Отражаем расходы в налоговой декларации по
налогу на прибыль (Часть VI)
(Часть VI. Части I, II, III, IV, V, VI, VIII см. в консультациях от 16.05.2011 г., 23.05.2011 г., 30.05.2011 г., 06.06.2011 г., 14.06.2011 г., 27.06.2011 г., 04.07.2011 г.)
Расходы на сбыт (Строка 06.3 Налоговой декларации по налогу на прибыль)
Прежде чем заполнить строку 06.3 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, плательщику налога на прибыль необходимо будет заполнить «Додаток ВЗ», в котором детально расшифровываются все расходы на сбыт.
Напомним, что затраты предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров), включают в себя расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции (товаров), рекламу, доставку продукции потребителям и т. п.
Прежде всего, плательщику налога на прибыль необходимо знать в какой момент расходы на сбыт должны включаться в состав расходов как в бухгалтерском, так и налоговом периодах.
Напомним, что расходы на сбыт товаров (продукции) относятся как в бухгалтерском, так и налоговом учете по своей сути к расходам текущего периода, то есть они относятся на расходы деятельности в том периоде, в котором они были осуществлены. Это означает, что если предприятие организовало массовую предпродажную подготовку для реализации своей продукции (работ, услуг) или товаров, но в отчетном периоде самой продукции (работ, услуг) или товаров еще не реализовало, то оно все равно должно показать расходы по предпродажным мероприятиям в месяце их осуществления.
Требование п. 7 П(С)БУ 16 о том, что расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены, в отношении расходов на сбыт не действует.
Аналогичная ситуация и в налоговом учете. Так, в соответствии с п. 138.1 ст. 138 разд. III HK Украины «расходы на сбыт» относятся к прочим расходам. А согласно п. 138.5 ст. 138 разд. III HK Украины прочие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
Примерный перечень расходов на сбыт приводится в пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины (табл. 1).
Таблица 1
N п/п |
Перечень расходов на сбыт |
Норма пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины |
1. |
Расходы на упаковочные готовой продукции материалы для затаривания товаров на складах | пп. «а» |
2. | Расходы на ремонт тары | пп. «б» |
3. |
Оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт | пп. «в» |
4. |
Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров | пп. «г» |
5. | Командировочные расходы работников, занятых сбытом | пп. «ґ» |
6. |
Расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (оперативная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана) | пп. «д» |
7. |
Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров, транспорт-но-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) согласно условиям договора (базиса) поставки | пп. «е» |
8. | Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание | пп. «є» |
9. |
Расходы на транспортировку готовой продукции (товаров) между складами подразделений предприятия | пп. «ж» |
10. |
Прочие расходы, связанные со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг | пп. «з» |
Рассмотрим перечень затрат, включаемых в расходы на сбыт, более детально.
Затраты на упаковочные материалы для затаривания товаров на складах готовой продукции (строка 06.3.1 «Додатку ВЗ») Упаковка - это техническое средство или комплекс средств с находящимся в нем товаром, который обеспечивает защиту товара от повреждений и потерь в процессе транспортировки, хранения и продажи, а окружающую среду - от загрязнений.
Действующие нормативные акты Украины содержат множество определений упаковок.
Так, в Законе о молочных продуктах упаковка - это помещение молочного сырья и молочных продуктов в потребительскую тару или паковочный материал.
Упаковка табачных изделий - это пачка, коробка или любое другое упаковывание табачных изделий для их реализации (кроме транспортной тары), за исключением прозрачных оберток, которые применяются в розничной торговле (Закон N 2899).
Согласно Приказу N 289 упаковка - все продукты, изготовленные из любых материалов любой природы, которые используются для вмещения, защиты, перемещения, доставки и презентации товаров, от сырья до готового изделия, начиная от производителя и заканчивая пользователем или потребителем.
Упаковка состоит исключительно из:
а) потребительской тары, то есть упаковки, которая составляет товарную единицу для конечного пользователя или потребителя в момент покупки;
б) групповой тары, которая составляет на момент покупки группу определенного количества единиц товара, независимо, продается ли последняя как таковая конечному пользователю или потребителю, или служит она лишь как средство дополнения в момент продажи;
ее можно снять с продукта, не нанося вред его характеристикам;
в) транспортной тары, которая облегчает перемещение и транспортировку определенного количества единиц товара или сгруппированных товаров с целью избежания механического повреждения при транспортировке. Транспортная тара не включает автомобильные, железнодорожные, морские или авиационные контейнеры.
Следовательно, упаковка товара, в общепринятом смысле, представляет собой вместилище, куда непосредственно помещается сам товар. Иначе говоря, упаковка товара не может быть отделена от товара непосредственно до его потребления.
Таким образом, с точки зрения бухгалтерского учета упаковка представляет собой не что иное, как тару однократного использования.
Если так, тогда почему П(С)БУ 16 и НК Украины предусматривают отнесение расходов упаковочных материалов не на себестоимость конкретной продукции, а признают их расходами на сбыт?
Видимо причина кроется в том, что стоимость упаковки может существенно колебаться в зависимости от категории потребителей, хотя сам товар или готовая продукция при этом будут совершенно одинаковыми.
Например, себестоимость 0,5 л пива не будет зависеть от того в какую упаковку его упакуют (пластиковую или стеклянную бутылку или же в металлическую банку), а вот продажная цена будет отличаться. Аналогичная ситуация складывается с упаковкой различных соков, молочных продуктов, конфет, печенья и т.д.
Таким образом, упаковка (конечно, обладающая определенными свойствами) может выполнять и рекламную функцию. Рекламная функция состоит в продвижении товара, имеющего данную упаковку, и в побуждении потребителя купить товар.
