О важных изменениях в нормативно-правовых актах

В прошлом номере журнала мы ознакомили читателей с основными изменениями, привнесенными в работу субъектов хозяйствования в 2013 году законодательными актами Украины - законами и кодексами.

В данной статье мы остановимся на основных изменениях, связанных с вступившими в силу нормативными актами - указами Президента Украины, постановлениями КМУ, приказами центральных органов исполнительной власти.

Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти

Наиболее резонансным событием конца 2012 года стало издание Указа N 726, согласно которому в Украине появились:

- Министерство по доходам и сборам Украины;

- Министерство промышленной политики Украины;

- Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям.

В связи с появлением новых органов исполнительной власти будут реорганизованы:

- Государственная таможенная служба Украины;

- Государственная налоговая служба Украины;

- Министерство чрезвычайных ситуаций Украины;

- Государственная инспекция техногенной безопасности Украины.

Примечательно, что на Министерство по доходам и сборам Украины возложена функция по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). В этой связи совершенно непонятен статус Пенсионного фонда Украины, который до проведения такой реорганизации как раз и занимался приемом отчетности и соответственно администрированием ЕСВ. Повлечет ли такая реорганизация изменения в порядке подачи отчетности по ЕСВ, пока непонятно. По сути, плательщикам не так уж и важно, кто будет администрировать ЕСВ, но главное, чтобы такое администрирование базировалось именно на соответствующей отчетности, за которую и должен нести ответственность плательщик ЕСВ.

Реорганизация ГНСУ и Гостаможслужбы на Министерство по доходам и расходам потребует внесения изменений в НК Украины, в котором данные органы упоминаются как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику.

О нормативной денежной оценке земель несельскохозяйственного
назначения (кроме земель населенных пунктов)

1 января года вступила в силу новая Методика N 1278, которая будет использоваться, в частности, для определения размера земельного налога и арендной платы за государственные земли, государственной пошлины в случае мены, наследования и дарения земельных участков.

Оценка земли, согласно Методике N 1278, определяется по одной основной формуле (вместо четырех в старой версии), общей для разных категорий земельных участков:

Цн = Пд х Рд х Ск х Км х Кв х Кмц х Кі,

где: Пд - площадь земельного участка;

Рд - рентный доход для соответствующей категории земель (в гривнях на год);

Ск-срок капитализации (в годах);

Км - коэффициент, который учитывает место расположения земель;

Кв - коэффициент, который учитывает вид использования земельного участка и устанавливается в зависимости от состава угодий земельного участка в соответствии с данными Государственного земельного кадастра;

Кмц - коэффициент, который учитывает принадлежность земельного участка к землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

Кі- коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель.

Срок капитализации рентного дохода устанавливается:

1) для всех категорий земель (кроме земель лесохозяйственного назначения) - 33 года;

2) для земель лесохозяйственного назначения - 50 лет.

По результатам проведения нормативной денежной оценки земель в пределах района составляется техническая документация по нормативной денежной оценке земель района, которая утверждается районными советами. Результаты нормативной денежной оценки отдельного земельного участка оформляются и выдаются территориальным органом Госземагентства как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель района.

На выдачу извлечения из технической документации, составленной по результатам проведения нормативной денежной оценки земель, отводится 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

О порядке ведения государственного земельного кадастра

Порядком N 1051 определены виды сведений земельного кадастра и требования к ним, документы, которые создаются во время ведения кадастра, основные требования о внесении сведений в кадастр и порядок исправления ошибок, допущенных при ведении земельного кадастра.

Документы в бумажной форме, которые создаются во время ведения Государственного земельного кадастра, выписки из Государственного земельного кадастра об объекте Государственного земельного кадастра, справки, содержащие обобщенную информацию о земле (территории), выкопировка из кадастровой карты (плана) и другой картографической документации Государственного земельного кадастра, кадастровые планы земельных участков и другие документы создаются распечаткой их в электронной (цифровой) форме с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра.

При выявлении расхождений между сведениями на электронных и бумажных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

Ведение Государственного земельного кадастра осуществляет Госземагентство и его территориальные органы. Держателем Государственного земельного кадастра является Госземагентство.

Функции администратора Государственного земельного кадастра выполняет определенное Госземагентством по согласованию с Минагрополитики государственное предприятие, которое относится к сфере управления Госземагентства.

