Заполняем декларацию по валютным ценностям
С подачей информации о валютных ценностей и находящегося за рубежом имущества сталкиваются, прежде всего, предприятия, работающие в сфере внешнеэкономической деятельности.
Так получается, что вопрос декларирования валютных ценностей и находящегося за рубежом имущества относится ко всем резидентам Украины, оформляющим экспортно-импортные грузы. Ведь таможня не осуществит такое оформление без специальной Справки, выданной в подтверждение факта декларирования, или же Справки об отсутствии имущества за рубежом.
Основания для декларирования валютных
ценностей и имущества, принадлежащих резиденту
Украины и находящихся за ее пределами
Декретом N 15-93 установлен режим осуществления валютных операций на территории Украины, определены общие принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов, банков и других финансовых учреждений в сфере регулировании валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Декрета N 15-93 валютные ценности и другое имущество резидентов, находящееся за пределами Украины, подлежат обязательному декларированию в Национальном банке Украины, который устанавливает порядок и сроки декларирования.
Финансовый контроль за валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами на территории Украины, осуществляет также центральный налоговый орган Украины, то есть ГНСУ (п. 3 ст. 13 Декрета N 15-93).
Абзацем 4 ст. 1 Указа N 319 предусмотрено осуществление субъектами предпринимательской деятельности ежеквартального декларирования принадлежащих им валютных ценностей, находящихся за пределами Украины. Статьей 2 Указа N 319 запрещено осуществление внешнеэкономической деятельности без проведения вышеуказанного декларирования.
Декларирование валютных ценностей субъектами внешнеэкономической деятельности заключается в предоставлении сведений в порядке и сроки, определенные законодательством (по местонахождению субъектов предпринимательской деятельности):
- территориальным органам Национального банка Украины;
- государственной налоговой службе.
Таким образом, требование о представлении резидентами Украины информации о принадлежащих им валютных ценностях и другом имуществе, находящихся за пределами Украины, содержится в ст. 9 Декрета N 15-93 и ст. 1 Указа N 319.
По какой форме необходимо декларировать валютные
ценности и имущество, принадлежащие резиденту
Украины и находящихся за ее пределами
К форме отчетности о декларировании валютных ценностей и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, есть претензии юридического характера.
Формально форма декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, утверждена Приказом № 207 (далее - валютная декларация).
Однако следует обратить внимание на то, что форма валютной декларации утверждена органом, на который не возложена данная обязанность действующими нормативными документами. Так, п. 1 ст. 10 Декрета N 15-93 предусмотрено, что порядок, виды, формы и сроки представления отчетности резидентами и нерезидентами об их валютных операциях определяются Национальным банком Украины по согласованию с Министерством статистики Украины с учетом действующего законодательства Украины.
В преамбуле Приказа N 207 сказано, что данный Приказ издан во исполнение п. 4 разд. II Программы комплексного решения вопросов относительно возврата в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами, утвержденной 28.11.1995 г.
Указанная Программа не относится к нормативно-правовым актам, поэтому правомерность утверждения Минфином Украины формы валютной декларации вызывает сомнение.
Приказ N 207 зарегистрирован в Минюсте Украины 11.01.1996 г. N 18/1043 и формально является полноценным нормативным документом, а требования к его исполнению обязательны для всех субъектов, на которых распространяется его действие.
Валютная декларация не декларирует суммы налоговых обязательств по налогам и сборам (обязательным платежам), поэтому она не попадает под определение налоговой декларации и к ней не применяются положения ПК Украины.
Кто должен подавать валютную декларацию
В соответствии с требованиями п. 2 Приказа N 207 декларирование валютных ценностей, доходов и имущества должно осуществляться субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, декларирование валютных ценностей, доходов и имущества осуществляется юридическими лицами и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности.
После вступления в силу ХК Украины термин «субъекты предпринимательской деятельности» заменили на термин «субъекты хозяйствования».
Не подают валютную декларацию субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, если у них отсутствуют валютные ценности и имущество за пределами таможенной территории Украины.
Напоминаем, что физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, не являются субъектами предпринимательской деятельности (субъектами хозяйствования), поэтому им подавать валютную декларацию не нужно.
Согласно ч. 2 ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования являются:
- хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины; государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ХК Украины; а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
- граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели. Независимая профессиональная деятельность - это участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности; деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов; лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, другой подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом - предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц (абз. 2 пп. 14.1.226 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
Что относится к валютным ценностям и имуществу,
которые подлежат обязательному декларированию
Обязательному декларированию подлежат валютные ценности и другое имущество резидентов, находящихся за пределами Украины. Поскольку такое декларирование касается субъектов хозяйствования, то при определении понятия имущества следует руководствоваться ст. 139 ХК Украины, согласно которой имуществом признается совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение, производятся либо используются в их деятельности и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества.
