Общие правила контроля за соблюдением
государственной дисциплины цен

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов (ст. 13 Закона о ценах). При этом в сфере действия свободных цен органы Антимонопольного комитета контролируют правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Контроль над соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены правительством Украины.

Так, при Министерстве экономики Украины создана Государственная инспекция по контролю за ценами. Подобные инспекции созданы в Автономной Республике Крым и областях. Законом о местном самоуправлении установлено, что к числу делегированных полномочий городских и сельских советов относится контроль над соблюдением цен и тарифов (пп. 2 пункта «б» ст. 28), а также контроль над соблюдением прав потребителей (пп. 3 пункта «б» ст. 30). Для этого создается постоянная комиссия городского совета.

Указанные органы, согласно части 2 ст. 13 Закона о ценах, осуществляют контроль во взаимодействии с профсоюзами, обществами потребителей и другими общественными организациями.

В соответствии с частью третьей ст. 13 Закона о ценах государственные органы, осуществляющие контроль над ценами, и их должностные лица имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом о налоговой службе, кроме полномочий, предусмотренных пунктами 6-9 ст. 11 указанного Закона.

Главные задачи Государственной инспекции по контролю за ценами:

- осуществление государственного контроля над соблюдением установленного порядка утверждения и применения цен;

- пресечение злоупотреблений субъектами предпринимательства в получении незаконных доходов за счет повышения цен;

- экспертиза экономического обоснования цен и тарифов, установленных предприятиями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования.

Полномочия Госценинспекции регулируются Положением N 1819, в соответствии с которым основной задачей Госценинспекции является контроль за соблюдением цен и тарифов, устанавливаемых государством. Это государственные фиксированные цены и тарифы, предельные уровни цен и тарифов или предельные отклонения от государственных фиксированных цен и тарифов на ресурсы, которые оказывают значительное влияние на общий уровень и динамику цен на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также производимые и оказываемые предприятиями, занимающими монопольное положение на экономическом рынке государства.

Контроль за ценами осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки соблюдения дисциплины цен предприятиями с высокой степенью риска проводятся ежегодно, а предприятий со средней степенью риска - один раз в два года. Критерии, по которым оценивается степень риска, утверждены Постановлением N 483. К субъектам с высокой степенью риска относятся предприятия, которые:

1) занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке;

2) являются субъектами естественных монополий;

3) реализуют продукцию,

товары и услуги в объеме, превышающем 500 тыс. грн в год;

4) осуществляют деятельность по реализации продукции, товаров и услуг, колебание цен (тарифов) на которые в течение месяца превышает 10 %;

5) нарушают государственную дисциплину цен.

А к субъектам со средней степенью риска относятся предприятия, которые:

1) реализуют продукцию, товары и услуги в объеме, не превышающем 500 тыс. грн в год;

2) осуществляют деятельность по реализации продукции, товаров и услуг, колебание цен (тарифов) на которые в течение шести месяцев превышает 10 %.

Методы проведения проверок

Согласно п. 5. Положения N 1819 должностные лица Госценинспекции, в частности, имеют право:

1) проводить в соответствии с законодательством проверку бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей, отражаемых в расчетных документах независимо от способа представления информации, связанных с формированием, установлением и применением цен (тарифов); ознакамливаться с учредительными документами и свидетельством о государственной регистрации; проверять у должностных лиц, ответственных за формирование, установление и применение цен (тарифов), документы, удостоверяющие личность; проводить проверку достоверности данных, приведенных в документах по вопросам порядка формирования, установления и применения государственных фиксированных и регулируемых цен;

2) получать в соответствии с законодательством письменные объяснения, справки, документы, материалы по вопросам, возникающим при проверке порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), документы (их копии) об уровне и экономической обоснованности цен (тарифов) на товары, работы и услуги, их технико-экономические характеристики, эффективность, потребительские свойства и тому подобное;

3) обследовать в установленном порядке производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования, используемые для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, организации и предоставления услуг.

Органы Госценинспекции не ограничены в своих правах на проведение проверок регулирующими нормами Указа N 817.

Перечень полномочий Госценинспекции и ее территориальных органов (даже без увязки с правами налоговиков) значителен. К тому же, на проверки, проводимые Госценинспекцией, не распространяется действие Указа N 817. Как известно, этот Указ был принят с целью уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. Им определены полномочия четырех государственных органов, названных контролирующими (ст. 5 Указа N 817), при осуществлении плановых и внеплановых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования:

- органы Государственной налоговой службы;

- таможенные органы;

- органы Государственного казначейства;

- органы Государственной контрольно-ревизионной службы.

