Отражаем выбытие основных средств в бухгалтерском и налоговом учете

(Часть 3. Части I, II см. в консультациях от 26.09.2011 г., 03.10.2011 г.)

Обмен основных средств на неподобные активы

Обмен неподобными активами - обычный безденежный обмен (бартер). То есть это предпринимательская операция купли-продажи, проведенная с целью получения экономической выгоды. Следовательно, независимо от того, получена ли в этом случае экономическая выгода или нет, доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете обязательно признаются.

Обмен основных средств на неподобные активы может осуществляться обменом как на активы одного вида (основных средств), так и на активы, относящиеся к другим видам (запасы, нематериальные активы, ценные бумаги и т. д.).

То есть форма обмена основных средств неподобными активами намного шире, нежели при обмене подобными активами, поэтому и встречается гораздо чаще. Решаясь на обмен основных средств на неподобные активы, субъект хозяйствования должен помнить, что договор мены (бартера) отличается от других договоров по некоторым существенным признакам (табл. 1).

Таблица 1

N п/п
 
Существенное отличие договора мены (бартера)  Примечание
 
1.
 
Продаваемый товар не оплачивается денежными средствами
 
То есть, по сути, должен осуществляться равноценный обмен. Если же обменивается неравноценное имущество, то, в соответствии с нормами ч. 3 ст.715 ГК Украины и ч. 3 ст.293 ХК Украины, в договоре следует предусмотреть условие доплаты определенной суммы денежных средств за товар большей стоимости (то есть условие компенсации разницы в цене).
Поэтому и в заключенном договоре, и в первичных документах, сопровождающих выполнение договора, должна быть указана точная цена товара каждой из сторон, а если в договоре предусмотрено условие доплаты, - то расписан и порядок ее осуществления 
2.
 
В бартерном договоре
следует четко оговорить условия поставки
товара
 
На основании этого можно будет определить, какие расходы, связанные с исполнением обязательств по поставке товаров (то есть расходы на транспортировку товаров, на оплату погрузочно-разгрузочных работ, на оплату услуг экспедиторов, на страхование рисков и т.д.), осуществляет та или иная сторона.
В этом случае принятие таких расходов на себя продавцом товара меньшей стоимости позволит сохранить эквивалентность обмена. Кстати, в ч. 5 ст.715 ГК Украины прямо предусмотрена возможность обмена имущества на работы или услуги 
3.
 
Момент перехода права
собственности на обмениваемые товары
по договору мены (бартера) устанавливается
по-особому
 
В части 4 ст.715 ГК Украины определено, что право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств по передаче имущества обеими сторонами. То есть покупатель, получивший товар, будет иметь право собственности на этот товар лишь после того, как осуществит встречную поставку (в отличие, к примеру, от договора
купли-продажи, когда по общему правилу право собственности на товар у покупателя возникает с момента его передачи продавцом). Иное правило может быть установлено законом или договором.
Стороны, желающие оговорить порядок, отличный от общего, в договоре должны установить момент перехода права собственности к каждой стороне (то есть опять-таки четко определить условия поставки). Игнорировать такую
особенность бартерного договора нельзя, поскольку это может привести к нежелательным последствиям. К примеру, при отсутстви в договоре специальных оговорок сторона бартерного договора, которая получила чужой товар, но не передала свой, распоряжаться полученным товаром не может 

Нужно заметить, что в настоящее время в налоговом законодательстве понятие «бартерная (товарообменная) операция» претерпело существенные изменения в сравнении с Законом о налогообложении прибыли (табл. 2).

Таблица 2

НК Украины  Закон о налогообложении прибыли 
Бартерная (товарообменная) операция - хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги)
в неденежной форме в рамках одного договора (пп. 14.1.10 п. 14.1 ст. 14 разд. I)
 
Бартер (товарный обмен) - хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, отличной от денежной, включая
любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление
денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг) (п. 1.19 ст. 1

Таким образом, НК Украины признает бартерной (товарообменной) операцией лишь проведение неденежных расчетов по одному договору. Хотя ранее налоговое определение бартера в Законе о налогообложении прибыли толковалось гораздо шире, нежели определение операций, которые можно проводить по бартерным договорам, в понимании гражданского и хозяйственного законодательства. То есть любые виды зачета и погашения взаимной задолженности также приравнивались к бартеру.