Рассматривая упаковку с точки зрения материалов надо отметить, что таковой она выступает у производителя продукции, продажа которой без упаковки невозможна. Чаще всего такими производителями (потребителями упаковочных материалов) являются предприятия пищевой промышленности (молочная продукция, чай, кофе, воды, соки, табачные изделия и т.п.), косметические производства и некоторые виды других.
Следует обратить внимание, что торговые предприятия производят всего лишь расфасовку товара, а упаковкой товара они не занимаются, поэтому некорректно говорить, что торговые предприятия являются потребителями упаковки.
Для упаковки товаров может использоваться бумажная, картонная, полиэтиленовая тара, а также мешки, коробки. Цена тары однократного использования, как правило, включается в цену товаров и дополнительно покупателем не оплачивается. У продавца, стоимость такой тары относится к расходам на сбыт.
Статья 685 ГК Украины возлагает на продавца обязанность передавать покупателю товар в таре или упаковке, за исключением случаев, когда товар по своим свойствам не нуждается в упаковке. Товар должен быть упакован таким образом, чтобы обеспечивалась его сохранность при обычных условиях хранения и транспортировки. Эти обязательные требования являются неотъемлемыми условиями договора купли-продажи.
Если нормативными актами предусмотрены обязательные требования к упаковке, продавец обязан передать покупателю товар в упаковке, соответствующей установленным требованиям. Напомним, что требования к надлежащей упаковке товара установлены правилами розничной торговли для отдельных видов товаров. Например, весовые продовольственные товары должны передаваться покупателю в упакованном виде, то есть в пакетах или бумаге (п. 3.10 Правил N 185).
Обращаем внимание на то, что качественная, запоминающаяся, оригинальная упаковка - безусловно, результат большого труда и усилий. Для ее создания требуется немало творческих поисков и оригинальных решений. И законодательство предоставляет возможности для ее охраны в качестве объекта интеллектуальной собственности и, соответственно, исключительных прав, но это уже будет нематериальный актив.
К примеру, на субсчете 123 «Права на коммерческие обозначения» (в налоговом учете группа 3 нематериальных активов) ведется учет наличия прав на коммерческие обозначения (прав на торговые марки (знаки для товаров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти).
Исключительные права на упаковку как средство индивидуализации возникают с момента регистрации. Многие производители изначально относятся к своей упаковке как единственные владельцы и готовы сделать многое для ее защиты, но не понимают необходимости регистрации своих прав.
Материалы, используемые для упаковки товара, в бухгалтерском учете отнесены к таре одноразового использования (п. 6.1 Методических рекомендаций N 2). По своим функциям тара делится на непосредственную упаковку и внешнюю.
Непосредственная (первичная) упаковка характеризуется тем, что она не отделена от вложенного в нее товара, а является средством сохранения товара. Примерами первичной упаковки являются стеклянные и пластиковые бутылки для напитков, жестяные консервные банки, ведра из-под краски, флаконы для духов и т.д.
Что касается внешней упаковки, то она защищает первичную упаковку от повреждений и влияния внешней среды. К внешней упаковке относятся полиэтиленовые и бумажные мешки, коробки и ящики, поддоны, корзины и т.п.
Такая тара берется на учет и подлежит возврату на склад после использования (расходования) вложенных в нее материальных ценностей, если она может быть использована внутри предприятия или продана.
В бухгалтерском учете приобретенные упаковочные материалы отражаются в составе запасов по фактической стоимости их приобретения с учетом расходов на доставку (п. 9 П(С)БУ9).
Последующий учет расходов на упаковку товара зависит от того, оплачивает ли покупатель отдельно стоимость упаковки. В налоговом учете расходы на приобретение упаковочных материалов включаются в состав расходов на сбыт согласно подпункту «а» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины.
В случае, если покупатель возмещает торговому предприятию стоимость упаковки (фольги, декоративной оберточной бумаги, подарочных коробок, полиэтиленовых или бумажных пакетов и т.п.) отдельно от стоимости товара, тогда продавец должен учитывать упаковочный материал как отдельный товар.
Как правило, учет товаров на предприятиях розничной торговли ведется в ценах продажи. Если упаковочный материал продается как отдельный товар, на него необходимо сделать наценку и оформить ценник, как и на все другие товары.
Если покупатель отдельно не возмещает торговому предприятию расходы на упаковку, тогда они включаются в расходы на сбыт. При этом стоимость упаковочных материалов (проволоки, бумаги, пергамента, пленки из полимерных материалов, полиэтиленовых пакетов и т.д.) учитывается на субсчете 284 «Тара под товарами».
Предприятия ресторанного хозяйства реализуют как покупные товары, так и продукцию собственного производства. Если применение упаковки необходимо для реализации этой продукции, то стоимость упаковочных материалов (одноразовые стаканчики, вилки или ложки из полимерных материалов) также включается в расходы на сбыт.
Расходы на ремонт тары (строка 06.3.2 «Додатку ВЗ»)
В бухгалтерском учете наличие и движение всех видов тары, кроме тары, используемой как хозяйственный инвентарь, а также материалов и деталей, которые используются для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочечная клепка и др.) отражается на субсчете 204 «Тара и тарные материалы».
Материалы, используемые для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов с целью обеспечения сохранности отгруженной продукции, не относятся к таре и учитываются на субсчете 201 «Сырье и материалы».
На субсчете 284 «Тара под товарами» ведется учет наличия и движения тары под товарами и пустой тары. Торговые предприятия могут вести учет тары по средним учетным ценам, которые устанавливаются руководством предприятия по видам (группам) тары и ценам на тару. Разница между ценами приобретения и средними учетными ценами на тару относится на субсчет 285 «Торговая наценка».
