Жизнь не по средствам -> жизнь не по фондам
(а по фондам) (а по средствам)
(Нюансы перехода с 01.04.2011 г. налогового учета
ОФ согласно Закону О Прибыли на налоговый
учет ОС согласно нормам НКУ)
(Часть ІІ начало в консультации от 21.03.2011 г.)
8. Улучшения ОФ/ОС
Подробно остановимся на улучшениях ОС и, в частности, на улучшениях арендуемых объектов ОС.
8.1. Нормы Налогового кодекса фактически изменили понятие «улучшение основных фондов», которое эксплуатировалось в нормах Закона О Прибыли. В НКУ это понятие стало приближено к бухгалтерскому. Из норм Кодекса напрашивается вывод, что п. 146.11 (аналог п/п. 8.7.1 Закона О Прибыли) распространяется только на те улучшения объектов ОС, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод. Если же ремонт (даже капитальный) производится для поддержания объекта в рабочем состоянии, то расходы на его проведение теперь и в новом налоговом (так же, как и в бухгалтерском) учете должны относиться полностью на затраты (в себестоимость, другие виды затрат).
Подтвердить наши выводы можно нормами подпунктов 138.10.1 «г», 138.10.2 «в», 138.10.3 «д», в которых ремонт основных средств прямо (и без упоминаний п. 146.11 НКУ) назван в составе расходов для поддержания ОС в рабочем состоянии. В то же время в составе расходов, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг), расходы на ремонт ОС прямо не упоминаются, но они так же, как и в бухучете, должны попадать туда же в составе прочих прямых затрат (согласно п. 138.9 НКУ), а не амортизироваться: расходы на ремонты ОС не должны по-разному налогово «пахнуть» в зависимости от того, в какой области хоздеятельности плательщика его производственные ОС эксплуатируются.
Кого-то, правда, здесь может смутить еще и содержание п. 146.12 НКУ, в котором названы отдельно от улучшений и ремонты, однако - если исходить из содержания предыдущего п. 146.11 НКУ* - здесь имеются в виду только ремонты, приводящие к увеличению будущих экономических выгод.
В то же время отдельные консультации главных налоговиков, приведенные в «Базе налоговых знаний» на сайте ГНАУ (см. www.sta.gov.ua/control/uk/taxqabase), свидетельствуют больше в пользу фискального подхода к данному вопросу. Похоже, что налоговики хотят загнать под норму п. 146.11 (и 146.12), то есть «под амортизацию», все виды ремонтов собственных производственных ОС плательщика.
Такой подход, однако, идет вразрез и с буквой НКУ (см. выше), и с его духом (так как законодателями предполагалось максимально сблизить налоговый учет ОС с бухгалтерским). Тем не менее подобные фискальные тенденции настораживают...
8.2. Отметим, что согласно НКУ (исходя из формулировки в пункте 146.12 НКУ) - в отличие от Закона О Прибыли - расходы на улучшения ОС нельзя будет отражать в налоговом учете, пока такие улучшения не окажутся завершены (то есть пока не будет оформлен акт или другой документ о проведенных улучшениях).
В связи с этим при проведении инвентаризации на 01.04.2011 г, если у плательщика на счете 15 в составе незавершенных капитальных инвестиций будут числиться расходы на незавершенные улучшения и ремонты ОС, следует обратить внимание на то, не попали ли такие расходы (или их часть) в налоговом учете до 01.04.2011 г. в балансовую стоимость ОФ (или в ВЗ). И если такой факт имел место, то в соответствии с последним абзацем пункта 6 подраздела 4 раздела ХХ НКУ эти расходы после упомянутой даты учитываться в налоговом учете (в отличие от бухгалтерского) уже не должны. Если же расходы по таким переходящим (то есть не оконченным до 01.04.2011 г.) улучшениям и ремонтам в налоговом учете еще не отражались, то при окончании этих улучшений-ремонтов расходы на их проведение должны в налоговом (и в бухгалтерском) учете соответствующим образом и в полной сумме быть отражены.
