Разницы, возникающие при начислении амортизации
Согласно ст. 134 разд. III НК Украины для всех плательщиков налога на прибыль, кроме нерезидентов, страховых организаций, объектом налогообложения является прибыль из источников происхождения в Украине и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), отраженного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с П(С)БУ или МСФО, на разницы, которые возникают в соответствии с разд. III НК Украины. Среди них, предстоит учитывать разницы:
- возникающие при начислении амортизации необоротных активов (ст. 138 разд. III НК Украины);
- формировании резервов (обеспечений) (ст. 139 разд. III НК Украины);
- от осуществления финансовых операций (ст. 140 разд. III НК Украины);
- относительно операций по продаже или другому отчуждению ценных бумаг, а также операций с инвестиционной недвижимостью и биологическими активами, которые оцениваются по справедливой стоимости (п. 141.2 ст. 141 разд. III НК Украины).
Общие условия применения разниц
Нормы НК Украины, начиная с 1 января 2015 года, условно разделили плательщиков налога на прибыль на две категории:
- "малодоходные" - это плательщики, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета, за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн; - "высокодоходные" - это плательщики, у которых годовой доход при тех же условиях превышает 20 млн грн.
В основе такого разделения лежит особая процедура ведения налогового учета, а вернее применение корректировки финансового результата, которую напомним в табл. 1.
Таблица 1
| N п/п |
"Малодоходные" (годовой доход < 20 млн грн) |
"Высокодоходные" (годовой доход > 20 млн грн) |
| 1. | Объект налогообложения определяют без корректировок на разницы, кроме отрицательного значения объекта налогообложения предшествующих лет (пп.134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины) | Объект налогообложения определяют путем корректировки финансового результата на все разницы, предусмотренные разд. III НК Украины (пп.134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины) |
| 2. | Ежемесячные авансовые взносы не уплачивают (п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины) | Ежемесячно, в течение двенадцатимесячного пери- ода, уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные для месячного периода (п. 57.1 ст. 57 разд. II НК Украины). Критерий "20 млн грн + 1 грн" будет определяться при расчете авансовых взносов по налогу на прибыль на 2016 год (начиная с июня 2016 по май 2017 года). А в 2015 году по-прежнему действует критерий 2014 года - доход должен превышать 10 млн грн (Письмо N 2707/7/99-99-19-02-01-17) |
| 3. | Решение об отказе от корректировки финансового результата до налогообложения принимают не более одного раза в течение непрерывного срока, когда годовой доход не превышает 20 млн грн, и сообщают в Налоговой декларации по налогу на прибыль |
До 13.08.2015 г. операции "высокодоходных" плательщиков налога на прибыль могли признаваться контролируемыми, так как до указанной даты одним из критериев признания операции контролируемой являлся все тот же годовой доход в 20 млн грн (на сегодня - 50 млн грн) (подпункт 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины) |
| 4. | Подпадают под мораторий на проверки. В 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения КМУ, по заявлению субъекта хозяйствования, согласно решению суда или требованиям УПК Украины (п. 3 "Заключительных положений" Закона N 71) |
- |
Как видим, быть "малодоходными" очень даже выгодно и удобно. Сверить не превысил ли годовой доход установленную 20-миллионную "планку" можно в строке 2280 "Всего доходы" Отчета о финансовых результатах по форме N 2-м или N 2-мс, а по форме N 2 "Отчет о финансовом результате (Отчет о совокупном доходе)" необходимый показатель определятся путем сложения строк: 2000 "Чистый доход от реализации продукции (работ, услуг)", 2120 "Прочие операционных доходы", 2220 "Прочие финансовые доходы" и 2240 "Прочие доходы". Это четко определено нормамипп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины:
"в годовой доход от любой деятельности, определенного по правилам бухгалтерского учета, включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы".
Разницы при начислении амортизации
На сегодняшний день это самые актуальные разницы, которым бы следовало уделить особое внимание так как Законом N 655 с 01.09.2015 г. увеличен стоимостный критерий для отнесения материальных активов к основным средствам, а именно с 2500 грн до 6000 грн.
Согласно пп. 14.1.138 п, 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины основные средства - материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 грн, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он продолжительнее года).