В зависимости от экономической формы, которую приобретает имущество в процессе осуществления хозяйственной деятельности, имущественные ценности относятся к:
- основным средствам;
- оборотным средствам (сырье, топливо, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, другое имущество производственного и непроизводственного назначения, отнесенное законодательством к оборотным средствам);
- денежным средствам (деньги в национальной и иностранной валютах);
- товарам (произведенная продукция (товарные запасы), выполненные работы и услуги);
- ценным бумагам.
Определение валютных ценностей приведено в ст. 1 Декрета N 15-93, к ним относятся:
- валюта Украины;
- платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины;
- иностранная валюта;
- платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте;
- банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, имеющие сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов и т. д.
Порядок подачи валютной декларации
Декларирование валютных ценностей осуществляется субъектами предпринимательской деятельности в региональных отделениях Национального банка Украины и в местных ГНИ.
Подробно порядок подачи валютной декларации описан в Письме N 28-311/1929-2823\3368/5/23-5316. Алгоритм представления валютной декларации представим на рис. 1.
С Рисунком 1 можно ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".
Если на конец отчетного периода субъект хозяйствования не имеет валютных ценностей или имущества за пределами Украины, но у него есть основания для заполнения раздела V валютной декларации (справочные сведения об экспортных и импортных операциях), то, согласно разъяснению ГНАУ, изложенному в Письме N 15657/7/23-5317, валютная декларация не подается, что, соответственно, не влечет за собой применения финансовых санкций.
Форма Справки о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, приведена в приложении к Приказу N 207.
Получение справки об отсутствии валютных ценностей за рубежом
Также на практике распространена ситуация, в которой субъект хозяйствования не занимается, но планирует начать заниматься внешнеэкономической деятельностью. В таком случае этот субъект составляет Справку об отсутствии валютных ценностей и имущества за пределами Украины.
То есть в этой ситуации речь идет о совершенно другом виде Справки, которая не является «прототипом» Справки о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, и не упоминается в Приказе N 207.
Форма Справки об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества приведена в приложении 2 к Письму N 13-226/53-188\206/10/22-0117\11/3-247. То есть эта Справка по настоящее время не утверждена нормативным актом, но имеет важное значение для тех, кто планирует начать внешнеэкономическую деятельность.
В этом же Письме приведена форма Журнала учета справок об отсутствии у субъекта предпринимательской деятельности валютных ценностей и имущества за пределами Украины (приложение 1).
Справка заполняется в 2-х экземплярах, при этом второй экземпляр остается в государственной налоговой инспекции для учета и контроля.
Указанная Справка выдается независимо от сроков представления бухгалтерской отчетности по требованию субъекта хозяйствования, который планирует заниматься внешнеэкономической деятельностью и не имеет валютных ценностей и имущества за рубежом.
После регистрации такой справки в ГНС она является основанием для таможенного оформления экспортно-импортных операций, проведения расчетов, для осуществления других видов внешнеэкономической деятельности (рис. 2).
С Рисунком 2 можно ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".
Поскольку декларирование субъектами предпринимательской деятельности валютных ценностей, доходов и имущества, находящихся за пределами Украины, предусмотрено ежеквартально, то срок действия справки об отсутствии у предприятия валютных ценностей и справки о декларировании валютных ценностей составляет один квартал.
Сроки подачи валютных деклараций
Согласно п. 3 Приказа № 207 обязательное декларирование валютных ценностей, доходов и имущества осуществляется ежеквартально:
- субъектами предпринимательской деятельности в сроки, установленные для предоставления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Другими словами, они подают декларацию ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и не позднее 20 февраля - для годового отчета; - совместными предприятиями с иностранными инвестициями - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и в сроки, установленные для годовой финансовой отчетности (не позднее 20 февраля). По мнению ГНСУ, изложенному в Письме N 6994/7/22-3317, срок подачи декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, нужно связывать со сроком представления финансовой отчетности в органы налоговой службы, то есть за II квартал 2012 года надо отчитаться до 09.08.2012 г. включительно.
Это связано с тем, что Постановлением N 1223 внесены изменения в Порядок N 419, которые вступили в силу с 01.01.2012 г. и которые дают право плательщикам налога на прибыль представлять органу ГНС в порядке, предусмотренном НК Украины для подачи налоговой декларации, квартальную финансовую отчетность (кроме предприятий, которые согласно ХК Украины признаны малыми) и годовую финансовую отчетность.
