Директива N 2001/37/ЕС
Европейского Парламента и Совета ЕС о сближении нормативных, регламентарных
и административных положений государств-членов ЕС в отношении производства,
представления на рынке и продажи табачных изделий**
(Люксембург, 5 июня 2001 года)
(текст в редакции Регламента Европейского парламента
и Совета ЕС 596/2009 от 18 июня 2009 г.)
(неофициальный перевод)*
__________
** Directive 2001/37/EC of the European Parliament and of the Council of 5 June 2001 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco products. Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 194, 18.7.2001, стр. 26.
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, и в частности, статьями 95 и 133 Договора,
на основании предложения Европейской комиссии*,
__________
* ОЖ N C 150 E, 30.5.2000, стр. 34; ОЖ N C 337 E, 28.11.2000, стр. 177.
руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*,
__________
* ОЖ N C 140, 18.5.2000, стр. 24.
руководствуясь Заключением Комитета по делам регионов*,
__________
* ОЖ N C 226, 8.8.2000, стр. 5.
действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора*, в свете сводного текста, одобренного Согласительным комитетом 5 апреля 2001 г.,
__________
* Заключение Европейского парламента от 14 июня 2000 года (ОЖ N С 67, 1.3.2001, стр. 150), Общая позиция Совета ЕС от 31 июля 2000 года (ОЖ N С 300, 20.10.2000, стр. 49) и Решение Европейского парламента от 13 декабря 2000 года (еще не опубликованное в Официальном журнале). Решение Европейского парламента от 15 мая 2001 года и Решение Совета ЕС от 14 мая 2001 года.
принимая во внимание, что:
1) Директива 89/622/ЕЭС Совета ЕС от 13 ноября 1989 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении маркировки табачных изделий и запрещения маркетинга определенных видов табака внутриротового использования* была существенно дополнена Директивой 92/41/ЕЭС**. Поскольку намечается внесение дальнейших дополнений в данную Директиву, а также в Директиву 90/239/ЕЭС Совета ЕС от 17 мая 1990 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении максимального содержания смол в сигаретах***, необходимо изменение данных Директив в интересах ясности.
__________
* ОЖ N L 359, 8.12.1989, стр. 1.
** ОЖ N L 158, 11.6.1992, стр. 30.
*** ОЖ N L 137, 30.5.1990, стр. 36.
2) До сих пор существуют существенные различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении производства, представления и продажи табачных изделий, препятствующие нормальному функционированию внутреннего рынка.
3) Необходимо устранить данные препятствия и, таким образом, сблизить правила производства, представления и продажи табачных изделий, но вместе с тем, предоставить возможность государствам-членам ЕС устанавливать, при определенных обстоятельствах, такие требования в случае необходимости предоставления гарантии защиты здоровья человека.
4) Согласно параграфу 3 статьи 95 Договора высокий уровень защиты здоровья, безопасности, безопасности окружающей среды и защиты прав потребителей должен быть взят за основу и является подверженным влиянию, в частности, любых новых разработок, опирающихся на научные факты; в силу особо опасного влияния табака, защите здоровья в данном контексте должен отдаваться приоритет.
5) Директива 90/239/ЕЭС, введенная в действие с 31 декабря 1992 г., определила максимальное содержание смол в сигаретах, реализуемых на территории государств-членов ЕС. В связи с канцерогенным воздействием смол необходимо дальнейшее сокращение уровня смол в сигаретах.
6) Директива 89/622/ЕЭС установила необходимость помещения предупредительной надписи общего характера на каждой единице табачной продукции, а также дополнительных предупреждений исключительно для сигарет и, начиная с 1992 г., повысила требования относительно дополнительных предупреждений для прочих табачных изделий.
7) Некоторые государства-члены ЕС отметили, что если меры по установлению максимального содержания монооксида углерода в сигаретах не будут приняты на уровне Сообщества, то они примут такие меры на национальном уровне. Различия в правилах, касающихся монооксида углерода, могут служить торговыми ограничениями и препятствовать нормальному функционированию внутреннего рынка. Кроме того, показано, что сигареты выделяют такое количество монооксида углерода, которое является опасным для жизни человека и способно повлиять на распространение сердечных заболеваний и иных болезней.
8) В ходе пересмотра нормативной базы необходимо оценить основанные на действительности требования в отношении табачных изделий, спроектированных и/или реализуемых с целью "понижения риска для здоровья", либо тех изделий, которые производитель заявляет в качестве умаляющих вред.
