Этапы ликвидации филиала

Однажды, приняв решение о создании филиала, рано или поздно любое юридическое лицо сталкивается с проблемой и его ликвидации. В этой связи можно выделить следующие основания для прекращения деятельности филиалов:

- решение собственника или соответствующего органа управления юридическим лицом;

- решение суда.

При этом важно отметить, что относительно ликвидации обособленного подразделения нормативная база Украины не прописывает четких процедур (как, например, для юридических лиц), а только в некоторых случаях указывает особенности, отличия от ликвидации субъектов хозяйствования.

Как любой процесс, касающийся ведения хозяйственной деятельности, процедура ликвидации филиала проходит ряд этапов. Рассмотрим основные из них, причем остановимся именно на добровольной ликвидации филиала по решению юридического лица.

Этап 1. Принятие решения о закрытии (ликвидации) филиала

Принятие и документальное оформление решения о закрытии (ликвидации) филиала зависит от организационно-правовой формы головного юридического лица.

Например, в акционерных обществах вопрос прекращения деятельности филиалов, как и вопрос их создания, является исключительной компетенцией общего собрания акционеров и не может быть передан другим органам общества согласно п. 23 ч. 2 ст. 33 Закона об АО. Оформляется такое решение протоколом общего собрания акционеров.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о прекращении филиалов (ст. 59 Закона о хозобществах) принимается общим собранием участников и оформляется протоколом общего собрания.

Этап 2. Публикация в официальной прессе решения о ликвидации

Объявление о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации подлежит опубликованию, согласно ч. 8 ст. 59 ХК Украины, в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр в издании центрального органа исполнительной власти.

Напомним, что хозяйственные организации - юридические лица, созданные согласно

ГК Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке (п. 1 ч. 2 ст. 55 ХК Украины).

Относительно официального оповещения о ликвидации обособленных подразделений (филиалов) в ХК Украины ничего не сказано. Нет такого требования и в Законе о госрегистрации.

В принципе никто не запрещает юридическому лицу или филиалу публиковать такую информацию в СМИ добровольно, так как для контрагентов, сотрудничавших именно с филиалом, эта информация будет весьма полезной и значимой.

Этап 3. Создание ликвидационной комиссии

Специального порядка ликвидации обособленного подразделения (филиала) действующее законодательство не содержит, а общий порядок ликвидации субъекта хозяйствования изложен в ст. 60 ХК Украины, согласно которой ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами).

Ликвидация предприятия может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта. Орган (лицо), принявшее решение о ликвидации предприятия:

- устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации;

- определяет срок для заявления претензий кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев со дня объявления о ликвидации.

Ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию предприятия:

- помещает в печатных органах сообщение о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий;

- явных (известных) кредиторов оповещает персонально в письменной форме;

- одновременно принимает необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования;

- производит выявление требований кредиторов, с письменным уведомлением каждого из них о ликвидации субъекта хозяйствования;

- оценивает имеющееся имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования;

- рассчитывается с кредиторами;

- составляет ликвидационный баланс;

- подает ликвидационный баланс собственнику или органу, который назначил ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота этого баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке с обязательной проверкой органом ГНС, в котором состоит на учете субъект хозяйствования.

С одной стороны, филиал не является субъектом хозяйствования и приведенные выше требования не должны к нему применяться. С другой стороны, филиал все-таки проводит хозяйственную деятельность и имеет обязательства, как перед головным предприятием, так и перед своими кредиторами, поэтому будет вполне уместным выполнить часть из указанных требований.

Этап 4. Внесение изменений в регистрационную карточку юридического лица

Напомним, что филиал хоть и не является юридическим лицом, но вся информация о нем должна быть также отражена в регистрационной карточке юридического лица, которое его создало (или, как в данном случае, его ликвидирует).

Согласно ст. 28 Закона о госрегистрации исполнительный орган юридического лица (или уполномоченное им лицо) обязаны подать (направить почтовым отправлением с описью вложения) государственному регистратору по местонахождению юридического лица уведомление о закрытии обособленного подразделения. При этом государственному запрещается требовать для включения в Единый государственный реестр (ЕГР) сведений об обособленном подразделении юридического лица какие-либо другие документы.

Следует отметить, что если эти документы подаются лицом, уполномоченным исполнительным органом юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляются паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца и документ, удостоверяющий его полномочия.

Все документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) исполнительному органу юридического лица или уполномоченному им лицу с отметкой о дате их поступления. Эта дата вносится в журнал учета регистрационных действий.

Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, предоставленные для включения в ЕГР сведений об обособленных подразделениях юридического лица, если:

- документы поданы по ненадлежащему месту проведения регистрационных действий;

- регистрационная карточка не отвечает требованиям.

В случае если поданные документы были оставлены без рассмотрения, исполнительному органу юридического лица (или уполномоченному им лицу) не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления государственным регистратором выдаются (направляются почтовым отправлением с описью вложения):

- соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения;

- документы, которые подавались для включения в ЕГР сведений об обособленных подразделениях юридического лица, согласно описи.

