Ответы на актуальные вопросы по применению РРО

Вопрос 1. Необходимо ли проводить расчеты через РРО, в случае если покупатель товаров (услуг) рассчитался по ведомостям, талонам или бесплатным рецептам?

Согласно ст. 2 Закона о РРО расчетная операция - это прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных Средств по возвращенным покупателем товарам (предоставленной услуге), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, при возврате товаров (отказе от услуги), оформление расчетных документов о перечислении денежных средств в банк покупателя.

В соответствии с п. 1 и п. 11 ст. 3 Закона о РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны проводить расчетные операции:

- на полную сумму покупки (оказания услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций;

- через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества.

Пунктом 3.2 Положения 614 предусмотрено, что кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, в частности, обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумму средств по данной форме оплаты.

Следовательно, при осуществлении расчетов с использованием ведомостей, талонов или бесплатных рецептов расчетные операции проводятся через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества с указанием формы оплаты, а именно: "талон", "ведомость", а по бесплатным рецептам - "бесплатно".

Вопрос 2. Какие обязательные требования к содержанию фискального кассового чека на товары и обязательно ли наличие печати штампа магазина и "оплачено" на обороте кассового чека?

Согласно ст. 2 Закона о РРО расчетный документ - документ установленной формы неодержання(кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом о РРО, и зарегистрированным в установленном порядке РРО или заполненный вручную.

Согласно п.п. 3.1 и 3.2 разд. 3 Положения N 614 фискальный кассовый чек на товары (услуги) - это расчетный документ, который напечатан РРО при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) и должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- название хозяйственной единицы;

- адрес хозяйственной единицы;

- для субъекта хозяйствования (далее - СХ), зарегистрированного плательщиком НДС, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС; перед номером печатаются прописные буквы "НН" (на украинском языке - "ПН");

- для СХ, которые не являются плательщиками НДС, - идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по Государственному реестру физических лиц, перед которым печатаются прописные буквы "ИД" (на украинском языке - "Щ");

- если количество приобретенного товара (полученной услуги) не равно единице измерения, - то количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги);

- стоимость единицы измерения товара (услуги);

- наименование товара (услуги);

- буквенное обозначение ставки НДС справа от напечатанной стоимости товара (услуги);

- обозначение формы оплаты (наличными, картой, в кредит, чеками и т. п.) и сумма средств по данной форме оплаты;

- общая стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека, перед которой печатается слово "СУММА (на украинском языке -"СУМА")" или "ВСЕГО" (на украинском языке - "УСЬОГО");

- для СХ, зарегистрированных плательщиками НДС, отдельной строкой буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общая сумма НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки - прописные буквы "НДС" (на украинском языке - "ПДВ");

- порядковый номер кассового чека, дата (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции;

- фискальный номер РРО, перед которым печатаются прописные буквы "ФН";

- надпись "ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК" (на украинском языке - "ФІСКАЛЬНИЙ ЧЕК") и логотип производителя.

Таким образом, кассовый чек является расчетным документом, который подтверждает факт продажи товаров и содержит всю необходимую информацию как о продавце, так и о перечне товаров (услуг). Такой чек не требует наличия печати штампа магазина и "оплачено" на оборотной стороне чека.

Вопрос 3. Что такое товарный чек и какие обязательные реквизиты он должен содержать?

Пунктом 15 ст. 3 Закона о РРО предусмотрено, что чеки, накладные и другие письменные документы, удостоверяющие передачу права собственности на товары (услуги) от продавца к покупателю, должны выдаваться покупателю таких товаров (услуг) по его требованию. То есть такие документы выдаются по требованию покупателя.

К тому же законодательно определены случаи, когда продавец освобождается от обязательного предоставления покупателю составленных по установленной форме фискальных чеков, напечатанных РРО, или расчетных квитанций, заполненных вручную.

Следовательно, оформление расчетных операций с использованием товарных чеков в случаях, предусмотренных Законом о РРО, правомерно.

Вместе с тем, форма и содержание товарного чека в настоящее время законодательно не определены, поэтому субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки, заполненные в произвольной форме.

Вместе с тем, исходя из содержания Закона о защите прав потребителей, а также определения Законом о РРО термина "расчетные документы", к которым относятся товарные чеки, логично предположить, что товарный чек должен содержать надпись "Товарный чек" и по содержанию соответствовать требованиям пп. 3.2 разд. 3 Положения N 614, за исключением указания в нем фискального номера регистратора расчетных операций и надписи "Фискальный чек".

Вопрос 4. Необходимо ли применять РРО при реализации тары, которая непосредственно используется при продаже продукции собственного производства?

