Отражаем расходы в налоговой декларации по налогу на прибыль
(Часть IV. Части I, II, III, V, VI, VII, VIII см. в консультациях от 16.05.2011 г., 23.05.2011 г., 30.05.2011 г., 14.06.2011 г., 20.06.2011 г., 27.06.2011 г., 04.07.2011)
Сумма взносов на социальные мероприятия (Строка 05.1.12 «Додатку СВ»)
В строке 05.1.12 «Додатку СВ» указывается сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - ЕСВ), начисленная на сумму прямых расходов на оплату труда рабочих, приходящихся на себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг в размерах и порядке, установленных Законом о ЕСВ.
Взносы на социальные мероприятия, определенные ст. 143 разд. III НК Украины, включаются согласно п. 138.9 ст. 138 разд. III НК Украины в состав прочих прямых расходов себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.
Напомним, что ЕСВ - это консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе в целях обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.
В базу для взимания ЕСВ включаются следующие выплаты:
- начисленная заработная плата по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда. Согласно пп. 4.3.5 Инструкции N 21-5 при определении вышеуказанных выплат следует руководствоваться Инструкцией N 5;
- оплата первых пяти дней по временной потере трудоспособности за счет средств работодателя и пособие по временной потере трудоспособности (обычно предприятия эти расходы не включают в себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а отражают на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности», так как они не связаны напрямую с производством);
- вознаграждение физических лиц за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.
Виды выплат, на которые не начисляется ЕСВ, приведены в Перечне N 1170.
В данном Перечне указаны выплаты, осуществляемые за счет средств работодателя, которые согласно Инструкции N 5 не включаются в фонд оплаты труда, а также выплаты, которые включаются в фонд оплаты труда, но не облагаются НДФЛ (стоимость угля и угольных брикетов, бесплатно предоставленных работникам в объемах и по перечню профессий, которые устанавливаются КМУ, или выплата денежной компенсации стоимости такого угля и угольных брикетов).
Из норм Закона о ЕСВ и Инструкции N 21-5 следует, что в базу для взимания ЕСВ не включаются вознаграждения по гражданско-правовым договорам, заключенным с физическими лицами - предпринимателями, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей.
Относительно подтверждения предпринимателями вида (видов) деятельности, в пределах которой они реализо-вывают продукцию (товары, работы, услуги) ГНСУ в Письме N 4133/5/17-0716 разъяснила, что таким подтверждением являются:
- копии свидетельства о госрегистрации его в качестве субъекта предпринимательской деятельности;
- копии свидетельства об уплате единого налога (для предпринимателей - «единоналожников»);
- справки налогового органа, в котором он находится на налоговом учете, о заявленных им виде/видах деятельности (в соответствии с регистрационной карточкой) и избранной системе налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (для предпринимателей, осуществляющих деятельность в соответствии со ст. 177 разд. IV НК Украины).
Однако, с целью упрощения и удешевления создания и ведения бизнеса в Украине, законодатели Законом N 3205 отменили свидетельство о госрегистрации юрлица и физлица - предпринимателя, поэтому этот документ с 07.05.2011 г. утратил для предпринимателей юридическое значение.
Также п. 143.2 ст. 143 разд. III НК Украины предусмотрено, что если наемное лицо поручает работодателю осуществлять взносы на долгосрочное страхование жизни или какой-либо вид негосударственного пенсионного обеспечения, либо на пенсионный вклад или счета участников фондов банковского управления за счет расходов на оплату труда такого наемного лица, включенных в состав расходов плательщика налога в соответствии с п. 142.1 ст. 142 разд. III НК Украины, такой работодатель не включает сумму указанных взносов в состав своих расходов.
То есть, начисленная заработная плата такому работнику будет включаться в состав расходов себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг в полной сумме, а удержанные с такой суммы зарплаты взносы на страхование не будут включаться в состав расходов, так как работодатель фактически не несет этих расходов.
Таким образом, ЕСВ, начисленный на выплаты, сумма которых указана в строке 05.1.2 «Додатку СВ», отражаются в строке 05.1.12 этого же приложения к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.
Следовательно, налогоплательщику необходимо, во-первых, правильно определить сумму прямых расходов по оплате труда, приходящихся на себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (строка 05.1.2 «Додатку СВ»).
Во-вторых, рассчитать сумму взносов в ЕСВ исходя из действующих ставок взносов (строка 05.1.12 «Додатку СВ»).
Размер ЕСВ и пропорции его распределения по видам общеобязательного государственного социального страхования приведены в ст. 8 Закона о ЕСВ.
Расходы на приобретение услуг (работ) по инжинирингу
(Строка 05.1.13 «Додатку СВ»)
Инжиниринг происходит от английского слова «engineering», что означает сооружать, проектировать, устраивать, затевать, придумывать, изобретать.
Возник инжиниринг как сектор рыночной экономики полтора столетия назад в Великобритании, когда впервые стали продаваться услуги инженеров (вначале единоличных, а затем и групп инженеров, объединенных в инженерные фирмы), востребованных промышленниками для строительства новых заводов и модернизации действующих. В связи с этим инжиниринг понимался как предоставление услуг по созданию и эксплуатации объектов промышленности и инфраструктуры.
По определению Европейской экономической комиссии ООН, инжиниринг - это осо бая деятельность, связанна* с созданием и эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры, или, иначе говоря, - совокупності проектных и практически» и услуг, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для строительства объекта и содействия егс эксплуатации.
В НК Украины инжиниринговые услуги (работы) попали под особый вид услуг (работ), которые регулируются специальными нормами. В «Додатку СВ» им выделили две строки:
- 05.1.13 «Витрати на при дбання послуг (робіт) з ін жинірингу, в тому числі:»;
- 05.1.13.1 «витрати, понесеш (нараховані) у зв'язку із при дбанням у нерезидента по слуг (робіт) з інжинірингу в обсязі, що не перевищує 5 % митної вартості об ладнання, імпортованогс згідно з відповідним контр актом».
