Налогообложение 2015 - основные новации ("Реформа" или "Ремонт")

(Часть 2)1 (Часть 1, 3, 4 см. в консультации от 26.01.2015, 23.02.2015, 02.03.2015 )

Нюансы в порядке взимания ЕСВ

Больше всего налогоплательщики ожидали сокращения ставки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Именно высокие ставки ЕСВ вынуждают предпринимателей выплачивать заработную плату "в конвертах"2.

Однако снижение ЕСВ неминуемо снизит поступления в Пенсионный фонд Украины, который и без того является банкротом и выплачивает около половины пенсий за счет траншей из Госбюджета и заемных средств. Поэтому сокращение ставок ЕСВ должно идти параллельно с настоящей пенсионной реформой, то есть постепенной заменой солидарной пенсионной системы на накопительную.

Однако, к такой реформе правительство Украины пока не готово (максимум, на что пошло правительство - это обложение НДФЛ пенсий, которые превышают 3 минимальные зарплаты), в итоге и радикального снижения ставок ЕСВ в 2015 году не будет, а вот ужесточение контроля за оформлением трудовых отношений и выплатой зарплаты "в конвертах" формально вступило в силу с 1 января 2015 года.

Правда, видимость снижения в 2015 году ставок ЕСВ Законом N 77 предусмотрена.

Условия снижения ставки ЕСВ

Согласно п. 3 разд. II "Заключительные и переходные положения" Закона N 77 с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки ЕСВ, установленные ч. 5 ст. 8 и ст. 10 Закона о едином взносе для плательщиков ЕСВ, определенных в абзацах 2 и 3 п. 1 ч. 1 ст. 4 и ст. 10 (то есть работодатели, в том числе физические лица - предприниматели (ФЛП), использующие и не использующие наемный труд, а также лица, добровольно участвующие в системе государственного страхования), применяются с коэффициентом 0,4 (кроме исключений, предусмотренных этой частью), в случае, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:

- общая база начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014; или если общая база начисления ЕСВ не превышает в 2,5 раза (или более) общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления ЕСВ плательщика за 2014 год на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение, по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);

- средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 % по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;

- средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн;

- средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.

Понижающий коэффициент применяется к ставке, по которой ЕСВ начисляется на заработную плату, а вот к ставке, по которой ЕСВ удерживается из заработной платы, коэффициент не применяется.

Не применяется пониженный коэффициент также к ставке ЕСВ, по которой страховой взнос начисляется на зарплату совместителей (последний абзац ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе).

Как видим для получения права на применение понижающего коэффициента к ставке ЕСВ предприятие должно производить сложные расчеты, причем вполне может оказаться, что уже применив понижающий коэффициент к авансовым выплатам, предприятие по итогам месяца не выполнит всех условий. Что делать тогда?

Но дело, конечно, не только и не столько в сложности расчетов. Дело в том, что выполнить эти условия смогут очень немногие. А те, кто рискнет попробовать должны:

- во-первых, либо уже в 2014 году иметь среднею заработную плату не меньше трех минимальных заработных плат , либо достичь такой зарплаты путем повышения в 2015 году средней зарплаты на 30 % (добиться роста средней зарплаты можно разными способами, например, и это проще всего, путем увеличения зарплаты директора в несколько раз),

- во-вторых, обеспечить средний страховой платеж на одного работника после применения коэффициента в размере 700 грн, для выполнения этого условия при ставке ЕСВ в размере 36,76 % и средней зарплате равной трем минимальным заработным платам коэффициент к ставке ЕСВ составит 0,521.

Смотрите сами: три минимальных заработных плат - это 3654 грн, страховой взнос по ставке 36,76 % на эту зарплату составит 1343,20 грн, а надо же обеспечить всего 700 грн (700 : 1343,20 = 0,521). Если предприятие хочет добиться максимального понижения ставки ЕСВ, то есть коэффициента 0,4, то средняя заработная плата должна составить 4761 грн (4761 х 0,3676 х 0,4 = 700 грн). Поскольку размер страхового платежа зависит не только от размера зарплаты, а и от ставки ЕСВ (которая в свою очередь зависит от классов профессионального риска производства), то обеспечить такой платеж в 700 грн проще предприятиям с высокой ставкой ЕСВ.