Статьей 49 гл. 2 разд. II НК Украины установлены сроки подачи налоговой декларации в органы налоговой службы. В частности, п. 49.18 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины предусмотрено, что налоговые декларации, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, подаются за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов), в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодие) (пп. 49.18.2).
Учитывая вышеизложенное, подача квартальной или годовой финансовой отчетности, а именно декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, субъектами предпринимательской деятельности с 01.01.2012 г. осуществляется в сроки, определенные НК Украины для декларации по налогу на прибыль предприятий.
В случае если дата представления валютной декларации приходится на выходные или праздничные дни, срок ее подачи переносится на первый после выходных или праздничных дней рабочий день.
Порядок составления декларации
Валютная декларация состоит из пяти разделов, при заполнении которых следует руководствоваться действующим законодательством.
В разделе I «Общие сведения» валютной декларации указываются общие сведения о резиденте - субъекте предпринимательской деятельности: полное название, адрес, код ЕГРПОУ, название и адреса банков Украины, а также иностранных банков, в которых открыты текущие (расчетные) и валютные счета, их номера, причем номера счетов в иностранных банках, их названия, коды валют, страны и адреса - все данные должны предоставляться на английском и украинском языках.
При заполнении строки 1 следует учитывать, что полное название резидента должно соответствовать его наименованию в соответствии с Требованиями N 368/5.
В строке 2 указывается местонахождение юридического лица, которое, согласно ст. 1 Закона о госрегистрации, определено как адрес органа или лица, выступающие от его имени в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом. Действующим законодательством Украины не запрещено расположение по одному и тому же адресу двух или более субъектов хозяйствования.
В строке 4 перечисляются номера всех текущих счетов в национальной валюте, открытых субъектом хозяйствования в уполномоченных банках в соответствии с Инструкцией N 492.
В строке 5 перечисляются номера всех текущих счетов в иностранной валюте, открытых субъектом хозяйствования в уполномоченных банках Украины. При этом коды валют этих счетов (цифровые и буквенные) указываются в соответствии с Классификатором инвалют.
В строке 6 указываются названия, страны и адреса иностранных банков, в которых резидентом открыты счета; коды валют этих счетов, их номера на английском и украинском языках в порядке, аналогичном заполнению строки 5.
В разделе II «Финансовые вложения» валютной декларации раскрывается информация о:
- финансовых вложениях резидента на счетах, депозитах и вкладах в иностранных банках;
- средствах филиалов, находящихся за границей, на текущих (расчетных) счетах иностранных банков;
- перечислении (вложении) средств в уставные фонды иностранных дочерних предприятий;
- перечислении средств на покупку иностранных ценных бумаг, страховых полисов, недвижимого имущества;
- суммах средств, перечисленных за границу, и выставленных векселях по импортным контрактам, по которым превышены установленные законодательством сроки (на сегодня - 180 дней) осуществления этих контрактов и т. д.
Эти строки заполняются данными на основании платежных документов, удостоверяющих факт перечисления средств за пределы Украины. Копии платежных документов обязательно прилагаются к валютной декларации.
Согласно Приказу N 207 декларирование осуществляется по состоянию на соответствующую дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января), поэтому в строке 5 раздела II «Финансовые вложения на счета филиалов (представительств) за рубежом» валютной декларации отражаются не все поступления валютных средств на счет филиала за отчетный период, а именно остаток валютных средств на счете филиала на конец последнего календарного дня отчетного периода.
Следует отметить, что при заполнении строки 13 раздела II валютной декларации не декларируют общую сумму перечисленных для оплаты импортного товара (работ, услуг) средств, а только ту ее часть, по которой на отчетную дату нарушены установленные законодательством сроки поставки продукции в Украину и которую резидент (субъект предпринимательской деятельности) должен исчислять отдельно.
При заполнении раздела II следует учитывать, что валютные ценности на счетах за пределами Украины размещаются резидентами (юридическими и физическими лицами) исключительно при наличии индивидуальной лицензии НБУ.
Согласно п. 1.10 Положения N 485 срок действия такой лицензии не может превышать одного календарного года.
В разделе III «Имущество и товары за рубежом» валютной декларации раскрывается информация об имуществе и товарах, находящихся за рубежом:
- переданных в качестве взноса в уставный фонд иностранных дочерних предприятий;
- переданных филиалам;
- экспортированных (в том числе работы и услуги), оплата которых (или встречная поставка при бартерных внешнеэкономических операциях) не поступила в установленный законодательством срок; и вывезенных как давальческое сырье, за которые не поступила готовая продукция или валюта и т. д.
