Отражаем расходы в Налоговой декларации по налогу на прибыль
(Часть V. Части I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII см. в консультациях от 16.05.2011 г., 23.05.2011 г., 30.05.2011 г.,06.06.2011 г.,14.06.2011 г., 20.06.2011 г., 27.06.2011 г., 04.07.2011 г.)
Административные расходы (Строка 06.2 Налоговой декларации по налогу на прибыль)
Прежде чем заполнить строку 06.2 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, плательщику налога на прибыль необходимо будет заполнить «Додаток АВ», в котором детально расшифровываются административные расходы.
Напомним, что к административным расходам относятся общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятиями, в частности, расходы на содержание аппарата управления и другого персонала, занятого обслуживанием административной инфраструктуры.
Административные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия в целом, учитываются в бухгалтерском учете на активном счете 92 «Административные расходы».
На счете 92 «Административные расходы» отражают и накапливают в течение года расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия. Расходы на управление и обслуживание предприятия (общехозяйственные расходы) не распределяются между реализованной и нереализованной продукцией, а списываются ежемесячно или в конце года (по сельскохозяйственным предприятиям) на финансовые результаты основной деятельности в общей сумме нарастающим итогом с начала года с кредита счета 92 на дебет субсчета 791 «Результаты основной деятельности». Рациональная организация аналитического учета расходов в целом и аналитический учет административных расходов в частности имеют важное значение для определения их уровня, контроля и анализа, а также объективного отражения финансовых результатов деятельности предприятия.
Несмотря на то, что административные расходы не включаются в производственную себестоимость продукции, но методика организации их учета аналогична методике учета общепроизводственных расходов.
Таким образом, к административным расходам относятся общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием. Примерный перечень административных расходов приводится в п. 18 П(С)БУ 16 ив Инструкции N 291 (табл. 1).
Аналитический учет ведется по статьям расходов в регистрах бухгалтерского учета: Журнале 5 или Журнале 5а (формы которых утверждены Приказом N 356).
Для целей налогового учета в «Додатку АВ» расшифровываются и детализируются такие виды затрат:
Таблица 1
N п/п |
Перечень административных расходов |
Код строки «Додатку АВ», в котором отражаются аналогичные расходы |
1. | Общие корпоративные расходы | 06.2.1 |
2. |
Расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала | 06.2.2 |
3. |
Расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования | 06.2.3 |
4. | Вознаграждения за профессиональные услуги | 06.2.4 |
5. | Расходы на связь | 06.2.5 |
6. |
Амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования | 06.2.6 |
7. | Расходы на урегулирование споров в судебных органах | 06.2.7 |
8. |
Налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи | - |
9. | Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков | 06.2.8 |
10. | Другие расходы общехозяйственного назначения | 06.2.12 |
- амортизация основных средств общехозяйственного использования (строка 06.2.3.1);
- расходы на ремонт и улучшение объектов основных средств в соответствии с п. 146.12 ст. 146 разд. III HK Украины (строка 06.2.3.2);
- расходы на страхование (строка 06.2.9);
- расходы на оплату труда (строка 06.2.10);
- взносы на социальные мероприятия (строка 06.2.11). Далее рассмотрим порядок заполнения каждой строки «Додатку АВ» более детально.
Общие корпоративные расходы (строка 06.2.1 «Додатку АВ»)
Существование предприятия как юридического лица начинается только с момента его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности. Однако такая регистрация - это уже «финальный аккорд». А до этого требуется произвести достаточно много подготовительных действий и затратить немалые денежные суммы.
И эти расходы надо возмещать из тех или иных источников. Так как фирмы еще не существует, об оплате затрат придется подумать никому иному, как учредителям фирмы. Ведь, как правило, у формирующейся компании еще нет даже бухгалтера. Это означает, что собственники должны заранее узнать, что именно они должны оплатить и как эти затраты впоследствии компенсировать.
Напомним, что Законом N 3263 внесены с 07.06.2011 г. изменения в ряд законодательных актов, в результате чего предусмотрена возможность для учредителей юридических лиц (кроме акционерных обществ) создавать уставные фонды в размерах и в составе, которые им необходимы для открытия собственного дела.
Уставный капитал ООО с 07.06.2011 г. подлежит уплате участниками общества до окончания первого года со дня государственной регистрации общества. Такие же поблажки даны государственным коммерческим предприятиям и коммунальным унитарным предприятиям.
Сложенный капитал коммандитного общества также подлежит оплате его участниками в течение первого года со дня государственной регистрации общества.
Одновременно законодатели минимизировали расходы собственных средств учредителей на этапе создания юридических лиц (оплата учреждениям банков при открытии временных счетов, внесение денежных средств в качестве вкладов в уставный фондов до момента проведения их государственной регистрации в качестве юридических лиц, оплата за нотариальное заверение подписей учредителей на учредительных документах и решений учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица).
Законом N 3263 упрощены требования по обязательному нотариальному оформлению отдельных документов, которые подаются для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица и физического лица - предпринимателя.
Таким образом, в процессе регистрации предприятия учредители фирмы несут расходы, связанные с правовым обеспечением начала его деятельности. Обычно в состав указанных затрат входят:
- подготовка и составление учредительных документов, заявлений, анкет;
- нотариальное удостоверение учредительных документов, копий регистрационных документов;
- покупка бланков документов, канцтоваров;
- регистрационный сбор за проведение государственной регистрации;
- плата за регистрацию в органах статистики;
- услуги по разработке оригинального макета печати, комплектации оснасткой штемпельной продукции;
- изготовление печати и оснастка;
- услуги банка за принятие платежей и т.п.;
- услуги банка за открытие текущего счета (счетов). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Именно с этого момента предприятие начинает вести учет своих доходов и расходов.