Таким образом, в налоговом учете предметы сроком службы более одного года и стоимостью свыше 6000 грн зачисляются в состав основных средств, а "подешевле" - в состав необоротной малоценки (МНМА).
Последствия повышения стоимостного критерия активов в налоговом учете
"Высокодоходные" плательщики обязаны с 01.09.2015 г. для целей учета налога на прибыль разграничивать основные средства и МНМА исходя из нового стоимостного критерия. При этом, необоротные активы, которые были признаны как основные средства по правилам, действовавшим до 01.09.2015 г. продолжают считаться ими.
Таким, образом, введенные в эксплуатацию до 01.09.2015 г. основные средства не переклассифицирутся и учитываются по - ранее действовавшему стоимостному критерию (далее объясним почему).
Налог на прибыль. Повышение налогового стоимостного критерия прежде всего коснется "высокодоходных" плательщиков налога, то есть тех плательщиков налога на прибыль, которым в обязательном порядке необходимо корректировать объект налогообложения (финансовый результат) на разницы, предусмотренные статьями 138 - 140 разд. III НК Украины, и в частности, на амортизационные разницы. Данная категория плательщиков обязана считаться с налоговыми правилами в части признания объектов основными средствами, по ограничениям, установленным пп. 14.1.138 п. 14.1ст. 14 разд. І НК Украины.
"Малодоходные" плательщики, которые приняли решение не корректировать объект обложения налогом на прибыль на разницы, предусмотренные НК Украины (кроме убытков прошлых лет), на новый критерий смело могут не обращать внимание, так как они с 01.01.2015 г. ориентируются при исчислении налога на прибыль исключительно на данные бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерского учета предприятиям разрешено самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, которые входят в состав МНМА (п. 5 П(С)БУ 7). В то же время такие стоимостные признаки дают основания выделить и основные средства.
НДС. Тут все равны. При самостоятельном принятии решения о ликвидации основных производственных и непроизводственных средств, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (п. 189.9 ст. 189 разд. V НК Украины).
Вот тут всем возможно и необходимо будет ориентироваться на стоимостной критерий, а именно на налоговое определение основных средств. И дабы избежать разногласий с налоговыми органами при определении налогового обязательств по НДС - стоит задуматься об установлении нового стоимостного критерия в бухгалтерском учете с 01.09.2015 г.
Последствия повышения стоимостного критерия
активов в бухгалтерском учете
Каких-либо изменений для бухгалтерском учета с увеличением стоимостного критерия основных средств в налоговом учете не произошло, так как по-прежнему П(С)БУ 7 для всех разрешает устанавливать стоимостные критерии самостоятельно.
Однако поднять "планку" разграничения МНМА и основных средств лишнем не будет ни для "малодоходных" плательщиков налога на прибыль, ни плательщиков НДС, ни даже для юридических лиц плательщиков единого налога, которым финансовый результат от продажи основных средств придется рассчитывать по данным бухгалтерского учета, а определять отнесение актива к основным средствам - по налоговым правилам (п. 292.2ст. 292 гл. 1 разд. XIV НК Украины).
В первую очередь внести изменения в Приказ об учетной политике необходимо "высокодоходным" плательщикам. Объясним почему. Для начала приведем условия влияния амортизационных разниц у "высокодоходных" плательщиков на финансовый результат в налоговом учете (табл. 2).
Таблица 2
| N п/п |
Влияние разниц | Основания |
| 1. | Увеличивают финансовый результат на: | |
| 1.1. | - сумму начисленной амортизации основных средств или нематериальных активов согласно национальным П(С)БУ или МСФО | абзац 2 п. 138.1 ст; 138 разд. III НК Украины |
| 1.2. | - сумму уценки и потерь от уменьшения полезности основных средств или нематериальных активов, включенных в расходы отчетного периода согласно национальным П(С)БУ или МСФО | абзац 3 п. 138.1 ст. 138 разд. III НК Украины |
| 1.3. | - сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенную согласно национальным П(С)БУ, в случае ликвидации или продажи такого объекта | абзац 4 п. 138.1 ст. 138 разд. III НК Украины |
| 2. | Уменьшают финансовый результат на: | |
| 2.1. | - сумму рассчитанной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины | абзац 2 п. 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины |
| 2.2. | - сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенную с учетом положений ст. 138 разд. III НК Украины, в случае ликвидации или продажи такого объекта | абзац 3 п. 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины |
| 2.3. | - сумму дооценок и выгод от восстановления полезности основных средств или нематериальных активов в пределах предварительно отнесенных к расходам уценок и потерь от уменьшения полезности основных средств или нематериальных активов согласно национальным П(С)БУ или МСФО | абзац 4 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины |
Согласно ст. 138 разд. III НК Украины в случае, когда сроки полезного использования объекта основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете меньше минимально допустимых сроков, установленных пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины, то для расчета принимаются сроки, установленные этим подпунктом, а если наоборот, в бухгалтерском учете установлены сроки, которые равняются или больше, чем в пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины, то применяются сроки, установленные в бухгалтерском учете.
