Как использовать полученное финансирование
от Фонда социального страхования

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из страховых случаев (ч. 1 ст. 22 разд. IV Закона N 1105).

Самым распространенным на предприятиях является пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве.

Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, осуществляется за счет средств работодателя в порядке, установленном КМУ.

Условия оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, застрахованному лицу за счет средств работодателя с 17.07.2015 г. определяет Порядок N 440.

Начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности) пособие выплачивается органами Фонда социального страхования Украины (далее - Фонда) застрахованным лицам независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Основание для получения пособия из Фонда

Основанием для финансирования страхователей рабочими органами Фонда является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, которое содержит информацию о начисленных страхователем застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

Законодательством не установлено ограничений относительно периодичности и частоты подачи заявлений-расчетов с целью обеспечения своевременности страховых выплат, такие заявления подаются страхователями по мере проработки документов, поданных застрахованными лицами.

В заявление-расчет необходимо вносить только сумму пособия, которая должна быть компенсирована за счет средств Фонда.

Следовательно, оплату первых 5 дней нетрудоспособности за счет работодателя в такое заявление-расчет не включается.

Заявление-расчет готовится в двух экземплярах, один из которых вместе с предоставленными застрахованными лицами документами, на основании которых назначается материальное обеспечение, хранится у страхователя, а второй подается в рабочий орган Фонда (п. 6 Порядка N 26). Заметим, что нормы Порядка N 26 так и не приведены в соответствие с Законом N 1105, а ссылаются на утративший силу с 01.01.2015 г. Закон N 2240.

Для зачисления страховых средств страхователь-работодатель открывает отдельный текущий счет в банке в порядке, установленном НБУ (ч. 2 ст. 34 разд. IV Закона N 1105).

Рабочие органы Фонда осуществляют финансирование страхователей-работодателей в течение 10 рабочих дней после поступления заявления.

Период в 10 рабочих дней для осуществления финансирования страхователей-работодателей важно использовать для исправления ошибок, если такие будут выявлены.

Так, если после подачи в рабочий орган Фонда заявления-расчета работодатель выявил ошибку, которая привела к занижению или завышению сумм пособий, необходимо:

- в кратчайшие сроки направить в Фонд письменное уведомление о факте обнаружения ошибки, подписанное руководителем и главным бухгалтером или физическим лицом - предпринимателем. В уведомлении указывают, в частности: фамилию и инициалы застрахованного лица, номер больничного листа и вид пособия, по которому выявлена ошибка (Письмо N 01-16-755);

- вернуть в течение 3 рабочих дней на счет органа отделения Фонда излишне полученные суммы пособий (если сумма пособий была завышена), если финансирование по заявлению-расчету, которое содержало ошибку, уже было произведено Фондом. Причем трехдневный срок следует отсчитывать от даты выплаты пособия застрахованным лицам (Письмо N 01-16-755).

Работодатель получит финансирование от Фонда только после того, как специалисты ведомства проверят заявление-расчет. Поэтому будьте бдительны при его составлении. Отметим, что при проверке специалисты Фонда пристальное внимание уделяют:

- соответствию формы поданного заявления-расчета форме, приведенной в приложении к Порядку N 26;

- правильности заполнения реквизитов заявления-расчета;

- наличию данных о страхователе в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;

- данным об уплате ЕСВ.

Если после обработки заявления-расчета оказалось, что ошибок нет, то рабочий орган Фонда перечислит страховые средства на выплату пособий на специальный счет в течение 10 рабочих дней после поступления заявления-расчета.

На какие цели может быть использовано пособие,
полученное из Фонда

Средства, которые предоставляются Фондом, могут быть использованы страхователем исключительно для предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

Минсоцполитики в Письме N 1742/0/14-11/18 напомнило, что часть этих средств должна быть удержана в счет уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) и других платежей, которые в соответствии с законами Украины удерживаются из этих выплат и за удержание которых работодатель несет ответственность согласно законодательству Украины.

Что касается оплаты услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, то их работодатели должны компенсировать банку не со специального счета, а со своего текущего счета. Даже если эти расходы непосредственно связаны с выплатой сумм пособия и перечислением налогов и взносов, Фонд их все равно не компенсирует, так как об этом нет прямых указаний в Законе N 1105.

После поступления суммы средств, указанных в заявлении-расчете, на счет страхователя последний обязан осуществить выплату соответствующего материального обеспечения в сроки, определенные в ст. 32 Закона N1105.

Заметим, что согласно ч. 2 ст. 32 Закона N 1105 пособие по временной нетрудоспособности, по-беременности и родам выплачивается:

1) застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), - в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы;

2) добровольно застрахованным лицам - в течение 10 дней после назначения пособия.

В Письмах N 01-16-489 и N 01-16-707 Минсоцполитики отметило, что после получения средств Фонда, выплата пособия может быть осуществлена страхователем и ранее.