Некоторые специалисты полагают, что учредители фирмы могут рассчитывать на возмещение организационных расходов только из будущих доходов созданного предприятия (то есть дивидендов). По их мнению, расходы по регистрации предприятия, осуществленные до момента его государственной регистрации, не могут быть признаны расходами по его регистрации, поскольку оно на момент осуществления расходов еще не создано.
То есть, если в учредительных документах предприятия не написано, что средства (деньги), израсходованные при его создании, являются вкладом в его уставный капитал, то и списать их в бухгалтерском учете нельзя. Ведь признавать в бухгалтерском учете можно только затраты предприятия. А предприятие считается созданным лишь с момента государственной регистрации. Деньги же, израсходованные до этого момента, вообще нигде не учитываются.
По мнению автора, правомерность отражения в учете предприятия расходов на его создание, понесенных до проведения государственной регистрации, обосновывается требованиями действующего законодательства.
Например, для создания юридического лица необходимо разработать учредительные документы (ст. 87 ГК Украины), выполнив все требования относительно их содержания (ст. 88 ГК Украины) и т.д.
Даже если предприятие не сомневается в обоснованности признания расходов по регистрации предприятия в бухгалтерском учете, то у него все равно возникнет дилемма относительно того, что это:
- затраты отчетного периода;
- расходы будущих периодов;
- нематериальный актив.
О том, что расходы на создание, реорганизацию и перемещение предприятия не должны признаваться нематериальным активом свидетельствует п. 9 П(С)БУ 8:
«Не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены:
- расходы на исследования;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке;
- расходы на создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части;
- расходы на повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и - расходы на создание торговых марок (товарных знаков)».
Следовательно, в бухгалтерском учете расходы на регистрацию предприятия - это расходы отчетного периода, так как расходами будущих периодов их также не назовешь. Ведь они понесены не для получения конкретного дохода или актива в дальнейшем, а для осуществления деятельности именно в настоящий момент, и предопределены они требованиями действующего законодательства.
Поэтому, такие расходы, за исключением материальных расходов, которые отражаются на счетах запасов или необоротных активов, отражаются на счете 92 «Административные расходы». Таким образом, если во время регистрации предприятия понесены расходы, связанные с приобретением запасов или необоротных активов, то они отражаются на соответствующих счетах запасов или необоротных активов.
В налоговом учете согласно пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины «Административные расходы» включаются в состав прочих расходов. А прочие расходы, согласно п. 138.5 ст. 138 разд. III НК Украины, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
Для целей разд. III НК Украины используются, согласно п. 152.9 ст. 152 разд. III HK Украины, следующие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала, год.
Следовательно, можно предположить, что если вновь зарегистрированное предприятие понесло расходы на регистрацию предприятия в том же отчетном периоде, когда предприятие прошло государственную регистрацию и начало хозяйственную деятельность, то оно вправе признать расходы на первичную регистрацию в этом же периоде.
Если расходы на первичную регистрацию осуществлены в одном отчетном периоде, а деятельность предприятие начало уже в следующем отчетном периоде, то правовых оснований признавать такие расходы в налоговом учете у плательщика налога на прибыль нет.
Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на регистрацию предприятия приведен в табл. 2.
Таблица 2
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
1. |
Отражение стоимости услуг по составлению и заключению учредительных документов | 92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
2. |
Отражение расходов на нотариальное удостоверение документов |
92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
3. |
Отражение стоимости приобретения бланков документов, канцтоваров и тому подобное | 209 «Прочие материалы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
4. |
Отражение уплаты регистрационного сбора за государственную регистрацию | 92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
5. |
Отражение платы за регистрацию в органах статистики |
92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
6. |
Отражение услуги по разработке оригинал-макетов печати и комплектации оснастки штемпельной продукции | 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» | 372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
7. |
Отражение расходов на изготовление печати |
153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» | 372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
8. |
Отражение стоимости услуг банка за прием и отправку платежей |
92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
9. |
Отражение стоимости услуг банка за открытие текущего счета (счетов) |
92 «Административные расходы» |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
10. |
Отражение размера уставного капитала в учредительных документах | 46 «Неоплаченный капитал» | 40 «Уставный капитал» |
11. |
Оплата взносов учредителями |
301 «Касса в национальной валюте», 311 «Текущие счета в национальной валюте» | 46 «Неоплаченный капитал» |
12. |
Погашение задолженности перед подотчетными лицами за счет взносов в уставный капитал |
372 «Расчеты с подотчетными лицами» |
301 «Касса в национальной валюте», 311 «Текущие счета в национальной валюте» |
Помимо первоначальной регистрации, довольно часто уже существующим фирмам по тем или иным причинам приходится проводить перерегистрацию. Затраты на ее осуществление уже можно погасить за счет фирмы, не привлекая средства учредителей.
В налоговом учете расходы, связанные с регистрацией предприятия, могут включаться в состав расходов на основании подпункта «а» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины. Несомненно, что без таких расходов о легальной деятельности предприятия не может быть и речи.
Расходы по внесению платы за государственную регистрацию включаются в расходы на основании прямой нормы - подпункта «ж» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины. В соответствии с этим подпунктом к прочим расходам обычной деятельности относятся любые расходы на получение специальных разрешений, выданных для осуществления хозяйственной деятельности государственными органами.
Однако нужно помнить о том, что не входят в состав расходов любые затраты, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными или другими документами, обязательность ведения и хранение которых предусмотрена правилами ведения налогового учета. Данное требование установлено пп. 139.1.9 п. 139.1 cт. 139 разд. III HK Украины.
