Нюансы исчисления и уплаты экологического налога в 2012 году
(Часть 1. Часть 2 см. в консультации от 27.02.2012 г.)
Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Эта фраза вполне относится и к экологическому налогу. Постоянно мелькает информация, что экологический налог - новый налог, который появился с момента вступления в силу НК Украины. Однако все мы легко узнаем в нем известный сбор за загрязнение окружающей природной среды, который просто «повысили в ранге» до звания налога.
Казалось бы, что с экологическим налогом все ясно и понято, но для некоторых разновидностей этого налога законодатели изменили порядок исчисления и уплаты. Кроме того, наблюдается массовое привлечение контролирующими органами субъектов в ряды плательщиков экологического налога.
В соответствии с пп. 14.1.57 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины экологический налог - это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов:
- выбросов в атмосферный воздух;
- сбросов в водные объекты загрязняющих веществ;
- размещения отходов;
- радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями;
- образовавшихся радиоактивных отходов;
- радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.
На сегодняшний день основные элементы экологического налога установлены в разд. VIII НК Украины.
Плательщики экологического налога
Плательщиками экологического налога, согласно п. 240.1 и п. 240.2 ст. 240 разд. VIII НК Украины, являются субъекты, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
| N п/п | Субъекты | Условия, при которых субъекты являются плательщиками экологического налога |
| 1 | 2 | 3 |
| 1. | Субъекты хозяйствования | Если ими осуществляются: - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения; - сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты; |
| 2. |
Юридические лица, не осуществляющие хозяйственную деятельность | |
| 3. | Бюджетные учреждения | |
| 4. |
Общественные и другие предприятия, учреждения и организации | |
| 5. |
Постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, во время ведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны |
- размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья); - образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные); - временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока |
| 6 |
Перечисленные в пунктах 1 - 5 лица, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства |
Если они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива |
Обязанность по уплате экологического налога в бюджет, а также обязанность предоставлять соответствующую налоговую отчетность за граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства возлагается на налоговых агентов, определенных п. 241.2 ст. 241 разд.VIII НК Украины.
Субъекты хозяйственной деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения, уплачивают экологический налог на общих основаниях.
Вследствие того, что филиалы, представительства и другие обособленные подразделения в соответствии со ст. 55 ХК Украины не имеют статуса субъектов хозяйствования, они не подпадают под определение плательщиков экологического налога.
Не относятся к плательщикам и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и т. п.).
Объект и база обложения экологическим налогом
Объекты и базы обложения экологическим налогом определены ст. 242 разд. VIII НК Украины. К ним относятся:
- объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;
- объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
- объемы и виды (классы) размещаемых отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов;
- объемы и виды топлива, в том числе произведенного из давальческого сырья, реализуемого или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами, кроме: - объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта или реэкспорта и/или переработки на таможенной территории Украины, заверенных надлежащим образом оформленной таможенной декларацией;
- мазута и печного топлива, используемых в процессе производства тепло- и электроэнергии;
- объемы и категория радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранящихся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
- объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).
Ставки экологического налога
Ставки экологического налога установлены ст.ст. 243-248 разд. VIII НК Украины. Ставки экологического налога проиндексированы на начало года согласно Закону N 4235.
Согласно п. 2 подразд. 5 разд. XX «Переходные положения» НК Украины по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим:
- с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 % от ставок, предусмотренных статьями 243-246 разд. VIII НК Украины;
- с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных статьями 243-246 разд. VIII НК Украины;
- с 1 января 2014 года, ставки налога составляют 100 % от ставок, предусмотренных статьями 243-246 разд. VIII НК Украины.
Расчет суммы экологического налога
Порядок расчета экологического налога определен ст. 249 разд. VIII НК Украины. Суммы эконалога исчисляются за налоговый (отчетный) квартал без соблюдения принципа нарастающего итога с начала отчетного года.
Плательщики налога (кроме определенных п. 240.2 ст. 240 разд. VIII НК Украины) и налоговые агенты (определенные пп. 241.2.1 п. 241.2 ст. 241 разд. VIII НК Украины.) самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы экологического налога в бюджет.
Налоговые агенты, определенные пп. 241.2.2 п. 241.2 ст. 241 разд. VIII НК Украины, исчисляют суммы налога на дату подачи таможенной декларации для таможенного оформления.