То есть, если на момент получения средств уже наступил ближайший после дня назначения пособия срок для выплаты зарплаты, то дожидаться очередного срока выплаты зарплаты не обязательно. Можно сразу же выплачивать пособие работникам, уплатив одновременно НДФЛ и ЕСВ. Таким образом существенно ускорится получение работником пособия.

А вот для выплаты больничных за первые пять дней болезни (за счет средств работодателя) ждать поступления средств от Фонда не нужно. Их необходимо выплатить в ближайший день для выплаты зарплаты.

Использование средств со счета

Одновременно с получением по чеку (перечислением на лицевой счет работника) пособия по временной нетрудоспособности, необходимо перечислить в бюджет ЕСВ и НДФЛ.

ЕСВ в части удержания и НДФЛ могут быть оплачены в бюджет с отдельно открытого счета, на который Фонд зачислил "брутто" сумму, часть которой - это ЕСВ и НДФЛ. На другие цели поступившие средства использовать нельзя. За это предусмотрена ответственность. Остаток неиспользованных средств следует вернуть Фонду.

Пример. Работник болел с 12 по 22 октября 2015 года. Больничный лист он предоставил 23 октября 2015 года. Комиссия по соцстраху 26 октября 2015 года приняла решение о назначении пособия:

- за счет работодателя 5 календарных дней болезни;

- за счет средств Фонда 6 календарных дней болезни.

Бухгалтерией 26 октября 2015 года начислена сумма больничных 3300 грн, в том числе:

- оплата первых 5 дней нетрудоспособности -1500 грн;

- сумма пособия за счет Фонда -1800 грн.

Заявление-расчет подано работодателем 27 октября 2015 года.

На предприятии установлены такие сроки для выплаты:

- 23 число - зарплата за первую половину месяца;

- 7 число - зарплата за вторую половину месяца.

Фонд перечисл предприятию пособие повременной нетрудоспособности 10 ноября 2015 года.

Предприятие может выплатить данное пособие 23 ноября 2015 года или же ранее, например, 12 ноября 2015 года.

Несмотря на то что работодатель должен выплачивать пособия только после получения финансирования от Фонда, законодатель так и не урегулировал проблему с предельными сроками уплаты ЕСВ и НДФЛ. На практике возможна ситуация, когда ближайший после дня назначения пособия день для выплаты заработной платы настанет, а пособие от Фонда на отдельный текущий счет получено не будет.

В итоге получается, что самостоятельно выплачивать пособия со своего основного текущего счета за счет собственных средств нельзя, поскольку процедура взаимозачета Законом N 1105 не предусмотрена. В то же время комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию и страхователь-работодатель должны организовать работу по назначению, расчету и начислению больничных и подаче в рабочий орган Фонда заявления-расчета таким образом, чтобы были соблюдены сроки, установленные ч. 2 ст. 32 Закона N 1105.

В общем, установление "растянутого во времени" порядка получения пособия от Фонда может привести к тому, что по начисленным, но не полученным от Фонда суммам пособия наступит предельный срок для оплаты удержанного с них ЕСВ (не позднее 20-го числа месяца следующего за месяцем, в котором начислено пособие) и НДФЛ. Данная ситуация нормативными документами в Украине не урегулирована.

Если своевременно не уплатить удержанные суммы ЕСВ, то это может привести к применению штрафных санкций. Поэтому если на 20-е число пособие поступит от Фонда, а ближайший срок для выплаты зарплаты после 20-го числа (например, 22-е число), ЕСВ с суммы больничного следует уплатить не позднее 20-го числа. При этом ЕСВ в части начисления (33,2 %) уплачиваем с обычного счета, а в части удержания (2 %) - со спецсчета из поступивших сумм.

А в срок, установленный.для выплаты зарплаты, со спецсчета выплачиваем пособие и перечисляем НДФЛ. При этом в случае если пособие начислено, но по каким-то причинам средства от Фонда не поступили, НДФЛ необходимо перечислить в бюджет не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем начисления.

ЕСВ придется уплатить и в том случае, когда на 20-е число начисленное пособие от Фонда еще не поступило. Однако, поскольку на спецсчете средств для уплаты ЕСВ в части удержания (2 %) нет, рекомендуем это сделать с другого банковского счета работодателя.

А вот когда пособие поступит от Фонда на спецсчет, то перебросить со спецсчета на другой счет работодателя сумму ранее уплаченных ЕСВ и НДФЛ с полученного пособия не позволит правовой режим использования спецсчета. Рекомендуем при выплате пособий уплатить ЕСВ (2 %) и НДФЛ повторно. Это приведет к возникновению переплаты.

Переплату по ЕСВ в размере 2 % при повторной уплате можно вернуть по процедуре возврата излишне уплаченного ЕСВ.

Суммы ошибочно уплаченного ЕСВ зачисляются в счет будущих платежей ЕСВ или возвращаются плательщикам в порядке и сроки, определенные Минфином Украины, Госказначейской службой, Пенсионным фондом и фондами общеобязательного государственного социального страхования (ч. 13 ст. 9 Закона о едином взносе).