Так, если предприятие имеет зарплату свыше трех минимальных заработных плат или путем повышения ее на 30 % может достигнуть этого уровня, то какой-то (пусть небольшой) понижающий коэффициент это предприятие сможет получить, если обеспечит пусть небольшой рост фактического фонда оплаты труда. Можно повыситьч расходы на оплату труда не в 2,5 раза, а допустим на 30 %.

Вполне возможно, что п. 3 разд. II Закона N 77 заинтересует быстроразвивающиеся предприятия с высокой заработной платой. Выгадать от применения п. 3 разд. II Закона N 77 могут также бизнесмены, которые имеют 2 - 3 фирмы из которых одна "резервная", (то есть такая, на которую сбрасывается минимум денег и на которой практически нет работников). Такие деятели смогут перебросить денежные потоки и работников на "резервную" фирму и без особого труда добиться выполнения условий для применения пониженного коэффициента к ставке ЕСВ.

Думается ответ ясен.

Причина неизбежного провала этой "реформы" в том, что "теневиков" легализация зарплаты путем увеличения абсолютных сумм уплачиваемого ЕСВ не заинтересует, а те, кто работал легально (или полулегально) предложенные условия выполнить не смогут. Вполне возможно что их будут пугать фактическими проверками, а к некоторым "для примера" даже применят санкции. Это безусловно позволит добиться видимости роста зарплаты и условной легализации доходов, но считать все этой "реформой ЕСВ" никак нельзя.

Представляя эту "реформу" премьер-министр А. Яценюк заявил, что есть риск того, что предприниматели не пойдут на встречу правительству, то есть не пойдут на легализацию зарплаты и в этом случае нормы, устанавливающие условия понижения ставки ЕСВ, будут пересмотрены. Дай Бог, чтобы этот пересмотр произошел скорее.

Реальное снижение ставки ЕСВ возможно с 01.01.2016 г.

С этой даты при начислении заработной платы и/или вознаграждения по гражданско-правовым договорам к ставкам ЕСВ будет применяться коэффициент 0,6.

Правительство пока не утвердило форму расчета пониженного коэффициента и форму подтверждения оснований для его проведения, поэтому приведем пример расчетов из смысла п. 3 разд. II Закона N 77, примеры применения пониженного коэффициента.

Пример 1. По данным "Отчета о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов" (форма N 4) плательщиком ЕСВ рассчитаны за 2014 год следующие данные:

- среднемесячная база начисления ЕСВ плательщика за 2014 год -120 0,00 грн (средняя величина по строке 1 указанного Отчета);

- среднеучетное количество штатных работников за отчетный период 30 человек (средняя величина из соответствующей строки Отчета);

- среднее количество застрахованных лиц в 2014 году

- 33 человека;

- средняя заработная плата по предприятию за 2014 год

- 4000 грн (120 000 грн : 30 человек).

Класс профессионального риска у плательщика ЕСВ - 52, а ставка ЕСВ - 38,52 %.

Для того, чтобы применить в январе 2015 года коэффициент 0,4 плательщику ЕСВ необходимо будет выполнить следующие условия:

- общая база начисления ЕСВ за январь 2015 года (начисленная заработная плата (доход) и вознаграждение по гражданско-правовым договорам) (строка 1 Отчета) должна быть более 300 000 грн (120 000 грн х 2,5);

- средняя заработная плата по предприятию за январь 2015 года более 5200 грн3;

- среднеучетное количество штатных работников за отчетный период 57 человек или меньше (300 000 грн : 5200 грн);

- количество застрахованных лиц в отчетном периоде, которым начислены выплаты

- 66 человек или меньше. Общая сумма ЕСВ, который отражается по строке 3 Отчета должна составить не менее 46 224 грн (300 000 грн х 38,52 % х 0,4), то есть такую же среднюю величину как и в 2014 году.

Пример 2. При тех же условиях за 2014 год, что и в примере 1, в январе 2015 года у плательщика ЕСВ в отчетности зафиксированы следующие показатели:

- общая база начисления ЕСВ за январь 2015 года (начисленная заработная плата (доход) и вознаграждение по гражданско-правовым договорам) (строка 1 Отчета) составила 150 000 грн;

- среднеучетное количество штатных работников за отчетный период 25 человек;

- количество застрахованных лиц в отчетном периоде, которым начислены выплаты

- 30 человек.