Поэтому распространять нормы Указа N 817 на проверки, осуществляемые другими государственными органами, в том числе и органами Госценинспекции, в сфере ценообразования, нельзя. А это значит, что не может быть учтено требование Указа N 817 относительно оснований проведения проверки и их периодичности со стороны Госценинспекции. Даже обязательность осуществления ее должностными лицами записи в журнале регистрации проверок и соблюдения 10-дневного срока для предварительного уведомления о начале проверки отсутствует.

В соответствии со ст. 14 Закона о ценах в бюджет взимается вся необоснованно полученная предприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен сумма выручки. Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взимается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки.

Сумма необоснованно полученной предприятием выручки, подлежащая изъятию в бюджет, определяется как разница между фактической выручкой от реализации и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным согласно законодательству. Данные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда. Порядок применения указанной санкции установлен Инструкцией N 298/519.

Исчерпывающий перечень нарушений порядка установления и применения цен, за которые налагаются экономические санкции, приведен в п. 1.4 Инструкции N 298/519. Так, нарушениями порядка установления и применения цен, за которые налагаются экономические санкции, являются, в частности:

- начисление непредусмотренных законодательством наценок к регулируемым ценам и тарифам;

- применение свободных цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) при условии введения для них режима государственного регулирования;

- применение цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) с рентабельностью, уровень которой превышает предельный;

- применение цен (тарифов) с нарушением введенного порядка обязательного декларирования их изменения;

- завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов и сборов, которые включаются в структуру цены, или их не включение в структуру цены, которая регулируется;

- включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров;

- включение в стоимость продукции и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются, стоимости фактически невыполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ);

- применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера;

- применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренных нормативно-правовыми актами, устанавливающими для них соответствующие перечни платных услуг;

- применение цен и тарифов с нарушением других введенных методов регулирования.

Если факты завышения цен и тарифов установлены субъектом хозяйствования самостоятельно и при этом суммы необоснованно полученной выручки возвращены потребителям или перечислены в доход соответствующего бюджета до начала проверки, то такие нарушения не рассматриваются в качестве нарушений государственной дисциплины цен.

При этом началом проверки считается дата, указанная в акте. Если же нарушения были выявлены другими контролирующими органами (например, сотрудниками налоговой службы), то такие органы должны передать Госценинспекции соответствующие материалы для принятия решения об изъятии сумм экономических и финансовых (штрафных) санкций, ведь такие решения могут приниматься и на основании материалов проверок, осуществленных другими контролирующими органами.

В случае невыполнения решения, отклонения претензии или оставления ее без ответа Госцениспекция в 30-дневный срок подает иск в местный хозяйственный суд о принудительном взыскании сумм санкций.

В статьях 2 и 14 Закона о ценах законодатель очертил круг потенциальных субъектов указанных правоотношений. Отсюда можно прийти к логическому выводу, что Госценинспекция не имеет права проверять соблюдение цен физическими лицами - предпринимателями и применять к ним установленные Законом о ценах экономические и финансовые санкции.

Контроль за ценами, проводимый органами
Антимонопольного комитета

Согласно ст. 3 Закона обАМК основной задачей Антимонопольного комитета (АМК) Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части:

- осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на основах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;

- контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий.

Основания, задачи и сроки проведения плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, порядок создания и компетенция комиссии по цроверке, организация и порядок проведения проверок, порядок оформления и рассмотрения результатов проверки установлены в Положении N 182.

Основанием для проведения плановых проверок является план-график проверок, утвержденный Председателем Комитета АМК, председателем отделения.

Плановые выездные проверки соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции объектами проверки проводятся только в том случае, если им не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки отправлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.

