Нюансы исчисления и уплаты экологического налога в 2012 году

(Часть 2. Часть 1 см. в консультации от 20.02.2012 г.)

Экологический налог за размещение отходов в специально отведенных для этого местах

Отходы - это любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их владелец должен избавиться путем утилизации или удаления (ст. 1 Закона об отходах). Полный перечень объектов, которые являются отходами, приведен в Государственном классификаторе отходов ДК 005-96. В зависимости от происхождения отходы подразделяются на отходы производства (промышленные отходы) и на отходы потребления (бытовые отходы).

Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования основных промышленных областей - добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п.

Бытовые отходы - это отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используемые по месту их накопления (ст. 1 Закона об отходах).

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями хранения или размещения в окружающей среде. В соответствии с терминологией, определенной ст. 1 Закона об отходах, опасные отходы - это отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые нуждаются в специальных методах и средствах обращения с ними.

Объектом обложения экологическим налогом за размещение отходов являются объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов (пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 разд. VIII НК Украины).

Субъекты хозяйствования, указанные в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, являются плательщиками экологического налога за размещение отходов, при условии, что вследствие их деятельности осуществляется размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья.

Таким образом, для того чтобы субъект хозяйствования приобрел признак плательщика экологического налога за размещение отходов, необходимо:

- иметь статус субъекта в соответствии с пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины;

- осуществлять размещение отходов;

- иметь специально отведенные места или объекты для такого размещения. Статус субъектов хозяйствования, определенный пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, мы рассматривали в первой части статьи.

Налоговым кодексом Украины дано следующее определение термину «размещение отходов» - это хранение (временное размещение перед утилизацией или удалением) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и др.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Следовательно, если субъект (производитель отходов) не занимается захоронением отходов, то значит, он и не размещает их.

Специально отведенные места или объекты - это места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и др.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или другие операции с отходами (ст. 1 Закона об отходах). Основное назначение специально отведенных мест или объектов - удаление отходов захоронением или обезвреживанием, то есть проведение окончательных операций удаления.

Иными словами, плательщиками экологического налога за размещение отходов являются субъекты хозяйствования, указанные в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, осуществляющие хранение и захоронение отходов в местах или на объектах, на использование которых получено разрешение, где с отходами будет проведена окончательная операция удаления захоронением или обезвреживанием, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья.

Если в результате хозяйственной деятельности у субъекта (производителя отходов) образуются отходы, то возникают несколько способов обращения с ними, в том числе:

- самостоятельное размещение (хранение и захоронение) отходов в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение;

- передача отходов специализированному предприятию, которое размещает отходы в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение;

- утилизация (использование отходов в качестве вторичных материалов или энергетических ресурсов). Субъекты хозяйствования, статус которых определен в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины и которые самостоятельно размещают отходы в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья, являются плательщиками экологического налога за размещение отходов.

При передаче отходов специализированным предприятиям, деятельность которых специально направлена на обращение с отходами, субъекты заключают договор на вывоз и утилизацию отходов (в том числе бытовых и опасных). В состав цены на услуги по удалению отходов должна включаться сумма экологического налога.

Таким образом, специализированные предприятия по удалению отходов должны уплачивать экологический налог за фактически размещенные отходы, образовавшиеся в процессе собственной деятельности, а также за отходы, переданные им для размещения другими предприятиями, организациями (собственниками). При этом предприятия, которые осуществляют услуги по сбору и/или перевозке отходов в специально отведенные места или объекты (как правило, это предприятия коммунального хозяйства), не должны уплачивать экологический налог за отходы, переданные им для таких действий.

В Обобщающей налоговой консультации, утвержденной Приказом N 258, говорится, что места временного хранения отходов, например, для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.

Следовательно, плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются лишь те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или органов на местах.

Размещение, хранение, удаление отходов разрешается при наличии специального разрешения на определенных местными советами территориях в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм (ст. 55 Закона об охране природы и ст. 33 Закона об отходах).

В соответствии со ст. 32 Закона об отходах запрещается осуществлять любую хозяйственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти лимитов на образование отходов и лимитов на размещение отходов.

