Форс-мажор - основание для списания налогового долга!
(смотря как читать закон
!)

3 июня 2006 года в селе произошло стихийное гидрометеорологическое явление (есть справка областного центра гидрометеорологии), повлекшее значительные повреждения на площадях крестьянского фермерского хозяйства (КФХ), - погибли посевы (ячменя, озимой пшеницы, гречихи, сахарной свеклы, гороха), что подтверждено актом комиссии, согласованным с Управлением сельского хозяйства и продовольствия райгосадми-нистрации.

Вышеуказанные неблагоприятные погодные условия признаны Районной постоянной комиссией по вопросам техногено-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций чрезвычайной ситуацией природного характера согласно Постановлению N 368.

Торгово-промышленная палата Украины, на основании предоставленных КФХ материалов, подготовила 7 июля 2007 года заключение, что вышеуказанные неблагоприятные погодные условия, повлекшие гибель сельскохозяйственных культур на площадях КФХ, являются форс-мажорными обстоятельствами по состоянию на 3 июня 2006 года в соответствии с подпунктом «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181 1.

КФХ обратилось в налоговый орган с заявлением о признании безнадежной и списании задолженности КФХ по налогу с доходов физических лиц (подоходный налог с граждан), которая возникла вследствие форс-мажорных обстоятельств.

ГНИ письмом отказала КФХ в списании указанного долга, ссылаясь на то, что четвертым абзацем п. 9 ч. 3 раздела 2 Закона N 398 было приостановлено действие второго абзаца пп. 7.1.1 п. 7.1 ст. 7, подпунктов «в», «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181.

Крестьянское фермерское хозяйство обратилось в суд с иском к ГНИ об обязательстве ГНИ списать сумму его налогового долга по налогу с доходов физических лиц, который возник в результате форс-мажорных обстоятельств.

Кто прав? Какой нормативный акт (закон) следует применять в сложившейся ситуации?

Закон N 398, принятый 30 ноября 2006 года, вступил в силу 01 января 2007 года, следовательно, действует лишь относительно тех обстоятельств, которые возникли в 2007 году, и не имеет обратной силы относительно обстоятельств и юридических последствий, порожденных этими обстоятельствами, которые возникли до вступления в силу приостанавливающей нормы.

При этом Конституционный Суд Украины Решением N 10-рп/2008 признал положения Закона N 398, которым было приостановленное действие пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181, неконституционными. Следовательно, позиция КФХ и их требования законны и подлежат удовлетворению.

Однако с такими выводами суда первой инстанции коллегия Высшего административного суда Украины полностью согласиться не смогла, так как порядок списания безнадежного налогового долга юридических или физических лиц, возникшего в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), регулируется подпунктом «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181.

В соответствии с данным подпунктом подлежит списанию безнадежный налоговый долг, в том числе пеня, начисленная на такой налоговый долг, а также штрафные санкции.

Согласно подпункту «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181 под термином «безнадежный» следует понимать налоговый долг юридических или физических лиц, возникший в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Наряду с этим, в соответствии сп. 6 ст. 77 Закона о Гос-бюджете-2006, было приостановлено на 2006 год действие подпункта «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 2 БК Украины установлено, что бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Из содержания п.3 ч.1 ст. 4 БК Украины можно сделать вывод, что нормативно-правовым актом, регулирующими бюджетные отношения в Украине, является, в частности, закон о Государственном бюджете Украины.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 2 БК Украины доходы бюджета - это все налоговые, неналоговые и другие поступления на невозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты)

Закон о Государственном бюджете Украины на текущий год регулирует бюджетные отношения, в частности, в сфере наполнения бюджета, с помощью механизма взимания налогов.

Следовательно, действие этого закона распространяется, в том числе, и на налоговые правоотношения, поскольку одним из источников формирования доходной части Государственного бюджета на текущий год являются налоги, взимаемые по установленным ставкам.

Закон о Государственном бюджете Украины на текущий год предусматривает размер каждой доходной статьи бюджета, в частности определением размера налоговых ставок, приостановкой действия налоговых обязательств для определенного круга субъектов и освобождением отдельных субъектов хозяйствования от уплаты определенных видов налогов.

Таким образом, закон о Государственном бюджете Украины устанавливает, в частности, основы регулирования налоговых отношений в части направления налогов в Государственный бюджет как элемент его доходной части. Исходя из сказанного, этим законом может приостанавливаться действие отдельных положений налоговых законов, могут вводиться налоговые льготы и пр.

В соответствии с абзацем 4 п. 9 ч. 3 разд. II «Заключительные положення» Закона N 398 было приостановлено, в частности, действие подпункта «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181.

Положения норм п. 6 ст. 77 Закона о Госбюджете-2006 и абзаца 4 п. 9 ч. 3 разд. II Закона N 398 не признаны неконституционными в соответствии с требованиями ст. 152 Конституции Украины, а следовательно, по мнению судебной коллегии (Постановление N К-13249/08-с), являются обязательными для исполнения участниками соответствующих правоотношений.

Ссылка суда апелляционной инстанции на Решение N 10-рп/2008, которым были признаны не отвечающими Конституции Украины (являющимися неконституционными) положения ст. 67 раздела I, пунктов 2 - 4, 6 - 8, 10 - 18, подпункта 7 п. 19, пунктов 20 - 22, 24 - 34, подпунктов 1 - 6, 8 - 12 п. 35, пунктов 36 - 100 раздела II и пункта 3 раздела III «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», ошибочна, поскольку указанным Решением была признана неконституционной приостановка действия подпункта «г» пп. 18.2.1 п. 18.2 ст. 18 Закона N 2181 на 2008 год.

При таких обстоятельствах ошибочен вывод о том, что КФХ имеет право на списание налогового долга, возникшего в результате форс-мажорных обстоятельств.

____________________

1. В настоящее время из Закона N 2181 данный подпункт исключен Законом N 309.

Список использованных документов

БК Украины - Бюджетный кодекс Украины

Закон N 309 - Закон Украины от 03.06.2008 г. N 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»

Закон N 398 - Закон Украины от 30.11.2006 г. N 398-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения»

Закон N 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

Закон о Госбюджете-2006 - Закон Украины от 20.12.2005 г. N 3235-IV «О Государственном бюджете Украины на 2006 год»

Постановление N 368 - Постановление КМУ от 24.03.2004 г. N 368 «Об утверждении Порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровням»

Решение N 10-рп/2008 - Решение Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. N 10-рп/2008 «По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и 101 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1 - 4, 6 - 22, 24 - 100 раздела II Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на. 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины)»

Постановление N К-13249/08 - Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 03.06.2010 г. N К-13249/08 «Об обязательстве совершить действия»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 42 (77),
18 октября 2010 г.
Подписной индекс 40783