Организация расчетов с помощью банковских
платежных карточек: нюансы и учет операций

В настоящее время многие предприятия сферы торговли и услуг принимают в качестве средства оплаты платежные карточки. Увеличение количества зарплатных карточных проектов, а также эмиссия банками платежных карточек способствуют массовому распространению расчетов с помощью карточек на предприятиях торговли и услуг. Кроме того, государство решило взять популяризацию подобных расчетов в свои руки и с 01.07.2007 г. обязало отдельную категорию продавцов принимать к оплате карточки, а до 01.01.2009 г. (1) завершить всеобщую «картизацию» предприятий торговли и сферы услуг, указанных в Постановлении КМУ от 29.03.2006 г. № 377 (далее - Постановление № 377).

В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с организацией расчетов с помощью платежных карточек и их учетными особенностями для предприятий торговли, которые принимают или планируют принимать в оплату такие платежные средства. А для предприятий, которые должны принимать к оплате платежные карточки, рассмотрим вопросы, на которые не дает ответов Постановление № 377.

Что такое платежная карточка

В соответствии с п. 1.27 ст. 1 Закона от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» (далее - Закон о платежных системах)(2) платежная карточка - это «специальное платежное средство в виде эмитированной в установленном законодательством порядке пластиковой или другого вида карточки, используемое для инициирования перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисления денежных средств со своих счетов на счета других лиц, получения денежных средств в наличной форме в кассах банков через банковские автоматы, а также осуществления других операций, предусмотренных соответствующим договором».

Итак, банковская платежная карточка (далее - БПК) является полноценным средством оплаты товаров.(3)

Какие устройства
позволяют проводить операции с БПК

Для принятия БПК как средств оплаты предприятию торговли - торговцу(4) необходимо заключить договор эквайринга с банком-эквайром.

Пунктом 1.9 ст. 1 Закона о платежных системах установлено, что

«эквайринг - деятельность по технологическому, информационному обслуживанию торговцев и выполнению расчетов с ними по операциям, осуществленным с применением специальных платежных средств». Похожее определение данного термина содержится в п. 1.4 Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223 (далее - Положение № 223).

К обязанностям банка-элгеанра по договору эквайринга, как правило, относятся:

предоставление предприятию в пользование платежных терминалов(5), импринтеров(6) и расходных материалов; регистрация оборудования в платежной системе; обучение работников предприятия технологиям осуществления и оформления операций с БПК; обеспечение авторизации(7) операций с БПК; перечисление на счет предприятия денежных средств за товары (услуги), проданные с использованием БПК; проведение техобслуживания, ремонта и замены неисправного оборудования и т. п.

За указанный комплекс услуг банки взимают плату с предприятий торговли - комиссионное вознаграждение. Ее размер, как правило, рассчитывают в процентах от суммы проведенных трансакций.(7)

Кстати, НБУ всеми силами борется за уменьшение комиссии, взимаемой банками за обслуживание расчетов с использованием ВПК. В своих письмах от 12.04.2006 г. № 25-212/861-3935 и от 21.06.2007 г. № 25-312/1211-6395 НБУ рекомендует установить вознаграждение в размере, не превышающем 2% от суммы товаров (услуг), проданных (предоставленных) с использованием БПК.(8)

Пунктом 5.8 Положения № 223 установлено, что предприятие имеет право (по согласованию с эквайром) самостоятельно приобретать платежные устройства, которые должны соответствовать техническим (функциональным) требованиям и требованиям безопасности, установленным к такому оборудованию эквайром.

Таким образом, заключив договор эквайринга, предприятие берет на себя обязательство принимать к обслуживанию БПК для оплаты стоимости товаров, а банк-эквайр обеспечивает обслуживание трансакций и перечисляет на счет предприятия денежные средства за проданные последним товары, оплаченные держателем БПК(9).

Основанием для такого перечисления являются полученные банком от предприятия документы. Остановимся на них подробнее.

Документальное оформление
операций с использованием БПК

В соответствии с п. 7.1 Положения № 223 документы по операциям с использованием БПК могут быть в бумажной и/или электронной форме. Формы таких документов устанавливаются правилами платежных систем и должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением № 223. Документами, которыми оформляются расчеты, произведенные с использованием БПК, являются:

- квитанция платежного терминала, если операция осуществляется с использованием платежного терминала;

- слип (10), если операция осуществляется с применением импринтера.