Если бытовые отходы не размещаются на территории их владельца (производителя), а передаются на договорных началах предприятиям коммунального хозяйства, то владелец (производитель) освобожден от обязанности получать соответствующие лимиты. Процедура выдачи лимитов определена Порядком N 1218.

Законом N 3392, вступившим в силу 01.01.2012 г., предусмотрены следующие документы разрешительного характера в сфере обращения с отходами:

- разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами;

- разрешение на размещение отходов;

- согласование проектов лимитов на образование и размещение отходов;

- специальное разрешение на смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология;

- разрешение на строительство или реконструкцию объекта обращения с отходами.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании подлежат лицензированию операции в сфере обращения с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья (Перечень N 183). Согласно существующей редакции Перечня N 183, действующей с 10.01.2011 г., лицензируется деятельность по сбору и заготовке полимерных отходов и отходов резиновых, в том числе изношенных шин, в качестве вторичного сырья.

Отходы как вторичное сырье - это отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки (ст. 1 Закона об отходах).

Не являются плательщиками налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере (п. 240.5 ст. 250 разд. VIII НК Украины). В соответствии с п. 8 Порядка N 1218 собственники отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья, освобождены от обязанности получать лимиты.

Суммы налога, взимаемого за размещение отходов (Пв), исчисляются налогоплательщиками за налоговый (отчетный) квартал по формуле, приведеной в п. 249.6 ст. 249 разд. VIII НК Украины:

  п
Прв = (сума) (Нпі х Млі х Кт х Ко),
і = 1,

где: Hпі - ставка налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками;

Млі - объем отходов і-того вида в тоннах (т);

Kт - корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов, приведенный в п. 246.5 ст. 246 разд. VIII НК Украины;

Ко - корректирующий коэффициент, равный 3 и применяемый при размещении отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Фактические объемы (Млі) отходов производства определяются на основании материально-сырьевых балансов.

Первичный учет промышленных отходов осуществляется в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации (карточки, журналы, анкеты) с использованием технологической, нормативно-технической, планово-экономической, бухгалтерской и другой документации (п. 4 Порядка N 2034).

Начиная с 1 января 2009 года всем субъектам хозяйствования рекомендовано вести первичный учет отходов по форме N 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», порядок заполнения которой определен в Инструкции N 342.

Информация, приведенная в типовой форме N 1-ВТ, может использоваться для (абзац 4 п. 1.4 Инструкции N 342):

- ведения государственного учета и паспортизации отходов;

- составления административных данных;

- проведения контроля, экспертизы проектов и объектов;

- подготовки технической документации, регистрационных карточек для регистрации мест образования, переработки и удаления отходов;

- проведения инвентаризации;

- утверждения лимитов и получения разрешений на образование и размещение отходов;

- получения лицензий и разрешений на обращение с отходами и упаковкой;

- оперативного решения вопросов обращения с некачественной и опасной продукцией;

- идентификации и паспортизации потенциально опасных объектов и т.п. Фактические объемы (Млі) бытовых отходов определяются на основании минимальных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов согласно Приложению 2 к Правилам N 1070.

Размер ставки налога (Нпі) зависит от класса и уровня опасности отходов и мест (зон) размещения отходов в окружающей природной среде.

Классы опасности отходов указываются в лимитах на их образование и размещение и относятся не к предприятию, а к конкретному виду отходов. Прежде всего, класс опасности отходов зависит от технологии их утилизации. Отходы, для которых не найдена надлежащая технология утилизации, являются объектом паспортизации отходов, в ходе которой и определяется класс опасности. Паспортизация отходов проводится в соответствии с Порядком N 2034. В Украине различают четыре класса опасности отходов:

I - чрезвычайно опасные, (оборудование и приборы, содержащие ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентные лампы и непригодные для применения ядохимикаты и пестициды);

II - высокоопасные (отработанные масла и смазки технические и гидравлические, нефтешламы, растворители органические отработанные);

III - умеренно опасные (аккумуляторы, медицинский фиксаж, отработанные краски, платы испорченные, смолы испорченные, пыль полировальных кругов);

IV- малоопасные (автошины, бытовой мусор1, дефекат, сыворотка, пахта, стеклобой, тара, отходы древесины, малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности).