Таким образом, тара сроком полезного использования менее 1 года, а также тарные материалы, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта, учитываются в бухгалтерском учете:
- на субсчете 204 «Тара и тарные материалы» - всеми предприятиями (кроме предприятий торговли и общественного питания);
- на субсчете 284 «Тара под товарами» - предприятиями торговли и общественного питания;
- на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» - предприятиями, использующими тару для хранения ТМЦ на складах (кладовых), в производственных цехах, для транспортировки ТМЦ.
Самым распространенным видом ремонтов тары является ремонт деревянных ящиков. Так, ящиками, требующими ремонта, считаются те из них, у которых имеется одно из следующих повреждений:
- поломка (отсутствие) до 4 дощечек или планок, за исключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;
- поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дна лотков для плодов и овощей;
- повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;
- наличие торчащих гвоздей.
Нередко требуют ремонта бочки. Так, бочками, требующими ремонта, считаются бочки, у которых имеется одно из следующих повреждений:
- поломка не более трех клепок остова;
- повреждение уторного паза;
- повреждение обручей. Таким образом, расходы на ремонт тары, числящейся в составе оборотных активов, относятся к расходам на сбыт и отражаются в строке 06.3.2 «Додатку ВЗ».
Расходы на оплату труда (строка 06.3.3 «Додатку ВЗ»)
Предприятия для того и производят продукцию, выполняют работы или предоставляют услуги, чтобы их покупали или приобретали как юридические лица, так и граждане Украины.
Чтобы продвигать продукцию, товары, работы и услуги на рынке большинству предприятий необходимо иметь отдел сбыта, который формирует сбытовую сеть, занимается подготовкой и заключением договоров на реализацию продукции, планирует объемы поставок продукции в соответствии с заключенными договорами, осуществляет контроль за выполнением планов поставок по срокам и объемам в соответствии с заказами и заключенными договорами, ведет учет отгруженной продукции и т.д.
Следовательно, система распределения (дистрибьюции) предприятия-продавца состоит из сбытовой структуры (органы и каналы сбыта), а также из логистической инфраструктуры сбыта (склады, транспорт).
Структура службы сбыта на предприятиях зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности, производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.
Структура службы сбыта включает как управленческие, так и производственные подразделения (магазины, торговые точки, склады и т.д.).
К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта.
Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, секторы) заказов: изучение спроса, плановое и товарное (оперативное), договорно-претензионное экспортное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.
Заработная плата сотрудников отдела сбыта вместе с его структурными подразделениями включается в состав расходов на сбыт.
Движущей силой продаж, безусловно, являются люди. Их наличие рядом с товаром или продуктом крайне важно, и это наличие не зависит от формы торговли. Говорят, что есть единственная форма торговли, позволяющая обойтись без присутствия человека - так называемая полустационарная торговля, торговля через автоматы, пик развития которой в нашей стране наступит еще нескоро. Остальные формы продаж - закрытый прилавок, открытая форма продаж, продажа личная и даже торговля по системе заказов (в том числе через Интернет) и каталогов - требуют участия человека в процессе обмена денег на товар - продавца или торгового агента.
Заработная плата таких продавцов также включается в состав расходов на сбыт.
Таким образом, к расходам на сбыт можно отнести начисленную основную и дополнительную заработную плату (а также другие поощрительные и компенсационные выплаты) работникам отдела сбыта (групп, бюро) и магазинов, торговых точек, складов и т.д.
Расходы на социальные мероприятия (строка 06.3.4 «Додатку ВЗ»)
В строке 06.3.4 «Додатку ВЗ» указывается сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленная на основную и дополнительную заработную плату (а также другие поощрительные и компенсационные выплаты) работников отдела сбыта (групп, бюро), а также магазинов, торговых точек, складов согласно Закону о ЕСВ.
Расходы на комиссионные вознаграждения
продавцам, торговым агентам и сотрудникам
подразделений, которые обеспечивают сбыт (строка 06.3.5 «Додатку ВЗ»)
По договорам комиссии комиссионер совершает для комитента сделки, направленные на продажу товаров (работ, услуг) комитента. Суммы выплачиваемого комиссионного вознаграждения от продажи товаров, работ или услуг продавцам, торговым агентам и сотрудникам подразделений, которые обеспечивают сбыт, также включаются в состав расходов на сбыт.
Комиссионное вознаграждение - это вид вознаграждения, выплачиваемый посреднику при проведении коммерческих операций как процент от сделки, либо плата, связанная с выполнением услуг по поручению на исполнение каких-либо действий или принятие на себя каких-либо коммерческих рисков.
Расходы на комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и сотрудникам подразделений, обеспечивающим сбыт, относятся к расходам на сбыт и отражаются в строке 06.3.5 «Додатку ВЗ».
Не исключено, что ГНСУ может разъяснить, что в данной строке должны отражаться расходы на оплату труда сотрудникам подразделений, обеспечивающим сбыт (магазинов, торговых точек, складов), а не в строке 06.3.3 «Додатку ВЗ».
Расходы на предпродажную подготовку товаров (строка 06.3.6 «Додатку ВЗ»)
Расходы на предпродажную подготовку товаров, как правило, имеют место на предприятиях торговли, осуществляющих продажу бытовой техники, автомобилей, кино -, телерадиоаппаратуры.
К расходам на предпродажную подготовку товаров относятся :
- проверка внешнего и внутреннего состояния упаковки после транспортировки товара;
- проверка наличия прилагаемых комплектующих и пломб завода-изготовителя;
- проверка уровня жидкостей и смазок;
- подготовка к работе, включение, запуск и проверка на работоспособность, устранение неполадок, настройка и регулировка товарной техники;
- отметка о проведении предпродажной подготовки в техническом руководстве.
