ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 13.10.2014 г.

Свободная экономическая зона "Крым":
особенности налогообложения

Законом Украины от 12.08.2014 г. N 1636-VII "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" (далее - Закон N 1636) вводится свободная экономическая зона "Крым", функционирование которой на период временной оккупации осуществляется с учетом особенностей, определенных разделом II "Переходные положения" указанного Закона, и регулирует другие аспекты правовых отношений между физическими и юридическими лицами, находящимися на временно оккупированной территории или за ее пределами.

Закон N 1636 опубликован 26.09.2014 г. в издании "Голос Украины" N 184 (5934) и согласно пункту 1 раздела III "Заключительные положения" этого Закона вступает в силу со дня, следующего за днем его публикации.

В соответствии со статьей 2 Закона N 1636 свободная экономическая зона "Крым" вводится на десять полных календарных лет, начиная со дня вступления в силу этого Закона. Срок действия может быть продлен или сокращен законом Украины. Окончание режима временной оккупации не является основанием для прекращения действия СЭЗ "Крым".

Правовые основы взимания налогов на территории
свободной экономической зоны "Крым"

Правовые основы взимания налогов на территории свободной экономической зоны "Крым" установлены согласно нормам статьи 5 Закона N 1636.

В частности, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона N 1636 на территории СЭЗ "Крым" не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 Налогового кодекса Украины, и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, предусмотренный Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование".

Взаимоотношения между лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ "Крым", и лицами, имеющими налоговый адрес на другой территории Украины, являются контролируемыми операциями согласно статье 39 Налогового кодекса Украины.

Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ "Крым", приравниваются в целях налогообложения к нерезиденту.

Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на другой территории Украины, приравниваются в целях налогообложения к резиденту.

Любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ "Крым", полученные лицом, приравненным к резиденту, подлежат налогообложению как иностранные доходы по общим правилам, установленным Налоговым кодексом Украины.

Доходы наемных работников, имеющих постоянное место жительства на территории СЭЗ "Крым", как заработная плата и другие подобные выплаты и компенсации, выплачиваемые работодателем с местонахождением на другой территории Украины, облагаются налогом по общим правилам по местонахождению такого работодателя.

Физическое лицо, имеющее налоговый адрес на иной территории Украины, нежели СЭЗ "Крым", обязано задекларировать объекты жилой недвижимости, имеющиеся в его собственности и находящиеся на территории СЭЗ "Крым", в целях:

- определения общей базы обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии с пунктом 265.3 статьи 265 Налогового кодекса Украины;

- получения льгот по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии с пунктом 265.4 статьи 265 Налогового кодекса Украины.

К налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории АР Крым и г. Севастополя, не применяются начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция N 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов (абзац 11 пункта 12.3 статьи 12 Закона).

Пунктом 11.2 ст.11 Закона N 1636 установлено, что на территории СЭЗ "Крым", в частности, действуют нормы также Закона Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон N 2464).

Взимание налогов и сборов,
единого социального взноса и
применение регистраторов расчетных
операций относительно территории СЭЗ "Крым"

В период временной оккупации взимание налогов и сборов, единого социального взноса и применение регистраторов расчетных операций относительно территории СЭЗ "Крым" действуют с учетом того, что: общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 Налогового кодекса Украины, статьей 271 Таможенного кодекса Украины, единый взнос, установленный Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взимание которого осуществляется в соответствии с Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", не взимаются с доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и/или с других объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории (пункт 12.3 ст.12 Закона N 1636).

Лица, состоявшие на учете в контролирующих органах или имевшие местонахождение (местожительство) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанностей уплаты единого взноса, предусмотренного Законом N 2464 и выполнения требований Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в ходе осуществления их предпринимательской деятельности на временно оккупированной территории Украины.

Такие лица имеют право на добровольную уплату единого взноса, предусмотренного Законом N 2464, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины или уполномоченным органом по вопросам Крыма.