Такой плательщик ЕСВ может применить понижающий коэффициент 0,8 (120 000 грн : 150 000 грн).

Общая сумма ЕСВ, который отражается по строке 3 Отчета должна составить также не менее 46 224 грн (150 000 грн х 38,52% х 0,8), то есть такую же среднюю величину как и в 2014 году.

Средняя заработная плата составит - 6000 грн (150 000 грн : 25 человек), что также больше трех минимальных заработных плат (3654 грн).

Средний платеж: на одно застрахованное лицо после применения коэффициента - 1540,80 грн (46 224 грн : 30 человек).

База обложения ЕСВ

Определение базы для начисления ЕСВ для плательщиков-работодателей не претерпело особых изменений, единственное уточнение, которое сделано Законом N 77 состоит в том, что базой начисления ЕСВ является сумма заработной платы, начисленная каждому застрахованному лицу.

В состав заработной платы, как базы начисления ЕСВ, как и ранее включаются выплаты, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда, а он исчерпывающего перечня выплат не устанавливает, а значит и "дискуссии" с контролирующими органами, которые очевидно и далее будут определять состав расходов на оплаты труда по Инструкции N 5 (что абсолютно не верно!), будут продолжаться.

При это если база для начисления ЕСВ будет меньше минимальной заработной платы (1218 грн), то сумма ЕСВ, подлежащая уплате определяется умножением ставки ЕСВ на минимальную заработную плату (абзац 6 ч. 11 ст. 8 Закона о едином взносе). Эта норма особенно "порадует" тех работодателей, у которых есть работники, которые в силу обстоятельств работают 1 - 2 дня в неделю, или работники, которые увольняются в начале месяца, не заработав 1218 грн. Вот так хорошее дело борьбы с "конвертами" превращается в абсурд.

Физические лица-предприниматели, использующие общую систему налогообложения с января 2015 года должны уплачивать ЕСВ исходя из минимальной заработной платы, независимо от величины дохода в отчетном месяце.

В случае, если такими плательщиками не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленной этим Законом. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о едином взносе освобождаются от уплаты ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование ФЛП - плательщики единого налога, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками

ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Таким образом, ФЛП - плательщики единого налога освобождаются от уплаты ЕСВ за себя, при условии, если они являются пенсионерами по возрасту, независимо от того достигли они общего пенсионного возраста или такую пенсию оформлено на льготных условиях - с уменьшением возраста.

А вот лица, которым назначена пенсия за выслугу лет, воспользоваться льготой не могут.

Ответственность за нарушения, связанные с уплатой ЕСВ

Понимая, что серьезных мотивов для легализации зарплаты в 2015 году Закон N 77 не создал, законодатели решили усилить ответственность работодателя за нарушения в сфере начисления ЕСВ и зарплаты.

Так, увеличиваются в два раза размеры штрафов за нарушение порядка начисления ЕСВ и за неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ (ст. 25 Закона о едином взносе).

Введены новые штрафные санкции за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о едином взносе, органом доходов и сборов осуществляется наложение штрафа в размере 10 НМДГ (170 грн) за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме.

Те же действия, совершенные плательщиком ЕСВ, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 60 НМДГ (1020 грн) за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о едином взносе.

Но главным способом заставить работодателя легализировать заработную плату законодатель, очевидно, считает введение обязательного уведомления о заключении трудового договора.

Закон N 77 внес изменения в ст. 24 КЗоТ Украины, согласно которому работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением руководителя, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию ЕСВ, то есть ГФСУ.

Статья 24-1 КЗоТ Украины, предусматривавшая особый порядок регистрации трудового договора работника с ФЛП, из КЗоТ Украины исключена, таким образом физические лица-предприниматели при заполнении трудового договора с работником информирует об этом ГФСУ, а не службу занятости. Форма уведомления до настоящего времени не определена, поэтому уведомления оформляются в свободной форме.