Согласно п. 1 ст.9 Закона о РРО регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Следовательно, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности при продаже за денежные средства любых товаров (включая тару, в которой продается собственная продукция), кроме самой продукции собственного производства, обязаны применять РРО в соответствии с требованиями Закона о РРО.

Вопрос 5. Может ли юридическое лицо, которое самостоятельно не предоставляет коммунальные услуги, проводить расчеты (получать средства) за коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и пр.) в кассе предприятия без применения РРО?

При расчетных операциях за наличные средства за пределами кассы предприятия субъекты хозяйствования обязаны применять РРО.

При предоставлении услуг самими предприятиями (кроме предприятий торговли и общественного питания), в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, РРО не применяются.

Таким образом, предприятие, которое самостоятельно не предоставляет коммунальные услуги, при проведении расчетов (получении средств) за коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и пр.) может проводить такие расчеты в кассе предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Вопрос 6. Должен ли субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или физическое лицо на общей системе налогообложения) осуществлять реализацию в киоске, палатках, павильонах, помещениях контейнерного типа и магазинах на территории рынка с применением РРО?

Согласно п. 3 Перечня 1336 без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций (КУРО) может осуществляться розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа).

Следовательно, при реализации продукции собственного производства субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами или физическими лицами на общей системе налогообложения) на рынках и ярмарках через расположенные на них стационарные магазины, киоски, палатки, павильоны, помещения контейнерного типа применение РРО обязательно.

Вопрос 7. Каким образом предприятие проводит отсчет первых трех месяцев работы при определении лимита кассы, если первая расчетная операция проведена в середине месяца?

Пунктом 5.2 гл. Положения 637 определены особенности порядка установления лимита кассы предприятиями, впервые начинающими свою деятельность, а также предприятиями, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядке получили право на осуществление дополнительного вида деятельности, который предусматривает осуществление наличных расчетов.

Указанные предприятия на первые три месяца работы устанавливают лимит кассы в соответствии с прогнозными расчетами. Установленный с учетом прогнозных расчетов лимит кассы в двухнедельный срок после окончания первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности согласно требованиям Положения N 637.

Учитывая, что лимит кассы - это предельный размер суммы наличных денег, которая может оставаться в кассе в нерабочее время для обеспечения работы предприятия в начале следующего рабочего дня (п.1.2 гл.1 Положения 637), указанные предприятия должны вести отсчет первых трех месяцев своей работы со дня проведения ими первой расчетной операции.

Если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то такой лимит кассы считается нулевым. В этом случае вся наличность, которая находится в его кассе на конец рабочего дня и не сдана предприятием в соответствии с требованиями Положения N 637, считается сверхлимитной (п.5.8 гл. Положения 637).

Вопрос 8. Какой порядок расчета лимита остатка наличности в кассе предприятий, работающих по договорам комиссии?

Лимит кассы предприятия устанавливают на основании расчета соответствующегс среднедневного показателя поступлений наличных денег в кассу или их выдачи из кассы.

В случае установления предприятием лимита кассы на основании среднедневного показателя поступления наличных денег в кассу в основу расчета включаются объемы наличной выручки, которая является суммой фактически полученных денежных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и внереализационных доходов, в состав которых относятся поступления от операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, если наличные деньги от покупателей за реализованные товары (принадлежащие комитенту) поступили в кассу предприятия, осуществляющего деятельность по договорам комиссии, то такое предприятие должно своевременно и в полной сумме оприходовать их в кассе. Такие средства будут также сравниваться с лимитом кассы, рассчитанным на основании среднедневного показателя поступления наличных денег в кассу предприятия.

Вопрос 9. Нужно ли ежедневно распечатывать Z-отчеты на резервном РРО, если он не использовался?

В соответствии со ст. 5 Закона о РРО на период выхода из строя регистратора расчетных операций и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней), отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием КУРО и расчетных книжек или с применением должным образом зарегистрированного резервного РРО.

То есть резервный РРО используется исключительно в период выхода из строя основного РРО или в случае исчерпания срока службы РРО.

Таким образом, если резервный РРО в течение рабочего дня не использовался, то ежедневное распечатывание Z-отчета действующим законодательством не предусмотрено.

Вопрос 10. Имеют ли право субъекты хозяйствования осуществлять программирование РРО и выдавать фискальный кассовый чек на русском языке или на языке национальных меньшинств?

Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом. Согласно Решению N10-рп/99 положения ч.1 ст.10 Конституции Украины, по которой "государственным языком в Украине является украинский язык", надо понимать так, что украинский язык как государственный является обязательным средством общения на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления (язык актов, работы, делопроизводства, документации и т. д.), а также в других публичных сферах общественной жизни, которые определяются законом (ч.5 ст.10 Конституции Украины).

Наряду с государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств в пределах и порядке, которые определяются законами Украины.