Таким образом, ст. 138 разд. III НК Украины установлены ограничения по минимальным срокам использования основных средств.. Если же плательщик налога на прибыль для расчета норм амортизации использует другие сроки, которые меньше минимально допустимых, то такой налогоплательщик увеличивает финансовый результат на сумму начисленной амортизации и уменьшает его на сумму амортизации, рассчитанной по правилам пп. 138.3.3. п. 138.3 ст.138 разд. III НК Украины, А исходя из этого, если сроки использования объектов в бухгалтерском и налоговом учете разные, то сверку надо проводить по каждому объекту. Вот поэтому, с целью минимизации бухгалтерско-налоговых разниц следует рассмотреть возможность установления с 01.09.2015 г. в бухгалтерском учете сроков полезного использования на уровне не менее налоговых минимальных сроков, а также стоимостного размежевания основных средств и МНМА на уровне 6000 грн.
Изменение стоимостного критерия активов
в Приказе по учетной политике
Главным правилом изменения стоимостного критерия активов является закрепление его в Приказе по учетной политике. Для целей бухгалтерского учета изменение стоимостного критерия является изменением лишь учетной оценки.
Учетная оценка пересматривается, есть изменяются обстоятельства, на которых они базировались, или предприятие получило дополнительную информацию (п. 6 П(С)БУ6).
Изменения действуют с даты их внесения (п. 3.2 Методических рекомендаций N 635).
Последствия изменения учетной оценки включаются в Отчет о финансовых результатах за тот период, в котором состоялось изменение, а также в последующих периодах (если изменение влияет на эти периоды) и в ту же статью Отчета, которая раньше применялась для отражения доходов или расходов, связанных с объектом такой оценки (пункты 7, 8 П(С)БУ 6).
То есть, при изменении оценки применяется перспективный подход без необходимости проведения ретроспективного перерасчета.
При этом в примечаниях к финансовой отчетности следует раскрывать содержание и сумму изменений, которые имеют существенное влияние на текущий период или, как ожидается существенно будут влиять на бушующие периоды (п. 21 П(С)БУ 6).
Таким образом, проводя корректировку стоимостного критерия основных средств и МНМА в течение отчетного года не нужно пересматривать прошлые события и проводить корректировки по ранее начисленной амортизации за прошлые годы (до 01.09.2015 г.).
Основные моменты по учету основных средств и МНМА
Бухгалтерский учет. В соответствии с п. 5 П(С)БУ 7, для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по следующим группам: основные средства и прочие необоротные материальные активы. К группе прочих необоротных активов как раз и относятся МНМА. Отсюда вывод, что П(С)БУ /относит МНМА к одной из групп основных средств, а точнее - к прочим необоротным материальным активам.
Относятся к МНМА предметы, срок полезного использования которых более одного года. Это, в частности, специальные инструменты и приспособления, стоимость которых погашается начислением износа по установленной предприятием ставке (норме), а также другие предметы, которые по стоимостным признакам предприятие причисляет к составу МНМА.
Для учета и обобщения информации о приобретении и движении МНМА предназначен субсчет 112 "Малоценные необоротные материальные активы" к счету 11 "Прочие необоротные материальные активы".
Поступление МНМА на предприятие отражается по первоначальной стоимости по дебету субсчета 112 и кредиту субсчета 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов". Тут же отметим, что на субсчете 153 активы учитываются без учета НДС, но с учетом расходов, понесенных при приобретении и включаемых в первоначальную стоимость.
