Насколько важен выбор названия предприятия?

Выбор названия для субъекта хозяйствования - один из ключевых этапов алгоритма создания предприятия наравне с определением юридического адреса. Наименование предприятия является своего рода лицом бизнеса, поэтому выбор названия для предприятия имеет особое значение.

Также необходимо помнить о том, что, по общему правилу, название фирмы и ее торговая марка не являются тождественными понятиями. Иными словами, название фирмы и торговая марка - две большие разницы.

До 2004 года законодательство Украины допускало возможность существования предприятий одинаковой организационно-правовой формы с одинаковым названием (например, и поныне существует несколько фирм с абсолютно одинаковым названием - ООО «Ромашка», ООО «Троянда», ООО «Феникс» и т.д.).

Такая ситуация была следствием того, что каждый административно-территориальный орган вел собственный реестр предприятий, и они не пересекались.

В 2004 году, после вступления в силу нового Закона о госрегистрации, такая возможность исчезла. В настоящий момент открыть фирму с аналогичным названием уже созданного предприятия, даже если это предприятие зарегистрировано в другом городе, не представляется возможным.

Какой орган устанавливает требования по написанию
наименования юридического лица или его обособленного подразделения

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона о госрегистрации требования относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения устанавливаются специально уполномоченным органом но вопросам государственной регистрации.

До 17 апреля 2011 года таким специально уполномоченным органом был Госкомпредпринимательства, в функции которого входили вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (пункты 1, 3, 4 Положения о Госкомпредпринимателъстве).

После оптимизации системы центральных органов исполнительной власти Указом N 1085 Госкомпредпринимательства был ликвидирован, затем Указом N 11681 была создана Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, но в ее функции уже не входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Такие функции, согласно Положению о Минюсте Украины, выполняет Министерство юстиции Украины, которое является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по:

- формированию и обеспечению реализации государственной правовой политики, политики по вопросам банкротства и использования электронной цифровой подписи;

- формированию и обеспечению реализации политики в сфере архивного дела, делопроизводства и создания и функционирования государственной системы страхового фонда документации, в сфере исполнения уголовных наказаний, в сфере защиты персональных данных, в сфере организации принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц);

- вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

- вопросам государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений;

- вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей;

- вопросам регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, уставов, печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности.

Таким образом, с 18 апреля 2011 года2 именно Минюсту Украины поручено регулировать вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Несмотря на то, что Минюсту Украины как специально уполномоченному органу по вопросам государственной регистрации была вменена обязанность устанавливать требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, после вступления в силу Положения о Минюсте Украины никаких нормативных документов данный орган не издавал.

Лишь 5 марта 2012 года Минюстом были утверждены Требования 1С наименовнаию N 368/53, которыми и будут руководствоваться юридические лица и их обособленные подразделения при определении их наименования.

До этого времени субъекты хозяйствования и органы регистрации руководствовались Требованиями к наименованию N 65, которые пока официально не отменены.

Таким образом, сложилась ситуация, когда официально будут действовать два нормативных акта, изданных разными органами исполнительной власти, но по одному и тому же вопросу. В такой ситуации, по общим принципам права, в случае выявления противоречий (коллизии) между положениями разных нормативно-правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, применяются положения нормативно-правового акта, который вступил в силу позднее, или положения того нормативно-правового акта, который устанавливает специальные положения.

В нашей ситуации Требования к наименованию N 65 и Требования к наименованию N 368/5 имеют одинаковую юридическую силу, устанавливают специальные требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, поэтому применяться будут положения Требований к наименованию N 368/5, которые вступили в силу позже.

Анализ норм, предусмотренных в Требованиях к наименованию N 65 и Требованиях к наименованию N 368/5, показал, что особых разночтений данные нормативные документы не содержат, но отличия все же имеются.

В предпринимательских кругах появление Требований к наименованию N 368/5 вызвало такой ажиотаж и панику, что редакция сочла необходимым подробно проанализировать данный документ, поскольку он может непосредственно коснуться любого юридического лица или его обособленного подразделения.

Общие требования к названию юридического лица или его обособленного подразделения

Наименование юридического лица должно содержать информацию о его организационно-правовой форме и название.

Данное требование не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, государственные, коммунальные организации, учреждения. Для них в Требованиях к наименованию N 368/5 предусмотрены специальные правила.

Наименование юридического лица не может быть тождественным наименованию другого юридического лица (п. 1.5 Требований к наимепо-ванию N 368/5). Аналогичное требование содержится и в ч. 5 ст. 90 ГК Украины, согласно которой юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического лица.

Наименования юридических лиц являются тождественными, если в этих наименованиях совпадают и организационно-правовые формы, и названия. Например, не будут тождественными названия: Частное предприятие «Феникс» и Общество с ограниченной ответственностью «Феникс».