Лица, состоявшие на учете в контролирующих органах или имевшие местонахождение (местожительство) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов в течение срока такой временной оккупации и по ее завершении.

Заключительными положениями Закона N 1636 внесены изменения в Закон N 2464, которыми определено, что временно на период действия особого правового режима приостанавливается применение к плательщикам единого взноса с местонахождением (местожительством) на временно оккупированной территории Украины нормы статей 25 и 26 Закона N 2464.

Налоговая информация о суммах недоимки плательщиков единого взноса будет храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.

Пунктом 5.1 статьи 5 Закона Украины от 12 августа 2014 года N 1636-VII "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" определено, что на территории СЭЗ "Крым" не взимаются, в частности, общегосударственные налоги и сборы, определенные в статье 9 раздела I "Общие положения" Налогового кодекса Украины.

Плата за землю, фиксированный
сельскохозяйственный налог (далее - ФСН)

В соответствии со ст.5 Закона на территории СЭЗ не взимаются такие общегосударственные налоги как плата за землю, ФСН.

Согласно ст.270 и 302 Налогового кодекса Украины объектом обложения платой за землю являются земельные участки, доли (паи), объектом обложения ФСН является площадь сельскохозяйственных угодий. Частью первой п.12.3 ст.12 Закона определено, что общегосударственные налоги и сборы не взимаются с объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории.

Лица, состоявшие на учете в контролирующих органах или имевшие местонахождение (местожительство) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов в течение срока такой временной оккупации и по ее завершении (часть первая п.12.3 ст.12 Закона).

Местные налоги и сборы (единый налог с
юридических лиц, сбор за осуществление
некоторых видов предпринимательской
деятельности, сбор за места для
парковки транспортных средств,
туристический сбор)

Согласно п.5.9 ст.5 Закона на территории СЭЗ могут взиматься местные налоги и сборы, определенные статьей 10 Налогового кодекса Украины, с учетом норм статьи 5 Закона.

Пунктом 5.7 статьи 5 установлено, что любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ, полученные лицом, приравненным к резиденту, подлежат налогообложению как иностранные доходы по общим правилам, установленным Налоговым кодексом Украины.

Пунктом 5.3 этой статьи определено, что физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ, приравниваются в целях налогообложения к нерезиденту. Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на другой территории Украины, приравниваются в целях налогообложения к резиденту.

Вместе с этим пунктом 12.3 ст.12 Закона предусмотрено, что в период временной оккупации взимание налогов и сборов относительно территории СЭЗ происходит с учетом того, что:

- любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ, полученные физическим, юридическим лицами, приравненными к резидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для иностранных доходов;

- любые доходы с источником их происхождения с другой территории Украины, начисляемые (выплачиваемые) в пользу лиц, приравненных к нерезидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для их выплаты (репатриации) за границу Украины.

Кроме этого, Законом внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины. Так, раздел VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины дополнен пунктом 16, согласно которому установлено, что на период действия Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" нормы Бюджетного кодекса, которые распространяются на Автономную Республику Крым и город Севастополь, применяются в особом порядке.

В то же время ст. 67-1 Бюджетного кодекса Украины предусмотрены особенности взаимоотношений государственного бюджета с бюджетами Автономной Республики Крым и города Севастополя. В частности, доходы, определенные статьями 64-66, 69 и 71 этого Кодекса и уплачиваемые (перечисляемые) на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, зачисляются в местные бюджеты Автономной Республики Крым.

Вместе с этим отмечаем, что пунктом 12.3 ст.12 Закона определено, что к налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, не применяются начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция N 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов.

Частью третьей п.12.3 ст.12 Закона определено, что с 1 июня 2014 года считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 года имели местонахождение (местожительство) и состояли на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.

Такая налоговая регистрация может быть восстановлена после эвакуации лица на другую территорию Украины согласно статье 15 Закона в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения, или в результате завершения срока временной оккупации.