Перечень реквизитов (11), которые должны содержать «карточные» документы, приведен в п. 7.7 Положения № 223.

В случае если БПК используется для уплаты небольших сумм в транспорте и в других местах массового обслуживания физических лиц, требующих быстрого обслуживания, бумажные документы по месту проведения таких операций могут не оформляться (п. 7.3 Положения № 223).

БПК и патенты

В соответствии со ст. 3 Закона от 23.03.96 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», с изменениями (далее - Закон о патентовании), патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая СПД или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах продажи товаров.

Под торговой деятельностью согласно упомянутому Закону следует понимать розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

Ранее приводились аргументы в пользу неприменения патентов при расчетах с использованием БПК. Об этом свидетельствует разъяснительная практика ГНАУ (см., например, ее письмо от 03.08.2000 г. № 4420/6/15-1316), Минэкономики и НБУ по смежной проблеме - относительно наличных/безналичных расчетов. Смысл ее заключается в том, что, поскольку денежные средства физлица, осуществившего оплату через кассу банка, поступают продавцу товаров (услуг) на текущий счет, для последнего данная операция является безналичной и не подлежит патентованию.

Кроме того, обращаем внимание на то, что в Законе о патентовании упоминаются не платежные, а так называемые «кредитные» карточки.

Пунктом 3.2 Положения № 223 установлено, что в зависимости от условий, по которым осуществляются платежные операции с использованием ВПК, могут применяться дебетовая, дебетово-кредитная и кредитная платежные схемы.

Так вот,

«кредитная схема предусматривает осуществление пользователем платежных операций с использованием специального платежного средства за счет средств, предоставленных ему банком в кредит или в рамках кредитной линии».

Анализ раздела 3 Положения № 223 приводит к выводу, что денежные средства, учитываемые на БПК, сформированы не за счет кредитных средств (кредитной линии), поэтому такие карточки не являются кредитными и на них не распространяются требования законодательства о патентовании. Тем не менее отказ от приобретения патента на этом основании выглядит достаточно рискованным.

БПК и РРО

Из норм Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее - Закон об РРО) следует, что субъекты предпринимательской деятельности, принимая плату за реализованные товары (услуги) с использованием БПК, должны использовать РРО, хотя такие операции и являются безналичными.

Данный вывод подтверждается и в уже упоминавшемся обзорном «наличном» письме ГНАУ от 06.07.2009 г. (п/п. 2.2.10).

Однако из этого правила имеются исключения (ст. 9 Закона об РРО).

Проблемы, сопровождающие прием БПК предприятиями, не использующими РРО на основании п. 1 ст. 9 Закона об РРО, рассматривались ранее. Были проанализированы консультации налоговиков, из которых следовало, что добровольное использование платежного терминала влечет обязанность применения РРО.

При этом обращалось внимание на то, что аргументы авторов консультаций являются спорными, в связи с чем рекомендовалось предприятиям, имеющим право в соответствии с Законом об РРО обходиться без применения РРО, подумать о целесообразности внедрения технических средств приема БПК.

Интересно, что уже после опубликования указанной статьи ГНАУ продемонстрировала неожиданный прогресс в этом вопросе: из ее письма от 09.08.2007 г. № 7644/6/23-7019 напрашивается вывод, что налоговики вроде как не возражают против совмещения БПК и «приходно-ордерных» расчетов в кассах.

При этом в редакционном комментарии к данному письму мы подчеркивали, что к такому союзу не очень готово Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, нормы которого не адаптированы к выписке не подтвержденных наличными средствами кассовых ордеров.

В консультации, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины» № 14/2010 на с. 36, специалисты ГНАУ строго напомнили о том, что торговое предприятие при расчетах с покупателями с использованием БПК обязано применять РРО. В противном случае к субъектам хозяйствования по решению соответствующих органов ГНС применяются финсанкции в 5-кратном размере от стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) в случае непроведения расчетных операций через РРО.

Кто должен
принимать к оплате БПК

В соответствии с п. 14.7 Закона о платежных системах

«торговцы, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств».

Причем, что важно: предприятию нужно принимать БПК как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем.

Постановлением КМУ от 29.03.2006 г. № 377 утверждены Условия перевода торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги), а также утвержден перечень видов деятельности, при осуществлении которых СПД обязан перейти к приему БПК.