В общем, на дату, если одна из сторон намеревалась провести зачет, сообщив об этом желании другой стороне, либо если зачет был оформлен каким-либо иным образом (например, внесением изменений в договоры или составлением двустороннего акта о проведении зачета), в налоговом понимании такой вид зачета приравнивался к бартеру. Так что описанная схема просто отсрочивала появление бартера в налоговом учете.

Однако в гражданском законодательстве все обстоит по-другому. Так, согласно ст. 601 «Прекращение обязательства зачетом» ГК Украины:

1. Обязательство прекращается зачетом встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования;

2. Зачет встречных требований может осуществляться по заявлению одной из сторон.

То есть, в юридическом смысле, встречные договоры так и остаются обычными договорами купли-продажи, а зачет будет считаться не расчетом по существующим договорам, а способом прекращения обязательств.

Следовательно, в настоящее время в налоговом законодательстве бартерные (товарообменные) операции приведены в соответствие с гражданским и хозяйственным законодательством, поэтому не все неденежные расчеты будут приравниваться к бартеру.

Порядок отражения в налоговом учете обмена основных средств
на неподобный объект

Мы уже отмечали, что обмен основных средств может осуществляться плательщиком налога на прибыль не только на основные средства, но и на другие виды активов.

Независимо от вида обмена плательщику налога на прибыль нужно знать, как отразить в налоговом учете не только выбытие объекта основных средств, но и поступление взамен него другого объекта (объектов) основных средств, запасов, ценных бумаг и т. д.

Обмен неподобными объектами основных средств

Налог на прибыль. При обмене объекта основных средств на другой объект основных средств плательщику налога на прибыль нужно руководствоваться п. 146.10 ст. 146 разд. III НК Украины, которым предусмотрено, что первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного в обмен (или частичный обмен) на неподобный объект, равна амортизируемой стоимости переданного объекта основных средств за вычетом сумм накопленной амортизации, увеличенной/уменьшенной на сумму средств или их эквивалента, переданную/полученную при обмене, но не выше обычной цены объекта основных средств, полученного в обмен.

Объект основных средств, полученный в обмен на неподобный актив, будет амортизироваться в налоговом учете аналогично приобретенному объекту за денежные средства.

Налог на добавленную стоимость. Операции по обмену неподобными объектами основных средств признаются поставкой товаров и являются объектом налогообложения.

База обложения НДС при осуществлении обмена неподобными объектами определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

С учетом неденежной формы оплаты датой возникновения налоговых обязательств при обмене неподобными объектами является дата отгрузки товаров (в нашем случае - основных средств).

Момент возникновения налогового кредита по договору мены определяется по общим правилам, установленным п. 198.2 ст. 198 разд. V НК Украины, но с учетом неденежного характера таких операций. То есть датой возникновения права налогоплательщика на налоговый кредит по товарообменным операциям будет дата получения налоговой накладной, подтверждающей факт приобретения товаров (работ, услуг).

Согласно п. 198.3 ст. 198 разд. V HК Украины налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, и состоит, в частности, из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 разд. V НК Украины, в течение такого отчетного перибда в связи с приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли использовать такие основные средства в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Обмен объекта основных средств на материальные
ценности (запасы)

Налог на прибыль. В налоговом учете при обмене объекта основных средств на материальные ценности следует руководствоваться общими нормами купли-продажи товаров (имущества).

Так, согласно п. 153.10 ст. 153 разд. III НК Украины, доходы и расходы от проведения товарообменных (бартерных) операций определяются согласно договорной цене такой операции, но не ниже (выше) от обычных цен.

Конечно же, ни у кого не возникнет сомнений, что при отражении дохода, возникающего при проведении бартерной операции, следует ориентироваться на обычную цену. Такая цена, как известно, определяется в соответствии с требованиями п. 1.20 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли, который, согласно пп. 2 п. 2 разд. XIX НК Украины, действует до 01.01.2013 г., а доход исчисляется по большей из цен - договорной или обычной.

Операция выбытия основных средств будет отражаться в Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия свернуто, то есть либо прибыль (в составе доходов), либо убыток (в составе расходов).

Так, согласно п. 146.13 ст. 146 разд. III НК Украины, сумма превышения доходов от продажи или иного отчуждения над балансовой стоимостью отдельных объектов основных средств включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи или иного отчуждения включается в расходы плательщика налога.

А вот себестоимость приобретенных товаров путем обмена на основные средства, в соответствии с п. 138.6 ст. 138 разд. III НК Украины, будет формироваться согласно цене их приобретения с учетом ввозной таможенной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи.

