Могут ли работники ГСБЭП привлекать к проведению проверки
частного предприятия сотрудников КРУ

В предыдущих статьях мы уже неоднократно затрагивали вопросы проведения работниками милиции, а именно - отделами по борьбе с экономической преступностью, проверок хозяйственной деятельности предприятий. В данной статье мы попробуем осветить вопрос об участии специалистов контрольно-ревизионной службы (далее - КРС) в подобных доследственных мероприятиях.

Сразу же укажем, что деятельность работников Государственной службы борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) как одного из подразделений милиции регулируется не столько УПК Украины, сколько Законом о милиции, Законом об ОРД и Положением о ГСБЭП. В свою очередь полномочия работников КРС определены в Законе о КРС.

Основанием для появления работников милиции на вашем предприятии должно быть поступившее в данный орган власти заявление о совершении преступления в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 97, ст. 101 УПК Украины. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД работники оперативных подразделений имеют право ознакомиться с документами и данными, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучить их.

Кроме того, в абз. 1 п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции предусмотрено право сотрудников данной организации проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции. При этом согласно ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД проводить какие-либо оперативно-розыскные мероприятия работники милиции могут только при наличии оперативно-розыскного дела.

Кроме того, в соответствии с пп. 10 п. 5 Положения о ГСБЭП работники указанной службы имеют право привлекать для проведения проверок работников КРС, специалистов министерств, иных центральных и местных органов государственной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций.

Обратим внимание, что данное право за сотрудниками ГСБЭП предусмотрено вне зависимости от того, на предприятии какой формы собственности проводится проверка. Укажем также, что в данной норме речь идет не о проведении следственных действий в рамках возбужденного уголовного дела, а именно о доследственной проверке. По крайней мере, такой вывод напрашивается при текстуальном анализе данной нормы.

Однако же, согласно ст. 2 Закона о КРС полномочия КРС распространяются исключительно на органы исполнительной власти, государственные фонды, бюджетные учреждения, предприятия государственного сектора экономики, организации, которые получали средства из бюджетов всех уровней, или же использовали государственное или коммунальное имущество в периоде, который проверяется. Законом о КРС не предусмотрено право работников данной службы участвовать в проверках хозяйственной деятельности иных предприятий, кроме вышеперечисленных.

Однако, всоответствиис п.3.1 Порядка N 346/1025/685/53 работники органов КРС по обращению правоохранительных органов могут принимать участие в проверках, проводимых правоохранительными органами в подконтрольных учреждениях и на иных объектах - как специалисты. Обратим внимание на термин «специалисты».

Правовой статус «специалиста» установлен ст. 128-1 УПК Украины. Данная статья обуславливает участие специалиста в работе органов внутренних дел наличием возбужденного уголовного дела и проведением в его рамках следственного действия: например, обыска или выемки документов.

Как предусмотрено абз.5 п.3.1 Порядка N 346/1025/685/53, такой специалист может консультировать работников милиции и обращать их внимание на нарушения законодательства по вопросам использования и хранения финансовых ресурсов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты участия специалиста оформляются справкой. Важно, что в соответствии с абз. 8 п. 3.1 Порядка N 346/1025/685/53 по материалам участия работников органов КРС как специалистов в проверках, проводимых правоохранительными органами, самой КРУ требования об устранении выявленных нарушений законодательства не направляются. Кроме того, в данных случаях сотрудниками КРС не применяются меры взыскания средств в судебном порядке, протоколы об административном правонарушения не составляются. Это закономерно, поскольку решения по результатам проверки будут принимать правоохранительные органы.

Возвращаясь к возможности и законности участия сотрудника КРУ в доследственной проверке, проводимой работниками ГСБЭП, Закон о милиции или же Закон об ОРД прямо не предусматривают права работников ГСБЭП привлекать к проведению доследственных проверок или же оперативно-розыскных мероприятий специалистов иных учреждений и организаций.