Наименование, написанное прописными (большими) буквами, и наименование, написанное большими и маленькими (строчными) буквами, будут одними и теми же наименованиями. Другими словами: наименование юридического лица, написанное большими буквами, тождественно наименованию юридического лица, написанному большими и маленькими буквами, если эти буквы полностью совпадают.

Название юридического лица может состоять из собственного названия юридического лица, а также содержать информацию о цели деятельности, виде, способе образования, зависимости юридического лица и иные сведения в соответствии с требованиями к наименованиям отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, установленных ГК Украины, ХК Украины и законами Украины.

Согласно ч. 2 ст. 81 ГК Украины юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов в соответствии со ст. 87 ГК Украины. Юридическое лицо частного права может создаваться и действовать на основании модельного устава в порядке, определенном законом.

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления.

Название юридического лица не может содержать ссылки на организационно-правовую форму. То есть нельзя в названии предприятия писать «Частное предприятие типа общества с ограниченной ответственностью» или «Общество с ограниченной ответственностью типа Акционерного общества».

Согласно ст. 83 «Организационно-правовые формы юридических лиц» ГК Украины юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом.

Обществом является организация, созданная объединением лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом. Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские (ч. 2 ст. 83 ГК Украины).

Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении ею, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества. Особенности правового статуса отдельных видов учреждений устанавливаются законом (ч. 3 ст. 83 ГК Украины).

Юридическое лицо может иметь, кроме полного наименования, сокращенное наименование. Никаких ограничений по количеству символов

Требования к наименованию N 368/5 не содержат.

Обращаем внимание, на то, что Требования к наименованию N 65 ограничивали полное наименование 182 символами, а сокращенное наименование - 38 символами.

Например, в сокращенном наименовании акционерного общества можно не указывать тип акционерного общества (публичное или частное), а отметить лишь организационно-правовую форму (АО).

Поскольку действующим законодательством не предусмотрены требования к написанию сокращенного наименования, то в таком случае субъект хозяйствования может самостоятельно определить сокращенное наименование. Целесообразно в сокращенных наименованиях акционерных обществ использовать сокращенные названия организационно правовых форм, по типу, ПАО (на украинском языке - ПАТ) и ЧАО (на украинском языке - ПрАТ) соответственно, вместо публичных и частных акционерных обществ.

Наименование юридического лица излагается на государственном языке и дополнительно на английском языке (при наличии) (п. 1.6 Требований к наименованию N 368/5).

Какие запреты вводятся для наименований Согласно п. 1.7 Требований к наименованию N 368/5 в наименовании юридических лиц запрещается использование:

- полных или сокращенных наименований органов государственной власти или органов местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, - в наименованиях юридических лиц частного права; - терминов, аббревиатур, производных терминов, запрет использования которых предусмотрен законами Украины.

Таким образом, только в наименовании юридического лица частного нрава запрещено использование наименований органов государственной власти, местного самоуправления и исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабмином Украины.

Например, указание в наименовании коммунального предприятия информации, указывающей на зависимость от органа государственной власти (учредителя предприятия), не будет противоречить Требованиям к наименованию N 368/5, если данное предприятие создано по распорядительному акту органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления.

Требования к наименованию обособленных подразделений

Наименование обособленного подразделения должно содержать слова «обособленное подразделение» («филиал», «представительство» и т.п.) и указывать на принадлежность к юридическому лицу, создавшему указанное обособленное подразделение.

Остальные требования аналогичны требованиям, предъявляемым к написанию наименования юридических лиц.

Особенности наименования отдельных юридических лиц и их обособленных подразделений

Наименование учреждения должно содержать информацию о характере ее деятельности. Напомним, что учредители организации, которая согласно организационно-правовой форме именуется учреждением, не принимают участия в управлении ею.

Таким образом, в названии юридических лиц, таких, как полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество или производственные кооперативы, не нужно указывать характер деятельности.

Наименование коммунальных предприятий, государственных и коммунальных организаций (учреждений), дочерних предприятий,предприятий потребительской кооперации и предприятий объединений граждан или религиозных организаций могут содержать информацию об учредителях этого юридического лица.

Слово «национальный» используется в наименовании учреждений Украины гуманитарной сферы, которые приобретают статус национального согласно Указу N 451.

Наименование общества не может указывать на принадлежность общества к соответствующим министерствам, другим центральным органам исполнительной власти и общественным организациям.

Наименование полного общества должно содержать имена (наименования) всех его участников и слова «полное общество» или содержать имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания», а также слова «полное общество» (п. 2.5 Требований по наименованию N 368/5).

