Начинаем отчитываться по МСФО

Уже за I квартал 2012 года публичным акционерным обществам, банкам и страховщикам придется представлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).

Связано это с тем, что в мае 2011 года Верховная Рада внесла поправки в Закон о бухучете, предусматривающие обязательное представление финансовой отчетности по МСФО публичными акционерными обществами, банками, страховщиками и предприятиями, определенными Минфином Украины. Поправки вступили в действие 01.01.2012 г.

Требование о представлении финансовой отчетности по МСФО содержится в Решении N 270, а также в разъяснениях, представленных Минфином Украины в Письмах N 31-08410-07-29/21847 и N 31-08410-07-27/1445.

Следует отметить, что Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку еще в Порядке N 1780, принятом в 2010 году, настаивала на представлении финансовой отчетности за 2011 год по МСФО.

Правда, в Порядке N 1780 была оговорена добровольность представления промежуточной финансовой отчетности по МСФО, что полностью соответствует международной практике.

В результате этого возникли противоречия в требованиях нормативно-правовых актов относительно даты перехода указанных предприятий на составление отчетности по МСФО.

Разрешило данные противоречия Письмо N 12-208/1757-14830\31-08410-06-5/30523\04/4-07/702, в котором предприятиям, обязанным представлять финансовую отчетность по МСФО, разрешили выбрать дату перехода самостоятельно: или 01.01.2011 г., или 01.01.2012 г.

Так, при переходе на МСФО с 01.01.2011 г. в финансовой отчетности в 2012 году приводится сравнительная информация за 2011 год, трансформированная в соответствии с требованиями МСФО; составляется баланс по состоянию на 01.01.2011 г. по требованиям МСФО.

- Для составления предварительной финансовой отчетности и предварительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2011 год и первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год применяются МСФО, действующие на 31.12.2012 г., с учетом исключений, указанных в МСФО 1.

Первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, за 2012 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2011 г., 31.12.2011 г., 31.12.2012 г. и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2011 и 2012 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

При переходе на МСФО с 01.01.2012 г. в финансовой отчетности за отчетные периоды 2012 года не приводится сравнительная информация за 2011 год (кроме баланса); составляется баланс по состоянию на 01.01.2012 г. по требованиям МСФО.

Для составления предварительной финансовой отчетности и предварительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год и первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2013 год применяются МСФО, которые будут действительны на 31.12.2013 г., с учетом исключений, указанных в МСФО 1.

Первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, за 2013 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2012 г., 31.12.2012 г., 31.12.2013 г., и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2012 и 2013 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию. Ссылаясь на нормы Закона о бухучете, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины в Решении N 270 уже не настаивала на представлении финансовой отчетности по МСФО за 2011 год. Однако указывает, что: «в то же время публичные акционерные общества, которые в соответствии с нормами законодательства должны составлять промежуточную

финансовую отчетность и соответственно раскрывать информацию, должны, начиная с финансовой отчетности за I квартал 2012 года, представлять ее в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Для составления промежуточной отчетности по МСФО необходимо знать основные аспекты составления финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам.

Основные принципы составления финансовой отчетности по МСФО

Итак, по МСФО финансовая отчетность составляется с учетом следующих двух основополагающих допущений, описанных в Концептуальной основе.

1. Метод начисления. Согласно данному методу результаты сделок и прочих событий признаются при их наступлении (а не при получении или выплате денежных средств или их эквивалентов) и учитываются в том отчетном периоде и отражаются в финансовых отчетах тех отчетных периодов, в которых они произошли.

2. Непрерывность деятельности. При подготовке финансовой отчетности руководство должно оценить способность предприятия продолжать свою деятельность. Финансовая отчетность должна составляться на основе допущения о непрерывности деятельности. В случае же если финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности деятельности, этот факт должен быть раскрыт в отчетности вместе с основой, использованной при подготовке финансовой отчетности, а также причиной, по которой предприятие считается неспособным непрерывно продолжать свою деятельность. Этому моменту в МСФО уделяется гораздо больше внимания, чем в отечественной практике.

Достоверное представление промежуточной отчетности и соответствие МСФО

Представление финансовой отчетности определяет МСБУ 1. Так, в § 15 МСБУ 1 указано, что финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия. Достоверное представление требует правдивого отражения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов, изложенными в Концептуальной основе. Предполагается, что применение МСФО, при необходимости - с дополнительным раскрытием информации, обеспечивает формирование финансовой отчетности, решающей задачу достоверного представления.

