Единый социальный взнос: ставки, отчетность, проверки, санкции.
Обжалование решений органов Пенсионного фонда
(Часть VI. Части I, II, III, IV, V, VII см. в консультациях от 31.01.2011 г.)
Правила обжалования требований Пенсионного фонда установлены Порядком N 22-7, конкретизирующим рамочные предписания Закона о едином взносе в этом вопросе.
В течение 10 рабочих дней со дня получения требования об уплате недоимки плательщик обязан уплатить указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени. В случае не согласия с требованием плательщик может обжаловать его в органах Пенсионного фонда в порядке, установленном Порядком N 22-7, то есть жалоба подается тому территориальному органу Пенсионного фонда, который вынес обжалованное решение, или в суд.
Требование или решение органа Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафа, по которым подан иск в суд, не подлежит обжалованию органам Пенсионного фонда. В суд также можно обратиться после окончания процедуры рассмотрения жалобы в органах Пенсионного фонда в случае несогласования жалобы и оставления требования без изменений. Срок для подачи жалобы - 10 дней. Указанный срок не является восстановительным. Срок, установленный для подачи повторной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней сданы на почту.
О каждом обжаловании требования в суд плательщик обязан в письменной форме уведомить в течение 10 десяти рабочих дней орган Пенсионного фонда, который направил требование, в произвольной форме (советуем направлять копию искового заявления с сопроводительным письмом).
В том случае, если плательщик, получивший требование, в течение 10 рабочих дней после его получения не уплатил указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени или в установленном порядке не обжаловал требование в соответствующем органе Пенсионного фонда или в суд, то орган Пенсионного фонда высылает в порядке, установленном законом, подразделению государственной исполнительной службы требование об уплате недоимки. И исполнительная служба взыскивает долг в общем порядке исполнительного производства.
Жалоба, поданная должным образом органу Пенсионного фонда или в суд, приостанавливает сроки уплаты недоимки, пени и санкций до принятия окончательного решения: вынесения решения органом Пенсионного фонда высшего уровня или дня вступления в законную силу судебного решения.
Не подлежат обжалованию в органах Пенсионного фонда (п. 1.2 Порядка N 22-7):
- требования, сформированные на основании обязательства по уплате ЕСВ, самостоятельно определенного плательщиком ЕСВ в отчете;
- требования, решения о начислении пени и наложении штрафов, решения по результатам жалобы на них, которые ранее уже обжаловались и были рассмотрены;
- требования и решения при наличии возбужденных уголовных дел, в которых эти решения являются предлогом или основаниями их нарушения.
На обжалование таких вышеуказанных требований и решений в суд указанные правила не распространяются.
В жалобе, подаваемой органам Пенсионного фонда, должны быть указаны (п. 1.5 Порядка N 22-7):
- фамилия, имя, отчество;
- место жительства жалобщика - физического лица;
- наименование органа Пенсионного фонда, которым выдано требование или решение о начислении пени и наложениях штрафа, которые обжаловались, дата и номер;
- суть затронутого вопроса;
- требование плательщика;
- информация об обжаловании требования или решения органа Пенсионного фонда о начислении пени и наложении штрафа в суд. Жалоба (заявление) подписывается жалобщиком - физическим лицом или руководителем юридического лица, или уполномоченным лицом и должна быть скреплена печатью жалобщика (для жалобщиков - физических лиц - при наличии). Жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме и отправлена в орган Пенсионного фонда по почте или передана лично либо через представителя. Если жалоба (заявление) в интересах жалобщика подается его представителем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (договора), оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства. Жалоба (заявление), оформленная без соблюдения указанных требований, не рассматривается.
К жалобе могут быть приложены: акт проверки плателыцика ЕСВ, требование (решение) о начислении пени и наложении штрафа; другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма ЕСВ, причитающаяся к уплате, или применен штраф, начислена пеня; требование; заявление о согласовании требования; замечание и объяснение, если они были поданы плательщиком ЕСВ во время проверки и принятия решения, выводы органа Пенсионного фонда по поданным замечаниям и объяснениям; другие документы, которые по мнению жалобщика подтверждают законность его требований. Указанные документы, за исключением выводов, подаются в копиях.
Исковое заявление, подаваемое в суд в порядке подсудности, оформляется согласно правилам КАС Украины (дела об обжаловании решений Пенсионного фонда как органа государственного управления, связанные с выполнением им административных функций, подведомствены административным судам).
Пенсионный фонд обязан рассмотреть жалобу и принять решение и направить его жалобщику в течение 20-календарных дней, следующих за днем получения жалобы, или в течение срока, продленного по решению органа Пенсионного фонда, в адрес жалобщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под роспись.
Орган Пенсионного фонда может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы сверх 20 дней и в письменной форме сообщить об этом жалобщику до окончания 20-дневного срока. Решение, принятое после рассмотрения жалобы (заявления), может быть менее благоприятным для жалобщика, нежели обжалуемое: сумма недоимки, пени и санкций может быть увеличена в процессе обжалования.
При увеличении органом Пенсионного фонда суммы ранее отправленные требования об уплате недоимки или решения о наложении штрафа, начисления пени не отзываются, а на сумму такого увеличения орган Пенсионного фонда высылает отдельное требование об уплате недоимки (решение о начислении пени, наложении штрафа).
Принятое по результатам рассмотрения жалобы органом Пенсионного фонда решение также может быть обжаловано в течение 10 рабочих дней в орган Пенсионного фонда высшего уровня или в суд. Если в жалобе по результатам рассмотрения заявления о согласовании требования затрагиваются вопросы, которые не рассматривались во время согласования требования, то указанная жалоба направляется на новое рассмотрение территориальному органу Пенсионного фонда, решение которого обжаловалось, о чем выносится решение о направлении жалобы на новое рассмотрение. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных Порядком N 22-7, начинается со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда решения о направлении на новое рассмотрение.
Требование считается отозванным органом Пенсионного фонда, если:
- сумма долга самостоятельно погашена плательщиком (требование считается отозванным в день, в течение которого произошло погашение суммы долга);
- орган Пенсионного фонда отменяет или изменяет требование в результате его обжалования (требование считается отозванным со дня принятия органом Пенсионного фонда решения об отмене или изменении ранее указанной суммы долга);
- требование органа Пенсионного фонда об уплате долга отменяется или изменяется судом (требование считается отозванным в день вступления судебного решения в законную силу).
Список использованных документов
КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины
КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
УК Украины - Уголовный кодекс Украины
Закон N 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности»
Закон о Госбюджете-2011 - Закон Украины от 23.12.2010 г. N 2857-VI «О Государственном бюджете Украины на 2011 год»
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Инструкция N 21-5 - Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. N 21-5
Порядок N 14-4 - Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц - предпринимателей как плательщиков страховых взносов, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 10.10.2006 г. N 14-4 (утратил силу)
Порядок N 21-6 - Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. N 21-6
Порядок N 22-2 - Порядок формирования и представления страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. N 22-2
Порядок N 22-7 - Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. N 22-7
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 5 (787),
31 января 2011 г.
Подписной индекс 40783