Закон N 77 внес также изменения в порядок увольнения работников в связи с изменениями в организации труда и производства. Согласно новой редакции ч. 3 и ч. 4 ст. 49-2 КЗоТ Украины одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по своему усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно. В случае, если увольнение является массовым в соответствии со ст. 48 Закона о занятости, собственник или уполномоченный им орган уведомляет государственную службу занятости о запланированном увольнении работников.

Государственная служба занятости информирует работников о работе в той же или другой местности по их профессиям, специальностям, квалификации, а в случае их отсутствия - осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных нужд. В случае необходимости лицо может быть направлено, с его согласия, на профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с законодательством.

За "заключение" трудового договора без оформления приказа и уведомления ГФСУ предусмотрена ответственность.

Факт допуска работника к работе без оформления трудовых отношений и уведомления о заключении трудовых отношений ГФСУ может быть выявлен при проведении проверок государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Этот контроль осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Таким органом является Минсоцполитики в составе которого действует Государственная инспекция Украины по вопросам труда. Положение об этой инспекции утверждено Указом N 386.

Согласно пп. 1 п. 4 Положения N 386 Государственная инспекция Украины по вопросам труда согласно возложенных на нее задач осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, физическими лицами, использующими наемный труд и труд физических лиц, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства о труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, соблюдения трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов, предоставления льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечения специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием; проведения обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий; соблюдения режимов труда и других норм законодательства.

Должностные лица Государственной инспекции Украины по вопросам труда - инспекторы могут проводить плановые и внеплановые проверки по месту проведения хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Процедуру проведения Государственной инспекцией Украины по вопросам труда и ее территориальными органами проверок соблюдения законодательства по вопросам труда в пределах своих полномочий устанавливает Порядок N 390.

В соответствии с Порядком N 390 инспектор может проводить внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц о нарушениях законодательства о труде и общеобязательного государственного социального страхования при наличии согласия Государственной инспекции Украины по вопросам труда.

Согласно Порядку N 390 проверка состоит в основном в анализе документов и не предполагает посещения производственных и служебных помещений субъекта с целью выявления там неофициальных работников. В этой связи можно предположить, что в ближайшее время порядок проведения таких поверок и полномочия инспекторов по труду будут расширены.

Факт наличия на предприятиях неофициальных работников проще выявить при проведении фактических проверок должностными лицами ГФСУ.

Также согласно пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 гл. 8 разд. II ПК Украины может осуществляться фактическая проверка контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка, согласно п. 1 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины, осуществляется без предупреждения налогоплательщика.

Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых" отношений с работниками (наемными работниками), в том числе с теми, которым установлен испытательный срок, проверяется наличие соответствующего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы относительно ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, проверяются сведения об оплате труда работника.

Для выяснения факта соответствующего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или иные документы, которые дают возможность ее идентифицировать (должностное удостоверение, водительское удостоверение, санитарная книжка и т. п.) (п. 80.6 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины).

Фактические проверки "просто так" не назначаются, для этого нужны основания, перечень которых приведен в п. 80.2 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины. Обратим внимание читателей на то, что согласно пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80 гл. 8 разд. ИНК Украины основанием для фактической проверки является получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Получить такую информацию контролирующие органы или Государственная инспекция по вопросам труда смогут, в частности, от граждан, которые обратятся с заявлением или жалобой, оформленными в соответствии с Законом об обращении граждан.

Так, граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональным обязанностям с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении (ст. 1 Закона об обращениях граждан).

Результаты проведения фактической проверки, при выявлении нарушений, оформляются актом, в случае, когда нарушения не выявлены, составляется справка (п. 86.6 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Акт (справка) о результатах фактических проверок, определенных ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (в случае наличия (абзац 1 п. 86.5 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта, должностным лицом ГФСУ составляется акт об отказе от подписания. Таким образом, если в акте проверки будут зафиксированы факты допуска к работе физических лиц, с которыми не оформлены трудовые договоры, то отказ от подписания акта ничем не поможет работодателю.

Должностные лица ГФСУ не могут принимать решения о привлечении работодателя (его должностных лиц) к ответственности за допуск физических лиц к работе без оформления трудовых отношений, такое право согласно ст. 265 КЗоТ Украины принадлежит Государственной инспекции по вопросам труда.

При этом отметим, что согласно п. 3 разд. II Закона N 71, в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или в соответствии с требованиями УПК Украины.

