Рассчитываем лимит кассы

Самостоятельное установление предприятиями лимита кассы было введено НБУ еще в начале 2005 года.

Лимит остатка наличности в кассе - это предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе в нерабочее время (п. 1.2 Положения N 637).

В установлении лимита заинтересовано должно быть само предприятие. Если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то лимит такой кассы считается нулевым (п. 5.8 Положения N 637). В этом случае вся наличность, находящаяся в его кассе на конец рабочего дня и не сданная предприятием согласно требованиям Положения N 637, считается сверхлимитной.

Не считаются сверхлимитными наличные денежные средства в день их поступления (в выходные или праздничные дни), если были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающий банк не позднее следующего рабочего дня банка или были выданы на хозяйственные нужды предприятия на следующий рабочий день (п. 5.9 Положения N 637).

Также сверх установленного лимита кассы предприятия имеют право хранить в своей кассе наличность, полученную в банке или как выручку, для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), но только в течение 3 рабочих дней.

Предприятия устанавливают лимит кассы самостоятельно и утверждают его приказом по предприятию с подписью главного (старшего) бухгалтера, руководителя предприятия (или уполномоченного им лица).

Лимит остатка наличности не устанавливается:

- банкам (п. 2.7 Положения N 637)

- частным предпринимателям (п. 2.7 Положения N 637);

- религиозным организациям, не осуществляющим производственную или другие виды предпринимательской деятельности (п. 5.6 Положения N 637).

Определение лимита кассы

Принимаясь за определение лимита кассы предприятию необходимо учитывать режим и специфику своей работы, отдаленность от банка, объем кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам, установленные сроки сдачи наличности, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию.

Устанавливать лимит кассы необходимо на основании (п. 5.3 Положения N 637):

- расчета среднедневного поступления в кассу наличности;

- расчета среднедневной выдачи из кассы, по решению руководителя или уполномоченного им лица.

Расчет установления лимита остатка наличности в кассе приведен в Приложении 8 к Положению N 637.

Расчет лимита кассы исходя из среднедневного поступления

Рассчитывать лимит на основании среднедневного поступления наличности в кассу необходимо по следующей формуле:

Ссредпоступ = Sнп/SДнраб,

где, Ссредпоступ - среднедневное поступление наличности в кассу, грн.

п- сумма наличности, поступившей за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, грн;

Днраб - суммарное количество рабочих дней предприятия за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, дни.

Данный метод расчета следует применять:

- предприятиям, которые сдают наличность ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день, - в размерах, необходимых для обеспечения их работы в начале рабочего дня, но не более размера среднедневного поступления наличности в кассу (за 3 любых месяца подряд из последних 12);

- предприятиям, которые сдают наличность не реже одного раза в 5 рабочих дней, - в размерах, зависящих от установленных сроков сдачи наличности и ее суммы, но не более пятикратного размера среднедневного поступления наличности (за 3 любых месяца подряд из последних 12).

В случае установления лимита кассы на основании показателя среднедневного поступления наличности в кассу в основу расчета включаются объемы наличной выручки, являющейся суммой фактически полученных наличных денежных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и внереализационных поступлений, к составу которых относятся поступления от операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества (включая основные средства, нематериальные активы, продукцию вспомогательного и обслуживающего производства), возврат неиспользованных подотчетных сумм и иные поступления (Письмо N 11-213/4081-11692).

Пример 1. Проанализировав движение наличных средств ООО "Ресурс" принято решение об установлении лимита кассы на основании среднедневного поступления наличности. Для расчета лимита кассы выбраны данные о поступлении наличности за период июнь-август 2015 г. (поскольку это наибольшая сумма за 3 месяца подряд из последних 12 календарных месяцев).

В течение указанного периода в кассу предприятия были поступления в виде выручки от реализации услуг за период июнь-август 2015 г.-49 600 грн, пополнения уставного капитала - 50 000 грн, а также денежные средства от реализации основных средств -17500 грн.

