Трудоустройство иностранцев в Украине:
правовые и налоговые особенности1

Как известно, в Украине про­живают и трудятся иностранные граждане. Однако каждая страна заинтересована, прежде всего, в трудоустройстве собственных граждан, поэтому со стороны государства, в том числе украинского, предусмотрены определенные меры, которые трудоустройство иностранцев ограничивают.

Сегодня мы рассмотрим воп­росы, связанные с трудоуст­ройством иностранцев в Ук­раине и налогообложением их заработной платы.

Разрешение на трудоустройство иностранца: кому оно необходимо

Частью 4 ст. 3 Закона заня­тости населения (2) предусмот­рено два варианта трудоустройс­тва иностранцев.

Согласно первому вариан­ту (абзац 2 ч. 4 ст. 3 Закона о занятости (2)) иностранцы и лица без гражданства (далее - иностранцы), которые прибыли в Украину для трудоустройства на определенный срок, прини­маются на работу на основании разрешения на применение труда иностранца (далее - разрешение). Процедура выдачи, продления срока действия и аннулирования такого разреше­ния определена Порядком N 437, принятым во исполнение Закона о занятости (2).

Без вышеуказанного разреше­ния на трудоустройство (второй вариант) работу в Украине могут получить иностранцы (абзац 1 ч. 4 ст, 3 Закона о занятости (2)):

- которые постоянно прожи­вают в Украине;

- которые признаны в Украи­не беженцами;

- которым предоставлено убежище, в Украине;

- которые признаны лицами, нуждающимися в дополни­тельной защите;

- которым предоставлена временная защита;

- которые получили разреше­ние на иммиграцию в Украину.

Кроме того, ч. 6 ст. 42 Закона о занятости (2) дополнительно предусмотрена категория граж­дан, которые могут работать в на­шем государстве без получения разрешения. К ним, в частности, относятся:

- представители иностранно­го морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;

- работники зарубежных средств массовой инфор­мации, аккредитованные для работы в Украине;

- спортсмены; которые при­обрели профессиональный статус, артисты и работники искусства для работы в Украине по специальности;

- работники аварийно-спаса­тельных служб для выполнения срочных работ.

Обращаем внимание на то, что ч. 2 ст. 42 Закона о занятости (2) установлено, что разрешение работодателю на применение труда иностранца выдается при условии, что в Украине (регионе) отсутствуют квалифициро­ванные работники, способные выполнять соответствующий вид работы, или есть достаточное - обоснование целесообразнос­ти применения их труда.

Как обосновать целесообразность привлечения
к работе иностранца?

В п. 4 Порядка N 437 гово­рится, что под целесообразное и достаточное обоснование попадают, например, случаи, когда иностранец претендует на заня­тие должности руководителя, заместителя руководителя или другой руководящей должности при условии, что такой иностра­нец является;

- учредителем юридическо­го лица;

- претендует на занятие долж ности, которая предусматривает создание объектов авторского

права и (или) смежных прав как основную трудовую обязан­ность;

- имеет диплом о высшем образовании одного из учебных заведений, отнесенных к первой сотне в одном из мировых рей­тингов текущего, прошлых или позапрошлых годов.

Получение разрешения на трудоустройство иностранцев

Разрешение оформляет ра­ботодатель, пригласивший на работу иностранцев. Обращаться нужно в территориальный ор­ган государственной службы занятости по местонахождению юридического лица.

Перечень документов, кото­рые работодатель обязан пре­доставить в центр занятости для получения разрешения, содержат пункты 6 - 8 Порядка N 437.

После представления доку­ментов территориальный орган службы занятости в течение 7 рабочих дней со дня регист­рации документов принимает решение о выдаче, отказе в выдаче, продлении действия, отказе в продлении действия или аннулировании разрешения (п. 13 Порядка N 437).

Разрешение выдают на срок, указанный в трудовом договоре (контракте), но не более чем на один год. Если трудовой договор (контракт) является бессрочным, то разрешение выдают на один год. Но действие такого разрешения может быть продлено неограниченное количество раз на тот же срок (п. 18 Порядка N 437).