Так каким контролирующим органам установлен запрет (мораторий) на проведение проверок?

Поскольку запрет на проверки введен специальной нормой Закона N 71 без внесения изменений в НК Украины, есть все основания считать, что он распространяется на все органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере хозяйственной деятельности, а значит, и на Государственную инспекцию по вопросам труда.

Хотя нельзя исключить, что другие органы государственного контроля, на которые распространяется действие Закона о госнадзоре, будут придерживаться иной точки зрения, пока Кабмин Украины их не подправит.

На нечеткость правовых норм законов, составляющих так называемую "налоговую реформу" мы уже обращали внимание читателей, а в этом месте обратим внимание еще на один нюанс.

Закон N 77 внес изменения в ч. 2 ст. 2 Закона о госнадзоре, которыми исключил органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения из числа органов на которые распространяется действие данного Закона.

Для чего это сделано? Для того, чтобы деятельность этих органов регулировалась исключительно Порядком N 390, в которое Кабмин сможет вносить любые изменения и предоставить этому органу неограниченные возможности для проверок, ссылаясь, например, на то, что мораторий на проверки не распространяется на проверки начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ (эта ссылка неосновательна, так как контроль за НДФЛ и ЕСВ возложен на фискальные органы)?

Вполне возможно, а значит, субъектам малого и среднего бизнеса нельзя расслабляться в тех случаях, когда речь идет о соблюдении КЗоТ Украины.

Также не следует забывать, что согласно п. 8 разд. III Закона N 76 проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (кроме ГФСУ и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в течение января - июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки.

Часть вторая ст. 265 КЗоТ Украины устанавливает жесткие санкции за нарушение трудового законодательства, а главная "жесть" ждет тех работодателей, которые допускают к работе "неоформленных" работников или выплачивают зарплату без начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ.

Юридические и физические лица - предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафов за нарушения, которые мы приведем в табл. 1.

Таблица 1

N п/п  Вид нарушения  Размер штрафа  Примечания 
1.  Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)  Тридцатикратный размер
минимальной заработной платы, установленной законом на
момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение 
В январе-ноябре 2015 г. - 36 540 грн, в
декабре 2015 г. - 41 340 грн 
2.  Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии 
3.  Выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и/или налогов 
4.  Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц  Трехкратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения  В январе-ноябре 2015 г.-3654 грн, в декабре 2015 г - 4134 грн 
5.  Выплата не в полном объеме заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о
труде 
6.  Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда  Десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение  В январе-ноябре 2015 г. - 12 180 грн, в декабре 2015 г. -13 780 грн 
7.  Нарушение других требований трудового законодательства  Размер минимальной заработной платы  В январе-ноябре 2015 г. - 1218 грн, в декабре 2015 г. - 1378 грн 

Эти штрафы не относятся к административно-хозяйственным, предусмотренным гл. 27 ХК Украины.

Данные санкции являются финансовыми, они налагаются на работодателя - юридическое лицо или физическое лицо-предпринимателя. При этом, санкции за фактический допуск к работе без оформления трудовых отношений, оформления на неполное рабочее время применяются без осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) (то есь без проведения проверки) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации.

Таким образом, самые жесткие санкции могут быть применены только на основании решения суда. А такое решение может быть принято судом только в случае обращения работника. При этом согласно ч. 4 ст. 265 КЗоТ Украины эти санкции налагает Государственная инспекция по вопросам труда в порядке установленном Кабмином. В настоящее время этот порядок не установлен, а значит, и санки пока не применяются.

Таким образом, "компания по отлавливанию" неоформленных работников в ближайшее время не начнется. Для такого начала правительству (так как именно Кабмин Украины инициатор таких жестких мер) надо будет решить комплекс процедурных и организационных вопросов. Думаю, что в процессе их решения станет ясно, что в том виде, в котором Законом N 77 оформлена ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, она не применима на практике.

Если же ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины все же решат применять на практике, то важно отметить, что исполнение решения Государственной инспекции по вопросам труда о применении штрафов возлагается на Государственную исполнительную службу (ч. б ст. 265 КЗоТ Украины).