9) Существуют различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении ограничения максимального содержания никотина в сигаретах. Такие различия служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка. Государства-члены ЕС и научные учреждения уже поднимали определенные проблемы общественного здоровья в области, которая уже является предметом первоочередных гармонизационных мер, что проверено Европейской комиссией.
10) Необходимо соответствующее устранение данных препятствий и, таким образом, регулирование выпуска сигарет в свободное обращение, маркетинг и производство общими правилами в отношении не только смол, но и максимальных уровней никотина и монооксида углерода.
11) Настоящая Директива будет иметь последствия также для табачных изделий, поставляемых из Сообщества на экспорт. Экспортный режим является частью общей торговой политики. Требования, касающиеся здоровья, согласно параграфу 1 статьи 152 Договора об учреждении ЕЭС и прецедентному праву Суда Европейских сообществ, являются составляющей частью иных направлений политики Сообщества. Необходимо установить правила в целях гарантии ненарушения положений, касающихся внутреннего рынка.
12) Положения настоящей Директивы не затрагивают законодательство Сообщества в сфере использования и маркировки генетически модифицированных организмов.
13) Международные стандарты для табачной продукции являются одним из пунктов переговоров при составлении проекта Рамочной конвенции ВОЗ по табачному контролю.
14) При измерении концентраций смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах необходимо обращаться к стандартам ISO 4387, 10315 и 8454, единственно признанным на международном уровне; подразумевается, что продвигаемые последующие исследования и технологический прогресс призваны разработать и использовать более точные и надежные методы измерения содержания веществ в сигаретах и разработать измерительные методы для прочих табачных изделий.
15) Все согласованные на международном уровне стандарты или тесты по измерению и оценке содержания веществ в сигаретном дыме затрагивают лишь смолы, никотин и монооксид углерода. Таким образом, необходимо разработать такие стандарты при участии Международной организации по стандартам.
16) В Директиве 90/239/ЕЭС, ввиду определенных социально-экономических проблем, предельный срок введения максимального содержания смол для Греции был отодвинут. Данная отсрочка действительна в течение установленного периода времени.
17) Применение максимально допустимого уровня содержания смол, никотина и монооксида углерода к экспортируемым сигаретам должно быть частью мер переходного характера, для того чтобы предоставить больше времени для изменения спецификации изделий и ввести согласованные на международном уровне стандарты.
18) Необходимо установить переходный период также для прочих положений настоящей Директивы в целях создания условий для внедрения необходимых модификаций в производственный процесс и реализации складских остатков, особенно в отношении отличной от сигарет продукции. Использование неустранимой маркировки должно способствовать внедрению требований настоящей Директивы в отношении маркировки.
19) Представление предупредительной маркировки и максимально допустимого содержания вредных веществ в табачной продукции разнится между государствами-членами ЕС, в результате чего потребители в одном государстве-члене ЕС могут быть более информированными о рисках для здоровья, связанных с потреблением табачной продукции, чем потребители в другом. Такие различия недопустимы, служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка табачных изделий, и, следовательно, должны быть устранены. Таким образом, необходимо укрепить и уточнить существующее законодательство и вместе с тем гарантировать высокий уровень защиты здоровья.
20) Меры предосторожности должны быть приняты в отношении маркируемых партий табачной продукции, для того чтобы данная продукция была отслеживаема в целях соблюдения настоящей Директивы в части мониторинга.
21) Прямые и косвенные социально-экономические издержки активного и пассивного потребления табака должны регулярно оцениваться и делаться доступными общественности в контексте соответствующих программ Сообщества.
22) Ситуация касательно ингредиентов и добавок, используемых в производстве табачных изделий, варьируется между государствами-членами ЕС. В ряде государств-членов ЕС отсутствуют как законодательная база, так и добровольные соглашения в отношении данных веществ. Некоторые государства-члены ЕС, в которых такие законодательство или добровольные соглашения существуют, не получают необходимой информации от производителей табачной продукции относительно количества таких ингредиентов и добавок, присутствующих в определенном табачном изделии, реализуемом под определенной торговой маркой. Необходимо сближение применяемых в данной сфере мер, результатом чего будет являться большая прозрачность.
23) Недостаток информации, а также токсикологических данных не позволяет соответствующим властям в государствах-членах ЕС оценить существенным образом токсичность и вред, причиненный здоровью потребителя, табачными изделиями, что несовместимо с возложенной на Сообщество обязанностью гарантировать высокий уровень защиты здоровья человека.
24) Государства-члены ЕС обязаны принять в отношении табачной продукции более строгие правила, необходимые для защиты общественного здоровья; равным образом правила настоящей Директивы не носят предвзятый характер и соответствуют Соглашению.
