Новый Закон о занятости населения -
что необходимо знать работодателям?

С 1 января 2013 года вступит в силу новый Закон о занятости, определяющий правовые, экономические и организационные основы реализации государственной политики в сфере занятости населения, гарантии государства по защите прав граждан на труд и реализации их прав на социальную защиту от безработицы. При этом, со вступлением в силу данного Закона, утрачивает силу «старый» Закон о занятости населения (далее - Закон N 803).

Новый Закон о занятости предполагает сокращение поступлений в бюджет за счет льготы по уплате единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - ЕСВ), а также рост затрат для государства с целью снижения уровня безработицы в стране.

Следует отметить, что Закон о занятости предусматривает существенные нововведения, которые непосредственно коснутся многих работодателей. При этом в указанных нововведениях для работодателей таится множество подводных камней, с которыми мы и будем разбираться в данной статье.

Трудоустройство по квотам

Частью второй ст. 14 Закона о занятости установлено, по предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников юлее 20 чел., устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

Указанная квота устанавливается для трудоустройства следующих категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (кроме инвалидов, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона N 1058, норматив трудоустройства на работу которых устанавливается в соответствии с Законом N 8751):

1) один из родителей либо лицо, которое их заменяет и:

- имеет на иждивении детей в возрасте до 6 лет;

- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;

- содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу;

3) лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения;

4) молодежь, которая окончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной воинской или альтернативной (не воинской) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и которая впервые принимается на работу;

5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона N 1058 осталось 10 и менее лет;

6) лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу.

Необходимо отметить, что в Законе о занятости некорректно сформулирована норма относительно установления квоты на трудоустройство неконкурентоспособных на рынке труда граждан (кроме инвалидов).

Так, устанавливать квоту должны тем субъектам хозяйствования, у которых численность штатных работников превышает 20 чел. Однако непонятно, на какую дату должно быть такое превышение, - на начало года или же на любую дату в течение календарного года, если такая численность превысит 20 штатных работников.

Так как рассчитывается квота в размере 5 % средне-учетной численности штатных работников за предыдущий календарный год, то не совсем понятно, что следует понимать под показателем «численность штатных работников более 20 человек».

Можно лишь предположить, что законодатели имели в виду именно средне-учетную численность (количество), иначе если, к примеру, для расчета этого показателя будет применяться учетное количество штатных работников, то результаты расчетов показателя будут разными (среднеучентое количество будет меньше учетного, так как при его расчете не учитываются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия).

Таким образом, непонятна ситуация, когда в текущем году численность штатных работников превысит 20 чел., а за предыдущий год средне-учетная численность штатных работников будет менее 20 чел.

Также возможна ситуация, когда за прошлый год среднеучетная численность штатных работников превышала 20 чел., а в текущем году она снизилась или же субъект хозяйствования вообще сворачивает свою деятельность.

Подпунктом 14.1.227 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины установлено, что средне-учетное количество работников - это количество работников юридических лиц, определенное по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, с учетом всех наемных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству более одного календарного месяца, а также наемных работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений в эквиваленте полной занятости, кроме наемных работников, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.

Методика расчета среднеучетной численности всех работников определена Инструкцией N 286, согласно п. 3.2 которой среднеучетная численность штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников, которые необходимо уточнять в соответствии с приказами о приеме, переводе работника на другую работу и прекращении трудового договора.

Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников, на основании которого определяется количество работников, явившихся или не явившихся на работу.

Подпунктом 3.2.1 п. 3.2 Инструкции N 286 установлено, что среднеученая численность штатных работников за месяц исчисляется суммированием количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и делением полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.

Количество штатных работников учетного состава за выходной и нерабочий праздничный день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день. При двух или более выходных или праздничных и нерабочих дней подряд количество работников учетного состава за каждый из этих дней принимается на уровне количества работников учетного состава за предшествовавший рабочий день.

При исчислении среднеучетной численности штатных работников учетного состава учитываются все категории работников учетного состава, указанные в пунктах 2.4, 2.5 Инструкции N 286, кроме работников, находящихся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, кто усыновил новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома (подпункты 2.5.8 - 2.5.9 Инструкции N 286). Учет этих категорий работников ведется отдельно.