То есть важно, чтоб первоначальная стоимость не была занижена и расходы, связанные с приобретением (изготовлением) активов, не были "списаны на уменьшение прибыли" (то есть не были признаны расходами), а были включены в первоначальную стоимость актива (капитализированы).
При определении стоимостного критерия по отнесению активов к основным средствам или МНМА важно помнить, что в первоначальную стоимость основных средств включаются расходы, связанные с их приобретением, а именно (п. 8 П(С)БУ)7):
- суммы, которые уплачивают поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без непрямых налогов);
- регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- суммы ввозной пошлины;
- суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию/ учреждению);
- расходы по страхованию рисков доставки основных средств;
- расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;
- другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.
Информация о сумме износа МНМА обобщается на субсчете 132 "Износ прочих необоротных материальных активов" к счету 13 "Износ (амортизация) необоротных активов".
Остаточная стоимость списанных необоротных активов и расходов, связанных с их ликвидацией (разборка, демонтаж), отражается по дебету субсчета 976 "Списание необоротных активов".
Налоговый учет. В составе основных средств с 01.09.2015 г. могут быть объекты стоимость более 6 000 грн и ожидаемым сроком службы более 1 года.
То есть, руководствуясь конкретными признаками для определения основных средств, установленными пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, необоротные активы, стоимость которых меньше нижнего предела для основных средств, но срок использования которых больше года, относятся в налоговом учете к прочим необоротным активам - МНМА.
В бухгалтерском учете это все те же основные средства, только малоценные, выделенные в отдельную группу.
Для отнесения активов к составу основных средств или МНМА:
- приобретенных после 01.09.2015 г. - ориентируемся на порог 6000 грн;
- приобретенных до 01.09.2015 г. и зачисленных к МНМА в свое время ввиду стоимости, меньшей 2500 грн (в 2011 году -1000 грн)
- продолжаем учитывать как МНМА;
- оплаченных и/или полученных до 01.09.2015 г. - ориентируемся на дату ввода в эксплуатацию (вне зависимости от даты оплаты и оприходования).
НДС. Если лицо не является плательщиком НДС, то для сопоставления установленному "порогу" в размере 6000 грн стоимость МНМА берется с учетом НДС, а для плательщиков НДС - без учета НДС.
Пример. Предприятие с 01.09,2015 г. в бухгалтерском учете установило разграничивающий стоимостной критерий для основных средств и МНМА, как и в налоговом, 6000 грн. После указанной даты предприятие приобретает факс стоимостью 7000 грн с НДС (в том числе НДС- 1166,67 грн). Расходы на доставку составили 100 (в том числе НДС - 16, 67 грн) и подключение 100 грн (в том числе НДС- 16, 67 грн). Рассчитаем стоимостной критерий для отнесения приобретенного актива к основным средствам или МНМА:
- для плательщика НДС - (7 000 грн + 100 грн + 100 грн) : 1,2 = 6000 грн. Смело относим к МНМА;
- для неплательщика НДС - (7000 грн + 100 грн + 100 грн) = 7200 грн. Относим к основным средствам.
Амортизация. В бухгалтерском учете особенностью МНМА является то, что при начислении амортизации на них разрешено применять четыре метода, определенные п. 27 П(С)БУ 7, а именно:
- прямолинейный метод;
- производственный метод;
- метод, в соответствии с которым сумма амортизации начисляется в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости, и в месяце его исключения из активов (списания с баланса) - в сумме остальных 50 %;
- метод, в соответствии с которым сумма амортизации начисляется в первом месяце использования объекта в размере 100 % его стоимости.
Тут же отметим, что для расчета налоговой амортизации можно применять методы, которые предусмотрены п. 27 П(С)БУ 7, за исключением производственного метода амортизации.
Что касается основных средств в понимании налогового учета, то в 2015 году действует переходная норма: при расчете амортизации в целях налогообложения балансовая стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2015 г. должна быть равна балансовой стоимости таких активов, которая сложилась на 31.12.2014 г., то есть стоимости, которая была определена еще по старым правилам НК Украины. Такое требование содержится в п. 11 подразд. 4 разд. XX НК Украины.