Пунктом 249.2 ст. 249 разд. VIII НК Украины предусмотрено, что если в ходе проведения хозяйственной деятельности налогоплательщиком осуществляются разные виды загрязнения окружающей среды и/или загрязнения разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества.
Деятельность в сфере обращения с отходами предусматривает получение специальных разрешений и лимитов. По мнению органов ГНСУ, размещенному в Единой базе налоговых знаний, размер экологического налога в случае превышения утвержденных лимитов или в случае их отсутствия не увеличивается. Однако со стороны природоохранительного, водного, земельного законодательства, а также законодательства об охране атмосферного воздуха плательщики эконалога обязаны получать лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на образование и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства.
Рассмотрим более детально объекты и базы обложения эконалогом, а также порядок применения ставок и порядок расчета сумм налога применительно к каждой разновидности экологического налога.
Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух
В зависимости от источника поступления загрязняющего вещества в атмосферу различают загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками и загрязнение передвижными источниками.
Экологиче'ский налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения
В соответствии с пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины стационарный источник загрязнения - это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферу и/ или сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты.
Необходимо отметить, что, по мнению ГНСУ, изложенному в Единой базе налоговых знаний, к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, миниэлектростанции, газосварочное оборудование (установки), работающие на топливе, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ. Для выяснения вопроса об отнесении другого производственного оборудования к стационарным источникам загрязнения налоговые органы предлагают обращаться в территориальные органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. К стационарным источникам загрязнения относятся также отопительные котлы (газовые, жидко- и твердотопливные), которые используются для обогрева зданий и сооружений.
С точки зрения законодательства об охране атмосферного воздуха, субъекты хозяйствования, указанные в п. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, обязаны выяснить вид и количественный состав загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух вследствие осуществления их деятельности. Для этого проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии. Согласно пп. 1.10 Инструкции N 7 такую инвентаризацию выполняют специализированные организации, соответствующие подразделения предприятий, которые имеют определенный опыт работы, техническое оборудование и состоят на учете в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона N 2707 после проведения инвентаризации необходимо получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками - официальный документ, который дает предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям право эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества и их смеси, при условии соблюдения установленных нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного, в разрешении срока.
Разрешение выдается субъекту хозяйствования - владельцу стационарного источника выброса, из которого поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси (п. 2 Порядка N 302).
Кроме того, разрешение выдается субъекту хозяйствования, которое управляет или контролирует оборудование, в том числе лицу, которому в соответствии с законодательством переданы права владеть и пользоваться таким оборудованием, а также обеспечивать его техническое функционирование (п. 1.9 Инструкции N 108).
Другими словами, разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками необходимо получить собственнику или арендатору стационарного источника в зависимости от того, кто эксплуатирует такие объекты.
С точки зрения налогового законодательства, условия выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения не влияют на определение плательщиков экологического налога. В своих консультациях органы ГНСУ настаивают на том, что плательщиками экологического налога в бюджет являются субъекты хозяйствования, которыми непосредственно осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (независимо от получения разрешения на выбросы).
Таким образом, субъекты хозяйствования, указанные в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, приобретают признаки плательщика экологического налога, при условии что вследствие их деятельности образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
В соответствии с пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 разд. VIII НК Украины объектом и базой обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками.
Суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Цв), исчисляются налогоплательщиками за налоговый (отчетный) квартал по формуле, приведенной в п. 249.3 п. 249 разд. VIII НК Украины:
n
Пвс = знак суммы Mi x Hni,
i = 1
где: Мi - фактический объем выброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нni - ставка налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками.
Основанием для расчета налогового обязательства будуі показатели, полученные при инвентаризации и паспортизации (выводы санитарно-эпидемиологических заключений, территориальных подразделений Министерства экологии и природных ресурсов) стационарных источников загрязнения с учетом фактических выбросов.
В пункте 250.12 ст. 250 разд. VIII НК Украины содержится норма, согласно которой органы ГНСУ могут привлекать по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения.
Размер ставки налога (Нni) зависит от степени влияния определенного загрязняющего вещества на здоровье населения и компоненты окружающей среды.