Государственный кадастровый регистратор имеет доступ ко всем сведениям Государственного земельного кадастра, самостоятельно принимает решение о внесении сведений в него, предоставлении таких сведений, а также об отказе во внесении или предоставлении сведений.

Государственный кадастровый регистратор имеет удостоверение Государственного кадастрового регистратора и собственную печать, формы и описание которых определяются Минагрополитики.

Вмешательство каких-либо органов, должностных и служебных лиц, граждан и их объединений в деятельность Государственного кадастрового регистратора, связанную с осуществлением государственной регистрации земельных участков, запрещается.

Сведения Государственного земельного кадастра делятся на сведения о:

- геодезической и картографической основе Государственного земельного кадастра;

- кадастровом зонировании земель в пределах территории Украины;

- объектах Государственного земельного кадастра.

Сведения Государственного земельного кадастра являются официальными и считаются объективными и достоверными, если иное не доказано судом.

Сведения Государственного земельного кадастра подлежат отражению в документах Государственного земельного кадастра.

Процедуру информационного взаимодействия органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра, и органа государственной регистрации прав определен Порядком N 118, вступившим в силу 01.01.2013 г.

О заключении и исполнении договоров о
ценообразовании для целей налогообложения

Пунктом 39.16 ст. 39 разд. I НК Украины предусмотрено, что крупный налогоплательщик имеет право заключить с ГНС договор о порядке определения цен для целей налогообложения.

С 1 января 2013 года вступил в силу Порядок N 787, который предусматривает механизм заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения. Для заключения договора о ценообразовании крупные налогоплательщики должны предоставить в органы ГНС пакет документов и, в частности, сведения о связанных лицах по форме, утвержденной Минфином.

Документом также утверждены форма заявления о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения и форма самого договора.

Напомним, что п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины допускается применение пяти методов определения обычной цены:

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж); это основной (первый) метод, по которому цена определяется исходя из цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги);

б) цены перепродажи, по которому обычная цена определяется вычитанием из цены продажи (перепродажи) товара соответствующей наценки и расходов, связанных со сбытом;

в) "расходы плюс", по которому обычная цена определяется суммированием себестоимости и "соответствующей наценки", обычной для соответствующего вида деятельности, при этом предполагается, что будет установлен минимальный размер наценки. Этот метод, очевидно, нельзя будет применить для производственных предприятий, если, конечно, считать "себестоимостью" тот показатель, который используется для целей налогообложения;

г) распределения прибыли; ґ) чистой прибыли.

При этом важно, что для обоснования обычной цены, согласно п. 39.11 ст. 39 разд. I НК Украины, можно использовать только официальные источники информации, в том числе:

- статистические данные государственных органов и учреждений;

- цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;

- справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных;

- отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом;

- другие информационные источники, признанные официальными в установленном порядке.

МСФО

Второй год Украина переходит на МСФО. Пионерами бухгалтерской евроинтеграции стали публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ.

Абсолютное большинство украинских публичных акционерных обществ выбрали датой перехода на МСФО наиболее позднюю из возможных дат - 1 января 2012 года.

Эти предприятия в 2012 году составляли так называемую предварительную МСФО-отчетность на украинских формах, которые не соответствуют требованиям международных стандартов. Эта "предварительная" финотчетность по существу является лишь черновиком, предшествующим составлению полноценной отчетности по МСФО.

С 2013 года такие ПАО уже должны будут представлять финансовую отчетность, соответствующую полномасштабным требованиям МСФО.

Согласно абзацу 4 п. 2 Порядка N 419 с 01.01.2013 г. МСФО стали обязательными еще и для предприятий, предоставляющих финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД), и занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением (группа 65.3 КВЭД), ас 01.01.2014 г. станут обязательными для предприятий, занимающихся вспомогательной деятельностью в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЭД).

Внедрение национальных положений (стандартов)
бухгалтерского учета в государственном
секторе откладывается на два года

С 1 января 2013 года должны были вступить в силу национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе. Однако, согласно Приказу N 1343, дата вступления в силу национальных П(С)БУ для государственного сектора отложена до 01.01.2015 г.

Налоговые разницы

С 1 января 2013 года начнет применяться методика бухгалтерского учета налоговых разниц, если законодатели не передумают в очередной раз.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о налоговых разницах и ее раскрытии в финансовой отчетности определены Положением N 27.