Предприятие, финансовая отчетность которого соответствует МСФО, должно сделать четкое и безоговорочное заявление о таком соответствии в примечаниях к финансовой отчетности. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, если она не соответствует всем требованиям МСФО.

Практически при любых обстоятельствах достоверное представление обеспечивается за счет соответствия применяемым МСФО. Для обеспечения достоверного представления предприятие также должно:

- избрать и применять учетную политику в соответствии с МСБУ 8, который содержит свод методологических рекомендаций, на которые должно опираться руководство при отсутствии стандарта или разъяснения, применимого к конкретной статье;

- представлять информацию, включая учетную политику, таким образом, чтобы обеспечить уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию;

- обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдения соответствующих требований МСФО недостаточно для того, чтобы пользователи могли понять влияние конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты предприятия.

МСФО позволяет, если предприятие считает это необходимым, отступить от требований стандартов, если соответствующая нормативно-правовая база предписывает или не запрещает такое отступление. Однако оговорено, что это может быть в исключительно редких случаях, когда руководство приходит к выводу, что соблюдение какого-либо требования стандарта или разъяснения может до такой степени вводить в заблуждение, что возникнет противоречие целям финансовой отчетности. В такой ситуации предприятие должно раскрыть следующую информацию:

- что руководство пришло к выводу, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия;

- что руководство выполнило требования применяемых МСФО, за исключением того, что оно отказалось от выполнения данного конкретного требования с целью обеспечения достоверного представления;

- наименование МСФО, от выполнения требований которого предприятие отступило, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО, причина, по которой этот порядок учета вводил бы в заблуждение до такой степени, что возникало бы противоречие целям финансовой отчетности, изложенным в Концептуальной основе, а также принятый порядок учета;

- применительно к каждому отчетному периоду финансовое влияние отступления на каждую статью финансовой отчетности, которая отражалась бы в отчетности в соответствии с невыполненным требованием. Если же соответствующая нормативно-правовая база запрещает такое отступление, то предприятие должно в максимально возможной степени уменьшить воздействие тех аспектов соблюдения требования, которые воспринимаются как вводящие в заблуждение, раскрытием следующей информации:

- наименование соответствующего МСФО, характер требования и причина, по которой руководство пришло к выводу, что соблюдение этого требования при данных обстоятельствах до такой степени вводит в заблуждение, что возникает противоречие целям финансовой отчетности, изложенным в Концептуальной основе;

- применительно к каждому отчетному периоду корректировки по каждой статье финансовой отчетности, которые руководство считает необходимыми для обеспечения достоверного представления информации.

Существенность и агрегирование

Важной характеристикой финансовой отчетности по МСФО, отличающей ее от отчетности по Общепринятым принципам бухгалтерского учета (ОПБУ), и в большой степени, определяющей ее форму, является существенность.

МСБУ 1 предписывает предприятиям представлять каждый существенный класс аналогичных статей в финансовой отчетности отдельно. Если какая-либо статья сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в формах финансовой отчетности, либо в примечаниях.

Статья, которая не является достаточно существенной для отдельного представления непосредственно в формах финансовой отчетности, тем не менее, может оказаться достаточно существенной для отдельного представления в примечаниях. В результате, выполнение предприятием конкретного требования какого-либо МСФО по раскрытию информации не требуется, если соответствующая информация не является существенной.

Согласно Концептуальной основе информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной информации или искажений, оцениваемых в рамках сопутствующих обстоятельств.

Оценка того, могут ли пропуск или искажение информации повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности и, следовательно, быть существенными, требует рассмотрения характеристик этих пользователей.

Параграф 25 Концептуальной основы указывает: «предполагается, что пользователи должны иметь достаточные знания в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием». Поэтому при оценке необходимо учитывать, насколько обоснованно можно предположить, что будет оказано влияние на экономические решения пользователей с такими характеристиками.

Признание и оценка

При составлении финансовой отчетности по МСФО, в том числе и промежуточной, предприятию следует помнить, что исключительно важной характеристикой доходов (выручки) и расходов является то, что соответствующие поступления и выбытия активов и обязательств уже имели место. Если эти поступления и выбытия уже имели место, то соответствующие доходы и расходы признаются. В противном случае они не признаются.

