Чем запомнился 2015 год
(Часть 1)
2015 год выдался архисложным для субъектов хозяйствования и, прежде всего, бухгалтеров. Изменений, произошедших в этом году, с лихвой хватило бы на десяток лет, а нашим бухгалтерам все это пришлось изучать, осваивать и внедрять в жизнь на протяжении всего года.
Теперь пришло время все эти изменения вспомнить и систематизировать, чтобы подвести итоги уходящего года и успешно составить налоговую и финансовую отчетность. К тому же не факт, что в следующем году нам с вами не придется все начинать сначала, так как у нас планируется очередная новая налоговая реформа.
Если кратко охарактеризовать изменения, произошедшие в налогообложении в 2015 году, то основные из них такие:
- изменен перечень налогов и сборов и льгот по ним;
- изменены критерии для плательщиков единого налога и условия пребывания их на упрощенной системе налогообложения;
- кардинально изменен порядок администрирования налога на прибыль, НДС и акцизного налога;
- изменены ставки и объект обложения НДФЛ;
- расширили базу для взимания военного сбора;
- налог на имущество включил в себя три полноценных налога;
- произошли существенные изменения в порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ);
- предпринята попытка применить налоговый компромисс;
- изменился порядок определения курса иностранной валюты и изменились учетные ставки НБУ;
- изменен порядок применения РРО;
- всех работодателей обязали подавать уведомления о приеме на работу наемных работников;
- изменен порядок оплаты больничных и исчисления средней зарплаты для оплаты пособий по социальному страхованию и т. д.
В 2015 году в бухгалтерском учете изменений было немного, но они имели место и о них важно помнить.
Изменения в перечне налогов и сборов, их администрировании и льгот по ним
Кабмином Украины 2015 год был задекларирован как год начала налоговой реформы, которая заключалась, прежде всего, в резком сокращении количества налогов и сборов и уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщика.
Реально никакого сокращения количества налогов и сборов не произошло. Просто часть налогов объединили в отдельную группу, к тому же не всегда такое объединение было корректным. Налоговая нагрузка на бизнес также практически не уменьшилась.
Фундаментальная идея налоговой реформы заключается в смещении акцентов в сторону непрямых налогов (усилению роли НДС и различного рода акцизов).
Изменения в перечне налогов и сборов
Согласно п. 9.1 ст. 9 разд. I НК Украины к общегосударственным налогам в 2015 году относятся:
- налог на прибыль предприятий;
- НДФЛ;
- НДС;
- акцизный налог;
- экологический налог;
- рентная плата (рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины; рентная плата за специальное использование воды; рентная плата за специальное использование лесных ресурсов; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепро-дуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины);
- пошлина.
Исключен из перечня общегосударственных налогов и сборов - сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество (налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортный налог; плата за землю);
- единый налог.
К местным сборам относятся: сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.
Из перечня местных налогов и сборов исключен сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (торговые патенты).
В соответствии с п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.
Согласно п. 29 подразд. 10 разд. XX НК Украины временно, до 1 января 2016 года, устанавливается сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.
Изменения в налоговом администрировании
налогов и сборов
Если нет объекта декларирования, тогда налоговую отчетность подавать не нужно. Налоговую декларацию следует подавать за каждый отчетный период, в котором:
- возникают объекты налогообложения;
- имеются показатели, подлежащие декларированию.
Исключение составляют плательщики, имеющие действующую (в том числе приостановленную) лицензию на деятельность с подакцизной продукцией. Им декларации подавать придется за каждый период, независимо от того, проводилась в периоде хозяйственная деятельность или нет.
Налоговая отчетность по НДС подается в электронной форме контролирующему органу всеми плательщиками этого налога с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (абзац 2 п. 49.4 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
С 1 сентября 2015 года отправку отчетности почтой можно будет делать не позднее чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи отчета (раньше - не позднее чем за 10 дней).