В случае если класс опасности отходов не определен, по мнению ГНСУ, изложенному в Единой базе налоговых знаний, налогоплательщик должен самостоятельно его определить либо обратиться за соответствующими разъяснениями в СЭС.

В государственном статистическом наблюдении по форме N 1-опасные отходы отражаются отходы I - III классов опасности, в том числе продукция, которая непригодна и содержит вредные вещества (включая пестициды, которые стали непригодны или запрещены к применению).

Ставки налога за размещение отходов (Нпі) приведены в ст. 246 разд. VIII НК Украины.

Так, за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов - оборудования и приборов, которые содержат ртуть, элементы с ионизирующим излучением, ставки налога составляют 431 грн (до 12.01.2012 г.) и 469,36 грн (с 13.01.2012 г.) за единицу (пп. 246.1.1 п.246.1 ст. 246 разд. VIII НК Украины).

За размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов - люминесцентных ламп ставки налога составляют 7,50 грн (до 12.01.2012 г.) и 8,17 грн. (с 13.01.2012 г.) за единицу (пп. 246.1.2 п. 246.1 ст. 246 разд. VIII НК Украины);

За размещение отходов устанавливаемые в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов ставки определены в п. 246.2 ст. 246 разд. VIII НК Украины (табл. 1).

Таблица 1

Класс опасности отходов
 
Уровень опасности отходов
 
Ставка налога, гривень за тонну 
до 12.01.2012 г.  с
13.01.2012 г.* 
Чрезвычайно опасные  700  762,3 
II  Высокоопасные  25,5  27,77 
III  Умеренно опасныем  6,4  6,97 
IV  Малоопасные  2,5  2,72 
Малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности  0,25
 
0,27
 
Примечание.
* Ставки за размещение отходов, устанавливаемые в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов, проиндексированы согласно Закону N 4235

При размещении отходов, на которые не установлен класс опасности, применяется ставка налога, установленная за размещение отходов I класса опасности (п. 246.3 ст. 246 разд. VIII НК Украины).

При размещении отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога, указанные в подпунктах 246.1 - 246.3 ст. 246 разд. VIII НК Украины, увеличиваются в 3 раза (п. 246.4 ст. 246 разд. VIII НК Украины). Коэффициент (Km) к ставкам налога, устанавливаемый в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей среде, приведен в п. 246.5 ст. 246 разд. VIII НК Украины (табл. 2).

Таблица 2

Место (зона) размещения отходов  Коэффициент 
В пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких пределов  3
 
На расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта 

Экологический налог за образование
и временное хранение радиоактивных отходов

Правоотношения в сфере обращения с радиоактивными отходами регулируются Законом об обращении с радиоактивными отходами, Законом о ядерной безопасности, другими законодательными актами.

Базовая терминология, принятая в сфере обращения с радиоактивными отходами, определена в ст. 1 разд. I Закона об обращении с радиоактивными отходами.

Радиоактивные отходы - это материальные объекты и субстанции, активность радионуклидов или радиоактивное загрязнение которых превышает пределы, установленные действующими нормами, при условии что использование этих объектов и субстанций не предусматривается.

Производители радиоактивных отходов - юридические или физические лица, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы.

Хранение радиоактивных отходов - размещение радиоактивных отходов в объект, в котором обеспечивается их изоляция от окружающей среды, физическая защита и радиационный мониторинг, а также возможность последующего извлечения, переработки, перевозки и захоронения.

Источник ионизирующего излучения - физический объект, кроме ядерных установок, содержащий радиоактивное вещество, или техническое устройство, которое создает или в определенных условиях может создавать ионизирующее излучение (ст. 1 разд. I Закона о ядерной безопасности).

Право на обращение с радиоактивными отходами имеют юридические и физические лица, имеющие выданные в установленном порядке разрешения (лицензии) органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление соответствующего вида деятельности. Лицензии выдаются в соответствии с разд. III Закона N 1370 органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности или его территориальным органом. Срок действия лицензий отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии не должен быть менее трех лет и при необходимости может продлеваться по заявлению лицензиата с соблюдением требований подпунктов 22-25 Постановления N 1782.

