Пересмотр судебных решений Верховным судом
Украины в рамках хозяйственного процесса

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке согласно ст. 91 ХПК Украины, а затем, после его пересмотра апелляционной инстанцией, решение и постановление, принятые по результатам такого пересмотра, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Высший хозяйственный суд Украины (ст. 107 и ст. 108 ХПК Украины).

На этом процедура обжалования не заканчивается, так как согласно действующему законодательству решение хозяйственного суда может быть обжаловано в Верховный Суд Украины.

Согласно ст. 111-14 ХПК Украины Верховный Суд Украины пересматривает решения хозяйственных судов исключительно на основаниях и в порядке, установленном ХПК Украины.

Обращение в Верховный суд Украины с заявлением
о пересмотре судебных решений хозяйственных судов

Порядок обращения в Верховный Суд Украины с заявлением о пересмотре судебных решений хозяйственных судов регулируется ст. 111-15 ХПК Украины.

Так, наделены правом подать заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов в Верховный Суд Украины стороны по делу и Генеральный прокурор Украины.

Обратиться в Верховный Суд Украины с заявлением можно только после принятия Высшим хозяйственным судом Украины постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.

Из содержания ст. 121 Конституции Украины, ст. 2 и ст. 29 ХПК Украины следует, что Генеральный прокурор Украины может обратиться с соответствующим заявлением только в интересах гражданина или в интересах государства в лице органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Поскольку третьи лица по делу пользуются правами и несут обязанности сторон (ст. 26 и ст. 27 ХПК Украины), то и они имеют право на обращение с такими заявлениями. Органы государственной исполнительной службы по правилам, установленным разделом XII-2 ХПК Украины, могут также обжаловать судебные решения хозяйственных судов, принятые с их участием на стадии исполнительного производства и пересмотренные в кассационном порядке.

Заявление о пересмотре судебного решения в хозяйственных делах может быть подано лицом, в пользу которого принято решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной.

Не может быть подано заявление о пересмотре определений суда кассационной инстанции, не препятствующих производству по делу. Возражения против таких определений могут быть включены в заявление о пересмотре судебного решения, принятого по результатам кассационного производства (ч. 3 ст. 111-15 ХПК Украины).

Статья 111-16 ХПК Украины устанавливает основания для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов, а именно:

1) неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, в результате чего приняты разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях;

2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

Согласно Постановлению N 2 установленный статьей 111-16 ХПК Украины перечень оснований для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов является исчерпывающим.

Принятие разных по содержанию судебных решений будет иметь место в случае, если суд кассационной инстанции при рассмотрении двух или более дел, имеющих подобные предмет спора, основание иска и содержание исковых требований, установленные судом фактические обстоятельства и одинаковое материально-правовое регулирование, пришел к неодинаковым правовым выводам, положенным в основу судебных решений.

Неодинаковое применение норм процессуального права не может быть основанием для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов.

Принятие кассационной инстанцией постановления об отмене судебных решений судов низших инстанций с передачей дела на новое рассмотрение не означает окончательного решения спора по делу, а поэтому соответствующие постановления не могут быть предметом пересмотра в порядке, предусмотренном разделом XII-2 ХПК Украины, и на них не могут осуществляться ссылки на подтверждение основания, установленного п. 1 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины.

Срок подачи заявления о пересмотре Верховным судом
Украины судебных решений хозяйственных судов

Согласно ч. 1 ст. 111-17 ХПК Украины заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в течение одного месяца со дня принятия судебного решения хозяйственным судом, по которому представлено заявление о пересмотре, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка, в подтверждение основания, установленного п. 1 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление. Срок исчисляется со дня принятия судебного решения судом кассационной инстанции.

Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины, может быть подано не позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого принято решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно о приобретении этим решением статуса окончательного.

Месячный срок для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов, установленный ч. 1 и 2 ст. 111-17 ХПК Украины, является процессуальным и может быть восстановлен по общим правилам, установленным ст. 53 ХПК Украины. О таком восстановлении указывается в определении о допуске дела к производству (ч. 2 ст. 111- 21 ХПК Украины).

Требования к заявлению о пересмотре судебныx решений
хозяйственных судов и порядок обращения в Верховный суд Украины

Статья 111-18 ХПК Украины устанавливает основные требования к заявлению о пересмотре судебных решений хозяйственных судов. Так, заявления подаются в письменной форме, с обязательным указанием следующих данных:

1) наименование суда, в который подается заявление (согласно ст. 38 Закона о судоустройстве и статусе судей Верховный Суд Украины является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Адрес: 01043 г., Киев, ул. П. Орлика, д. 4-а);

2) наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество для физических лиц) сторон, их местонахождение (для юридических лиц) или место жительства (для физических лиц), а также их номера средств связи, адреса электронной почты, если такие имеются;

3) конкретные, разные по содержанию судебные решения, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях;

4) обоснование необходимости пересмотра судебных решений в связи с принятием решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление подано на основании, установленном п. 2 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины;

5) требования лица, подающего заявление;

6) в случае необходимости - ходатайство;

7) перечень материалов, прилагаемых к заявлению.