В него входят: продажа товаров на предприятиях торговли с площадью торговых залов от 400 м2; продажа нефтепродуктов на АЗС; продажа транспортных средств и запчастей к ним, сложнотехнических товаров, бытовой и офисной техники, мебели, изделий из натурального меха и кожи, ювелирных изделий, парфюмерно-косметических товаров в специализированных предприятиях торговли; продажа лекарственных средств, изделий .медназначения и средств личной гигиены в аптеках; торговля в заведениях общественного питания с количеством мест более 40, в которых продукцию и услуги может получить любой потребитель; продажа товаров (предоставление услуг) в гостиницах; предоставление услуг субъектами туристической деятельности; продажа железнодорожных и авиабилетов; предоставление услуг по ремонту, техобслуживанию и прокату автотранспортных средств; предоставление услуг страховыми компаниями; предоставление услуг банковскими учреждениями; игорный бизнес.

Однако даже если предприятие занимается указанными видами деятельности, для обязательного приема к оплате БПК необходимо выполнение еще одного условия: годовой объем расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) должен достичь 5 млн грн. Правда, это условие не распространяется на продажу нефтепродуктов на АЗС. Последние обязаны установить оборудование по приему платежей с помощью БПК независимо от объемов расчетных операций (п. 2 Постановления № 377).

Причем при достижении объема расчетных операций 5 млн грн перейти к приему БПК необходимо в течение 1 месяца после достижения этой суммы.

Сроки перевода на обязательную торговлю через платежные терминалы (импринтеры) зависят от территориального размещения СПД.

Для тех, кто находится в:

- областных центрах, г. Киеве, Симферополе и Севастополе,- это 01.07.2001 г.;

- райцентрах с численностью населения более 25 тыс. человек,- 01.01.2008 г.;

- прочих райцентрах и поселках городского типа,- 01.01.2009 г.

Таким образом, на сегодняшний день сроки перевода торговцев, которые на основании Постановления № 377 обязаны были установить платежные терминалы (импринтеры) на обязательный прием БПК, уже давно истекли.

Теперь остановимся на некоторых вопросах, которые возникают у предприятий в связи с решением проблемы (не)перехода на прием БПК.

Нюансы, связанные с (не)применением и расчетами с БПК

1) 5 млн грн: как считать

Минэкономики в своем письме от 03.09.2007 г. № 91-28/267 сообщило, что годовой объем операций в размере 5 млн грн должен определяться с 1 января по 31 декабря отчетного периода.

А в другом письме - от 01.08.2007 г. № 91-28/234 Минэкономики разъяснило, что если субъект хозяйствования имеет несколько предприятий (сеть магазинов), то объем расчетных операций 5 млн грн определяется по каждому предприятию (магазину) и данный субъект по достижении этого объема обязательно устанавливает платежные терминалы для приема БПК.

Однако если в следующем расчетном периоде предприятие не достигло объема расчетных операций 5 млн грн, субъект хозяйствования может отказаться от применения терминалов до следующего расчетного периода.

Следующий вопрос: включается ли в 5-миллионный объем расчетной операции безналичная выручка, получаемая и возвращаемая с использованием БПК.

Напомним, что в расчетную операцию согласно ст. 2 Закона об РРО входят:

- прием от покупателя наличных средств, БПК (с оформлением документов на перечисление банком покупателя платы за товар, услугу в безналичной форме);

выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения БПК - оформление документов на перечисление денежных средств в банк покупателя.

Поскольку расчетная операция в целях применения Закона об РРО включает не только поступления, но и возврат денежных средств, то в 5-миллионный предел необходимо включать все расчетные безналичные операции, проведенные с использованием БПК.

2) площадь торгового зала: подробности

По поводу термина «площадь торгового зала» Минэкономики в своем письме от 06.11.2006 г. № 91-28/372 сослалось на ДСТУ 4303:2004 «Торговля розничная и оптовая. Термины и определения понятий», в котором сказано, что торговый зал - это торговое помещение для показа, выбора товаров и обслуживания покупателей, которое охватывает площадь для размещения торгово-технологического оборудования, узлов расчета, рабочих мест продавцов и площадь для покупателей(12)

Таким образом, ни подсобные, ни служебные, ни складские помещения к торговому залу не относятся.