Инжиниринговые услуги - это один из видов внешнеэкономической деятельности, который, по мнении: контролирующих органов, нередко используется для минимизации налога на прибыль. А документы, которые предоставляются во время проверок контролирующим органам, не всегда подтверждают факт предоставления таких услуї и в отдельных случаях не дают возможность идентифицировать лицо, которое непосредственно их предоставляло.
Так что же собой представляет «инжиниринг», которому в НК Украины уделили столько внимания?
Инжиниринг - это предоставление услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, проектных предложений, проведению научных исследований и технико-экономических обследований, выполнению инженерно-разведывательных работ по строительству объектов, разработке технической документации, проектированию и конструкторской обработке объектов техники и технологии, предоставлению консультации и авторского надзора во время монтажных и пусконаладоч-ных работ, а также по предоставлению консультаций, связанных с такими услугами (работами) (пп. 14.1.85 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
Обращаем внимание на то, что понятие «инжиниринг», приведенное в пп. 14.1.85 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, применяется исключительно в налоговых целях, причем оно является приоритетным по сравнению с терминологией, приведенной в других законодательных или нормативных актах.
Инжиниринг для целей налогового учета представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности. Такие услуги делятся на две группы:
- услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
- услуги по обеспечению нормального хода процессов производства и реализации продукции.
Цель инжиниринговой деятельности - повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний.
Расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением услуг (работ) по инжинирингу у резидента включаются в состав расходов в общем порядке.
Согласно пп. 139.1.14 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины не включаются в состав расходов затраты, понесенные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу (кроме расходов, начисленных в пользу постоянных представительств нерезидентов, подлежащих налогообложению в соответствии с п. 160.8 ст. 160 разд. III НК Украины) в объеме, превышающем 5 % таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно соответствующему контракту, а также в случаях, определенных пп. 139.1.15 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины.
В случае осуществления деятельности нерезидентом на территории Украины через постоянное представительство, сумма его прибыли будет облагаться налогом на прибыль в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога на прибыль, осуществляющему свою деятельность независимо от такого нерезидента (абз.1 п. 160.8 ст. 160 разд. III НК Украины).
Подпунктом 139.1.15 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины. предусмотрено, что расходы, начисленные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу, не включаются в состав расходов, если выполняется какое-либо из условий:
а) лицо, в пользу которого начисляется плата за услуги инжиниринга, является нерезидентом, имеющим офшорный статус с учетом положений п. 161.3 ст. 161 разд. III НК Украины;
б) лицо, в пользу которого начисляется плата за такие услуги, не является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) такой платы за услуги.
Под термином «нерезиденты, имеющие офшорный статус» подразумеваются нерезиденты, расположенные на территории офшорных зон, за исключением нерезидентов, расположенных на территории офшорных зон, которые предоставили плательщику налога выписку из правоустанавливающих документов, легализированную соответствующим консульским учреждением Украины, которая свидетельствует об обычном (неофшорном) статусе такого нерезидента (п. 161.3 ст. 161 разд. III НК Украины).
То есть, иногда случается, что зарегистрированный в офшорной зоне нерезидент имеет неофшорный статус, о чем он должен уведомить покупателей путем предоставления выписки.
При существовании таких договоров плательщик налога на прибыль должен сослаться на наличие указанной выписки в пояснении к Налоговой декларации по налогу на прибыль.
Перечень офшорных зон, который должен применяться плательщиками налога на прибыль с 01.04.2011 г. утвержден Распоряжением N 143-р.
Определения термину «бенефициарный (фактический) получатель (владелец)» НК Украины не дает, но исходя из содержания п. 103.3 ст. 103 гл. 10 разд. II НК Украины, можно предположить, что бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода, считается лицо, имеющее право на получение доходов от инжиниринговых услуг.
При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является только посредником относительно такого дохода.
Следовательно, плательщику налога на прибыль, заключающему договор с нерезидентом на оказание инжиниринговых услуг, необходимо будет уточнить следующие вопросы:
- имеет или не имеет нерезидент офшорный статус;
- есть ли у него на территории Украины постоянные представительства;
- является ли лицо, которому начисляется плата за инжиниринговые услуги, бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) такой платы за услуги;
- предусмотрен ли в международном договоре со страной, резидентом которой является поставщик инжиниринговых услуг, иной порядок налогообложения этого вида услуг.
Напомним, что применение правил международного договора Украины осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или путем возврата разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить в соответствии с международным договором Украины (п. 103.1 ст. 103 гл. 10 разд. II НК Украины).
Какие же виды услуг можно считать инжинирингом?
Об инжиниринге можно найти соответствующую информацию в Классификаторе ДК 009:2005, а именно описание к коду 74.20.1 «Деятельность в сфере инжиниринга», где приведены такие виды услуг (работ):
- консультирование в отрасли архитектуры на предварительных стадиях проектирования;
- архитектурно-проектные работы: проектирование зданий и сооружений, включая изготовление рабочих чертежей, надзор за строительством (деятельность генеральных подрядчиков: заказ проекта, разработки проектно-сметной документации, заключение договоров на строительные работы, контроль выполнения, сдача объектов «под ключ»), планирование городов, включая ландшафтное проектирование садов, парков, спортивных сооружений и т.п.;
- проектирование производственных зданий и сооружений, включая размещение машин и оборудования;
- проектирование, управление проектами, инженерно-техническая деятельность: проектирование инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения, проектирование движения транспортных потоков, разработка и реализация проектов в отрасли электротехники, электроники, горного дела, химической технологии, машиностроения, промышленного строительства и системотехники, техники безопасности и т.п.;
- разработка проектов в отрасли кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и систем контроля за загрязнением окружающей среды, строительной акустики и т.п.;
- деятельность технических консультантов;
- другие услуги в отрасли проектно-конструкторских работ.
Кстати, ссылку на Классификатор ДК 009:2005 содержит п. 154.6 ст. 154 разд. III НК Украины, поэтому в отношении инжиниринга использование данного Классификатора будет вполне уместным.
