Налоговый контроль

Четко установленный порядок организации и проведения проверок, законное обоснование установленных нарушений, соблюдение требований нормативно-правовых актов должностными лицами, объективность, взвешенность принятых решений, профессионализм и этика поведения ревизора - факторы, которые в конечном итоге существенно влияют на качество осуществления налогового контроля, в частности проведение проверок, и создают атмосферу действенного сотрудничества между налогоплательщиками и органами ГНС.

Что такое налоговый контроль?

Это система мер, принимаемых контролирующими органами в целях проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Одной из эффективных форм налогового контроля со стороны органов ГНС является налоговая проверка.

Виды проверок, порядок их проведения и оформление результатов проверок регламентированы гл. 8 разд. II НК Украины.

Основные виды проверок, согласно ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины:

- камеральные;

- документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные);

- фактические.

Камеральная проверка - это проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, отмеченных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика. Камеральная проверка проводится должностными лицами органа ГНС без любого специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательны. Документальная проверка - это проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК Украины налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено действующим законодательством, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, а также полученных в установленном законодательством порядке органом ГНС документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа ГНС и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных НК Украины.

Документальной выездной проверкой считается проверка, проводимая по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, по которому проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, проводимая в помещении органа ГНС.

Фактическая проверка - это проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом ГНС по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования оборота наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдению работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Условия и порядок допуска должностных лиц органов ГНС к проведению документальных выездных и фактических проверок четко определены ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины.

В целях усовершенствования порядка осуществления должностными (служебными) лицами органа ГНС проверок налогоплательщиков Законом N 3609 внесены изменения в НК Украины и расширен перечень документов, дающих налоговикам право приступить к документальной выездной или фактической проверке.

Основания для проведения проверок

Должностные лица органа ГНС имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных НК Украины, и при условии предъявления или отправления в случаях, определенных настоящим Кодексом, направления на проведение проверки, копии приказа о проведении проверки и служебного удостоверения.

В соответствии с требованиями оформления направления на проведение проверки, определенными ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины, в направлении на проведение плановой или внеплановой проверки должны быть указаны:

- дата выдачи;

- наименование органа ГНС;

- реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

- наименование и реквизиты проверяемого субъекта (объекта);

- цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки;

- должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

При этом следует обратить внимание, что сведения о должностных лицах, указанных в направлении на проверку, должны соответствовать данным, приведенным в служебном удостоверении каждого проверяющего.

Кроме того, направление на проверку действительно при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС. Использование факсимиле в таком случае не предусматривается.

Для подтверждения факта вручения органом ГНС уведомления о проведении проверки налогоплательщика НК Украины предусмотрена норма, в соответствии с которой при предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика (его представителям или лицам, фактически осуществляющим расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

Отказ налогоплательщика от проведения проверок

Для обеспечения прав налогоплательщиков и предотвращения злоупотреблений со стороны налоговиков ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины определено основание, согласно которому налогоплательщиком могут быть не допущены должностные (служебные) лица органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки, а именно: не предъявление или не отправление в случаях, определенных настоящим Кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, фактически осуществляющим расчетные операции) вышеуказанных документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящей статьей.

Вместе с тем, ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины также определен запрет отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) от допуска к проверке по другим основаниям, нежели определено в абзаце пятом п. 81.1 ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины.

Если при наличии соответствующих оснований для проведения проверки и соблюдении условий ее проведения налогоплательщик и/или должностные (служебные) лица налогоплательщика (его представители или лица, фактически проводящие расчетные операции) отказали в допуске должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению проверки, то в таком случае должностные (служебные) лица органа ГНС составляют соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

Также следует отметить, что, в соответствии с пп. 94.2.3 п. 94.2 ст. 94 гл. 9 разд. II НК Украины, органам ГНС предоставлено право применять административный арест имущества налогоплательщика при его отказе от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа ГНС.

Ответы на актуальные вопросы по проведению проверок

Вопрос 1. Какие основания для проведения документальной невыездной проверки?

