Ответы на актуальные вопросы по взиманию военного сбора
Вопрос 1. Как осуществляется начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора?
В соответствии с пп. 1.4 п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляется в порядке, установленном ст. 168 разд. IV НК Украины для налога на доходы физических лиц, по ставке 1,5 % от объекта налогообложения.
Есть нюансы при перечислении военного сбора у налогоплательщиков, в которых есть структурные подразделения.
Так, юридическое лицо перечисляет военный сбор, как за себя так и за неуполномоченное на перечисление налогов и сборов обособленное подразделение в бюджет по своему местонахождению.
Суммы военного сбора, начисленные уполномоченным обособленным подразделением, перечисляются в соответствующий бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.
Вопрос 2. Каким образом удерживается военный сбор с начисленной заработной платы с 1 января 2015 года?
Согласно п. 164.6 ст. 164 разд. IV НК Украины во время начисления доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые согласно закону уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы (НСЛ) при ее наличии.
При начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму ЕСВ.
То есть, налогообложению военным сбором подлежат доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам, с учетом вычета сумм ЕСВ, НСЛ и т. д.
Таким образом, в общем случае при начислении дохода в виде заработной платы база обложения НДФЛ и военным сбором будет определяться по следующей формуле:
БН = ЗП - ЕСВ - НСЛ (при наличии),
где
БН - база обложения НДФЛ;
ЗП - заработная плата, начисляемая налогоплательщику.
Пример 1. Работнику в феврале 2015 года начислена зарплата в сумме 5000 грн и ежемесячная премия в сумме 1500 грн. Общая сумма заработной платы за февраль 2015 года составила 6500 грн.
Определим базу налогообложения заработной платы по данному работнику:
(6500 грн - 6500 х 3,6 : 100) = 6266 грн,
где 3,6 % - размер ЕСВ в части удержаний с зарплаты работника за февраль 2015 года.
Сумма НДФЛ и военного сбора, подлежащая уплате в бюджет, составит:
- НДФЛ - 939,90 грн = 6266 грн х 15 %;
- военный сбор - 93.99 грн = 6266 грн х 1,5%.
Если предприятие осуществляет какие-либо выплаты, входящие в фонд оплаты труда, в натуральной форме (например, вручает работнику подарок к юбилейной или памятной дате), то налоговому агенту необходимо учитывать требования п. 164.5 ст. 164 разд. IV НК Украины.
В этом случае начисленная сумма дохода в виде заработной платы будет определяться как. стоимость такого дохода в неденежной форме, рассчитанная по обычным ценам, умноженная на коэффициент, который исчисляется по формуле:
К = 100: (100 -Сн),
где
К - коэффициент;
Сн - ставка налога, установленная для таких доходов на момент начисления.
Таким образом, при определении базы налогообложения дохода в виде заработной платы, который предоставляется работнику в неденежной форме, налоговому агенту следует вначале сумму такого дохода умножить на "натуральный" коэффициент, а затем уменьшить на сумму ЕСВ и НСЛ.
Размер "натурального" коэффициента равен:
- 1,176471 - при ставке НДФЛ 15 %;
- 1,204819 - при ставке НДФЛ 17 %.
Пример 2. Заработная плата работнице за отчетный период начислена в сумме 3000 грн. Также предприятие выдает ей кухонный комбайн стоимостью 2400 грн в виде дополнительного блага. Стоимость кухонного комбайна в виде дополнительного блага включается в состав заработной платы, подлежащей налогообложению с применением коэффициента.
Таким образом, НДФЛ с общей суммы дохода 5823,53 грн (3000 грн + 2400 грн х 1,176471) составит 844,37грн [(5823,53 грн - 5400 грн х 3,6%) х 15 %], а военный сбор - 84,44 грн [(5823,53 грн -5400 грн х 3,6 %) х 1,5%].
Налоговая социальная льгота - это сумма, на которую может быть уменьшен общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика, полученный от одного работодателя в виде заработной платы.