Для лиц, которые относятся к внутрикорпоративным цесси­онариям (руководящий персо­нал, менеджер и специалисты), разрешение выдается не более чем на 3 года, и его действие может быть продлено на 2 года неограниченное количество раз (п. 19 Порядка N 437).

Внимание! На этом общение с территориальным органом службы занятости не заканчи­вается, В соответствии с п. 27 Порядка N 437 работодатель после получения разрешения в течение 7 рабочих дней с момен­та заключения с иностранцем трудового договора (контракта) предоставляет туда удостоверен­ную им копию такого договора.

В Письме N ДЦ-09-4005/0/6-12 разъясняется, что иностранец не имеет права работать на двух и более предприятиях в Украине, поскольку законодательство предусматривает возможность выда­чи только одного разрешения на трудоустройство.

Кроме того, получение инос­транцем в Украине высшего образования не освобождает его от необходимости получения та­кого разрешения. И хотя Письмо N ДЦ-09-4005/0/6-12 написано при действии старого (аналогич­ного) Порядка N 322, и старого Закона о занятости (1), его вы­воды актуальны и сейчас.

Обращаем внимание на то, что при заключении договора под­ряда с иностранцем получать разрешение не нужно. Данный вывод подтверждается и в Пись­ме NДЦ-09-588/0/6-13. В нем разъясняется, что действующим законодательством Украины (ХК Украины, Закон о госрегистра­ции) не предусмотрено получение разрешения на использование труда иностранцами, оформив­шими свои правоотношения с работодателями на основании гражданско-правовых согла­шений (договоров подряда).

Плата за выдачу разрешения и когда ее нет

Выдача разрешения является платной: она обходится в четы­ре минимальные заработные платы (п. 2 Постановления N 437), которые зачисляются в бюджет «безработного» Фонда, что подтверждается квитан­цией о внесении платы (п. 15 Порядка N 437).

В настоящее время плата за разрешение равна 5512 грн (1378 грн х 4). С 01.05.2016 г. такая плата составит 5800 грн (1450 грн х 4), а с 01.12.2016 г. - 6200 грн (1550 грн х 4).

В случае невнесения работо­дателем такой платы в течение 10 рабочих дней со дня получе­ния им решения о выдаче раз­решения, направленного почтой с уведомлением о вручении, такое решение отменяется. Если деньги поступят своевре­менно, то территориальный орган службы занятости офор­мляет и выдает разрешение в течение 3 рабочих дней со дня их зачисления (п. 16 Порядка N 437).

А вот для лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, плату за выдачу разрешения не взима­ют (абзац 2 ч. 3 ст. 42 Закона о занятости (2)1 Такую же норму содержит и п. 2 Постановления КМУ N 437, но к получателям статуса беженца добавлены и лица, которые нуждаются в дополнительной защите. Также плату не взимают с лиц, предоставивших документы для продления разрешения (п. 2 Постановления N 437).

Работник-иностранец у ФЛПа: можно ли

К сожалению, ФЛП не имеет права использовать труд инос­транцев при наличии вышеука­занного разрешения. Почему?

Не знаем, но в ст. 42 Закона о занятости (2) речь идет об ис­пользовании труда иностранцев предприятиями, учреждениями и организациями. А в Письме N ДЦ-09-6306/0/6-13 со ссылкой на ст. 42 Закона о занятости (2) прямо указано, что действующее законодательство Украины не предусматривает возможности предоставления разрешения на применение труда иностранцев физлицу-предпринимателю.

А вот Договор подряда с иностранцем ФЛП оформить сможет. Об этом еще при дейс­твии старого Закона о занятос­ти (1) говорилось Госцентром занятости в Письме N ДЦ-09-276/0/6-12.