Если форма декларации не отвечает закону, то НК Украины разрешает подать вместе с ней дополнение. Так вот, п. 46.4 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины пополнился указанием, что если налогоплательщик должен отчитываться в электронной форме, то и дополнение тоже должно быть электронным. Главное, чтобы такая возможность была реализована в бухгалтерском, программном обеспечении.
Изменения, внесенные в пп. 48.5.2 п. 48.5 ст. 48 гл. 2 разд. II НК Украины, дают основания полагать, что за физическое лицо подписать отчетность сможет не только законный представитель, но и представитель по доверенности. Это вполне отвечает п. 19.2 ст. 1 разд. I НК Украины. Такую доверенность нужно нотариально удостоверить.
При исправлении ошибок, которые привели к занижению налоговых обязательств, нужно уплачивать не только самостоятельно начисленный штраф, но и пеню. В то же время с 01.09.2015 г. при ее определении предусмотрено серьезное послабление:
- такая пеня будет начисляться лишь по истечении 90 календарных дней, следующих за предельным днем уплаты денежного обязательства, установленным НК Украины.
Если налогоплательщик исправляет ошибку при помощи самостоятельного уточняющего расчета, ориентироваться (для определения этого срока) нужно на дату подачи такого уточняющего расчета.
С 1 сентября 2015 года в соответствии с пп. 14.1.173 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины автором обобщающих письменных налоговых консультаций будет Минфин Украины, а не ГФСУ.
Минфин Украины проводит периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств, и утверждает приказом обобщающие налоговые консультации, которые подлежат обнародованию, в том числе на официальном веб-сайте этого органа, в течение 5 календарных дней (п. 52.6 ст. 52 гл. 2 разд. II НК Украины)
Налогоплательщик может обжаловать в суд приказ об утверждении обобщающей налоговой консультации или предоставленную ему индивидуальную налоговую консультацию как правовой акт индивидуального действия, изложенные в письменной или электронной форме, которые, по мнению такого налогоплательщика, противоречат нормам или содержанию соответствующего налога или сбора {п. 53.3 ст. 53 гл. 2 разд. II НК Украины).
Отмена судом приказа об утверждении обобщающей налоговой консультации или индивидуальной налоговой консультации является основанием для предоставления новой налоговой консультации с учетом выводов суда.
Следовательно, на отмененную обобщающую налоговую консультацию уже нельзя будет ссылаться как на основание для освобождения от ответственности. То есть, если кто-то добьется от суда пересмотра обобщающей налоговой консультации, то это повлияет на всех плательщиков, которых она касалась.
С 1 сентября 2015 года согласно абзацу 5 п. 86.7 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины налоговикам и другим государственным органам запрещено использовать акт проверки в качестве основания для выводов относительно его отношений с контрагентами, если:
- по результатам составления акта налоговое уведомление-решение плательщику не вынесено/не вручено;
- или налоговое уведомление-решение отозвано согласно ст. 60 гл. 4 разд. II НК Украины (например, по итогам обжалования).
С 1 сентября 2015 года налоговое уведомление-решение налоговики будут выносить и в случаях, когда будет выявлено завышение НДС-обязательств и/или занижение налогового кредита. Хотя само по себе к штрафным санкциям по НК Украины это не приводит - ведь недоплаты в таком случае не возникает.
Из НК Украины исключили нормы, которые предусматривали специальные правила вынесения налоговых уведомлений-решений по итогам уголовного производства.
Теперь налоговые уведомления-решения должны будут выносить в общем порядке (кроме случаев, когда уголовное производство было начато до 1 сентября - для них п. 36 подразд. 10 разд. XX НК Украины предусматривает особые правила.
С 01.01.2015 г. контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 гл. 8 разд. II НК Украины в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время проведения предыдущих проверок налогоплательщика.