В соответствии с п. 2.3 Порядка N 346/1025/685/53 обращение правоохранительного органа о привлечении к проверке сотрудника КРС должно содержать информацию о принадлежности объекта проверки к подконтрольным учреждениям КРС.

Более того, абз. 2 п. 4.1 Порядка N 346/1025/685/53 предусматривает, что обращение правоохранительного органа, касающееся проведения ревизий у субъектов хозяйствования, которые не отнесены к подконтрольным учреждениям, а также по вопросам, которые не относятся к компетенции органов КРС, остается без исполнения с обоснованием причин невозможности его исполнения. Таким образом, возникает определенная коллизия:

- Положение о ГСБЭП, которое является подзаконным актом, устанавливает право сотрудников этого подразделения милиции привлекать к проверке хозяйственной деятельности любого предприятия независимо от формы собственности работников КРС и других государственных органов. При этом речь идет не о досудебном следствии по уголовному делу, а о доследственной проверке;

- частные предприятия, не использующие бюджетных средств или же государственного имущества, не являются подконтрольными учреждениями КРУ в соответствии со ст. 2 Закона о КРС. УПК Украины и Порядок N 346/1025/685/53 предполагают участие служащих КРУ в проверке такого предприятия правоохранительными органами только в качестве специалистов. То есть для привлечения работников КРУ необходимо наличие возбужденного уголовного дела и проведение в рамках расследования следственных действий на данном предприятии.

Напрашивается вполне закономерный вывод: пп. 10 п. 5 Положения о ГСБЭП противоречит ст. 2 Закона о КРС, Закону о милиции, Закону об ОРД, УПК Украины и ч. 2 ст. 19 Конституции Украины. А ведь именно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины закрепляет, что органы государственной власти и их должностные лица должны действовать на основании, в пределах полномочий и в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины.

Обратите внимание: законами, а не подзаконными актами, одним из которых является Положение о ГСБЭП. Если Законом о милиции, Законом об ОРД, УПК Украины не предусмотрено право работников милиции привлекать к проведению доследственных проверок служащих иных органов власти, то и в подзаконном акте такое право не может быть установлено. Исходя из Порядка N 346/1025/685/53, КРС сама должна отказать правоохранителям в участии их специалиста в проверке неподконтрольного учреждения.

Стоит сказать и о процессуальных сложностях проведения проверки хозяйственной деятельности предприятия с участием служащих КРС. В соответствии с абз. 2 п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъекта хозяйствования только при наличии направления на проверку, в котором должны быть указаны

- дата выдачи;

- название подразделения милиции;

- цель, вид и основания для проверки;

- дата начала и окончания проверки;

- должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку.

При этом направление должно быть подписано руководителем подразделения милиции и скреплено печатью соответствующего органа внутренних дел.

Как вы можете убедиться, Закон о милиции не предусматривает возможности вписать в такое направление иных должностных лиц, кроме работников милиции. Если вместе с сотрудниками ГСБЭП появится и специалист КРС, то он, естественно, не будет вписан в направление на проверку, иначе это будет противоречить абз. 2 п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции.

Если же вместе с работниками милиции, вписанными в направление, для проверки пришел кто-либо еще, то вполне логичным будет:

- поинтересоваться личностью посетителя, его служебным удостоверением или иным документом, удостоверяющим личность и занимаемую должность;

- задать вопрос: «Если вы не работник милиции, то на каком основании будете принимать участие в проверке?»;

- обратить внимание, что право работников ГСБЭП привлекать к проведению доследственных проверок сотрудников КРУ и других государственных служб противоречит ст. 2 Закона о КРС, Закону о милиции, Закону об ОРД, УПК Украины и ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.

Можно ли препятствовать проведению такой проверки?

Нет, препятствовать сотрудникам милиции при вхождении на территорию предприятия мы вам ни в коем случае не рекомендуем. Подобные действия могут быть расценены как сопротивление работнику милиции или же невыполнение его законных требований.