Уплата штрафов не освобождает от устранения нарушений законодательства, то есть от оплаты официальной зарплаты, а также уплаты НДФЛ и ЕСВ. Поэтому, в соответствии с ч. 6 ст. 235 КЗоТ Украины (в редакции Закона N 77) суд, который рассматривал заявление работника, с которым не были оформлены трудовые отношения или оформление не соответствовало фактическим условиям и объему выполненной работы, должен принять решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы, о начислении и уплате в соответствии с законодательством НДФЛ и суммы ЕСВ за установленный период работы.

Органом, который рассматривает такие споры согласно ст. 232 КЗоТ Украины является районный в городе или городской суд. Такой спор рассматривается без предварительного рассмотрения в комиссии но трудовым спорам. Однако, для его рассмотрения необходимо заявление работника об оформлении трудовых отношений в случае выполнения им работы без заключения трудового договора и установления периода работы. Если работник такого заявления не подает, то и "доначисления заработной платы" не будет..

Однако, штрафами, наложенными Государственной инспекцией по вопросам труда, работодатель может и не отделаться.

Кроме финансовой ответственности работодателя, должностные лица работодателя, виновные в нарушении законодательства о труде и законодательства об охране труда, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Согласно новой редакции ст. 41 КУоАП за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда накладываются административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности в следующих размерах (табл. 2).

Таблица 2

N п/п  Вид нарушения  Кто привлекается к ответственности  Размер штрафа 
1.  Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы  Должностные лица
предприятий, учреж-
дении и организации
независимо от фор-
мы собственности и
граждане - субъекты предпринимательской деятельности 
От 30 до 100
НМДГ (от 510
до 1700 грн)* 
2.  Выплата не в полном объеме пенсий, стипендий, заработной платы 
3.  Нарушение срока представления должностными
лицами предприятии, учреждении, организации независимо от формы собственности и физическими лицами - предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица - предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом об обращениях граждан 
4.  Предоставление документов, указанных в п. 3 данной
таблицы, содержащих недостоверные данные 
5.  Нарушение срока проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда и порядка ее проведения 
6.  Другие нарушения требований законодательства о
труде 
7.  Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)  Должностные лица
предприятий, учреж-
дений и организаций
независимо от формы собственности и
граждане - субъекты предпринимательской деятельности,
использующие наемный труд 
От 500 до 1000
НМДГ (от 8500
до 17 000 грн)** 
8.  Допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства 
9.  Нарушение установленного порядка уведомления
(представления информации) центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве 
Должностные лица
предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности и
граждане - субъек-
ты редприниматель-
ской деятельности,
которые используют
наемный труд, и
физические лица,
не имеющие статуса
предпринимателей и
использующие наемный труд 
От 20 до 50
НМДГ (от 340
до 850 грн) 
10.  Нарушение требований законодательных и других
нормативных актов об охране труда 
Работники  От 4 до 10
НМДГ (от 68 до
170 грн) 
Должностные лица
предприятий, учреждений и организаций
независимо от фор-
мы собственности и
граждане - субъекты предпринимательской деятельности 
От 20 до 40
НМДГ (от 340
до 680 грн) 
Примечания. * Повторное в течение года совершение данных нарушений, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же деяния, совершенные относительно несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, их заменяющего и воспитывающего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, влеут за собой наложение штрафа от 100 до 300 НМДГ (от 1700 до 5100 грн).
** Повторное в течение года совершение данных нарушений, за которое лицо уже (
эыло подвергнуто административному взысканию, влекут за собой наложение штрафа от 1000 до Z000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). 

Согласно новой редакции ст. 172 и ст. 212-1 УК Украины за грубое нарушение законодательства о труде и уклонение от уплаты ЕСВ предусмотрены следующие меры наказания (табл. 3).