Таким образом, после того, как будет проведена плановая документальная проверка, контролирующий орган не сможет прийти на внеплановую проверку только по той причине, что один из контрагентов предприятия, по мнению налоговой, считается "ямой".
Проверки
В 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год* контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабмина Украины, по заявке субъекта хозяйствования о его проверке, согласно решению суда или в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Указанное ограничение с 01.01.2015 г. не распространяется на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят, и/или, реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС.
В случае непредставления или несвоевременного представления субъектом хозяйствования налоговой отчетности в установленный законом срок руководителем контролирующего органа может быть принято решение о проведении документальной внеплановой проверки.
Это предусмотрено пп. 78.1.2 п. 78.1 ст. 78 гл. 8 разд. II НК Украины. При этом продолжительность такой проверки не должна превышать:
- 15 рабочих дней - для крупных налогоплательщиков;
- 5 рабочих дней - для субъектов малого предпринимательства;
- 3 рабочих дня - для физических лиц - предпринимателей, которые не имеют наемных работников;
- 10 рабочих дней - для других налогоплательщиков.
Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под расписку копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки,
С 01.07.215 г. приостановлено действие пп. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 , абзаца 4 п. 82.4 ст. 82 гл. 8 разд. II НК Украины, пп. 200.11 и пп. 200.14 ст. 200 разд. V НК Украины в части проведения документальных внеплановых выездных проверок (п. 37 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
В связи о этим налоговики не проводят документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения, заявленных в отчетных периодах после 01.07.2015 г. При этом камеральные проверки проводятся в обычном порядке.
С 1 сентября 2015 года в приказе на проверку должны содержаться такие данные:
- дата выдачи приказа;
- наименование контролирующего органа;
- наименование и реквизиты субъекта (Ф. И. О. проверяемого налогоплательщика) и при проведении проверки в другом месте - адрес проверяемого объекта;
- цель проверки;
- вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);
- основания для проверки, определенные НК Украины;
- дату начала и длительность проверки;
- период деятельности, который будет проверяться;
- подпись руководителя контролирующего органа (или его заместителя) и печать этого органа.
Если в приказе на проверку не будет каких-либо из этих сведений (или они будут указаны неправильно), то налогоплательщик получает право не пускать проверяющих на предприятие.
Штрафы
Подакцизные товары. Ужесточены санкции за нарушение правил вывоза нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного и сжиженного газа с территории акцизного склада в ст. 128-1 гл. 11 разд. II НК Украины.
Так, за вывоз нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного и сжиженного газа с территории акцизного склада или транспортировки такой продукции без отметки представителя контролирующего органа на товарно-транрпортной накладной о согласовании отпуска влекут за собой наложение штрафа - 200 % стоимости вывезенной или транспортированной продукции, но не менее 15 000 грн.
НДС. Согласно п. 120-1.1 ст. 120-1 гл. 11 разд. II НК Украины нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации налоговых накладных, подлежащих предоставлению покупателям - плательщикам НДС, и расчетов корректировки к таким налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), установленных ст. 201 разд. V НК Украины, влечет наложение на плательщиков НДС, на которых в соответствии с требованиями статей 192 и 201 разд. V НК Украины возложена обязанность по такой регистрации, штрафа в размере:
- 10 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки - в случае нарушения срока регистрации до 15 календарных дней;
- 20 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки - в случае нарушения срока регистрации от 16 до 30 календарных дней;
- 30 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки - в случае нарушения срока регистрации от 31 до 60 календарных дней;
- 40 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки - в случае нарушения срока регистрации на 61 и более календарных дней.
Период с 1 февраля 2015 по 1 июля 2015 года был переходным периодом, в течение которого регистрация налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН осуществляется без ограничения суммой налога, исчисленной по формуле, определенной п. 200-1.3 ст. 200-1 разд. V НК Украины.
Нормы п. 120-1.1ст. 120-1 гл.11 разд. II НК Украины не применяются при нарушении сроков регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН, составленных с 1 февраля по 1 октября 2015 года.