Поэтому важно хранить все полученные в процессе регистрации акты, договоры, квитанции, чеки и другие документы, которые подтверждают факт расходования средств. Наличие таких документов дает возможность компенсировать расходы, понесенные во время регистрации предприятия, учредителям или уполномоченному на то лицу (кроме тех, стоимость и срок использования которых соответствуют признакам, установленным для основных средств разд. I HK Украины, и подлежат амортизации в составе нематериальных активов).
А вот сумы НДС, оплаченные в составе расходов на регистрацию, могут быть отнесены в состав налогового кредита, только со дня регистрации предприятия плательщиком НДС. Если на момент оплаты предприятие не было плательщиком НДС, то уплаченные суммы НДС следует отнести на расходы в соответствии с абз. 2 пп. 139.1.6 п. 139.1 ст. 139 разд. III HK Украины.
В том случае, когда регистрация предприятия осуществляется юридической фирмой, а оплата ей осуществляется после выполнения всего комплекса услуг по регистрации, тогда проблем с налоговым кредитом не будет, поскольку акт выполненных работ уже подпишет плательщик НДС. Однако в случае осуществления авансовых платежей в период, когда регистрируемое предприятие плательщиком НДС не было, права на налоговый кредит не будет.
Общее собрание является высшим органом акционерного общества (ст. 32 Закона об АО). К тому же акционерное общество обязано ежегодно созывать общее собрание, которое должно быть проведено не позже 30 апреля следующего отчетного года. Естественно, что общее собрание проводится за счет средств акционерного общества (ч. 3 ст. 32 Закона об АО). То есть, законодательством установлено требование по обязательному проведению общего собрания акционерным обществом.
О проведении общего собрания акционерное общество обязано уведомить акционеров в порядке, предусмотренном ст. 35 Закона об АО.
Таким образом, поскольку акционерные общества проводят общие собрания в соответствии с законодательными требованиями, то расходы на персональные уведомления акционеров и публикацию объявлений о проведении общих собраний, безусловно, связаны с хозяйственной деятельностью общества.
То есть, расходы на проведение собраний акционеров, в частности, расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания, учитываются как в бухгалтерском учете, так и при налогообложении прибыли.
Обратите внимание, что учитываются затраты на проведение любых собраний акционеров, как очередных, так и внеочередных.
В бухгалтерском учете расходы на проведение собраний акционеров отражаются в соответствии с п. 7 и п. 18 П(С)БУ 16 - в составе административных расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, и отражаются на счете 92 «Административные расходы».
Приказом № 88 предусмотрено, что представительские расходы - это расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей, делегаций и представителей других предприятий, прибывших по приглашениям для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.
К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей, их транспортным обеспечением, мероприятиями культурной программы, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчика, который не состоит в штате предприятия, учреждения, оплатой номеров в гостиницах.
Таким образом, к представительским расходам можно отнести затраты, которые связаны с:
- проведением официальной встречи (завтрака, обеда, ужина);
- обеспечением транспортом представителей;
- проведением мероприятий культурной программы;
- буфетным обслуживанием во время проведения переговоров;
- оплатой услуг переводчика, не состоящего в штате предприятия;
- заказом номеров для представителей в гостиницах. Отнесение в состав расходов предприятий расходов на проведение представительских мероприятий (проведение приемов, презентаций и праздников) может осуществляться только при условии соблюдения определенных условий.
Так, расходы будут считаться представительскими лишь в том случае, когда цели подобных мероприятий будут связаны с решением деловых вопросов, с коммерческой деятельностью, установлением сотрудничества и пр.
Расходы на служебные командировки и содержание аппарата (строка 06.2.2 «Додатку АВ»)
Так как для расходов на оплату труда и социальные мероприятия в «Додатку АВ» выделены обособленные строки, следовательно, в строке 06.2.2 «Додатку АВ» плательщики налога на прибыль будут отражать, прежде всего, расходы на служебные командировки, а также, по мнению автора, целесообразно в этой же строке отражать затраты на канцелярские принадлежности, типографские и переплетные работы, выписку газет, журналов, приобретение справочников, прейскурантов, каталогов и бланков для учета и отчетности, так как они непосредственно связаны с выполнением своих функций работниками аппарата управления и могут быть четко идентифицированы.
В соответствии с П(С)БУ 16 расходы на оплату служебных командировок признаются расходами отчетного периода и отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в зависимости от принадлежности работников к тому или иному подразделению предприятия.
Так, расходы на служебные командировки аппарата управления предприятия и другогс хозяйственного персонала относятся к административным расходам, поэтому отражаются они на счете 92 «Административные расходы».
В налоговом учете согласно пп. 140.1.7 ст. 140 разд. III НК Украины признаются расходами двойного назначения затраты на командировки физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога либо являющихся членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как до места командировки и назад, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, прочие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и нахождения в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Приведенные выше расходы могут быть включены в состав расходов плательщика налога на прибыль только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.
Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы «чаевых», за исключением случаев, когда суммы таких «чаевых» включаются в счет в соответствии с законами страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.
В состав командировочных расходов относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более чем 0,2 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (с 01.04.2011 г. максимальный размер суточных - 188,20 грн), а для командировок за границу - не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (с 01.04.2011 г. максимальный размер суточных - 705,75 грн).