Наименование коммандитного общества должно содержать имена (наименования) всех полных участников, слова «коммандитное общество» , либо содержать имя (наименование) хотя бы одного полного участника с добавлением слов «и компания», а также слова «коммандитное общество» (п. 2.6 Требований к наименованию N 368/5).

Предприятия, учреждения и организации не имеют права использовать в своих наименованиях термин «кредитный союз» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, которые включают этот термин, если они созданы в ином порядке, нежели предусмотрено Законом о кредитных союзах.

Наименование банка должно содержать слово «банк», а также указание на организационно-правовую форму банка.

Слово «банк» и производные от него разрешается использовать в названии только тем юридическим лицам, которые зарегистрированы Национальным банком Украины как банк и имеют банковскую лицензию. Исключение составляют международные организации, действующие на территории Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховой Радой Украины, и законодательством Украины.

Не разрешается использовать для наименования банка названия, которое повторяет уже существующее название другого банка или вводит в заблуждение относительно видов осуществлямой банком деятельности. Использование в наименовании слов банка «Украина», «государственный», «центральный», «национальный» и производных от них возможно только с согласия Национального банка Украины.

Обособленное подразделение банка использует наименование лишь того банка, обособленным подразделением которого оно является. К названию обособленного подразделения банка может прилагаться наименование местонахождения этого обособленного подразделения.

Наименование пенсионного фонда должно содержать указание на вид фонда, слова «негосударственный пенсионный фонд» или «пенсионный фонд» и должно отличаться от наименований любых других пенсионных фондов, созданных на территории Украины.

Слова «негосударственный пенсионный фонд» и «пенсионный фонд» могут использоваться в названиях юридических лиц, создаваемых в соответствии с Законом о негосударственном пенсионном обеспечении, Пенсионным фондом Украины и его органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в управлении Пенсионного фонда Украины.

В названии корпоративного инвестиционного фонда обязательно указываются слова «корпоративный инвестиционный фонд» и тип, а также вид фонда. Если фонд является венчурным, то это отражается в его названии.

Название «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут использоваться только в отношении организаций, созданных в соответствии с Законом о торгово-промышленных палатах. Другие организации не имеют права использовать в своих названиях слова «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата».

Наименование ассоциаций органов местного самоуправления и их добровольных объединений состоит из двух обязательных частей - общей и индивидуальной.

Общая часть содержит слово «ассоциация» или слово, которым обозначается добровольное объединение ассоциаций, и должна воспроизводить статус ассоциации.

Индивидуальная часть наименования должна отличаться от наименований.уже зарегистрированных в установленном порядке ассоциаций. Индивидуальная часть наименования всеукраинской ассоциации должна содержать название территориального уровня органов местного самоуправления, которые объединяет эта ассоциация.

Слова «страховщик», «страховая компания», «страховая организация» и производные от них разрешается использовать в названии Только тем юридическим лицам, которые имеют лицензию на осуществление страховой деятельности.

Использование слов «государственный», «национальный» или производных от них в названии страховщика разрешается только при условии, что единственным собственником такого страховщика является государство.

Название объединения граждан должно состоять из двух частей - общей и индивидуальной.

Общее название (партия, движение, конгресс, союз, сообщество, объединение, фонд, фундация, ассоциация, общество и т.д.) может быть одинаковым у разных объединений граждан.

Индивидуальное название объединения граждан является обязательным и должно существенно отличаться от индивидуальных названий, зарегистрированных в установленном порядке объединений граждан с таким же общим названием.

Областные, городские, районные организации, первичные ячейки политической партии и другие структурные образования, предусмотренные уставом партии, используют название политической партии с дополнениями, которые определяют их место в организационной структуре политической партии.

Определение «профсоюз» или производные от него могут использовать в своем наименовании лишь те организации, которые действуют на основании Закона о профсоюзах.

Правила написания наименования юридического
лица или его обособленного подразделения

Название юридического лица берется в кавычки и указывается непосредственно после организационно-правовой формы субъекта хозяйствования (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов власти Автономной Республики Крым, государственных, коммунальных организаций, учреждений).

Наличие двойных кавычек не противоречит Требованиям к наименованию N 368/5 к написанию наименования юридического лица. Например, вполне уместно наименование Товариство з обмеженою відповідальністю «Науково-виробниче підприємство «Промтех».

Использование кавычек в наименовании юридического лица не является признаком для определения тождества наименований.

При написании наименования юридического лица используются:

- буквы украинского алфавита - при написании наименования на украинском языке;

- буквы латинского алфавита - при написании наименования на английском языке;

- разделительные знаки и символы: кавычки (« »), точка (.), запятая (,), двоеточие (:), скобки [()], апостроф ('), дефис (-), тире (-), косая черта (/), восклицательный знак (!), знак вопроса (?), номер (N), плюс (+), знак равенства (=), звездочка (*), эт коммерческая (@);

- арабские цифры: (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) и римские (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, L, С, D, М). Использование других символов, знаков препинания в наименовании юридического лица не допускается (например, таких, как: &,<, >, §, ©, ®, ™, a, Z, D, © и т. д.).

