Ответственность за неправильный возврат денег

ВОПРОС 1: Во время проверки инспектор выявил, что кассир предприятия регистрировала выдачу денежных средств за возвращенный товар с использованием операции «служебная выдача».

Можно ли как-то отстоять правомерность действий кассира (к счастью, она работала на предприятии около месяца)?

Если нет, то какая ответственность предусмотрена за неправильный возврат денег за товар, с учетом того что РРО может распечатывать кассовый чек выдачи средств?

ОТВЕТ: Напомним, что в соответствии со ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями (далее - Закон об РРО), под расчетной операцией следует понимать не только прием от покупателя наличных средств и т. п. по месту реализации товаров, но и выдачу наличных средств за возвращенный покупателем товар.

К тому же кассир обязан выдать лицу, возвращающему товар, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции (п. 2 ст. 3 Закона об РРО).

В рассматриваемой ситуации речь идет о выдаче покупателю фискального кассового чека выдачи денежных средств по форме № ФКЧ-2 (см. приложение 2 к Положению о форме и содержании расчетных документов, утвержденному приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614,), который распечатывается регистратором, обеспечивающим отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм.

Напомним, что алгоритм выдачи средств в случае возврата товаров и т. п. определен в п. 4.7 и 4.8 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (далее - Порядок регистрации № 614).

Так, в п. 4.7 Порядка регистрации № 614 утверждается следующее: «Регистрация выдачи средств в случае возврата товара <...> осуществляется путем регистрации отрицательной суммы только в случае обеспечения алгоритмом работы РРО отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Если РРО не обеспечивает такого накопления, то разрешается регистри-. ровать выдачу средств (отмену ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача». Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции "сторно"».

Таким образом, если РРО предприятия обеспечивает возможность распечатывания фискального кассового чека выдачи денежных средств (ф. № ФКЧ-2), то отстоять правомерность действий кассира не удастся.

Теперь об ответственности. Их два вида - «РРОшная» и административная. Как мы выяснили, в рассматриваемой ситуации кассир должен был выдать покупателю расчетный документ установленной формы - чек ф. № ФКЧ-2.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона об РРО в случае нераспечатывания соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, к предприятию применяется финансовая санкция в 5-кратном размере стоимости проданных товаров.

Надеемся, что санкции будут не очень большими, поскольку, во-первых, кассир проработала на предприятии недолго, а во-вторых, операции по выдаче денег за возвращенный товар распространенными не являются.

Впрочем, смелый плательшик может вообще отрицать возможность применения санкций. Ведь штраф рассчитывается от стоимости проданных товаров (предоставленных услуг). В случае же с возвратом денег стоимости проданных товаров нет - есть только сумма денежных средств за возвращенный товар (непредоставленную услугу).

Что касается админответственности, то согласно ч. 1 ст. 155-1 КоАП нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц - от 5 до 10 НМДГ. Протокол по данному правонарушению составляется органами налоговой службы, а решение принимается судом,

Если с момента совершения правонарушения прошло больше 3 месяцев, то можно особо не беспокоиться, так как согласно ст. 38 КоАП административное взыскание, если дело подведомственно суду (судье), может быть наложено не позднее чем через 3 месяца со дня совершения нарушения, если оно не длящееся.

А рассматриваемое нарушение, заключающееся в неправильном возврате денег, к длящимся как раз и не относится.

ВОПРОС 2: Наше предприятие зарегистрировало РРО по своему местонахождению (г. Харьков), однако использоваться он будет в подразделении, находящемся в другой области (г. Луцк). Указанный РРО пока по назначению не применяется и до сих пор не взят на учет в органе ГНС по местонахождению подразделения. Письмо ГНАУ от 24.12.2009 г. № 13432/6/23-7015/1445, в котором разъяснялось, что субъекты хозяйствования в соответствии сп. 9 ст. 3 Закона об РРО обязаны ежедневно печатать на РРО фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в КУРО.