Строки 1-4 раздела III заполняют только резиденты, оформившие индивидуальную лицензию НБУ на осуществление инвестиции в порядке, установленном разд. 3 Инструкции N 122.
Департамент валютного регулирования Национального банка Украины в Письме N 13-215/4829-13211 разъяснил, что приобретение резидентом у международной организации ее акций не может отождествляться с уплатой вступительных или членских взносов, поэтому такая операция требует получения индивидуальной лицензии НБУ.
Строку 5 заполняют резиденты, которым в течение 180 календарных дней с момента экспорта товаров, работ или услуг не поступила оплата в иностранной валюте. Для превышения указанного срока необходимо получить заключение центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики (Минэкономики).
Напоминаем, что главным требованием и условием обязательного декларирования товаров в строке 5 раздела III валютной декларации является нарушение резидентом сроков расчетов, предусмотренных ст. 1 Закона о расчетах в инвалюте.
Кроме того, 180-дневный срок может быть продлен в Минэкономики в случае выполнения резидентами операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения (ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте).
Однако в случае если прошли все сроки возврата инвалютной выручки и субъект ВЭД в установленные сроки подал иск в суд, то, согласно ч. 2 ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте, при принятии к рассмотрению судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения последним сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, установленные статьями 1и2 данного Закона, приостанавливаются, и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.
То есть обращение резидента в суд, специально уполномоченный законодательством соответствующей страны, международными договорами или условиями внешнеэкономического договора (контракта) решать споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, приостанавливает сроки, предусмотренные статьями 1 и 2 Закона о расчетах в инвалюте, и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.
Следовательно, в данной ситуации работает принцип, заложенный в ч. 2 ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте, который означает, что возникшие задолженности нерезидентов в период судебного разбирательства не рассматриваются как нарушение законодательно установленных сроков расчетов. Следовательно, нет и оснований для отражения таких задолженностей в строке 5 раздела III валютной декларации."
Если уж и отражать эти задолженности, то наиболее подходящей из всех строк раздела III валютной декларации для этой цели является строка 8 «Другое имущество за рубежом».
Впрочем, не будет нарушением, если эти задолженности занести в строку 5 раздела III. Вопрос в другом. В отличие от строк 5, 6 и 7 раздела III валютной декларации, его другие строки, равно как и строки других разделов (II «Финансовые вложения» и IV «Доходы (дивиденды) в иностранной валюте, полученные за пределами Украины»), предполагают обязательное декларирование валютных ценностей, доходов или имущества без прямой привязки к каким-либо срокам расчетов.
И понятно, что, например, в случае инвестирования инвалютных денежных средств в уставный капитал предприятия, создаваемого при участии резидента за рубежом, период их декларирования автоматически ограничивается периодом участия (учредительства) резидента в таком предприятии. Или, скажем, начисленные за рубежом дивиденды подлежат декларированию до тех пор, пока не поступят в Украину соответственно срокам их выплаты согласно решению учредителей иностранного предприятия за рубежом относительно распределения его прибыли.
Строки 6-7 предназначены для заполнения резидентами, которые экспортировали товары, работы, услуги по бартерному контракту и в течение 90 календарных дней с момента их экспорта не получили обратной поставки или оплаты в иностранной валюте.
Сроки продолжительностью 90 календарных дней, установленные ч. 1 ст. 2 Закона о товарообменных операциях в ВЭД, не изменились.
С 01.06.2012 г. вступил в силу новый ТК Украины, в связи с чем утратил силу Закон об операциях с давалъческим сырьем в ВЭД, нормами которого был предусмотрен 90-дневный срок расчетов при предоставлении (получении) услуги по переработке, обработке, обогащению давальческого сырья и определена ответственность за нарушение законодательно установленного срока.
Законом о расчетах в инвалюте предусмотрен 180-дневный срок расчетов в иностранной валюте при экспорте/импорте работ (услуг) и в случае нарушения этого срока - взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности, общий размер которой не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).
Таким образом, если расчеты за предоставленные (полученные) услуги по переработке, обработке, обогащению даваль-ческого сырья производятся в денежной форме, то на такие расчеты, не завершенные по состоянию на 01.06.2012 г., будет распространяться срок, определенный Законом о расчетах в инвалюте, - 180 дней.
Если же расчеты за предоставленные (полученные) услуги проводятся частью давальческого сырья или готовой продукции, то необходимо руководствоваться Законом о товарообменных операциях, то есть товары, импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ГТД на экспорт) товаров, фактически экспортированы по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг - с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг. Указ N 319 не освобождает от обязанности декларировать безнадежную дебиторскую задолженность в иностранной валюте или списанную с учета предприятия просроченную дебиторскую задолженность в связи с окончанием срока исковой давности, либо в случае удовлетворения иска судебным органом о взыскании такой задолженности с нерезидента (п. 7 Письма N 24181/7/22-1017).