Предельные нормы суточных для командировки членов экипажей судов/других транспортных средств или суммы, направляемые на питание таких членов экипажей вместо суточных, определяются согласно Постановлению N 73, если такие суда (другие транспортные средства):
- осуществляют коммерческую, промышленную, научно-поисковую или рыболовецкую деятельность за пределами территориальных вод Украины;
- выполняют международные рейсы для осуществления навигационной деятельности или перевозки пассажиров или грузов за плату за пределами воздушной или таможенной границы Украины;
- используются для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ за пределами таможенной границы или территориальных вод Украины. Сумма суточных определяется в случае командировки:
- в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), - согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;
- в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), - согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе.
При отсутствии указанных соответствующих подтверждающих документов, приказа или отметок уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в паспорте или заменяющем его документе сумма суточных не включается в состав расходов плательщика налога.
Любые командировочные расходы могут быть включены в состав расходов плательщика налога при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с деятельностью такого плательщика налога, в частности, (но не исключительно) следующих: приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога; заключенного договора или контракта; других документов, устанавливающих или удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения; документов, удостоверяющих участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью плательщика налога.
Если согласно законам страны командировки или стран, по территории которых осуществляется транзитное движение в страну командировки, обязательно необходимо осуществить страхование жизни или здоровья командированного лица или его гражданской ответственности (в случае использования транспортных средств), то расходы на такое страхование включаются в состав расходов плательщика налога, командирующего такое лицо.
По запросу представителя органа ГНС плательщик налога обеспечивает за собственный счет перевод подтверждающих документов, изданных на иностранном языке;
Для бухгалтерского учета не имеет значения, как командировочные расходы отражаются в налоговом учете предприятия, а именно: включаются ли они в состав расходов согласно пп. 140.1.7 ст. 140 разд. III HK Украины или нет.
Некоторая взаимосвязь между налоговым и бухгалтерским учетом наблюдается лишь при отражении сумм НДС, начисленных (уплаченных) поставщикам товаров (работ, услуг).
Так, если предприятие имеет право включить суммы «входного» НДС в состав налогового кредита, то эта сумма отражается по дебету субсчета 641 «Расчеты по налогам».
Если же право на налоговый кредит отсутствует, то начисленный (уплаченный) НДС следует рассматривать как часть командировочных расходов и отражать на том же счете учета расходов отчетного периода, что и осуществленные командировочные расходы.
Расходы на содержание основных средств,
прочих необоротных материальных активов
общехозяйственного использования (строка 06.2.3 «Додатку АВ»)
В строке 06.2.3 «Додатку АВ» отражаются расходы на содержание основных средств, прочих необоротных материальных активов общехозяйственного использования, которые должны детализироваться в строках:
06.2.3.1 - амортизация основных средств общехозяйственного использования;
06.2.3.2 - расходы на ремонт и улучшение объектов основных средств в соответствии с п. 146.12 ст. 146 разд. III НК Украины.
Сразу отметим, что сумма строк 06.2.3.1 и 06.2.3.2 не должны равняться строке 06.2.3 «Додатку АВ». Поясним почему.
Расходы на содержание необоротных активов не могут состоять только из амортизации и лимитируемых расходов на ремонт и улучшение основных средств, так как есть еще техническое обслуживание основных средств (например, легковых автомобилей, используемых в общехозяйственных целях), а также сервисное обслуживание (включая расходные материалы по ксероксам, принтерам, кондиционерам и т. д.), которые не считаются ремонтом и не должны лимитироваться 10-процентным лимитом.
Также в этой строке согласно подпункту «в» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины должна отражаться оперативная аренда (в том числе аренда легковых автомобилей), приобретение горюче-смазочных материалов, стоянка, парковка легковых автомобилей, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана).
Например, согласно п. 3.8 Положения N 102 ежедневное обслуживание, техническое обслуживание, сезонное техническое обслуживание дорожных транспортных средств не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения дорожных транспортных средств.
Согласно п. 3.1 Положения № 102 система технического обслуживания и ремонта автотранспорта предусматривает:
- подготовку к продаже;
- техническое обслуживание в период обкатки;
- ежедневное обслуживание;
- первое техническое обслуживание ТО - 1;
- второе техническое обслуживание ТО - 2;
- сезонное техническое обслуживание;
- текущий ремонт;
- капитальный ремонт;
- техническое обслуживание при консервации;
- техническое обслуживание и ремонт на линии.
В общем, при заполнении строки 06.2.3 «Додатку АВ» предприятия столкнуться с тем, что им нужно будет в этой строке отражать некоторые затраты, которые невозможно будет «спрятать» в прочие расходы по строке 06.2.12, так как они также подлежат расшифровке (детализации), но в произвольной форме.
Речь идет о следующих расходах, которые имеют место практически у всех предприятий, но не связаны с ремонтом основных средств:
- затраты на сезонное техническое обслуживание транспортных средств (легковых автомобилей);
- стоимость антифриза, использованного для охлаждения двигателя автомобиля;
- стоимость шин, установленных на автомобиль;
- затраты на установку новых аккумуляторов;
- стоимость ГСМ и т.п.
Амортизация основных средств общехозяйственного использования (строка 06.2.3.1 «Додатку АВ») Основной статьей расходов по содержанию основных средств и других материальных необоротных активов общехозяйственного использования, конечно же, является их амортизация.
В бухгалтерском учете амортизация начисляется на каждый объект основных средств ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригоден для полезного использования, и прекращается в месяце, следующем за месяцем выбытия основных средств (п. 29 П(С)БУ 7).
Начисление амортизации в целях налогообложения осуществляется предприятием по методу, определенному приказом об учетной политике с целью составления финансовой отчетности, и может пересматриваться в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования (пп. 145.1.9 п. 145.1 ст. 145 разд. III HK Украины).
Начисление амортизации по новому методу начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.