25) В то время как общий перечень ингредиентов, упомянутых в статье 12, находится на рассмотрении, государствам-членам ЕС позволяется запрещение использования ингредиентов, повышающих табачную зависимость, поскольку использование таких ингредиентов способно нивелировать ограничения на содержание никотина, устанавливаемые настоящей Директивой.
26) Доказано, что табачные изделия содержат и выделяют при сгорании вредные вещества и известные канцерогены, опасные для здоровья человека. Не так давно было также доказано, что пассивное курение опасно для здоровья, прежде всего, детей во чреве матери и младенцев, и что оно способно вызвать либо усугубить заболевания дыхательных путей у людей, вдыхающих сигаретный дым. Более того, 80 процентов начинающих курильщиков в Сообществе находятся в возрасте до 18 лет. Необходимо гарантировать максимально возможную прозрачность информации о товаре без ущемления коммерческих прав и прав интеллектуальной собственности производителей табака.
27) Использование на упаковке табачных изделий определенных терминов, таких как "с низким содержанием смол", "легкие", "ультра-легкие", "мягкие", наименования, изображения, образные и иные символы, способно ввести потребителя в заблуждение в отношении того, что такие изделия не столь опасны, и таким образом вызвать рост потребления данных изделий. Не только содержание определенных веществ в изделии до момента потребления, но и привычка и привыкание к курению также определяют уровень вредных веществ. Данный факт не находит отражения в вышеупомянутых терминах и таким образом способен нивелировать требования к маркировке, установленные в настоящей Директиве. Для того чтобы гарантировать правильное функционирование внутреннего рынка и с учетом развития предложенных на международном уровне правил, необходимо предусмотреть запрещение использования таких терминов на уровне Сообщества в течение времени, достаточного для введения такого правила.
28) Директива 89/622/ЕЭС запретила продажу в государствах-членах ЕС определенных типов табака для внутриротового использования. Статья 151 Акта о присоединении Австрии, Финляндии и Швеции освобождает Королевство Швецию от соблюдения положений указанной Директивы в этом отношении.
29) Технический и научный прогресс в области табачных изделий создает необходимость регулярной переоценки положений и применения настоящей Директивы в государствах-членах ЕС. В этой связи необходимо разработать процедуру в отношении применяемой Европейской комиссией практики составления регулярных отчетов, основывающихся на научных и технических данных. Необходимо проанализировать определенные данные в разрезе данного контекста.
30) В отношении установления максимального содержания вредных веществ необходимо решить, с одной стороны, следует ли позднее уменьшить установленное содержание вредных веществ и, в частности, каким образом, в случае если такое уменьшение необходимо и, с другой стороны, необходима ли разработка соответствующих стандартов для изделий, отличных от сигарет, в особенности трубочного табака.
31) Что касается табачных изделий, отличных от сигарет, необходимо разработать стандарты и методологии измерения на уровне Сообщества, в связи с чем необходимо обязать Европейскую комиссию представить соответствующие предложения.
32) Что касается прочих ингредиентов, включая добавки, необходимо составление общего перечня добавок в целях их последующей гармонизации.
33) Размер внутреннего рынка табачной продукции, а также тенденция к концентрации производства продукции для потребления на всей территории Сообщества лишь на небольшом числе производственных баз в пределах государств-членов ЕС требуют введения законодательных мер в целях обеспечения нормального функционирования внутреннего рынка табачной продукции на уровне Сообщества, а не на национальном уровне.
34) Общие принципы функционирования рынка необработанного табака должны быть предметом отчетности Европейской комиссии перед Европейским парламентом и Советом ЕС в 2002 г.*. Европейская комиссия указала на то, что в таком отчете будет проанализирован вопрос интеграции мнений об общественном здоровье, включая стандарты, установленные настоящей Директивой, в иные направления политики Сообщества в соответствии со статьей 152 Договора.
__________
* Статья 26 Регламента 2075/92/ЕЭС Совета ЕС от 30 июня 1992 г. об общей организации рынка необработанного табака (ОЖ N L 215, 30.7.1992, стр. 70). Текст в редакции Регламента (ЕС) 1636/98 от 20 июля 1998 г. (ОЖ N L 210, 28.7.1998, стр. 23).
35) При введении настоящей Директивы необходимо установить такие временные пределы, которые позволили бы, с одной стороны, в максимальной степени выполнить конверсию, начало которой было положено Директивой 90/239/ЕЭС, и, с другой стороны, адаптироваться потребителям и производителям к изделиям с пониженным содержанием смол, никотина и монооксида углерода.
36) Меры, необходимые для исполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий Европейской комиссией*.