Следовательно, при заполнении данных разделов следует еще учитывать то, что суммы просроченной дебиторской задолженности, списанные по окончании срока исковой давности на убытки субъекта хозяйствования, по-прежнему подлежат декларированию до момента зачисления денежных средств на валютный счет экспортера или до момента поставки товара в Украину при импортной операции. Если зачисления денежных средств или импорта товара не пред-видется в будущем, то сумма такой задолженности указывается в каждой последующей декларации.
В разделе IV «Доходы (дивиденды) в иностранной валюте, полученные за пределами Украины» валютной декларации раскрывается информация о доходах (дивидендах), полученных за пределами Украины:
- источник получения доходов (дивидендов), полное название, страна и адрес (эти данные необходимо заполнять на украинском и английском языках);
- сумма начисленных доходов (дивидендов) в разрезе валют (по каждому коду отдельно);
- сумма уплаченных налогов и сборов, предусмотренных законодательством иностранного государства в разрезе валют (по каждому коду отдельно);
- сумма полученных доходов (дивидендов) в разрезе валют (по каждому коду отдельно), которое перечислены:
- на валютные счета в уполномоченном банке Украины в разрезе валют (отдельно по каждому коду);
- на счета в иностранных банках в разрезе валют (по каждому коду отдельно).
При наличии доходов (дивидендов) в иностранной валюте, полученных от инвестиционной деятельности за пределами Украины, в соответствии с Приказом N 207 к валютной декларации обязательно прилагаются легализованные и переведенные на украинский язык (нотариально заверенные) копии таких документов:
- аудиторского заключения о финансовой деятельности иностранного (совместного) предприятия за рубежом;
- решение учредителей иностранного (совместного) предприятия за рубежом о распределении прибыли (дивидендов);
- справки налоговой службы страны, в которой получены доходы (дивиденды) в иностранной валюте, о сумме уплаченных налогов и сборов, предусмотренных законодательством этой страны. Министерство иностранных дел Украины в Письме N 51/16-2216 сообщает, что легализация документов осуществляется в соответствии с Инструкцией N 113.
Кроме того, требования к оформлению иностранных официальных документов содержатся в международных договорах Украины: Конвенции об отмене легализации иностранных официальных документов и двух- или многосторонних договорах Украины о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах.
Следовательно, иностранные официальные документы пользуются доказательной силой официальных документов на территории Украины:
- без любого дополнительного заверения, если они составлены на территории государств, с которыми Украина имеет соответствующие двух- или многосторонние договоры;
- при условии заверения штампом апостиль («APOSTILLE»), если они составлены на территории государств - участников Конвенции об отмене легализации иностранных официальных документов;
- при наличии консульской легализации, если они составлены на территории государств, с которыми Украина не имеет вышеназванных договоров, и на территории Германии, возражавшей против присоединения Украины к Конвенции об отмене легализации иностранных официальных документов. В некоторых странах, в отличие от Украины, финансовый год может отличаться от календарного. К примеру, в США финансовый год - с 1 октября по 30 сентября. В Японии - с 1 апреля по 31 марта.
Поэтому в случае если доходы от инвестиционной деятельности получены в стране, где финансовый год не совпадает с календарным (например, в Японии в течение октября - ноября 2011 года), то такие доходы не отражаются при заполнении раздела IV валютной декларации по состоянию на 1 января 2012 года, и подлежат отражению в валютной декларации по состоянию на 1 апреля 2012 года.
В разделе V «Информационные сведения» валютной декларации приводятся информационные данные о:
- экспортных операциях (стоимости экспортируемых товаров (работ, услуг), полученной экспортной выручке, в том числе с нарушением установленных законодательством сроков);
- импортные операции (сумма средств, перечисленных за импортные товары (работы, услуги), стоимость импортного товара, в том числе поставленного с нарушением установленных законодательством сроков);
- бартерные внешнеэкономические операции;
- внешнеэкономические операции с давальческим сырьем.
Оплата расходов, связанных с командировкой за границу, в соответствии с п. 11 Положения N 281 относится к текущим неторговым операциям в иностранной валюте и декларированию не подлежит.
Данные раздела V заполняются нарастающим итогом с начала года.
