"Амнистия", "Компромисс" или "Капитуляция"?
(анализ уточнения налоговых обязательств, предусмотренный
налоговым компромиссом)
Ни для кого не секрет, что многие предприятия уменьшали свои налоговые обязательства, осуществляя фиктивные покупки товаров, а главным образом услуги у "специальных фирм", которые, находясь под надежной "крышей", обналичивали деньги через цепочку "прокладок" и "налоговых ям". Однако "крыша уехала" (или лучше сказать - сбежала). В результате появилась возможность привлечь к ответственности махинаторов.
Но государство решило проявить снисхождение к махинатором, считая, что многие из них были вынуждены в "мрачный период Януковича" прибегать к услугам "налоговых ям". Да и вообще - "Кто из нас без греха?". Исходя из этой логики, в предновогодние дни был проголосован Закон N 63, который вступил в силу 17 января сего года.
Закон N 63 дополнил НК Украины подразд. 9-2 разд. XX, который регулирует процедуру налогового компромисса.
Порядок действий контролирующих органов при исполнении положений подразд. 9-2 разд. XX НК Украины определяют Методические рекомендации N 13.
Суть налогового компромисса
Налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и их должностных лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля (смешная дата!) 2014 г. с учетом установленных ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины сроков давности (п. 1 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
Смысл налогового компромисса в том, что сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС уплачивается в размере 5 % такой суммы. При этом 95 % суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.
Пример 1. Плательщик налога на прибыль завысил расходы в 2013 году на сумму 50 000 грн. Если бы такой налогоплательщик исправлял ошибку в обычном порядке, то ему пришлось бы увеличить налогооблагаемую прибыль за 2013 год на 50 000 грн и доплатить в бюджет 9785 грн:
- налог на прибыль 9500 грн (50 000 грн х 19%);
- штраф в размере 3 % (285 грн) до подачи уточняющего расчета.
В ситуации с налоговым компромиссом такому налогоплательщику придется подать уточняющий расчет и уплатить в бюджет всего 475 грн (9500 грн х 5 %). Остальные 9025 грн ему прощаются и никакие штрафы на их неуплату не применяются.
Пример 2. Плательщик НДС завысил налоговый кредит на сумму 15 000 грн в марте 2013 года. В обычной ситуации такому налогоплательщику пришлось бы подавать уточняющую налоговую декларацию и доплатить в бюджет:
-сумму НДС 15 000 грн;
- штраф в размере 3 % (450 грн) до подачи уточняющего расчета.
В ситуации с налоговым компромиссом такому налогоплательщику придется подать уточняющий расчет и уплатить в бюджет всего 750 грн (15 000 грн х 5 %). Остальные 14 250 грн ему прощаются и никакие штрафы на их неуплату не применяются.
Сроки для достижения налогового компромисса
Общее правило, установленное п. 102.1 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины, определяет, что контролирующий орган имеет право самостоятельно определять сумму денежных обязательств плательщика не позднее 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если налоговая декларация была подана позже установленного срока, то 1095 дней считается со дня фактической подачи декларации.
Срок, в течение которого может быть достигнут налоговый компромисс, ограничивается 90-м календарным днем со дня вступления в силу Закона N 63 (п. 12 подразд. 92 разд. XX НК Украины), то есть -16 апреля сего года. Следовательно, если 1095 дней истекут до 16 апреля и контролирующие органы до этой даты доначислят денежные обязательства, то налогоплательщику налоговый компромисс не понадобится.
Важно также отметить, что согласно п. 102.2 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины денежное обязательство может быть начислено без соблюдения срока давности, определенного в абзаце 1 п. 102.1 гл. 9 разд. II НК Украины, если:
- налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана;
- должностное лицо налогоплательщика (физическое лицо - налогоплательщик) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или в уголовном производстве принято решение о его закрытии по не-реабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.
Кроме того, согласно п. 102.3 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины, отсчет срока давности приостанавливается на любой период, в течение которого контролирующему органу согласно решению суда запрещено проводить проверку налогоплательщика или налогоплательщик находится за пределами Украины, если такое пребывание является непрерывным и равняется либо превышает 183 дней.
В отношении чего можно пойти на налоговый компромисс?