Ставки экологического налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения определены в п. 243.1 ст. 243 разд. VIII НК Украины (табл. 2)
Таблица 2
| Название загрязняющего вещества |
Ставка налога, гривень за тонну | |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| Азота оксиды | 1221 | 1329,67 |
| Аммиак | 229 | 249,38 |
| Ангидрид сернистый | 1221 | 1329,67 |
| Ацетон | 458 | 498,76 |
| Бенз(о)пирен | 1 554 343 | 1 692 679,53 |
| Бутилацетат | 275 | 299,48 |
| Ванадия пятиокись | 4580 | 4987,62 |
| Водород хлористый | 46 | 50,09 |
| Углерода оксид | 46 | 50,09 |
| Углеводороды | 69 | 75,14 |
| Газообразные фтористые соединения | 3023 | 3292,05 |
| Твердые вещества | 46 | 50,09 |
| Кадмия соединения | 9664 | 10524,1 |
| Марганец и его соединения | 9664 | 10524,1 |
| Никель и его соединения | 49 238 | 53 620,18 |
| Озон | 1221 | 1329,67 |
| Ртуть и ее соединения | 51757 | 56 363,37 |
| Свинец и его соединения | 51757 | 56 363,37 |
| Сероводород | 3924 | 4273,24 |
| Сероуглерод | 2550 | 2776,95 |
| Спирт н-бутиловый | 1221 | 1329,67 |
| Стирол | 8916 | 9709,52 |
| Фенол | 5542 | 6035,24 |
| Формальдегид | 3023 | 3292,05 |
| Хром и его соединения | 32 779 | 35 696,33 |
| Примечание. * Ставки экологического налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
Ставки экологического налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в п. 243.1 и на которые установлен класс опасности, определены в п. 243.2 ст. 243 разд. VIII НК Украины (табл. 3).
Таблица 3
| Класс опасности | Ставка налога, гривень за тонну | |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| I | 8733 | 9510,24 |
| II | 2000 | 2178 |
| III | 298 | 324,52 |
| IV | 69 | 75,14 |
| Примечание. * Ставки за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), на которые установлен класс опасности, проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
Ставки экологического налога для загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в п. 243.1 ст. 243 разд. VIII НК Украины и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), применяются в зависимости от установленных ориентировочно-безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов. Такие ставки определены в п. 243.3 ст. 243 розд. VIII НК Украины табл. 4).
Таблица 4
| Ориентировочно-безопасный уровень воздействия веществ (соединений) (миллиграммов на куб. метр) | Ставка налога, гривень за тонну | |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| Меньше 0,0001 | 367 612 | 400 329,47 |
| 0,0001 - 0,001 (включительно) | 31497 | 34 300,23 |
| Более 0,001 - 0,01 (включительно) | 4351 | 4738,24 |
| Более 0,01 - 0,1 (включительно) | 1221 | 1329,67 |
| Более 0,1 | 46 | 50,09 |
| Примечание. * Ставки за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), на которые не установлен класс опасности, проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
Ориентировано-безопасный уровень воздействия - это максимальная концентрация загрязняющего вещества, которая признается ориентировочно-безопасной при воздействии на человека и устанавливается как временный гигиенический норматив допустимого содержания вещества в атмосферном воздухе населенных пунктов. Ориентировано-безопасный уровень воздействия устанавливается на основе кратковременных исследований по соответствующей методике и вступает в силу после утверждения Главным государственным санитарным врачом Украины на ограниченный срок.
Ставка экологического налога за выбросы двуокиси углерода составляет 0,2 грн (до 12.01.2012 г.) и 0,22 грн (с 13.01.2012 г.) за 1 тонну (п. 243.4 ст. 243 разд. VIII НК Украины).
Для загрязняющих веществ (соединений), на которые не установлен класс опасности и ориентировочно-безопасный уровень воздействия (кроме двуокиси углерода), ставки налога устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности согласно п. 243.2 ст. 243 разд. VIII НК Украины (п. 243.5 ст. 243 разд. VIII НК Украины).
Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ
передвижными источниками загрязнения
Подпунктом 14.1.142 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины определено, что передвижной источник загрязнения - это транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.
Такой выброс загрязняющих веществ происходит вследствие использования топлива, поэтому объектом и базой обложения экологическим налогом за выбросы передвижными источниками загрязнения, согласно пп. 242.1.4 п. 242.1 ст. 242 разд. VIII НК Украины, вляются объемы и виды топлива, в том числе произведеного из давальческого сырья, еализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами, кроме: объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта или реэкспорта и/или переработки на таможенной территории Украины, заверенных надлежащим образом оформленной таможенной декларацией; мазута и печного топлива, используемых в процессе производства тепло- и электроэнергии.