В ситуации с полученными в обмен на основные средства материальными ценностями ситуация в отношении обычной цены повторяется с точностью до наоборот. То есть первоначальная стоимость по таким материальным ценностям должна быть исчислена по наименьшей из цен - договорной или обычной.

Налог на добавленную стоимость. Для операций, связанных с обменом неподобными активами, специальных правил взимания НДС и признания налогового кредита не предусмотрено.

Правда, суммы НДС по бартерным договорам, «уплаченные» покупателями товаров (работ, услуг) продавцам в предыдущих налоговых периодах, не всегда получится включить в расчет бюджетного возмещения. Напомним, что проблема с толкованием термина «уплата суммы НДС» появилась не только после вступления в силу НК Украины, но существовала до этого при применении подпункта «а» пп. 7.7.2 п. 7.7 ст. 7 Закона о НДС.

В общем, ГНАУ категорически против того, чтобы считаті уплатой суммы НДС «бартерную» операцию и включаті ее в расчеты для бюджетногс возмещения НДС. Например, в Письме N 18527/7/16-1517-27 ГНАУ пришла к выводу, что не учитываются в расчете суммы бюджетного возмещения суммы НДС, начисленные на стоимость товаров (услуг), приобретенных в рамках бартерных (товарообменных) операций, а также по иным аналогичным договорам, не предусматривающим денежнук оплату за полученные товарк (услуги).

Иного мнения придерживается Высший административный суд Украины, который в Определении N К-18318/07 пришел к выводу, что Законом о НДС не предусмотрено, что оплата должна проходить именно в денежной форме. То есть действие подпункта «а» пп. 7.7.2 п. 7.7 ст. 7 Закона о НДС распространяется также и на бартерные операции, в составе которых уже учтен НДС, начисленный в соответствии с п. 4.2 ст. 4 указанного Закона.

Напомним, что п. 200.4 ст. 200 разд. V НК Украины предусмотрено, что если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласие п. 200.1 ст. 200 разд. V НК Украины, имеет отрицательное значение, то бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а при получении от нерезидента услуг на таможенной территории Украины - сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем услуг.

Порядок отражения в бухгалтерском учете обмена основных средств
на неподобный объект

П(С)БУ 7 дает определение только подобным (однородным) объектам, а к неподобным объектам относит методом исключения все остальные объекты, которые не являются подобными (однородными).

Напомним, что подобные (однородные) объекты - это объекты, которые имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость (п. 4 П(С)БУ 7).

Особенностью бухгалтерского учета бартерных операций неподобными активами является то, что доход по таким операциям у предприятия возникает.

Обращаем внимание на то, что по неподобным активам в П(С)БУ 15 никаких оговорок или запретов на признание дохода нет. Поэтому в случае обмена основных средств на неподобные активы финансовый результат по такому обмену нужно формировать.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в обмен на неподобный актив, равна остаточной стоимости переданного немонетарного актива, увеличенной (уменьшенной) на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана (получена) при обмене (п. 13 П(С)БУ 7).

Погашение задолженностей по бартерному договору осуществляется после проведения балансирующей операции зачетом взаимных требований.

Все расходы предприятия, связанные с получением по бартеру объектов основных средств (подобных и неподобных), как и в общем случае, собираются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а после ввода их в эксплуатацию списываются на соответствующие субсчета счета 10. Пример 1. По договору мены. ООО «Ромашка» передает в сентябре 2011 года ООО «Камелия» принтер в обмен на ксерокс. Первоначальная стоимость переданного принтера - 3000 грн, сумма начисленного износа - 1000 грн. Ликвидационная стоимость по принтеру не определялась.

Сумма доплаты за получаемый ксерокс составляет 600 грн. Обычная цена договора по обеим объектам составляет 3000 грн (в том числе НДС - 500 грн).

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Ромашка» обмена неподобными объектами основных средств приведен в табл. 3.

Таблица 3

N п/п  Содержание хозяйственной операции  Сумма, грн

 
Бухгалтерский учет  Налоговый учет
 
дебет
 
кредит
 
доход, грн  расходы, грн 
1.
 
Списание суммы износа при переводе принтера в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  1000
 
131
 
104
 


 


 
2.
 
Отражение перевода принтера в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  2000
 
286
 
104
 
-
 
-
 
3.
 
Отгрузка принтера предприятию «Камелия»  2400
 
377
 
712
 
-
 
-
 
4.
 
Начисление налогового обязательства по НДС  400
 
712
 
641/
НДС 
-
 
-
 
5.
 