Не являются плательщиками налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

- до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор на возврат отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию - производителю такого источника (пп. 240.3.1 п. 240.3 ст. 240 разд. VIII НК Украины);

- осуществляют обращение с радиоактивными отходами, которые образовались вследствие Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами (пп. 240.3.2 п. 240.3 ст. 240 разд. VIII НК Украины).

Не являются плательщиками экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-за-грязненных объектов (п. 240.4 ст. 240 разд. VIII НК Украины).

В соответствии с пп. 242.1.5, пп. 242.1.6 п. 242.1 ст. 242 разд. VIII НК Украины объектом и базой обложения экологическим налогом являются:

- объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;

- объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций). Также объектом и базой налогообложения является стоимость (без учета НДС) источников ионизирующего излучения, определяемая с даты приобретения (купли-продажи) этого источника (п. 249.7 ст. 249 разд. VIII НК Украины).

Суммы налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), исчисляют налогоплательщики - эксплуатирующие организации (операторы) атомных электростанций, включая эксплуатирующие организации (операторов) исследовательских реакторов. Такие плательщики рассчитывают сумму экологического налога самостоятельно ежеквартально на основе:

- показателей производства электрической энергии и ставки налога;

- пропорционально объему и активности радиоактивных отходов исходя из фактического объема радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период с учетом корректирующих коэффициентов;

- с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года с учетом корректирующих коэффициентов. Формула для расчета суммы налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) определена в п. 249.7 ст. 249 разд. VIII НК Украины:

АЭС = Оn - Н+ (рнс x С1нс x V1нс + рв x С1в x V1в) + 1/32 (рнс х С2нс - V2нc + pв х С2в х V2в),

где: АЭС - сумма налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, исчисленная за базовый налоговый (отчетный) период, в гривнях с копейками;

On - фактический объем электрической энергии, произведенной за базовый налоговый (отчетный) период эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, кВт-ч (для исследовательских реакторов равен 0);

H - ставка налога, взимаемого за электрическую энергию, произведенную эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, которая пересматривается при необходимости один раз в год, определенная в п. 247.1 ст. 247 разд. VIII НК Украины в размере 0,0063 грн (до 12.01.2012 г.) и 0,0069 грн (до 13.01.2012 г.) за 1 кВт-ч;

1/32 - коэффициент реструктуризации налога за накопленные до 1 апреля 2009 года радиоактивные отходы (коэффициент действует с 1 апреля 2011 года по 1 апреля 2019, в течение другого периода равен 0);

рв - корректирующий коэффициент для высокоактивных отходов, значение которого определено на уровне 50 (п. 247.2 ст. 247 разд. VIII НК Украины);

рнс - корректирующий коэффициент для рреднеак-тивных и низкоактивных отходов, равный 2 (п. 247.2 ст. 247 разд. VIII НК Украины);

С1нс - себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, образованных их производителями за базовый налоговый (отчетный) период, в гривнях с копейками;

С1в - себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) высокоактивных радиоактивных отходов, образованных их производителями за базовый налоговый (отчетный) период, в гривнях с копейками;

С2нс - себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, накопленных их производителями до 1 апреля 2009 года, в гривнях с копейками;

С2в - себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения)высокоактивных радиоактивных отходов, накопленных их производителями до 1 апреля 2009 года, в гривнях с копейками;

V1нс - фактический объем низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, принятых в хранилище эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций за базовый налоговый (отчетный) период, м3 (см3 - для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения);

V1в - фактический объем высокоактивных радиоактивных отходов, принятых в хранилище эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций за базовый налоговый (отчетный) период, м3 (см3 - для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения);

V2нc - фактический объем низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, накопленных в хранилищах эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций до 1 апреля 2009 года, м3 (см3 - для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения);

V2в - фактический объем высокоактивных радиоактивных отходов, накопленных в хранилищах эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций до 1 апреля 2009 года, м3 (см3 - для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения).