Нормы Положения N 27 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами, которые согласно законодательству являются плательщиками налога на прибыль (кроме банков, бюджетных учреждений и субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, которые согласно п. 154.6 ст. 154 разд. III НК Украины уплачивают налог на прибыль по нулевой ставке и применяют порядок упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов).

С 01.01.2013 г. П(С)БУ 3 дополнено новым разделом "Раскрытие информации о налоговых разницах", а Отчет о финансовых результатах по форме N 2 пополнится сразу двумя разделами:

- "IV. Налоговые разницы", предназначенным для отражения влияния налоговых разниц (постоянных и временных) на доходы и расходы по каждому их виду;

- "V. Согласование финансового результата и налоговой прибыли (убытка)", где корректировкой финансового результата, полученного по данным бухгалтерского учета, на общий итог налоговых разниц будет выводиться сумма налоговой прибыли (убытка).

Положение N 27 подверглось критике со стороны многих независимых специалистов. Основная его "заслуга" в том, что в основе его лежит крайне неэффективный и запрещенный к применению международными стандартами метод определения налоговых разниц по доходам и расходам. Кроме того, Положение N 27 стандартизирует не собственно финансовую отчетность, а сугубо процедурные алгоритмы внутреннего учета предприятий. Причем в таком неоднозначном сегменте, как налогообложение.

Многие эксперты отмечают, что отчетность по налоговым разницам не является собственно налоговой отчетностью и поэтому штрафоопасность ошибок, допущенных при составлении новых отчетов, невысока.

Также некоторые аналитики обращают внимание на то, что Минфин Украины превысил свои полномочия, утвердив Положение N 27 в качестве обязательного документа. Ведь НК Украины не требует от бухгалтеров использовать официальную методику, а лишь дает им такое право.

Экономическая сущность налоговых разниц заключается в наличии разниц между оценкой и критериями признания доходов, расходов, активов, обязательств по П(С)БУ или МСБУ, с одной стороны, и доходами и расходами, определенными налоговым законодательством, с другой стороны.

Новые правила определения объекта налогообложения, которые введены в разд. III "Налог на прибыль" НК Украины, в значительной мере приблизили подходы к определению доходов и расходов при составлении финансовой и налоговой отчетности. Это позволило в дальнейшем предусмотреть механизм составления налоговой декларации по налогу на прибыль корректировкой прибыли по данным финансовой отчетности плательщика на перечень налоговых разниц, возникающих по доходам и расходам, в соответствии с положениями НК Украины.

Прошедшие в Украине научно-практические семинары, посвященные методике расчета налоговых разниц, подтвердили необходимость внесения изменений в налоговое законодательство.

Так, практически все эксперты соглашаются с тем, что ремонты и улучшения основных средств должны отражаться в налоговой отчетности по правилам, существующим в бухгалтерских нормативных документах.

Более дискуссионным является вопрос отражения в составе расходов суммы созданных обеспечений на выплату отпускных работникам. Эксперты считают, что действующие в настоящий момент нормы НК Украины позволяют для целей составления налоговой отчетности признавать расходами суммы созданных обеспечений (кроме обеспечений на дополнительное пенсионное обеспечение и выполнение гарантийных обязательств) по правилам П(С)БУ 11. Действует общая норма, и если в НК Украины не установлены особенности для определения отдельных видов расходов, то эти расходы отражаются по правилам бухгалтерского учета.

Но не все специалисты контролирующих органов с этим соглашаются. Некоторые из них декларируют иной принцип: что не приведено в перечне расходов в НК Украины, то не является расходами.

Поэтому специалисты предлагают внести в НК Украины уточнения и предусмотреть отнесение к расходам сумм созданных обеспечений для возмещения последующих операционных расходов на выплату отпускных работникам.

Основной проблемой специалисты и эксперты считают наличие налоговых разниц, как постоянных, так и временных, при определении себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) для целей составления финансовой и налоговой отчетности. На предприятиях с большой номенклатурой продукции и при наличии нескольких ступеней незавершенного производства очень сложно определять такие налоговые разницы. Данную проблему понимают в Министерстве финансов Украины и готовы инициировать внесение соответствующих изменений в НК Украины, которые значительно облегчат определение налоговых разниц для плательщиков налога на прибыль.

Время до подачи отчетности за I квартал 2013 года еще есть, поэтому будем ждать решения законодателей и центральных органов исполнительной власти о приближении данных налогового учета к бухгалтерским.