__________
* ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
37) Настоящая Директива не противоречит временным пределам для пересмотра и преобразования в национальное право государствами-членами ЕС Директив, перечисленных в Приложении II,
приняли настоящую Директиву:
Статья 1
Цель
Целью настоящей Директивы является сближение нормативных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении максимального содержания смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, а также в отношении предупредительных надписей, касающихся здоровья человека и несущих прочую информацию на каждой единице табачной продукции, а также в отношении определенных мер, затрагивающих ингредиенты и описание табачных изделий, рассматриваемых в качестве основы обеспечения высокого уровня защиты здоровья человека.
Статья 2
Определения
В указанных целях настоящей Директивой используются следующие определения:
1. "табачные изделия" включают в себя изделия, которые можно курить, нюхать, сосать или жевать; они - даже частично - должны быть изготовлены из табака, генетически модифицированного либо немодифицированного;
3. под "никотином" подразумеваются никотиновые алкалоиды;
4. "табак для внутриротового использования" включает в себя все изделия для внутриротового использования, за исключением тех, которые курятся либо жуются; изготовленные полностью или частично из табака; в виде порошка, частиц либо комбинации данных двух форм; в особенности представляемые на рынке в саше либо пористых саше, либо в любой другой форме пищевого продукта;
5. под "ингредиентом" понимается любое вещество либо любой компонент, за исключением листьев табака и иных частей натурального либо необработанного табака, используемый в производстве либо изготовлении табачного изделия и присутствующий в конечном изделии даже в видоизмененной форме, включая бумагу, фильтры, чернила и клеящие вещества.
Статья 3
Сигареты: максимальное содержание смол,
никотина и монооксида углерода
1. С 1 января 2004 г. содержание в сигаретах, выпускаемых для свободного обращения, продаваемых либо изготовляемых в государствах-членах ЕС, не должно превышать:
- 10 мг смол на каждую сигарету,
- 1 мг никотина на каждую сигарету,
- 10 мг монооксида углерода на каждую сигарету.
2. В виде освобождения от соблюдения даты, указанной в параграфе 1, в отношении сигарет, изготовленных в пределах Сообщества, но предназначенных для экспорта, государствам-членам ЕС разрешается ввести в действие установленные настоящей статьей лимиты по содержанию смол, никотина и монооксида углерода с 1 января 2005 г., но не позднее 1 января 2007 г.
3. Для Греции - в качестве временного освобождения - датой введения в действие максимального содержания смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, изготовленных и продаваемых в пределах ее территории согласно параграфу 1 является 1 января 2007 г.
Статья 4
Методы измерения
1. Содержание смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах должно замеряться на основании стандартов ISO 4387 для смол, ISO 10315 - для никотина и ISO 8454 - для монооксида углерода.
Точность информации о концентрации смол и никотина должна проверяться на основе стандарта ISO 8243.
2. Тесты, указанные в параграфе 1, должны быть выполнены либо подтверждены испытательными лабораториями, одобренными и контролируемыми компетентными органами власти государств-членов ЕС.
Государства-члены ЕС должны представить в Европейскую комиссию перечень одобренных ими лабораторий, указывая использованные критерии отбора и методы мониторинга, в период до 30 сентября 2002 г. и по мере того, как вносятся какие-либо изменения.
3. Государства-члены ЕС могут также потребовать от производителей либо импортеров табака выполнить иные тесты, в случае если того требуют соответствующие национальные органы власти, для того чтобы оценить концентрацию иных веществ, выделяемых табачными изделиями, на основании сопоставления различных торговых марок либо различных видов табачной продукции и для того чтобы оценить влияние этих веществ на здоровье человека, принимая во внимание inter alia привыкание к ним. Государства-члены ЕС могут также потребовать, чтобы такие тесты были проведены либо подтверждены одобренными испытательными лабораториями согласно параграфу 2.
4. Результаты тестов, проведенных в соответствии с параграфом 3, должны представляться соответствующим национальным органам власти на ежегодной основе. Государства-члены ЕС могут потребовать менее частое представление результатов таких тестов в случае, если товарные спецификации варьируются незначительно. Государства-члены ЕС должны быть проинформированы о любых изменениях в таких спецификациях.
Государства-члены ЕС обязаны сделать доступной потребителю информацию, представленную им в соответствии с настоящей статьей, принимая во внимание, что определенная информация представляет собой коммерческую тайну и не подлежит разглашению.
5. Каждый год государства-члены ЕС должны представить все данные и информацию, полученные в соответствии с настоящей статьей, на рассмотрение Европейской комиссии, которая должна принять данную информацию к сведению при написании отчета, упоминаемого в статье 11.
