Сфера применения Налогового кодекса Украины
и нюансы администрирования налогов и сборов.
Виды проверок налогоплательщиков

(Часть X. Части I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, XI, XII см. в консультациях от 13.12.2010 г.)

В НК Украины порядку проведения проверок посвящена глава 8 разд. II. В соответствии со ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины проверки органов ГНС в зависимости от порядка их осуществления делятся на три вида (рис. 3).

С Рисунком 3 можно ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Камеральные проверки

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика (пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины).

Следует отметить, что НК Украины окончательно развеял мнение некоторых специалистов о том, что камеральная и документальная невыездная проверки тождественны. В НК Украины порядку проведения камеральной проверки посвящена ст. 76 гл. 8 разд. II, а особенностям проведения документальной невыездной проверки - ст. 79 гл. 8 разд. II.

Камеральная проверка проводится должностными лицами органа ГНС без любого специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение (п. 76.1 ст. 76 гл. 8 разд. II НК Украины).

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

В случае установления нарушений по результатам камеральной проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами органа, проводившими проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или высылается для подписи налогоплательщику в течение 3 рабочих дней по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручается налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю (п. 86.2 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРПОУ (п. 45.2 ст. 45 гл. 1 разд. II НК Украины).

Налоговым адресом предприятия, переданного в доверительное управление, является местонахождение доверительного владельца.

Камеральные проверки в силу ограниченности полномочий налогового органа при их проведении не столь страшны субъектам хозяйствования, так как они проводятся без каких-либо других видов проверок налогоплательщика.

Налоговый кодекс Украины. не устанавливает четких сроков по проведению камеральных проверок налоговыми органами. Исключение в НК Украины сделано только в отношении НДС.

Так, относительно декларации по НДС налоговый орган обязан провести камеральную проверку заявленных в налоговой декларации сведений в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой деклараций (п. 200.10 ст. 200 разд. V НК Украины). Эта норма несколько не стыкуется с п. 200.18 ст. 200 разд. V HK Украины, которым предусмотрено, что камеральная проверка должна проводиться в течение 20 календарных дней после предельного срока подачи декларации по НДС.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

Если по результатам камеральной или документальной внеплановой выездной проверки орган ГНС обнаружит несоответствие сумм бюджетного возмещения, заявленного в налоговый декларации, то такой орган имеет право (п. 200.14 ст. 200 разд. V НК Украины):

а) в случае занижения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения относительно суммы, определенной органом ГНС по результатам проверок, выслать налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы такого занижения и основания ее исчисления. В этом случае считается, что налогоплательщик добровольно отказывается от получения такой суммы занижения бюджетного возмещения и она будет учитываться в уменьшение налогового обязательства по налогу в следующих налоговых периодах;

б) в случае превышения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения над суммой, определенной органом ГНС по результатам проверки, выслать налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы такого превышения и основания для ее исчисления;

в) в случае выяснения по результатам проведения проверки факта, согласно которому налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, выслать налогоплательщику налоговое уведомление с указанием основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения.

Автоматическое бюджетное возмещение осуществляется по результатам камеральной проверки, которая проводится в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (п. 200.18 ст. 200 разд. V НК Украины).

А начиная с 1 января 2014 года камеральная проверка налоговой отчетности налогоплательщика, имеющего положительную налоговую историю, будет проводиться в течение 5 календарных дней со дня представления налоговой декларации (п. 200.22 ст. 200 разд. V НК Украины).

Налогоплательщик, который в течение предыдущих 36 последовательных месяцев отвечал критериям, утвержденным Кабинетом Министров Украины, считается имеющим положительную налоговую историю.

Фактические проверки

Фактическая проверка - это проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом ГНС относительно соблюдения порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Однако фактическая проверка может проводиться только на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись до начала проведения такой проверки и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 80.2 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины): - в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства по производству и обороту подакцизных товаров, осуществлению налогоплательщиком расчетных операций, ведению кассовых операций, наличию патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, и возникает необходимость проверки таких фактов; в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, производства и оборота подакцизных товаров; в случае письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования; в случае неподачи субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями;

- в случае получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;

- в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины;

- в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Перед началом фактической проверки, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций, должностными лицами органов ГНС может быть проведена контрольная расчетная операция.

Должностные лица органа ГНС вправе приступить к проведению фактической проверки при условии предъявления направления на проведение такой проверки, в котором указываются (п. 81.1 ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины):

- дата выдачи;

- наименование органа ГНС;

- реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

- наименование и реквизиты проверяемого субъекта (объекта) (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица - плательщика налога);

- цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки;

- должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в этом случае действительно при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением вышеприведенных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению фактической проверки.