Например, предпродажная подготовка дорожного транспортного средства - комплекс операций по подготовке дорожного транспортного средства к эксплуатации, а также по выявлению и устранению недостатков, возникших в процессе его транспортировки и хранения. Объем и перечень операций предпродажной подготовки дорожного транспортного средства устанавливается Производителем (п. 1 Приказа N 721).
Существует множество терминов, имеющих отношение к предпродажной подготовке товаров, но само понятие «предпродажная подготовка» в Украине не имеет однозначной трактовки.
Эффективная предпродажная подготовка товаров имеет большое значение в условиях рынка и может способствовать росту объема закупок. А бухгалтеру необходимо правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на предпродажную подготовку.
В налоговом учете расходы на предпродажную подготовку товаров включаются в состав расходов на сбыт согласно подпункту «г» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины.
В бухгалтерском учете расходы на предпродажную подготовку товаров также относятся согласно абз. 6 п. 19 П(С)БУ 16 к расходам на сбыт и отражаются в месяце их возникновения, а не реализации таких подготовленных к продаже товаров.
Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг) (строка 06.3.7 «Додатку ВЗ») Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К ним относятся расходы на:
- разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных листков, открыток и т. п.);
- разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов фирменных пакетов и упаковки;
- рекламу в средствах массовой информации (объявления в прессе, передачи по радио и телевидению), затраты на световую, компьютерную и другую внешнюю рекламу;
- приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео- и диафильмов;
- изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и т. п. (в сумме амортизации, износа относительно указанного инвентаря);
- хранение и экспедирование рекламных материалов;
- оформление витрин, комнат-образцов, выставок-продаж, включая командировки работников предприятия на выставку продукции предприятия и стоимость ее образцов, переданных непосредственно покупателям или посредническим организациям в соответствии с контрактами и соглашениями бесплатно и не подлежащих возврату;
- уценку продукции, которая полностью или частично утратила первоначальное качество за время экспонирования в витринах;
- проведение других рекламных мероприятий, связанных с деятельностью предприятия;
- возмещение затрат на участие в выставках, ярмарках, стоимость бесплатно переданных образцов и моделей, на представительские расходы (организацию приёмов, конференций и других официальных мероприятий, включая оплату труда обслуживающего персонала) в размере до двух процентов от объемов реализации продукции (работ, услуг) за налогооблагаемый период и в целом за год. Маркетинг (от англ. marketing - торговля, продажа) - комплексная система мероприятий по организации управления производственно-сбытовой деятельностью, основывающаяся на изучении рынка с целью максимально возможного удовлетворения потребностей покупателей.
В зависимости от ситуации на рынке применяются такие виды маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхро-маркетинг, поддерживающий маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг, целевой маркетинг.
Конверсионный маркетинг - применяется, если спрос на товар отсутствует, независимо от качества товара. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на формирование спроса.
Стимулирующий маркетинг необходим, когда спрос на товары (например на новое изделие, неизвестное покупателям) слаб или совсем отсутствует. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на создание спроса или условий для его появления.
Развивающий маркетинг применяется, когда спрос потенциален и необходимо сделать его реальным. Для этого следует направить усилие на повышение качества товара.
Ремаркетинг - повторный маркетинг, «оживление» идущего на спад товара посредством новой рекламной кампании или рекламирование его на новом целевом рынке.
Синхромаркетинг (от греч. synchronos - одновременный и англ. market - рынок) - маркетинг, проводимый фирмами в условиях колеблющегося, неустойчивого спроса на их товары и услуги, обусловленного, например, сезонными колебаниями или несовпадением периодов наибольшего предложения и потребления товаров. Синхромаркетинг призван синхронизировать во времени спрос и предложение товаров.
Поддерживающий маркетинг используется, когда предприятие удовлетворено результатами сбытовой деятельности, ее объемами и качественными показателями.
Демаркетинг (англ. demarketing, где de- частица отрицания, marketing - торговля, продажа) - усилия продавца снизить спрос на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объем производства.
Противодействующий маркетинг - маркетинг, применяемый в условиях нерационального спроса на продукты: вредные для здоровья; или - нерациональные с общественной точки зрения.
Целевой маркетинг - форма маркетинговой деятельности, в ходе которой продавец разграничивает сегменты рынка, выбирает из них один или несколько целевых сегментов (целевой рынок) и разрабатывает приемы маркетинга для каждого из них отдельно, целенаправленно, с учетом выбора товарных позиций, наиболее эффективных для каждого сегмента рынка.
В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая не только управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, но и деятельность, которая связана с выявлением, изучением потребности производителей и потребителей на рынке для удовлетворения их интересов.
Обычно под маркетингом подразумевается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, позволяющая выработать наиболее оптимальную стратегию бизнеса.
То есть, маркетинговые услуги - это услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации. Понятие «маркетинг» предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции.
Средства, израсходованные на маркетинговые исследования, относятся к расходам на сбыт и включаются в состав расходов предприятия в месяце их возникновения (подписания акта предоставленных услуг).
Для целей налогового учета, маркетинговые услуги (маркетинг) - это услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налогов в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого плательщика налогов. К маркетинговым услугам относятся в том числе: услуги по размещению продукции плательщика налога в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах) (пп. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
В налоговом учете по расходам на рекламу и исследование рынка (маркетинг) имеются ограничения и касаются они услуг, приобретенных у нерезидентов.
Так, согласно пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 разд. III HK Украины не включаются в состав расходов затраты, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, подлежащих налогообложению в соответствии с п. 160.8 ст. 160 данного Кодекса) в объеме, превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.