Проектом закона N 8217, принятым за основу 19.04.2011 г., термин «инжиниринг» планируют изложить в новой редакции:
«14.1.85. инжиниринг - предоставление услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, технических условий, исходных данных, предложений и расчетов на предварительных стадиях проектирования, заключений, проведению согласований и экспертиз, разработке государственных стандартов, норм и правил, проведению научных исследований и технико-экономических исследований и обоснований, проведению конкурсов и торгов, выполнению инженерно-изыскательских работ по строительству объектов, разработке технической документации, проектированию и конструкторской обработке объектов техники и технологии, авторскому и техническому надзору во время монтажных и пусконаладочных работ, в том числе на объектах строительства, а также предоставлению консультаций, связанных с такими услугами (работами)».
Следовательно, если в состав себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг включен инжиниринг, то его необходимо выделять в специально предназначенной для них строке 05.1.13 «Додатку СВ», а не в строке 05.1.7 этого приложения, где отражаются обычные услуги.
Для того, чтобы плательщик налога на прибыль не ошибся с лимитом на отнесение расходов по инжинирингу, приобретенному у нерезидентов, ГНСУ в строке 05.1.13 «Додатку СВ» предусмотрела дополнительную строку - 05.1.13.1, в которой нужно расшифровать расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу в объеме, не превышающем 5 % таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно соответствующим контрактом.
Определятся расходы в налоговом учете по полученным от нерезидента инжиниринговым услугам будут только в том случае, когда внешнеэкономическим контрактом предусмотрена еще и поставка оборудования. Размер инжиниронговых услуг в данном случае не должен превышать 5 % таможенной стоимости такого оборудования. Если поставки оборудования нет, то и расходов по инжинирингу у плательщика налога на прибыль не будет.
В том случае, когда поставщик-нерезидент имеет офшорный статус, то невзирая на то, будет поставляться оборудование в счет такого внешнеэкономического контракта или нет, расходы в налоговом учете признаваться все равно не будут.
Аналогичная ситуация ждет плательщика налога на прибыль в том случае, когда он будет перечислять средства за инжиниринговые услуги посреднику, а не конечному получателю дохода.
Мы уже неоднократно обращали внимание плательщиков налога на прибыль на то, что подпункт «а» пп. 139.1.15 п. 139.1 ст. 139 разд. III HK Украины противоречит п. 161.2 ст. 161 разд. III HK Украины, которым предусмотрено, что при заключении договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих офшорный статус, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, составляющей 85 % стоимости этих товаров (работ, услуг).
Следовательно, две специальные нормы НК Украины по-разному регулируют одни и те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах они не могут применяться налогоплательщиками одновременно, зато преимущество должно быть предоставлено одной из этих законодательных норм.
То есть, в нашем случае нормы НК Украины допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав налогоплательщиков на отнесение расходов по компаниям, имеющим офшорный статус. В одном случае они дают право налогоплательщику отнести на расходы 85 % от стоимости оплаты товаров (работ, услуг), а в другом случае по инжинирингу - 0 %.
Высший административный суд Украины в этой ситуации в Письме N 203/11/13-11 рекомендует судам руководствоваться п. 56.21 ст. 56 гл. 4 разд. III НК Украины, которым установлено, что в случае, когда норма НК Украины или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов,в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах налогоплательщика.
Правда, для того чтобы отнести 85 % стоимости услуг (работ) по инжинирингу, приобретенных у нерезидента с офшорным статусом, нужно выполнить два условия: услуга должна быть не только оказана таким нерезидентом и включена в себестоимость реализации, но и оплачена нашим плательщиком налога на прибыль (резидентом) в одном отчетном (налоговом) периоде.
Однако, это совет для смелых налогоплательщиков, которые привыкли использовать коллизионные нормы с выгодой для себя. Естественно, что никто не знает по какому пути пойдет судебная практика в сложившейся ситуации, поэтому мы только обращаем внимание на имеющиеся коллизии, но не рекомендуем обязательно воспользоваться ими.
Пример 1. ООО «Серин» заключило с компанией «Hofmann Montagen» (Германия) договор на поставку деревообрабатывающего оборудования, транспортеров и оказание услуг по диагностике поставляемого оборудования. Стоимость поставляемого оборудования составила € 45 000 или (472500 грн), общая стоимость инжиниринговых услуг составила € 3600 (37800 грн).
Таким образом, плательщик налога на прибыль имеет право с 01.04.2011 г. отнести на расходы в налоговом учете инжиниринговые услуги только на сумму 23 625 грн (472 500 грн - 5 %), хотя фактически оплатил нерезиденту 37800 грн.
Также, в соответствии со ст. 7 Двустороннего соглашения с ФРГ об избежании двойного налогообложения прибыль предприятия Договорного Государства облагается налогом только в этом Государстве (в нашем случае - в ФРГ), если только это предприятие не осуществляет коммерческую деятельность во втором Договорном Государстве через расположенное в ней постоянное представительство.
Компания «Hofmann Montagen» (Германия), как нерезидент, коммерческую деятельность на территории Украины не осуществляла и представительства на ее территории не создавала, а поэтому доходы указанной компании в связи с предоставлением услуг ООО «Серин» согласно ст. 160 разд. III НК Украины не подлежат налогообложению в Украине по ставке 15 %.
В строке 05.1.13.1 плательщик налога на прибыль ООО «Серин» может отразить сумму 23 625 грн, если эти услуги по инжинирингу полностью попали в себестоимость реализованной продукции отчетного (налогового) периода.
Начисленное роялти (Строка 05.1.14 «Додатку СВ»)
Для того, чтобы верно отразить операции, связанные с получением или выплатой роялти, в учете как налоговом, так и бухгалтерском, субъект хозяйствования должен четко понимать, что законодатель вкладывает в понятие «роялти».
Роялти - любой платеж, полученный в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права на пользование каким-либо авторским и смежным правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- либо аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- либо телевизионного вещания, каким-либо патентом, зарегистрированным знаком на товары и услуги или торговой маркой, дизайном, секретным чертежом, моделью, формулой, процессом, правом на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау) (пп. 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины). Аналогичное определение термину «роялти» дано и в п.4 П(С)БУ15.