Пунктом 3.2 Инструкции N 286 приведены порядок и примеры расчета средне-учетного количества штатных работников:

- учетного состава в целом по предприятию, работающему в условиях пятидневной рабочей недели (пп. 3.2.3);

- на предприятиях, которые работали неполный месяц (пп. 3.2.4);

- за период с начала года (в том числе за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) (пп. 3.2.5);

- за период с начала года предприятием, которое работало неполный год (пп. 3.2.6). Частью 3 ст. 14 Закона о занятости установлено, что работодатели самостоятельно рассчитывают указанную выше квоту, с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов), и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно.

При этом под понятием «полная занятость», согласно п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости, следует понимать занятость работника по норме рабочего времени, предусмотренной в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором.

Таким образом, исходя из условий, установленных ч. 2 ст. 14 Закона о занятости, для применения предприятием минимальной квоты необходимое количество численности работников должно составлять 21 чел. и более. При таких условиях предприятие должно трудоустроить как минимум одного гражданина из категорий, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона о занятости:

21 (чел.) х 5 (%) : 100 = = 1,05 w 1 (чел.).

Заметим, что законодателями не предусмотрено, какие именно правила округления при расчете квоты следует применять. Автор применил самый простой, известный всем со школьной скамьи метод округления, который предполагает следующие действия:

- если в числе «отбрасываемая» цифра меньше 5, то число округляется в меньшую сторону;

- если в числе стоит цифра, которая равна или более 5, - в большую. Маловероятно, что законодатели предложат какой-то иной способ округления, поэтому скорее всего квота будет рассчитываться именно так.

Законом о занятости предусмотрено, что работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Следует отметить, что обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство указанных выше граждан в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 Закона о занятости, о чем работодатели будут ежегодно информировать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в установленном им порядке.

Возмещение ЕСВ

Одной из мер по содействию занятости населения, предусмотренных разд. IV Закона о занятости, является возмещение ЕСВ, начисленного за трудоустроенных лиц, определенных данным Законом. Разделом IV Закона о занятости предусмотрено возмещение ЕСВ за:

- трудоустройство граждан на новые рабочие места и с выплатой им заработной платы не менее трех минимальных заработных плат (ст. 24);

- трудоустройство граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда (ст. 26);

- создание новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства (ст. 27).

Возмещение ЕСВ за трудоустройство граждан на новые рабочие
места с выплатой им заработной платы не менее трех минимальных

Частью 3 ст. 24 Закона о занятости установлено, что работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и на протяжении этого периода ежемесячно выплачивал им заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения указанного уровня заработной платы ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются фактические расходы в размере 50% суммы начисленного ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Так, п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости установлено, что новое рабочее место - это рабочее место, созданное в связи с созданием нового субъекта хозяйствования (кроме созданного прекращением) или увеличением штатной численности работников при условии отсутствия сокращения (уменьшения) среднемесячной численности 8а предыдущие 12 месяцев, а также созданное модернизацией или измененим технологии производства, требующей новых знаний, навыков и умений работника.

Исходя из трактования понятия «новое рабочее место», предусмотренного Законом о занятости, любое новосозданное предприятие, кроме созданного прекращением, соблюдающее условия, установленные ч. 3 ст. 24 Закона о занятости, имеет право на возмещение 50 % ЕСВ, начисленного на заработную плату всех его работников, так как по сути оно создало новые рабочие места и трудоустроило на них работников.

зданное предприятие, кроме созданного прекращением, соблюдающее условия, установленные ч. 3 ст. 24 Закона о занятости, имеет право на возмещение 50 % ЕСВ, начисленного на заработную плату всех его работников, так как по сути оно создало новые рабочие места и трудоустроило на них работников.

Таким образом, новые предприятия, которые будут созданы начиная с 2013 года, получат возможность сэкономить на уплате ЕСВ, начисленного на заработную плату своих работников, но только с 2014 года, так как только через год эта льгота будет действовать для таких субъектов хозяйствования. Правда, учитывая затребованный уровень заработной платы, который они будут обязаны выплачивать работникам, существенной эту экономию не назовешь, так как обеспечить вновь созданному предприятию такой уровень зарплаты всем работникам в наших условиях просто нереально.

Следует отметить, что в случае, уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на такую компенсацию.

У читателей сразу возникает вопрос: как работодателю доказать уменьшение или не уменьшение штатной численности работников и фонда оплаты труда? По всей видимости, эта Информация будет отражена в Отчете о труде за месяц, форма которого утверждена Приказом N 163.