Однако эта норма относится только к "высокодоходным" плательщикам. Именно на их долю выпали дополнительные хлопоты в виде расчета амортизации исходя из разных сумм: остаточной стоимости ОС в бухучете и балансовой стоимости в налоговом учете.
Для "малодоходных" плательщиков, которые примут решение не корректировать финансовый результат до налогообложения в финансовой отчетности, ситуация намного проще. Они начисляют амортизацию основных средств исходя из суммы остаточной стоимости, определенной только по правилам бухгалтерского учета.
Ремонт и улучшение основных средств и МНМА
Ремонт и улучшения. В бухгалтерском учете согласно пунктам 14 - 15 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и тому подобное), расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, обслуживания, ремонта и т.) включаются в состав расходов.
Таким образом, если ремонтные мероприятия направлены на поддержку объекта в рабочем состоянии (отражаем: дебет счетов 23, 91, 92, 93, 94 - кредит счетов и субчетов 20, 66, 65, 631, 685), то тогда ремонтные расходы включаются в расходы, а если на улучшение - увеличивают первоначальную стоимость (отражаем: дебет счета 153 - кредит счетов и субчетов 20, 66, 65, 631, 685; дебет 112 - кредит 153).
Что касается налогового учета, то для такого рода ремонтных мероприятий в 2015 году исключен 10% "ремонтный" лимит (ранее действовавшие пункты 146.11 и 146.12 ст. 146 разд. III НК Украины).
Однако, несмотря на то, что большинство ограничений относительно амортизации основных средств с НК Украиныбьто убрано, новая редакция НК Украины все же содержит запрет на амортизацию расходов на приобретение (самостоятельное изготовление) и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или другие улучшения, но только для непроизводственных основных средств для целей налогового учета.
Согласно пп. 138.3.2 п. 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования, в частности:
- расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств.
Термин "непроизводственные основные средства" означает основные средства, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Улучшение арендованных основных средств. Учет аренды основных средств (необоротных активов) и раскрытие ее в финансовой отчетности регулируются нормами П(С)БУ 14.
Согласно п. 4 П(С)БУ 14 арендой признается соглашение, по которому арендатор приобретает права пользования необоротным активом за плату в течение согласованного с арендодателем срока.
Арендованные активы продолжают учитывать на балансе арендодателя, а на забалансовых счетах у арендатора.
В аренду могут быть представлены и МНМА (к примеру, компьютеры, принтеры, сканеры, факсы и др. офисная техника, а также инвентарь и прочие малоценные объекты). В зависимости от того, в каких целях используются арендуемые объекты, арендатор отражает понесенные расходы (оплату аренды): дебет счетов 23, 91, 92, 93, 94 - кредит 685. В том числе, в бухгалтерском учете ремонт арендованных МНМА также отражается в расходы арендатора: дебет счетов 23, 91, 92, 93, 94 - кредит счетов 20, 66, 65, субсчетов 631, 685. В свою очередь, арендодатель "считает" свои доходы.
Если же имеет место улучшение арендованного основного средства арендатором, то с отменой в налоговом учете 10 % лимита плательщик налога на прибыль (арендатор) может смело формировать отдельный объект основных средств на всю сумму понесенных расходов, и амортизировать его.
Согласно пунктам 138.1 и 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины амортизационные разницы рассчитываются по основным средствам и нематериальным активам.
В бухгалтерском учете созданный объект улучшения арендованных основных средств учитывается на субсчете 117, то есть как прочие необоротные материальные активы.
А в налоговом учете все будет зависеть от стоимостного критерия. Право по самостоятельному отнесению таких активов к той или иной группе возникло у арендаторов после отмены с 01.01.2015 г. нормы, требующей объект улучшения арендованного основного средства включать и амортизировать согласно порядку, установленному для группы, к которой относится арендованный объект основных средств (ранее действовавший п. 146.19 ст. 146 разд. III НК Украины).
Итак, если с 01.09.2015 г. улучшения превысят стоимостной критерий 6 000 грн, они попадут в самую подходящую для них группу 9 со сроком амортизации 12 лет1*. Вот по ним и могут возникнут бухгалтерско-налоговые разницы.
А если улучшения не превысят порога в 6 000 грн, то попадут в группу 11, для которой налоговый срок использования не установлен. Потому разницы будут сведены к нулю.