Статья 5
Маркировка
1. Концентрация смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, замеренная в соответствии со статьей 4, должна быть напечатана на одной стороне сигаретной пачки на официальном языке/языках государства-члена ЕС, в котором изделие представлено к продаже, таким образом, чтобы покрыть как минимум 10 процентов соответствующей поверхности пачки.
Процент информации о концентрации смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах от общей поверхности пачки возрастает до 12 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 13 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
2. Каждая единица табачной продукции, за исключением табака для внутриротового использования и прочих не выделяющих дыма табачных изделий, должна содержать следующую информацию:
a) общие предупреждения:
1. Курение убивает/Курение может убить либо
2. Курение наносит серьезный вред Вам и окружающим.
Вышеуказанные общие предупреждения должны размещаться таким образом, чтобы гарантировать регулярное употребление каждого из них. Предупреждение должно быть напечатано на самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах; и
b) дополнительное предупреждение из Перечня, приведенного в Приложении I.
Вышеупомянутые дополнительные предупреждения должны размещаться таким образом, чтобы гарантировать регулярное употребление каждого из них.
Предупреждение должно быть напечатано на второй самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах.
Государства-члены ЕС могут самостоятельно определить распределение предупредительных надписей в соответствии с языковыми требованиями.
3. Правила использования цветных фотографий либо других иллюстраций для наглядности и объяснения последствий курения для здоровья человека должны быть одобрены Европейской комиссией в целях гарантии недискриминации принципов свободного внутреннего рынка. Такие меры, призванные исправить несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть приняты в соответствии с регламентарными процедурами с тщательностью, к которой обязывает статья 10 (3).
Требование государств-членов ЕС ввести дополнительные предупреждения в форме цветных фотографий либо иных иллюстраций должно соответствовать вышеуказанным правилам.
4. Табачные изделия для внутриротового использования в случаях, когда их представление на рынок разрешается статьей 8, и табачные изделия, не выделяющие дыма, должны содержать следующую предупредительную надпись:
"Данное табачное изделие способно нанести вред Вашему здоровью и вызывает привыкание".
Данное предупреждение должно быть напечатано на второй самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах.
Государства-члены ЕС могут самостоятельно определить распределение предупредительных надписей в соответствии с языковыми требованиями.
5. Общее предупреждение в соответствии с параграфом 2 "a" и предупреждение для табачных изделий, не выделяющих дыма, и табачных изделий для внутриротового использования в соответствии с параграфом 4 должны быть напечатаны на не менее 30 процентах внешней поверхности единичной упаковки. Этот процент возрастает до 32 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 35 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками. Дополнительное предупреждение согласно параграфу 2 "b" должно быть напечатано на не менее 40 процентах внешней поверхности единичной упаковки. Этот процент возрастает до 45 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 50 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
В случае с единичной упаковкой табачных изделий, отличных от сигарет, самая обозримая часть которых превышает 75 кв.см предупреждение в соответствии с параграфом 2 должно покрывать область не менее 22,5 кв.см. Эта область возрастает до 24 кв.см для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 26,25 кв.см для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
6. Текст предупредительной надписи о концентрации вредных веществ в соответствии с настоящей статьей должен быть:
a) напечатан черным полужирным шрифтом Helvetica на белом фоне. В соответствии с языковыми требованиями государства-члены ЕС должны иметь право определения размера шрифта с тем условием, что установленный национальным законодательством размер шрифта должен позволять тексту занимать максимально возможную поверхность, предусмотренную для такого текста;
b) напечатан в нижнем регистре, за исключением заглавной буквы текста и случаев, предусмотренных грамматическими правилами;
c) напечатан по центру той области, в которой он должен быть напечатан, параллельно верхнему краю упаковки;
d) для изделий, перечисленных в параграфе 4, ограничен черной границей шириной 3 - 4 мм, которая не должна накладываться на текст предупреждения либо информации;
e) напечатан на официальном языке/языках государства-члена ЕС, на рынок которого изделие выпущено в обращение.
7. Печать текстов в соответствии с настоящей статьей на отметках об уплате налогов на единичной упаковке запрещается. Тексты должны быть печатными, неустранимыми и не должны быть скрыты либо пересечены другим печатным текстом либо изображением, либо местом открытия упаковки. В случае с табачными изделиями, отличными от сигарет, надписи могут прикрепляться к упаковке посредством стикеров с условием, что такие стикеры неустранимы.
8. Государства-члены ЕС могут постановить, что предупредительные надписи в соответствии с параграфами 2 и 4 должны находиться за пределами надписи об органе власти, требующем их нанесения.