Так, в строке. 1030 Отчета о труде указывается средне-учетное количество штатных работников, при этом в графе 1 указывается такое количество за отчетный месяц, а в графе 2 - за период с начала года. В строке 1070 Отчета о труде указывается фонд оплаты труда штатных работников за месяц (графа 1) и за период с начала года (графа 2).

Порядок предоставления работодателю права на уменьшение размера ЕСВ и зачисление страхового стажа лицам, трудоустроенным в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о занятости, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Для наглядности допустим, что предприятие в январе 2013 года трудоустроило работника на новое рабочее место и выплачивало ему заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат в течение всего года. Рассчитаем, какую льготу получит предприятие в 2014 году за трудоустроенного работника, при условии что оно будет соблюдать все требования, предусмотренные Законом о занятости и порядком, который утвердит Кабинет Министров Украины.

Предположим, что в январе 2014 года заработная плата указанного выше, работника составит условно 3600 грн, что будет выше трех минимальных заработных плат. Из этой суммы предприятие уплатит ЕСВ поставке, например, - 36,77 % (1323,72 грн).

Таким образом, предприятие сможет получить за январь 2014 года возмещение 50 % EСB за трудоустроенного сотрудкика в сумме 661,86 грн.

Следует отметить, что так как порядок возмещения ЕСВ еще должен быть разработан Кабинетом Министров Украины, следует полагать, что появится еще целый ряд «но» и «если», прежде чем этот пункт начнет работать.

Возмещение ЕСВ за трудоустройство граждан, недостаточно
конкурентоспособных на рынке труда

Частью 1 ст. 26 Закона о занятости установлено, что работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, указанных в ч. 1 ст. 14 настоящего Закона (кроме лиц, которым исполнилось 15 лет и которых с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, принимать на работу), и которым предоставлен статус безработного, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (далее - фонд занятости), сроком не менее чем на два года ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.

Безработный - это лицо в возрасте от 15 до 70 лет, которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готово и способно приступить к работе (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости).

Укааанная комненеация выплачивается в определенном Кабинетом Министров Украины порядке в течение одного года со дня трудоустройства лица2 за счет:

- средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

- средств Государственного бюджета Украины для обеспечения молодежи, получившей профессионально-техническое или высшее образование, первым рабочим местом по полученной профессии (специальности);

- Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, который зарегистрирован в установленном порядке безработным, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается). Согласно ч. 2 ст. 26 Закона о занятости в случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по инициативе работодателя или с согласия сторон до истечения двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме4 в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты инвалидов (в зависимости от источника компенсации) или на его рабочее место по направлению фонда занятости, в пределах двухлетнего срока, трудоустраивается другой безработный.

Из аышеекаэаниоге следует» что у предприятия, которое до истечения двухлетнего срока увольняет работника, за которого выплачивалась компенсация, есть два пути: либо вернуть Фонду в полном объеме всю сумму компенсированного ЕСВ, либо на оставшийся срок трудоустроить другого безработного, предоставленного по направлению фонда занятости. Поэтому, вероятно, малая доля работодателей будет применять эту льготу она будет связывать им руки в том случае, если они захотят расстаться с сотрудниками ранее установленного срока.

Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 26 Закона о занятости в случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по соглашению сторон3 на его рабочее место по направлению фонда занятости, в пределах двухлетнего срока, трудоустраивается другой безработный.

Напомним, что в случае договоренности между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом о прекращении трудового договора по п. 1 ст. 36 КЗоТ Украины (по соглашению сторон) договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии об этом собственника или уполномоченного им органа и работника.

Таким образом, работодателям необходимо иметь в виду, что увольнение ими работника, за которого выплачивалась компенсация, по соглашению сторон, потребует в обязательном порядке трудоустройства другого работника по направлению фонда занятости.

Следует отметить, что компенсация ЕСВ, предусмотренная ч. 1 ст. 26 Закона о занятости, не выплачивается, в случае если работодатель:

- имеет задолженность по уплате ЕСВ и/или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

- признан в установленном порядке банкротом или в отношении его возбуждено дело о банкротстве.

Возмещение ЕСВ за создание новых рабочих мест
субъектами малого предпринимательства

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о занятости субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных сроком не менее чем на два года по направлению фонда занятости на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.

Согласно Закону N 5205, который вступит в силу с 1 января 2013 года, приоритетными отраслями экономики определены отрасли, нацеленные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологичной конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, реализующих государственную политику развития производственного и экспортного потенциала, создания новых рабочих мест. Перечень приоритетных отраслей экономики должен определить Кабинет Министров Украины.