Плательщики эконалога за топливо» выделены в отельную категорию согласно п. 240.2 ст. 240 разд. VIII НК Украины. По своей сути - это конечные плательщики экологического налога, которые вляются собственниками или пользователями передвижных источников загрязнения и при приобретении горючего выполяют свое налоговое обязательство, уплачивая экологический налог в составе цены за такое горючее. А экологический налог приобретает признаки непрямого (косвенного) налога, который включается в цену приобретенного товара.
Обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм кологического налога за выбросы передвижными источниками загрязнения в случае спользования топлива возложена на налоговых агентов п. 241.1 ст. 241 разд. VIII НК Украины).
Налоговым агентом признатся лицо, на которое НК Украины возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваемых, предоставлявлению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика. Налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам и имеют права и выполняют обязанности, установленные НК Украины, для налогоплательщиков (п. 18.1 и п. 18.2 ст. 18 разд. I НК Украины).
С 1 октября 2011 года2 к налоговым агентам относятся также субъекты хозяйствования, которые осуществляют:
- торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику или по его доверенности другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика (пп. 241.2.1 п. 241.2 ст. 241 разд. VIII НК Украины);
- ввоз топлива на таможенную территорию Украины (пп. 241.2.2 п. 241.2 ст. 241 разд. VIII НК Украины). Согласно пп. 250.2.2 п. 250.2 ст. 250 разд. VIII НК Украины налоговые агенты - производители топлива составляют и подают налоговые декларации в установленные для квартальной отчетности сроки в органы ГНСУ по месту нахождения такого налогового агента на учете в органах ГНСУ.
Уплата экологического налога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации. Экологический налог за топливо взимается с налоговых агентов - импортеров при ввозе топлива на таможенную территорию Украины.
Налоговые агенты - импортеры обязаны уплатить эконалог до или в день подачи таможенной декларации за счет своих средств. Следует отметить, что, согласно п. 41.3 ст. 41 разд. II НК Украины, порядок контроля таможенными органами за уплатой налогоплательщиками экологического налога устанавливается общим решением центрального органа ГНСУ и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела.
Производители топлива при его продаже на территории Украины, а также его импортеры должны включать сумму экологического налога в базу обложения НДС. Отдельной строкой сумма эконалога в налоговой накладной не выделяется.
Суммы налога, удерживаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения (Пдп), исчисляются налоговыми агентами - производителями самостоятельно ежеквартально исходя из количества фактически реализованного, а для налоговых агентов - импортеров - исходя из количества, фактически ввезенного на таможенную территорию Украины топлива и ставок налога по формуле, которая приведена в п. 249.4 п. 249 разд. VIII НК Украины:
n
i = 1
Пвп = знак суммы Мі х Нni,
где: Mi - количество фактически реализованного (фактически ввезенного на таможенную территорию Украины) топлива і-того вида, в тоннах (т);
Hni - ставки налога в текущем году за тонну і-того вида.
Налоговые агенты - производители топлива определяют фактические объемы реализованного топлива на основании данных первичной бухгалтерской документации. Для импортеров фактические объемы ввезенного на таможенную территорию топлива определяются в соответствии с таможенной декларацией.
Ставки эконалога дифференцированы в зависимости от вида топлива и его воздействия на окружающую природную среду. Для импортеров вид топлива классифицирован по УКТ ВЭД.
Ставки налога за выбросы передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива приведены в ст. 244 разд. VIII НК Украины.
Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае осуществления торговли на таможенной территории Украины топливом собственного производства определены в п. 244.1 ст. 244 разд. VIII НК Украины (табл. 5).
Таблица 5
| Вид топлива | Ставка налога, | гривень за тонну |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| Бензин неэтилированный | 68 | 74,05 |
| Бензин смесевый | 56 | 60,98 |
| Сжиженный нефтяной газ | 92 | 100,19 |
| Дизельное биотопливо | 58 | 63,16 |
| Дизельное горючее с содержанием серы: | ||
| более 0,2 масс. % | 68 | 74,05 |
| более 0,035 масс. %, но не более 0,2 масс. % | 52 | 56,63 |
| более 0,005 масс. %, но не более 0,035 масс. % | 47 | 51,18 |
| не более 0,005 масс. % | 30 | 32,67 |
| Мазут | 68 | 74,05 |
| Сжатый природный газ | 46 | 50,09 |
| Бензин авиационный | 47 | 51.18 |
| Керосин | 58 | 63,16 |
| Примечание. * Ставки за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае осуществления торговли на таможенной территории Украины топливом собственного производства проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае ввоза топлива на таможенную территорию Украины определены в п. 244.2 ст. 244 разд. VIII НК Украины табл. 6.