9. Для того чтобы гарантировать идентификацию и прослеживаемость изделия, табачное изделие должно маркироваться соответствующим образом, посредством указания номера либо его эквивалента партии на каждой упаковке, причем место и время производства должны быть хорошо различимы.
Технические средства для применения данного положения должны соответствовать процедуре, установленной в статье 10 (2).
Статья 6
Дополнительная информация о товаре
1. Государства-члены ЕС должны обязать производителей и импортеров табачной продукции представить на их рассмотрение перечень всех ингредиентов, а также их количество, использованных в производстве этой табачной продукции, для каждой из торговых марок и для каждого вида изделия.
Этот перечень должен сопровождаться обоснованием использования данных ингредиентов в производстве указанных табачных изделий. Обоснование должно затрагивать функции и категорию ингредиентов. Перечень должен также сопровождаться токсикологическими данными, доступными производителю либо импортеру, в отношении этих ингредиентов до и после сгорания соответственно; особое внимание должно уделяться их влиянию на здоровье человека и inter alia формированию привычки к этим веществам. Этот перечень должен быть составлен в убывающем порядке по удельному весу каждого ингредиента.
Информация согласно первому подпараграфу должна представляться на ежегодной основе; первая информация должна поступить не позднее 31 декабря 2002 г.
2. Государства-члены ЕС должны гарантировать гласность информации, полученной ими в соответствии с настоящей статьей, любым доступным способом с целью ее доведения до потребителей. Вместе с тем должное внимание должно уделяться информации о формулах определенных изделий, представляющей собой коммерческую тайну.
3. Государства-члены ЕС должны гарантировать гласность перечня ингредиентов каждого изделия, указывающего концентрацию смол, никотина и монооксида углерода в изделии.
4. Каждый год государства-члены ЕС должны передавать все данные и информацию, представленные им в соответствии с настоящей статьей, Европейской комиссии, которая должна принимать их во внимание при составлении отчета, о котором упоминается в статье 11.
Статья 7
Описания товаров
Приведенные в действие 30 сентября 2003 г. и не наносящие ущерба действию статьи 5 (1), тексты, наименования, торговые марки, изобразительные и иные знаки, подразумевающие, что определенное табачное изделие наносит меньший вред здоровью человека, чем иные изделия, не могут быть нанесены на упаковку табачных изделий.
Статья 8
Табак для внутриротового использования
Государства-члены ЕС обязаны запретить представление на рынке табака для внутриротового использования без ущерба действию статьи 151 Акта "О присоединении Австрии, Финляндии и Швеции".
Статья 9
Адаптация
1. Решение об адаптации к научно-техническому прогрессу измерительных методов в соответствии со статьей 4 и определений, относящихся к ним, принимается Европейской комиссией. Меры, исправляющие несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть одобрены в соответствии с регламентарной процедурой с тщательностью, описанной в статье 10 (3).
2. Решение об адаптации к научно-техническому прогрессу предупреждений о вреде здоровью человека, наносимых на каждую единицу табачной продукции в соответствии с Приложением I, а также о частоте сменяемости таких предупреждений принимается Европейской комиссией. Меры, исправляющие несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть одобрены в соответствии с регламентарной процедурой с тщательностью, описанной в статье 10 (3).
3. Европейская комиссия обязана в соответствии с процедурой, установленной в статье 10 (2), адаптировать к научно-техническому прогрессу маркировку табачной продукции в целях ее идентификации и прослеживаемости.
Статья 10
Порядок действия Комитета
1. Комиссии должен содействовать Комитет.
2. При ссылке на данный параграф должны применяться статьи 5 и 7 Решения 1999/468/ЕС с учетом положений статьи 8 данного Решения.
3. При ссылке на данный параграф должны применяться статьи 5 "а" (1) - (4), 7 Решения 1999/468/ЕС с учетом положений статьи 8 данного Решения.
Статья 11
Отчет
Не позднее 31 декабря 2004 г. и впоследствии каждые два года Европейская комиссия обязана представить на рассмотрение Европейского парламента, Совета ЕС и Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам отчет об исполнении настоящей Директивы.
При составлении чернового варианта отчета, описанного в первом параграфе, Европейской комиссии должны содействовать научно-технические эксперты, для того чтобы привести в порядок всю необходимую информацию, имеющуюся в наличии.