Но даже в этом случае ничто не препятствует исполнительному органу юридического лица повторно обратиться к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, которые были основанием для оставления этих документов без рассмотрения.

Если поданные документы отвечают всем требованиям, то государственный регистратор обязан в течение двух рабочих дней с даты их поступления:

- приобщить их к регистрационному делу данного юридического лица;

- внести соответствующую запись в ЕГР;

- выдать (направить почтовым отправлением с описью вложения) заявителю выписку из ЕГР;

- в тот же день передать соответствующие сведения об обособленных подразделениях юридического лица органам статистики, ГНС, Пенсионного фонда Украины по местонахождению юридического лица и по местонахождению обособленного подразделения.

Этап 5. Закрытие счетов филиала в учреждениях банков

Относительно закрытия счетов филиала обратим внимание на следующие моменты:

- банк обязан в установленном законодательством Украины порядке направить уведомление в соответствующий орган ГНС о закрытии текущего/вкладного (депозитного) счета обособленного подразделения (п. 1.13 Инструкции N 492);

- порядок и документы, необходимые для оформления процедуры закрытия счета определены разд. 20 Инструкции N 492.

Этап 6. Снятие филиала с учета в органе ГНС в качестве налогоплательщика

Несмотря на то, что обособленные подразделения юридическими лицами не являются, но при этом они являются налогоплательщиками (ст. 15 разд. I HК Украины).

Согласно пп. 11.1.1 п. 11.1 разд. XI Порядка N 1588 в случае принятия решения о закрытии обособленных подразделений юридического лица в орган ГНС подаются следующие документы:

- заявление о прекращении налогоплательщика по форме N 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по форме N 6-ОПП;

- оригинал справки по форме N 4-ОПП;

- копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о прекращении;

- копию распорядительногс документа о создании комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии). .

В связи с прекращением налогоплательщика (пп. 11.2 разд. XI Порядка N 1588) органы ГНС начинают и проводят процедуры в случае получения хотя бы одіґото из таких документов (уведомлений):

- заявления по форме N 8-ОПП от налогоплательщика;

- сведений из ЕГР или ЕГРПОУ, уведомления органа государственной регистрации о закрытии обособленного подразделения;

- судебных решений.

При получении первого из документов о прекращении налогоплательщиков делается запись в журнале по форме N 6-ОПП.

При принятии решения о закрытии обособленного подразделения назначается и проводится его документальная внеплановая проверка. Кроме того, может быть назначена документальная внеплановая проверкам юридического лица. Если в таких случаях юридическое лицо и его обособленное подразделение (обособленные подразделения) состоят на учете в разных органах ГНС, то организацию взаимодействия соответствующих органов по проведению проверки осуществляет орган ГНС по основному месту учета юридического лица (п. 11.3.1 п. 11.3 разд. XI Порядка N 1588). Орган ГНС составляет справку оо отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме N 22-ОПП при таких непременных условиях:

- после проведенной документальной внеплановой проверки налогоплательщика и его обособленных подразделений;

- после истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого налогоплательщика и его обособленных подразделений;

- в случае отсутствия возражений органа ГНС по осуществлению государственной регистрации прекращения налогоплательщика;

- в случае установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика и его обособленных подразделений перед бюджетом по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют органы ГНС.

Такая справка направляется ответственному лицу налогоплательщика.

Кроме того, по обращению комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), ликвидатора, налогоплательщика (физического лица), другого лица, которое по данным ЕГР (согласно решению о прекращении) назначено ответственным за проведение процедур прекращения налогоплательщика, справка по форме N 22-ОПП может быть выдана такому лицу непосредственно в органе ГНС, но не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем регистрации справки в органе ГНС. По окончании трехдневного срока справка направляется по почте.

Согласно пп. 11.5.2 п. 11.5 разд. XI Порядка N 1588 в следующих случаях вместо справки по форме N 22-ОПП выдается справка о снятии с учета плательщика налогов по форме N 12-ОПП:

- налогоплательщикам, для которых законом установлены особенности Их государственной регистрации и которые не включаются в ЕГР;

- налогоплательщикам, в отношении которых законом или нормативно-правовым актом Кабинета Министров Украины для проведения регистрации прекращения налогоплательщика требуется справка о снятии с учета налогоплательщика по форме N 12-ОПП.

С момента выдачи справки по форме N 12-ОПП такой налогоплательщик считается снятым с учета в органе ГНС при условии регистрации его прекращения в соответствии с законодательством или внесения записи о прекращении в соответствующий Государственный реестр.

Также следует отметить, что согласно пп. 11.5.3 Порядка N 1588 в случае закрытия обособленного подразделения - плательщика налогов второй экземпляр справки по форме N 12-ОПП (или по форме N 22-ОПП) направляется в орган ГНС, в котором состоит на учете по основному месту учета юридическое лицо.

Подпунктами 11.7.3- 11.7.4 п. 11.7 разд. XI Порядка N 1588 предусмотрено, что справка по форме N 12-ОПП выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней после снятия налогоплательщика с учета.