А согласно ст.ст. 12-14 Закона о милиции у сотрудников ГСБЭП есть право применить меры физического воздействия или же специальные средства для преодоления сопротивления или же неповиновения законным требованиям работника милиции.

Кроме того, попытки воспрепятствовать в проведении проверки сотрудникам милиции могут быть квалифицированы как административное правонарушение или же преступление. Например, в КУоАП существует ст. 185 «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции».

А УК Украины предусматривает уголовную ответственность за деяние, предусмотренное ст. 342 «Сопротивление представителю власти или правоохранительного органа».

Таким образом, даже если вы понимаете, что проверяющие действуют в чем-то незаконно, не пытайтесь силой остановить их действия. Фиксируйте и запоминайте все нарушения законодательства, допущенные работниками милиции. В вежливой форме обратите их внимание на сомнительную законность тех или иных действий. Позднее все допущенные ими нарушения станут основанием для обжалования их действий в прокуратуру или суд.

Незаконность участия сотрудников КРС в доследственной проверке, проводимой работниками ГСБЭП, может быть одним из оснований для обжалования результатов проверки наряду с иными нарушениями, допущенными проверяющим.

В статье «Проблемы, связанные с проверкой хозяйственной деятельности предприятия сотрудниками отделов по борьбе с экономической преступностью до возбуждения уголовного дела», опубликованной в «ЭА» N 18-19/2010 (с. 35) мы уже касались различных оснований для такого обжалования и аргументов, на которые можно сослаться в иске. То есть, в соответствии со ст. 14 Закона об ОРД надзор за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляет прокуратура Украины. Поэтому действия оперативных работников ГСБЭП могут быть обжалованы именно в местную прокуратуру.

Следовательно, по факту проведения подобной проверки можно обращаться в прокуратуру как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания, досудебного следствия и при проведении оперативно-розыскной деятельности.

Обратим ваше внимание, что подача какой-либо жалобы на действия работников милиции не приостанавливает проведение проверки. Признание действий сотрудников ГСБЭП незаконными может быть полезным только в одном случае. Если по результатам проверки было возбуждено уголовное дело, то собранные в ходе проведенных мероприятий доказательства будут считаться полученными ненадлежащим образом в нарушение ст. 65 УПК Украины. А это, в свою очередь, может служить основанием для отмены постановления о возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела или же возвращения его на дополнительное расследование в ходе судебного рассмотрения.

Как вы могли заметить, законодательство, регулирующее порядок проведения проверок хозяйственной деятельности предприятия сотрудниками ГСБЭП, содержит существенные противоречия в вопросе о привлечении к такой проверке работников иных учреждений и организаций.

Закономерно, что в некоторых случаях сотрудникам милиции необходимы лица, обладающие специальными познаниями в сфере бухгалтерии и финансов. Однако же, для их привлечения до возбуждения уголовного дела необходима соответствующая законодательная база, которая пока отсутствует.

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

УПК Украины - Уголовно-процессуальный кодекс Украины

Закон о КРС - Закон Украины от 26.01.1993 г. N 2939-ХП «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»

Закон о милиции - Закон Украины от 20.12.1990 г. N 565-ХП «О милиции»

Закон об ОРД - Закон Украины от 18.02.1992 г. N 2135-ХП «Об оперативно-розыскной деятельности»

Положение о ГСБЭП - Положение о о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденное Постановлением КМУ от 05.07.1993 г. N 510

Порядок N 346/1025/685/53 - Порядок взаимодействия органов государственной контрольно-ревизионной службы, органов прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности Украины, утвержденный приказом ГлавКРУ Украины, МВД Украины, СБУ, Генеральной прокуратуры Украины от 19.10.2006 г. N 346/1025/685/53

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 29 (759),
19 июля 2010 г.
Подписной индекс 40783