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем, который прилагает оформленный надлежащим; образом документ о своих, полномочиях.

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в Верховный Суд Украины через Высший хозяйственный суд Украины (адрес: 01016, г. Киев, ул. А. Копыленко, 6).

К заявлению должны быть приложены:

1) копии заявления с учетом количества лиц, участвующих в деле;

2) копии судебных решений, о пересмотре которых подано заявление;

3) копии разных по содержанию судебных решений, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях. В настоящее время существует, и активно используется Единый государственный реестр судебных решений, с которым можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте (http://www. reyestr.court.gov.ua/);

4) копия решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление о пересмотре судебных решений подается неї основании, установленном п. 2 ч.1 ст. 111-16 ХПК Украины.

В части 2 ст. 111-19 ХПК Украины указано, что к заявлению прилагается документ об уплате государственной пошлины и расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. За подачу и рассмотрение заявления по основаниям, установленным п. 2 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины, государственная пошлина и расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса не уплачиваются.

Требование об уплате государственной пошлины и затрат на информационно-техническое обеспечение судебного процесса фактически невозможно выполнить, так как действующим законодательством не установлены ставки для оплаты пошлины и затрат.

В связи с чем п. 13 Постановления N 2 судам разъяснено следующее:

«Декретом Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» не предусмотрен размер ставок государственной пошлины с заявлений о пересмотре судебных решений хозяйственных судов, а постановлением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. N 1258 «Обутверждении Порядка оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, и их разтеров» - размер названных расходов по соответствующим заявлениям.

Следовательно, до внесения необходимых изменений в указанные Декрет и Постановление у Высшего хозяйственного суда Украины нет правовых оснований для вынесения постановлений, предусмотренных частями второй и четвертой статьи 111-20 ХПК, в связи с тем, что к заявлению о пересмотре судебных решений хозяйственных судов не приложены документы об уплате государственной пошлины ирасходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса».

Проверка Высшим хозяйственным судом Украины соответствия
заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных
судов требованиям ХПК Украины и допуск дела к производству

Процедура принятия заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов к производству отличается от привычной и более знакомой процедуры, характерной для апелляционного и кассационного обжалования. При обращении в Верховный Суд Украины в рамках хозяйственного судопроизводства соответствие заявления и соблюдение заявителем правил обращения проверяется Высшим хозяйственным судом Украины, этот же суд принимает решение о допуске дела к производству.

Так, согласно ст. 111-20 ХПК Украины, заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда, которое поступило в Высший хозяйственный суд Украины, регистрируется в день его поступления и не позднее следующего дня передается судье-докладчику, определенному автоматизированной системой документооборота суда.

Судья-докладчик в течение трех дней осуществляет проверку соответствия заявления требованиям ХПК Украины. В случае если заявление подано без соблюдения требований статей 111-18 и 111-19 ХПК Украины, заявитель письменно уведомляется о недостатках заявления и сроке, в течение которого он обязан их устранить.

В случае если заявитель устранил недостатки заявления в установленный срок, оно считается поданным в день его первичной подачи в Высший хозяйственный суд Украины.

Согласно ч. 4 ст. 111-20 ХПК Украины заявление возвращается заявителю, в случае если:

1) заявитель не устранил его недостатки в течение установленного срока;

2) заявление подано лицом, не наделенным правом подачи такого заявления;

3) заявление подписано лицом, не имеющим права его подписывать;

4) имеется определение Высшего хозяйственного суда Украины об отказе в принятии дела к производству по результатам его рассмотрения, вынесенное по аналогичным основаниям.

Возвращение заявления по основаниям, указанным в ч. 4 ст. 111-20 ХПК Украины, не препятствует повторному обращению в случае надлежащего оформления заявления или по другим основаниям, нежели те, которые были предметом рассмотрения.

Возвращение заявления по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 111-20 ХПК Украины, осуществляется путем вынесения соответствующего определения судьей-докладчиком единолично.