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) допустить к проверке по другим основаниям не разрешается.

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика (его представителям или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки (п. 81.1 ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины)

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) допустить должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе допустить к проведению проверки является основанием для обращения в суд о приостановке операций на счетах такого налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях и применении других мер, предусмотренных законом (п. 81.2 ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины).

Во время проведения проверок должностные (служебные) лица органов ГНС должны действовать в пределах полномочий, определенных НК Украины.

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц и физические лица - налогоплательщики во время проверки, проводимой органами ГНС, обязаны выполнять требования органов ГНС об устранении обнаруженных нарушений законов о налогообложении и подписать акт (справку) о проведении проверки и имеют право предоставить возражение на составленный акт (справку).

Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе теми, которым установлен испытательный срок, проверяется наличие надлежащим образом оформленных трудовых отношений, выясняются вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учету расходов на оплату труда, сведений об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, который осуществляет трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, дающие возможность его идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т.п.) (п. 80.6 ст. 80 гл. 8разд. II НК Украины).

Фактическая проверка проводится должностными лицами в количестве двух и более лиц органа ГНС в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа ГНС и должностными лицами субъекта хозяйствования или его представителя и/или лицами, которые фактически осуществляют хозяйственные операции.

Продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток (п. 82.3 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины).

Сроки таких проверок продлеваются по решению руководителя органа ГНС не более чем на 5 суток.

Основанием для продления срока проверки являются (п. 82.3 ст. 80 гл. 8 разд. II НК Украины):

- заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представление им документов, которые касаются вопросов проверки);

- сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов. Результаты фактических проверок оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (в случае наличия). В случае установления во время проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка (п. 86.1 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не включается в срок проведения проверки.

В случае не согласия с выводами акта налогоплательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право представить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки, предусмотренные НК Украины.

Так, в случае не согласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки) (п. 86.7 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Документальные проверки

Документальная проверка - это проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК Украины налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, а также полученных в установленном законодательством порядке органом ГНС документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков (пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 гл. 8 разд. II НК Украины).

Документальные проверки делятся на:

- плановые;

- внеплановые;

- выездные;

- невыездные.

Порядок проведения документальных плановых
выездных проверок

Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.

По плану-графику проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, имеющие риски по неуплате налогов и сборов, невыполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС.

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, которая делится на высокую, среднюю и незначительную (абзац 2 п. 77.2 ст. 77 гл. 8 разд. II НК Украины).

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в течение 3 календарных лет, со средней - не чаще одного раза в течение 2 календарных лет, с высокой - не чаще одного раза в календарном году.

Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их разделение по степеням устанавливаются центральным органом государственной налоговой службы (ГНАУ).

Налогоплательщики - юридические лица, которые отвечают критериям, дающим право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма оплаченных налогов которых составляет не менее % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года. Указанная норма не будет распространяться на таких налогоплательщиков в случае нарушения ими:

- ст. 45 «Налоговый адрес» НК Украины;

- ст. 49 «Подача налоговой декларации органам государственной налоговой службы» НК Украины;

- ст. 50 «Внесение изменений в налоговую отчетность» НК Украины;

- ст. 51 «Представление сведений о суммах выплаченных доходов плательщиками налогов - физическими лицами» НК Украины;

- ст. 57 «Сроки уплаты налогового обязательства» НК Украины. Налоговый кодекс Украины запрещает проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

О проведении документальной плановой проверки руководителем органа ГНС принимается решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручены под роспись или отправлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала такой проверки.

В случае планирования разными контролирующими органами в отчетном периоде проверки одного и того же налогоплательщика такая проверка проводится указанными органами одновременно. Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, определяется Кабинетом Министров Украины (п. 77.5 ст. 77 гл. 8 разд. II НК Украины).

Допуск должностных лиц органов налоговой службы к проведению документальной плановой выездной проверки осуществляется в таком же порядке, как и по фактическим проверкам. То есть должностные лица органа ГНС вправе приступить к проведению фактической проверки при условии предъявления направления на проведение такой проверки, которое должно содержать данные, приведенные в п. 81.1 ст. 81 гл. 8 разд. II НК Украины.

Продолжительность плановых документальных проверок не должна превышать 30 рабочих дней - для крупных налогоплательщиков, 10 рабочих дней - для субъектов малого предпринимательства, 20 рабочих дней - для других налогоплательщиков (п. 82.1 ст. 82 гл. 8 разд. II НК Украины).