Минфин Украины рассматривает вопрос дополнения финотчетности новой формой, для того чтобы "облегчить" заполнение отчетности по налоговым разницам и утвердить Методрекомендации по определению налоговых разниц.

О сроках хранения документов

С 1 января 2013 года вводится Перечень N 578/5, включающий типовые документы, которые создаются при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, другими учреждениями, предприятиями и организациями независимо от функционально-целевого назначения, уровня и масштаба деятельности, формы собственности, а также документацию, создаваемую в результате производственной и научно-технической деятельности организаций.

Перечень N 578/5 является нормативно-правовым актом, предназначенным для использования всеми организациями при определении сроков хранения документов, их отборе на постоянное и продолжительное (свыше лет) хранение или для уничтожения, и может использоваться также физическими лицами - предпринимателями.

Сроки хранения документов, определенные в настоящем Перечне, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных Перечнем N 578/5, допускается в случаях, если эта потребность вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Для облегчения работы по определению сроков хранения документов в Перечень N 578/5 включены также отдельные виды документов нетипового характера.

Сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.

Таким образом, при составлении номенклатуры дел на 2013 год необходимо руководствоваться новой редакцией Перечня 578/5.

Субъектам хозяйствования целесообразно пересмотреть приказ об утверждении порядка документооборота и внести корректировки в сроки хранения первичных документов, назначив лиц, ответственных за соблюдение сроков хранения и передачу первичных документов в архив.

Одним из главных новшеств является то, что срок хранения документов, содержащих информацию о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, увеличится до 5 лет.

Перечень N 578/5 определяет сроки хранения документов без учета перечня информации, подлежащей защите в качестве персональных данных. Ведь такие данные могут храниться не только в документах, свидетельствующих о начислении и выплате доходов физлицу, но и в других документах финансово-хозяйственной деятельности.

Также необходимо помнить о том, что документы, сроки хранения которых истекли, уничтожаются при условии проведения ревизии или проверки соответствующими уполномоченными органами власти.

В зависимости от результатов ревизии или проверки данные документы либо подлежат уничтожению с составлением акта об изъятии для уничтожения документов, не внесенных в Национальный архивный фонд, либо в случае возникновения каких-либо противоречий, спороЕ (в том числе письменных претензий в досудебном порядке), следственных и судебных дел хранятся до принятия окончательного решения.

В случае возбуждения уголовного дела категории и виды документов, необходимых для следствия, определяются соответствующими уполномоченными органами уголовно-исполнительной системы.

Регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременении

С 01.01.2013 г. регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременении выведена из сферы влияния бюро технической инвентаризации (БТИ).

С 01.01.2013 г. такую госрегистрацию вместо БТИ будут осуществлять нотариусы и органы государственной регистрации прав, создаваемые Минюстом Украины и подчиненные Укргосреестру.

Нотариусы1 будут осуществлять государственную регистрацию в случае совершении ими нотариальных действий:

- с недвижимым имуществом. Например, нотариусу придется регистрировать права, возникающие из договоров купли/продажи, дарения недвижимости, других оснований, предусматривающих переход права собственности на нее. Кроме того, в ведении нотариусов будет регистрация права пользования зданием или другим капитальным строением (их отдельной частью) - причем отметим, что она будет обязательной лишь при условии, что договор аренды заключен на срок от трех лет и более (ч. 1 ст. 794 ГК Украины). Что касается аренды жилья, то в этом случае регистрации права пользования не потребуется (разд. III Методических рекомендаций N 2500/5), даже если соответствующий договор заключается с участием нотариуса (к примеру, в ситуации с договором аренды жилья с выкупом);

- с объектами незавершенного строительства, к которым относятся здания, сооружения или передаточные устройства, фактически не эксплуатируемые, поскольку находятся в недостроенном состоянии;

- с недвижимым имуществом и объектами незавершенного строительства, регистрация права собственности на которые проведена согласно законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующих прав собственности.

Органы государственной регистрации прав, создаваемые Минюстом Украины и подчиненные Укргосреестру, будут осуществлять государственную регистрацию по местонахождению недвижимости (ч. 5 ст. 3 Закона N 1878) - в остальных случаях (срок такой регистрации будет составлять дней, однако лишь до 01.01.2014 г., после чего он, в общем случае, сократится до 5 рабочих дней). При этом, если недвижимое имущество находится на территории, в пределах которой действуют два и более органа государственной регистрации, обращаться с этой целью можно будет к любому из них (ч. 1 ст. 16 Закона N 1878).