Указанная компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства безработного в порядке и по перечню приоритетных видов экономической деятельности, определенных Кабинетом Министров Украины, за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете:

- Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

- Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, который зарегистрирован в установленном порядке безработным, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается).

Так, согласно ч. 3 ст. 27 Закона о занятости, в случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по инициативе работодателя до истечения двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма предоставленных денежных средств возвращается в полном объеме4 или на его рабочее место по направлению фонда занятости, в пределах двухлетнего срока, трудоустраивается другой безработный.

В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по соглашению сторон на его рабочее место по направлению фонда занятости, в пределах двухлетнего срока, трудоустраивается другой безработный.

Следует отметить, что эта компенсация не выплачивается, в случае если работодатель:

- имеет задолженность по уплате ЕСВ и/или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

- признан в установленном порядке банкротом или в отношении его возбуждено дело о банкротстве.

Пособие по частичной безработице

В Законе о занятости детализирован порядок предоставления застрахованным лицам пособия по частичной безработице.

Так, ч. 1 ст. 47 Закона о занятости установлено, что пособие по частичной безоаботице предоставляется фондом занятости застрахованным лицам при потере ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции без прекращения трудовых отношений, в случае если:

- приостановление (сокращение) производства на предприятии или в цеху, участке с замкнутым циклом производства (структурное подразделение предприятия, в котором осуществляются все этапы технологического процесса производстве определенного вида продукции в пределах такого подразделения), имеющее неминуемый и временный характер, длится не менее трех месяцев и не превышает шести месяцев, не зависит от работникон и работодателя, охватило не менее 20 % численности работников предприятия или цеха, участка, в которых сокращение рабочего времени составляет 30 и более процентов в месяц;

- приостановление (сокращение) производства и продолжительности рабочего времени работников является вынужденным, поскольку исчерпаны все возможньк меры его предотвращения, что подтверждается согласованным решением работодателя и выборным органом профсоюзной организации, с которой заключен коллективный договор, по результатам консультаций между ними.

О возможном приостановлении (сокращении) производства работодатель обязан уведомить фонд занятости письменно по форме и в сроки, определенные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Согласно ч. 2 ст. 47 Закона о занятости право на пособие по частичной безработице имеют застрахованные лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором началось сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени, работали не менее шести календарных месяцев, уплачивали страховые взносы и у которых сокращение продолжительности рабочего времени составляет 50 и более процентов в месяц.

При этом пособие по частичной безработице не предоставляется, в случае если:

- приостановление (сокращение) производства носит сезонный характер или возникает исключительно по организационно-производственным причинам;

- есть возможность трудоустройства (временного перевода) работников на период приостановления (сокращения) производства на других участках, в цехах;

- работник:

- отказался от трудоустройства (временного перевода) на подходящую работу на предприятии с полным рабочим днем (неделей);

- работает на предприятии по совместительству;

- проходит альтернативную (не воинскую) службу.

Пособие по частичной безработице устанавливается за каждый час, на который работнику была сокращена предусмотренная законодательством продолжительность рабочего времени, из расчета 2/3 тарифной ставки (оклада), установленной работнику соответствующего разряда. Размер пособия определяется при утверждении бюджета Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы исходя из финансовых возможностей и не может превышать прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом.

Выплата работникам пособия по частичной безработице осуществляется предприятием с первого дня сокращения продолжительности их рабочего времени за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в пределах срока приостановления (сокращения) производства, но не более 180 календарных дней в течение года.

Частью 6 ст. 47 Закона о занятости установлено, что средства возвращаются в полном объеме в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы при нарушении гарантий занятости лиц, которым выплачивалось пособие по частичной безработице (расторжение трудового договора в течение 6 месяцев (если пособие выплачивалось менее 180 календарных дней, - в течение периода, равного периоду выплаты пособия)), со дня окончания выплаты пособия по следующим основаниям:

- расторжение трудового договора собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ Украины);

- прекращение трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ Украины);

- расторжение работником трудового договора по собственному желанию, если собственник или уполномоченный им орган не выполняет законодательство о труде, условий коллективного или трудового договора (ч. 3 ст. 38 КЗоТ Украины).

Следует отметить, что предприятие не может обратиться за последующим получением из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы средств для выплаты работникам пособия по частичной безработице ранее чем через год после окончания срока выплаты пособия по частичной безработице.