В Концептуальной основе сказано, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (отчете о совокупном доходе) тогда, когда возникло снижение будущих экономических выгод, относящихся к уменьшению актива или увеличению обязательства, которое может быть надежно измерено. Концептуальной основой не допускается признание в балансе статей, которые не соответствуют определению активов или обязательств.

Порядок составления промежуточной финансовой отчетности

Порядок составления промежуточной финансовой отчетности, определение минимального ее содержания и принципов для признания и оценки в полной или сжатой финансовой отчетности за промежуточный период регламентирует МСБУ 34. На такую финансовую отчетность распространяется также действие §§ 15-35 МСБУ 1.

Поскольку промежуточная финансовая отчетность за I квартал 2012 года является для основной массы украинских предприятий первой, то они должны также ориентироваться на положения §§ 32-33 МСФО 1.

Целью своевременной и надежной промежуточной финансовой отчетности является повышение способности инвесторов, кредиторов и других лиц понять возможности предприятия по генерированию прибыли и потоков денежных средств, а также его финансовое состояние и ликвидность.

В § 2 МСБУ 34 сказано, что каждый финансовый отчет, как годовой, так и промежуточный, оценивается отдельно на его соответствие МСФО. Тот факт, что предприятие не составляло промежуточную финансовую отчетность или составляло промежуточную финансовую отчетность, не соответствующую МСФО, не приводит к не соответствию годовой финансовой отчетности этого предприятия МСФО, если в остальном годовая финансовая отчетность им соответствует.

Согласно МСБУ 34 промежуточный период - это период финансовой отчетности, который короче полного финансового года.

МСФО подчеркивает добровольность представления промежуточной финансовой отчетности, но предусматривает возможность обязательности ее представления по решению органов власти. В частности в § 1 МСБУ 34 указано что субъекты хозяйствования, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке, поощряются:

- подавать промежуточные финансовые отчеты, по меньшей мере, по состоянию на конец первой половины финансового года

и

- опубликовывать их не позднее, чем через 60 дней по завершении промежуточного периода.

В § 6 МСБУ 34 прописано, что исходя из соображений своевременности и снижения стоимости, а также во избежание дублирования информации, представленной ранее, предприятие может представлять меньшие объемы информации в промежуточной отчетности по сравнению с годовой финансовой отчетностью.

В § 8 МСБУ 34 определен минимальный состав компонентов промежуточной финансовой отчетности:

1) сокращенный отчет о финансовом положении;

2) сокращенный отчет о совокупных доходах, представленный:

- либо как сокращенный еди: ный отчет,

- либо как сокращенный отдельный отчет о прибылях и убытках и сокращенный отчет о совокупных доходах;

3) сокращенный отчет об изменениях в капитале;

4) сокращенный отчет о движении денежных средств;

5) избранные примечания к отчетности.

МСБУ 34 определяет минимальный состав промежуточной финансовой отчетности исходя из того, что пользователи имеют последний полный комплект годовой отчетности. Акцент делается на отражение информации о новой деятельности, новых событиях и обстоятельствах.

Таким образом, если предприятие, впервые применяющее МСФО, в своей последней годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с ОПБУ, не раскрывало информацию, существенную для понимания текущего промежуточного периода, то его промежуточная финансовая отчетность должна раскрыть эту информацию или включить перекрестную ссылку на другой, включающий ее, опубликованный документ.

В международной практике субъект хозяйствования может представлять и полный комплект финансовой отчетности в своем промежуточном финансовом отчете, если такое представление он считает целесообразным. В таком случае форма и содержание такой отчетности должны соответствовать требованиям МСБУ 1 к полному комплекту финансовой отчетности.

Согласно МСБУ 1 полный комплект финансовой отчетности определен как документ, включающий следующие компоненты:

1) отчет о финансовом положении на конец периода;

2) отчет о совокупных доходах за период;

3) отчет об изменениях в собственном капитале за период;

4) отчет о движении денежных средств за период;

5) примечания, состоящие из краткого изложения значительных аспектов учетной политики и других пояснений к отчетности. Примечания содержат информацию, дополняющую данные отчета о финансовом положении, отчета о прочих совокупных доходах, отдельного отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях в капитале и отчета о движении денежных средств. Примечания включают описания или детализированные расшифровки статей, раскрытых в указанной отчетности, а также информацию о статьях, не подлежащих признанию в отчетности;

6) отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если предприятие реклас-сифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

В соответствии с § 81 МСБУ1 предприятие может представлять компоненты прибыли или убытка как часть единого отчета о совокупных доходах или в отдельном отчете о прибылях и убытках. Представляемый отчет о прибылях и убытках является частью полного комплекта финансовой отчетности и демонстрируется непосредственно перед отчетом о совокупных доходах.