Применение санкций к работодателю

В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона, о занятости (2) тру­доустройство иностранца без разрешения обойдется работо­дателю недешево: с 01.01.2016 г. по 31.04.2016 г. в 27 560 грн (в размере 20 минимальных зарплат, установленном на мо­мент выявления нарушения), а с 01.05.2016 г. - еще дороже.

Трудоустройство иностранца на иных условиях, нежели пре­дусмотренные разрешением, будет стоить работодателю 10-кратного размера минималь­ной заработной платы, установ­ленного на момент выявления нарушения (с 01.01.2016 г. по 31.04.2016 г. - 13 780 грн).

Кроме того, статьей 204 КУоАП установлено, что нару­шение порядка трудоустройства иностранцев и оформления для них документов должностными лицами предприятий влечет на­ложение штрафа от 100 до 200 нмдг (от 1700 до 3400 грн).

Особенности налогообложения зарплаты иностранцев

В соответствии с пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 разд. IV НК Украины физлицо-нерезидент, получающее доходы из источ­ника их происхождения в Укра­ине, является плательщиком НДФЛ.

Особенности налогообло­жения доходов, полученных нерезидентами, установлены в п. 170.10 ст. 170 разд. IV НК Украины. Согласно ему доходы с источником их происхождения в Украине, которые начисляют (выплачивают, предоставляют) в пользу нерезидентов, облагаются НДФЛ по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особен­ностей, определенных некото­рыми нормами раздела IV НК Украины для нерезидентов).

Если доходы нерезиденту выплачивает резидент (юри­дическое лицо или самозаня­тое лицо), то такой резидент считается налоговым агентом нерезидента в отношении этих доходов. Во время заключения договора с нерезидентом, условия которого предусматривают получение им дохода с источни­ком происхождения в Украине (в частности, и при заключении трудового договора), резиден­ту следует указать в договоре ставку налога, которую будут применять к таким доходам (пп. 170.10.3 п. 170.10 ст. 170 разд. IV НК Украины).

Во время выплаты зарплат­ного дохода иностранцу при­меняют ставку 18 % (п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины). Поскольку доходы работника-иностранца облагают НДФЛ, то они становятся и объектом обложения военным сбором: никаких исключений в отноше­нии работников-нерезидентов п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины не устанавливает.

Казалось бы, ничего сложно­го, однако как определить, кого считать резидентом для исчис­ления НДФЛ, а кого - нет.

Что касается определения физических лиц-нерезидентов, в НК Украины имеется весьма лаконичная формулировка: не­резиденты - это физические лица, не являющиеся резиден­тами Украины (подпункт «в» пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Подпункт «в» пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 разд. I HK Украины дает, в том числе, следующее определение резиденту: фи­зическое лицо, имеющее мес­тожительство в Украине.

Если у физического лица есть местожительство также в иностранном государстве, его считают резидентом, если та­кое лицо постоянно проживает в Украине. Когда же лицо имеет место постоянного жительства также в иностранном государс­тве, его считают резидентом, если у него есть более тесные личные или экономические связи (центр жизненных инте­ресов) в Украине.

Если государство, в кото­ром физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если оно не имеет места постоян­ного жительства ни в одном из государств, его считают резидентом, если оно пребывает в Украине не менее 183 дней.

Если нерезидент является наемным работником украин­ского работодателя, то опре­делить срок его пребывания в Украине не сложно, поскольку это подтверждается справкой о регистрации места жительства или места нахождения. Также ГНСУ в Письме N 14633/К/12-0016 уточняется, что подтверж­дением нахождения лица в Украине свыше 183 дней явля­ется паспортный документ, а также документы, на основании которых оно временно прожи­вает в Украине.

Примерно такие же посту­латы в вопросе определения статуса резидентства физи­ческого лица изложены и в Письме N 422/В/26-50-17-03-12. В редакционном комментарии к нему мы с сожалением от­мечали, что окончательного вывода в вопросе определения резидентства налоговики не сделали.

Напомним, что для отраже­ния в форме N 1ДФ выплаты дохода иностранцу для него следует получить идентифи­кационный код.