При представлении первого отчета Европейская комиссия должна в первую очередь выделить положения для рассмотрения и развития в свете достижений научно-технического прогресса, включая развитие согласованных на международном уровне правил и стандартов в отношении табачной продукции, а также уделить особое внимание:
- дальнейшему сокращению максимального содержания вредных веществ в табачных изделиях, установленного в статье 3 (1),
- возможной связи между данными концентрациями,
- улучшениям в предупреждениях о вреде табачной продукции здоровью человека в плане размера, положения и самого текста предупредительной надписи,
- новой научно-технической информации о маркировке и печати на сигаретных пачках фотографий и иных иллюстраций в целях наглядного представления и объяснения опасности курения для здоровья,
- методологиям более реалистичной оценки и регулирования выделения и вреда токсичных веществ,
- оценке эффекта привыкания к веществам, формирующим такое привыкание,
- оценке табачных изделий, которые могут иметь потенциал сокращения вреда здоровью человека,
- развитию стандартизованных испытательных методов измерения концентрации в сигаретном дыме веществ помимо смол, никотина и монооксида углерода,
- токсикологическим данным, требуемым от производителей, об ингредиентах и способе их тестирования в целях содействия общественным органам здравоохранения в оценке их использования,
- развитию стандартов применительно к изделиям, отличным от сигарет, в особенности к трубочному табаку.
Отчет должен также проанализировать связь между требованиями к маркировке, установленными в статье 5, и поведением потребителей. Отчет должен сопровождаться любыми предложениями о дополнениях настоящей Директивы, которые Европейская комиссия считает необходимыми для дальнейшего развития в сфере табачной продукции в степени, достаточной для учреждения и нормального функционирования внутреннего рынка, а также которые она считает эволюционными, основанными на научных фактах и достижениях в области признанных международных товарных стандартов.
Статья 12
Общий перечень ингредиентов
В рамках первого отчета, на который ссылается статья 11, не позднее 31 декабря 2004 г. и ввиду нормального функционирования внутреннего рынка Европейской комиссии предлагается на основе информации, представленной в соответствии со статьей 6, сделать предложение общего перечня ингредиентов, одобренных для производства табачной продукции, с учетом inter alia привыкания к ним.
Статья 13
Импорт, продажа и потребление
табачных изделий
1. Государствам-членам ЕС не разрешается - из соображений ограничения концентрации смол, никотина либо монооксида углерода в сигаретах; из соображений опасности этих веществ для здоровья человека либо ввиду прочих требований настоящей Директивы - запрещать либо ограничивать импорт, торговлю либо потребление табачной продукции, удовлетворяющей требованиям настоящей Директивы, за исключением мер, принятых с целью проверки данных, представленных согласно статье 4.
2. Настоящая Директива не должна затрагивать право государств-членов ЕС применять либо вводить в соответствии с Договором более строгие правила в отношении производства, импорта, продажи и потребления табачной продукции, которые они считают необходимыми для защиты общественного здоровья, если такие правила не противоречат правилам, установленным настоящей Директивой.
3. В частности, государствам-членам ЕС разрешается запрещать использование ингредиентов, повышающих привыкаемость к табачным изделиям, во время разработки общего перечня ингредиентов, на которые ссылается статья 12.
Статья 14
Исполнение настоящей Директивы
1. Без ущерба действию первого параграфа статьи 15 государства-члены ЕС обязаны ввести в действие законодательные, регламентарные и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, до 30 сентября 2002 г., о чем они должны незамедлительно известить Европейскую комиссию.
Принимаемые государствами-членами ЕС вышеуказанные положения должны содержать ссылку на настоящую Директиву либо должны сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, каким образом сделать такую ссылку.
2. Изделия, не соответствующие положениям настоящей Директивы, могут обращаться на рынке не более чем в течение года с даты, определенной параграфом 1.
3. Как исключение из положений параграфа 2, изделия, отличные от сигарет, не соответствующие положениям настоящей Директивы, могут обращаться на рынке не более чем в течение двух лет с даты, определенной параграфом 1.
4. Государства-члены ЕС обязуются представить на рассмотрение Европейской комиссии текст положений национального законодательства, принятого в области, регулируемой настоящей Директивой.
Статья 15
Аннулированные директивы
Директивы 89/622/ЕЭС и 90/239/ЕЭС аннулируются настоящей Директивой без ущерба обязательствам государств-членов ЕС в отношении временных пределов для преобразования в национальное право и исполнения директив, перечисленных в Приложении II.
Ссылки на аннулированные Директивы должны толковаться как ссылки на настоящую Директиву и трактоваться в соответствии с корреляционной таблицей в Приложении III.
Статья 16
Вступление в силу
Настоящая Директива должна вступить в силу в день ее публикации в Официальном журнале Сообщества.
