Облагается ли ЕН дотация из центра
занятости за созданные рабочие места
ВОПРОС: Наше предприятие - плательщик ЕН трудоустроило безработного гражданина и получило за это из центра занятости дотацию за созданное рабочее место.
Бухгалтер предприятия считает, что сумма дотации не облагается ЕН, однако в нашей налоговой настаивают на ее обложении.
Включается ли в базу обложения ЕН сумма такой дотации?
ОТВЕТ: Вначале уясним сущность «безработной» дотации. Предоставление таких дотаций обусловлено ст. 30 Закона от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее - Закон № 1533), в соответствии с ч. 1 ст. 30 которой «Фондом может предоставляться дотация работодателям на создание дополнительныхрабочих мест для трудоустройства безработных в размере расходов на заработную плату принятых по направленню государственной службы занятости лиц (но не выше среднего уровня в отраслях национальной экономики соответствующей области) в расчете на год».
Указанные дотации выплачиваются согласно Порядку предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденному приказом Минтруда и социальной политики от 10.01.2001 г. № 1 (далее - Порядок № 1).
Из п. 3 Порядка № 1 вытекает, что дотация - это деньги «безработного» Фонда, предоставленные работодателю на покрытие расходов на зарплату трудоустроенных по направлению службы занятости лиц.
Пунктом 7 Порядка № 1 установлено, что дотация предоставляется ежемесячно в размере фактических расходов на зарплату. Эти расходы включают основную и дополнительную зарплату, определенную в соответствии с первой и второй частями ст. 2 Закона «Об оплате труда», и суммы страховых взносов (сбора), уплачиваемые работодателем в фонды социального и пенсионного страхования.
При этом дотация предоставляется при условии, что трудовой договор с трудоустроенным работником не будет расторгнут в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращением численности или штата, по соглашению сторон в течение двух лет.*
Понятно, что такая денежная компенсация расходов работодателя не является выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Можно ли на этом основании освободить такую дотацию от обложения единым налогом?
Налоговики в отношении [не]обложения ЕН «трудоустройных» дотаций высказывались по-разному.
Так, в консультации, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины» № 47/2001 на с. 8, разъясняется, что, в случае если работодатель - плательщик ЕН является получателем дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, он не уплачивает единый налог с суммы предоставленной дотации, поскольку она имеет целевое назначение и не является доходом предприятия.
Аналогичный вывод следует и из консультаций, опубликованных в «Вестнике налоговой службы Украины» № 4/2002 на с. 35 и № 42/2004 на с. 43.
В то же время определенную опасность представляет позиция ГНАУ, изложенная в п. 2.1 Обобщающего налогового разъяснения относительно отдельных вопросов применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, утвержденного приказом ГНАУ от 07.04.2010 г. № 224 по поводу налогообложения дотаций и субсидий, полученных из бюджета и использованных для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители. В нем налоговики разъясняют, что доход плательщика ЕН, полученный им из бюджета в виде дотаций, субсидий, считается доходом от внереализационных операций и включается в базу налогообложения.
Ну и, как всегда, ГНАУ заканчивает свою песню одним и тем же припевом, что, дескать, ЮРЕН для обложения единым налогом должен учитывать все поступления денежных средств - как от продажи продукции (товаров, работ, услуг), так и суммы внереализационных доходов, включая полученные из бюджета и использованные для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители, выручку от прочей реализации.
Да, здесь можно возразить и сказать, что речь в указанном Обобщающем разъяснении идет о других - бюджетных - дотациях и для других целей, хотя и они не должны облагаться ЕН, поскольку не являются выручкой от реализации. При этом можно сослаться на определение Вадсуда от 15.11.2006 г. по делу № 11/166-05, в котором суд указывает на то, что п. 5 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, расширяет понятие выручки, приведенное в ст. 1 единоналожного Указа. Таким образом, считает суд, включение внереализационных доходов в состав налогооблагаемой выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) законодательно не обосновано. В то же время гарантировать то, что налоговики сохранили свою нефискальную позицию по поводу необложения «безработных» дотаций и не будут требовать облагать их ЕН, мы не можем.** Тем более что на пессимистический лад настраивает ситуация с бюджетными дотациями.
Так что осторожным плательщикам лучше всего обратиться в собственную налоговую инспекцию с письменным запросом для подтверждения позиции ГНАУ, приведенной в «Вестнике налоговой службы Украины» № 47/2001, № 4/2002 и № 42/2004, в отношении необложения ЕН рассматриваемой дотации.
_________________
* Отпустить на волю «дотационного» работника не так просто. В случае нарушения гарантий занятости работодатель обязан вернуть сумму полученной дотации в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции (п. 15 Порядка № 1).
** Кстати, в разъяснениях относительно деятельности плательщиков налога на прибыль налоговики в своих письмах от 26.07.2001 г. № 5183/5/15-1116 и от 17.09.2004 г. № 8217/6/15-1116 указали, что «безработная» дотация считается доходом из других источников и включается с целью налогообложения в состав его валового дохода. Кто бы спорил, но валовой доход и выручка единоналожника - не тождественные понятия!
"Бухгалтер" № 33, сентябрь (I) 2010 г.
Подписной индекс 74201