Налог на прибыль. По результатам деятельности в 2015 году штрафные (финансовые) санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль предприятий и полноты его уплаты не применяются (п. 31 подразд. 10 разд. XX ПК Украины).
ЕСВ. Законом N 77 внесены изменения, в частности, в п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о едином взносе. В соответствии с внесенными изменениями за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ будет накладываться штраф в размере 20 % своевременно неуплаченных сумм.
Учитывая изложенное, за нарушения, совершенные до 31.12.2014 г. включительно, фискальные органы (органы доходов и сборов) применяют финансовые санкции, предусмотренные п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о едином взносе, в размере 10 % своевременно неуплаченных сумм ЕСВ независимо от даты фактической уплаты.
За нарушения, возникшие с 01.01.2015 г., будет налагаться штраф в размере 20 % своевременно неуплаченных сумм ЕСВ.
До завершения мероприятий, связанных с образованием нового Фонда социального страхования и его рабочих органов, выполнение возложенных на них функций и задач, обеспечивают в пределах компетенции соответствующие исполнительные дирекции и их рабочие органы реорганизованных фондов.
Итак, в этот переходный период рабочие органы ФСС по ВПТ могут рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФСС по ВПТ и применять административные штрафы за:
- несвоевременное представление/непредставление установленной отчетности;
- представление недостоверной отчетности по использованию страховых средств.
Лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. То есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих законов. Законы же, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Штрафы за занижение налоговых обязательств. Временно, с 1 сентября 2015 года до 31 декабря 2016 года включительно, плательщикам налогов, объем доходов и/или операции которых за предыдущий (отчетный) год составляли менее 20 млн грн, штрафные (финансовые) санкции, начисленные на сумму налогового обязательства, которую налогоплательщик уплатил без обжалования налогового уведомления-решения в сроки, определенные НК Украины, отменяются в течение 10 дней со дня уплаты такого налогового обязательства в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику (п. 35 подразд. 10 разд. XX ПК Украины).
Указанная норма не применяется в случае повторного в течение года определения контролирующим органом суммы налогового обязательства по одному и тому же налогу или сбору. При этом в случае отмены штрафной санкции соответствующее уплаченное налоговое обязательство не подлежит дальнейшему обжалованию.
Ведение хозяйственной деятельности. За осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности,-подлежащей лицензированию согласно закону, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, а так же без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия), налагать штраф от 1000 до 2000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без таковой.
За предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства - штраф от 1000 до 2000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн).
Соответствующие изменения внесены Законом о лицензировании в ст. 164 КУоАП, которые вступили в силу с 28.06.2015 г.
Законом N 191 повышена и расширена ответственность за нарушение законодательства, регулирующего осуществление операций с металлоломом.
Так, нарушение должностным лицом субъекта хозяйствования, осуществляющего операции с металлоломом, соответствующего законодательства, - влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1000 (от 8500 до 17 000 грн).
Прием должностным лицом промышленного металлолома у физических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, - влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1000 необлагаемых минимумов. Повторный в течение года прием промышленного металлолома у физических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, - влечет за собой наложение штрафа от 1000 до 3000 НМДГ (от 8500 до 17 000 грн) с конфискацией металлолома, а также средств, полученных от его реализации с нарушением требований законодательства.
Также увеличена уголовная ответственность за отдельные виды операций с металлоломом.
Изменения в льготах по налогам
Благодаря внесенным в НК Украины изменениям отменены почти все льготы по налогу на прибыль.
Ныне среди льготников по налогу на прибыль лишь предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, - они упомянуты в нынешний "льготной" ст. 142 разд. III НК Укрины. Также временно до 01.01.2016 г. продолжает действовать нулевая ставка налога на прибыль для так называемых "нулевщиков".