Списание остаточной стоимости принтера  2000
 
943
 
286
 
500*
 
-
 
6.
 
Получение ксерокса по бартерному договору  2500
 
152
 
631
 
-
 
-
 
7.
 
Начисление налогового кредита по НДС согласно налоговой накладной  500
 
641/ НДС  631
 
-
 
-
 
8.
 
Отражение доплаты за ксерокс ООО «Камелия»  600
 
631
 
311
 
-
 
-
 
9.  Зачет задолженности  2400  631  377 
10.  Ввод ксерокса в эксплуатацию  2500  104  152 
11.  Определение финансового результата  2000  712  793 
2000  793  943 
12.
 
Начисление амортизации в следующем месяце после ввода ксерокса в эксплуатацию (годовая норма амортизации - 20 %)  41,67
 
92
 
131
 


 
41,67**
 
Примечания. * Сумма превышения доходов над балансовой стоимостью объекта основных средств от такой продажи или иного отчуждения включается в доходы налогоплательщика согласно абзацу 1 п. 146.13 ст. 146 разд. III HК Украины. В нашем случае: 3000 (договорная цена) - 500 (НДС) - 2000 (балансовая стоимость принтера) = 500 (грн). ** Первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного в обмен на неподобный объект, равна амортизируемой стоимости переданного объекта основных средств (3000 грн) за вычетом сумм накопленной амортизации (1000 грн), увеличенной на сумму средств, переданную при обмене (500 грн), но не выше обычной цены объекта основных средств, полученного в обмен (2500 грн без НДС). Следовательно, в налоговом учете будет амортизироваться ксерокс стоимостью 2500 грн. Амортизация за месяц составит 41,67 (грн): [2500 х 20 (%) : 12 (мес.)]. Ликвидационная стоимость по ксероксу также не определялась. 

Далее предположим, что ООО «Ромашка» приняло решение обменять основное средство на товар.

Пример 2. По договору мены ООО «Ромашка» передает в сентябре 2011 года ООО «Гвоздика» стол компьютерный в обмен на ксероксную бумагу (25 пачек). Первоначальная стоимость переданного стола компьютерного - 2000 грн, сумма начисленного износа - 500 грн. Ликвидационная стоимость по столу компьютерному не определялась. Обычная цена по передаваемому столу компьютерному - 1800 грн (в том числе НДС - 300 грн). Обычная цена пачки бумаги - 48 грн (в том числе НДС - 8 грн). ООО «Гвоздика» доплачивает ООО «Ромашка» 360 грн за получаемый стол компьютерный.

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Ромашка» обмена объекта основных средств на товар приведем в табл. 4.

Таблица 4

N п/п  Содержание хозяйственной операции  Сумма, грн  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
дебет  кредит  доход,
грн 
расходы, грн 
1.
 
Списание суммы износа при переводе стола компьютерного в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  500
 
131
 
106
 


 


 
2.
 
Отражение перевода стола компьютерного в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  1500
 
286
 
106
 


 


 
3.
 
Отгрузка стола компьютерного предприятию «Гвоздика»  1800
 
377
 
712
 
-
 
-
 
4.
 
Начисление налогового обязательства по НДС  300
 
712
 
641/
НДС 
-
 
-
 
5.
 
Списание остаточной стоимости стола компьютерного  1500
 
943
 
286
 
-*  -*
 
6.
 
Получение ксероксной бумаги по бартерному договору  1200**
 
209
 
631
 
-
 
-
 
7.
 
Начисление налогового кредита по НДС согласно налоговой накладной  240
 
641/НДС
 
631
 
-
 
-
 
8.
 
Получение доплаты за стол компьютерный  360
 
311
 
377
 
-
 
-
 
9.  Зачет задолженности  1440  631  377 
10.  Определение финансового результата  1500  712  793 
1500  793  943 
Примечания. * В нашем случае нет ни прибыли, ни убытка: 1800 (договорная цена) - 300 (НДС) - 1500 (балансовая стоимость принтера) = 0 (грн), поэтому ни доходы, ни расходы в Налоговой декларации по налогу на прибыль не отражаются. ** Так как приобретена ксероксная бумага не для продажи, а для использования в хозяйственной деятельности, то мы ее оприходовали на субсчет 209 «Прочие материалы». По мере использования такой бумаги будут признаваться расходы в бухгалтерском и налоговом учете согласно актам на списание ценностей. 