Сумма поступившей наличности за указанный период составляет 117 100 грн (49 600 грн + 50 000 грн+17 500 грн). Количество рабочих дней в выбранных месяцах составляет 63 дня (20+ 23 + 20). В связи с установлением ежедневного срока сдачи наличности в банк лимит кассы установлен в размере, необходимом для обеспечения работы кассы в начале рабочего дня. Применение лимита кассы запланировано на 01.10.2015 г.

Розрахунок
встановлення ліміту залишку готівки в касі
ТОВ "Ресурс"

(найменування підприємства)

м. Харків, вул. Плеханівська, буд. 79

(місцезнаходження підприємства)

1. Касові обороти

N з/п  Найменування показників  Фактично за три будь-які місяці поспіль з останніх дванадцяти, що передують строку встановлення (перегляду) ліміту каси 
Готівкова виручка (надходження до кас, крім сум, що одержані з банків)  117100 
Середньоденні надходження (рядок 1 розділити на кількість робочих днів підприємства за три місяці)  1858,73 
Виплачено готівкою на різні потреби, а також на відрядження (крім виплат, пов'язаних з оплатою праці, пенсій, стипендій, дивідендів)  -* 
Середньоденна видача готівки (рядок 3 розділити на кількість робочих днів підприємства за три місяці)  -* 

Найменування показника  Установлено підприємством 
1. Ліміт залишку готівки в касі  1800" 
Найменування показника  Визначається строк здавання готівкової виручки (готівки) та зазначаються реквізити договорів банківських рахунків 
2. Строки здавання готівкової виручки (готівки)  Щоденно, згідно із Договором N К52М88 банківського рахунка від 01.04.2015 р., на р/р 26000076529796у Приватбанку 

Керівник підприємства Головний (старший) бухгалтер

Сагайдак СВ. Гринько О.М.

"01" вересня 2015 року. "01" вересня 2015 року.

М.П.

Примечание. * Заполнять эти строки необходимо в случае расчета лимита кассы на основании среднедневной выдачи из кассы. В этом случае заполняются строки 3 и 4 Расчета.

** Лимит кассы должен быть не более рассчитанного среднедневного поступления.

ТОВ "Ресурс"

НАКАЗ N 56

м.Харків  30.09.2015 р. 

Про затвердження ліміту каси

Керуючись вимогами Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затвердженого постановою Правління Національного банку України від 15.12.2004 р, N 637, НАКАЗУЮ:

1. З 01.10.2015 р. встановити ліміт залишку готівки у касі в розмірі 1 800 грн. (одна тисяча вісімсот гривень 00 коп.)

2. Виходити з того, що при розрахунку ліміту каси беруть участь готівкові надходження за червень 2015 р. (64 160 грн.), за липень 2015 р (20 160 грн.) та за серпень 2015 р. (32 780 грн.), загальний розмір надходжень -117 100 грн. Кількість робочих днів підприємства та його каси за цей період - 63 (20,23, 20 днів відповідно).

3. Зберігати в касі готівку лише в межах встановленого ліміту.

4. Понадлімітну виручку здавати до банку щоденно, відповідно до умов Договору N К52М88 банківського рахунка від 01.04.2015 р.

5. Контроль за виконанням наказу покласти на головного бухгалтера та касира. До наказу додається: Розрахунок встановлення ліміту залишку готівки в касі від 01.09.2015 р.

Директор  Сагайдак   
ТОВ "Ресурс"  (підпис)  Сагайдак С В. 
З наказом ознайомлені:     
Головний бухгалтер  Гринько
(підпис) 
Гринько О.М. 
Касир  Волкова
(підпис) 
Волкова Л.Д. 

Расчет лимита кассы исходя из среднедневной выдачи наличности

Если наличного обращения нет, то лимит целесообразно рассчитывать исходя из расходной части, т. е. на основании среднедневной выдачи наличности на цели связанные с деятельностью предприятия.

Рассчитывать лимита на основании среднедневной выдачи наличности из кассы необходимо по следующей формуле:

Всред =SНв/SДнраб

где Всред - среднедневная выдача наличности из кассы, грн;

в-сумма наличности, выдаваемая из кассы на различные нужды за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, грн;

SДнраб-суммарное количество рабочих дней предприятия за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, дни.