Переоценка, продажа, списание (ликвидация)
основных средств и МНМА
Переоценка. Порядок переоценки основных средств регулируется пунктами 16 - 21 П(С)БУ 7. При этом механизм переоценки, заложенный в П(С)БУ 7, предусматривает, что пересмотру подлежит именно остаточная стоимость объекта основных средств, поскольку именно она сопоставляется и приводится в соответствие со справедливой стоимостью объекта.
Предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. В случае переоценки объекта основных средств на ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект. При этом, на балансовую стоимость основных средств в налоговом учете бухгалтерская переоценка основных средств не влияет.
МНМА, амортизируемые методами 50 % на 50% или 100 %, в бухгалтерском учете переоценке не подлежат.
Продажа и списание (ликвидация). В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств следует руководствоваться П(С)БУ 7. Так, при выбытии актива из состава основных средств, то есть списании, разница между его первоначальной стоимостью и начисленной ранее амортизацией относится на расходы отчетного периода, в котором произошло такое выбытие, и отражается на субсчете 976 "Списание необоротных активов".
При продаже объекты необходимо перевести в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, то есть зачислить на субсчет 286 "Необоротные активы, удерживаемые для продажи".
МНМА, которые амортизировались по методу 100%, при их продаже переводу в состав необоротных активов и учету на субсчете 286 не подлежат, а продажа учитывается проводкой дебета субсчета 132-кредит субсчета 112. Если они амортизировались по методу 50 % на 50 %, то согласно п. 27 П(С)БУ 7 оставшиеся 50 % необходимо начислить в месяце исключения объектов из активов (списания с баланса), что в последствии стоимость объекта также станет нулевой и учитывать на субсчете 286 нечего. При списании (ликвидации) МНМА их остаточная стоимость по правилам пунктов 33 - 35 П(С)БУ 7 относится на расходы, и если:
- они амортизировались по методу 100 % списывается лишь их износ проводкой дебета субсчета 132 - кредита субсчета 112;
- они амортизировались по методу 50 % на 50 %, то доначисляем оставшихся 50 % в периоде исключения и после чего также списываем износ той же проводкой.
При продаже основных средств НДС начисляется исходя из договорной стоимости, но не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляется такая продажа (при отсутствии учета необоротных активов - исходя из обычной цены) (абзацы 1 и 2 п. 188.1 ст. 188 разд. V НК Украины)..
Согласно п. 189.9 ст. 189 разд. V НК Украины в случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению плательщика налога, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (кроме случаев предусмотренных абзацем 2 п. 189.9 ст. 189 разд. V НК Украины).
Таким образом для МНМА, не подпадающих под налоговое определение основных средств, начисление НДС не нужно.
Но! По МНМА, списанных раньше срока их использования и амортизированных по методу 50 % на 50 %, налоговики могут применить "нехозяйственный" подпункт "г" п. 198.5 ст. 198 разд. V НК Украины, согласно которому в случае если необоротные активы начинают использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью, налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из той же договорной стоимости, но ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
УПК Украины - Уголовный процессуальный кодекс Украины
Закон N 71 - Закон Украины от 28.12.2014 г. N 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы"
Закон N 655 - Закон Украины от 17.07.2015 г. N 655-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на плательщиков налогов"
Методические рекомендации N 635 - Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины, утвержденные приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. N 635
П(С)БУ 6 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденное приказом Минфина Украины от 28.05.1999 г. N 137
П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92
П(С)БУ 14 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 "Аренда", утвержденное приказом Минфина Украины от 28.07.2000 г. N 181
Письмо N 2707/7/99-99-19-02-01-17 - Письмо ГФСУ от 29.01.2015 г. N 2707/7/99-99-19-02-01-17 "Об отчетности по налогу на прибыль предприятий, уплате авансовых взносов по этому налогу в 2015 году и других актуальных вопросах"
Письмо N 16335/6/99-99-19-02-02-15 - Письмо ГФСУ от 04.08.2015 г. N 16335/6/99-99-19-02-02-15 "О применении группы основных средств для осуществления улучшений арендованых основных средств"
"Консультант бухгалтера" N 18 (790) 28 вересня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)