Далее приведем примеры отражения в валютной декларации хозяйственных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Пример 1. ООО «Факел», согласно экспортному контракту, отгрузило 16.09.2011 г. продукцию нерезиденту Украины на сумму $ 100 000. Согласно выпискам банка оплата за экспортированный товар поступила частично: $ 25 000 - 29.12.2011 г., $ 60 000 - 20.03.2012 г., остальная сумма задолженности - $ 15 000 (100 000 - 25 000 - 60 000 ) по состоянию на 01.07.2012 г. осталась непогашенной.
Как видно из приведенного примера, установленный законодательством срок расчетов (180 дней) истек 13.03.2012 г. То есть $ 25 000 поступили с соблюдением законодательно установленного срока расчетов, а $ 60 000 - с нарушением.
Поэтому в разделе III валютной декларации в строке 5 «Товары (работы, услуги), экспортируемые резидентом за пределы Украины с оплатой в иностранной валюте и за которые на отчетную дату не поступили в установленные законодательством сроки валютные средства на валютный счет резидента в уполномоченном банке», подлежит отражению сумма задолженности $ 15 000.
Раздел V валютной декларации заполняется следующим образом: - в строке 1.1 «Стоимость экспортируемых товаров, работ, услуг» отражаются $ 100 000 (общая сумма по контракту);
- в строке 1.2 «Выручка в иностранной валюте, полученная от экспорта товаров, работ, услуг» отражается общая сумма выручки, поступившей по контракту, - $ 85 000;
- в строке 1.3 «в т. ч. с нарушением установленных законодательством сроков» отражается выручка в сумме $ 60 000, поступившая 20.03.2012 г., то есть после истечения 180 дней. Пример 2. В соответствии с депозитным договором с текущего валютного счета ПАО «Мираж» перечислены в банк Австрии € 200 000. Проценты на сумму вклада начисляются ежеквартально 20 числа последнего месяца квартала в размере Є 5 000. Сумма таких начисленных процентов перечисляется на счет, открытый предприятием в банке Австрии.
В разделе II валютной декларации в строке 2 «Депозиты и вклады в иностранные банки» отражается сумма депозита - € 200 000.
Кроме того, остаток средств в иностранной валюте на отчетную дату в виде процентов, начисленных по депозитным договорам и зачисленных на открытый в банке Австрии счет, следует отразить в строке 1 «На счетах, открытых в иностранных банках» раздела II валютной декларации. Одновременно необходимо задекларировать сумму начисленных и перечисленных на счет в иностранном банке процентов в разделе IV валютной декларации.
Исправление ошибок в валютной декларации
В Писъме N 13485/7/22-5017 указаны ошибки, наиболее часто допускаемые при заполнении валютной декларации:
- отсутствие задекларированной суммы прописью;
- несоответствие указанной в валютной декларации даты и номера ГТД, платежного поручения;
- неправильное указание даты заполнения валютной декларации;
- отсутствие подписей руководителя или главного бухгалтера резидента;
- отсутствие или несоответствие штампа ГНИ по местонахождению резидента;
- отсутствие подписи уполномоченного лица ГНИ и т. п. Поскольку валютная декларация представляет собой особый вид отчетности, на который не распространяются нормы НК Украины, следовательно ситуация с исправлением ошибок не урегулирована нормативными актами вообще. Учитывая неоднозначность ситуации, при самостоятельном выявлении ошибки можно предоставить новую декларацию с исправленными показателями. Как показывает практика, налоговики их принимают, но, вероятно, от штрафных санкций субъекта хозяйствования это не спасет.
Национальный банк Украины в Письме N 13-122/3484 настаивает на том, что, если резидент самостоятельно выявил ошибку в валютной декларации и такая декларация им уже была подана, имеет место нарушение порядка декларирования валютных ценностей, которое влечет за собой наложение на резидента штрафных санкций, предусмотренных п. 2.7 Положения о N 49.
Таким образом, при заполнении валютной декларации лучше избегать ошибок и быть предельно внимательными.
Ответственность за неподачу валютной декларации
Нарушением порядка декларирования является представление недостоверной информации или искажение данных, отраженных в соответствующей декларации, если это свидетельствует об укрывательстве резидентами валютных ценностей и имущества, находящихся за пределами Украины.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за неподачу или несвоевременную подачу валютной декларации, а также за отражения в ней недостоверных (неправильных) данных.
Пунктом 2 ст. 16 Декрета N 15-93 установлено, что к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, могут применяться следующие меры ответственности (финансовые санкции):
- за несвоевременное предоставление, сокрытие или искажение данных о валютных операциях - штраф в сумме, установленной Национальным банком Украины;
- за невыполнение резидентами требований по декларированию валютных ценностей и другого имущества, которое находится за границей, - штраф в сумме, установленной Национальным банком Украины.