Процедуру зачисления в счет будущих платежей ЕСВ или возврата плательщикам сумм ошибочно уплаченного ЕСВ определяет Порядок N 450.

Возврат средств в случаях, предусмотренных п. 4 Порядка N 450 (кроме случая поступления в контролирующий орган решения суда о признании безосновательным взыскания им с юридических и физических лиц сумм ЕСВ и/или примененных финансовых санкций), осуществляется исключительно на основании заявления плательщика о возврате излишне или ошибочно уплаченных средств, которое подается в произвольной форме в контролирующий орган.

В заявлении обязательно указываются: наименование плательщика (субъекта хозяйствования); код ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица; регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые через религиозные убеждения в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте); местонахождение и номер контактного телефона, причины возврата средств; сумма средств, подлежащая возврату; направление перечисления средств с указанием реквизитов счета получателя средств (абзац 2 п. 5 Порядка N 450).

Переплаченный НДФЛ можно зачесть в уплату налога при последующей выплате доходов.

Суммы пособий, которые работники не получили в связи с болезнью или по другим уважительным причинам, работодателю следует отнести на счет депонентов до обращения работников за выплатой таких пособий.

Ответственность

За нарушение использования средств Фонда работодатели несут финансовую и административную ответственность.

Финансовая ответственность. В соответствии с ч. 5 ст. 15 разд. III Закона N 1105 работодатель несет ответственность за:

- нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат;

- несвоевременное представление или непредставление сведений, установленных Законом N 1105;

- представление недостоверных сведений об использовании средств Фонда;

- ущерб, причиненный застрахованным лицам или Фонду вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, определенных Законом N 1105.

В случае нарушения порядка использования страховых средств работодатели возмещают Фонду в полном объеме неправомерно потраченную сумму страховых средств и/или стоимость предоставленных социальных услуг и уплачивают штраф в размере 50 % такой суммы (ч. 5 ст. 15 разд. III Закона N 1105).

За несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств на страхователей и других получателей средств Фонда налагается штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств.

Одновременно на суммы несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств и штрафных санкций начисляется пеня в размере 0,1 % указанных сумм средств, рассчитанная за каждый день просрочки платежа.

В Письме N 01-16-707 Минсоцполитики отметило, что в случае если в процессе обработки заявления-расчета специалисты Фонда выявили в нем ошибки, в том числе связанные с неправильным начислением сумм пособий, по которым финансирование не производилось, финансовые (штрафные) санкции не применяются, поскольку факт использования страховых средств отсутствует.

Административная ответственность. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности относительно использования страховых средств - влекут за собой наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 225 грн) (п. 1 ст. 165-5 КУоАП).

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 165-5 КУоАП, - влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам контролирующих органов в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ, уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда Украины в проведении проверок, связанных с нарушениями законодательства об общеобязательном государственном пенсионном страховании, представлением сведений, используемых в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а также совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования Украины в проведении проверок относительно использования страховых средств в случаях, предусмотренных законом, - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 225 грн) (ч. 1ст. 188-23 КУоАП).

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за правонарушение, указанное в ч. 1 ст. 188а КУ-оАП, - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

Своевременно не уплаченные финансовые санкции и административные штрафы взыскиваются со страхователя в доход Фонда в порядке, установленном законом (ч. 7 ст. 15 разд. III Закона N 1105).

Право применять финансовые санкции и налагать административные штрафы от имени Фонда имеют директор исполнительной дирекции Фонда и его заместители, руководители рабочих органов Фонда и их заместители (ч. 8 ст. 15 разд. III Закона N 1105).

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

Закон N 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности" в редакции от 28.12.2014 г. N 77-VIII

Закон N 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. N 2240-Ш "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением" (утратил силу)

Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование"

Порядок N 26 - Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный Постановлением Правления ФСС по ВПТ от 22.12.2010 г. N 26

Порядок N 440 - Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств работодателя, утвержденный Постановлением КМУ от 26.06.2015 г. N 440

Порядок N 450 - Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возвращения излишне и/или ошибочно уплаченных средств, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 09.09.2013 г. N 450

Письмо N 1742/0/14-11/18 - Письмо Минтруда Украины от 18.02.2011 г. N 1742/0/14-11/18 "Относительно порядка финансирования Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам"

Письмо N 01-16-489 - Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 12.03.2011 г. N 01-16-489 "О предоставлении разъяснений относительно предоставления материального обеспечения добровольно застрахованным лицам"

Письмо N 01-16-707 - Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 31.03.2011 г. N 01-16-707 "О предоставлении разъяснений"

Письмо N 01-16-755 - Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 05.04.2011 г. N 01-16-755 "Относительно выявления завышенных сумм в заявлениях-расчетах страхователями"

"Консультант бухгалтера" N 19 (791) 12 жовтня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)