Налоговый компромисс распространяется на все несогласованные налоговые обязательства, в том числе на те, которые определены контролирующими органами, и в отношении которых продолжается процедура административного и судебного обжалования, а также на случай, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, но еще не начал его обжалование (п. 7 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины). В таких случаях налогоплательщик может "сдаться", то есть не начинать обжалование или прекратить обжалование, заявив о применении налогового компромисса.
Налогоплательщик, который принимает решение "пойти на компромисс", имеет право подать уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС, в которых определить сумму завышения расходов и/или сумму завышения налогового кредита по НДС.
В случае занижения дохода или налогового обязательства по НДС налоговый компромисс не применяется.
Как отразить в учете обязательства по налоговому компромиссу?
Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или НДС в размере 95 % в результате применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий (п. 2 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины), то есть не включается в доход предприятия для целей налогообложения.
А теперь, давайте подумаем как отразить в бухгалтерском учете "компромиссные налоговые обязательства". Стандартные проводки дебет счета 98 "Налог на прибыль" и кредит субсчета 641 "Расчеты по налогам" может использоваться, если доначисляется налог на прибыль. А если - НДС? Эти суммы тоже следует отразить по кредиту субсчета 641 "Расчеты по налогам".
Счет 98 называется "Налог на прибыль", суммы отраженные на этом счете не уменьшают налогооблагаемую прибыль, хотя и включаются в расходы в бухгалтерском учете. Доначисленный НДС это тоже расходы, но эти расходы не должны уменьшать финансовый результат до налогообложения, а, значит, этим расходам самое место в дебете счета 98 "Налог на прибыль".
Что же касается названия счета 98, то его возможно надо изменить. Но это уже дело Минфина, который кстати сказать может предложить "другие проводки" для отражения суммы "компромиссных обязательств".
Как подавать уточняющие расчеты для налогового компромисса?
Поскольку прощается не вся сумма заниженных налоговых обязательств, а всего (!) 95 % такой суммы, то установленный Законом N 63 порядок нельзя считать "амнистией". На "компромисс" это тоже мало похоже, так как компромисс предполагает уступку с обоих сторон, здесь же имеются четкие правила, не допускающие дискуссий. Все это больше похоже на "почетную капитуляцию", но пусть уж считается "компромиссом" - лишь бы на пользу дела.
Прощенные в результате "компромисса" суммы ни в уточняющем расчете, ни в последующих налоговых декларациях в базу налогообложения не включаются и в последующих налоговых проверках не выявляются.
Минфин должен разработать специальные формы уточняющего расчета, до обнародования таких форм желающие воспользоваться налоговым компромиссом подают уточняющий расчет на бланках уточняющей декларации, в заглавной части Декларации по налогу на прибыль под словом "Уточнююча" ("Уточнюючий") пишут "Податковий компроміс", и слева от них проставить отметку, например, "X". Такая пометка будет означать, что уточняющая декларация (расчет, отчет) подано с целью применения налогового компромисса (пп. 4.2 п. 4 Методических рекомендаций N 13).
Для отчетности, которая подается средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, место для такой отметки будет предусмотрено форматами электронных документов отчетности, которые разрабатываются.
В графе 2 уточняющего расчета по НДС проставляется отметка "ПК", аналогичную отметку указывают в крайней правой графе строки 0110 "Загальна". В соответствующих строках уточняющих расчетов указывают не всю сумму заниженного налогового обязательства, а лишь 5 % от нее.
Уточнение налогового обязательства по налогу на прибыль в рамках налогового компромисса необходимо осуществлять исключительно путем подачи отдельной уточняющей декларации (расчета, отчета), а не в составе отчетной (отчетной новой) декларации.
При этом в случае, если занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль связано с изменением показателей расходов, которые отражаются в приложениях к декларациям (расчетам, отчетам), отдельная уточняющая декларация (расчет, отчет) подается налогоплательщиками вместе с такими приложениями.