Повторное обращение (ч. 5 ст. 111-20 ХПК Украины) должно осуществляться в пределах общего срока, определенного ч. 1 ст. 111-7 ХПК Украины. Заявитель не лишен права в случае необходимости обратиться в Высший хозяйственный суд Украины с ходатайством о восстановлении пропущенного срока (в данном случае срок восстанавливается Высшим хозяйственным судом Украины по общим правилам ст. 53 ХПК Украины, о чем указывается в определении, постановленном о допуске дела к производству (ч. 2 ст. 111-21 ХПК Украины). В то же время, отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока или отказ в его восстановлении означает отказ в допуске дела к производству.

Решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией в составе пяти судей Высшего хозяйственного суда Украины, которое формируется без участия судей, принявших обжалуемое решение.

О допуске дела к производству или отказе в таком допуске Высший хозяйственный суд Украины в течение 15 дней со дня поступления заявления выносит обоснованное определение. Определение выносится без вызова лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 111-21 ХПК Украины).

Определение о допуске дела к производству вместе с заявлением о пересмотре судебного решения и приложенными к нему документами направляется в Верховный Суд Украины в течение 5 дней со дня его вынесения. Копия определения о допуске дела направляется вместе с копией заявления лицам, участвующим в деле, а в случае отказа в допуске - лицу, подавшему заявление (ч. 3 ст. 111-21 ХПК Украины).

Подготовка и рассмотрение дела в Верховном Суде Украины

Согласно ст. 111-22 ХПК Украины определение о допуске дела к производству вместе с заявлением о пересмотре судебного решения и приложенными к нему документами регистрируется в Верховном Суде Украины в день его поступления и не позднее следующего дня передается судье-докладчику, определенному автоматизированной системой документооборота суда. Судья-докладчик в течение 3 дней выносит определение об открытии производства по делу и направляет его копии лицам, участвующим в деле.

Судья-докладчик в течение 15 дней со дня открытия производства осуществляет подготовку дела к рассмотрению Верховным Судом Украины (выносит определение об истребовании материалов дела и направляет его в соответствующий суд; решает вопрос о приостановлении исполнения соответствующих судебных решений; поручает соответствующим специалистам научно-консультативного совета при Верховном Суде Украины подготовить научное заключение относительно нормы материального права, которая неодинаково применена судом (судами) кассационной инстанции в подобных правоотношениях; определяет органы государственной власти, представители которых могут дать объяснения в суде по существу правового регулирования этой нормой закона, и дает распоряжение об их вызове в суд).

По результатам проведения подготовительных действий судья-докладчик готовит доклад и постановляет определение об окончании подготовки и назначении дела к рассмотрению Верховным Судом Украины.

Дело рассматривается Верховным Судом Украины на его заседании. Заседание Верховного Суда Украины является полномочным при условии присутствия на нем не менее 2/3 судей состава Верховного Суда Украины, определенного законом. Согласно ст. 39 Закона о судоустройстве и статусе судей в состав Верховного Суда Украины входят 20 судей - по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, уголовной, хозяйственной, административной), из числа которых избираются Председатель Верховного Суда Украины и его заместитель.

В целом, порядок рассмотрения заявления в рамках хозяйственного судопроизводства регламентируется ст. 111-23 ХПК Украины.

Срок рассмотрения дела Верховным Судом Украины не может превышать одного месяца со дня открытия производства по делу (ч. 8 ст. 111-23 ХПК Украины).

По результатам рассмотрения дела большинством голосов от состава суда принимается одно из следующих постановлений в рамках предоставленных суду полномочий (ст. 111-24 ХПК Украины).

1. О полном или частичном удовлетворении заявления. В случае если суд установит, что судебное решение по делу, которое пересматривается, является незаконным, он отменяет его полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции (ч. 2 ст. 111-25 ХПК Украины).

В случае если судебное решение по делу пересматривается на основании, определенном п.2 ч.1 ст. 111-16 ХПК Украины, суд отменяет обжалуемое решение полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд, вынесший обжалуемое решение (ч. 3 ст. 111-25 ХПК Украины).

2. Об отказе в удовлетворении заявления. Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, послужившие основанием для пересмотpa дела, не подтвердились (ст. 111-26 ХПК Украины).

Судьи, которые не соглашаются с постановлением, могут выразить особое мнение, которое прилагается к постановлению.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании п. 2 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины.

Постановление Верховного Суда Украины должно быть составлено и направлено лицам, участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня окончания рассмотрения дела.

Особенностью исполнения судебных решений Верховного Суда Украины является то, что решение, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решениями Верховного Суда Украины (ст. 111-28 ХПК Украины).

Список использованных документов

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон о судоустройстве и статусе судей - Закон Украины от 07.07.2010 г. N 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей»

Постановление N 2 - Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 11.10.2010 г. N 2 «О некоторых вопросах практики применения раздела XII Хозяйственного процессуального кодекса Украины»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 36 (818)
5 сентября 2011 г.
Подписной индекс 40783