При этом в состав расходов не включаются в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим офшорный статус с учетом положений п. 161.3 ст. 161 разд. III HK Украины.
Расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по маркетингу, рекламе в объеме, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, выделяются [в том числе их всех понесенных расходов на рекламу и исследование рынка (маркетинг)] в строке 06.3.7.1 «Додатку ВЗ».
Чтобы определить лимит для расходов в налоговом учете на 2011 год по услугам консалтинга, маркетинга, рекламы, полученных от нерезидента, плательщику налога на прибыль необходимо будет взять данные строки 010 «Отчета о финансовых результатах» (форма N 2) за 2010 год, вычесть из них данные, отраженные по строкам 010 и 015 этого же отчета, а затем полученный результат умножить на 4 % и разделить на 100.
Обращаем внимание на то, что в 2011 году лимит в размере 4 % по консалтингу, маркетингу и рекламе будет применяться без всяких корректировок на сокращенный отчетный период 2011 года, в котором вместо четырех отчетных периодов будет после вступления в силу разд. III НК Украины только три.
Расходы на командировки работников,
занятых сбытом (строка 06.3.8 «Додатку ВЗ»)
Расходы на оплату служебных командировок в соответствии с П(С)БУ 16 признаются расходами отчетного периода и отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в зависимости от принадлежности работников к тому или иному подразделению предприятия.
Так, расходы на служебные командировки работников, обеспечивающих сбыт продукции, товаров, работ или услуг, относятся к расходам на сбыт и отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт».
В налоговом учете согласно пп. 140.1.7 ст. 140 разд. III НК Украины признаются расходами двойного назначения затраты на командировки физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога либо являющихся членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица.
Расходы на командировку могут быть включены в состав расходов плательщика налога на прибыль только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.
06.3.9.1 - амортизация основных средств отделов и подразделений, занимающихся сбытом;
Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы «чаевых», за исключением случаев, когда суммы таких «чаевых» включаются в счет в соответствии с законами страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.
Включающие услуги вневедомственной охраны по охране складов готовой продукции, предоставляемые органами внутренних дел в специально предназначенной строке. Возможно, что ГНСУ все же утвердит в ближайшее время порядок заполнения Налоговой декларации по налогу на прибыль, в котором более определенно прояснит данную ситуацию.
В состав командировочных расходов относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более чем 0,2 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (с 01.04.2011 г. максимальный размер суточных - 188,20 грн), а для командировок за границу - не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (с 01.04.2011 г. максимальный размер суточных - 705,75 грн).
06.3.9.2 - расходы на ремонт и улучшение объектов основных средств в соответствии с п. 146.12 ст. 146 разд. III НК Украины.
Сумма суточных определяется в случае командировки:
Таким образом, признаются расходами на сбыт затраты на аренду основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, которые обеспечивают сбыт товаров (продукции). К ним же относятся и расходы на содержание основных средств (к примеру, техобслуживание РРО), других необоротных материальных активов, которые обеспечивают сбыт товаров (продукции).
- в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), - согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;
Обращаем внимание на то, что сумма строк 06.3.9.1 и 06.3.9.2 не должны равняться строке 06.3.9 «Додатку ВЗ», так как расходы на содержание необоротных активов не могут состоять только из амортизации и лимитируемых расходов на ремонт и улучшение основных средств, потому что есть еще техническое обслуживание основных средств (например, холодильников в магазинах), а также сервисное обслуживание (включая расходные материалы по РРО, принтерам и т. д.), которые не считаются ремонтом и не должны лимитироваться 10-процентным лимитом.
- в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд),
В общем, при заполнении строки 06.3.9 «Додатку ВЗ» предприятия столкнуться с тем, что им нужно будет в этой строке отражать некоторые затраты, которые невозможно будет «спрятать» в прочие расходы по строке 06.3.15, так как они также подлежат расшифровке (детализации), но в произвольной форме.
- согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе. При отсутствии указанных соответствующих подтверждающих документов, приказа или отметок уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в паспорте или заменяющем его документе сумма суточных не включается в состав расходов плательщика налога.
Речь идет о следующих расходах по использованию собственного транспорта, которые имеют место практически у всех предприятий, но не связаны с ремонтом основных средств:
Любые командировочные расходы могут быть включены в состав расходов плательщика налога при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с деятельностью такого плательщика налога.
- затраты на сезонное техническое обслуживание транспортных средств;
Для бухгалтерского учета не имеет значения, как командировочные расходы отражаются в налоговом учете предприятия, а именно, включаются ли они в состав расходов согласно пп. 140.1.7 ст. 140 разд. III НК Украины или нет.
- стоимость антифриза, использованного для охлаждения двигателя автомобиля;
Расходы на содержание основных средств, прочих
необоротных материальных активов, связанных
со сбытом товаров, выполнением работ, оказанием услуг (строка
06.3.9 «Додатку ВЗ»)
- стоимость шин, установленных но автомобиль;
В строке 06.3.9 «Додатку ВЗ» отражаются расходы на содержание основных средств, прочих необоротных материальных активов подразделений сбыта, которые должны детализироваться в строках:
- затраты на установку новых аккумуляторов;
Также в этой строке согласно подпункту «д» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III НК Украины должна отражаться оперативная аренда, а также расходы на страхование, амортизацию, ремонт, отопление, освещение, охрану (по мнению автора статьи сюда должны относиться еще и расходы на водоотвод, водоснабжение, вывоз мусора и другие коммунальные услуги). Обращаем внимание плательщиков налога на прибыль на то, что для расходов по страхованию в «Додатку ВЗ» предназначена специальная строка - 06.3.14, поэтому расходы, связанные со страхованием основных средств, корректней отражать
- стоимость ГСМ и т.п.