В соответствии с Декретом N 15-93 Национальный банк Украины - главный орган валютного контроля. Правлением Национального банка Украины разработано и утверждено Положение N 49, определяющее основные принципы осуществления Национальным банком Украины функций главного органа валютного контроля.
Так, за невыполнение субъектом предпринимательской деятельности требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества пп. 2.7 п. 2 Положения N 49 установлена следующая ответственность:
- за нарушение сроков декларирования - штраф в размере 10 НМДГ (170 грн) за каждый отчетный период;
- за нарушение порядка декларирования - штраф в размере 20 НМДГ (340 грн).
Пример 3. Предприятие «Альфа» по состоянию на 01.01.2012 г. имело просроченную дебиторскую задолженность в сумме $ 50 000, погашенную 23.09.2012 г. Декларация подана только 25.01.2013 г.
Расчет штрафных санкций:
- размер штрафа - 10 НМДГ за каждый отчетный период;
- НМДГ -17 грн;
- количество отчетных периодов (на 01.04.2012 г.; на 01.07.2012 г.; на 01.10.2012 г.) - 3;
- сумма штрафа - 3 х 170 = 510 грн.
Пример 4. Предприятие «Альфа» не внесло в валютную декларацию по состоянию на 01.04.2012 г. просроченную дебиторскую задолженность в сумме $10 000. Декларация подана налоговым органам 20.04.2012 г.
Расчет штрафных санкций:
- размер штрафа - 20 НМДГ;
- НМДГ - 17 грн.;
- сумма штрафа составила: 17 грн х 20 = 340 грн. Напоминаем, что нарушением порядка декларирования является предоставление недостоверной информации или фальсификация данных в валютной декларации, если эти действия свидетельствуют о сокрытии субъектом предпринимательской деятельности валютных ценностей и имущества, находящегося за рубежом.
Также в пп. 2.7 п. 2 Положения N 49 зафиксировано, что неподача или несвоевременная подача валютной декларации (при отсутствии валютных ценностей и имущества за рубежом) не влечет за собой применения финансовых санкций.
Поскольку на практике финансовые санкции за нарушение валютного законодательства (в том числе порядка декларирования) применяются органами ГНС, то ГНАУ утвержден Порядок № 542, в котором подробно описан механизм применения санкций, предусмотренных Положением № 49. При этом отмечено, что санкции применяются относительно каждого конкретного случая нарушения валютного законодательства (пп. 3.1 п. 3 Порядка N 542).
При выявлении фактов нарушений валютного законодательства должностное лицо органа ГНС составляет акт документальной проверки, в котором четко излагается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных актов, с указанием конкретных пунктов и статей этих актов (пп. 3.2 п. 3 Порядка N 542).
Неподача или несвоевременная подача резидентами Украины валютной декларации (при отсутствии валютных ценностей и имущества за пределами Украины) не влечет за собой применения финансовых санкций. То есть в случае если у субъекта хозяйствования есть данные только для заполнения раздела V валютной декларации, то ее неподача не влечет за собой финансовых санкций (Письмо N 15657/7/23-5317).
Что же касается Справки об отсутствии валютных ценностей за пределами Украины, следует отметить, что действующим законодательством не определены конкретные сроки представления этого документа органам ГНС и сроки регистрации, поэтому в этом случае необходимо руководствоваться Инструкцией N 315.
Согласно пп. 4.2.7 п. 4.2 гл. 4 Инструкции N 315 документы и запросы предприятий и организаций подлежат рассмотрению в срок до 30 календарных дней со дня их регистрации, а те из них, которые не требуют представления и проверки дополнительных материалов, - в срок до 15 календарных дней со дня их получения.
Учитывая все вышеизложенное, субъекты предпринимательской деятельности должны заранее обращаться в ГНИ и при подаче валютной декларации, и при регистрации Справки.
Следует иметь в виду, что если субъект предпринимательской деятельности подал валютную декларацию в ГНИ в установленный срок, а в региональное управление Национального банка Украины - с нарушением сроков, то к такому субъекту предпринимательской деятельности в соответствии с пп. 2.7 п. 2 Положения N 49 применяется штраф в размере 10 НМДГ (170 грн) за каждый отчетный период.
Согласно разъяснениям, представленным Главным управлением Национального банка Украины по г. Киеву и Киевской области в Письме N 10-106/19555, следует, что в случае опоздания с подачей валютной декларации в территориальное управление Национального банка Украины стоимость услуг по оформлению Справки о проведении декларирования увеличивается с 24 грн (в том числе НДС - 4 грн) до 102 грн (в том числе НДС - 17 грн).