При применении налогового компромисса 5 % от суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль должны отражаться налогоплательщиками в уточняющей налоговой декларации (расчете, отчете) в следующих строках таблицы "Самостійне виправлення помилок":
24 - податкової декларації з податку на прибуток підприємства, затвердженої наказом Міндоходів від 30.12.2013 N 872;
19 - податкової декларації про результати спільної діяльності на території України без створення юридичної особи, затвердженої наказом Міндоходів України від 16.12.2013 N 810;
25 - податкової декларації з податку на прибуток банку, затвердженої наказом Міндоходів України від 06.02.2014 N 121;
24 - податкової декларації з податку на доходи (прибуток) страховика, затвердженої наказом Міндоходів України від 27.01.2014 N 84;
19 - податкового звіту про використання коштів неприбуткових установ та організацій, затвердженого наказом Міндоходів України від 27.01.2014 N 85;
13 - розрахунку податкових зобов'язань щодо сплати консолідованого податку на прибуток, затвердженого наказом Мінфіну України від 28.01.2013 N 39;
16 - розрахунку оподатковуваного прибутку та податку на прибуток постійного представництва нерезидента, що здійснюється органом державної податкової служби, затвердженого наказом Мінфіну України від 25.06.2013 N 610;
17 - розрахунку оподатковуваного прибутку та податку на прибуток постійного представництва нерезидента, який провадить діяльність на території України через постійне представництво, на підставі складення відокремленого балансу фінансово-господарської діяльності.
При подаче уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по НДС и/или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженные в уточняющих расчетах, которые одновременно отвечают следующим условиям:
1) поданы в порядке, установленном ст. 50 гл. 2 разд. II НК Украины, после 1 апреля 2014;
2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года;
3) по результатам подачи таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или НДС за следующие отчетные (налоговые) периоды (абзац 4 п. 1 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
По результатам налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно или излишне уменьшенные денежные обязательства.
К уточняющему расчету прилагается заявление о компромиссе, составленное в произвольной форме и перечень (описание) уточненных хозопераций. При этом контролирующие органы разработали образцы заявлений на применение налогового компромисса для случая,когда:
- нарушения налогового законодательства выявлены и отражены в акте проверки;
- плательщику направлено налоговое решение-уведомление;
- плательщик начал процедуру административного или судебного обжалования решения-уведомления;
- плательщик до начала проверки принял решение заявить о занижении налоговых обязательств.
Кроме заявления и уточняющей декларации плательщик, который принял решение воспользоваться правом на налоговый компромисс, должен подать перечень (описание) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.
По каждой хозяйственной операции, по которой осуществляется уточнение, необходимо указать:
- название (Ф.И.О.), код ЕГРПОУ предприятия (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика)), по операциям (взаимоотношениям) с которым были отнесены суммы в состав налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения;
- дату, номер, вид, срок действия договора, во исполнение которого осуществлялись хозяйственные операции, предмет договора, объем осуществленных хозяйственных операций по договору, изменения в договор, касающиеся указанных операций (при наличии);
- налоговый (отчетный) период, в котором было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, что стало следствием занижения НДС и налога на прибыль в бюджет, и налоговый (отчетный) период, в котором было допущено занижения налоговых обязательств;
- содержание хозяйственной операции (номенклатура поставки, объем, вид, информация о проведенных расчетах);
-суммузавышения налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, и сумму занижения НДС и налога на прибыль в бюджет;
- дату, номер налоговой накладной, на основании которой были отнесены соответствующие суммы в налоговый кредит, ведомости и/или другие расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты НДС в связи с приобретением таких товаров / услуг и их получение.
Сроки достижения налогового компромисса и уплаты обязательства
Уточняющий расчет рассматривается контролирующим органом. В течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет налогоплательщика в соответствии со ст. 42 гл. 1 разд. II НК Украины.
Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по НДС, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.
Если контролирующий орган уведомил налогоплательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной (абзацы 3 - 5 п.3 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
По смыслу абзаца 2 п. 3 подразд. 9-2 раздела XX НК Украины, проверка назначается ("может назначаться") в случаях, когда в периоды, за которые подается уточняющий расчет, налоговая проверка не проводилась.
Однако, нечеткость этой нормы и, особенно, слова "может быть" свидетельствуют о том, что контролирующий орган по своему усмотрению может принять решение о проверке налогоплательщика, подавшего уточняющий расчет за любые периоды (в течение трех лет), а не только за те, за которые подан уточняющий расчет.
Таким образом, подав уточняющий расчет, налогоплательщик, подставляет себя под проверку, тот же плательщик, который такой расчет не подал, может надеяться, что до него у контролирующего органа просто не дойдут руки в течение установленного ст.102 гл. 9 разд. II НК Украины срока.