Для расчета лимита кассы . по этому показателю учитываются выплаты наличными на различные нужды, в том числе наличность, выданная из кассы предприятия для сдачи в банк, выданная под отчет для приобретения любого имущества или оплаты работ и услуг, а также на командировку, кроме выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (Письмо N 11-113/818-2372)

Наличность, полученную в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода) предприятия, согласно п. 2.10 Положения N 637, имеют право хранить в своей кассе сверх установленного лимита кассы в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличных в банке. Поэтому такие средства не следует учитывать в расчете лимита кассы по показателям среднедневной выдачи наличности.

Также в подтверждение этому, НБУ указал, что наличность, предназначенная для выплат пособия по временной нетрудоспособности, превышающая установленный лимит кассы, может выплачиваться предприятием в рамках Положения N 637 фактически два дня. По завершении этого срока сверхлимитная наличность должна быть Сдана в банк. А вот, алименты на основании Инструкцией N 5 не относятся к фонду оплаты труда, поэтому наличные деньги на эти цели не могут храниться в кассе предприятия сверх установленного лимита в течение 3 рабочих дней (Письмо N 11-113/1569-4857).

Лимит кассы для обособленных подразделений

В Положении N 637 под обособленными подразделениями подразумеваются филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций и осуществляют в отношении этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины.

Согласно ч. 3 ст. 64 ХКУкраины, предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру.

Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании утвержденного предприятием положения о них (ч. 4 ст. 64 ХК Украины).

Из вышесказанного следует, что лимит кассы необходимо рассчитывать отдельно для каждого структурного подразделения предприятия, которое наделено имуществом этого предприятия и может осуществлять право оперативного управления или другое имущественное право, предусмотренное законодательством Украины.

Итак, лимит кассы для обособленных подразделений устанавливается предприятием самостоятельно, но с учетом таких особенностей (Письмо N 11-113/1875-5345):

- для каждого обособленного подразделения составляется свой расчет лимита на основании оборота наличности (поступление или выдача) в центральной кассе или в кассе обособленного подразделения (п. 5.2 Положения N 637);

- если обособленное подразделение имеет несколько касс (например, несколько касс в отделах магазина), лимит рассчитывается в целом, и суммарный остаток наличных средств во всех кассах на конец рабочего не должен превышать установленного для обособленного подразделения лимита кассы;

- в расчете лимита для обособленных подразделений могут использоваться обороты наличности за 3 любых месяца подряд из последних 12 и эти 3 месяца могут быть разными для разных обособленных подразделений;

-если обособленные подразделения предприятия работают в разном режиме, например одни ежедневно, а некоторые - круглосуточно, то рабочими днями для расчета лимита кассы считаются дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка для предприятия или структурного подразделения, для которого рассчитывается лимит кассы;

- лимит доводится до их сведения внутренними приказами предприятия.

Кроме того, издается приказ об установлении общего лимита - для предприятия в целом (с учетом обособленных подразделений).

Согласно п. 2.8 Положения N 637 обособленные подразделения предприятий юридических лиц могут сдавать наличную, выручку (наличность) Непосредственно в кассы таких юридических лиц или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц. В случае если время окончания рабочего дня (смены) обособленного подразделения не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки (наличности) в день ее поступления, то сдавать наличную выручку в центральную кассу юридического лица можно на следующий рабочий день за днем ее поступления (пп. "б" п. 5.1 Положения N 637, Письмо N 11-113/5029-20868).

При отсутствии банков наличная выручка (наличность) для перевода на банковские счета предприятия может сдаваться операторам почтовой связи и небанковским финансовым учреждениям, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета. Документы, которые подтверждают сдачу выручки в банк, установлены в п. 3.7 Положения N 637.

Отдельные особенности определения лимита кассы

Предприятия, у которых среднедневной показатель поступления или выдачи наличности равен нулю или не более 10 НМДГ (170 грн), имеют право устанавливать лимит кассы в размере, превышающем такой среднедневной показатель, но не более 10 НМДГ (170 грн).