Временно до 1 января 2017 года от обложения НДС освободили операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации(макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД. Перечни таких отходов и лома черных и цветных металлов утверждаются Кабмином Украины (п: 23 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
Операции по вывозу в таможенном режиме экспорта товаров, указанных в п. 23 подразд. 2 разд. XX НК Украины, также освобождаются от налогообложения НДС.
Кабмин Украины Постановлением N 136 дал толчок для продолжения действия "метал-лоломной" льготы по НДС, но только с 31.03.2015 г. Изменениями продлено действие льготных "металлоломных" перечней до 1 января 2017 года.
С макулатурной льготой все в порядке, потому что перечнями от Кабмина Украины она не ограничена. Макулатурная льгота действует с 01.01.2015 г.
Временно до 31 декабря 2017 года включительно от обложения НДС освободили операции по поставке на таможенной территории Украины зерновых культур товарных позиций 1001 - 1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 00 согласно УКТ ВЭД, кроме первой поставки таких зерновых и технических культур сельскохозяйственными предприятиями - производителями и предприятиями, которые непосредственно приобрели такие зерновые и технические культуры у сельскохозяйственных предприятий - производителей (п. 152 подразд. 2 разд. XX НК Украины).
В отличие от 2014 года действие льготы распространяется и на экспортные операции указанных товаров без отдельных условий.
При формировании налогового кредита по приобретенным и/или изготовленным необоротным активам, которые одновременно используются в налогооблагаемых и не облагаемых НДС операциях, нормы ст. 199 разд. V НК Украины не применяются, уплаченные (начисленные) суммы НДС по таким необоротным активам включаются в налоговый кредит.
Нормы п. 152 подразд. 2 разд. XX НК Украины не применяются к операциям по поставке зерновых культур товарной позиции 1006 и товарной подкатегории 1008 10 00 00 согласно УКТ ВЭД и такие операции облагаются НДС в порядке, установленном НК Украины.
Новые формы налоговой
отчетности и ее составляющих
Наглядным свидетельством поспешности с принятием налоговой реформы является ситуация с утверждением новых форм налоговой отчетности. Так Минфину Украины понадобилось много времени, чтобы пересмотреть и утвердить новые формы налоговой отчетности.
Налог на прибыль. Новая форма Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия так и не была утверждена в сроки, которые бы дали возможность подать ее ежеквартально в течение 2015 года.
Для обеспечения реализации положений НК Украины и до утверждения новой формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий налоговики рекомендовали плательщикам отражать объекты налогообложения и налоговые обязательства по налогу на прибыль в действующих формах декларациях.
При этом для определения суммы объекта налогообложения и налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий по новым правилам рекомендовали использовать проект декларации, размещенной на веб-портале ГФС, и подавать его вместе с действующими декларациями в виде дополнения к таким декларациям.
НДФЛ. Новую форму налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога (форма N 1ДФ) и Порядок его заполнения и представления налоговыми агентами Минфин утвердил Приказом N 4, который вступил в силу 01.04.2015 г.
Налоговый расчет по форме N 1ДФ состоит из двух разделов:
- в разделе I налоговые агенты отражают, как и раньше, суммы начисленных (выплаченных) доходов (как облагаемых, так и необлагаемых) и суммы начисленного (перечисленного) налога на доходы физических лиц;
- в разделе II налоговые агенты отмечают общую сумму доходов в виде процентов, выигрышей (призов) в лотерею и общую сумму налога. Также в разделе II формы N 1ДФ налоговые агенты отражают информацию о военном сборе (общие суммы начисленных и выплаченных доходов, с которых удержан военный сбор, общую сумму начисленного и перечисленного в бюджет военного сбора). Сведения о каждом физическом лице, которому начислены следующие доходы, не указываются. Впервые Налоговый расчет по новой форме N 1ДФ следовало подавать налоговыми агентами за I квартал 2015 года.