Таблица 6
| Вид топлива | Код товара согласно УКТ ВЭД | Описание товара согласно УКТ ВЭД |
Ставка налога, гривень за тонну | |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Бензин неэтилирован ный |
2710 11 41 19 2710 11 41 39 2710114199 2710 11 45 99 2710 1149 99 | Бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или менее |
68 |
74,05 |
| Бензин смесевый |
2710 114111 2710 11 41 31 2710 11 41 91 2710 1145 11 2710 11 49 11 | Бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или менее, с содержанием не менее 5 масс.% биоэтанола или этил-трет-бутилового эфира либо их смеси | 56 |
60,98 |
| 2710 11 41 19 2710 11 41 39 2710 11 41 99 2710 11 45 99 2710 11 49 99 | Бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или менее, содержащие менее 5 масс.% биоэтанола или этил-трет-бутйлового эфира либо их смеси | |||
| Сжиженный нефтяной газ |
2711 1100 00 | газ природный сжиженный | 92 |
100,19 |
| 2711 12 1100 | пропан сжиженный, для использования в качестве топлива | |||
| 2711 14 00 00 | этилен, пропилен, бутилен и бутадиен сжиженные | |||
| 2711 19 00 00 | другие газы нефтяные сжиженные | |||
| Дизельное биотопливо | 3824 90 98 00 | биодизель |
58 |
63,16 |
| Дизельное горючее с содержанием серы | тяжелые дистилляты (газойли) с содержанием серы: | |||
| 2710 19 49 00 | более 0,2 масс. % |
68 |
74,05 | |
| 2710 19 4130 2710 19 45 00 | более 0,035 масс. %, но не более 0,2 масс. % |
52 |
56,63 | |
| 2710 19 4120 | более 0,005 масс. %, но не более 0,035 масс. % | 47 | 51,18 | |
| 2710 19 41 10 | не более 0,005 масс. % |
30 |
32,67 | |
| топливо жидкое (мазут) | ||||
| 2710 19 6100 | не более 1 масс. % |
30 |
32,67 | |
| 2710 19 63 00 | более 1 масс. %, но не более 2 масс. % | 47 |
51,18 | |
| 2710 19 65 00 | более 2 масс. %, но не более 2,8 масс. % | 52 | 56,63 | |
| 2710 19 69 00 | более 2,8 масс. % |
68 |
74,05 | |
| Бензин авиационный | 2710 11 31 00 | бензины авиационные |
47 |
51,18 |
| Керосин |
2710 19 21 00 | керосин, используемый в качестве топлива для реактивных двигателей | 58 |
63,16 |
| 2710 19 25 00 |
керосин, используемый в качестве топлива для других видов двигателей, кроме реактивных двигателей | |||
| Примечание. * Ставки за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае ввоза топлива на таможенную территорию Украины проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||||
Экологический налог за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Водные ресурсы обеспечивают все сферы жизни и хозяйственной деятельности человека, являются важной составляющей природных ресурсов, которая в значительной степени определяет возможности развития промышленности и сельского хозяйства, размещения населенных пунктов, организации отдыха и охраны здоровья людей.
Водные отношения в Украине регулируются ВК Украины, Законом об охране природы к другими законодательными актами.
В статье 1 гл. 1 ВК Украины дано определение следующих терминов:
- водный объект - естественный или искусственно созданный элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт);
- загрязнение вод - поступление в водные объекты загрязняющих веществ;
- загрязняющее вещество - вещество, которое привносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека.
За сбросы в водные объекты загрязняющих веществ на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны уплачивается экологический налог.
Сбрасывание (сброс) загрязняющих веществ в водные объекты относится к специальному водопользованию (ст. 48 ВК Украины). Осуществляя сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, субъекты, указанные в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, должны получить разрешение на специальное водопользование (ст. 49 ВК Украины).
Согласно ст. 42 ВК Украины водопользователи могут быть первичными и вторичными.
Первичные водопользова тели - это водопользователи имеющие собственные водоза борные сооружения и соответ ствующее оборудование для забора воды.