Данные, которые отражаются в строке 06.2.3.1 «Додатку АВ», плательщик налога на прибыль берет из строки А15 графы 8 таблицы 1 «Додатка AM», где начисленная амортизация должна быть расшифрована в разрезе групп основных средств.
Как и по общепроизводственным расходам, для заполнения графы 8 «Додатку AM» можно будет воспользоваться Главной книгой. В этом случае для каждой группы основных средств, которые будут амортизироваться в налоговом учете, целесообразно открыть отдельный субсчет по «Износу (амортизации) необоротных активов». Если есть основные средства, которые не будут амортизироваться в налоговом учете, тогда их также целесообразно учитывать на специальных субсчетах третьего или четвертого порядка.
Расходы на ремонт и улучшение объектов
основных средств (строка 06.2.3.2 «Додатку АВ»)
Бухгалтерский учет ремонтных расходов по основным средствам регулируется п. 14 и п. 15 П(С)БУ 7 и зависит от характера осуществляемых работ. Так, если ремонтные мероприятия направлены на поддержание объекта в рабочем состоянии и получение в будущем первоначально ожидаемых экономических выгод от его использования, определенных до начала проведения таких мероприятий, то затраты на их проведение в бухгалтерском учете списываются в состав расходов отчетного периода (п. 15 П(С)БУ 7). К таким мероприятиям относятся все виды ремонтов - текущий и капитальный1, а также техническое обслуживание объектов основных средств.
Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием ремонтных работ принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа конкретной ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методичесикх рекомендаций N 561).
Как правило, техническое заключение о направленности проводимых мероприятий для принятия решения руководителем с точки зрения дальнейшей эксплуатации основных средств, должен предоставить специалист соответствующего профиля (главный инженер, начальник цеха или другое компетентное лицо).
В налоговом учете согласно п. 146.12 ст. 146 разд. III HK Украины сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств, в том числе арендованных, в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к расходам того отчетного налогового периода, в котором такие ремонт и улучшения были осуществлены.
Расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств, превышающие 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года согласно п. 144.1 ст. 144 разд. III HK Украины подлежат амортизации.
Согласно п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством.
Таким образом, плательщики налога на прибыль могут в бухгалтерском учете расходы на ремонт основных средств лимитировать также, как и в налоговом учете.
Расходы на проведение ремонтных работ основных средств, используемых аппаратом управления, отражаются по дебету счета 92 «Административные расходы» и по кредиту счетов 13 «Износ (амортизация) необоротных активов», 20 «Производственные запасы», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по прочим операциям» и т. д.
Данные, которые отражаются в строке 06.2.3.2 «Додатку АВ», плательщик налога на прибыль берет из графы 7 таблицы 3 «Додатка AM».
Вознаграждение за консультационные, информационные,
аудиторские и другие услуги (строка 06.2.4 «Додатку АВ»)
Как правило, к профессиональным услугам предприятие прибегает в том случае, когда для него целесообразней оплачивать услуги сторонних организацией, нежели содержать в штате работника, который бы выполнял ту же работу постоянно. Обычно это касается тех видов услуг (функций), которые предприятию не нужны в повседневной деятельности.
Например, если предприятие практически не ведет претензионно-исковую работу, а подает иски в суд два или три раза в год, то, естественно, что в такой ситуации целесообразней обращаться к юристу или юридической фирме только по мере необходимости, а не содержать штатного юриста круглый год.
И все же, есть виды услуг, которые могут оказывать только независимые лица, а вот штатный сотрудник предприятия их не может оказывать предприятию. Так, к примеру, если предприятие официально обнародует свою годовую финансовую отчетность, то оказывать аудиторские услуги ему может только независимое лицо - аудитор или аудиторская фирма.
Также независимая оценка имущества может быть проведена только субъектом оценочной деятельности - хозяйствующим субъектом.
Вознаграждение за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.) согласно п. 18 П(С)БУ 16 в бухгалтерском учете относится к составу административных расходов.
В налоговом учете согласно подпункту «г» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины к административным расходам относится вознаграждение за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги, получаемые плательщиком налога для обеспечения хозяйственной деятельности.
Если говорить об оценочных услугах, то наиболее сложным моментом при решении бухгалтерами вопроса об отнесении их стоимости к составу расходов является вопрос: влияет ли на отражение в учете то, чьей собственностью является оцениваемое имущество на дату проведения оценки. Ведь во многих случаях проведение оценки оплачивает не продавец (собственник) оцениваемого имущества, а его покупатель (залогодержатель, арендатор, инвестор или иная сторона гражданско-правового договора, при оформлении которого законодательство требует проведения экспертной оценки).
Критерий решения вопроса об отнесении тех или иных затрат к составу расходов, необходимо понимать так, что затраты должны быть связаны непосредственно с собственной хозяйственной деятельностью предприятия. А проведение экспертной оценки, согласно ст. 7 Закона об оценке имущества, в большинстве случаев является одним из обязательных этапов при подготовке и заключении различных видов гражданско-правовых договоров.
Любой гражданско-правовой договор предполагает изначально обоюдную заинтересованность сторон такого договора, то есть обе стороны, как гласят международные стандарты, действуют при этом после адекватного маркетинга, компетентно, расчетливо и без принуждения. Например, покупатель заинтересован в приобретении, равно как и продавец заинтересован в продаже; арендодатель получает выгоду от сдачи в наем своего имущества, а арендатор получает прибыль, используя арендуемое имущество и т.д.
Сфера оценочной деятельности после вступления в силу Закона об оценке имущества значительно расширилась, в результате чего бухгалтерам все чаще приходится сталкиваться с проблемой отражения в учете стоимости экспертной оценки.