Не считаются роялти платежи за получение объектов собственности, определенных в части первой пп. 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, во владение, распоряжение либо собственность лица или, если условия пользования такими объектами собственности предоставляют пользователю право продать или осуществить отчуждение другим способом такого объекта собственности или обнародовать (разгласить) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое обнародование (разглашение) является обязательным согласно законодательству Украины.
Налоговым кодексом Украины расходы, связанные с выплатой роялти, отнесены к расходам двойного назначения. Так, в соответствии с пп. 140.1.2 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины при определении объекта налогообложения учитываются расходы (кроме подлежащих амортизации), связанные с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, на изобретательство и рационализацию хозяйственных процессов, проведение опытно-экспериментальных и конструкторских работ, изготовление и исследование моделей и образцов, связанных с основной деятельностью плательщика налога, расходы по начислению роялти и приобретению нематериальных активов (кроме подлежащих амортизации) для их использования в хозяйственной деятельности плательщика налога.
В состав расходов плательщика налога на прибыль не включаются начисления роялти в отчетном периоде в пользу:
1) нерезидента (кроме начислений в пользу постоянного представительства нерезидента, подлежащих налогообложению согласно п. 160.8 ст. 160 разд. III НК Украины, начислений, осуществляемых субъектами хозяйствования в сфере телевидения и радиовещания согласно Закону о телевидении и радиовещании, и начислений за предоставление права на пользование авторским, смежным правом на кинематографические фильмы иностранного производства, музыкальные и литературные произведения), в объеме, превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному, а также в случаях, если выполняется какое-либо из условий:
а) лицо, в пользу которого начисляются роялти, является нерезидентом, имеющим офшорный статус с учетом п. 161.3 ст. 161 данного Кодекса;
б) лицо, в пользу которого начисляется плата за такие услуги, не является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) такой платы за услуги, за исключением случаев, когда бенефициар (фактический владелец) предоставил право получать такое вознаграждение другим лицам;
в) роялти выплачиваются по объектам, права интеллектуальной собственности по которым впервые возникли у резидента Украины.
При возникновении расхождений между налоговым органом и плательщиком налога по части определения лица, у которого впервые возникли (были приобретены) права интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности, такие налоговые органы обязаны обратиться в специально уполномоченный орган, определенный Кабинетом Министров Украины, для получения соответствующего заключения;
г) лицо, в пользу которого начисляются роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является;
2) юридического лица, которое согласно ст. 154 разд. III НК Украины освобождено от уплаты этого налога либо уплачивает этот налог по ставке, иной, нежели установленная в п. 151.1 ст. 151 разд. III НК Украины;
3) лица, уплачивающего налог на прибыль в составе других налогов, кроме физических лиц, которые облагаются налогом в порядке, установленном разделом IV НК Украины.
Для того, чтобы плательщик налога на прибыль не ошибся с лимитом на отнесение расходов по роялти, приобретенному у нерезидентов, ГНСУ в строке 05.1.14 «Додатку СВ» предусмотрела дополнительную строку - 05.1.14.1, в которой нужно расшифровать расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидента роялти в объеме, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.
Пример 2. За пользование объектом интеллектуальной собственности при изготовлении продукции нерезиденту (юридическому лицу) в мае 2011 года начислено роялти в сумме $ 2000. Курс НБУ на дату начисления (условно) составил 7,85 грн за $ 1 и на момент-выплаты роялти остался неизменным. Между Украиной и страной нерезидента не заключен международный договор. Лицо, в пользу которого начисляются роялти, подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является. При выплате дохода нерезиденту с суммы дохода удержан налог по ставке 15 %.
Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за 2010 год составила 350 000 грн. Следовательно, лимит на выплату роялти составил 14 000 грн (350 000 грн - 4 %).
Порядок отражения расходов по роялти в приложении к Налоговой декларации по налогу на прибыль приведен в табл. 1.
Таблица 1
N п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, грн |
Бухгалтер ский учет |
Налоговый учет | ||||
дебет |
кре дит |
дохо ды, грн |
расхо ды, грн |
строка | ||||
Налого вой декла рации |
«Додат ку СВ» | |||||||
1. |
Начисление роялти нерезиденту за пользование объектом интеллектуальной собственности (курс НБУ - 7,85 грн за $ 1) | $2000 15 700 |
23 |
685 |
14 000* |
05.01. 14 | ||
2. |
Удержан 15 % налог с суммы роялти для нерезидента | $300 2355 | 685 |
641 |
- |
- |
17** |
- |
3. |
Перечислен налог с доходов нерезидента в бюджет | 2355 |
641 |
311 |
- |
- |
- |
- |
4. |
Перечисление роялти нерезиденту | $1700 13 345 | 685 |
312 |
- |
- |
- |
- |
Примечания. * В пределах 4-х процентного лимита. ** Сумма удержанного налога по роялти расшифровывается также в строке 3 табл. 1 «Додатку ПН». |
Расходы на консалтинг (Строка 05.1.15 «Додатку СВ»)
Консалтинг - деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций.
Следовательно, консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.
Согласно пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 разд. III HK Украины не включаются в состав расходов плательщика налога на прибыль, в частности, расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, подлежащих налогообложению в соответствии с п. 160.8 ст. 160 разд. III HK Украины) в объеме, превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.
При этом, в состав расходов не включаются в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим офшорный статус с учетом положений п. 161.3 ст. 161 настоящего Кодекса.
Для того, чтобы плательщик налога на прибыль не ошибся с лимитом на отнесение расходов по консалтингу, приобретенному у нерезидентов, ГНСУ в строке 05.1.15 «Додатку СВ» предусмотрела дополнительную строку - 05.1.15.1, в которой нужно расшифровать расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидента услуг по консалтингу в объеме, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.