Если налоговый агент имеет более 1000 работающих наемных работников и представляет несколько порций налогового расчета по форме N 1ДФ, то начисленный, выплаченный доход и начисленный, перечисленный в бюджет из него военный сбор отражаются общими суммами только один раз в разделе II первой порции налогового расчета формы N 1ДФ.
Налоговым агентам уточняющий расчет по форме N 1ДФ за периоды 2014 года с целью отражения военного сбора и сумм налога на доходы физических лиц - с начисленных и выплаченных доходов в виде процентов подавать не нужно.
Ранее форму N 1ДФ можно было подавать в бумажной форме, если количество строк в налоговом расчете составляло не более 5, а теперь это количество увеличено до 10 строк (абзац 8 п. 2.3 Порядка N 4).
Сведения о других физических лицах, доходы которых не связаны с обособленным подразделением, в копии (то есть в отдельной порции) формы N 1ДФ не отражаются.
НДС. Начиная с 5 января 2015 года регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных осуществлялась по новым формам.
Затем в январе 2015 года Минфин Приказом N 13 внес очередные изменения в:
- форму Налоговой декларации по НДС;
- Уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных-ошибок;
- Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по НДС;
- Порядок определения соответствия плательщика НДС критериям, которые дают право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС;
- Порядок заполнения налоговой накладной.
Из формы налоговой накладной исключили упоминание о том, что данные налоговой накладной должны соответствовать данным Реестра выданных и полученных налоговых накладных. Правка является логичной, потому как с 1 января 2015 года из НК Украины исчезла норма о необходимости ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных и подачи его в налоговые органы.
Приказ N 13 вступил в силу 30.01.2015 г., поэтому, начиная с.отчетных периодов февраля 2015 года и I квартала 2015 года, Налоговые декларации по НДС и уточняющие расчеты налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, подавались по формам в редакции Приказа N13.
Обновленную форму налоговой накладной следовало применять с 30.01.2015 г.
Акцизный налог. Форму Налоговой декларации по акцизному налогу Минфин утвердил Приказом N 14, который вступил в силу 30.01.2015 г.
Декларации по акцизному налогу с розничных продаж подакцизных товаров подаются контролирующим органам, которые территориально обслуживают административно-территориальные единицы, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров.
То есть количество таких деклараций за отчетный период должно соответствовать количеству административно-территориальных единиц, на которых расположены пункты продажи подакцизных товаров.
Экологический налог. Форму налоговой декларации экологического налога Минфин утвердил Приказом N 715, который вступил в силу 25.09.2015 г.
Новая форма Налоговой декларации по экологическому налогу, утвержденная Приказом N 715, согласно п. 46.6 ст. 46 гл. 2 разл. II НК Украины, впервые будет применяться за IV квартал 2015 года.
Рентная плата. Форму Налоговой декларации по рентной плате Минфин утвердил Приказом N 719, которая унифицировала все рентные платежи. Приказ N 719 вступил в силу 29.09.2015 г.
Плательщики рентной платы будут подавать декларацию и соответствующие расчеты, а именно:
- за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;
- за пользование недрами для добычи углеводородного сырья;
- за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
- за специальное использование воды;
- за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта;
- за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики;
- за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования;
- за специальное использование лесных ресурсов (кроме рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования);
- за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нафтопродуктопроводами;
- за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нафтопродуктопроводами.
Также Приказом N 719 утверждены:
- Перечень категорий запасов добытых полезных ископаемых участков недр, которые определяют объект обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;
- Кодификатор полезных ископаемых;
- Перечень полезных ископаемых, добываемых горными предприятиями и определяемых объект обложения платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; - Перечень кодов видов радиосвязи;
- Кодификация водных объектов по типу водного объекта и направлению использования воды, согласно разд. IX НК Украины.
Местные налоги. Новую форму Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка Минфин утвердил Приказом N 408, который вступил в силу 22.05.2015 г.