В указанном письме Минэкономики подчеркивается, что требование устанавливать терминал в торговых предприятиях с площадью торгового зала от 400 м2 распространяется только на те предприятия, которые имеют отдельный торговый зал площадью от 400 м2. Поэтому, считает Минэкономики, если предприятие имеет 20 торговых точек, площадь каждой из которых составляет 20 м2 (общая торговая площадь - 400 м2), обязанность по установке терминала на это предприятие не распространяется.

3) если банк-эквайр не рассчитывается своевременно

Напомним, что сроки перечисления денежных средств между эквайром и торговцем должны быть определены в договоре эквайринга: в соответствии с п. 5.4 Положения № 223 эквайр обязан обеспечить наличие в договоре, в частности, порядка и сроков расчета с торговцем.

Если эквайр не рассчитался с торговцем своевременно, сначала необходимо выяснить причину задержки платежа.

Дело в том, что в некоторых случаях банки-эквайры имеют право задерживать денежные средства, например для установления правомерности операции или в связи с опротестованием перевода самим держателем БПК (покупателем). В п. 37.1 Закона о платежных системах сказано, что в таких случаях эквайры вправе приостановить завершение перевода на срок до 180 дней (если правилами платежной системы не установлен другой срок).

Если же перевод окажется правомерным, то эквайр должен возместить торговцу 0,1% суммы платежа за каждый день задержки (если больший размер не установлен договором).

4) может ли торговец ограничить прием БПК одного из «сомнительных» эмитентов

Следует отметить, что Законом о платежных системах не предусмотрены ограничения на обслуживанне карточек, эмитированных «сомнительными» банками. Поэтому если БПК прошла авторизацию, то банк-эквайр обязан рассчитаться с торговцем. Кроме того, подобное ограничение можно рассматривать как ограничение права потребителей на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»

«за всеми потребителями в одинаковой мере признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Установление каких-либо преимуществ, применение прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается, кроме случаев, предусмотренных нормативно-правовыми актами».

Правда, НБУ в своем письме от 17.08.2010 г. № 25-312/1929-14191 отметил, что в соответствии с п. 5.12 Положения № 223 торговец имеет право отказаться от осуществления платежной операции с использованием БПК в порядке, установленном договором с эквайром, в случае, в частности, истечения срока действия БПК, отсутствия необходимых признаков его платежеспособности и т. п.

В то же время штрафы за ограничение в приеме БПК действующим законодательством не предусмотрены - ни ст. 23 Закона «О защите прав потребителей», ни КоАП.

Бухгалтерский учет операций с БПК
на предприятиях торговли

Учет расчетов с помощью БПК предприятия торговли могут вести на субсчете 361 «Расчеты с отечественными покупателями», на котором выделяют отдельный аналитический субсчет или отдельный субсчет «Расчеты платежными карточками» (так по крайней мере рекомендует вести учет один из экономистов в публикации в «Вестнике налоговой службы Украины» № 22/2007 на с. 12-13).

Другие специалисты считают, что в соответствии с нормами Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций (утверждена приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291, с изменениями) объем реализованных товаров определяют на основании квитанций платежного терминала (слипов), которые учитываются по дебету субсчета 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте». При получении денежных средств от банка-эквайра на текущий счет этот субсчет кредитуют: д-т 311 к-т 333.

В качестве примера приведем вариант отражения расчетов за товары, реализованные с помощью ВПК, в бухгалтерском учете продавца.

№ п/п
 
Содержание операции   Корреспонденция счетов  
д-т   к-т  
1.   Реализованы товары с использованием платежной карточки   331   702  
2.   Отражены налоговые обязательства по НДС   702   641  
3.   Переданы платежные квитанции (слипы) банку-эквайру   333   331  
4.
 
Получена оплата от банка-эквайра на текущий счет продавца (за исключением комиссии банка)   311
 
333
 
5.   Отражена комиссия банка   93   333  
6.   Списана учетная стоимость реализованных товаров   902   282  
7.   Списаны доходы   702   791  
8.   Списаны расходы по комиссии   791   93  
9.   Списана себестоимость реализованного товара   791   902  

Налоговый учет при расчетах БПК

Вспомним о налоговых последствиях операций по продаже товаров при расчетах БПК.

В соответствии с п/п. 11.3.3 Закона О Прибыли, «в случае если торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, персональных или других чеков, датой увеличения валового дохода считается дата оформления соответствующего счета (товарного чека)».

Таким образом, БД возникает на дату оформления квитанции платежного терминала или слипа.