Прочие прямые расходы (СТРОКА 05.1.16 «Додатку СВ»)
Прямыми называются те расходы, которые непосредственно могут быть отнесены к конкретному объекту расходов и включены в себестоимость продукции (работ, услуг).
К составу прочих прямых расходов, которые отражаются в строке 05.1.16 «Додатку СВ», включаются все прочие производственные затраты, которые не нашли отражения в строках 05.1.1 - 05.1.15 «Додатку СВ».
В частности, это могут быть следующие расходы:
- расходы на командировки физических лиц рабочих, непосредственно связанные с изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг;
- расходы на охрану труда;
- расходы по перевозке работников к месту работы и обратно;
- расходы, связанные с выполнением работ вахтовым методом;
- налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг);
- расходы предприятия, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
- сумма уплаченных арендатором платежей за пользование предоставленными в оперативный лизинг (аренду) основными средствами, другими необоротными активами;
- компенсация работникам (за собственный инструмент, личный транспорт);
- прочие расходы (потери от брака, состоящие из стоимости окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов), уменьшенной на ее справедливую стоимость, и расходов на исправление такого технически неизбежного брака (п. 14 П(С)БУ 16), отчисления на пенсионное обеспечение от стоимости услуг сотовой мобильной связи и т.п.);
- прочие операционные расходы.
Детальная расшифровка сумм и названий расходов, указанных в строке 05.1.16 «Додатку СВ», подается налогоплательщиком в произвольной форме.
После заполнения всех строк (с 05.1.1 по 05.1.16) «Додатку СВ», итог по ним переносится в строку 05.1 этого же приложения, а затем в строку 05.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль.
Именно так расшифровываются сведения по группе «расходы операционной деятельности» (строка 05 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия).
Второй не менее объемной и значимой группой расходов являются «прочие расходы».
Прочие расходы
(Строка 06 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия)
В строке 06 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия отражается алгебраическая сумма таких строк:
- 06.1 «Загальновиробничі витрати»;
- 06.2 «Адміністративні витрати»;
- 06.3 «Витрати на збут»;
- 06.4 «Фінансові витрати відповідно до підпункту 138.10.5 пункту 138.10 статті 138 розділу III Податкового кодексу України»;
- 06.5 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати»;
- 06.6 «Від'ємне значення об'єкта оподаткування попереднього звітного (податкового) періоду (від'ємне значення рядка 07 Податкової декларації за попередній звітний (податковий) період або від'ємне значення об'єкта оподаткування за І квартал 2011 року)».
Общепроизводственные расходы (строка 06.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия) Прежде чем заполнить строку 06.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, плательщику налога на прибыль необходимо будет заполнить «Додаток ЗВ», в котором детально расшифровываются общепроизводственные расходы.
Бухгалтерский учет производственных накладных расходов на организацию производства и управление цехами, участками, отделениями, бригадами и другими подразделениями основного и вспомогательного производства, а также расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования ведется на счете 91 «Общепроизводственные расходы». Этот счет не применяется предприятиями торговли. Следовательно, непосредственно торговые предприятия строку 06.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль заполнять не должны.
П(С)БУ16 предусматривает для крупных и средних предприятий два метода определения себестоимости продукции (работ, услуг):
1) определение производственной себестоимости;
2) определение себестоимости по прямым расходам.
Первый метод предусматривает включение в себестоимость продукции (работ, услуг) переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов.
Второй метод не предусматривает включение в себестоимость продукции (работ, услуг) никаких общепроизводственных расходов. При применении этого метода расходы в состав себестоимости продукции (работ, услуг) включаются с учетом требований налогового законодательства, а информация о сумме общепроизводственных расходов раскрывается в Отчете о финансовых результатах отдельной статьей.
Рассмотрим подробно перечень статей общепроизводственных расходов, которые подлежат детальной расшифровке в «Додатку ЗВ».
Расходы на управление производством (строка
06.1.1 «Додатку ЗВ»)
Расходы на управление производством состоят из:
- оплаты труда работников аппарата управления цехами, участками согласно законодательству и т. п. (отражаются в строке 06.1.1.1 «Додатку ЗВ»);
- взносов на социальные мероприятия, определенные ст. 143 разд. III HK Украины, и медицинское страхование работников аппарата управления цехами, участками (отражаются в строке 06.1.1.2 «Додатку ЗВ»);
- расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков и т. п. (отражаются в строке 06.1.1.3 «Додатку ЗВ»).
Амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения (строка 06.1.2 «Додатку ЗВ») Пока для целей налогового учета с определением амортизации по общепроизводственным расходам проблем у плательщиков налога на прибыль вообще не должно быть, так как расходы отражаются в месяце их возникновения и никоим образом не связаны с реализацией продукции.
Для того, чтобы заполнить строку 06.1.2 «Додатку ЗВ» плательщику налога на прибыль необходимо определиться с балансовой стоимостью основных средств на 1 апреля 2011 года и сроком их полезного использования, а затем рассчитать сумму начисленной амортизации за отчетный (налоговый) период в графе 4 таблицы 1 «Додатку AM», использовав для этого данные бухгалтерского учета.
Обращаем внимание, что в налоговом учете, также как и в бухгалтерском учете, по большинству методов амортизируется не балансовая, а первоначальная (переоцененная) стоимость за минусом ликвидационной стоимости объекта основных средств.
Для заполнения графы 7 можно будет воспользоваться Главной книгой. В этом случае для каждой группы основных средств, которые будут амортизироваться в налоговом учете, целесообразно открыть отдельный субсчет по «Износу (амортизации) необоротных активов». Если есть основные средства, которые не будут амортизироваться в налоговом учете, тогда их также целесообразно учитывать на специальных субсчетах третьего или четвертого порядка.
Например, здания, которые подлежат амортизации в налоговом учете, отражаются на субсчете 10311, а здания, которые не подлежат амортизации в налоговом учете, отражаются на субсчете 10312. Такая детализация по субсчету 103 «Здания и сооружения» нужна потому, что для зданий, сооружений и передаточных устройств предусмотрены разные строки эксплуатации, поэтому их лучше учитывать на разных субсчетах третьего порядка: 1031 «Здания», 1032 «Сооружения», 1033 «Передаточные устройства».
