Сфера применения Налогового кодекса Украины
и нюансы администрирования налогов и сборов

(Часть I. Часть II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII см. в консультации от 13.12.2010 г.)

Налоговое законодательство не может быть стабильным, как не может быть стабильной сама жизнь. Иначе оно (налоговое законодательство) отстанет от жизни и тогда догонять ее (жизнь) приходится резкими по жесткости переменами.

До 2010 года Украина в отношении проведения любых масштабных реформ занимала выжидательную позицию. В результате чего у нас одна из самых неблагоприятных для ведения бизнеса налоговых систем в мире. Украина занимает одно из последних мест в рейтинге налоговых систем Всемирного банка. Подобная ситуация препятствует привлечению прямых иностранных инвестиций, подрывает конкурентоспособность украинских компаний и способствует сохранению крайне высокой доли теневого сектора экономики, достигающей, по разным оценкам, 50% ВВП.

Хотя необходимость самой реформы не оспаривается, но экономический кризис заставил многих задуматься о целесообразности ее реализации в настоящее время. Мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос, стоит ли проводить преобразования налоговой системы во время глубокого экономического спада. С одной стороны, кризис - уникальная возможность реализовать давно назревшие изменения в качестве мер по спасению страны. С другой стороны, кризис многократно повышает риски, присущие глубоким преобразованиям: неудача может привести ослабленную экономику к катастрофе.

Аргументы сторонников налоговой реформы во время кризиса основаны на мнении, что понятная и предсказуемая налоговая система - одна из важнейших составляющих делового климата страны, которая в дальнейшем будет играть определяющую роль в привлечении необходимых для выхода из кризиса ресурсов.

Основная цель налоговых реформ - сокращение объема «теневой экономики», то есть экономики, которая не платит налогов. К налогам мы относим и социально-пенсионные взносы, порядок уплаты которых НК Украины тоже регулирует, хотя и косвенно, сокращая сферу применения упрощенной системы налогообложения.

О трагичном положении налоговой системы Украины свидетельствуют социологические опросы, показывающие отношение граждан к своей конституционной обязанности уплачивать налоги. В подтверждение этого приведем цитату из материала, опубликованного 25.06.2010 г. в газете «Голос Украины»:

«Только треть наших сограждан осуждает людей, уклоняющихся от уплаты налогов, к такому выводу пришли эксперты Киевского института проблем управления имени Горшенина, опросив по телефону тысячу респондентов в возрасте от 18 лет и старше во всех областных центрах Украины, городах Киев и Севастополь.

Если государство игнорирует пожелания и нужды налогоплательщиков, то последние вольны поступать точно так же. Две трети украинцев (66,9 %) полагают: если государство не выполняет обязательств перед своими гражданами, то уклонение от налогов оправданно. Не поддерживают такую точку зрения только 13,4 % респондентов.

Эксперты говорят о парадоксальном отношении украинцев к налогам: большинство из нас считает обязательной уплату всех видов налогов, но при этом, терпимо относится к уклонению от этой обязанности. 56,1 % опрошенных считают своим долгом платить все налоги в полном объеме. Каждый пятый (22,7 %) полагает: налоги можно платить частично или не платить вовсе. Почти столько же опрошенных (21,2 %) затруднились ответить на связанный с этим вопрос.

Чтобы люди охотнее расставались со своими кровными, необходимо пересмотреть фискальное законодательство и уменьшить налоговые ставки. Так полагают 51,4 % и 52,1 % опрошенных соответственно. Повысит мотивацию к уплате налогов также устранение коррупции в налоговых органах (такое мнение поддержали 29,8 % опрошенных) и усиление общественного контроля за расходованием средств налогоплательщиков (28,8 %)».

Эпопея с подписанием НК Украины носила драматический характер, так как вначале Президент Украины Виктор Янукович ветировал, поданный ему на подпись документ, а 2 декабря 2010 года Верховная Рада Украины учла замечания и предложения Президента Виктора Януковича и приняла НК Украины в новой редакции. Президент Украины подписал НК Украины 3 декабря 2010 года.