Датой увеличения налоговых обязательств по НДС согласно п/п. 7.3.3 Закона об НДС будет либо дата оформления налоговой накладной, удостоверяющей факт поставки плательщиком налога товаров (работ, услуг) покупателю, либо дата выписки квитанции платежного терминала или слипа, в зависимости от того, какое событие произошло раньше.

Как видим, дата зачисления денежных средств на счет предприятия на налоговый учет не влияет.

Стоимость услуг банка-эквайра по обслуживанию расчетов с помощью БПК включается в состав валовых затрат на основании п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли.

Кстати, о налоговых накладных.

Согласно абзацу 2 п. 8.4 Порядка заполнения налоговой накладной (далее - Порядок) возможна выписка обобщающих налоговых накладных при поставках товаров (услуг) за наличные конечному потребителю (не являющемуся плательщиком НДС).

Однако «карточные» расчеты, упомянутые в абзаце 3 п. 8.4 Порядка, под его спасительный зонтик не попадают. Ведь исходя из Закона о платежных системах и Положения № 223 расчеты с помощью БПК являются безналичными.

Поэтому если строго следовать абз. 3 п. 8.4 Порядка, то на каждую поставку с «карточным» расчетом нужно выписывать отдельную налоговую накладную.

Тем не менее на практике налоговики этого не требуют, поскольку продажи с расчетами с помощью БПК проходят через РРО, а значит, фиксируются в его дневном отчете.

Ответственность за игнорирование БПК

Удивительно, но в настоящее время за отсутствие платежного терминала на предприятиях, которые на основании Постановления № 377 обязаны принимать БПК в оплату проданных товаров (предоставленных услуг), ответственность не установлена.

По сведениям из информированных источников, в Верховной Раде Украины уже несколько лет пылится законопроект, который за такие нарушения устанавливает штраф в размере 1700 грн.

Так что становится понятным, почему некоторые предприятия безнаказанно уклоняются от всеобщей «картизации».

________________________

(1) По сведениям с мест можно говорить о том, что указанной кампании до завершения далеко.

(2) И услуг, но здесь мы будем говорить о продавцах товаров.

(3) Торговец - субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с договором с эквайром или платежной организацией принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг (включая услуги по выдаче денежных средств в наличной форме - п. 1.42 ст. 1 Закона о платежных системах).

(4) Платежный терминал - электронное устройство, предназначенное для осуществления платежных операций, получения справочной информации и печатания документа по операции с применением специального платежного средства (п. 1.4 Положения № 223).

(5) Импринтер - устройство, предназначенное для перенесения рельефных реквизитов платежной карточки на слип для формирования первичных документов (п. 1.4 Положения № 223).

(6) Авторизация - процедура получения разрешения на проведение операции с использованием специального платежного средства (п. 1.4 Положения № 223).

(7) В соответствии с постановлением Правления НБУ от 10.12.2004 г. № 620 трансакция - это информация в электронной форме об отдельной операции с применением БПК, сформированная по результатам ее выполнения.

(8) Впрочем, 2%-ное ограничение изначально фигурировало в п. 5 Постановления КМУ от 29.03.2006г. № 377.

(9) Следует отметить, что БПК - это лишь один из видов специальных платежных средств, но в настоящей статье для простоты мы будем иметь в виду только его.

Согласно п. 1.4 Положения № 223 специальное платежное средство - это

«платежная карточка, мобильный платежный инструмент, другой платежный инструмент, выполняющий функцию средства идентификации, с помощью которого держатель данного инструмента осуществляет платежные операции по счету плательщика или банка, а также другие операции, установленные договором».

(10) Слип в п. 1.4 Положения № 223 определен как бумажный документ, подтверждающий осуществление операции с использованием платежной карточки и содержащий набор данных относительно этой операции и реквизиты платежной карточки.

(11) В него включены: идентификаторы эквайра, торговца, платежного устройства; дата и время осуществления операции; сумма и валюта операции; сумма комиссионного вознаграждения (действует с 01.01.2012 г.); реквизиты специального платежного средства; вид операции; код авторизации или другой код, идентифицирующий операцию в платежной системе.

(12) Похожее определение содержится в п/п. 3.1.2 Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата от 24.10.2005 г. № 327.

"Бухгалтер" № 36, сентябрь (IV) 2010 г.
Подписной индекс 74201