Что же представляют собой оценочные услуги как объект учета?
На первый взгляд, вопрос прост и ответ на него очевиден: это элемент расходов в налоговом учете и одна из составляющих затрат в бухгалтерском учете. Однако, не исключено, что налоговые органы будут иметь иную точку зрения по данному вопросу.
Так, например, позиция ГНАУ была изложена в Письме N 34/6/15-1116, где сказано, что на основании п. 1.2 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли и п. 5 П(С)БУ 8 результаты экспертной оценки стоимости имущества (передаваемого в аренду) являются нематериальным активом (право на аренду помещения), а поэтому подлежат амортизации в порядке, предусмотренном пп. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона о налогообложении, прибыли, Вполне возможно, что ГКСУ будет придерживаться такого же мнения и после вступления в силу разд. III НК Украины.
Расходы на оплату услуг связи (строка 06.2.5 «Додатку АВ»)
Практически все коммерческие предприятия при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности пользуются услугами связи.
Расходы на связь, как правило, включают в себя:
- почтово-телеграфные расходы;
- оплату услуг связи, в частности, оплату международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи;
- расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе предприятия;
- расходов на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями;
- расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети).
В налоговом учете согласие подпункту «ґ» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Ук раины к административный расходам относится расходь: на оплату услуг связи (почта телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы).
При этом следует учитывать нормы пп. 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 разд. III HK Украины и в подтверждение расходов иметь соответствующие рас четные, платежные и другие документы, обязательності ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.
К примеру, документом, подтверждающим связь телефонных разговоров с хозяйст венной деятельностью, является детализированный счет с расшифровкой всех исходящих звонков за необходимый период времени, содержащий номера телефонов лиц, с которыми осуществлялись переговоры. Связь звонков по указанным номерам с хозяйственной деятельностью предприятия можно подтвердить документами, указывающими на деловые связи с адресатом, такими как разные виды соглашений, протоколы о намерениях, счета-фактуры, письма, акты и т. п.
Второй по значимости вид связи для предприятий - это Интернет, который, к примеру, может оплачиваться предприятием на договорной основе, то есть, когда предприятие ежемесячно уплачивает абонентскую плату, которая взимается в фиксированном размере, а также стоимость информационных услуг.
В бухгалтерском учете согласно П(С)БУ 16 расходы на связь относятся к административным расходам, следовательно, учитываются на счете 92 «Административные расходы». По этому бухгалтерскому счету отражается как абонплата, так и оплата стоимости потребленных Интернет-услуг. А вот расходы на приобретение Интернет-карточки целесообразней рассматривать как уплаченный аванс и отражать на счете 39 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в состав расходов того периода, в котором они фактически осуществлены.
Амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования (строка 06.2.6 «Додатку АВ») В бухгалтерском учете начисление амортизации по нематериальным активам (НМА) осуществляется пообъектно в течение срока их полезного использования (устанавливаемого предприятием при признании объекта НМА активом, т. е. при зачислении на баланс). При определении срока полезного использования объекта НМА учитываются (п. 26 П(С)БУ 8):
- сроки полезного использования подобных активов (т. е. срок может устанавливаться по аналогии со сроком использования подобных объектов НМА);
- предполагаемый моральный износ (к примеру, для быстро «устаревающих» НМА срок полезного использования устанавливается короче);
- правовые или другие подобные ограничения в отношении сроков использования НМА;
- ожидаемый способ использования НМА;
- зависимость срока использования НМА от срока полезного использования других активов предприятия.
НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. Таковыми являются те НМА, относительно которых предприятием не определено ограничение срока, в течение которого ожидается увеличение денежных средств (или эквивалентов денежных средств) от их использования.
Начисление амортизации НМА в бухгалтерском учете производится ежемесячно и:
- начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором НМА введен в хозяйственный оборот (начал эксплуатироваться);
- прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия НМА.
В бухгалтерском учете сумма начисленной по объектам НМА (используемым в аппарате управления) амортизации отражается по кредиту субсчета 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов» с отнесением суммы амор-тотчислений в дебет счета 92 «Административные расходы». При этом на сумму амортизации также увеличивают дебет забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления».
В налоговом учете начисление амортизации по НМА осуществляется аналогично основным средствам с применением методов, определенных в пп. 145.1.5 п. 145.1 ст. 145 разд. III HK Украины. Деление НМА на группы в налоговом учете такое же, как и в бухгалтерском учете.
Данные, которые отражаются в строке 06.2.6 «Додатку АВ» плательщик налога на прибыль берет из строки Н7 графы 8 таблицы 1 «Додатка AM», где начисленная амортизация должна быть расшифрована в разрезе групп НМА.
Расходы на урегулирование споров в судах (строка 06.2.7 «Додатку АВ»)
Довольно часто субъектам предпринимательской деятельности приходится отстаивать свои нарушенные права в судебном порядке. Причем, решившись на судебный спор, нужно быть готовым и к судебным расходам.
Под расходами на урегулирование споров в судебных органах следует понимает расходы на уплату пошлины, услуг представителей, поездок, связанных с судебным разбирательством, а также расходы на уплату услуг посредников на досудебной стадии спора и т. д.
По окончании судебного процесса судебные расходы, как правило, компенсируются проигравшей стороной. А при частичном удовлетворении исковых требований каждая сторона несет расходы пропорционально той части, в которой иск был удовлетворен или в иске было отказано. В связи с этим стороны судебного процесса заинтересованы в том, чтобы их расходы были классифицированы как судебные, ведь только в этом случае они могут рассчитывать на их возмещение.