Относительно справок по форме N 22-ОПП и по форме N 12-ОПП можно отметить следующее:

- они являются действительными в течении двух месяцев со дня их регистрации в органе ГНС;

- после завершения срока действия этих справок повторная справка выдается органом ГНС в течение месяца со дня получения обращения налогоплательщика о замене справки в таком же порядке, как и предыдущая;

- при обращении налогоплательщика относительно выдачи повторной справки по решению руководителя органа ГНС может быть назначена документальная внеплановая проверка за период, прошедший с даты окончания предыдущей проверки.

Снятие с учета в органе ГНС обособленного подразделения в качестве налогоплательщика осуществляется в случае внесения в ЕГР или в ЕГРПОУ (для обособленных подразделений иностранных компаний, организаций) записей о прекращении соответствующего юридического лица или закрытия такого обособленного подразделения (пп. 11.11.3. п. 11.11 разд. XI Порядка N 1588).

Данные о снятии с учета обособленного подразделения, сведения по которому содержатся в ЕГР, передаются органом ГНС по основному месту учета такого налогоплательщика в ЕГР с указанием:

- даты и номера записи о снятии с учета;

- названия и идентификационного кода органа ГНС, в котором налогоплательщик снят с учета.

Если в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица часть его налоговых обязательств или налогового долга остается не погашенной, то такие налоговые обязательства или долг погашаются за счет юридического лица независимо от того, является ли оно плательщиком налога и сбора, относительно которого возникло налоговое обязательство или налоговый долг таких филиала, отделения, другого обособленного подразделения.

Учетное дело закрытого обособленного подразделения юридического лица приобщается к учетному делу такого юридического лица.

Этап 7. Снятие с учета в органе пенсионного фонда

Согласно гл. 6 Порядка N 21-6 снятие с учета в органе Пенсионного фонда обособленного подразделения юридического лица как плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется в случае получения от государственного регистратора сведений из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица или о ликвидации такого обособленного подразделения.

На основании сведений, предоставленных государственным регистратором и юридическим лицом, органами Пенсионного фонда осуществляются соответствующие записи в реестр страхователей и соответствующие записи в журналах учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а полученные документы подшиваются к делу плательщика. При этом Порядок N 22-2 в п.п. 2.11-2.12 указывает, что в случае прекращения без правопреемника или снятия с учета в органах Пенсионного фонда страхователь обязан предоставить отчет за последний отчетный период до даты снятия с учета и отчеты за предыдущие отчетные периоды, если они не подавались.

А в случае если при прекращении страхователя есть правопреемник, отчет в орган Пенсионного фонда подается правопреемником, если правопреемство подтверждено учредительными документами.

Напоминаем, что функции по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование Указом N 726 возложены на Миндоходов Украины, поэтому не исключено, что в будущем постановкой на учет и снятием с учета плательщиков донного взноса будет заниматься не Пенсионный фонд Украины, а непосредственно Миндоходов Украины.

Этап 8. Ликвидация печатей/штампов филиала

После отмены Инструкции N 17 с 21.02.2011 г. больше нет необходимости ни получения разрешения на изготовление печатей и штампов, ни их сдачи в органы МВД и получения справки об этом.

При этом нужно отметить, что печать - это все-таки официальный предмет подтверждения обязательств филиала, поэтому собственникам (управляющим) головного предприятия необходимо принять меры для изъятия печати/штампа филиала из свободного обращения.

Этап 9. Сдача документов ликвидированного филиала в архив

Согласно ст. 32 Закона N 3814 в случае ликвидации юридических лиц (а также исходя из того, что филиал - это все-таки часть головного предприятия) ликвидационные комиссии обязаны обеспечить порядок и сохранность документов, в том числе:

- документов по кадровым вопросам (личному составу);

- регистров бухгалтерского учета;

- финансовой отчетности;

- других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), начислением и выплатой заработной платы работникам.

Кроме того, следует обратить внимание на Перечень N 430/5, в котором приведен перечень видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которые не относятся к источникам формирования Национального архивного фонда.

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 3814 - Закон Украины от 24.12.1993 г. N 3814-XI "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях"

Закон об АО - Закон Украины от 17.09.2008 г. N 514-VI "Об акционерных обществах"

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей"

Закон о хозобществах - Закон Украины от 19.09.1991 г. N 1576-ХП "О хозяйственных обществах"

Указ N 726 -Указ Президента Украины от 24.12.2012 г. N 726/2012 "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти"

Инструкция N 17 - Инструкция о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядка выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и утверждение Условий и правил проведения деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовлению печатей и штампов, утвержденная приказом МВД от 11.01.1999 г. N 17 (утратила силу)

Инструкция N 492 - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. N 492

Перечень N 430/5 - Перечень видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, не относящихся к источникам формирования Национального архивного фонда, утвержденный приказом Минюста Украины от 14.03.2013 г. N 430/5

Порядок N 21-6 - Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. N 21-6

Порядок N 22-2- Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. N 22-2

Порядок N 1588 - Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. N 1588

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 39 (925),
30 сентября 2013 г.
Подписной индекс 40783