Статья 17
Адресаты
Настоящая Директива адресуется государствам-членам ЕС.
Приложение I
Перечень
дополнительных предупреждений о вреде курения
для здоровья человека
(на который ссылается статья 5 (2) "b")
1. Курильщики умирают в более раннем возрасте.
2. Курение вызывает закупорку вен и сердечные приступы и удары.
3. Курение вызывает рак легких с летальным исходом.
4. Курение во время беременности причиняет вред ребенку.
5. Защитите детей: не заставляйте их вдыхать Ваш дым.
6. Ваш доктор либо фармацевт может помочь Вам бросить курить.
7. Курение быстро формирует привязанность, не начинайте.
8. Прекращение курения уменьшает риск заболевания смертельными болезнями сердца и легких.
9. Курение может вести к медленной и болезненной смерти.
10. Получи помощь при прекращении курения: (номер телефона/почтовый адрес/электронный адрес/проконсультируйтесь у своего доктора/фармацевта).
11. Курение может понизить кровяное давление и вызвать импотенцию.
12. Курение ведет к преждевременному старению кожи.
13. Курение может причинить вред сперме и понижает способность к воспроизведению потомства.
14. Табачный дым содержит бензол, нитрозамины, формальдегид и цианид водорода.
Приложение II
Временные пределы
для преобразования в национальное право и исполнения
аннулированных Директив
(на которые ссылается статья 15)
Директива | Временные пределы для преобразования в национальное право |
Временные пределы для исполнения |
89/622/ЕЭС (ОЖ N L 359, 8.12.1989, стр. 1) |
1 июля 1990 г. | 31 декабря 1991 г. 31 декабря 1992 г. 31 декабря 1993 г. |
90/239/ЕЭС (ОЖ N L 137, 30.5.1990, стр. 36) |
18 ноября 1991 г. | 31 декабря 1992 г.* 31 декабря 1997 г.* 31 декабря 1992 г.** 31 декабря 1998 г.** 31 декабря 2000 г.** 31 декабря 2006 г.** |
92/41/ЕЭС (ОЖ N L 158, 11.6.1992, стр. 30) |
1 июля 1992 г. | 1 июля 1992 г. 1 января 1994 г. 31 декабря 1994 г. |
__________
* Для всех государств-членов ЕС за исключением Греции.
** Освобождение от исполнения только для Греции.
Приложение III
Корреляционная таблица
Настоящая Директива | Директива 89/622/ЕЭС в редакции Директивы 92/41/ЕЭС |
Директива 90/239/ЕЭС |
Статья 1 | Статья 1 | Статья 1 |
Статьи 2 (1), (2) и (3) | Статьи 2 (1), (2) и (3) | Статья 2 (1) |
Статья 2 (4) | Статья 2 (4) | |
Статья 2 (5) | ||
Статья 3 (1) | Статья 2 (2) | |
Статья 3 (3) | Статья 2 (3) | |
Статья 4 (1), первый подпараграф | Статья 3 (1) | Статьи 3 и 4 |
Статья 4 (1), второй подпараграф | Статья 3 (2) | |
Статьи 4 (2) и (5) | ||
Статья 5 (1) | Статья 3 (3) | |
Статья 5 (2), первый подпараграф | Статья 4 (1) | |
Статья 5 (2), первый подпараграф, "а" | Приложение I | |
Статья 5 (2), первый подпараграф, "b" | Статья 4 (2) "a"a" | |
Статья 5 (2), второй подпараграф | ||
Статья 5 (4) | ||
Статья 5 (5), первый подпараграф | Статья 4 (4) | |
Статья 5 (5), второй подпараграф | Статья 4 (4) | |
Статья 5 (6) | ||
Статья 5 (7) | Статья 4 (5) | |
Статья 5 (8) | ||
Статья 5 (9) | ||
Статья 6 | ||
Статья 7 | ||
Статья 8 | Статья 8 "a" | |
Статья 9 | ||
Статья 10 | ||
Статья 11 | ||
Статья 12 | ||
Статья 13 (1) | Статья 8 (1) | Статья 7 (1) |
Статья 13 (2) | Статья 8 (2) | Статья 7 (2) |
Статья 14 (1) | Статья 9 (1) | Статья 8 (1) |
Статья 14 (2) | Статья 9 (2) | Статья 8 (2) |
Статья 14 (3) | Статья 9 (1) | Статья 8 (3) |
Статья 15 | ||
Статья 16 | ||
Статья 17 | Статья 10 | Статья 9 |
Приложение I | Приложение I | |
Приложение II | ||
Приложение III |
__________
* Переводчик Левченко И.