Амортизация основных средств подразделений
сбыта (строка 06.3.9.1 «Додатку ВЗ»);
Данные, которые отражаются в строке 06.3.9.1 «Додатку ВЗ» плательщик налога на прибыль берет из строки А15 графы 9 таблицы 1 «Додатка AM», где начисленная амортизация должна быть расшифрована в разрезе групп основных средств.
Расходы на ремонт и улучшение объектов
основных средств (строка 06.3.9.2 «Додатку АВ»)
В налоговом учете согласно п. 146.12 ст. 146 разд. III HK Украины сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств, в том числе арендованных, в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к расходам того отчетного налогового периода, в котором такие ремонт и улучшения были осуществлены.
Расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств, превышающие 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года согласно п. 144.1 ст. 144 разд. III HK Украины подлежат амортизации.
Согласно п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством.
Таким образом, плательщики налога на прибыль могут в бухгалтерском учете расходы на ремонт основных средств лимитировать так же, как и в налоговом учете.
Расходы на проведение ремонтных работ основных средств, используемых подразделениями сбыта, отражаются по дебету счета 93 «Расходы на сбыт» и по кредиту счетов 13 «Износ (амортизация) необоротных активов», 20 «Производственные запасы», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по прочим операциям» и т. д.
Данные, которые отражаются в строке 06.3.9.2 «Додатку ВЗ» плательщик налога на прибыль берет из графы 8 таблицы 3 «Додатка AM».
Амортизация нематериальных
активов (строка 06.3.10 «Додатку ВЗ»)
В налоговом учете начисление амортизации по НМА осуществляется аналогично основным средствам с применением методов, определенных в пп. 145.1.5 п. 145.1 ст. 145 разд. III HK Украины. Деление НМА на группы в налоговом учете такое же как и в бухгалтерском учете.
Данные, которые отражаются в строке 06.3.10 «Додатку ВЗ» плательщик налога на прибыль берет из строки Н7 графы 9 таблицы 1 «Додатка AM», где начисленная амортизация должна быть расшифрована в разрезе групп НМА.
Расходы на транспортировку, перевалку, транспортно-
экспедиторские и другие услуги, связанные
с транспортировкой продукции (товаров)
в соответствии с условиями договора
(базиса) поставки (строка 06.3.11 «Додатку ВЗ»)
Согласно п. 19 П(С)БУ 16 расходы на транспортировку и перевалку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиторские и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) согласно условиям договора (базиса) поставки относятся в состав расходов на сбыт.
Таким образом, хотя готовая продукция и товары по своей сути относятся в бухгалтерском учете к классу 2 «Запасы», но транспортные услуги по ним следует относить в состав расходов на сбыт, а не на их первоначальную стоимость (себестоимость).
Следовательно, бухгалтерам необходимо внимательно анализировать транспортную документацию, чтобы правильно отразить транспортные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное
обслуживание (строка 06.3.12 «Додатку ВЗ»)
Случаются ситуации, когда обязательства продавца перед покупателем не заканчиваются после перехода права собственности на товар к последнему. Так,в случае обнаружения покупателем дефектов товара, на который установлен гарантийный срок, он вправе потребовать от продавца их устранения.
Обязанность предоставлять покупателям определенные гарантии возложена на производителей на законодательном уровне.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель имеет право предъявить требование в связи с недостатками товара, выявленными в течение этого срока.
Срок, в течение которого производитель несет ответственность за «врожденные» дефекты изготовленной продукции, а потому не имеет права отказаться от исполнения определенных обязательств, называется гарантийным сроком.
То есть, предприятия, реализующие продукцию с гарантией, берут на себя обязательство обеспечивать ее ремонт или замену в течение гарантийного срока. Поскольку конкретная сумма расходов и период их возникновения не определены и зависят от будущих событий, в отчетном периоде, когда была реализована продукция, предприятие обязано в бухгалтерском учете создать соответствующий резерв исходя из предыдущего опыта или прогнозных оценок специалистов.
Обязательство по гарантийному обслуживанию изделий должно подтверждаться образцами рекламных материалов и технической документацией, в которых оговариваются порядок и сроки гарантийного обслуживания. Образцы этих документов необходимо утверждать приказами или распоряжениями по предприятию.
Расходы на гарантийный ремонт учитываются в бухгалтерском учете в составе расходов на сбыт. То есть, на предприятии создается обеспечение (резервный фонд) для выполнения гарантийных обязательств и возмещения будущих расходов на выполнение гарантийных ремонтов (п. 13 П(С)БУ 11). Создание резерва по гарантийному ремонту не включается в расходы по налоговому учету.
Обеспечение создается по кредиту балансового субсчета 473 «Обеспечение гарантийных обязательств» в корреспонденции с дебетом счета 93 «Расходы на сбыт», а по дебету субсчета 473 «Обеспечение гарантийных обязательств» отражаются понесенные предприятием расходы на гарантийный ремонт. Содержание гарантийных мастерских и расходы в объемах, превышающих предельные нормы, выделяется еще дополнительно по балансовому счету 24 «Брак в производстве».
В налоговом учете к расходам на сбыт относятся затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров (подпункт «є» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины). Данный вид затрат согласно ст. 140 разд. III HK Украины относится к расходам двойного назначения, а это значит, что по своему экономическому содержанию они могут быть как связаны, так и не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. То есть, такие затраты могут быть включены в состав расходов предприятия только при определенных условиях.
Напомним, что при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения согласно пп. 140.1.4. п. 140.10 ст. 140 разд. III HK Украины, а именно - любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога.
Термин «обнародование» означает распространенное в рекламе, технической документации, договоре либо другом документе обязательство продавца в отношении условий и сроков гарантийного обслуживания.