В случае установления факта невыполнения ежедневной печати Z-отчета, говорится в письме, к субъектам хозяйствования применяются штрафные санкции согласно п. 4 ст. 17 Закона об РРО, то есть по 340 грн за каждый нераспечатанный или не сохраненный в КУРО Z-отчет.

Следует ли ежедневно распечатывать пустые Z-oтчеты и подклеивать их в КУРО, чтобы избежать упомянутых санкций?

ОТВЕТ 2: Из п. 4.6 Порядка регистрации № 614 следует, что субъект хозяйствования должен обеспечить печатание Z-отчетов и других документов только на зарегистрированных РРО. Ведь из п. 4.1 Порядка регистрации № 614 следует, что порядок применения регистраторов расчетных операций распространяется на РРО, зарегистрированные в установленном порядке.

Это косвенно подтверждается в обзорном письме ГНАУ от 06.07.2009г. №14083/7/23-7017/572 (см. его п/п. 2.2.82)*.

При этом ГНАУ ссылается на п. 4.6 Порядка регистрации № 614, в соответствии с которым субъект хозяйствования (СХ) должен обеспечить, в частности, печатание Z-отчетов.

Возникает вопрос: что такое установленный порядок регистрации РРО?

В соответствии с п. 2.2 Порядка регистрации № 614 регистрация РРО осуществляется по местонахождению (местожительству) СХ. В случае использования РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту использования.

В свою очередь, взятие на учет в органе ГНС по местонахождению хозяйственной единицы осуществляется при представлении СХ регистрационного свидетельства на РРО. Взятие на учет заключается в том, что должностное лицо органа ГНС производит запись в соответствующем разделе книги регистраторов расчетных операций, а также делает отметку в регистрационном свидетельстве (п. 2.8 Порядка регистрации № 614).

Из п. 2.10 Порядка регистрации № 614следует, что

«РРО считается зарегистрированным после выполнения всех действий, предусмотренных пунктами 2.3-2.7**, а при осуществлении предпринимательской деятельности не по месту регистрации РРО - после выполнения всех действий, предусмотренных пунктами 2.3-2.8».

Таким образом, РРО, не взятый на учет по местонахождению хозяйственной единицы, не считается зарегистрированным в установленном порядке. Поэтому в печатании таким РРО фискальных отчетных чеков и в их хранении нет необходимости.

Кстати, пользоваться не зарегистрированным в установленном порядке РРО нельзя, чтобы, чего доброго, не быть обвиненным в осуществлении штрафуемых расчетных операций (например, согласно п. 2 ст. 17 Закона об РРО). Так что пока поставьте «неучтенный» РРО в уголок и сдувайте с него пылинки.

Разъясните, пожалуйста, какие записи следует сделать в КУРО и какие документы вложить в нее при отсутствии Z-отчета (Z-отчетраспечатать не удалось, поскольку РРО «зажевал» кассовую ленту).

Мы считаем, что в данном случае речь идет о неисправном РРО.

В разделе 1 Порядка регистрации № 614 неисправным считается РРО, который не обеспечивает, в частности, надлежащей печати чеков, контрольной ленты, какого-либо из отчетов (Z-отчета и т. п.).

Напомним, что в соответствии с п. 14 ст. 3 Закона об РРО субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вводить в эксплуатацию, проводить техническое обслуживание, ремонтировать РРО через центры сервисного обслуживания в установленном порядке. Поэтому в рассматриваемом случае прежде всего следует вызвать мастера из центра сервисного обслуживания (ЦСО).

Следует также помнить о том, что многие модели и модификации РРО могут распечатывать копии Z-oтчетов. Правда, п. 7.5 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (далее - Порядок регистрации и ведения КУРО и РК № 614), предусмотрено подклеивание фискальных отчетных чеков*** на соответствующих страницах КУРО. Однако ситуация не является стандартной, поэтому мы рекомендуем взять у мастера ЦСО акт, который будет подтверждать поломку РРО и объяснять наличие копии Z-отчета, а не оригинала.