Внесение основных средств в уставный капитал другого предприятия

Операция по внесению средств или имущества (в частности, основных средств) в уставный капитал юридического лица в обмен на эмитированные им корпоративные права считается прямой финансовой инвестицией (подпункт «б» пп. 14.1.81 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Финансовые инвестиции - хозяйственные операции, предусматривающие приобретение корпоративных прав, ценных бумаг, деривативов и/или других финансовых инструментов. Финансовые инвестиции подразделяются на:

- прямые инвестиции - хозяйственные операции, предусматривающие внесение средств или имущества в обмен на корпоративные права, эмитированные юридическим лицом при их размещении таким лицом;

- портфельные инвестиции - хозяйственные операции, предусматривающие покупку ценных бумаг, деривативов и других финансовых активов за средства на фондовом рынке или биржевом товарном рынке. Основные средства как материальные активы, которые используются в каких-либо операциях, по определению пп. 14.1.244 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины относятся к товарам.

При внесении имущества участниками (учредителями) хозяйственного общества в его уставный капитал происходит передача прав собственности на такое имущество за компенсацию в виде корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в уставном фонде), эмитированных юридическим лицом.

Взнос отдельных объектов основных средств плательщика налога в уставный фонд другого юридического лица в обмен на его корпоративные права, в соответствии с пп. 146.17.1 п. 146.17 ст. 146 разд. III НК Украины, приравнивается к продаже товаров, следовательно, корпоративные права, на которые осуществляется обмен основных средств, признаются соответствующей компенсацией.

Для справки отметим, что первоначальной стоимостью основных средств, включенных в уставный капитал предприятия, признается их стоимость, согласованная учредителями (участниками) предприятия но не выше обычной день (п. 146.8 ст. 146 разд. III HК Украины).

Согласно пп. 14.1.90 п. 14.1 ст. 14 разд. I HК Украинь корпоративные права - это права лица, часть которогс определяется в уставном фон де (имуществе) хозяйственной организации, включающие правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последней в соответствии с законом, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами.

В отношении НДС укажем что операции по передаче ос новных средств в уставные капитал юридического лищ облагаются НДС на общих ос нованиях.

В соответствии с п. 4 П(С)БУ 2 активы, удерживав мые предприятием с цельк увеличения прибыли (про центов, дивидендов и т. п.) роста стоимости капитала илг других выгод для инвестора считаются финансовыми инве стициями. Финансовые инвестиции на период более одного года, а также все инвестиции, которые не могут быть свободно реализованы в какой-либо момент, рассматриваются как долгосрочные фининвестиции (п. 17 П(С)БУ 2).

Это означает, что в бухгалтерском учете предприятия, передающего основные средства в качестве взноса в уставный капитал другого предприятия, такая операция классифицируется как долгосрочная финансовая инвестиция. Для обобщения информации о наличии и движении долгосрочных инвестиций (вложений) в уставные фонды других предприятий предназначен одноименный счет 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции».

Передача объектов основных средств в уставный капитал другого предприятия проводится по стоимости, согласованной учредителями (участниками) и зафиксированной в учредительном договоре. Эта стоимость и будет считаться справедливой стоимостью переданных активов, по которой в данном случае определяется себестоимость фининвестиции.

На практике зачастую оценочная (справедливая) стоимость таких активов не совпадает с их остаточной стоимостью на момент передачи. Следовательно, возникает ситуация, когда стоимость, по которой объект оценен участниками, может не соответствовать оценке, по которой он числится у передающей стороны.

Если разница между оценочной (справедливой) и остаточной стоимостью переданных основных средств положительна, то инвестор признает доход. Если указанная разница отрицательна, то она подлежит включению в состав расходов инвестора.

Пример 3. Согласно учредительному договору участник вносит вклад в уставный капитал другого предприятияоснов-ными средствами - станком, первоначальная стоимость которого составляет 15 000 грн, износ - 3500 грн. Расходы по демонтажу и перевозке станка составили 1600 грн. Справедливая стоимость станка, согласованная учредителями, составила 16 200 грн.

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете внесения станка в уставный капитал другого предприятия поивелем в табл. 5.

Таблица 5

N
п/п 
Содержание хозяйственной операции  Сумма, грн  Бухгалтерский учет  Налоговый учет
 
дебет
 
кредит
 
доход, грн  расходы, грн 
1.
 
Списание суммы износа при переводе станка в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  3 500
 
131
 
104
 
-
 
-
 
2.
 
Отражение перевода станка в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи  11500
 
286
 
106
 
-
 
-
 
3.
 