При осуществлении гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию) согласно Порядку N 112.
Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара либо без надлежащего ведения указанного учета не дает права на уве-личение расходов продавца такого товара на стоимость замен.
Перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определен Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей в Порядке N 506.
Обращаем внимание на то, что НК Украины не содержит ограничения по гарантийным ремонтам (обслуживанию) или гарантийным заменам товаров (но не выше 10 %...), которое было предусмотрено до 01.04.2011 г. пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли:
«В валовые расходы включаются:
5.4.3. Любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных налогоплательщиком, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, но не более суммы, которая соответствует уровню гарантийных замен, принятых (обнародованных) палогоплатильщиком, но не выше 10 процентов от совокупной стоимости таких товаров, которые были проданы и по которым не истек срок гарантийного обслуживания»
Если не брать в расчет отмену 10-процентного лимита, то с 01.04.2011 г. порядок требований к отражению расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров в налоговом учете практически не изменился.
В этой связи необходимо напомнить о Письме N 1931/Х/15-0314, в котором ГНАУ пришла к выводу, что в соответствии с п. 22 ст. 1 Закона о защите прав потребителей под термином «потребитель» следует понимать физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника, поэтому Порядок N 506 регулирует отношения лишь между юридическими и физическими лицами.
Следовательно, поскольку действие пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли распространяется лишь на технически сложные бытовые товары, приведенные в приложении 1 к Порядку N 506, которые продаются физическим лицам, то расходы, понесенные плательщиком налога в связи с выполнением гарантийных обязательств по объектам, которые отсутствуют в этом перечне или объектах, реализованных юридическим лицам, не включаются в состав валовых расходов такого плательщика в соответствии с пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 данного Закона.
Не исключено, что такого же мнения будет придерживаться и ГНСУ после 01.04.2011 г., то есть после вступления в силу разд. III HK Украины.
Пример 1. Покупатель приобрел холодильник стоимостью 2400 грн. Товар оказался некачественным, поэтому через 12 дней покупатель потребовал его замены. На момент возврата стоимость холодильника аналогичной марки изменилась и составила 3000 грн.
В соответствии с требованиями абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей во время замены товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится.
Бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с гарантийной заменой товара, приведем в табл. 2.
Таблица 2
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн | Бухгалтер ский учет |
Налоговый учет | ||||
дебет | кре дит |
доходы, грн |
расхо ды, грн |
строка | ||||
Налого вой деклара ции |
«Додат ку ВЗ» | |||||||
1. |
Отражение продажи холодильника | 2400 |
301 |
702 |
2000 |
- |
02 |
- |
2. |
Начисление налоговых обязательств по НДС | 400 |
702 |
641/ НДС | - |
-- |
- |
- |
3. | Списание продажной стоимости реализованного товара |
1500 | 902 | 282 | - | 1500* | - | - |
500 | 285 | 282 | - | - | - | - | ||
4. |
Отражение возврата холодильника | 2400 |
704 |
361 |
-2000** | - |
- |
- |
5. |
Корректировка налоговых обязательств по НДС (методом «красное сторно») | -400 |
704 |
641/ НДС |
||||
6. |
Оприходован некачественный холодильник (методом «красное сторно») | -1500 |
902 |
282 |
-1500** |
|||
7. |
Выдача нового холодильника покупателю | 2400 |
361 |
702 |
2000 |
- |
02 |
- |
8. |
Начисление налоговых обязательств по НДС | 400 |
702 |
641/ НДС | - |
- |
- |
- |
9. | Списание продажной стоимости замененного холодильника (гарантийная замена) |
2000 | 93 | 282 | - | 2000* | - | 06.3.12 |
500 | 285 | 282 | - | - | - | - | ||
10. | Определение финансового результата |
4000 | 702 | 791 | - | - | - | - |
2000 | 791 | 704 | - | - | - | - | ||
2000 | 791 | 93 | - | - | - | - | ||
Примечания. * Эта сумма отражается в строке 05.1.1 «Додатку СВ». ** Эта корректировка отражается со знаком минус в строке 03.25 «Додатку ІД». *** Эта корректировка отражается со знаком минус в строке 06.5.25 «Додатку IB» |
Расходы на транспортировку готовой продукции
(товаров) между складами подразделений
предприятия (строка 06.3.13 «Додатку ВЗ»)
Промышленный транспорт (автомобильный или железнодорожный) может осуществлять так называемые технологические перевозки, то есть осуществлять перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции внутри предприятия и для удовлетворения производственных нужд.
К особым видам транспорта в промышленности относят также конвейерный, канат-но-подвесной, монорельсовый подвесной, пневматический, гидравлический.
Транспортные расходы по перемещению готовой продукции (товаров) внутри предприятия относятся в налоговом учете к составу расходов на сбыт согласно подпункту «ж» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины и отражаются в строке 06.3.13 «Додатку ВЗ».
Расходы на страхование (строка 06.3.14 «Додатку ВЗ»)
Страхование грузов при их транспортировке на большие расстояния зачастую является неотъемлемой частью торгового контракта. Вопрос о том, какая из сторон согласно условиям соответствующих торговых сделок - покупатель или продавец - должна произвести страхование грузов, рассматривается и решается во время заключения этих сделок.
Если отгруженную продукцию страхует продавец, то расходы по такой страховке относятся к составу расходов на сбыт. Это предусмотрено п. 19 П(С)БУ 16:
«Расходы на сбыт включают следующие расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг):
расходы на страхование предназначенной для дальнейшей реализации готовой продукции (товаров), хранящейся на складе предприятия».