МСФО разрешает предприятиям использовать наименования отчетов, отличные от тех, которые использованы в МСБУ 1. Таким образом, отечественные названия форм отчетности вполне могут использоваться предприятиями при составлении финансовой отчетности, соответствующей МСФО.

Согласно § 20 МСБУ 34 промежуточные отчеты включают промежуточную финансовую отчетность (сокращенную или полную) за следующие периоды:

- отчет о финансовом положении на конец текущего промежуточного периода и сравнительный отчет о финансовом положении на конец непосредственно предшествующего финансового года. То есть при предоставлении отчетности за I квартал 2012 года необходимо представить баланс по состоянию на 31.03.2012 года и на 31.12.2011 года;

- отчеты о совокупных доходах за текущий промежуточный период и кумулятивно за текущий финансовый год до отчетной даты со сравнительными отчетами о совокупных доходах за сопоставимые промежуточные периоды (текущий и с начала года до отчетной даты) непосредственно предшествующего финансового года. Эта норма свидетельствует о том, что при представлении отчета о финансовых результатах украинскими предприятиями за I полугодие 2012 года, отчет должен быть составлен отдельно за II квартал и нарастающим итогом за I полугодие 2012, а также для сравнения аналогичные периоды 2011 года. То есть необходимо будет пересчитать весь 2011 год по каждому кварталу;

- отчет, отражающий изменения в капитале кумулятивно с начала текущего финансового года до отчетной даты со сравнительным отчетом за сопоставимый период с начала года до отчетной даты непосредственно предшествующего финансового года. При представлении отчетности за I квартал 2012 года необходимо будет представить этот отчет за I квартал 2012 года и за I квартал 2011 года;

- отчет о движении денежных средств кумулятивно за период с начала текущего финансового года до отчетной даты со сравнительным отчетом за сопоставимый период с начала года до отчетной даты непосредственно предшествующего финансового года, то есть, за I квартал 2012 года и за I квартал 2011 года.

С учетом того, что для украинских предприятий, обязанных подавать промежуточную финансовую отчетность по МСФО, это будет первая отчетность по Международным стандартам, такие предприятия должны применять МСФО 1.

Согласно § 6 МСФО 1 предприятия, впервые составляющие отчет по МСФО, должны представить кроме вышеприведенного перечня также и начальный отчет о финансовом положении по МСФО на дату перехода на МСФО. Это значит, что предприятия, избравшие датой перехода на МСФО 01.01.2011 г., должны будут дополнительно представить и баланс на 01.01.2011 г., составленный по МСФО.

В § 15Б МСБУ 34 представлен перечень событий и операций, информацию о которых необходимо раскрыть в отчетности, если они являются значительными: списание запасов до чистой стоимости реализации и реверсивная запись такого списания;

- признание убытка от обесценения финансовых активов, основных средств, нематериальных активов или иных активов и реверсивная запись такого убытка от обесценения;

- реверсивная запись любых резервов по затратам на реструктуризацию;

- приобретение и выбытие объектов основных средств;

- обязательства по приобретению основных средств;

- урегулирование судебных споров;

- исправление ошибок предыдущего периода;

- любое неисполнение обязательств по займам или нарушение кредитного соглашения, не исправленные до конца отчетного периода включительно;

- операции со связанными сторонами;

- переводы между уровнями иерархии справедливой стоимости, используемой при оценке справедливой стоимости финансовых инструментов;

- изменения в классификации финансовых активов в результате изменения назначения таких активов;

- изменения в условных обязательствах и условных активах. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Кроме этого перечня информации о значительных событиях и операциях, предприятие, согласно § 16А МСБУ 34, раскрывает прочую информацию:

- заявление о том, что в промежуточной финансовой отчетности применяются те же принципы учетной политики и методы расчета, что и в последней годовой финансовой отчетности, а при отличии таких принципов учетной политики или методов - описание характера и влияния изменений;