Напомним, что Главная книга используется для обобщения данных журналов, взаимной проверки правильности записей по отдельным счетам и составления финансовой отчетности. В Главную книгу заносятся из журналов итоги оборотов по кредиту счетов.
Пример 3. Фрагмент оборотов по Главной книге за II квартал 2011 года по счету 91 «Общепроизводственные расходы» приведен в табл. 2.
При этом, на субсчете третьего порядка учитывается износ по следующим группам основных средств:
1313 « Износ (амортизация) зданий»;
1314 « Износ (амортизация) машин и оборудования»;
1315 « Износ (амортизация) транспортных средств»;
1316 « Износ (амортизация) инструментов, приборов, инвентаря (мебели)».
Таблица 2
Головна книга
Рахунок 91 «Загальновиробничі витрати»
номер і назва рахунку
З кредиту рахунку N 1313 за Журналом N4 |
З кредиту рахунку N 1314 за Журналом N4 |
З кредиту рахунку N 1315 за Журналом N4 |
З кре диту рахунку N 1316 за Журна лом N 4 |
<,,,> |
РА ЗОМ |
Оборо ти за креди том разом |
ЗАЛИ ШОК |
Місяці | |
Де бет |
Кре дит | ||||||||
2687 |
3485 |
987 |
125 |
15 961 | 15 961 | - | - | IV | |
2687 |
3700 |
987 |
108 |
16 824 | 16 824 | - | - | V | |
2687 |
3700 |
987 |
119 |
18 635 | 18 635 | - | - | VI | |
8061 |
10 885 |
2961 |
352 |
51420 |
51420 |
- |
- |
Разом за II квартал |
Фрагмент таблицы 1 «Додатку AM», который используется для заполнения строки 06.1.2 «Додатку ЗВ» поивелем в табл. 3.
Таблица 3
Код ряд ка |
Номер групи |
Балансова вартість на початок звітного (податко вого) періоду |
Нарахована сума амортизації за звітний (податковий) період |
Нарахована амортизація за попередні звітні (податкові) періоди, що не включена до складу витрат у попередніх звітних (податкових) періодах | Амортизація, що включається у звітному (податковому) періоді до: | Нарахована амортизація, що включається до витрат у майбутніх звітних (податкових) періодах (графа 4 + графа 5) - (графа 6 + графа 7 + графа 8 + графа 9 + графа 10) | ||
<...> | загаль но-вироб ничих витрат |
<...> | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <...> | 7 | <...> | 11 |
Основні засоби та інші необоротні активи | ||||||||
А1 | 2 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А2 |
3 |
2 569 854 | 32 123 | - | <...> | 8061 | <...> | <...> |
A3 | 4 | 1 186 495 | 14 831 | - | <...> | 10 885 | <...> | <...> |
А4 | 5 | 338 270 | 16 914 | 5102 | <...> | 2961 | <...> | <...> |
А5 | 6 | 154 740 | 7737 | 1438 | <...> | 352 | <...> | <...> |
А6 | 7 | 19 170 | 1198 | 251 | <...> | - | <...> | <...> |
А7 | 8 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А8 | 9 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А9 | 10 | 10 000 | 208 | - | <...> | - | <...> | <...> |
А10 | 11 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
A11 | 12 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А12 | 14 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А13 | 15 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А14 | 16 | - | - | - | <...> | - | <...> | <...> |
А15 |
Сума рядків А1 - А14 | 4 278 529 |
73 011 |
6791 |
<...> |
51420 |
<...> |
<...> |
Сумма 51 420 грн переносится в строку 06.1.2 «Додатку ЗВ».
Амортизация нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения (строка 06.1.3 «Додатку ЗВ») Начисленная сумма амортизации за отчетный период по нематериальным активам отражается в графе 4 Таблицы 1 «Додатку АМ».
Далее плательщикам налога на прибыль нужно отразить в графе 7 амортизацию нематериальных активов, отнесенную в дебет счета 91 «Общепроизводственные расходы» с кредита субсчета 132 «Износ (амортизация) необоротных активов» с разбивкой по группам нематериальных активов.
В данном случае нас интересует именно значение графы 7 строки Н7 таблицы 1 «Додатку AM», которое переносится в строку 06.1.3 «Додатку ЗВ» .
Амортизация расходов, связанных с добычей полезных ископаемых (строка 06.1.4 «Додатку ЗВ») Расходы на разведку запасов полезных ископаемых признаются в бухгалтерском учете активами по разведке запасов полезных ископаемых в составе нематериальных активов после признания предприятием технической возможности и/или экономической целесообразности дальнейшей их добычи (п. 5 П(С)БУ 33).
В налоговом учете амортизация расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, отражается в графе 4 Таблицы 1 «Додатку АК».
Далее плательщикам налога на прибыль нужно отразить в графе 7 амортизацию нематериальных активов (расходов по разведке запасов полезных ископаемых), отнесенную в дебет счета 91 «Общепроизводственные расходы» с кредита субсчета 133 «Износ (амортизация) необоротных активов» .
В данном случае нас интересует именно значение графы 7 строки К таблицы 1 «Додатку АК», которое переносится в строку 06.1.4 «Додатку ЗВ».
Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт,
оперативную аренду основных средств, прочих
необоротных активов общепроизводственного
назначения (строка 06.1.5 «Додатку ЗВ»)
К мероприятиям, направленным на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии, которые не ведут к увеличению будущих экономических выгод от дальнейшего использования такого объекта, а проводятся с целью поддержания его в рабочем состоянии и получения в будущем первоначальных экономических выгод, свойственных ему в начале использования, относятся все виды ремонта и техническое обслуживание объектов основных средств.
Таким образом, проведение ремонтов основных средств и других необоротных активов проводится для поддержания в рабочем состояний и получения первоначально ожидаемых экономических выгод от использования основных средств, прочих необоротных материальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения.