Вторичные водопользователи (абоненты) - это водопользователи, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные водь в их системы на условиях, устанавливаемых между ними.
По мнению ГНСУ, размещенному в Единой базе налоговые знаний, вторичные водопользователи могут осуществляй сброс сточных вод в водные объекты также на основание разрешений на специальное водопользование.
Однако Минприроды в Письме N 5515/16/10-11-МП разъяснило, что разрешение на специальное водопользование оформляет лишь первичный водопользователь. Если первичные водопользователь поставляет воду вторичному пользователи и заключает с ним соответствующий договор, то в договоре должны также указываться лимиты сброса загрязняющие веществ. Отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется.
Процедуру согласование и выдачи юридическим и физическим лицам (водопользователям) разрешений на специальное водопользование (в том числе сброс в водные объекты загрязняющих веществ определяет Порядок N 321, В разрешении на специальное водопользование кроме лимита забора воды и лимита использования воды устанавливается лимит сброса загрязняющих веществ.
Субъекты хозяйствования, указанные в пп. 240.1 ст. 240 разд. VIII НК Украины, которые осуществляют сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, будут плательщиками экологического налога, если они:
- первичные водопользователи;
- вторичные водопользователи (в случае заключения с первичным водопользователем договора на поставку воды с указанием лимита сброса загрязняющих веществ);
- водопользователи, поставляющие воду другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды с указанием лимита сброса загрязняющих веществ.
В случае осуществления сбросов промышленных и других сточных вод в системы канализации населенных пунктов плательщиками экологического налога являются водоканалы. Предприятия, которые сбрасывают сточные воды в системы коммунальной или ведомственной канализации, уплачивают водоканалам за услуги водоотведения по заключенным договорам. Плата за услуги водоотведения состоит из возмещения всех расходов водоканала, связанных с транспортировкой и очисткой сточных вод, и экологического налога. Получая сбросы сточных вод и плату за сброс сточных вод от предприятий, водоканалы исчисляют и уплачивают экологический налог.
В соответствии с пп. 242.1.2 п. 242.1 ст. 242 разд. VIII НК Украины объектом и базой обложения экологическим налогом за сбросы в водные объекты загрязняющих веществ являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты.
Суммы налога, взимаемого за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Пс), исчисляются налогоплательщиками за налоговый (отчетный) квартал по формуле, которая приведена в п. 249.5 п. 249 разд. VIII НК Украины:
n
Пс = знак суммы(Млі x Нni - Кос),
i-1
где: Млi - объем сброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нni - ставка налога в текущем году за тонну і-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;
Кос - коэффициент, равный 1,5 и применяемый в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в других случаях коэффициент равен 1).
Фактические объемы (Млі) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты определяются на основании данных первичной документации бухгалтерского учета (журналы учета по формам ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотвода) водоизмерительными приборами и оборудованием», ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотвода) косвенными методами», ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых обратных вод», утвержденные Приказом N 264).
Записи в журнале по типовой форме ПОД-11 ведутся на основании проведения замеров расходов воды водомерами с суммирующим оборудованием и расходомерами (с регистрирующим вторичным прибором или с показывающим оборудованием).
Журнал ПОД-12 применяется на предприятиях, в организациях, цехах, участках, где отсутствует водоизмерительная аппаратура. Первичный учет вод осуществляется по количеству израсходованной электроэнергии на перекачку 1 м3 воды; количеству часов работы насосов и их производительности; количеству производимой продукции.
Журнал ПОД-13 применяется на всех предприятиях (организациях), которые сбрасывают обратные воды в природные водные объекты (поверхностные и подземные), . на поля фильтрации, а также воды, которые передаются в городскую канализацию, и др. Форма применяется для учета количества (массы) ингредиентов, поступающих в водные объекты в составе обратных вод на каждом выпуске.
Размер ставки налога (Нni) зависит от степени воздействия определенного загрязняющего вещества на здоровье населения и компоненты окружающей среды. Ставки налога за сбросы в водные объекты загрязняющих веществ приведены в ст. 245 разд. VIII НК Украины.
Ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты определены в п. 245.1 ст. 245 разд. VIII НК Украины (табл. 7).