Налоговым кодексом Украины законодательно урегулирован вопрос осуществления органами ГНС документальных невыездных проверок налогоплательщиков.

Так, согласно нормам ст. 79 гл. 8 разд. II НК Украины, исключено право органов ГНС на проведение документальных невыездных проверок в течение неограниченного срока их проведения, без определения оснований для их проведения и уведомления налогоплательщика (действовало до 01.01.2011 г.).

В настоящее время документальная невыездная проверка осуществляется только при принятии руководителем органа ГНС решения о ее проведении и при наличии определенных НК Украины обстоятельств для проведения такой проверки (п. 79.1 ст. 79 гл. 8 разд. II НК Украины).

При этом обстоятельствами могут быть:

- для плановых проверок - включение органом ГНС налогоплательщика в план-график проведения плановых документальных проверок на соответствующий квартал;

- для внеплановых проверок - наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 78.1 ст. 78 гл. 8 разд. II НК Украины. Таким образом, решение о назначении невыездной проверки может быть принято руководителем органа ГНС как для документальной плановой, так и для внеплановой проверки.

Налоговым кодексом Украины создан дополнительный сервис для налогоплательщиков, а именно:

- присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не обязательно (п. 79.3 ст. 79 гл. 8 разд. II НК Украины);

- предоставлена возможность осуществления документальных плановых проверок в помещении органа ГНС, например, при отсутствии у налогоплательщика возможности обеспечить проверяющих помещением для проведения проверки и т. п.;

- осуществление невыездных проверок (в частности внеплановых) на основании документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных НК Украины случаях или полученных другим способом, предусмотренным законом (п. 79.1 ст. 79 гл. 8 разд. IIНК Украины). Таким образом, при наличии в органе ГНС соответствующих документов для проведения документальной невыездной проверки плательщика отсутствует необходимость отвлечения субъекта хозяйствования от осуществления им хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, НК Украины четко определены материалы, являющиеся основаниями для выводов при проведении проверок, и требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности.

Так, согласно ст. 83 гл. 8 разд. II НК Украины для должностных лиц органов ГНС при проведении проверок основаниями для выводов являются:

- документы, определенные настоящим Кодексом;

- налоговая информация;

- экспертные заключения;

- судебные решения;

- другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными НК Украины или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС. Нормами НК Украины установлены несколько новые формы взаимодействия органов ГНС при проведении документальных невыездных проверок налогоплательщиков.

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа ГНС при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему либо его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки я письменного уведомления э дате начала и месте проведения такой проверки.

Таким образом, налогоплательщик осведомлен, что з отношении его при нали-їии соответствующих обстоятельств в определенное время и в определенном месте будет осуществляться невыездная проверка.

Кроме того, с целью установления дополнительного обеспечения прав налогоплательщиков Законом N 4834 были внесены изменения в НК Украины, которыми предусмотрено, что должностные лица органа ГНС имеют право начать проведение документальной невыездной проверки только при условии выполнения требований ст. 79 настоящего Кодекса, в частности направления налогоплательщику копии приказа о проведении проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

По результатам документальной невыездной проверки составляется акт (справка) в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, - в течение 10 рабочих дней).

Изменениями, внесенными Законом N 4834 в НК Украины, установлено также, что акт документальной невыездной проверки после регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям либо высылается заказным письмом с уведомлением о вручении.

При невозможности по каким-либо причинам вручить акт (справку) проверки лично налогоплательщику орган ГНС может направить его по месту регистрации такого плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении, чем обеспечивается право налогоплательщика на ознакомление с материалами документальных невыездных проверок и в случае несогласия - последующего представления в орган ГНС возражений к акту проверки или обжалования принятых налоговых уведомлений-решений.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) проверки должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

При этом отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки не освобождает такого плательщика от обязанности оплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства. Возражения по акту документальной невыездной проверки рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные п. 86.7 ст. 86 гл.8 разд. II НК Украины.

Таким образом, в настоящее время мы имеем сбалансированные нормы НК Украины, которые четко устанавливают:

- порядок проведения документальных невыездных проверок;

- ограничения относительно их проведения;

- позволяют обеспечить минимальное отвлечение плательщиков от осуществления хозяйственной деятельности и в полной мере реализовать права таких налогоплательщиков.