В строке 06.1.5 «Додатку ЗВ»отражаются также расходы на содержание и эксплуатацию, технический осмотр и техническое обслуживание основных средств, прочих необоротных материальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения, в том числе взятых во временное пользование по договорам оперативного лизинга (аренды).
В этой же строке отражаются расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, находящихся в собственности предприятия (кроме расходов, подлежащих амортизации).
Расходы на ремонт основных средств, используемым непосредственно в процессе производства (если объект основных средств принимает участие в производстве нескольких видов продукции) относятся в соответствии с П(С)БУ 16 в состав общепроизводственных расходов (счет 91).
Напомним, что в целях налогового учета все виды ремонтных работ (модернизация, реконструкция, техническое перевооружение объектов основных средств и т. п.) квалифицируются как улучшения. При этом налоговый учет всех видов проводимых ремонтов и улучшений основных средств одинаков и регулируется п. 146.12 ст. 146 разд. III НК Украины.
Лимит расходов на улучшение основных средств, подлежащих амортизации, составляет 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств по состоянию на начало такого отчетного периода.
Также необходимо отметить, что законодатель предоставляет право налогоплательщику относить в состав расходов затраты на улучшение арендованных основных фондов. Эти затраты, согласно п. 146.12 ст. 146 разд. III HK Украины, также подлежат включению в расходы в пределах 10 % совокупной стоимости всех основных средств.
Арендатор увеличивает свои расходы в налоговом учете на сумму начисленного лизингового платежа по результатам налогового периода, в котором осуществляется такое начисление. В таком же порядке осуществляется налогообложение операций по аренде земли и жилых помещений (п. 153.7 ст. 153 разд. III HK Украины).
Согласно п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством. Это значит, что предприятие может в бухгалтерском учете также относить расходы на ремонт основных средств в пределах 10-процентного лимита.
Таким образом, в строке 06.1.5 «Додатку ЗВ» отражаются расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт (в пределах 10 % совокупной стоимости всех основных средств на начало отчетного года), оперативную аренду основных средств, прочих необоротных активов общепроизводственного назначения.
К строке 06.1.5 «Додатку ЗВ» в том числе должны быть расшифрованы: - расходы на реконструкцию, модернизацию и другие улучшения скважин в соответствии с п. 148.5 ст. 148 разд. III HK Украины в строке 06.1.5.1. Для этого значение графы 8 строки Р таблицы 2 «Додатку АК» переносится в строку 06.1.5.1 «Додатку ЗВ»;
- расходы на ремонт и улучшение объектов основных средств в соответствии с п. 146.12 ст. 146 разд. III НК Украины в строке 06.1.5.2. Для этого значение графы 6 строки 1 таблицы 3 «Додатку AM» переносится в строку 06.1.5.2 «Додатку ЗВ».
Расходы на совершенствование
технологии и организации производства (строка
06.1.6 «Додатку ЗВ»)
В строке 06.1.6 «Додатку ЗВ» отражаются расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств в ходе производственного процесса, которые относятся к общепроизводственным расходам, если они связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Для отражения в налоговом учете произведенных расходов на совершенствование технологии и организации производства необходимо, чтобы они были экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Связано это с тем, что этот вид затрат согласно пп. 140.1.2 п. 140.1 ст. 140 разд. III HK Украины относятся к расходам двойного назначения:
- расходы (кроме подлежащих амортизации), связанные с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, на изобретательство и рационализацию хозяйственных процессов, проведение опытно-экспериментальных и конструкторских работ... Доказательством прямой связи понесенных предприятием затрат с ее производственной деятельностью может быть акт внедрения в производство результатов работ по усовершенствованию применяемых технологий. В случае возникновения спора с налоговой инспекцией этот акт может быть использован в качестве судебного доказательства, подтверждающего связь понесенных расходов с производственной деятельностью предприятия.
Примерами совершенствования организации производства продукции и учета затрат в молочном скотоводстве является применение перспективных энергосберегающих технологий содержания животных; увеличение производства полноценных кормов, комбикормов и премиксов; создание комплексов технических средств для высокомеханизированных и автоматизированных ферм с ресурсосберегающими безотходными технологиями; совершенствование племенной работы на базе специализированных хозяйств; реконструкция промышленных комплексов по производству молока и т.д.
Расходы на отопление, освещение, водоснабжение,
водоотведение и другие услуги по содержанию
производственных помещений (строка 06.1.7 «Додатку ЗВ»)
В строке 06.1.7 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму расходов по показателям счетчиков или на основании расчета на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений, которые нельзя отнести на конкретный вид продукции (работ, услуг).
Затраты на обслуживание производственного процесса (строка 06.1.8 «Додатку ЗВ»)
В строке 06.1.8 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму затрат на обслуживание производственного процесса, к которым могут быть отнесены затраты:
- по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда;
- на транспортное обслуживание, которое включает в себя расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения;
- на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции (работ, услуг) и т.д.
Расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством (строка 06.1.9 «Додатку ЗВ») В строке 06.1.9 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством.
Основным нормативно-правовым актом, который определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, а также регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине, является Закон об охране труда.
Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.
Согласно ст. 1 Закона об охране труда под охраной труда понимается система правовых, социально-экономических,
организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
К основным мероприятиям, связанным с охраной труда и предусмотренным Законом об охране труда, относятся:
- аттестация рабочих мест;
- обеспечение работников специальной одеждой, прочими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение работников специальным питанием;
- проведение обязательных медицинских осмотров работников;
- обеспечение безопасных условий и гигиена труда.
Суммы расходов, связанных с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям (строка 06.1.10 «Додатку ЗВ») В строке 06.1.10 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму затрат, связанных с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом о подтверждении соответствия.
Выделение этого вида расходов связано с тем, что подтверждение соответствия может иметь добровольный (необязательный) характер.