В учредительных документах и при заполнении регистрационной карточки используются прописные буквы:

- украинского алфавита (А, Б, В, Г, Ґ, Д, Е, Є, Ж, 3, И, I, Ї, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ь, 10, Я) - при написании наименования на украинском языке;

- латинского алфавита (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, К, L, М, N, О, Р, Q, R, S, Т, U, V, W, X, Y, Z) - при написании наименования на английском языке.

Следует обратить внимание на то, что коммерческие (фирменные) наименования в соответствии со ст. 420 ГК Украины относятся к объектам права интеллектуальной собственности. Нарушение права интеллектуальной собственности, в том числе непризнание этого права или посягательство на него, влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом, другим законом или договором. То есть каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего права интеллектуальной собственности.

Правовой охране подлежит как полное, так и сокращенное коммерческое наименование субъекта хозяйствования, если оно фактически используется им в хозяйственном обороте. В случае если коммерческое наименование субъекта хозяйствования является элементом его торговой марки, осуществляется правовая охрана и коммерческого наименования, и торговой марки.

Нужно ли переименовывать действующие предприятия

Утверждение Минюстом Украины Требований к наименованию N 368/5 никоим образом не влияет на уже зарегистрированные и действующие предприятия и никаких последствий для них не предусматривает. То есть Требования к наименованию N 368/5 будут применяться только к тем субъектам хозяйствования, которые будут подавать документы на регистрацию после вступления настоящих Требований в силу.

Естественно, что никакого отношения к данным Требованиям не могут иметь налоговые органы, которые контролируют названия плательщиков НДС в реестрах выданных и полученных налоговых накладных.

Так, государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, которые поданы для проведения государственной регистрации, если, в частности, документы не отвечают требованиям, которые установлены ч. 7 ст. 8 Закона о госрегистрации, то есть, изложение наименования не соответствует требованиям, установленным специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации (ч. 11 ст. 24 Закона о госрегистрации).

То есть только подача новых документов на госрегистрацию может быть оставлена без рассмотрения государственным регистратором. Вполне понятно, что ни Закон о госрегистрации, ни Требования к наименованию N 368/5 не выдвигают никаких требований по приведению «старых» названий предприятий в соответствие с новыми требованиями.

Коснутся изменения не только вновь регистрируемых предприятий, но и реорганизуемых.

Так, предприятие, созданное в результате реорганизации преобразованием другого предприятия, должно иметь свое наименование, которое не может быть тождественным наименованию действующих предприятий, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Следовательно, процедуры придумывания нового названия не избежать тем реорганизуемым предприятиям, у которых в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей имеются «двойники».

Очередные изменения касаются только государственной регистрации и никоим образом не повлияют на выдачу свидетельств плательщикам единого налога или НДС. Налоговые органы не наделены правом требовать от налогоплательщиков приводить свои названия в соответствие с новым нормативным документом, который издан не ими и не требует никаких перерегистраций уже действующих предприятий.

____________________________

1. Вступил в силу 21.12.2011 г.

2. Дата вступления в силу Положения о Минюсте Украины.

3. Вступил в силу 23.03.2012 г.

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

Закон о кредитных союзах - Закон Украины от 20.12.2001 г. N 2908-Ш «О кредитных союзах»

Закон о негосударственном пенсионном обеспечении - Закон Украины от 09.07.2003 г. N 1057-IV «О негосударственном пенсионном обеспечении»

Закон о профсоюзах - Закон Украины от 15.09.1999 г. N 1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Закон о торгово-промышленных палатах - Закон Украины от 02.12.1997 г. N 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине»

Указ N 451 - Указ Президента Украины от 16.06.1995 г. N 451/95 «О Положении о национальном заведении (учреждении) Украины»

Указ N 1085 - Указ Президента Украины от 09.12.2010 г. N 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти»

Указ N 1168 - Указ Президента Украины от 19.12.2011 г. N 1168/2011 «О Государственной службе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства»

Положение о Минюсте Украины - Положение о Министерстве юстиции Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. N 395/2011

Положение о Госкомпредиринимательстве - Положение о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвержденное Постановлением КМУ от 26.04.2007 г. N 667

Требования к наименованию N 65 - Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства Украины от 09.06.2004 г. N 65

Требования к наименованию N 368/5 - Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Минюста Украины от 05.03.2012 г. N 368/5

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 14 (848),
2 апреля 2012 г.
Подписной индекс 40783