Если же отгруженную продукцию страхует покупатель (для него это товар), то он включает эти расходы в состав первоначальной стоимости таких товаров согласно п.9 П(С)БУ 9.
Прочие расходы, связанные со сбытом товаров, выполнением работ, оказанием услуг (строка 06.3.15 «Додатку ВЗ») Порядок отражения прочих расходов, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, с одной стороны, может показаться наиболее легким, так как предусматривает отнесение в данную статью всех расходов, которые не упоминались выше, но с другой стороны и самый сложный, потому что никто точно не знает его конкретного перечня, а налоговые органы требуют детальной расшифровки всех расходов, включенных в данную строку.
По мнению автора, в данную статью расходов следует относить расходы на:
- почтово-телеграфные расходы, имеющие отношение к отделу сбыта и его подразделениям;
- пожарную безопасность объектов отдела сбыта;
- санэпидемиологические услуги для объектов сбыта;
- товарно-материальные ценности, используемые для отдела сбыта и его подразделений (в том числе и канцтовары);
- техосмотр автомобилей, используемых отделом сбыта;
- охрану труда и технику безопасности;
- парковку автомобилей, используемых отделом сбыта и его подразделениями;
- информационные услуги в различных каталогах, буклетах и т.п.;
- ксерокопирование документов;
- представительские расходы, связанные со сбытом продукции;
- таможенные услуги;
- налоги и сборы (обязательные платежи);
- участие в ярмарках и выставках;
- услуги сторонних организаций (фотоуслуги, услуги фотомоделей, экспертные и т.п.) и т.д.
Финансовые расходы
(Строка 06.4 Налоговой декларации по налогу на прибыль)
В строке 06.4 Налоговой декларации по налогу на прибыль отражаются финансовые расходы, к которым относятся расходы на начисление процентов (за пользование кредитами и займами, по выпущенным облигациям и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных НК Украины, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ). Квалификационныйактив- актив, который обязательно требует существенного времени для его создания (п. 3 П(С)БУ 31).
Капитализация финансовых расходов применяется только к сумме тех финансовых расходов, которых можно было бы избежать, если бы не производились расходы на создание квалификационного актива.
В налоговом учете согласно пп. 138.5.2 п. 138.5 ст. 138 разд. IIІ НК Украины датой увеличения расходов плательщика налога от осуществления кредитно-депозитных операций, в том числе субординированного долга, является дата признания процентов (комиссионных и других платежей, связанных с созданием или приобретением кредитов, вкладов (депозитов)), определенная в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Напомним, что согласно п. 4 П(С)БУ 31 финансовые расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были начислены, кроме случая, когда учетная политика предприятия предусматривает капитализацию финансовых расходов, связанных с созданием квалификационного актива.
Проценты, которые включаются в расходы с учетом ограничений, установленных п. 141.2 ст. 141 разд. III НК Украины (строка 06.4.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль). Пунктом 141.2 ст. 141 разд. III НК Украины предусмотрено, что для плательщика налога, 50 и более процентов уставного фонда (акций, других корпоративных прав) которого находятся в собственности или управлении нерезидента (нерезидентов), отнесение в состав расходов начисления процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам в пользу таких нерезидентов и связанных с ними лиц разрешается в сумме, не превышающей сумму доходов такого плательщика налога, полученную в течение отчетного периода в виде процентов от размещения собственных активов, увеличенную на сумму, равную 50 % налогооблагаемой прибыли отчетного периода, без учета суммы таких полученных процентов.
Пример 2. Налогоплательщиком, 55 % корпоративных прав которого находится в собственности нерезидента, в отчетном периоде начислены проценты в сумме 20000 грн. В течение отчетного периода доходы предприятия составили 300 000 грн, а расходы - 280 000 грн. Сумма доходов отчетного периода, полученных в виде процентов, составила 3500 грн.
Рассчитаем сумму процентов, которую налогоплательщик может включить в состав расходов отчетного периода: 3500 грн + [(300000 - 3500 - 280000) - 50 (%)] = 11750 (грн).
Сумма 11 750 грн должна отражаться в строке 06.4.1 Налоговой декларации по налогу на прибыль.
Проценты, не отнесенные в состав расходов производства (обращения) согласно положениям п. 141.2 ст. 141 разд. III HK Украины в течение отчетного периода (в нашем при мере - это 8250 грн), подлежат перенесению на результаты эудущих налоговых периодов г сохранением ограничений, предусмотренных этим пунктом.
Список использованных документов
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 2899 - Закон Украины от 22.09.2005 г. N 2899-IV «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения»
Закон о ЕСВ - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. N 1023-ХII «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.2005 г. N 3161-IV
Закон о молочных продуктах - Закон Украины от 24.06.2004 г. N 1870-IV «О молоке и молочных продуктах»
Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР (утратил силу частично)
Методические рекомендации N 2 - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина Украины от 10.01.2007 г. N 2
Порядок N 112 - Порядок учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. N 112
Порядок N 506 - Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. N 506
Правила N 185 - Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. N 185
Приказ N 289 - Приказ Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины от 24.12.2004 г. N 289 «Об утверждении Технического регламента по подтверждению соответствия упаковки (упаковочных материалов) и отходов упаковки»
Приказ N 721 - Приказ Министерства промышленной политики Украины от 29.12.2004 г. N 721 «Об утверждении Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств»
П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92
П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. N 246
П(С)БУ 11 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.01.2000 г. N 20
П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. N 318
П(С)БУ 31 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.04.2006 г. N 415
Письмо N 1931/Х/15-0314 - Письмо ГНАУ от 31.03.2006 г. N 1931/Х/15-0314 «Относительно определения состава валовых расходов»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 25 (807),
20 июня 2011 г.
Подписной индекс 40783