В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:
1) принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренном п. 2 подразд. 9-2 раздела XX НК Украины;
2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, подтверждающую правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете (абзац 6 п.3 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
При этом общая продолжительность налогового компромисса не может быть больше 70-ти календарных дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета (абзац 1 п. 3 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
Если налогоплательщик уже получил налоговое уведомление-решение, но сроки его обжалования не прошли, и налоговое обязательство не является согласованным, то такой налогоплательщик может не подавать уточняющий расчет, достаточно подать заявление о компромиссе на сумму, указанную в уведомлении-решении, подача такого заявления означает достижение налогового компромисса.
Процедура налогового компромисса относительно размера и сроков уплаты заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, установленная подразд. 9-2 разд. XX НК Украины, распространяется также на случаи, когда у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки.
В таких случаях налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган, назначивший документальную проверку или составил акт по результатам такой проверки, соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств в налоговых декларациях за отчетные налоговые периоды в порядке, определенном п. 1 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины (абзац 2 п. 7 подразд. 9-2 разд. XX НК Украины).
Обжалование уведомления-решения, принятого по результатам "компромиссной" или плановой (внеплановой)проверки,приводит к выходу из процедуры налогового компромисса и не дает возможность контролирующему органу применить к налогоплательщику более жесткие санкции, прежде всего, заставить его уплатить 100 % задекларированных дополнительных налоговых обязательств. Кто же в таком случае будет обжаловать уведомление-решение?
Наверное, никто, а значит, у контролирующего органа есть возможность по результатам проверки доначислить практически любые суммы.
Такой порядок мотивирует налогоплательщика не спорить с контролирующим органом, не отстаивать свою, пусть и верную позицию, а капитулировать с малыми потерями. Вряд ли такой подход повысит доверие бизнесак власти, скорее наоборот - покажет, что в более выгодном положении всегда будет покаявшийся жулик, а честному бизнесмену доказывать свою правоту будет и долго и дорого.
Учитывая все это, приходится сделать вывод, что "компромисс" больше похож на капитуляцию.
Отметим также, что подача уточняющего расчета имеет последствия не только для подавшего такой расчет налогоплательщика, но и для его контрагентов. Если плательщик признался, что совершил фиктивную операцию, то получается, что его контрагент получил необоснованный доход.
Конечно возможно, что контрагенты - это "оголтелое жулье", давно сбежавшее "за бугор", но возможно, что контрагентами являются, так называемые, "серые предприятия", которые наряду с "теневыми операциями" ведут и "нормальную" хозяйственную деятельность. Таким не все равно, что о них будут думать контролирующие органы.
Такие субъекты могут и не согласиться с тем, что их контрагент решил "пойти на компромисс" и объявить их доход необоснованно полученным.
Это значит, что подавая "компромиссный расчет" и вызывая на себя проверку, налогоплательщик подставляет и своих деловых партнеров. Понятное дело, они будут не рады "налоговому компромиссу" без согласования с ними. И хотя, согласно п. 4 подразд. 9-2 разд. XX Украины, подача уточняющих расчетов в рамках налогового компромисса не влияет на размер налоговых обязательств контрагента, в это слабо верится. Основания привлечь за доходы от фиктивных операций найдутся.
Уплата налоговых обязательств по уточняющему расчету производится в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования налоговых обязательств, таким днем считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки - день получения справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления-решения, принятого по результатам такой проверки (п. 5 подразд. 9-2 разд. XX Украины).
Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств. После достижения налогового компромисса такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах (п. 8 подразд. 9-2 разд. XX Украины).
Достижение налогового компромисса освобождает должностных лиц налогоплательщиков от уголовной ответственности, так как согласно п. 10 подразд. 9-2 разд. XX Украины - деяние, совершенное налогоплательщиком или его должностными (служебными) лицами, приведшее к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, если такие налоговые обязательства уточнены с процедурами применения налогового компромисса и уплачены в бюджеты, нельзя считать умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).
Несомненно, что практика применения процедуры налогового компромисса породит и другие проблемы, которые сложно заметить даже при самом пристальном анализе законодательных норм.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 63 - Закон Украины от от 25.12.2014 г. N 63-VIII "О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса"
Методические рекомендации N 13 - Методические рекомендации относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, утвержденные приказом ГФСУ от 17.01.2015 г. N 13
"Консультант бухгалтера" N 4 (776) 23 лютого 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)