Другие налогоплательщики - субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии исчисляют суммы налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов их производителями, пропорционально объему и активности радиоактивных материалов ежеквартально, который уплачивается в общем размере 10 % стоимости (без учета НДС) каждого источника ионизирующего излучения, определяемой с даты приобретения (купли-продажи) этого источника. Стоимость сдачи накопленных до 1 апреля 2009 года радиоактивных отходов для таких субъектов определяется по договорам между производителями радиоактивных отходов и специализированными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами.

Суммы экологического налога взимаются за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Налогоплательщики самостоятельно ежеквартально рассчитывают суммы экологического налога на основании ставок налога и пропорционально сроку хранения таких отходов сверх установленного срока по формуле, определенной в п. 249.8 ст. 249 разд. VIII НК Украины:

Sхранения =N х V х Т хранения

где: Sхранения - сумма налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, исчисленная за базовый налоговый (отчетный) период, календарный квартал, в гривнях с копейками;

N - ставки налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, приведенные в п. 248.1 ст. 248 разд. VIII НК Украины (табл. 3).

V - фактический объем радиоактивных отходов, хранящихся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, куб. м (куб. см - для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения);

Тхранения - количество полных календарных кварталов, в течение которых радиоактивные отходы хранятся сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Таблица 3

Категория отходов  Ставка налога за временное хранение радиоактивных отходов (кроме отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения), гривень за куб. м  Ставка налога за временное хранение радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения, гривень за куб. см 
до 12.01.2012 г.  с 13.01.2012 г.*  до 12.01.2012 г.  с 13.01.2012 г.* 
Высокоактив
ные 
300 000  326 700  10 000  10 890 
Средне
активные и низкоактив
ные 
5 600
 
6 098,4
 
2 000
 
2 178
 
Примечание.
* Ставки налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, проиндексированы согласно Закону N 4235

Согласно п. 250.11 ст. 250 разд. VIII НК Украины контроль за временным хранением радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока возложен на:

- органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности;

- органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины. Такие государственные органы до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подают органам ГНСУ перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц - субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, в результате деятельности которых образовались, образуются или могут образоваться радиоактивные отходы и которые временно хранят такие отходы сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Кроме того, в органы ГНСУ направляется информация о внесении изменений в перечень к 30 числу месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения состоялись (п. 250.4 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

Органы ГНС могут привлекать по предварительному согласованию территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов радиоактивных отходов (абзац 2 п. 250.12 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

Подача отчетности и порядок уплаты экологического налога

Порядок подачи налоговой отчетности и уплаты экологического налога определен ст. 250 разд. VIII НК Украины. Налоговые обязательства по экологическому налогу декларируются за налоговый (отчетный) квартал.

Согласно п. 250.2 ст. 250 разд. VIII НК Украины плательщики налога (кроме определенных п. 240.2 ст. 240 разд. VIII НК Украины) и налоговые агенты самостоятельно составляют налоговые декларации по форме, утвержденной Приказом N 1010, и подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем налогового (отчетного) квартала, в органы ГНСУ за:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками - по месту размещения стационарных источников;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - по месту размещения водных объектов;

- размещение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах - по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов;

- топливо, реализованное налоговыми агентами, - по местонахождению такого налогового агента на налоговом учете в органах ГНСУ;

- образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока - по местонахождению плательщика на налоговом учете в органах ГНСУ. Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина - субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в. атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, то органу ГНСУ, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин - субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций (п. 250.8 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

Плательщики экологического налога за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока одновременно с налоговыми декларациями по экологическому налогу подают копии:

- отчета о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, календарный квартал (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 года);

- отчета о фактических объемах радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Такая отчетность должна быть согласована территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины и территориальными органами центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности. Требования относительно сроков подачи и содержания указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии (пп. 250.7 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

В случае, если:

- налогоплательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), то такой налогоплательщик обязан подать в соответствующий орган ГНСУ по месту расположения стационарного источника загрязнения налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (пп. 250.10.1 п. 250.10 ст. 250 разд. VIII НК Украины);

- налогоплательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (КОАТУУ один и тот же), то такой налогоплательщик может подавать в соответствующий орган ГНСУ одну налоговую декларацию налога за такие источники загрязнения (пп. 250.10.2 п. 250.10 ст. 250 разд. VIII НК Украины);

- налогоплательщик состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещения отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается КОАТУУ по месту нахождения налогоплательщика на налоговом учете (городского совета) (пп. 250.10.3 п. 250.10 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

Если же плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой налогоплательщик должен уведомить об этом соответствующий орган ГНСУ по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан подавать налоговые декларации в соответствии со ст. 250 разд. VIII НК Украины.

Следует отметить, что ГНСУ до конца не определилась, по какой форме и в какие сроки необходимо подавать такое заявление.

ГНАУ в Письме N 8565/6/15-0816 рекомендовала использовать для этих целей форму N 20-ОПП и подавать его до 1 января того года, в котором не планируется осуществлять загрязнение окружающей среды. С другой стороны, в своих консультациях, изложенных в Единой базе налоговых знаний, налоговики предлагают составлять заявление в произвольной форме и подавать его в соответствующий налоговый орган не позднее предельного срока подачи налоговой декларации за I квартал отчетного года.

В соответствии с п. 250.5 ст. 250 разд. VIII НК Украины суммы экологического налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляются одним платежным поручением. Перечисление осуществляется на счета Госказначейства, которое впоследствии распределяет эти средства в соотношении, определенном законом (распределение сумм, поступивших в бюджет, указано в п. 5-1 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БК Украины).

Плательщики налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляют суммы налога в Государственный бюджет. По решению плательщика налога сумма налога может уплачиваться ежемесячно в размере 1/3 части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода (п. 250.6 ст. 250 разд. VIII НК Украины).

Неуплата экологического налога и неподача соответствующей налоговой декларации влекут за собой применение штрафных санкций, предусмотренных статьями 120 и 123 гл. 11 разд. II НК Украины, а также начисление пени.

_______________________

1. В Приложении 2 к Правилам N 1070 приведена норма образования опасных отходов в составе бытовых отходов - 0,01 кг (0,05 л) на 1 чел.

Список использованных документов

БК Украины - Бюджетный кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон N 3392 - Закон Украины от 19.05.2011 г. N 3392-VI «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»

Закон N 4235 - Закон Украины от 22.12.2011 г. N 4235-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов»

Закон о лицензировании - Закон Украины от 01.06.2000 г. N 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

Закон об обращении с радиоактивными отходами - Закон Украины от 30.06.1995 г. N 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами»

Закон об отходах - Закон Украины от 05.03.1998 г. N 187/98-ВР «Об отходах»

Закон об охране природы - Закон Украины от 25.06.1991 г. N 1264-ХII «Об охране окружающей природной среды»

Закон о ядерной безопасности - Закон Украины от 08.02.1995 г. N 39/95-ВР «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»

Закон N 1370 - ЗаконУкраины от 11.01.2000 г. N 1370-XIV «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии»

Постановление N 1782 - Постановление КМУ от 06.12.2000 г. N 1782 «Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии»

Приказ N 258 - Приказ ГНСУ от 16.12.2011 г. N 258 «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов»

Приказ N 1010 - Приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. N 1010 «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога»

Инструкция N 342 - Инструкция по заполнению формы N 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 07.07.2008 г. N 342

Перечень N 183 - Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2001 г. N 183

Порядок N 1218 - Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный Постановлением КМУ от 03.08.1998 г. N 1218

Порядок N 2034 - Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный Постановлением КМУ от 01.11.1999 г. N 2034

Правила N 1070 - Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные Постановлением КМУ от 10.12.2008 г. N 1070

Письмо N 8565/6/15-0816 - Письмо ГНАУ от 06.05.2011 г. N 8565/6/15-0816 «Относительно уведомления об отсутствии объекта обложения эконалогом»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 9 (843),
27 февраля 2012 г.
Подписной индекс 40783