Налоговый кодекс Украины должен вступить в силу уже 1 января 2011 года (кроме раздела III «Налог на прибыль предприятий», который вступит в силу с 1 апреля 2011 года).

Времени на изучение НК Украины уже не осталось, а документ этот очень объемный и носит в себе много новаций, поэтому мы начинаем публикацию анализа" основных разделов НК Украины.

Сначала укажем основные изменения в налоговых правилах (табл. 1).

Таблица 1

N п/
п 
Основные изменения  Суть изменений  Норма НК Украины 
2   3  
1.
 
Установлен новый вид налоговых проверок - фактическая проверка
 
Данная проверка проводится без предупреждения налогоплательщика, но по приказу (распоряжению) руководителя органа ГНС и должна быть направлена на контроль за производством и оборотом подакцизных товаров, осуществление налогоплательщиками расчетных операций, ведение кассовых операций, наличие патентов, лицензий, свидетельств и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, установление факта использования труда лиц, с которыми нет трудовых договоров, и т.д   ст. 80 гл.5 разд. II
 
2.
 
Введена процедура рассмотрения акта налоговой проверки плательщиком с подачей возражений к нему


 
В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и отмечены в замечаниях), и налогоплательщику высылается ответ в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях  п. 86.7 ст. 86 гл.5 разд. II
 

3.
 
Введена двухуровневая (взамен трехуровневой) система обжалования решений налоговых органов
 
ГНАУ является контролирующим органом высшего уровня для государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киев и Севастополь, которые, в свою очередь, являются контролирующими органами высшего уровня для государственных налоговых инспекций (п. 55.2 гл.4 разд. II). Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в отрасли таможенного дела является контролирующим органом высшего уровня для других таможенных органов (п.55.2 гл.4 разд. II)
 
п. 55.1 ст. гл.4 разд. II
 
4.
 
Введены официальные правила дифференциации налогоплательщиков на добросовестных, плательщиков со средним риском и плательщиков с высоким риском
 
Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который разделяется на высокий, средний и незначительный. Риск - вероятность не декларирования (неполного декларирования) налогоплательщиком налоговых обязательств, не выполнения им другого законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС (пп.14.1. 221 п.14.1 ст. разд. I п. 77.2 ст. гл.5 разд. II
 
5.
 
Расширена сфера применения обычных цен, и урегулированы методы их расчета
 
Обычная цена применяется в случае осуществления налогоплательщиком: а) бартерных операций; б) операций со связанными лицами; в) операций с налогоплательщиками, которые применяют специальные режимы налогообложения или иные, нежели основная ставка налога на прибыль, или не являются плательщиком этого налога, кроме физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности; г) в других случаях, определенных этим Кодексом. Определение обычной цены в случаях, установленных этим Кодексом, осуществляется по одному из следующих методов: а) сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи); б) цены перепродажи; в) «расходы плюс»; г) распределения прибыли; д) чистой прибыли
 
ст. 39 разд. I
 

6.
 
Введено определение налогооблагаемой прибыли по правилам бухгалтерского учета
 
Например, доход от реализации товаров признается по дате перехода к покупателю права собственности на такой товар (п. 137 ст. разд. III). А расходы операционной деятельности, к примеру, включают: себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и другие расходы , которые берутся для определения объекта налогообложения с учетом п.п.138.4, 138.6-138.9, 138.11 ст.138, п.п.140.2 - 140.5 ст.140 , ст. 142 и ст.143 и других статей раздела III, прямо определяющих особенности формирования расходов налогоплательщика  ст. 137 и ст. 138
разд. III

 
7.
 
Введена нулевая ставка
налога на прибыль для предприятий с объемом дохода до 3 млн грн в год и численностью до чел.
 