Отгрузка станка другому предприятию (эмитенту корпоративных прав) с одновременным признанием долгосрочной финансовой инвестиции  16 200
 
14
 
712
 


 


 
4.
 
Начисление налогового обязательства по НДС  2 700
 
712
 
641/
НДС 
-
 
-
 
5.  Списание остаточной стоимости станка  11500  943  286  2000* 
6.  Определение финансового результата  13 500  712
 
793
 
-
 
-
 
11500  793  943 
Примечание. * Сумма превышения дохода над балансовой стоимостью объекта основных средств от продажи или иного отчуждения включается в доход налогоплательщика согласно абзацу 1 п. 146.13 ст. 146 разд. III НК Украины. В нашем случае: 16 200 (договорная Цена) - 2700 (НДС) - 11 500 (балансовая стоимость принтера) = 2000 (грн). 

Кража (хищение) основных средств

Воровство на предприятиях у нас пока не стало редкостью. К сожалению, хищения происходят как на предприятиях государственной и коммунальной форм собственности, так и у субъектов хозяйственной деятельности частной формы собственности.

Хищения и кражи - чрезвычайные события в деятельности субъекта хозяйствования. Следовательно, руководству предприятия необходимо помнить, что при установлении факта хищения объекта основных средств нужно, прежде всего, сообщить об этом правоохранительным органам.

На предприятии, где произошла кража, необходимо сразу же после того, как представители правоохранительных органов осмотрят место преступления, провести инвентаризацию и установить точно, что пропало. Такое требование содержится в подпункте «г» п. 3 Инструкции N 69.

Инвентаризацию следует проводить по всем правилам, скрупулезно соблюдая каждый пункт Инструкции N 69. На основании сличительных ведомостей и ведомостей результатов инвентаризации предприятие определяет размер прямых убытков от кражи.

После этого нужно подать в милицию заявление о возбуждении дела о краже, которое подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Заявление после рассмотрения в милиции должно быть возвращено на предприятие с решением о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении.

Основанием для списания украденного объекта основных средств служит заявление с решением о возбуждении уголовного дела о краже. Оформляется списание украденного объекта актом на списание основных средств (автотранспортных средств), который подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. Бухгалтер предприятия прикладывает к этому документу вышеупомянутое заявление и вносит запись о списании объекта в инвентарную карточку учета основных средств (ф. N ОЗ-6), опись инвентарных карточек по учету основных средств (ф. N ОЗ-7), карточку учета движения основных средств (ф. N ОЗ-8) и в инвентарный список основных средств (ф. N ОЗ-9).

Порядок отражения в налоговом, учете хищения
(кражи) основных средств

Налог на прибыль. В случае если по не зависящим от налогоплательщика обстоятельствам основные средства (их часть) похищены, налогоплательщик, согласно п. 146.16 ст. 146 разд. III HК Украины, в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму амортизируемой стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта основных средств.

В том случае, если виновное в хищении лицо будет найдено, при получении возмещения от него плательщик налога на прибыль увеличивает доход. Сумма компенсации виновного лица определяется на основании Порядка N 116 и, как правило, превышает сумму нанесенного ущерба.

Согласно пп. 136.1.5 п. 136.1 ст. 136 разд. III HК Украины не учитываются для определения объекта налогообложения суммы средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда либо в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законом, а также суммы возмещения морального вреда по решению Европейского суда, если они не были отнесены таким плательщиком налога в состав расходов или возмещены за счет средств страховых резервов.

Налог на добавленную стоимость. Если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются без согласия налогоплательщика, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством, то такая ликвидация основных средств для целей налогообложения не рассматривается как поставка, согласно п. 189.9 ст. 189 разд. V НК Украины, и налоговое обязательство по НДС не начисляется, а налоговый кредит не корректируется.

Полученное возмещение от виновного лица также не облагается НДС, потому что не соответствует термину «поставка товаров», приведенному в пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 разд. I HК Украины:

«Поставка товаров - любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда».

Естественно, что хищение (кража) основных средств не подпадает ни под один вид передачи права на расцоряжение основными средствами собственнику, приведенному в пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 разд. I HК Украины.

Порядок отражения в бухгалтерском учете хищения (кражи)
основных средств

Для целей бухгалтерского учета украденные объекты основных средств не могут считаться активами предприятия, поскольку предприятием они больше не контролируются. В соответствии с п. 33 П(С)БУ 7 их необходимо списать.

Расходы по возмещению ущерба предприятия списываются на виновное лицо, а если оно не установлено или в возмещении ущерба предприятию отказано судом, то расходы относятся на убытки предприятия.