Обязательной регистрации в соответствии с Законом N 1878 подлежат любые вещные права и обременения, названные в его ст. 4:

- право собственности на недвижимое имущество;

- право пользования зданиями, другими капитальными сооружениями и т. п.

Вместе с тем, ч. 4 ст. 3 Закона N 1878 предусматривает из этого правила два исключения, в частности для прав и обременении:

1) зарегистрированных в прошлом согласно законодательству, действовавшему на момент их возникновения;

2) на момент возникновения которых их обязательная регистрация не предусматривалась.

Регистрация прав и обременении будет проводиться по заявлению лица/органа (собственника, другого правополучателя и пр.), поданному соответствующему субъекту (органу государственной регистрации или нотариусу) в бумажной/электронной форме2, с приложением необходимых документов, а также документа, подтверждающего оплату3. После принятия заявления субъект, на которого возложена обязанность по госрегистрации, должен будет проверить наличие/отсутствие оснований для приостановления рассмотрения заявления.

С 01.01.2013 г. для такого приостановления осталось лишь одно основание - предоставление документов не в полном объеме. При отсутствии оснований для такого приостановления/ отказа необходимо будет внести запись в Реестр и, при необходимости, выдать свидетельство о праве собственности.

Об использовании данных реестра прав
собственности на недвижимое имущество

Использование данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запрещений отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и Государственного реестра отягощений движимого имущества регулирует Порядок N 1844/5, вступивший в силу января года.

Данным Порядком определяется процедура использования и переноса государственным регистратором прав на недвижимое имущество записей из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек, Государственного реестра отягощений движимого имущества (далее вместе - Реестры) в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и использование данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество.

Так, сведения из приведенных выше Реестров используются государственным регистратором для установления наличия (отсутствия) записей об обременении прав на недвижимое имущество, в том числе обременении налоговым залогом, во время проведения государственной регистрации прав с целью их переноса в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и во время рассмотрения заявлений о постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, заявлений/запросов на получение информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Поиск записей об обременениях вещных прав на недвижимое имущество в Едином реестре запрещений отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственном реестре ипотек осуществляется по таким идентификаторам:

- по регистрационному номеру записи в Едином реестре запрещений отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственном реестре ипотек;

- по регистрационному номеру объекта недвижимого имущества в Реестре прав собственности на недвижимое имущество;

- по кадастровому номеру земельного участка;

- по местонахождению объекта недвижимого имущества;

- по идентификационным данным физического или юридического лица (лица, относительно имущества которого установлено отягощение/должника):

- для физического лица (гражданина Украины, иностранца, лица, без гражданства) - фамилия, имя и (при наличии) отчество, налоговый номер (кроме граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально уведомили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины);

- для юридического лица (резидента и нерезидента) - наименование юридического лица и налоговый номер.

Поиск записей о государственной регистрации права собственности или другого вещного права на недвижимое имущество в Реестре прав собственности на недвижимое имущество осуществляется по таким идентификаторам:

- по регистрационному номеру объекта недвижимого имущества в Реестре прав собственности на недвижимое имущество;

- по местонахождению объекта недвижимого имущества;

- по субъектам вещного права на объект недвижимого имущества:

- для физического лица (гражданина Украины, иностранца, лица, без гражданства) - фамилия, имя и (при наличии) отчество, налоговый номер (кроме граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально уведомили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины);

- для юридического лица (резидента и нерезидента) - наименование юридического лица и налоговый номер.

Сведения, полученные государственным регистратором во время проведения государственной регистрации прав по результатам поиска в Реестрах и Реестре прав собственности на недвижимое имущество, оформляются на бумажном носителе, подписываются государственным регистратором, удостоверяются в установленном законодательством порядке печатью и приобщаются к соответствующему учетному или регистрационному делу.

О передаче информации о зарегистрированных
вещных правах на земельные участки

Порядок предоставления информации о зарегистрированных земельных участках органу государственной регистрации прав и о зарегистрированных правах на земельные участки органу, осуществляющему ведение Государственного земельного кадастра, определяется Регламентом N 1779/5/748.

Информационные файлы о зарегистрированных земельных участках формируются с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра по структуре, определенной в приложении 1 к Регламенту N 1779/5/748.