То есть предприятия с небольшим оборотом или не осуществляющие наличные расчеты, а только получающие наличность в банке для жизнедеятельности предприятия, могут установить "минимальный" лимит кассы. Но и в этом случае предприятие обязано создать приказ о его установлении.

Вновь созданные предприятия, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые согласно установленному законодательством Украины порядку получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего осуществление наличных расчетов, на первые 3 месяца своей работы - лимит остатка наличности устанавливают исходя из прогнозных показателей, в дальнейшем установленный с учетом прогнозных расчетов лимит кассы в двухнедельный срок по окончании первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности (абзац 3 п. 5.2 Положения N 637).

Пример 2. ООО "Стиль" 30.06.2015 г. с начала работы по решению руководителя был установлен прогнозный лимит кассы в сумме 8000 грн. С этим лимитом предприятие вправе работать три месяца (до 30.09.2015 г.), а по окончанию этого срока необходимо установить лимит кассы на основании фактических показателей поступления (или выбытия) наличности из кассы за период работы. На это у предприятия есть две недели (14 дней). Поэтому новый лимит кассы необходимо установить не позднее 13.10.2015 г.

Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, различных организационно-правовых форм (акционерные общества, агрофирмы и т. п) могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции согласно фактическим показателям их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые 3 месяца сезона производства (переработки) сельскохозяйственной продукции предыдущего года (п. 5.5 Положения N 637)

Пересмотр лимита кассы

Положением N 637 не определено обязательное требование пересматривать установленный лимит кассы (исключение составляют только предприятия, начинающие свою деятельность), т. к. п. 5.11 этого Положения гласит:

"Установленныйлимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) могут пересматриваться в связи с изменениями законодательства Украины или при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменения в поступлениях/расходах наличности, внутреннего трудового распорядка/графиков сменности и т. п)".

Исходя из этого четко понимаем, что при возникновении новых обстоятельств пересмотр лимита кассы и сроков сдачи наличной выручки (наличных) является правом, а не обязанностью предприятия.

Подтверждением данного вывода является также Постановление N К/9991/53976/12, которым суд вынес решение в пользу предприятия и отказал налоговым органам в их требовании признать нарушение относительно превышения лимита кассы и соответственно о его не пересмотре предприятием.

Высший административный суд Украины (ВАСУ) постановил, что системный анализ нормативных предписаний свидетельствует, что они не содержат императивных положений, которые бы обязывали предприятия пересматривать установленный лимит кассы и сроки сдачи наличных денег при наличии тех или других обстоятельств, а лишь указывают на наличие такой возможности в случае установления соответствующих факторов объективного характера.

Кроме того, законодатель не предоставляет контролирующему органу права самостоятельного определять кассовую политику предприятия, тогда как п. 5.2 Положения N 637 наоборот определяет, что установление лимита кассы проводится предприятиями самостоятельно.

Таким образом, какие-либо обязательные сроки пересмотра лимита не установлены, а пересматривать лимит кассы предприятие может только по собственному желанию.

По этому вопросу не однократно высказывался и. сам НБУ: " ...сокращение объемов поступления наличной выручки в кассу предприятия является основанием для пересмотра установленного лимита кассы. Однако, требования об обязательном пересмотре установленного лимита кассы в связи с сокращением объемов поступления наличной выручки в кассу предприятия Положение не содержит" или "...предприятие самостоятельно должно определять необходимость пересмотра установленного лимита с учетом факторов, которые объективно могут влиять на его функционирование и объемы совершаемых наличных операций" (Письма N 11-113/1903-5427, N 11-113/5438-22292).

Если все же появились объективные причины пересмотра лимита кассы, они должны быть оформлены документально и подписаны руководителем предприятия. На основании таких документов кассир делает расчет нового лимита кассы. Установление нового лимита утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Документы, на основании которых пересмотрены лимит кассы и сроки сдачи наличности (нормативно-правовые акты или внутренние документы предприятия, утвержденные (подписанные) руководителем или уполномоченным им лицом), прилагаются к соответствующим приказам (распоряжениям), договорам банковского счета предприятия.