Состав судебных расходов определен в ст. 44 ХПК Украины. К ним относятся:
- государственная пошлина;
- суммы, подлежащие уплате за "проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом;
- расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств на месте их нахождения;
- оплата услуг переводчика, адвоката;
- расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;
- прочие расходы, связанные с рассмотрением дела.
Давайте посмотрим, что представляет собой каждая из названных статей расходов.
Госпошлина является обязательной статьей судебных расходов. В соответствии с пунктами 3 и 11 Инструкции N 15 государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления. При этом платежные поручения на безналичное перечисление госпошлины (или квитанция банка) прилагаются к исковому заявлению.
Расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса представляют собой расходы на информирование участников судебных процессов о ходе и результатах рассмотрения дела, на изготовление и выдачу копий судебных решений.
Расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств на месте их нахождения. Как предусмотрено ст. 39 ХПК Украины, хозяйственный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Такие процедуры проводятся в том случае, если направить в суд вещественные доказательства довольно сложно или невозможно (например, по причине их быстрой порчи).
Результаты осмотра и исследования фиксируются в протоколе, который в дальнейшем подкалывается к материалам дела (ст. 39 ХПК Украины).
Суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом. Бывают ситуации, когда для разрешения спора между истцом и ответчиком необходимы специальные знания. В этом случае суд назначает судебную экспертизу. Под судебной экспертизой понимают исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела.
Оплата услуг адвоката. Расходы на оплату услуг адвоката определяются в порядке, установленном Законом об адвокатуре.
Услуги адвоката классифицируются как судебные расходы и при наличии надлежащего документального подтверждения возмещаются на общих основаниях, определенных ст. 49 ХПК Украины.
А вот что касается оплаты других юридических услуг, то отнести их к составу судебных расходов вряд ли получится. В отличие от ГПК Украины и КАС Украины, которые причисляют к судебным расходам и расходы на правовую помощь, ХПК Украины, относит к судебным расходам лишь услуги адвоката (ст. 44).
Прочие расходы, связанные с рассмотрением дела. К таким расходам, в частности, относятся суммы, подлежащие уплате лицам, вызванным в хозяйственный суд для дачи пояснений по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. Причем, в данном случае речь идет о должностных лицах и других работниках предприятий, учреждений и организаций, государственных и прочих органов, вызванных для дачи пояснений по вопросам, возникшим при рассмотрении дела (ст. 30 ХПК Украины).
С отражением судебных расходов в учете по налогу на прибыль сложностей возникнуть не должно. Все они включаютсяв состав расходов (разумеется, если иск подан в защиту хозяйственных интересов предприятия). Все судебные расходы (расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, оплату услуг адвоката, госпошлина и т. д.) отражаются в составе расходов на основании подпункта «е» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины.
Более того, положения подпункта «е» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины дают основание для отнесения к административным расходам и тех затрат, которые связаны с рассмотрением дела в суде, но не считаются судебными расходами (например, стоимость юридических услуг, бухгалтерских консультаций, услуг аудитора по подготовке заключений, которые могут понадобиться при рассмотрении налоговых споров). Ведь без таких расходов отстоять свою правоту и защитить хозяйственные интересы предприятия будет практически невозможно, а значит, их связь с хозяйственной деятельностью неоспорима.
В бухгалтерском учете расходы на урегулирование споров в судебном порядке относятся к составу административных расходов согласно п. 18 П(С)БУ 16 и отражаются на счете 92 «Административные расходы».
Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков (строка 06.2.8 «Додатку АВ»)
Одним из основных видов услуг, предоставляемых банками, является расчетно-кассовое обслуживание. Под расчетно-кассовым обслуживанием понимается прием и зачисление на счет предприятия поступающих ему денежных средств, выполнение поручений предприятия о перечислении и выдаче средств с его счета, а также проведение других банковских операций по счету, предусмотренных действующим законодательством Украины, нормативными актами и указаниями НБУ и заключенным с обслуживающим банком договором.
Расчетно-кассовое обслуживание представляет собой целый спектр услуг, предоставляемых банками клиенту. В частности, к такому виду услуг могут быть отнесены:
1) открытие и обслуживание текущих счетов в национальной валюте организаций всех форм собственности, в том числе и предпринимателей;
2) открытие и обслуживание текущих валютных счетов;
3) система электронных платежей «Клиент-Банк» и т.п.;
4) инкассация, прием торговой выручки;
5) информационная поддержка бизнеса.
Стоимость всех видов услуг и их конкретный перечень оговариваются в договоре между фирмой и банком. Например, в договоре банковского счета (договоре на расчетно-кассовое обслуживание).
Классифицировать затраты на оплату банковских услуг на первый взгляд просто. Ведь суммы, которые предприятие платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, отражаются в выписке банка отдельной строкой.
Однако на практике для многих бухгалтеров это оказывается серьезной проблемой. Это связано с тем, что бухгалтерский и налоговый учет этих расходов различен.
Зачастую банки взимают плату за исполнение каждого платежного поручения. Это делается независимо от того, кому и за что предприятие перечисляет деньги. Как быть в том случае, когда предприятие оплачивает со своего счета суммы, не учитываемые при налогообложении прибыли?
Можно ли тогда относить стоимость банковских услуг к затратам, связанным с производством и реализацией?
Некоторые бухгалтеры считают, что если перечисление денег не связано с производством и реализацией, то и расходы на его осуществление тоже не должны быть связаны. Они полагают, что стоимость банковских услуг следует разделять.
