Проблемы переходного периода, связанные с введением единого социального взноса.
Сущность ЕСВ (Часть I)
(Части II, III, IV см. в консультации от 10.01.2011 г.)
Субъекты хозяйствования знают, что с 1 января 2011 года все поступления социальных взносов будут контролироваться Пенсионным фондом Украины, так как у него более развернутая система сбора этих средств. Техническое обеспечение также лучше, чем у других социальных фондов.
В связи с этим с 01.01.2011 г. плательщики страховых взносов на:
- общеобязательное государственное пенсионное страхование;
- общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы;
- общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;
- общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности, будут считаться плательщиками единого социального взноса (ЕСВ). При этом перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц не осуществляется.
Уплаченные суммы ЕСВ будут распределяться по видам общеобязательного государственного социального страхования пропорционально. Конечно же, львиная доля выпадет на пенсионное страхование.
До 01.01.2 011 г. плательщик страховых взносов платил страховые взносы и предоставлял различные формы отчетов в сроки, установленные каждым фондом общеобязательного страхования. При этом фонды предоставляли отсрочки по просроченным платежам на различных условиях.
Каждый фонд проводил отдельные проверки предприятий, составляя свое мнение, как облагать ту или иную выплату работникам предприятия из множества существующих таких выплат. Каждый фонд вводил различные условия обложения их страховыми взносами.
Таким образом, необходимость введения ЕСВ продиктована, прежде всего, интересами предприятий и организаций, являющихся плательщиками страховых взносов.
Реально оценить все достоинства и недостатки ЕСВ на данном этапе пока невозможно - прошло слишком мало времени. Да, он решит ряд проблем, касающихся социальной сферы, пенсионного обеспечения, но появится и много вопросов в связи с его введением, которые потребуют своего решения.
Сущность ЕСВ
Единый социальный взнос - это консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты прав застрахованных лиц и членов их семей, в случаях, предусмотренных законодательством, на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования (ст. 1 Закона о едином взносе).
Таким образом, ЕСВ в Украине устанавливается для мобилизации средств, предназначенных для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, предусмотренное государством.
С 01.01.2011 г. лишаются права самостоятельно собирать социальные взносы все четыре фонда - пенсионный, социального страхования на случай временной потери трудоспособности, общеобязательного государственного страхования на случай безработицы и страхования от несчастных случаев на производстве. Функции по распоряжению взносами всех фондов общеобязательного государственного социального страхования передаются Пенсионному фонду.
Начиная с 01.01.2011 г. Пенсионный фонд Украины уполномочен вести учет плательщиков ЕСВ, обеспечивать сбор и ведение учета страховых средств, контролировать полноту и своевременность их уплаты, вести Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования и выполнять другие функции, предусмотренные Законом о едином взносе.
Цель введения ЕСВ - упростить процедуру сбора средств, упростить механизм начисления страховых взносов, привести к единообразию налоговую базу, сократить отчетность, ввести единый порядок применения финансовых санкций и сократить количество проверок плательщиков взносов.
В связи с тем, что ЕСВ объединил в себе уплачиваемые ранее социальные взносы, его размер, за исключением отдельных случаев, по своей сути представляет собой величину таких страховых взносов в фонды социального страхования, как и в 2010 году. Это касается как начислений, так и удержаний.
Введение ЕСВ не привело к ликвидации Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного социального страхования как самостоятельных государственных учреждений и не ставит перед собой цель урезать их права. Все фонды общеобязательного социального страхования будут продолжать осуществлять оперативное управление и контроль за расходованием поступающих средств. Поскольку ЕСВ носит строго целевой характер, то каждый фонд получит свою соответствующую часть налога, зафиксированную в Законе о едином взносе. В данной ситуации основной задачей Пенсионного фонда является объединение дублирующих функций других фондов, постановка на учет плательщиков взносов, формирование и ведение единого реестра. Кроме того, Пенсионный фонд получает право:
- обращаться в хозяйственный суд для возбуждения дела о банкротстве плательщика ЕСВ;
- изымать у предприятий-плательщиков ЕСВ документы, подтверждающие уменьшение размеров заработной платы и других выплат, на которые начисляют ЕСВ;
- в случае выявления нарушений при начислении и уплате ЕСВ обращаться в правоохранительные органы.
Список использованных документов
ТК Украины - Таможенный кодекс Украины
Закон N 796 - Закон Украины от 28.02.1991 г. N 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» в редакции от 19.12.1991 г. N 2001-ХІІ
Закон N 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности»
Закон N 1533 - Закон Украины от 02.03.2000 г. N 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»
Закон N 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. N 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»
Закон N 2493 - Закон Украины от 07.06.2001 г. N 2493 -III «О службе в органах местного самоуправления»
Закон о госслужбе - Закон Украины от 16.12.1993 г. N 3723-ХП «О государственной службе»
Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон о господдержке СМИ - Закон Украины от 23.09.1997 г. N 540/97-ВР «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов»
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон о научной деятельности - Закон Украины от 13.12.1991 г. N 1977-ХП «О научной и научно-технической деятельности» в редакции от 01.12.1998 г. N 284-XIV
Закон о НБУ - Закон Украины от 20.05.1999 г. N 679-XIV «О Национальном банке Украины»
Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.1995 г. N 108/95-ВР «Об оплате труда»
Закон о прокуратуре - Закон Украины от 05.11.1991 г. N 1789-ХП «О прокуратуре»
Закон о статусе народного депутата - Закон Украины от 17.11.1992 г. N 2790-ХП «О статусе народного депутата Украины» в редакции от 22.03.2001 г. N 2328-III
Постановление N 462 - Постановление ЕМУ от 14.04.2004 г. N 462 «Некоторые вопросы обложения налогом с доходов физических лиц стоимости бесплатно предоставленных угля и угольных брикетов»
Инструкция N 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины 13.01.2004 г. N 5
Инструкция N 21-5 - Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. N 21-5
Перечень N 1170 - Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Постановлением КМУ от 22.12.2010 г. N 1170
Порядок N 21-3 - Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда от 27.09.2010 г. N 21-3
Положение N 379 - Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденное Постановлением ВРУ от 13.10.1995 г. N 379/95-ВР
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 1-2 (783-784),
10 января 2011 г.
Подписной индекс 40783