Вопрос 2. В какие сроки налогоплательщик может подать возражение на акт проверки и через сколько дней налоговый орган должен предоставить ответ?

Налогоплательщик, не согласный с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, имеет право подать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта.

Следует обратить внимание, что с принятием НК Украины срок подачи возражений продлен с 3 до 5 рабочих дней, при этом отсчет начинается именно со дня получения акта проверки, а не со следующего дня.

Налоговым кодексом Украины также предусмотрена возможность участия налогоплательщика в рассмотрении возражений, о чем он должен указать в тексте возражений. При этом налоговый орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения их рассмотрения.

Возражения рассматриваются налоговым органом в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения, и налогоплательщику направляется ответ.

Вопрос 3. Как рассматриваются в органе ГНС возражения к акту проверки, и как налогоплательщик приглашается на их рассмотрение в случае его желания?

В соответствии с п. 6 разд. IV Порядка N 984, в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) документальной проверки, они имеют право представить свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки), которые при их представлении являются неотъемлемой частью (приложением) к акту (справке) проверки. Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были проанализированы при проверке и указаны в возражениях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 58 гл. 4 разд. II НК Украины для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Возражения могут быть вынесены на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах ГНС.

Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или законный представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик указывает в возражениях. В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту (справке) проверки, орган ГНС обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Уведомление направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 гл. 1 разд. II НК Украины, то есть на следующий рабочий день со дня получения от него возражений, но не позднее чем за 2 рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки обязательно.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение в произвольной форме, в котором указываются приведенные в акте (справке) проверки выводы, факты и данные, по которым налогоплательщик предоставил возражения, краткое содержание возражений, приводятся обоснования позиции органа ГНС по каждому вопросу, поднятому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений.

Указанный вывод является составной частью (приложением) материалов проверки, остается в органе ГНС и учитывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы при их рассмотрении и принятии налогового уведомления-решения.

На основании заключения составляется обоснованный письменный ответ о результатах рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС и направляется налогоплательщику в порядке, установленном НК Украины.

Вопрос 4. Какие документы налогоплательщик должен представлять к проверке?

Согласно п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Согласно нормам НК Украины основаниями для выводов при проведении проверок являются налоговая информация, экспертные заключения, судебные решения, документы, определенные настоящим Кодексом обязательными для ведения, а также другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными НК Украины или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС.

Вопрос 5. Имеют ли налоговики право провести документальную невыездную проверку на основании оформленного приказа и направления на проведение выездной проверки?

Правила организации проведения документальных выездных проверок отличаются от порядка организации невыездных проверок.

Условия и порядок допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению документальных выездных проверок установлены ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины.

Особенности проведения документальной невыездной проверки установлены ст. 79 гл. 8 разд. II НК Украины.

Так, документальная невыездная проверка осуществляется только после принятия руководителем органа ГНС решения о ее проведении и при наличии обстоятельств, определенных НК Украины, для проведения такой проверки (п. 79.1 ст. 79 гл. 8 разд. II НК Украины).

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа ГНС при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему либо его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Кроме того, в целях установления дополнительного обеспечения прав налогоплательщиков Законом N 4834 были внесены изменения в НК Украины, которыми предусмотрено, что должностные лица органа ГНС имеют право начать проведение документальной невыездной проверки только после направления налогоплательщику копии приказа о проведении проверки и письменного уведомления о дате начала и месте ее проведения.

Вопрос 6. Могут ли налоговики при проведении проверки изымать оригиналы документов плательщика, и как быть в случае их утери?

Налоговым кодексом Украины предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, запрещено.

Согласно п. 44.5 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить орган ГНС по месту учета и восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого уведомления. При невозможности проведения проверки налогоплательщика из-за утери (повреждения) документов сроки ее проведения переносятся до даты восстановления и предоставления документов для проверки в пределах вышеуказанного срока.

Кроме того, напомним, что НК Украины четко урегулирован порядок получения первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, от правоохранительных органов, изъятых ими до начала или во время проведения проверки.