Также пп. 3 п. 1 ст. 6 Декрета N 30-93 отмечено, что стоймость испытаний отобранных образцов продукции, их транспортировка, а также стоимость образцов, которые в результате испытаний стали непригодными для последующего использования по прямому назначению, относятся на расходы предприятия, которое проверяется. В соответствии Законом о подтверждении соответствия объектами подтверждения соответствия являются продукция, системы качества, системы управления качеством, системы экологического управления, персонал.
Суммы расходов, связанных с разведкой/доразведкой
и обустройством нефтяных и газовых
месторождений (строка 06.1.11 «Додатку ЗВ»)
В состав общепроизводственных расходов согласно подпункту «з» пп. 138.10.1 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины включаются суммы расходов, связанных с разведкой/доразведкой и обустройством нефтяных и газовых месторождений (за исключением расходов на сооружение каких-либо скважин, используемых для разработки'нефтяных и газовых месторождений, понесенных с момента зачисления таких скважин в эксплуатационный фонд, а также прочих расходов, связанных с приобретением/изготовлением основных средств, которые подлежат амортизации согласно ст. 148 разд. III HK Украины).
Встроке 06.1.11 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму этих затрат.
Расходы на страхование (строка 06.1.12 «Додатку ЗВ»)
В строке 06.1.12 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму общепроизводственных расходов, связанных со страхованием, а именно:
- рисков гибели урожая, транспортировки продукции плательщика налога;
- гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных средств плательщика налога;
- рисков, связанных с производством национальных фильмов (в размере не более 10 % стоимости производства национального фильма);
- экологического и ядерного вреда, который может быть нанесен плательщиком налога другим лицам;
- имущества плательщика налога;
- объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, если это предусмотрено договором;
- финансовых, кредитных и других рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством, или любых расходов по страхованию сторонних физических или юридических лиц.
Напомним, что расходы по страхованию отнесены ст. 140 разд. III HK Украины к расходам двойного назначения, поэтому налогоплательщику нужно будет доказывать связь таких расходов с осуществлением хозяйственной деятельности.
Прочие общепроизводственные расходы (строка 06.1.13
«Додатку ЗВ»)
В строке 06.1.13 «Додатку ЗВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму прочих общепроизводственных расходов, к которым могут быть отнесены следующие виды расходов:
- приобретение специализированной литературы для информационного обеспечения производственной деятельности цеха, участка и т.д.;
- оплата услуг за участие в семинарах, проводимых с целью повышения профессионального уровня работников, занятых производством продукции (работ, услуг), которые находятся в трудовых отношениях с предприятием;
- затраты на пожарную и сторожевую охрану (включая оплату услуг сторонних предприятий за пожарную и сторожевую охрану) цеха, участка;
- плата за использование и обслуживание средств сигнализации;
- плата за предоставленные для производственных нужд услуги телефонной связи;
- налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи, непосредственно связанные с производственным процессом и количеством выпускаемой продукции;
- затраты по самостоятельному хранению, переработке, захоронению или оплате услуг по хранению, переработке, захоронению и ликвидации отходов производственной деятельности цеха сторонними организациями, по очистке сточных вод, другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием производственной деятельности цеха, участка;
- затраты на перевозку работников производственных подразделений к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
- затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога;
- затраты цеха, связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой по профилю производства работников, связанных с производственной деятельностью;
- компенсация, выплачиваемая работникам за использование для нужд про-изводства собственного инструмента и личного транспорта. Указанные расходы включаются в затраты производства при условии использования такого инструмента (транспорта) только для нужд производственной деятельности. Компенсация устанавливается по договоренности сторон (коллективным договором или индивидуально) в пределах норм амортизации;
- внутризаводское перемещение сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов со складов в цеха и готовой продукции на склады;
- недостачи незавершенного производства;
- недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цехах в пределах норм естественной убыли;
- потери от брака, если их нельзя непосредственно отнести к конкретному виду продукции;
- затраты на операции со стеклянной тарой и т.д. Перечень прочих общепроизводственных расходов, отраженных в строке 06.1.13 «Додатку ЗВ», плательщик налога на прибыль детально расшифровывает (суммы и название расходов) и подает налоговым органам в произвольной форме.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 3205 - Закон Украины от 07.04.2011 г. N 3205-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица - предпринимателя»
Закон о ЕСВ - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.1995 г. N 108/95-ВР «Об оплате труда»
Закон о подтверждении соответствия - Закон Украины от 17.05.2001 г. N 2406-III «О подтверждении соответствия»
Закон о телевидении и радиовещании - Закон Украины от 21.12.1993 г. N 3759-ХII «О телевидении и радиовещании» в редакции от 12.01.2006 г. N 3317-IV
Закон об охране труда - Закон Украины от 14.10.1992 г. N 2694-ХII «Об охране труда» в редакции от 21.11.2002 г. N 229-IV
Декрет N 30-93 - Декрет КМУ от 08.04.1993 г. N 30-93 «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение»
Распоряжение N 143-р - Распоряжение КМУ от 23.02.2011 г. N 143-р «О перечне офшорных зон»
Инструкция N 21-5 - Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. N 21-5
Инструкция N 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. N 5
Классификатор ДК 009:2005 - Классификатор видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденный приказом Госкомстата Украины от 26.12.2005 г. N 375
Перечень N 1170 - Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Постановлением КМУ от 22.12.2010 г. N 1170
Письмо N 203/11/13-11 - Письмо Высшего административного суда Украины от 10.02.2011 г. N 203/11/13-11 «Относительно одинакового применения административными судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины»
Письмо N 4133/5/17-0716 - Письмо ГНСУ от 05.04.2011 г. N 4133/5/17-0716 «О расходах, не учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли»
Проект закона N 8217 - Проект закона Украины от 12.03.2011 г. N 8217 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования некоторых норм Налогового кодекса Украины)»
П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92
П(С)БУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.1999 г. N 290
П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. N 318
П(С)БУ 33 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых», утвержденное приказом Минфина Украины от 26.08.2008 г. N 1090
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 23 (805),
6 июня 2011 г.
Подписной индекс 40783