Таблица 3

N п/п  Вид нарушения  Вид наказания 
1.  Незаконное увольнение работника с работы по личным
мотивам или в связи с сообщением им о нарушении требований Закона о противодействии коррупции другим лицом, а также иное грубое нарушение законодательства о труде 
Штраф от 2000 до 3000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или справительными
работами на срок до двух лет* 
2.  Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых
взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного
социального страхования средств в значительных размерах** 
Наказывается штрафом от 1000
до 2000 НМДГ (от 17 000 до 34
000 грн) или лишением права за-
нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет 
3.  Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых
взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах*** 
Наказываются штрафом от 2000
до 3000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет 
4.  Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых
взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенные лицом, ранее судимым за такие нарушения, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах**** 
Наказываются штрафом от 15 000 до 25 000 НМДГ (от 255 000 до 425 000 грн) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества 
 
Примечания.
* Те же действия, если они совершены повторно, или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лиц, их заменяющего и воспитывающего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, наказываются штрафом от 3000 до 5000 НМДГ (от 51 000 до 85 000 грн) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.
** Под значительным размером средств следует понимать суммы ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в 1000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (в 2015 году это 609 000 грн и
более).
*** Под крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в 3000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (в 2015 году это 1 827 000 грн и более).
**** Под особо крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, і соторые в 5000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (в 2015 году это 3 045 000 грн и более). 

Будут ли на практике реализованы эти жесткие меры?

Думаю, что вряд ли, но руководители предприятий, юристы и бухгалтеры безусловно должны хорошо представлять себе угрозы, которые несут изменения, внесенные Законом N 77, и быть готовы к любым проверкам.

Дело в том, что инспекторы по труду обучены проверке документов, но совершенно не готовы к "оперативной работе" по выявлению лиц, с которыми не оформлен трудовой договор.

Эти лица просто-напросто откажутся говорить с инспекторами, выйдут из помещения "хлопнув дверью" и не предъявят им документов.

Наконец, такие лица могут "исчезнуть" еще до того, как инспектор войдет в "подозрительное" помещение, а те, кто "исчезнуть" не успеют, могут заявить, что "пришли в гости" или планируют "устроиться на работу".

У должностных лиц отделов фактических проверок ГФСУ, конечно, больше опыта выявления "реальных", а не документальных нарушений. Но и они, безусловно, столкнутся со сложностями фиксации фактов работы "неоформленных лиц". Поэтому не сложно предположить, что проверки сведутся к запугиванию должностных лиц предприятий, а затем, к торговле с руководством предприятия о том, какое число неоформленных работников "попадет в акт проверки".

Проще говоря, усиление административного давления на бизнес с целью легализации зарплат в украинских условиях приведет только к усилению коррупции. Видимость борьбы, безусловно, будет создана, появятся штрафы и доначисления зарплаты и ЕСВ, но значительное число бизнесменов предпочтет либо "откупиться" от контролеров, либо усилить меры защиты от их внезапного появления.

Для легализации зарплаты нужно радикальное сокращение ставок ЕСВ, четкое определение базы начисления ЕСВ, и переход от солидарной пенсионной системы к накопительной.

Тогда и контроль за неоформленными работниками можно усиливать, поручив его органам МВД или усилив Государственную инспекцию по вопросам труда "силовиками".

Продолжение следует

__________________

1. Начало в журнале N 2/2015.

2. В Интернете можно встретить оценки экспертов, по по которым в Украине в "конвертах" выплачивается около 145 млрд грн или 40 - 50% всей зарплаты.

3. То есть, средняя заработная плата по предприятию составила более трех минимальных заработных плат (1218 грн х 3 = 3654 грн).

Список использованных документов

КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

УПК Украины -Уголовный процессуальный кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 71 - Закон Украины от 28.12.2014 г.N 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы"

Закон N 76 - Закон Украины от 28.12.2014 г. N 76-VIII "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины"

Закон N 77 - Закон Украины от 28.12.2014 г. N 77-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда"

Закон о госнадзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"

Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование"

Закон о занятости - Закон Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI "О занятости населения"

Закон о противодействии коррупции - Закон Украины от 07.04.2011 г. N 3206-VI "Об основах предупреждения и противодействия коррупции"

Закон об обращениях граждан - Закон Украины от 02.10.1996 г. N 393/96-ВР "Об обращениях граждан"

Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.1995 г. N 108/95-ВР "Об оплате труда"

Инструкция N 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомста Украины от 13.01.2004 г. N 5

Положение N 386 - Положение о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. N 386/2011

Порядок N 390 - Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденный приказом Минсоцполитики Украины от 02.07.2012 г. N 390

"Консультант бухгалтера" N 3 (775) 9 лютого 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)