Новые формы книг учета доходов и книг учета доходов и расходов Минфин утвердил Приказом N 579, который вступил в силу 28.07.2015 г. Также этим же Приказом утверждены:
- Порядок ведения книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, не являющихся плательщиками НДС;
- Порядок ведения книги учета доходов и расходов для плательщиков единого налога третьей группы, являющихся плательщиками НДС.
Новые формы деклараций плательщиков единого налога утверждены Минфином в Приказе N 578 отдельно для:
- предпринимателей I - III групп;
- юридических лиц III группы;
- юридических лиц IV группы.
Приказ N 578 вступил в силу 28.07.2015 г. Однако, учитывая то, что базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал, то форма Налоговой декларации плательщика единого налога третьей группы (юридические лица), утвержденная Приказом N 578, будет использоваться для составления отчетности за 9 месяцев 2015 года, в том числе и для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды.
Форма налоговой декларации плательщика единого налога - физического лица - предпринимателя утвержденная Приказом N 578, будет использоваться такими плательщиками для составления отчетности 2015 года начиная с 01.01.2016 г.
С целью обеспечения единого подхода при представлении отчетности 2015 года плательщиками единого налога - физическими лицами первой и второй группы и с учетом удобств при администрировании единого налога, - указанная форма декларации, утвержденной Приказом N 578 также рекомендована для представления плательщиками за годовой налоговый (отчетный) период -2015 год. і
Новую форму Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальное собственности) Минфин утвердил Приказом N 560, который вступил в силу 22.05.2015 г.
Обращаем внимание, что из формы декларации убрали приложения - они включены непосредственно в соответствующие разделы декларации:
I. "Расчет суммы земельного налога";
II, "Расчет суммы арендной платы".
Расчет суммы налоговых обязательств приводится в разделе III декларации.
Новую форму Налоговой декларации по транспортному налогу Минфин утвердил Приказом N 415, который вступил в силу 22.05.2015 г.
Местные сборы. Новые формы Налоговой декларации сбора за места для парковки транспортных средств и Налоговой декларации туристического сбора Минфин утвердил Приказом N 636, который вступил в силу 18.08.2015 г.
Заглавные части обеих деклараций немного отличаются от своих предшественниц - из 8 строк стало 6.
Так, строка 4 "Налогоплтательщик" объединила в себе информацию о плательщике, которая приводилась в предыдущих формах в строках 4, 5 и 6.
Табличные части деклараций остались практически без изменений. Отличие заключается только в том, что в новых формах сумму штрафа за занижение налоговых обязательств в размере 3 % и 5 % теперь надо будет показывать в одной строке (ранее для разных ставок штрафа отводились отдельные строки).
Также из табличной части деклараций убраны строки, в которых необходимо было указывать количество листов с пояснениями отдельных результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также количество приложений.
Кроме того, Приказ N 636 не содержит приложений к декларациям.
ЕСВ. Формирование и представление страхователями отчета относительно сумм начисленного ЕСВ определяет новый Порядок N 435, который вступил в силу 30.04.2015 г.
Подавать отчеты по новой форме за отчетный период, начиная с мая 2015 года, начали согласно Порядку N 435 и новыми формами к нему.
В формах отчетности теперь предусмотрена возможность для отражения доначисленного ЕСВ (при определении базы начисления ЕСВ не ниже размера минимальной зарплаты) и понижающего коэффициента по ЕСВ.
Так в заглавной части таблицы 1 Формы N Д4 предусмотрены новые реквизиты, введение которых связано с применения понижающего коэффициента такие как:
- применение коэффициента (при наличии);
- размер коэффициента (при наличии);
- средняя заработная плата за 2014 (при применении коэффициента);
- среднемесячное количество застрахованных лиц за 2014 (при применении коэффициента).
Согласно Порядку N 435, серьезных изменений претерпели таблице 1 и 6. Коррективы эти связаны с появлением новых правил в исчислении единого взноса с 01.01.2015 г. - применением понижающего коэффициента и "минзарплатного" правила.