Информационные файлы о зарегистрированных вещных правах на земельные участки формируются с помощью программного обеспечения Государственного реестра прав на недвижимое имущество по структуре, определенной в приложении 2 к Регламенту N 1779/5/748.

Также вступил в силу Регламент предоставления по запросу регистратора прав на недвижимое имущество информации о земельных участках, которым определяется порядок и процедура предоставления Госземагентством Укргосреестру информации о земельных участках по запросам регистратора прав на недвижимое имущество, формы журналов учета полученных и переданных информационных файлов.

Перекодировка на КВЭД-2010

С 01.01.2013 г. КВЭД-2005 утратил юридическую силу, а единственным допустимым классификатором видов деятельности останется КВЭД-2010.

Для приведения кодов видов деятельности в соответствие с КВЭД-2010 физическим лицам -предпринимателям и представителям юридических лиц необходимо обращаться к государственным регистраторам с соответствующими документами, а именно:

- физическим лицам - предпринимателям - регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице - предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре (ЕГР) (ф. N 11), которая в перечне изменений, вносимых в сведения о физическом лице - предпринимателе, содержит поле "изменение видов деятельности, осуществляемых физическим лицом - предпринимателем". Изменение видов деятельности проводится бесплатно;

- юридическим лицам:

- регистрационная карточка на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР (ф. N 4),

- в случае изменения видов экономической деятельности на виды экономической деятельности из их перечня, указанные в учредительных документах юридического лица;

- регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (ф. N 3) и пакет документов согласно требованиям ст. 29 Закона о госрегистрации

- в случае необходимости внесения изменений в учредительные документы юридического лица в связи с изменениями видов экономической деятельности.

Таким образом, пока субъект не предоставит государственному регистратору документы для перехода на КВЭД-2010, в ЕГР юридических лиц и физических лиц-предпринимателей будут содержаться сведения согласно КВЭД-2005).

В Письме N 11394/0/71-12/17-1217 ГНСУ разъяснила, что внедрение нововведенного КВЭД-2010 может создать определенные сложности при изменении видов экономической деятельности в регистрационных данных физических лиц - предпринимателей до конца года, а также привести к значительному увеличению нагрузки на государственных регистраторов и ГНС, поэтому отсутствие в учетных данных физического лица - предпринимателя вида экономической деятельности согласно КВЭД-2010 не может быть основанием считать недействующим Свидетельство плательщика единого налога, выданное в году с указанием видов экономической деятельности согласно КВЭД-2005.

Основанием для отказа в выдаче Свидетельства плательщика ЕН на 2013 год не может служить отсутствие в учетных данных налогоплательщика (кроме вновь созданных) зарегистрированного вида деятельности согласно КВЭД-2010. То есть при заполнении заявления о применении упрощенной системы налогообложения с 2013 года плательщиком налога указываются те виды экономической деятельности, которые соответствуют видам деятельности в учетных данных на момент подачи заявления.

После приведения видов деятельности в соответствие с КВЭД-2010 в регистрационных данных физические лица - предприниматели -плательщики единого налога вносят соответствующие изменения в Свидетельство плательщика единого налога.

Электронный кабинет налогоплательщика

С 2013 года правительством запланирована реализация ряда мероприятий в рамках Концепции создания сервиса "Электронный кабинет налогоплательщика", утвержденная Распоряжением N 1007-р.

Предпринимателям предоставят возможность взаимодействовать с налоговой бесконтактно, используя новый электронный сервис.

Через "Электронный кабинет" налогоплательщик будет иметь возможность осуществить:

- он-лайн просмотр информации о себе, объектах налогообложения, предоставленных льготах;

- электронное декларирование налоговых обязательств в режиме он-лайн с использованием электронной цифровой подписи;

- уплату налогов с помощью банковской системы по типу Интернет-банкинга;

- переписку с органами ГНС.

Полное внедрение запланировано провести в два этапа на протяжении 2013-2014 гг.

Непосредственно в 2013 году (на первом этапе) планируется обеспечить доступ налогоплательщика к его лицевому счету, в частности, к информации о задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), с использованием электронного сервиса (компонент "Расчеты с бюджетом").

А вот вести официальную переписку с органами ГНС по вопросам налогообложения и получать консультации с использованием "Электронного кабинета налогоплательщика" можно будет уже в 2014 году.