Если же модель или модификация РРО не позволяет распечатывать копии Z-отчетов, то ситуация усложняется.

В этом случае мы советуем воссоздать данные Z-отчета на основании контрольной ленты.

Как известно, СПД, применяющий РРО, в обязательном порядке печатает контрольную ленту. Закон об РРО определяет контрольную ленту как «документ, напечатанный регистратором расчетных операций, содержащий копии напечатанных данным регистратором расчетных документов».

Пунктом 4.3 Порядка регистрации № 614 установлено, что контрольная лента должна печататься в одном рабочем цикле с кассовыми чеками или подкладными документами без повторного ее использования.****

Таким образом, контрольная лента фактически является копией кассовых чеков. И из ее данных можно будет путем «почекового» сложения определить общую сумму расчетных операций, осуществленных за день (смену).

Кроме такого квази-Z-отчета и акта ЦСО в КУРО следует вложить объяснительную записку с описанием сложившейся ситуации.

Что касается записей в КУРО, то в соответствии с п. 7.10 Порядка регистрации и ведения КУРО и РК № 614 в разделе 4 КУРО, зарегистрированной на РРО, учитываются ремонты, работы по техобслуживанию, а также проверки конструкции и программного обеспечения РРО. Причем графы этого раздела заполняются как лицом, осуществляющим ремонт, так и работником субъекта хозяйствования.

Естественно, мы не можем гарантировать, что вместо настоящего Z-отчета контролер примет во внимание набор вышеуказанных косвенных документов, подтверждающих кассовый форс-мажор. Ну а не примет - что делать, придется раскошелиться на 340 гривень. Именно такая финсапкция предусмотрена п. 4 ст. 17 Закона об РРО в случае невыполнения ежедневного печатания фискального отчетного чека или его несохранения в КУРО.

ВОПРОС 3: Обязаны ли на предприятии общепита использовать РРО в случае получения компенсации в виде наличных денежных средств за разбитую клиентами посуду?

ОТВЕТ 3: На наш взгляд, в данном случае сумму компенсации необязательно проводить через РРО.

Напомним, что в соответствии со ст. 3 Закона об РРО применение РРО является обязательным при проведении расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг. При этом под расчетной операцией в Законе об РРО понимают, в частности, прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг).

Поскольку в рассматриваемой ситуации операция по продаже клиенту посуды (точнее, осколков от нее!) не осуществлялась, то такая операция не подпадает под определение расчетной - разумеется, если предприятие общепита не предоставляет посетителям услуги по битью посуды***** (по стоимости, обозначенной в прейскуранте). В случае компенсации стоимости разбитой посуды следует говорить не о продаже, а о возмещении убытков. В пользу этого говорит ч. 1 ст. 22 ГК: «Лицо, которому причинены убытки вследствие нарушения его гражданского права, имеет право на их возмещение».

Итак, мы выяснили, что компенсация за разбитую посуду не подпадает под действие норм Закона об РРО, поэтому при получении такой компенсации можно обойтись без РРО. Указанную компенсацию необходимо оформлять приходным кассовым ордером (п. 3.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. №637).

В общем, Закон об РРО здесь отдыхает...

_______________________

* В нем приводится ответ на следующий вопрос: «Хранение каких документов должен обеспечить субъект хозяйственной деятельности, который применяет РРО, зарегистрированный в установленном порядке, в хозяйственной единице?».

** В них указывается, какие документы следует представить для регистрации РРО, а также порядок принятия решения органом ГНС и оформления регистрации РРО.-Л. П.

*** Согласно ст. 2 Закона об РРО «фискальный отчетный чек - документ установленной формы, напечатанный регистратором расчетных операций, содержащий данные ежедневного отчета, при печатании которого информация об объеме выполненных расчетных операций вносится в фискальную память».

**** Печатать контрольную ленту перед печатанием фискального отчетного чека разрешается только при применении портативных РРО, если это предусмотрено техническими возможностями РРО.

***** Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

"Бухгалтер" № 22, июнь (II) 2010 г.
Подписной индекс 74201