То же относится и к не оконченным по состоянию на 01.04.2011 г. расходам на улучшения (ремонты) арендуемых объектов ОС (а об оконченных таких улучшениях - см. ниже).
8.3. Что касается неамортизированных до 1 апреля расходов на улучшения арендуемых объектов ОС**, то здесь не совсем понятно, как быть с их бухучетными остатками.
Относительно перевода их в налоговые группы возникает вопрос: включать их в группу, к которой согласно п. 145.1 НКУ относится улучшенный взятый в аренду объект, или в «прочие ОС»? Или куда-то еще? (Кстати, согласно п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда» такие расходы у арендатора отражаются «как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов» и по Плану счетов такие расходы учитываются на счете 11 «Прочие необоротные материальные активы» - на субсчете 117, имеющем то же название. И срок полезного использования, то есть амортизации таких расходов в бухучете, по идее, должен ограничиваться сроком договора аренды улучшенного объекта.)
Поскольку группа «прочих необактивов» в п. 145.1 НКУ не предусмотрена, из всех зол лучше выбирать меньшее. Если речь идет об улучшении арендуемой недвижимости, то мы склонялись бы в пользу группы «прочих основных средств», для которой авторы Кодекса установили минимальный срок амортизации 12 лет, что все-таки лучше, чем 20. Если же улучшенный объект аренды - не здание (или сооружение), то сумму улучшений выгоднее отнести к той налоговой группе, к которой относится объект аренды.
Со сравнением (то есть при применении нормы абзаца 5 пункта 6 подраздела 4 раздела XX НКУ) - тоже возникает проблема.
Поскольку ремонт арендованных ОС в бухучете относится к прочим необоротным активам, а указанный пятый абзац пункта 6 требует сравнивать общую стоимость «всех групп основных средств», то выходит, что в «налоговых» остатках эти расходы будут учтены, а в «бухгалтерских» (исходя из буквального толкования норм) - нет, и это может привести к еще одному перекосу. Поэтому мы такие расходы для целей упомянутого абзаца учитывали бы и в бухучетных остатках ОС тоже.
Интересно, что в одной из консультаций в «Базе налоговых знаний» (ссылку - см. выше) налоговики пришли к такому же выводу, однако странным путем: они пытались доказать, что расходы на улучшения арендованного являются незавершенными(?..) капитальными инвестициями в ОС(?) И это при том, что и П(С)БУ 14, и План счетов говорят четко о «прочих необоротных материальных активах».
В любом случае, как бы предприятие ни поступило, стоимость таких расходов должна продолжать с 01.04.2011 т. для целей налогового учета амортизироваться (на основе именно бухучетных данных).
Кстати, изложенное выше наше мнение можно распространить и на другие «прочие необактивы», соответствующие критериям ОС по нормам НКУ.
8.4. Напомним, что мы уже писали насчет возможно-сти в 2011 году дважды применить нормы о списании на затраты в пределах 10% расходов на улучшение ОФ/ОС (первый раз в I квартале, второй раз - во II-IV кварталах) и даже - при определенных раскладах - дважды учесть одни и те же расходы на улучшения ОФ/ОС (там же см. о нюансах применения новых норм, касающихся отражения с 01.04.2011 г. в налоговом учете расходов на улучшения ОС).
Хотя в налоговых наверняка будут категорически против этого возражать...
9. Бесплатно полученные ОС
Бесплатно полученные ОС, как известно, в бухгалтерском учете амортизируют, однако в налоговом учете они не амортизировали согласно нормам Закона О Прибыли и не будут амортизировать согласно нормам НКУ (хотя налоговые доходы по ним плательщик станет теперь отражать не сразу, а в сумме их бухучетной амортизации*** по мере ее накопления - см. в п/п. 136.1.21 НКУ о новом налоговом учете бесплатно полученных ОС, что вообще тема для отдельного разговора, к которой мы еще вернемся).