- пояснения в отношении сезонности или цикличности операций за промежуточный период;

- характер и сумма статей, оказывающих влияние на активы, обязательства, капитал, чистый доход или потоки денежных средств, которые являются необычными по своему характеру, размеру или воздействию;

- характер и объем изменений в расчетных оценках сумм, отраженных в предыдущих промежуточных периодах текущего финансового года, или изменений в расчетных оценках сумм, отраженных в предыдущих финансовых годах;

- выпуск, выкуп и погашение долговых и долевых ценных бумаг;

- дивиденды уплаченные (в совокупности или на акцию) отдельно по обыкновенным и прочим акциям;

- информация о сегментах (требуется раскрыть информацию о сегментах в промежуточной финансовой отчетности предприятия только в том случае, если МСФО 8 требует от данного предприятия раскрытия информации о сегментах в своей годовой финансовой отчетности);

- события, последовавшие после окончания промежуточного периода, которые не были отражены в финансовой отчетности за промежуточный период;

- влияние изменений в организационной структуре предприятия, произошедших в течение промежуточного периода, включая объединение бизнеса, приобретение или утрату контроля над дочерними предприятиями и долгосрочные инвестиции, реструктуризацию и прекращенную деятельность. В случае объединения бизнеса предприятие раскрывает информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с МСФО 3. Согласно § 32 МСФО 1 для пояснения того, как переход от предыдущих ОПБУ к МСФО повлиял на финансовое положение предприятия, его финансовые результаты деятельности и движение денежных средств, предприятие при представлении первой промежуточной отчетности должно удовлетворять следующим требованиям в дополнение к требованиям МСБУ 34: а) каждая промежуточная финансовая отчетность должна, если предприятие представляло таковую за сопоставимый промежуточный период непосредственно предшествующего финансового года, включать:

- сверки капитала согласно предыдущим ОПБУ на конец этого сопоставимого промежуточного периода с капиталом согласно МСФО на эту дату;

- сверки его общей совокупной прибыли согласно МСФО за этот сопоставимый промежуточный период (текущей и нарастающим итогом с начала года). Отправной точкой для такой сверки является общая совокупная прибыль согласно предыдущим ОПБУ за этот период или, если предприятие не представляет такой показатель, прибыль или убыток в соответствии с предыдущими ОПБУ;

б) в дополнение ж сверкам, требуемым в пункте «а», первая промежуточная финансовая отчетность предприятия, составленная в соответствии с МСБУ 34, за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО, должна включать следующие сверки или перекрестную ссылку на другой опубликованный документ, включающий эти сверки:

в) сверки капитала, отраженного в отчете согласно предыдущим ОПБУ, с капиталом согласно МСФО на обе следующие даты: дату перехода на МСФО и дату окончания последнего периода, представленного в последней годовой финансовой отчетности предприятия согласно предыдущим ОПБУ;

б) сверку общей совокупной прибыли по МСФО за самый последний период самой последней годовой финансовой отчетности предприятия. Отправной точкой для такой сверки должна быть общая совокупная прибыль согласно предыдущим ОПБУ за тот же самый период или, если предприятие не отражало данный показатель, прибыль или убыток согласно предыдущим ОПБУ.

Сверки, требуемые пунктами «а» и «б» § 32 МСФО 1, должны быть достаточно подробными, чтобы дать возможность пользователям понять существенные корректировки отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе. Если предприятие представляло отчет о движении денежных средств согласно предыдущим ОПБУ, то предприятие также должно пояснить существенные корректировки в отчете о движении денежных средств.

Если предприятие узнало об ошибках, допущенных при использовании предыдущих ОПБУ, в сверках, требуемых пунктами «а» и «б» § 32 МСФО 1, должны быть проведены различия между корректировкой таких ошибок и изменениями в учетной политике.

Если предприятие вносит изменения в свою учетную политику и использование исключений, содержащихся в МСФО 1, оно должно пояснить изменения в каждой такой промежуточной финансовой отчетности и обновить сверки, которые требуются согласно пунктам «а» и «б» § 32 МСФО 1.

Что касается форм отчетности, то, как известно, МСФО их не регламентируют, а только указывают на то, какая информация должна быть там отражена.