Таблипа 7
| Название загрязняющего вещества | Ставка налога, | гривень за тонну |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| Азот аммонийный | 802 | 873,38 |
| Органические вещества (по показателям БПК 5) | 321 | 349,57 |
| Взвеси | 23 | 25,05 |
| Нефтепродукты | 4718 | 5137,9 |
| Нитраты | 69 | 75,14 |
| Нитриты | 3939 | 4289,57 |
| Сульфаты | 23 | 25,05 |
| Фосфаты | 641 | 698,05 |
| Хлориды | 23 | 25,05 |
| Примечание. * Ставки за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
Ставки налога за сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, которые не вошли в п. 245.1 ст. 245 разд. VIII НК Украины и на которые установлены предельно допустимые концентрации или ориентировочно безопасный уровень воздействия, определены в п. 245.2 ст. 245 разд. VIII НК Украины (табл. 8).
Таблица 8
| Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ или ориентировочно безопасный уровень воздействия (миллиграммов на литр) | Ставка налога, гривень за тонну | |
| до 12.01.2012 г. | с 13.01.2012 г.* | |
| До 0,001 (включительно) | 84 033 | 91 511,94 |
| Более 0,001 - 0,1 (включительно) | 60 928 | 66 350,59 |
| Более 0,1 - 1 (включительно) | 10 504 | 11 438,86 |
| Более 1 - 10 (включительно) | 1069 | 1164,14 |
| Свыше 10 | 214 | 233,05 |
| Примечание. * Ставки за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты, на которые установлены предельно допустимые концентрации или ориентировочно-безопасный уровень воздействия, проиндексированы согласно Закону N 4235. | ||
В соответствии со ст. 1 ВК Украины предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воде - это установленный уровень концентрации вещества в воде, выше которого вода считается непригодной для конкретных целей водопользования. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия - это максимальная концентрация загрязняющего вещества, которая признается ориентировочно-безопасной при сбросе в водный объект сточных вод и устанавливается как временный гигиенический норматив допустимого содержания вещества в воде водных объектов. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия устанавливается на основе кратковременных исследований по соответствующей методике и вступает в силу после утверждения Главным государственным санитарным врачом Украины на ограниченный срок.
Согласно п. 245.3 ст. 245 разд. VIII НК Украины за сбросы загрязняющих веществ, на которые не установлены предельно допустимая концентрация или ориентировочно-безопасный уровень воздействия, применяются ставки налога по наименьшей величине предельно допустимой концентрации, указанной в п. 245.2 ст. 245 разд. VIII НК Украины.
Согласно п. 245.4 ст. 245 разд. VIII НК Украины за сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога, указанные в п. 245.1 и п. 245.2 ст. 245 разд. VIII НК Украины, увеличиваются в 1,5 раза. Применение повышающего коэффициента 1,5 к ставке обусловлено тем, что пруды и озера являются водоемами закрытого типа и поэтому восстановление (самоочищение) воды водоемов происходит медленнее.
О порядке исчисления и уплаты экологического налога за размещение отходов (в том числе радиоактивных) мы расскажем в следующем номере журнала.
______________________________
1. Статьями 243 - 246 разд. VIII НК Украины определены ставки для следующих категорий плательщиков эконалога:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (ст. 243);
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения (ст. 244);
- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (ст. 245);
- за размещение отходов в специально отведенных для этого местах (ст. 46).
2. Вступили в действие изменения в НК Украины, внесенные Законом N 3609.
Список использованных документов
ВК Украины - Водный кодекс Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон N 2707 - Закон Украины от 16.10.1992 г. N 2707-ХII «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 21.06.2001 г. N 2556-III
Закон N 3609 - Закон Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины»
Закон N 4235 - Закон Украины от 22.12.2011 г. N 4235-V «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов»
Закон об охране природы - Закон Украины от 25.06.1991 г. N 1264-ХII «Об охране окружающей природной среды»
Инструкция N 7 - Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности Украины от 10.02.1995 г. N 7
Инструкция N 108 - Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды Украины от 09.03.2006 г. N 108
Порядок N 302 - Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный Постановлением КМУ от 13.03.2002 г. N 302
Порядок N 321 - Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный Постановлением КМУ от 13.03.2002 г. N 321
Приказ N 264 - Приказ Госкомстата Украины от 27.07.1998 г. N 264 «Об утверждении типовых форм первичного учета»
Письмо N 5515/16/10-11-МП - Письмо Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 15.03.2011 г. N 5515/16/10-11-МП «О предоставлении разъяснения [относительно сбора за специальное использование воды]»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 8 (841),
20 февраля 2012 г.
Подписной индекс 40783
