5%-ные соцрекламные расходы включаются в ВЗ полностью
ВОПРОС: Наше предприятие рекламирует алкогольные напитки и уплачивает в социальных целях в госбюджет 5% от стоимости размещения рекламы.
Можно ли включить эти расходы в валовые затраты?
Бухгалтер из дружественной фирмы сказал, что, по их мнению, для этих целей годится п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли.
В нашей же налоговой разъяснили, что, поскольку в Законе О Прибыли нет нормы, предусматривающей отнесение на валовые затраты расходов на производство соцрекламы, о ВЗ надо забыть.
ОТВЕТ: По нашему мнению, в данном случае налоговая амнезия неуместна.
Напомним, что ч. 8 ст. 22 Закона «О рекламе» гласит:
«Рекламодатели алкогольных напитков и табачных изделий обязаны в порядке, предусмотренном законами Украины, направлять на производство и распространение социальной рекламы относительно вреда табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5 процентов денежных средств, израсходованных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в пределах Украины».
Теперь подумаем, в каком пункте (подпункте) Закона О Прибыли могут приютиться «соцрекламные» расходы.
Начнем с п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли.
Мы считаем, что этот подпункт с его пресловутыми 2-5%-ным ограничением по ВЗ здесь не работает. В нем говорится о суммах денежных средств или стоимости товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) в Госбюджет, местные бюджеты и т. п. В рассматриваемой ситуации ни о какой добровольности не может быть и речи, поскольку деньги «вредных» рекламодателей перечисляются в бюджет в обязательном порядке.
Кстати, аналогичная проблема возникает и в отношении включения в ВЗ отчислений профсоюзам на культмассовую работу.*
ГНАУ считает, что отнесение на ВЗ отчислений, предусмотренных ст. 44 Закона о профсоюзах, производится в рамках п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли** (см. ее письмо от 31.05.2002 г. № 3396/6/15-1216). Однако мы с таким подходом не согласны.
К сожалению, позицию ГНАУ в этом вопросе поддержал Госкомпредпринимателъства (см. его письмо от 14.08.2006 г. № 5916). В редакционном комментарии
к письму Комитета подчеркивалось, что почему-то и ГНАУ, и Госкомпредпринимательства упорно не хотят замечать того, что п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли говорит о добровольных отчислениях, в то время как ст. 44 Закона о профсоюзах устанавливает обязательность отчислений профсоюзам в размере не менее 0,3% ФОТ.
По нашему мнению, обязательные соцрекламные расходы не могут примкнуть к ВЗ и на основании «рекламного» п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли, поскольку они не вписываются в концепцию «предпродажных и рекламных мероприятий в отношении товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) такими плательщиками налога».
Даже если согласиться с тем, что эти деньги имеют рекламную направленность, необходимо признать, что они являются, во-первых, обязательными, во-вторых, строго целевыми, что весьма напоминает налог (сбор, обязательный платеж). Как некая добавленная стоимость рекламных расходов...
Впрочем, зачем ломать голову в поисках подходящего подпункта, когда существует общий п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли, в соответствии с которым в состав ВЗ включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг)?
В соответствии с п. 3 Порядка отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков, утвержденного Постановлением КМУ от 08.09.97 г. № 997, с изменениями (далее - Порядок № 997), перечисление рекламодателями денежных средств в специальный фонд Госбюджета производится одновременно с переводом денежных средств производителям и/ или распространителям рекламы.
То есть заказать распространение рекламы алкогольной продукции без уплаты соцрекламных 5% просто невозможно. Причем в платежном поручении на перечисление этих денег указывается и полное наименование производителя и/или распространителя рекламы табачных изделий и алкогольных напитков, и дата заключения соглашения (п. 41 Порядка № 997). В общем, обязательность, учет и контроль. Поэтому связь таких расходов с бездеятельностью плательщика налога у нас сомнений не вызывает.
Кстати, в п. 5 Порядка № 997 установлено следующее:
«Расходы рекламодателя, связанные с проведением отчислений на производство социальной рекламной информации, относятся на издержки обращения (себестоимость продукции)». Правильно, и главное - не жалко. К слову, в некоторых случаях ГНАУ разрешает отнести определенные расходы на ВЗ, ссылаясь на их обязательность.
Например, в консультации из «Вестника налоговой службы Украины» № 8/2008 и в письме ГНАУ от 26.12.2005 г. № 9498/Х/15-0314 признаны в качестве ВЗ расходы на уплату паевого взноса на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов (аргументация - данные расходы являются обязательными для строительства). Та же логика присутствует в письме ГНАУ от 15.02.2008 г. № 2434/С/15-0314 (см. п. 2 данного письма) в отношении расходов на участие в тендерных торгах.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что расходы на социальную рекламу должны включаться в валовые затраты на основании п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли.
Подтверждение этому выводу содержится и в определении Киевского апелляционного административного суда от 28.10.2008 г. по делу № 22-а-4647/08, в котором суд признал, что расходы на социальную рекламу подпадают под определение валовых затрат истца, поскольку произведены в связи с подготовкой, организацией и ведением производства.
Кроме того, коллегия судей обратила внимание на тот факт, что пунктами 5.3-5.7 Закона О Прибыли не предусмотрены ограничения по отнесению расходов на социальную рекламу в состав валовых затрат. И с этим трудно не согласиться.
__________________
* Напомним, что согласно ст. 44 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предприятия обязаны осуществлять отчисления денежных средств первичным профорганизациям на культмассовую, физкультурную и оздоровительную работу в размерах, предусмотренных колдоговором, но не менее 0,3% ФОТ с отнесением этих средств на ВЗ.
** О том, что ГНАУ по-прежнему считает, что профотчисления охватываются рамками п/п. 5.2.2, свидетельствует ответ на вопрос, заданный во время «горячей» телефонной линии, проведенной ГНАУ 17.06.2010 г. (см. «Вестник налоговой службы Украины» № 25/2010, вкладыш «Документы. Комментарии. Разъяснения», с. 4).
"Бухгалтер" № 27, июнь (III) 2010 г.
Подписной индекс 74201