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ТК Украины - Таможенный кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон об операциях с давальческим сырьем в ВЭД - Закон Украины от 15.09.1995 г. N 327/95-ВР «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях», в редакции от 04.10.2001 г. N 2761-III (утратил силу)
Закон о расчетах в инвалюте - Закон Украины от 23.09.1994 г. N 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»
Закон о товарообменных операциях в ВЭД - Закон Украины от 23.12.1998 г. N 351-XIV «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности»
Указ N 319 - Указ Президента Украины от 18.06.1994 г. N 319/94 «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами»
Конвенция об отмене легализации иностранных официальных документов - Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов Стран-участниц от 05.10.1961 г. (дата вступления в силу для Украины - 11.12.2003 г.)
Декрет N 15-93 - Декрет КМ Украины от 19.02.1993 г. N 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля»
Инструкция N 113 - Инструкции о порядке консульской легализации официальных документов в Украине и за границей, утвержденная приказом МИД Украины от 04.06.2002 г. N 113
Инструкция N 122 - Инструкция о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденная постановлением Правления НБУ от 16.03.1999 г. N 122
Инструкция N 315 - Типовая инструкция по делопроизводству в органах государственной налоговой службы Украины, утвержденная приказом ГНАУкраины от 01.07.1998 г. N 315
Инструкция N 492 - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. N 492
Положение N 49 - Положение о валютном контроле, утвержденное правлением НБУ от 08.02.2000 г. N49
Положение N 281 - Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденное постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. N 281
Положение N 485 - Положение о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на размещение резидентами (юридическими и физическими лицами) валютных ценностей на счетах за пределами Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 14.10.2004 г. N 485
Порядок 419 - Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. N419
Порядок N 542 - Порядок применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 04.10.1999 г. N 542
Постановление N 1223 - Постановление КМУ от 30.11.2011 г. N 1223 «О внесении изменений в Порядок представления финансовой отчетности»
Приказ N 207 - Приказ Минфина Украины от 25.12.1995 г. N 207 «Об утверждении формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами»
Требования N 368/5 - Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Минюста Украины от 05.03.2012 г. N 368/5
Письмо N 13-226/53-188|206/10/22-01Г7|11/3-247 - Письмо ГНАУ, Гостаможслужбы, Нацбанка Украины от 09.01.1998 г. N 13-226/53-188|206/10/22-0117|11/3-247 «О предоставлении Декларации о валютных ценностях и имуществе»
Письмо N 28-311/1929-2823|3368/5/23-5316 - Письмо ГНАУ от 17.04.2003 г. N 28-311/1929-2823|3368/5/23-5316 «О подаче Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами»
Письмо N 15657/7/23-5317 - Письмо ГНАУ от 08.10.2003 г. N 15657/7/23-5317 «О предоставлении разъяснения по отдельным вопросам валютного законодательства»
Письмо N 13-122/3484 - Письмо Национального банка Украины от 28.07.2005 г. N 13-122/3484 «О порядке декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, находящихся за пределами Украины»
Письмо N 24181/7/22-1017 - Письмо ГНАУ от 05.12.2005 г. N 24181/7/22-1017 «О предоставлении разъяснений [относительно отражения в актах проверок финансовых учреждений отдельных вопросов по применению норм налогового законодательства]»
Письмо N 24181/7/22-1017 - Письмо ГНАУ от 05.12.2005 г. N 24181/7/22-1017 «О предоставлении разъяснений [относительно отражения в актах проверок финансовых учреждений отдельных вопросов по применению норм налогового законодательства]»
Письмо N 51/16-2216 - Письмо МИД Украины от 16.06.2006 г. N 51/16-2216 «О легализации официальных иностранных документов»
Письмо N 13485/7/22-5017 - Письмо ГНАУ от 17.07.2006 г. N 13485/7/22-5017 «О декларировании валютных ценностей»
Письмо N 10-106/19555 - Письмо Главного управления Национального банка Украины по г. Киеву и Киевской области от 06.08.2007 г. N 10-106/19555 «О порядке проведения декларирования валютных ценностей»
Письмо N 13-215/4829-13211 - Письмо Национального банка Украины от 18.12.2007 г. N 13-215/4829-13211 «О некоторых практических аспектах применения норм Положения о порядке выдачи индивидуальных лицензий на перевод иностранной валюты за пределы Украины для оплаты банковских металлов и проведения отдельных валютных операций и Инструкции о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу»
Письмо N 6994/7/22-3317 - Письмо ГНСУ от 12.03.2012 г. N 6994/7/22-3317 «О сроках представления валютной декларации»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 30-31 (864-865),
23 июля 2012 г.
Подписной индекс 40783