют банковские учреждения.

Следовательно, именно банк обязан следить за тем, чтобы субъекты хозяйственной деятельности успели выполнить расчеты по ВЭД-операциям в течение 120 календарных дней (а до 28.07.2016 р. - 90 календарных дней).

Если в отведенный законодательством срок выручка на счет экспортера не поступит (импортер не получит товары), банк выявит это нарушение и на основании п. 5.9 Инструкции N 136 предоставит информацию об этом налоговым органам.

Непосредственно налоговые органы начисляют пеню и будут взыскивать ее с нарушителей. Такие действия входят в компетенцию налоговиков согласно пп. 54.3.3 п. 54.3 ст. 54 гл. 3 разд. II НК Украины.

Сумму начисленной пени налоговики указывают в налоговом уведомлении-решении, которое они составляют на основании п. 58.1 ст. 58 гл. 4 разд. II НК Украины. Налоговое уведомление-решение составляется по форме "С", которая составляется в случае применения штрафной (финансовой) санкции (штрафа) и/или пени за нарушения норм другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности (приложение 10 к Порядку N 1204).

Сумму пени, указанную в налоговом уведомлении-решении, предприятие должно уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения (в случае проведения административного или судебного обжалования - в течение 10 календарных дней, следующих заднем согласования).

Десятидневный срок уплаты денежного обязательства предусмотрен п. 57.3 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины и указан в самой форме налогового уведомления-решения.

Если же предприятие не согласно с фактом начисления пени, то оно имеет право обжаловать решение, принятое налоговиками, в административном или судебном порядке по правилам ст. 56 гл. 4 разд. II НК Украины. Решение об обжаловании нужно принять в течение 30 дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения. Если же этого не сделать, то сумма денежного обязательства, указанного в налогового уведомления-решения, считается согласованной и подлежит уплате.

Аналогичная процедура начисления пени и в случае нарушения 180-дневного срока расчетов по бартерному ВЭД- договору.

Единственная разница - контроль за поступлением импортных товаров по бартерному договору осуществляют таможенные органы. И именно они в случае нарушения предельного срока расчетов обязаны уведомить об этом налоговиков. А дальше все в описанной выше последовательности: выписка налогового уведомления-решения и уплата пени (обжалование налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке).

Когда начисление пени по ВЭД-операциям приостанавливается

Нарушение установленных сроков расчетов в ВЭД может быть вызвано:

- несоблюдением нерезидентом сроков, предусмотренных в экспортно-импортных контрактах;

- форс-мажорными обстоятельствами.

В первом случае, как предусмотрено ч. 2 ст. 4 Закона N 185 и абзацем 1 ч. 3 ст. 3 Закона о бартере в ВЭД, резидент может подать исковое заявление в суд о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами.

Рассмотрение таких дел осуществляется украинским судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины (ТПП Украины). Подача иска приостанавливает течение сроков расчетов в ВЭД и пеня за их нарушение за этот период не уплачивается.

Дальнейшая судьба пени будет зависеть от того, какое решение вынесет судебный орган, принявший иск к рассмотрению.

Если суд принимает решение об отказе в иске (полностью или частично), о прекращении (закрытии) производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения, то расчет сроков осуществления ВЭД-операций возобновляется. При этом пеню за их нарушение придется уплатить за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены. В случае частичного отказа в иске пеня начисляется в той части, в которой будет отказано.

Если судом или арбитражным судом принято решение о полном удовлетворении исковых требований резидента, пеня перестает взыскиваться с даты принятия иска к рассмотрению.

Законом N 185 предусмотрено единое основание для освобождения резидента от начисления пени за нарушение сроков расчетов по экспортным/импортным операциям, а именно: принятие судом решения об удовлетворении иска резидента о взыскании с нерезидента соответствующей задолженности по внешнеэкономическому договору.

В случае добровольной уплаты нерезидентом долга, возникшего вследствие несоблюдения им законодательно установленных сроков расчетов, после судебного производства(принятия к рассмотрению) по обращению резидента, пеня за нарушение сроков расчетов начисляется с момента возникновения нарушения до момента погашения долга нерезидентом.

Из-за форс-мажорных обстоятельств течение сроков расчетов по ВЭД-операциям приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Факт возникновения форсмажорных обстоятельств подтвердит сертификат ТПП Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения сторон договора (контракта) или третьей страны согласно условиям контракта.

Статья 4 Закона N 185 освобождает от начисления ВЭД-пени субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения АТО, на весь период ее проведения.

Единственным и достаточным документом, который подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения АТО, также будет сертификат ТПП Украины.

Применяется ли срок исковой давности для начисления пени в сфере ВЭД?

Согласно п. 102.1 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК Украины, не позднее окончания 1095 дня (2555 дня в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 разд. I НК Украины), следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 ст. 133 разд. IІІ НК Украины, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее, - за днем ее фактического представления.

Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В случае представления плательщиком налога уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

Подпунктом 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины определено, что денежное обязательство налогоплательщика - сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Исходя из изложенного, применение контролирующими органами санкций за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе начисление пени за нарушение сроков расчетов, должно осуществляться с учетом срока исковой давности (1095 дней).

Налоговый и бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете пеню за несоблюдение сроков расчетов в ВЗД включают в состав прочих расходов операционной деятельности.

Начисляют пеню корреспонденцией по дебету субсчета 948 "Признанные штрафы, пени, неустойки" и кредиту субсчета 642 "Расчеты по обязательным платежам".

В налоговом учете отдельные правила для учета суммы пени в составе расходов не предусмотрены и корректировок финансового результата проводить не нужно. Следовательно, сумма пени уменьшает объект обложения налогом на прибыль в момент начисления пени и включения ее в состав расходов в бухгалтерском учете.

Напомним, что расчет штрафных (финансовых) санкций (штрафа) или пени, в том числе за нарушение срока расчета в сфере внешнеэкономической деятельности, прилагается налоговыми органами к налоговому уведомлению-решению по форме "С". Налогоплательщик сам такой расчет не производит, а только проверяет его после получения от контролирующего органа.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон N 185 - Закон Украины от 23.09.1994 г. N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте"

Закон о бартере в ВЭД - Закон Украины от 23.12.1998 г. N 351-XIV "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности"

Декрет N 15-93 - Декрет КМ Украины от 19.02.1993 г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля"

Инструкция N 136 - Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.1999 г. N 136

Положение N 15 - Положение о порядке выдачи заключений относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденное приказом Минэкономики Украины от 18.01.2008 г. N 15

Порядок N 404 - Порядок уведомления органов государственной налоговой службы субъектами внешнеэкономической деятельности об осуществлении товарообменных операций во исполнение части 4 статьи 3 Закона Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности", утвержденный Приказом ГНАУ от 26.08.2003 г. N 404

Порядок N 1409 - Порядок продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденный Постановлением КМУ от 29.12.2007 г. N 1409

Постановление N 342 - Постановление Правления НБУ от 07.06.2016 г. N 342 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины"

Постановление N 361 - Постановление Правления НБУ от 28.07.2016 г. N 361 "О внесении изменений к некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины"

Письмо N 28-311/711-1782 - Письмо НБУ от 16.02.2006 г. N 28-311/711-1782 "Относительно изменений к формам статистической отчетности NN 531, 538"

Письмо N 22-0003/67025 - Письмо НБУ от 10.08.2016 г. N 22-0003/67025 "Об исчислении срока расчетов по экспортным, импортным операциям и информировании налоговых органов о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений срока расчетов"

Людмила Волинец

"Консультант бухгалтера" N 17 (813) 12 вересня 2016 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)