Отчетность по социальному страхованию. Страхователи должны были подавать отчеты Ф4-ФСС з ТВП и Ф14-ФСС з ТВП несмотря на то, что Закон N 2240, во исполнение которого были утверждены данные отчеты, утратил силу.
Ведь до приведения законодательства Украины в соответствие с нормами Закона N 1105 (в редакции Закона N 77) законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Целевая надбавка. Минфин Приказом N 654 утвердил новую форму Налоговой декларации сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности. Приказ N 654 вступил в силу 28.08.2015 г.
До утверждения Минфином новой формы налоговой декларации плательщика сбора рекомендовали применять форму налоговой декларации, утвержденную Приказом N 1017.
Отчетность по РРО. Субъекты хозяйствования, которые подают в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, не обязаны подавать Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций по форме N ЗВР-1.
При этом такие субъекты хозяйствования не освобождаются от ежедневного печатания и хранения фискальных отчетных чеков.
________________
* Правда законодатель не уточнил, что это за доход, поэтому возможны различные варианты трактования этого показателя у налогоплательщиков в зависимости от системы налогообложения.
Продолжение следует
Список использованных документов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 77 - Закон Украины от 28.12.2014 г. N 77-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирований общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда"
Закон N 191 -Закон Украины от 12.02.2015 г. N 191-VIII "О внесении изменении в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуля-ция)"
Закон N 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании" в редакции от 28.12.2014 г. N 77-VIII
Закон N 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. N 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением" (утратил силу)
Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование"
Закон о лицензировании - Закон Украины от 02.03.2015 г. N 222-VIII "О лицензировании видов хозяйственной деятельности"
Порядок N 4 - Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога", утвержденный приказом Минфина Украины от 13.01.2015 г. N 4
Порядок N 435 - Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина Украины от 14.04.2015 г. N 435
Постановление N 136 - Постановление КМУ от 25.03.2015 г. N 136 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 12 января 2011 г. N 15"
Приказ N 4 - Приказ Минфина Украины от 13.01.2015 г. N 4 "Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога (форма N 1ДФ) и Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога"
Приказ N 13 - Приказ Минфина Украины от 23.01.2015 г. N 13 "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины"
Приказ N 14 - Приказ Минфина Украины от 23.01.2015 г. N 14 "Об утверждении формы декларации акцизного налога, Порядка заполнения и представления декларации акцизного налога"
Приказ N 408 - Приказ Минфина Украины от 10.04.2015 г. N 408 "Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка"
Приказ N 415 - Приказ Минфина Украины от 10.04.2015 г. N 415 "Об утверждении формы Налоговой декларации по транспортному налогу"
Приказ N 560 - Приказ Минфина Украины от 16.06.2015 г. N 560 "Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)"
Приказ N 578 - Приказ Минфина Украины от 19.06.2015 г. N 578 "Об утверждении форм Налоговых деклараций плательщика единого налога"
Приказ N 579 - Приказ Минфина Украины от 19.06.2015 г. N 579 "Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения"
Приказ N 636 - Приказ Минфина Украины от 09.07.2015 г. N 636 "Об утверждении форм Налоговых деклараций сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора"
Приказ N 654 - Приказ Минфина Украины от 20.07.2015 г. N 654 "Об утверждении формы Налоговой декларации сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на .природный газ для потребителей всех форм собственности"
Приказ N 715 - Приказ Минфина Украины от 17.08.2015 г. N 715 "Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога"
Приказ N 719 - Приказ Минфина Украины от 17.08.2015 г. N 719 "Об утверждении формы Налоговой декларации по рентной плате"
Приказ N 1017 - Приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. N 1017 "Об утверждении формы Налоговой декларации по сбору в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности" (утратил силу)
"Консультант бухгалтера" N 22 (794) 23 листопада 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)