Однако Минфин в Приказе N 1591 предписал предприятиям, представляющим отчетность по МСФО, использовать украинские формы отчетности (кроме форм N 5 и N 6), а принадлежность к МСФО будет показывать отметка «v» в соответствующей клеточке в заголовке отчета. В то же время П(С)БУ, в том числе определяющие содержание форм отчетов, не применяются такими предприятиями.

Кстати, из сделанной Минфином оговорки о том, что предприятия, применяющие МСФО, не применяют П(С)БУ, можно сделать два вывода: во-первых, это освобождает от ведения параллельного учета, а во-вторых, как следствие, закрывает путь к формированию отчетности по МСФО трансформацией отчетности, составленной по П(С)БУ.

Таким образом, если предприятие приняло датой перехода 1 января 2011 года, то за I квартал 2012 года состав отчетности, составленной по МСФО, будет следующим.

1. Баланс (в МСФО это отчет о финансовом положении) по состоянию на 01.01.2011 г., 31.12.2011 г., 31.03.2011 г.

2. Отчет о финансовых результатах (аналог в МСФО - отчет о совокупных доходах) за 2011 год, за I квартал 2011 г. и за I квартал 2012 г.

3. Отчет о движении денежных средств за I квартал 2011 г. и за I квартал 2012 г.

4. Отчет о собственном капитале за I квартал 2011 г. и за I квартал 2012 г.

5. Примечания к финансовой отчетности, в которых обязательно должно содержаться четкое и безоговорочное заявление о соответствии финансовой отчетности МСФО.

6. Согласования по балансам: на 01.01.2011 г., 31.12.2011 г., 31.03.2011 г. и по отчетам о финансовых результатах: за 2011 год и за I квартал 2011 г.

Если датой перехода выбрано 1 января 2012 года, то первая промежуточная отчетность должна быть представлена за I квартал 2013 года. Однако Минфин требует от таких предприятий представление «предварительной» отчетности уже за I квартал 2012 года. В таком случае сравнительную информацию за 2011 год они представлять не должны (кроме баланса). Баланс представляется по состоянию на 01.01.2012 г. по требованиям МСФО.

Следует принять во внимание, что украинские формы финансовой отчетности во многом не соответствуют требованиям МСФО, а иногда даже противоречат им.

Примером противоречий может быть наличие «чрезвычайных» статей в отчете о финансовых результатах, чего МСФО не допускают в принципе. Таких противоречий и несоответствий немного, но предприятиям при составлении первой промежуточной отчетности за I квартал 2012 года необходимо тщательно проанализировать требования МСФО к составу финансовой отчетности и внести соответствующие изменения в предложенные Минфином формы, для того чтобы их отчетность соответствовала МСФО.

Список использованных документов

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

Концептуальная основа - Концептуальная основа составления и представления финансовых отчетов

МСБУ 1 - Международный стандарт бухгалтерского учета 1 «Представление финансовой отчетности»

МСБУ 8 - Международный стандарт бухгалтерского учета 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»

МСБУ 34 - Международный стандарт бухгалтерского учета 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО 1 - Международный стандарт финансовой отчетности 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»

МСФО 3 - Международный стандарт финансовой отчетности 3 «Объединение бизнеса»

МСФО 8 - Международный стандарт финансовой отчетности 8 «Операционные сегменты»

Порядок N 1780 - Порядок раскрытия информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины от 30.11.2010 г. N 1780

Приказ N 1591 - Приказ Минфина Украины от 09.12.2011 г. N 1591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету»

Решение N 270 - Решение Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины от 09.02.2012 г. N 270 «Об утверждении разъяснения Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку «О порядке применения части шестой статьи 40 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» относительно раскрытия информации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»

Письмо N 31-08410-07-29/21847 - Письмо Минфина Украины от 05.09.2011 г. N 31-08410-07-29/21847 «О составлении финансовой отчетности»

Письмо N 12-208/1757-14830|31-08410-06-5/30523|04/4-07/702 - Письмо НБУ, Минфина Украины и Государственной службы статистики Украины от 07.12.2011 г. N 12-208/1757-14830|31-08410-06-5/30523|04/4-07/702 «О применении международных стандартов финансовой отчетности»

Письмо N 31-08410-07-27/1445 - Письмо Минфина Украины от 24.01.2012 г. N 31-08410-07-27/1445 «О применении международных стандартов финансовой отчетности»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 16 (850),
16 апреля 2012 г.
Подписной индекс 40783