На период с 1 января года до января года применяется ставка % для плательщиков налога на прибыль, у которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает млн грн и начисленная за каждый месяц отчетного периода заработная плата (доход) работников, находящихся с налогоплательщиком в трудовых отношениях, составляет не менее двух установленных законодательством минимальных заработных плат, и отвечающих одному из критериев, приведенных в подпунктах «а» - «в» п.154.6 ст.154 ст.137 и ст. 138 разд. III HK Украины
 
ст. 154 разд. III
 
8.
 
Освобождены от авансовых платежей налога на прибыль дивиденды, которые выплачиваются физическим лицам и облагаются НДФЛ по ставке 5 %   Авансовый взнос, предусмотренный пп. 153.3.2 п.153.3 ст. 153 разд. III HK Украины, не взимается в случае выплаты дивидендов физическим лицам
 
пп. «а» пп. 153.3.5 п.153.3 ст.153 разд. III
 
9.






 
Введен особый порядок
уплаты налога и налоговой отчетности для
самозанятых лиц, которые регистрируются
в налоговых органах

 
Доходы граждан, полученные в течение календарного года от осуществления независимой профессиональной деятельности, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным п. 167.1 ст.167 разд. IV, то есть в зависимости от размера месячного дохода: 15 % (при ежемесячном доходе до минимальных зарплат) и 17 % (с дохода, превышающего минимальных заработных плат)
 
п.178.2
ст.178
разд. IV





 
10.








 
Освобождены от НДС
консультационные,
юридические, аудиторские и тому подобные
услуги




 
Не являются объектом обложения НДС операции по поставке таких услуг: консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем  пп.
196.1.14 п. 196.1 ст. 196
разд.V





 

Пункт 19.1 ст. 19 разд. I НК Украины предусматривает, что налогоплательщик может вести дела, связанные с уплатой налогов и сборов, не только лично, но и через своего представителя.

К тому же, личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь своего представителя, равно как и участие налогового представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в таких отношениях.

Представители налогоплательщика - это лица, которые могут осуществлять представительство законных интересов налогоплательщика и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности (п. 19.2 ст. 19 разд. I HK Украины).

Доверенность, выданная налогоплательщиком - физическим лицом на представительство его интересов и ведения дел, связанных с уплатой налогов, должна быть заверена в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 2 ст. 244 ГК Украины предусмотрено, что представительство по доверенности может базироваться на акте органа юридического лица.

Доверенностью является письменный документ, который выдается одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность, выдаваемая в порядке перепоручения, подлежит нотариальному удостоверению, кроме случаев, связанных с получением заработной платы, стипендии, пенсии, алиментов, других платежей и почтовой корреспонденции (почтовых переводов, посылок и т. п.).

Представитель налогоплательщика пользуется правами, установленными НК Украины для налогоплательщиков (п. 19.3 ст. 19 разд. I НК Украины).

А теперь об этих и других изменениях более подробно.

Начнем с разделов I и II, которые определяют порядок взаимоотношений налогоплательщиков и контролирующих органов.

Раздел I НК Украины называется «Общие положения» и содержит 39 статей, из которых основная часть (с 15-ой по 39-ю) регулирует, по сути, вопросы налогового администрирования.

Статьи 1-14 носят декларативный характер, кроме статей, определяющих виды налогов.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»

Закон N 2181 -.Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-ІП «О банках и банковской деятельности»

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

Закон о Едином таможенном тарифе - Закон Украины от 05.02.1992 г. N 2097-ХП «О Едином таможенном тарифе»

Закон об ипотеке - Закон Украины от 05.06.2003 г. N 898-IV «Об ипотеке»

Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХП «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХП

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»

Указ N 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. N 746/99

Положение N 254 - Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. N 254

Порядок N 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. N 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»

Порядок N 671 - Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. N 671

Определение N К-21696/06 - Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2008 г. N К-21696/06 «О признании недействительным налогового уведомления-решения»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 50-51 (780-781),
13 декабря 2010 г.
Подписной индекс 40783