Согласно п. 34 Положения N 182 в случае проведения плановой проверки структурные подразделения АМК осуществляют предварительный анализ соответствующего рынка товаров, изучают нормативные акты, регулирующие деятельность объекта проверки, при необходимости готовят и направляют в установленном порядке запрос о предоставлении информации о деятельности субъекта хозяйствования.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы АМК и может проводиться без предварительного письменного уведомления. Внеплановая проверка проводится в соответствии с приказом Председателя АМК, председателя отделения, распоряжения органа АМК по местонахождению объекта проверки или по местонахождению его структурного подразделения уполномоченными работниками АМК, исходя из их функциональных полномочий, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины;

- по заявлению субъекта хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездеятельности, определенных Законом о защите экономической конкуренции как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции объектом проверки;

- по представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции объектом проверки;

- по инициативе органов АМК в случае непосредственного выявления государственными служащими АМК признаков нарушения объектом проверки законодательства о защите экономической конкуренции;

- по инициативе органов АМК в случае поступления от заявителя ходатайства о возможности наступления негативных последствий, связанных с представлением заявления, и с целью защиты его интересов;

- в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, поданных на обязательный запрос органа АМК;

- в случае представления объектом проверки в установленном порядке жалобы о нарушении законодательства должностными лицами АМК при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

- в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с объектом проверки (если он не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный запрос органа АМК в течение трех рабочих дней со дня получения запроса);

- по личной просьбе объекта проверки;

- по поручению специальных органов борьбы с организованной преступностью;

- в случае наличия документально подтвержденных данных о монополизации рынка товара или антиконкурентных согласованных действий, полученных органами АМК в соответствии с действующим законодательством при выполнении своих задач;

- по инициативе органов АМК с целью обеспечения доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Отсутствие руководителя объекта проверки (или лица, исполняющего его обязанности либо замещающего его) не является препятствием для проведения проверки. В акте внеплановой проверки должна быть указана информация о проведенных действиях (получение объяснений, привлечение доказательств и др.), другие сведения, которые могут иметь смысл, и о любых случаях препятствования в проведении проверки.

Контроль за ценами в строительстве

Порядком N 1210 предусмотрено, что контроль над определением стоимости строительства с привлечением средств бюджетов непосредственно осуществляет Госценстройинспекция в составе Госстроя, в функции которой входит:

- формирование плана проверок;

- подготовка предложений по составу специальных комиссий для проведения проверок по определению стоимости строительства конкретных объектов;

- организация работы комиссий, осуществление методического руководства и нормативного обеспечения. Данный Порядок определяет и права Госценстройинспекции, а именно, право на:

1) получение от Минэкономики, других центральных и местных органов власти информации о перечне объектов строительства с привлечением средств из Госбюджета, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, информации об объемах финансирования этих объектов и сроках введения в действие, а также реквизитов заказчиков;

2) рассмотрение актов проверок и направление заказчику требований для устранения выявленных нарушений, а также уточнения взаиморасчетов с заказчиками;

3) направление в органы государственной налоговой службы и в следственные органы соответствующих документов.

Госценстройинспекция осуществляет проверку правильности определения стоимости строительства на всех стадиях с использованием проектно-сметной документации, учетных, отчетных, платежных и других документов, а также обследование объектов и контрольные измерения, определяет лимиты, необходимые для финансирования работ, и готовит выводы для Минфина и Минэкономики Украины.

В своей работе Госценстройинспекция руководствуются Правилами N 174, в которых определены система ценообразования в строительстве, правила составления инвесторской сметной документации, правила определения сметной стоимости строительства и правила определения накладных расходов.

Список использованных документов

Закон об АМК - Закон Украины от 26.11.1993 г. N 3659-ХП «Об Антимонопольном комитете Украины»

Закон о защите экономической конкуренции - Закон Украины от 11.01.2001 г. N 2210-III «О защите экономической конкуренции»

Закон о местном самоуправлении - Закон Украины от 21.05.1997 г. N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине»

Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХП «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХП

Закон о ценах - Закон Украины от 03.12.1990 г. N 507-ХП «О ценах и ценообразовании»

Указ N 817 - Указ Президента Украины от 23.07.1998 г. N 817/98 «О некоторых мерах по доурегулированию предпринимательской деятельности»

Постановление N 483 - Постановление КМУ от 21.05.2008 г. N 483 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) за соблюдением порядка формирования, установления и применения цен (тарифов)»

Инструкция N 298/519 - Инструкция о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденная приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Минфина Украины от 03.12.2001 г. N 298/519

Положение N 182 - Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденное Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 25.12.2001 г. N 182-р

Правила N 174 - Правила определения стоимости строительства (ГСН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. N 174

Положение N 1819 - Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное Постановлением КМУ от 13.12.2000 г. N 1819

Порядок N 1210 - Порядок осуществления контроля за определением стоимости строительства объектов, сооружаемых с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденный Постановлением КМУ от 03.08.1998 г. N 1210

“ Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 31-32 (761-762),
2 августа 2010 г.
Подписной индекс 40783