ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
12.10.2010 N 12932/5/17-0716
Относительно права на включение в состав
налогового кредита часть суммы процентов,
уплаченных по ипотечным жилищным кредитам
<...>
Государственная налоговая администрация Украины, руководствуясь Законом Украины от 02.10.96 г. N 393 "Об обращениях граждан", внимательно рассмотрела Ваше письмо <...> и предоставляет следующие примеры относительно применения пп. 4.4.1 п. 4.4 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181[-III] "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
1. Поскольку норма п. 3.4 ст. 3 Закона Украины от 22.05.2003 г. N 889[-IV] "О налоге с доходов физических лиц" (далее - Закон) относительно применения повышающего коэффициента к доходам физических лиц, которые начисляются в неденежной форме, некорректно выписана законодателем и противоречит законодательству о бухгалтерском учете, то ее практическое применение носит противоречивый характер. Учитывая приведенное, а также многочисленные жалобы плательщиков налогов, ГНА Украины издала соответствующее разъяснение плательщикам налога и подчиненным органам налоговой службы относительно неприменения указанного в п. 3.4 ст. 3 Закона повышающего коэффициента. Таким образом, конфликт интересов был разрешен в пользу плательщиков налога.
2. Что касается неоднозначного толкования п. 10.5 ст. 10 Закона ( 889-15 ), которым предусмотрено, что право на включение в состав налогового кредита суммы, рассчитанной согласно данной статье, предоставляется плательщику налога не чаще одного раза в 10 календарных лет начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться, [то] ГНА Украины урегулировала данный конфликт интересов, предоставив на основании письма Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности разъяснение плательщикам налога и подчиненным налоговым органам относительно практического применения указанной нормы Закона, согласно которому плательщик налога с доходов физических лиц на основании прав, предоставленных, в частности, п. 10.1 и 10.6 ст. 10 Закона ( 889-15 ), может ежегодно (в течение десяти последовательных лет) начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться, получать налоговый кредит.
Такое разрешение конфликтной ситуации относительно возможности ежегодного применения плательщиком налога права на налоговый кредит в отношении процентов, уплаченных по ипотечному жилищному кредиту, в пользу плательщика налога уменьшило напряжение в обществе и укрепило доверие плательщиков к органам государственной власти.
3. Разрешен конфликт интересов в пользу плательщиков налога в отношении права плательщика налога на налоговый кредит при уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту, полученному в иностранной валюте. Поскольку в первоначальной редакции Закона ( 889-15 ) четко не определена возможность применения плательщиком налога налогового кредита к процентам, уплаченным по кредиту, полученному в иностранной валюте, то в течение 2004-2009 годов поступало много жалоб плательщиков на невозможность получения указанного налогового кредита. ГНА Украины разрешила конфликт интересов в пользу плательщиков налога, направив всем подчиненным налоговым органам письмо с разъяснением отсутствия прямого запрета Законом предоставления налогового кредита при уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту, полученному в иностранной валюте.
При этом ГНА Украины инициировала внесение соответствующих изменений в ст. 10 Закона ( 889-15 ).
Законом Украины от 23.06.2009 г. N 1533[-Vl] "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса" были внесены изменения в указанную статью Закона, согласно которым с 2010 года плательщики налога с доходов физических лиц имеют право включить в состав своего налогового кредита часть суммы процентов, уплаченных по ипотечным жилищным кредитам, выданным и возвращенным в иностранной валюте.
<...>
Заместитель Председателя С.Лекарь