Согласно П(С)БУ 3 к чрезвычайным расходам относят невозмещенные потери от чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожаров, техногенных аварий и т. п.), поэтому, по мнению автора, потери от хищений (кражи) также следует отразить на субсчете 993 «Прочие чрезвычайные расходы», а также на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

Хищение части объекта основных средств тоже найдет свое отражение в учете. Для этого необходимо первоначальную (переоцененную) стоимость объекта и износ уменьшить на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта (п. 35 П(С)БУ 7).

Другими словами, первоначальную стоимость объекта основных средств и износ распределяют между оставшейся и похищенной частями на конец месяца. При этом базой распределения может выступать, например, восстановительная стоимость похищенной части объекта основных средств.

Судом может быть вынесено решение по частичному возмещению ущерба предприятию.

Размер убытков, подлежащих взысканию с виновного лица, исчисляется в соответствии с Порядком N 116.

Размер убытков от хищения, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется по балансовой стоимости этих ценностей (с вычетом амортизационных отчислений), но не ниже 50 % балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые определяет ежемесячно Госкомстат, соответствующего размера НДС и размера акцизного сбора по формуле:

РЗ = [(Бв - А) х Iінф + ПДВ + Азб] х 2 + Вп + Вр,

где: РЗ - размер убытков (в гривнях);

Бе - балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей (в гривнях);

А - амортизационные отчисления с даты начала эксплуатации (в гривнях);

Пнф - общий индекс инфляции, рассчитываемый с даты начала эксплуатации на основании определенных ежемесячно Госкомстатом индексов инфляции;

ПДВ - размер налога на добавленную стоимость (в гривнях);

Азб - размер акцизного сбора (в гривнях);

Вп - фактические расходы предприятия для восстановления поврежденных или приобретения новых материальных ценностей (в гривнях);

Вр - фактическая стоимость работ по восстановлению (расходы на доставку материалов и устранение повреждений) по ценам на день совершения правонарушения (в гривнях).

Показатели Вп и Вр применяются для определения размера убытков от хищений, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей и соответствующих расходов, необходимых для восстановления поврежденных или приобретения новых материальных ценностей на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях и организациях, где такое восстановление необходимо для последующего продолжения работы.

Пример 4. ООО «Каскад» обнаружило кражу трех ноутбуков. Первоначальная стоимость похищенных ноутбуков составила 12 500 грн. Сумма начисленного износа в бухгалтерском и налоговом учете - 8000 грн, остаточная стоимость - 4500 грн. По факту кражи возбуждено уголовное дело. В результате виновное лицо было установлено, а понесенные субъектом хозяйствования убытки возмещены. Похититель не являлся работником предприятия, поэтому предприятие для расчета размера убытков воспользовалось формулой, приведенной в п. 2 Порядка N 116, и разницу согласно п. 10 этого Порядка перечислило в бюджет. Индекс инфляции с даты начала эксплуатации основных средств - 1,78. Сумма расходов предприятия для приобретения новых ноутбуков составила 350 грн.

Порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете приведем в табл. 6.

Таблица 6

N п/п  Содержание хозяйственной операции  Сумма, грн


 
Бухгалтерский учет  Налоговый учет
 
дебет  кредит  доход,
грн 
расходы, грн 
1.
 
Списание начисленной суммы износа похищенных ноутбуков  8 000
 
131
 
104
 
-
 
-
 
2.
 
Списание остаточной стоимости похищенных ноутбуков  4 500
 
993
 
104
 
-
 
4500
 
3.
 
Отражение стоимости похищенных ноутбуков на забалансовом счете до установления виновного лица  4 500
 
072
 
-
 
-
 
-
 
4.
 
Отражение дохода по факту установления виновного лица  25 100*  375
 
751
 
-
 
-
 
5.
 
Отражение суммы возмещения, подлежащей перечислению в бюджет (25 100 - 4500 - 350)  20 250  751
 
642
 
-
 
-
 
6.
 
Списание стоимости похищенных ноутбуков с забалансового счета  4 500
 
-
 
072
 
-
 
-
 
7.
 
Погашение задолженности виновным лицом путем внесения денежных средств на текущий счет предприятия  25 100
 
311
 
375
 


 


 
8.
 