Поэтому при определении бухучетной стоимости всех групп ОС (и распределении по налоговым группам согласно 145.1) бесплатно полученные ОС для целей пункта 6 учитывать не стоит, иначе они исказят разницу между налоговым и бухгалтерским групповым ОФ/ОС-результатом.
10. Капитализированные финансовые расходы
Относительно имеющихся в бухучете на 01.04.2011 г. недоамортизированных капитализированных согласно П(С)БУ 31 финансовых расходов (процентов за кредиты «под ОС», т. п.) отметим следующее.
Их остаточная стоимость также учитывается в составе бухучетных групп для целей применения норм пункта 6, и в дальнейшем (начиная с 01.04.2011 г.) она должна начать амортизироваться также и в налоговом учете.
Интересная картина получится у тех плательщиков, которые в бухучете такие затраты капитализировали, а в налоговом - отразили в составе ВЗ (несмотря на то, что налоговики тогда - правда, не очень-то законно - разъясняли, что отражение таких расходов в налоговом учете должно быть идентично бухгалтерскому: если в бухучете такие расходы капитализировали, то и в налоговом учете они должны были войти в стоимость ОФ)****. На наш взгляд, таким плательщикам небезопасно будет 01.04.2011 г. начать амортизировать такие расходы в налоговом учете, если они уже фактически были списаны на ВЗ.
Ну а о налоговом учете таких расходов согласно НКУ читайте в одном из ближайших выпусков «Бухгалтера».
11. Компьютерные программы
Проблемы при пересчете могут возникнуть и в отношении стоимости компьютерных программ, если раньше их стоимость в налоговом учете попала в 4-ю группу ОФ, а в бухучете - в НМА.
Поскольку с 01.04.2011 г. для целей налогового учета во главу угла ставятся бухучетные данные, мы в такой ситуации для целей пересчета уменьшили бы общую налоговую стоимость всех групп ОФ на сумму, равную бухгалтерской остаточной стоимости такого (таких) НМА по состоянию на 01.04.2011 г.
12. ОС, «вложенные» в УК
Согласно нормам НКУ стоимость ОС, внесенных в виде вкладов в уставный капитал, должна быть (для целей амортизации) не выше обычной цены - см. п. 146.8 НКУ. Однако это правило не должно распространяться на «старые» ОС, то есть внесенные в уставный капитал плательщика до 01.04.2011 г.,- стоимость таких ОС должна приниматься для целей налогового учета согласно бухучетым данным по состоянию на 01.04.2011 г. и амортизироваться с упомянутой даты в налоговом учете без всяких привязок к обычным ценам.
13. Полностью самортизированное При проведении инвентаризации по состоянию на 01.04.2011 г. следует учесть (и переоценить*****), включив в акты/описи, и впоследствии - по нулевой стоимости в соответствующие налоговые группы - также и полностью самортизированные в бухучете объекты. Особенно - если вы планируете в будущем такие объекты улучшать.
14. Объекты для продажи
По нашему мнению, стоимость необактивов, предназначенных для продажи, которые на 01.04.2011 г. числятся в бухучете на субсчете 286, для целей инвентаризации учитывать не нужно, даже если стоимость таких активов вошла в налоговые остатки групп ОФ на эту дату.
Безусловно, мы не смогли в данном материале учесть весь широченный спектр проблем, порожденных внедрением в нас раздела III НКУ, поэтому, думаем, мы к ним не раз еще вернемся**...
Р. S.
В дополнение к написанному в пункте 2 раздела «Переход-пересчет: детали» данной статьи относительно изменений при проведении на 01.04.2011 г. инвентаризации бухучетных сроков полезного использования объектов ОС с учетом минимальных сроков, предусмотренных для налоговых групп ОС (и прочих необоротных активов), приведенных в п. 145.1 НКУ, хотим отметить следующее.
Как мы и указывали, такое изменение (увеличение или уменьшение) бухучетных сроков является изменением учетной оценки, и (согласно П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах») оно не влечет пересчет сумм бухгалтерской амортизации, ранее начисленной по объектам ОС, в отношении которых изменяется такой срок.