МГУ ГФСУ - централь­ный орган по ОКП в Письме N 4262/10/28-10-06-11 разъ­яснило, что физическое лицо

- плательщик налогов незави­симо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которого ранее не формировалась учет­ная карточка плательщика налогов и которое не включено в Госреестр, обязано предста­вить в соответствующий кон­тролирующий орган учетную карточку физического лица

- плательщика налогов, ко­торая является одновременно заявлением для регистрации в Госреестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность (п. 70.5 ст. 70 гл. 6 разд. II НК Украины).

Документы, связанные с выплатой доходов физичес­ким лицам, не имеющим регис­трационного номера учетной карточки плательщика налогов, считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины (п. 70.13 ст. 70 гл. 6 разд. II НК Украины).

В Письме N 4262/10/28-10-06-11 налоговики напомнили, что непредставление, пред­ставление не в полном объеме, с недостоверными сведения­ми или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налога, ко­торые привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика на­лога и/или к смене плательщика налога, влекут наложение штра­фа в размере 510 грн (повторно в течение года - 1020 грн).

Что касается единого взноса на общеобязательное государс­твенное социальное страхование (ЕСВ), то работодатель должен начислить его на зарплату ра­ботников-иностранцев. Такой вывод следует из п. 1 ч. 1 ст. 4 и абзаца 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о едином взносе. Начисление ЕСВ осуществляют по общей ставке 22 % (абзац 1 ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе).

_____________

1 Статья любезно предоставлена нам журналом «Бухгалтер» N 13 (825)/2016 (подписной индекс 74201)

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Закон о занятости (1) - Закон Украины от 01.03.1991 г. N 803-ХІІ «О занятости населения» (утратил силу)

Закон о занятости (2) - Закон Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI «О занятости населения»

Закон о свободе передвижения - Закон Украины от 11.12.2003 г. N 1382-ІV «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»

Порядок N 322 - Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использо­вание труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденный Постановлением КМУ от 08.04.2009 г. N 322 (утратил силу)

Порядок N 437 - Порядок выдачи, продления и аннулирования разрешения на применение труда инос­транцев и лиц без гражданства, утвержденный Постановлением КМУ от 27.05.2013 г. N 437

Постановление N 437 - Постановление КМУ от 27.05.2013 г. N 437 «Вопросы выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства»

Письмо N ДЦ-09-276/0/6-12 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 18.01.2012 г. N ДЦ-09-276/0/6-12 «Относительно трудоустройства иностранных граждан в Украине»

Письмо N 14633/К/12-0016 - Письмо ГФСУ от 08.06.2012 г. N 14633/К/12-0016 «О рассмотрении письма (относительно порядка определения резидентського статуса физического лица)»

Письмо N ДЦ-09-4005/0/6-12 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 16.08.2012 г. N ДЦ-09-4005/0/6-12 «Относительно исполнения законодательства о заня­тости предприятиями, учреждениями и организациями и порядка оформления разрешения на трудоустройство иностранца»

Письмо N ДЦ-09-588/0/6-13 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 05.02.2013 г. N ДЦ-09-588/0/6-13 «Относительно необходимости получения разрешения на применение труда иностранного гражданина»

Письмо N ДЦ-09-6306/0/6-13 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 03.10.2013 г. N ДЦ-09-6306/0/6-13 «Относительно права физических лиц-предпри­нимателей применять труд иностранцев и лиц без гражданства в Украине»

Письмо N 422/В/26-50-17-03-І2 - Письмо Государственной налоговой инспекции в Голосеевском районе в г. Киеве от 08.07.2014 г. N 422/В/26-50-17-03-12 «Относительно предоставления справки о подтверждении статуса налогового резидента Украины»

Письмо N 4262/10/28-10-06-11 - Письмо Межрегионального главного управления ГФСУ от 26.02.2016 г. N 4262/10/28-10-06-11 «Относительно порядка отражения дохода нерезидента»

"Консультант бухгалтера" N 9 (805) 4 травня 2016 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)