Перечисление суммы возмещения в бюджет  20 250  642
 
311
 
-
 
-
 
9.  Определение финансового результата  4 500  794  993 
4 850  751  794 
Примечание. * В пункте 2 Порядка N 116 имеется оговорка, что размер убытков от хищений, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется по балансовой стоимости таких ценностей (за вычетом амортизационных отчислений), но не ниже 50% балансовой стоимости на момент установления такого факта. В нашем примере остаточная стоимость похищенных основных средств меньше 50 %. Следовательно, размер убытка в нашем случае составил 25 100 (грн): [(12 500 х 50 % х 1,78 + 1250) х 2 + 350]. Такой расчет убытков исключает получение нулевого результата для случая, если бы похищенные основные средства были бы полностью амортизированы или, к примеру, были похищены МБП, находящиеся в эксплуатации, которые также не имеют балансовой стоимости в бухгалтерском учете. 

В Письме N 31-34000-20-9/21108 Минфин разъяснил, что термин «балансовая стоимость основных средств», приведенный в Порядке N 116, используется в значении «первоначальная стоимость основных средств» или «первоначальная (балансовая) стоимость основных средств».

Использование впоследствии в П(С)БУ понятия «балансовая стоимость основных средств» в значении «остаточная стоимость основных средств»1 не может, по мнению Минфина Украины, влиять на определение (расчет) размера убытков в соответствии с Порядком N 116.

Отметим, что применение в формуле индекса инфляции к основным средствам, которые должны как минимум ежегодно переоцениваться до справедливой стоимости или индексироваться по правилам налогового учета, выглядит несколько странно. Ведь справедливая стоимость основных средств как раз и учитывает в себе различные инфляционные процессы.

Также хотелось бы обратить внимание на отсутствие органа, который имеет право контролировать уплату этих сумм в бюджет. Если бы такой орган был, то о нем прямо бы упоминалось в самом Порядке N 116. Ведь других нормативных актов, которые регулировали бы порядок взыскания в бюджет сумм от выявленных недостач и хищений нет.

Второе, о чем следует помнить, так это о статусе данного платежа. Согласно действующему законодательству субъекты хозяйствования обязаны уплачивать в бюджет суммы налогов и сборов (обязательных платежей), а также, в определенных случаях, штрафные санкции и пеню. Более того, все эти налоги и сборы (обязательные платежи) обязательно должны быть утверждены налоговым законодательством.

Сумма, которую нужно уплачивать в Государственный бюджет согласно Порядку N 116, не относится к налогам и сборам, приведенным в НК Украины.

Если исходить из Письма N 02-14/234, то можно сделать вывод, что и КРУ2 достаточно «прохладно» относится к Порядку N 116 и считает возможным применять его только при наличии соответствующего судебного решения. В общем, если суд согласится с методикой расчета убытков, приведенной в Порядке N 116, то в этом случае предприятие, после взыскания таких убытков с виновного, вынуждено будет поделиться с бюджетом.

Напомним, что формально речь может идти только о государственных предприятиях, так как предприятия других форм собственности органы КРУ не проверяют.

________________________

1. Такой вывод следует из того, что именно остаточная стоимость основных средств попадает в валюту Баланса.

2. С 4 мая 2011 года, согласно Указу Президента Украины от 23.04.2011 г. N 499/2011, вместо КРУ функционирует Государственная финансовая инспекция Украины.

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР (утратил силу частично)

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (утратил силу)

Инструкция N 69 - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. N 69

Определение N К-18318/07 - Определение Высшего административного суда Украины от 31.03.2009 г. N К-18318/07 «О признании противоправными действий и отмене налогового уведомления-решения»

Порядок N 116 - Порядок определения размера убытков от хищений, недостачи, уничтожения (порчи), материальных ценностей, утвержденный Постановлением КМУ от 22.01.1996 г. N 116

П(С)БУ 2 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.1999 г. N 87

П(С)БУ 3 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.1999 г. N 87

П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92

П(С)БУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.1999 г. N 290

Письмо N 02-14/234 - Письмо Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 11.03.2009 г. N 02-14/234 «Об определении размера убытков»

Письмо N 18527/7/16-1517-27 - Письмо ГНАУ от 12.09.2008 г. N 18527/7/16-1517-27 «О рассмотрении письма [относительно включения в сумму бюджетного возмещения сумм налога, определенного в сумме комиссионного вознаграждения]»

Письмо N 31-34000-20-9/21108 - Письмо Минфина Украины от 04.08.2009 г. N 31-34000-20-9/21108 «Об определении размера убытков от недостачи полностью амортизированных основных средств»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 41 (823),
10 октября 2011 г.
Подписной индекс 40783