Сроки для сдачи наличности и ответственность за их нарушение

Сроки сдачи предприятиями наличности для ее зачисления на счета в банках определяются предприятием и устанавливаются по согласованию с соответствующим банком, в котором открыт счет предприятия и на который зачисляются средства.

При определении сроков сдачи наличности в банк необходимо исходить из требований, изложенных в п. 5.1 Положения N 637, а именно:

- для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где имеются банки, наличность должна сдаваться ежедневно в день ее поступления в кассы предприятий;

- для предприятий, у которых время окончания рабочего дня (смены) не позволяет обеспечить сдачу наличности в день ее поступления, она должна сдаваться на следующий день за днем поступления наличности в кассу;

- для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где нет банков, наличность должна сдаваться не реже одного раза в 5 рабочих дней.

Если предприятия работают в выходные и праздничные дни и не имеют возможности сдать полученную за эти дни наличность (из-за отсутствия соответствующей договоренности с банком об инкассации), то она должна сдаваться предприятиями в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка.

В Положении N 637 четко установлено, что руководители предприятий несут ответственность за соблюдение его (Положения) требований по установлению лимита кассы и за достоверность соответствующих показателей, указанных в расчете установления лимита остатка наличных в кассе (п. 5.12 и п. 7.3 Положения N 637).

За превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах ст. 1 Указа N 436 предусмотрен штраф в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день.

Санкций за неустановление лимита кассы действующим законодательством не предусмотрено. Однако, если предприятие лимит кассы не установило, то лимит такой кассы считается нулевым и вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня считается сверхлимитной.

Следует отметить и тот факт, что по мнению ВАСУ, изложенному в Письме N 1776/100/13-08, финансовые санкции в виде штрафов за нарушение норм регулирования оборота наличности являются административно-хозяйственными санкциями в понимании статей 238 и 239 ХК Украины, следовательно, должны применяться в пределах сроков, установленных ст. 250 данного Кодекса, а именно в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения.

Список использованных документов

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Указ N 436 - Указ Президента Украины от 12.06.1995 г. N 436/95 "О применении штрафных санкций з.а нарушение норм по регулированию обращения наличности"

Инструкция N 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомста Украины от 13.01.2004 г. N 5

Положение N 637 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. N 637

Постановление N К/9991/53976/12 - Постановление ВАСУ от 15.09.2014 г. N К/9991/53976/12 "Об отмене решения о применении штрафных (финансовых) санкций"

Письмо N 11-113/1569-4857 - Письмо НБУ от 13.05.2005 г. N 11-1.13/1569-4857 "Относительно срока сдачи в банк сумм невыплаченной помощи по временной нетрудоспособности"

Письмо N 11-113/1875-5345 - Письмо НБУ от 19.05.2006 г. N 11-113/1875-5345 "Относительно установления лимита кассы на торговом предприятии, имеющем несколько обособленных подразделений"

Письмо N 11-113/1903-5427 - Письмо НБУ от 19.05.2006 г. N 11-113/1903-5427 "Относительно перерасчета установленного лимита остатка наличности в кассе"

Письмо N 11-213/4081-11692 - Письмо НБУ от 02.11.2006 г. N 11-213/4081-11692 "О порядке расчета лимита остатка наличности в кассе предприятия"

Письмо N 11-113/818-2372 - Письмо НБУ от 29.02.2008 г. N 11-113/818-2372 "Относительно порядка расчета лимита остатка наличности в кассе предприятия"

Письмо N 1776/100/13-08 - Письмо ВАСУ от 24.10.2008 г. N 1776/100/13-08 "О некоторых вопросах практики решения споров по делам при участии органов государственной налоговой службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)"

Письмо N 11-113/5029-20868 - Письмо НБУ от 09.11.2009 г. N 11-113/5029-20868 "Относительно порядка учета в кассах предприятий наличных средств, полученных от покупателей за проданные обособленными подразделениями товары"

Письмо N 11-113/5438-22292 - Письмо НБУ от 01.12.2009 г. N 11-113/5438-22292 "О предоставлении разъяснения [относительно целесообразности пересмотра лимита остатка наличности в кассе]"

"Консультант бухгалтера" N 17 (979) 14 вересня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)