Порядок предоставления пособия по частичной безработице устанавливается центральным органом исполнительной власти в сфере социальной политики.

Использование труда иностранцев и лиц без гражданства

Основы использования труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине предусмотрены ст. 42 Закона о занятости. Так, согласно ч. 1 указанной статьи, предприятия, учреждения и организации имеют право на использование труда иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого фондами занятости, на срок до одного года, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

При этом указанное разрешение выдается при условии, что в Украине (регионе) отсутствуют квалифицированные работники, способные выполнять соответствующий вид работы, или есть достаточное обоснование целесообразности применения их труда, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Разрешение выдается также на применение труда:

- иностранцев, которые направлены зарубежным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (услуг) на основании договоров, заключенных между отечественным и иностранным субъектом хозяйствования, при условии, что процент квалифицированных иностранцев, привлекаемых в рамках договора, не превышает половины общей численности лиц, работающих на условиях договора;

- иностранцев, которые в соответствии с графиком специфических обязательств в секторе услуг Протокола о вступлении Украины в ВТО (статья II Генерального соглашения о торговле услугами) относятся к категории «внутрикорпоративные цессионарии»;

- лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца. Порядок выдачи, продления действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства и размер платы за выдачу разрешения, которая зачисляется в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, определяются Кабинетом Министров Украины.

Иностранцы и лица без гражданства не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в случае, когда в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Частью 6 ст. 42 Закона о занятости установлено, что без разрешения осуществляется трудоустройство:

- иностранцев, постоянно проживающих в Украине;

- иностранцев, получивших статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получивших разрешение на иммиграцию в Украину;

- иностранцев, признанных лицами, которые нуждаются в дополнительной защите или которым предоставлена временная защита в Украине;

- представителей иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;

- работников иностранных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине;

- спортсменов, которые приобрели профессиональный статус, артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности;

- работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;

- работников иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины в установленном законодательством порядке;

- священнослужителей, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонической деятельности только в таких организациях с официальным согласованием с органом, который осуществил регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации;

- иностранцев, прибывших в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;

- иностранцев, прибывших в Украину для осуществления преподавательской деятельности по специальности в государственных высших учебных заведениях по их приглашениям;

- других иностранцев в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Права и обязанности работодателей

Статьей 50 Закона о занятости установлены права и обязанности работодателей по обеспечению занятости населения, защиты от безработицы и ее последствий, которые приведены ниже.

Работодатели обязаны:

1) обеспечивать достойные условия труда, отвечающие требованиям законодательства в сфере оплаты труда, охраны и гигиены труда;

2) принимать меры для предотвращения массовых высвобождений, в том числе путем проведения консультаций с профсоюзами с целью разработки соответствующих мер, направленных на смягчение их последствий и уменьшение численности высвобожденных работников;

3) осуществлять другие мероприятия по содействию занятости населения, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями, заключенными на национальном, отраслевом и региональном уровнях;

4) своевременно и в полном объеме в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, реализующим государственнук политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, по согласованию с центральным органом исполнительной власти по обеспечении; реализации государственной политики в области статистики, подавать фонду занятости, информацию о:

- спросе на рабочую силу (вакансиях);

- запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования за два месяца до увольнения;

5) проводить предварительные консультации с первичной профсоюзной организацией, с которой заключен коллективный договор, привлекать работников других работодателей, в частности работников субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве.

Работодатели имеют право:

1) проводить отбор работников непосредственно или через фонд занятости, или субъекта хозяйствования, предоставляющего услуги по посредничеству в трудоустройстве;

2) участвовать через представительные органы работодателей в управлении общеобязательным государственным социальным страхованием;

3) взаимодействовать с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в создании банка данных о свободных рабочих местах (должностях), содействии трудоустройству безработных и определении перспективной потребности в кадрах;

4) применять труд (услуги) иностранцев и лиц без гражданства в порядке, определенном законом;

5) получать от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, безвозмездно информацию о предложении рабочей силы, услуги по отбору и направлении на трудоустройство незанятого населения, в том числе лиц, указанных в ч. 1 ст.14 Закона о занятости, а также других лиц, которые ищут работу;

6) участвовать в организации и проведении общественных работ, организовывать и проводить другие виды работ временного характера;

7) проводить собеседования с кандидатами на трудоустройство с целью определения соответствия их профессиональных знаний, умений и навыков установленным требованиям;

8) обжаловать в установленном порядке действия или бездействие центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции;

9) участвовать в финансировании мероприятий по содействию занятости населения в соответствии с законодательством;

10) получать от фондов занятости компенсации в размерах и порядке, установленных Законом о занятости и другими актами законодательства, принятыми на его выполнение.