Отметим, что разделить такие расходы возможно в том случае, когда банк списывает с предприятия деньги за исполнение каждого платежного поручения. Если в договоре установлена фиксированная ежемесячная сумма за обслуживание счета, то извлечь нужную долю стоимости услуг будет достаточно сложно. Так же, как и в том случае, когда предприятие перечисляет средства по нормируемым расходам. В любом случае такое мнение ошибочно.
В налоговом учете плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков относится к административным расходам на основании подпункта «є» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 разд. III HK Украины.
Расходы на страхование (строка 06.2.9 «Додатку АВ») В строке 06.2.9 «Додатку АВ» плательщик налога на прибыль отражает сумму общехозяйственных расходов, связанных со страхованием, а именно:
- гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных средств плательщика налога;
- рисков, связанных с производством национальных фильмов (в размере не более 10 % стоимости производства национального фильма);
- экологического и ядерного вреда, который может быть нанесен плательщиком налога другим лицам;
- имущества плательщика налога;
- объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, если это предусмотрено договором;
- финансовых, кредитных и других рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством, или любых расходов по страхованию сторонних физических или юридических лиц. Напомним, что расходы по страхованию отнесены ст. 140 разд. III HK Украины к расходам двойного назначения, поэтому налогоплательщику нужно будет доказывать связь таких расходов с осуществлением хозяйственной деятельности.
Расходы на оплату труда (строка 06.2.10 «Додатку АВ»)
К расходам на содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала можно отнести начисленную основную и дополнительную заработную плату (а также другие поощрительные и компенсационные выплаты) руководителю предприятия, его заместителям, главному инженеру, работникам экономической, финансовой, кадровой, юридической и бухгалтерской службы, секретарям, уборщицам, водителям легковых автомобилей и другому персоналу, обслуживающему легковые автомобили, используемые аппаратом управления предприятия, работникам охраны, состоящим в штате предприятия, и др.
Расходы на социальные мероприятия (строка 06.2.11 «Додатку АВ»)
В строке 06.2.11 «Додатку АВ» указывается сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленная на основную и дополнительную заработную плату (а также другие поощрительные и компенсационные выплаты) админ-хозперсонала согласно Закону оЕСВ.
Прочие расходы общехозяйственного назначения (строка 06.2.12 «Додатку АВ»)
Порядок отражения прочих расходов общехозяйственного значения, с одной стороны, наиболее легкий, так как предусматривает отнесение в данную статью всех расходов, которые не упоминались выше, но с другой стороны и самый сложный, потому что никто точно не знает его конкретного перечня, а налоговые органы требую детальной расшифровки всех расходов, включенных в данную строку.
По мнению автора, в данную статью расходов следует относить расходы на:
- пожарную безопасность;
- услуги вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел или другой охраны (например, строжевой или телохранителей), предоставляемой другими предприятиями;
- санэпидемиологические услуги;
- изготовление и обслуживание платежных карточек;
- отчисления в резерв для обеспечения выплаты отпускных работникам аппарата управления;
- комиссионное вознаграждение на покупку валюты;
- упорядочение и содержание ведомственных архивов предприятия или передачу архивных дел частным или государственным (коммунальным) архивам;
- товарно-материальные ценности, используемые для нужд аппарата управления (в том числе и канцтовары);
- коммунальные услуги (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вывоз мусора и т.д.);
- техосмотр легковых автомобилей, используемых аппаратом управления;
- содержание вышестоящих организаций;
- подбор персонала и подготовку кадров;
- охрану труда и технику безопасности;
- отчисления профсоюзным организациям на культурно-массовую работу; - питьевую воду, чай, кофе, напитки, используемые как для сотрудников аппарата управления, так и посетителей (гостей); - налоги и сборы и т. п.
Напомним, что в п. 18 П(С)БУ 16 есть оговорка, что в бухгалтерском учете не относятся на административные расходы налоги и сборы (обязательные платежи), которые могут быть включены непосредственно в производственную себестоимость продукции, работ или услуг.
_________________________
1. В отдельных случаях, предусмотренных п. 30 Методических рекомендаций N 561, расходы на капитальный ремонт могут быть признаны капитальными инвестициями.
Список использованных документов
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
ГПК Украины - Гражданский процессуальный кодекс Украины
КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины
Закон N 3263 - Закон Украины от 21.04.2011 г. N 3263-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры начала предпринимательства»
Закон об адвокатуре - Закон Украины от 19.12.1992 г. N 2887-ХII «Об адвокатуре»
Закон об АО - Закон Украины от 17.09.2008 г. N 514-VI «Об акционерных обществах»
Закон о ЕСВ - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР (утратил силу частично)
Закон об оценке имущества - Закон Украины от 12.07.2001 г. N 2658-ПІ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»
Инструкция N 15 - Инструкция о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденная приказом ГГНИ Украины от 22.04.1993 г. N 15
Инструкция N 291 - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291
Методические рекомендации N 561 - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. N 561
Положение N 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.1998 г. N 102
Постановление N 73 - Постановление КМУ от 02.02.2011 г. N 73 «О предельных нормах суточных расходов для командировки членов экипажей судов, других транспортных средств и суммах, направляемых на их питание вместо суточных расходов»
Приказ N 88 - Приказ Минфина Украины от 12.11.1993 г. N 88 «Об утверждении норм средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядке их расходования»
Приказ N 356 - Приказ Минфина Украины от 29.12.2000 г. N 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета»
П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92
П(С)БУ 8 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.1999 г. N 242
П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. N 318
Письмо N 34/6/15-1116 - Письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. N 34/6/15-1116 «О некоторых вопросах оплаты за использование арендованного имущества»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 24 (806),
14 июня 2011 г.
Подписной индекс 40783