Вид дохода, к которому применяется НСЛ, оговорен в абзаце 2 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины - это доход, получаемый от одного работодателя в виде заработной платы.
Пример 3. Заработная плата работницы за январь 2015 года составляет 1590 грн. Поскольку ее доход в границах предельного размера (1710 грн), такая работница имеет право на применение НСЛ.
В начале рассчитываем сумму ЕСВ, удерживаемого из заработной платы:
1590 грн х 3,6% = 57,24 грн.
Далее исчисляем базу для удержания НДФЛ и военного сбора:
1590 грн - 57,24 грн - 609 грн = 923,76 грн.
Рассчитываем сумму:
- НДФЛ: 923,76 х 15 % = 138,56 грн;
- военного сбора: 923,76 х 1,5 % = 13,86 грн.
Вопрос 3. Облагается ли военным сбором сумма средств, выданная на командировку или под отчет, излишне израсходованная и не возвращена в установленные законодательством сроки?
Согласно пп. 164.2.11 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика включаются сумма излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с п. 170.9 ст. 170 разд. IV НК Украины.
С 1 января 2015 года согласно пп. 1.2 п. 16-1 подразд. 10 разд. XXНК Украины объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 разд. IV НК Украины. Таким образом, в настоящее время база для удержания НДФЛ и военного сбора одинаковы.
Следовательно сумма излишне израсходованных средств, выданная на командировку или под отчет физическому лицу, находящемуся в трудовых отношениях с соответствующим плательщиком налога - субъектом хозяйственной деятельности, не возвращенная таким лицом в установленные законодательством сроки,является объектом налогообложения военным сбором.
Вопрос 4. Как в налоговой отчетности отражается налоговым агентом сумма дохода, с которого удержан военный сбор за отчетный период?
В Письме N 1665/7/99-99-17-02-01-17 ГФСУ разъяснила, что отражение налоговым агентом общей суммы дохода, с которого удержан военный сбор за отчетный период, предусмотрено в налоговом расчете по форме N 1ДФ без отражения персонифицированных данных физических лиц - плательщиков военного сбора.
Однако проблема заключается в том, что в действующей ныне форме N 1ДФ как раз и не предусмотрена такая возможность. Порядком N 49 вообще не оговорена возможность отражать в данном отчете военного сбора так же, как и не сказано как в отчете отражать неперсонифицированные доходы.
Вопрос 5. Каков порядок подачи отчетности и уплаты военного сбора в случае изменения субъектом хозяйствования в течение бюджетного года местонахождения, связанного с изменением административного района?
В соответствии с п. 29.2 ст. 29 БК Украины военный сбор, который уплачивается (перечисляется) в соответствии с п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины, относится к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины.
В случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования - налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (ст. 45 БК Украины).
Согласно п. 10.13 разд. X Порядка N 1588, в случае изменения местонахождения субъекта хозяйствования - налогоплательщика уплата определенных законодательством налогов и сборов после такой регистрации осуществляется таким налогоплательщиком по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.
До окончания года налогоплательщик учитывается в контролирующем органе по предыдущему местонахождению (неосновное место учета) по признаку того, что он является налогоплательщиком до окончания года, а в контролирующем органе по новому местонахождению (основное место учета) - по признаку того, что он является налогоплательщиком со следующего года.
Таким образом, в случае изменения местонахождения, связанного с изменением административного района, субъект хозяйствования до окончания текущего бюджетного года подает отчетность и уплачивает военный сбор по предыдущему местонахождению.
Список использованных документов
БК Украины - Бюджетный кодекс Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Порядок N 49 - Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 21.01.2014 г. N 49
Порядок N 1588 - Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. N 1588
Письмо N 1665/7/99-99-17-02-01-17 - Письмо ГФСУ от 21.01.2015 г. N 1665/7/99-99-17-02-01-17 "О внесении изменений в администрирование налога на доходы физических лиц и военного сбора"
"Консультант бухгалтера" N 3 (775) 9 лютого 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)