В том же 2014 году, по завершении второго этапа реализации, с использованием электронного сервиса (компонент "Информационный блок") будет обеспечен доступ налогоплательщика к его индивидуальному налоговому календарю с целью информирования о сроках:

- представления налоговой отчетности;

- уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

- предоставления сведений, сформированных на основании налоговой отчетности;

- предоставления информации о перечне и объеме налоговых льгот;

- предоставления документов, выданных органами ГНС (справок, торговых патентов, свидетельств, удостоверений и т. д.);

- предоставления уведомлений о налогообложении, в частности, разногласий в реестрах выданных и полученных налоговых накладных с данными контрагентов, и допущенных ошибках в налоговой отчетности с целью их самостоятельного исправления (без наложения штрафных санкций).

Напомним, что о действующих ныне электронных сервисах налоговой службы можно узнать из материала "Электронная отчетность и другое бесконтактное взаимодействие с налоговыми органами".

_______________________

1. Вместе с тем, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество они выдавать не смогут (ч. 2 ст. 9 Закона N 1878); это прерогатива государственного регистратора (при этом он подписывает и скрепляет свидетельство своей печатью). Нотариус же будет выдавать извлечение (ч. 1 ст. 28 Закона N 1878).

2. Что касается заявления в электронной форме, то возможность его подачи предусмотрена лишь для двух субъектов: в частности, для государственного кадастрового регистратора или государственного исполнителя.

3. От платы за государственную регистрацию освобождаются, в том числе, физлица/юрлица при регистрации прав, возникших и зарегистрированных до осуществления госрегистрации в порядке, установленном Законом N 1878 (п. 6 "Заключительные и переходные положения" Закона N 1878).

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон N 1878 - Закон Украины от 11.02.2010 г. N 1878-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений"

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей"

Указ N 726 - Указ Президента Украины от 24.12.2012 г. N 726/2012 "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти"

КВЭД-2005 - Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. N 375

КВЭД-2010 - Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. N 457

Методика N 1278 - Методика нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утвержденная Постановлением КМУ от 23.11.2011 г. N 1278

Методические рекомендации N 2500/5 - Методические рекомендации относительно государственной регистрации права пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями, утвержденные приказом Минюста Украины от 13.10.2010 г. N 2500/5

Перечень N 578/5 - Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный Минюстом Украины от 12.04.2012 г. N 578/5

Положение N 27 - Положение бухгалтерского учета "Налоговые разницы", утвержденное приказом Минфина Украины от 25.01.2011 г. N 27

Порядок N 118 - Порядок представления информации о зарегистрированных земельных участках органу государственной регистрации прав и о зарегистрированных вещных правах на земельные участки органу, осуществляющему ведение Государственного земельного кадастра, утвержденный Постановлением КМУ от 22.02.2012 г. N 118

Порядок N 419 - Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. N 419

Порядок N 787 - Порядок заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, утвержденный Постановлением КМУ от 22.08.2012 г. N 787

Порядок N 1051 - Порядок ведения Государственного земельного кадастра, утвержденный Постановлением КМУ от 17.10.2012 г. N 1051

Порядок N 1844/5 - Порядок использования данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запрещений отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и Государственного реестра обременении движимого имущества, утвержденный приказом Минюста Украины от 14.12.2012 г. N 1844/5

Приказ N 1343 - Приказ Минфина Украины от 17.12.2012 г. N 1343 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины"

П(С)БУ 3 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.1999 г. N 87

П(С)БУ 11 -Положение (стандарт) бухгалтерского учета "Обязательства", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.01.2000 г. N 20

Распоряжение N 1007-р - Распоряжение КМУ от 05.12.2012 г. N 1007-р "Вопросы создания и введения электронного сервиса "Электронный кабинет налогоплательщика"

Регламент N 1779/5/748 - Регламент предоставления информации о зарегистрированных земельных участках органу государственной регистрации прав и о зарегистрированных правах на земельные участки органу, который осуществляет ведение Государственного земельного кадастра, утвержденный совместным приказом Минюста Украины и Минагрополитики Украины от 03.12.2012 г. N 1779/5/748

Письмо N 11394/0/71-12/17-1217 - Письмо ГНСУ от 13.12.2012 г. N 11394/0/71-12/17-1217 "Об организации работы"

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 3 (889),
21 января 2013 г.
Подписной индекс 40783