Такие копии, удостоверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которые изъяли оригиналы документов или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть представлены в течение 3 рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

В этом случае сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Вопрос 7. Какой порядок организации и проведения плановых проверок налогоплательщиков?

Порядок проведения документальных плановых проверок определен ст. 77 гл. 8 разд. II НК Украины. Такие проверки проводятся в соответствии с планом-графиком проверок. Их периодичность зависит от степени риска деятельности плательщиков, которая делится на высокую, среднюю и незначительную.

Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средней - не чаще одного раза в два календарных года, с высокой - не чаще одного раза в календарный год.

Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степеням устанавливаются центральным органом ГНС.

Как и ранее, запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Орган ГНС имеет право проводить документальную плановую проверку налогоплательщика при условии, что не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения этой проверки такому налогоплательщику вручены под роспись или отправлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

При планировании разными контролирующими органами в отчетном периоде проведения проверки одного и того же налогоплательщика такая проверка проводится указанными органами одновременно в соответствии с Порядком N 1234.

Вопрос 8. Необходимо ли составлять акт проверки, если по ее результатам нарушения со стороны налогоплательщика не выявлены?

Акт проверки составляется только при установлении при проверке нарушений, а при их отсутствии составляется справка (п. 86.1 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины), требования по содержанию которых определяет Порядок N 984.

По результатам документальной проверки в акте излагаются все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеющие отношение к фактам выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Факты выявленных нарушений излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете, подтверждающие наличие указанных фактов.

Акт (справка) документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственным языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Этот документ состоит из четырех частей - вступительная, общие положения, описательная часть и заключение. К акту прилагаются информативные приложения.

Вопрос 9. Установлены ли перечень и сроки хранения документов, необходимых для предъявления налоговым органам при проведении проверок?

Налоговым кодексом Украины, четко определен перечень документов, необходимых для ведения с целью налогообложения. Так, согласно п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины, в целях налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

При этом плательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины.

Срок хранения первичных и обработанных документов, регистров и отчетности установлен п. 44.3 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины.

Так, налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления - с предусмотренного настоящим Кодексом предельного срока подачи такой отчетности.

В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины, за период его деятельности не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив. Сроки хранения первичных документов, документов налоговой отчетности и другой документации также определены в Перечне N 41.

Большинство документов, используемых субъектом хозяйствования в хозяйственной деятельности, имеют срок хранения три года. Но есть и исключения. Сроки хранения некоторых документов составляют и 5 лет, и 75 лет (например, ведомости для начисления зарплаты).

Следует отметить, что, согласно ч. 1 Перечня N 41, первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и являющиеся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записях, учетных регистрах (главная книга, журналы, разрабатываемые таблицы и др.), хранятся три года при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений и организаций и для хозрасчетных предприятий и организаций, находящихся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, - ревизии, а при возникновении споров, следственных и судебных дел - хранятся до принятия окончательного решения.

Вопрос 10. Какие контролирующие органы могут осуществлять налоговый контроль?

Налоговый контроль осуществляется:

- органами государственной налоговой службы по налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме возложенных на таможенные органы, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы ГНС;

- таможенными органами относительно пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые согласно налоговому законодательству взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны, или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны. Органы СБУ, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов хозяйствования по вопросам налогообложения.

Налоговый контроль осуществляется:

- ведением учета налогоплательщиков;

- информационно-аналитическим обеспечением деятельности органов ГНС;

- проверками и сверками в соответствии с требованиями НК Украины, а также проверками относительно соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон N 3609 - Закон Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины»

Закон N 4834 - Закон Украины от 24.05.2012 г. N 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм»

Порядок N 984 - Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. N 984

Порядок N 1234 - Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, утвержденный Постановлением КМУ от 27.12.2010 г. N 1234

Перечень N 41 - Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденный Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. N 41 (с 1 января 2013 года утратит силу согласно приказу Минюста Украины от 12.04.2012 г. N 578/5)

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 46 (880),
12 ноября 2012 г.
Подписной индекс 40783