Исходя из этого следует обратить внимание бухгалтеров на то, что при изменении срока полезного использования, если предприятием применяется прямолинейный метод начисления амортизации, нельзя применять соответствующую ставку амортизации (исчисленную исходя из оставшихся начиная с апреля 2011 года месяцев до истечения нового - удлиненного или укороченного - срока полезного использования объекта) к первоначальной стоимости такого («помолодевшего» или «постаревшего») объекта ОС.
В данной ситуации лучше с 01.04.2011 г. начать начислять амортизацию, применяя ставку к остаточной стоимости объекта******, определенной на эту дату, а не к первоначальной его стоимости.
В принципе, в отношении «переходных» объектов именно такой вывод не противоречит содержанию второго абзаца п. 6 подраздела 4 раздела XX НКУ.
Приведем простой пример.
Имеем объект ОС, относящийся к налоговой группе 4 «Машины и оборудование» с первоначальной стоимостью10 000 грн и сроком полезного использования, установленным в бухучете (до инвентаризации на 01.04.2011 г.) - 2 года. Стоимость объекта ликвидационная равна нулю.
До 01.04.2011 г. объект эксплуатировался ровно год, и на эту дату сумма начисленной амортизации составила 50% первоначальной стоимости, или 5000 грн.
Согласно п. 145.1 НКУ минимально допустимый срок полезного использования для этого объекта группы 4 составляет 5 лет.
Для целей налогового учета предприятие продлевает срок полезного использования объекта до 5 лет (При желании оно может продлить этот срок и для целей бухучета, чтобы совпадали данные по объектам.)
Таким образом, начиная с 01.04.2011 г. этот объект должен амортизировать еще 4 года.
Новая ставка амортизации с 01.04.2011 г. на оставшиеся 4 года эксплуатации составляет 25% в год (или две целых и одна двенадцатая % в месяц), и применяется она к остаточной (!) стоимости объекта - 5000 грн, а не к первоначальной (10 000 грн) - иначе суммы амортизации в данном случае будут завышенными*******.
То есть 01.04.2011 г. остаточная стоимость таких объектов с изменяемым «сроком жизни» для целей их амортизации (когда она начисляется прямолинейным методом) фактически становится первоначальной!
И хотя такой подход несколько противоречит самой сути прямолинейного метода, он достаточно удобен.
Итак, начиная с 1 апреля «прямолинейно-амортизирующим» бухгалтерам для целей налогового (а то - и бухгалтерского) учета придется по ряду объектов ОС считать амортизацию по-старому - от первоначальной стоимости, а по тем объектам, где изменился срок полезного использования, - от остаточной, определенной по состоянию на 1 апреля. Очень удобно...
Можно, наверное, придумать какие-то переводные формулы для того, чтобы продолжать начислять амортизацию от первоначальной стоимости, но оставим это на откуп программистам, разрабатывающим бухпрограммы для нового налогового учета ОС.
_____________________
* Напомним его содержание:
«Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция), приводящим к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объектов[,] в сумме, превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года с отнесением суммы улучшения на объект основного средства, в отношении которого осуществляются ремонт и улучшение».
** Сюда же могут входить всякие там охранные/пожарные сигнализации, компьютерные/телефонные сети и пр., установленные в арендуемых помещениях.
*** В свете чего есть резон в бухучете устанавливать большие сроки полезного использования таких «бесплатных» активов (а по старым объектам их пересмотреть), сделав процесс амортизации подольше...
**** См. письмо ГНАУ от 10.11.2008 г. N 22025/7/15-0217
***** Хотя такая дооценка для целей налогового учета играть не будет (см. абзац 4 пункта б).
****** Естественно, еще и за вычетом его ликвидационной стоимости, если таковая не равна нулю.
******* Если же срок полезного использования будет сокращен, то заниженными.
"Бухгалтер" N 13, апрель (I) 2011 г.
Подписной индекс 74201