Продление сроков проведения плановых документальных проверок возможно по решению руководителя органа ГНС не более чем на 15 рабочих дней - для крупных налогоплательщиков, не более чем на 5 рабочих дней - для субъектов малого предпринимательства, не более чем на 10 рабочих дней - для других налогоплательщиков.

Проведение документальной плановой проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа, оформленного приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановка документальной плановой проверки прерывает ход срока проведения проверки в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о приостановке документальной плановой проверки.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов относительно деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утерянных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Основаниями для выводов должностных лиц органов ГНС во время проведения проверок являются (п. 83.1 ст. 82 гл. 8 разд. II НК Украины):

- документы, определенные НК Украины;

- налоговая информация;

- экспертные заключения;

- судебные решения;

- другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными НК Украины или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС.

При проведении проверки запрещается истребование документов от налогоплательщика любыми должностными (служебными) лицами органов ГНС в случаях, не предусмотренных НК Украины.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

При этом крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронном виде с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, определенных центральным органом государственной налоговой службы) копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной плановой проверки (п. 85.2 ст. 85 гл. 8 разд. II НК Украины).

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, передаются отдельно с указанием получившего их должностного (служебного) лица. Передача таких документов для их проверки, изучения и возврата оформляется актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо органа ГНС и налогоплательщик (его представитель).

При проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у налогоплательщиков должным образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об укрывательстве (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС (п. 85.4 ст. 85 гл. 8 разд. II НК Украины).

Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (п. 85.5 ст. 85 гл. 8 разд. II НК Украины).

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей представить копии документов должностному (служебному) лицу органа ГНС, такое лицо составляет акт в произвольной форме, который удостоверяет факт отказа, с указанием должности, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено подать. Указанный акт подписывается должностным (служебным) лицом органа ГНС и налогоплательщиком или его законным представителем. В случае отказа налогоплательщика или его законного представителя от подписи указанного акта в нем делается соответствующая запись.

Получение копий документов должно оформляться описью. Копия описи, составленной должностными (служебныму) лицами органа ГНС вручается под роспись налогоплательщику или его законному представителю. Если налогоплательщик или его законный представитель отказывается от заверения описи или от подписи о получении копии описи, то должностные (служебные) лица органа ГНС, получающие копии, делают отметку об отказе от подписи.

Должностное (служебное) лицо органа ГНС, которое проводит проверку, имеет право получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).

В случае если до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, были изъяты правоохранительными и другими органами, указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки контролирующему органу копии указанных документов или обеспечить доступ к проверке таких документов.

Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которыми было осуществлено изъятие оригиналов документов или которыми был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть предоставлены в течение 3 рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

Если документы были изъяты правоохранительными и другими органами, сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Результаты документальных плановых проверок оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (в случае наличия). В случае установления во время проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка (п. 86.1 ст. 86 гл. 8 разд. II НКУкраины).

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать. Срок составления акта (справки) о результатах проверки не включается в срок проведения проверки.

Акт (справка) документальной выездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение 5 рабочих дней со дня, который наступает за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате налогов, - в течение 10 рабочих дней) (п. 86.3 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, который удостоверяет факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или высылается налогоплательщику или его законному представителю.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности оплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта или справки о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием налогоплательщика или его законных представителей по местонахождению такой акт или справка высылается налогоплательщику в порядке, определенном для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Порядок проведения
документальных внеплановых проверок

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа ГНС и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 78.1 ст. 78 гл. 8 разд. II НК Украины):

- по результатам проверок других налогоплательщиков или по полученной налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

- налогоплательщик не подал в установленный законом срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

- налогоплательщик подал органу ГНС уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом ГНС; обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

- налогоплательщик подал в установленном порядке в орган ГНС возражение к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требует полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения, в случае если налогоплательщик в своей жалобе (возражении) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования;

- возникла необходимость проверки полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и сборов, выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, на основании полученных от лица сведений о финансово-хозяйственных отношениях с налогоплателыциком, который не предоставил объяснение и должным образом заверенные копии документов на обязательный письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

- начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица

- предпринимателя, начато производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;

- плательщик подал декларацию, в которой заявил к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V этого Кодекса, и/или с отрицательным значением по НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. Такая документальная внеплановая выездная проверка проводится исключительно относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или по отрицательному значению НДС, составляющему более 100 тыс. грн;

- относительно налогоплательщика подана жалоба о непредставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредставления таким плательщиком налогов объяснений и документального подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течение рабочих дней со дня его получения;

- плательщик налога на прибыль предприятий в течение четырех последовательных базовых отчетных периодов в налоговой отчетности отражает отрицательное значение объекта налогообложения (убыток);

- получено постановление суда о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом в уголовных делах, которые находятся в их производстве;

- органом ГНС высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа ГНС низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и обнаружено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или обнаружено неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки для вынесения объективного вывода о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС. Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается органом ГНС высшего уровня лишь в том случае, если по должностным лицам органа ГНС низшего уровня, проводившим документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;

- получена информация об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, которые подлежат налогообложению, в том числе в результате не заключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также об осуществлении лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для такой проверки.

Ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные НК Украины, не распространяются на проверки, проводимые после обращения такого налогоплательщика, или проверки, проводимые в пределах возбужденного уголовного дела.

Работникам налоговой милиции запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, проводимых органами ГНС, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных по таким плательщикам налогов (должностным лицам налогоплательщиков), которые находятся в их производстве. О проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа ГНС принимает решение, которое оформляется приказом. Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в том случае, если ему до начала указанной проверки вручена под роспись копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Допуск должностных лиц органов налоговой службы к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется так же, как и по фактическим и документальным плановым проверкам.

Продолжительность документальных внеплановых проверок (кроме проверок по возмещению НДС из бюджета и отрицательному значению в декларациях по НДС, превышающему 100 тыс. грн, которые регулируются специальными правилами) не должна превышать 15 рабочих дней - для крупных налогоплательщиков, 5 рабочих дней - для субъектов малого предпринимательства, 10 рабочих дней - для других налогоплательщиков.

Продление сроков проведения документальных внеплановых проверок возможно по решению руководителя органа ГНС не более чем на 10 рабочих дней - для крупных налогоплательщиков, не более чем на 2 рабочих дня - для субъектов малого предпринимательства, не более чем на 5 рабочих дней - для других налогоплательщиков.

Проведение документальной внеплановой проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа, оформленному приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановка документальной внеплановой проверки прерывает ход срока проведения проверки в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о приостановке документальной внеплановой проверки.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов относительно деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утерянных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Результаты документальных внеплановых проверок оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (в случае наличия). В случае установления во время проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, то составляется справка (п. 86.1 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать. Срок составления акта (справки) о результатах проверки не включается в срок проведения проверки.

Порядок проведения
документальных невыездных проверок

Документальной невыездной проверкой считается проверка, проводимая в помещении органа ГНС. Документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа ГНС решения о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных статьями 77 и 78 этого Кодекса.

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа ГНС исключительно на основании решения руководителя органа ГНС, оформленного приказом, и при условии отправки налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п. 79.2 ст. 79 гл. 8разд. II НК Украины).

Присутствие налогоплательщиков во время проведения документальных невыездных проверок не обязательно.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронной форме копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной невыездной проверки (п. 85.2 ст. 85 гл. 8 разд. II НК Украины).

Акт (справка) документальной невыездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, - в течение 10 рабочих дней) (п. 86.4 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Акт (справка) документальной невыездной проверки после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям. В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) проверки должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, который удостоверяет факт такого отказа.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки не освобождает такого налогоплательщика от обязанности оплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

Возражения по акту проверки рассматриваются органом ГНС в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику высылается ответ в порядке, определенном для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений. Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик налога указывает в возражениях.

При желании налогоплательщика принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки орган ГНС обязан сообщить такому налогоплательщику о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление высылается налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за 2 рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки обязательно. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа ГНС (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать во время принятия такого решения (п. 86.7 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки налоговое уведомление-решение принимается с учетом вывода о результатах рассмотрения возражений к акту проверки в течение 3 рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (отправки) письменного ответа налогоплательщику.

Сроки исковой давности для проведения проверок

Срок «налоговой давности», то есть срок, после которого не могут проводиться проверки и начисляться налоговые обязательства, по-прежнему 1095 дней (3 года) (п. 102.1 ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины).

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»

Закон N 2181 -.Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-ІП «О банках и банковской деятельности»

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

Закон о Едином таможенном тарифе - Закон Украины от 05.02.1992 г. N 2097-ХП «О Едином таможенном тарифе»

Закон об ипотеке - Закон Украины от 05.06.2003 г. N 898-IV «Об ипотеке»

Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХП «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХП

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»

Указ N 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. N 746/99

Положение N 254 - Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. N 254

Порядок N 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. N 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»

Порядок N 671 - Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. N 671

Определение N К-21696/06 - Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2008 г. N К-21696/06 «О признании недействительным налогового уведомления-решения»

“ Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 50-51 (780-781),
13 декабря 2010 г.
Подписной индекс 40783