Следовательно, наряду с государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств в пределах и порядке, которые определяются законами Украины.

Вопрос 11. Какой срок хранения КУРО и расчетных книжек после их окончания?

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны обеспечивать хранение использованных КУРО и расчетных книжек в течение 3 лет после их окончания.

Вопрос 12. Необходимо ли регистрировать РРО на каждый объект хозяйствования, если предприятие имеет несколько объектов хозяйствования по одному адресу но в разных помещениях (торговля, оказание услуг)?

Согласно ст. 2 Закона о РРО местом проведения расчетов является место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. и.

Следовательно, субъекты хозяйствования обязаны применять РРО на каждом месте проведения расчетов.

Вопрос 13. Имеет ли право лицо, которое уполномочено осуществлять расчетные операции, получать на руки акты проверок контролирующих органов по вопросам проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности, наличия торговых патентов и лицензий?

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций N 534 акт проверки - это служебный документ, подтверждающий факт проведения проверки, который является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях (или их отсутствие) требований действующего законодательства субъектами хозяйствования.

Акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта проверки остается у должностных лиц контролирующего органа, второй - у руководителя предприятия или лица, его замещающего, а в случае их отсутствия -у лица, уполномоченного осуществлять расчетные операции.

Разделом 7 Методических рекомендаций 534 определено, что акт проверки и информативные приложения к акту проверки (в случае их создания) должны содержать подписи должностных лиц контролирующего органа, проводивших проверку, и подпись руководителя субъекта хозяйствования или его представителя, а в случае их отсутствия -лица, уполномоченного осуществлять расчетные операции.

После подписей проставляется отметки руководителя субъекта хозяйствования или лица, его замещающего, а в случае их отсутствия -лица, уполномоченного осуществлять расчетные операции, об ознакомлении и получении одного экземпляра акта проверки, дата ознакомления, фамилия, имя и отчество лица, его должность и подпись.

Факт ознакомления с актом, получения экземпляра акта представителем субъекта хозяйствования отражается должностным лицом контролирующего органа в заключительных положениях акта проверки. Факт отказа представителя субъекта хозяйствования от подписания акта проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа в акте отказа от подписи, который составляется в произвольной форме за подписями не менее двух уполномоченных должностных лиц контролирующего органа.

С учетом вышеизложенного, при отсутствии на момент начала проверки руководителя субъекта хозяйствования, лица, его замещающего, или его представителя, акт проверки по вопросам проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности, наличия торговых патентов и лицензий может получить лицо, уполномоченное осуществлять расчетные операции.

Вопрос 14. Будут ли применяться штрафные санкции по результатам проверки, в случае если акт проверки не соответствует требованиям Методических рекомендации N 534?

В акте проверки должны быть четко изложено содержание нарушения со ссылкой на законодательные и нормативно-правовые акты, требования которых нарушены.

Согласно разделу 8 Методических рекомендаций N 534 решение о применении сумм штрафных (финансовых) санкций по результатам рассмотрения материалов проверки принимает руководитель органа доходов (или его заместитель) по месту регистрации субъекта хозяйствования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации акта проверки.

Решение о применении сумм штрафных (финансовых) санкций вручается руководителю субъекта хозяйствования (или лицу, его замещающему) или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в установленном порядке и определенные сроки.

Таким образом, поскольку решение о применении штрафных санкций принимается на основании выявленных проверкой нарушений, то в случае допущения работниками органов доходов и сборов в акте проверки ошибок, которые не подтверждают и/или не опровергают наличие факта нарушения, решение о применении штрафных санкций принимается в установленном действующим законодательством порядке.

Следовательно, суммы штрафных (финансовых) санкций будут зависеть от выявленных в процессе проверки нарушений. К тому же Методические рекомендации N 534 - внутренний документ контролирующих органов, который не является нормативно-правовым актом.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. N 1023-ХП "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. N 3161- IV

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.1995 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции от 01.06.2000 г. N 1776-III

Методические рекомендации N 534 - Методические рекомендации по оформлению материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности, наличия торговых патентов и лицензий, утвержденные приказом ГНАУ от 12.08.2008 г. N 534

Перечень N 1336 - Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг; которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный Постановлением КМУ от 23.08.2000 г. N 1336

Положение N 614 - Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНСУ от 01.12.2000 г.

Положение N 637 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. N 637

Решение N 10-рп/99 - Решение Конституционного Суда Украины от 14.12.1999 г. N 10-рп/99 "По делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины об официальном толковании положений статьи 10 Конституции Украины относительно применения государственного языка органами государственной власти, органами местного самоуправления и использования его в учебном процессе в учебных заведениях Украины (дело о применении украинского языка)"

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 44 (930),
4 ноября 2013 г.
Подписной индекс 40783