Работодателям запрещается:

1) выдвигать любые требования дискриминационного характера в объявлениях (рекламе) о работе и во время проведения отбора работников, а также требовать от лиц, которые ищут работу, представления сведений о личной жизни;

2) применять труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений, совершать действия, направленные на сокрытие трудовых отношений;

3) привлекать работников, нанимаемых субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве, для дальнейшего выполнения ими работы на других предприятиях, в учреждениях и организациях, в случае если у такого , работодателя:

- в течение года сокращена численность (штат) работников;

- не соблюдены нормативы численности работников основных профессий, задействованных в технологических процессах основного производства;

Закон о занятости устанавливает внушительные штрафы за нарушение законодательства в сфере занятости населения

- предусматривается выполнение работ во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, а также работ по основным профессиям технологического процесса основного производства.

Статьей 52 Закона о занятости установлено, что государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляет уполномоченный орган по реализации государственной политики по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в пределах их полномочий.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере занятости населения

Должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также физические лица - предприниматели, виновные в нарушении законодательства о занятости населения, несут ответственность согласно законодательству.

Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о занятости при не выполнении работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в ч. 1 ст. 14 настоящего Закона, с него взыскивается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения5.

При этом указанный штраф накладывается уполномоченным органом по реализации государственной политики по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о занятости при применении работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца:

- на условиях трудового или иного договора без разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства - взимается штраф за каждое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения;

- на других условиях, нежели предусмотренные указанным разрешением или другим работодателем, - взимается штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Частью 6 ст. 53 Закона о занятости населения установлено, что в случае не представления или нарушения работодателем установленного порядка представления данных, предусмотренных абзацем 3 п. 4 ч. 3 ст. 50 настоящего Закона, а именно - информации о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования за два месяца до увольнения, взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Следует отметить, что ч. 1 ст. 48 Закона о занятости установлено, что массовым высвобождением по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации юридического лица) является одноразовое или в течение:

- одного месяца:

- высвобождение 10 и более работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 20 до 100 сотрудников;

- высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 101 до 300 работников;

- трех месяцев - высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации независимо от численности работников. Следует отметить, что штрафы, наложение которых предусмотрено ст. 53 Закона о занятости, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХК Украины.

В случае неуплаты (отказа от уплаты) в течение месяца указанных выше штрафов их взыскание осуществляется в судебном порядке. Суммы штрафов, указанных в частях 2, 5 и 6 ст. 53 Закона о занятости, зачисляются в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, а указанных в частях 3, 4 , 7 и 8, - в Государственный бюджет Украины.

_________________

1. По-прежнему для предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и хозяйствования, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц, то одно рабочее место (ст. 19 Закона N 875).

2. Таким образом, работник должен быть трудоустроен на два года, но компенсация по ЕСВ будет выплачиваться работодателю лишь в течение первого года работы такого работника.

3. Логично предположить, что законодателями имелась в виду именно ч. 1 ст. 36 КЗоТ Украины.

4. В бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты инвалидов (в зависимости от источника компенсации).

5. Как видим, штраф предусмотрен не за невыполнение установленной квоты, а за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособных граждан в случае не выполнения квоты в течение года.

Список использованных документов

КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 803 - Закон Украины от 01.03.1991 г. N 803-ХII «О занятости населения» (утратит силу с 01.01.2013 г.)

Закон N 875 - Закон Украины от 21.03.1991 г. N 875-ХII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»

Закон N 1058 - Закон Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Закон N 5205 - Закон Украины от 06.09.2012 г. N 5205-VI «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест»

Закон о занятости - Закон Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI «О занятости населения»

Инструкция N 286 - Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. N 286

Приказ N 163 - Приказ Госкомстата Украины от 29.06.2011 г. N 163 «Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по статистике труда»

Протокол о вступлении Украины в ВТО - Протокол/ Многостороннее соглашение (не СНГ) стран - участниц от 05.02.2008 г. «Протокол о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию»

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 49 (883),
3 декабря 2012 г.
Подписной индекс 40783