МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

ПИСЬМО
18.03.2010 N 1/6-50/06

Относительно выдачи документов
разрешительного характера и
прекращения осуществления мероприятий
государственного надзора (контроля) в сфере
хозяйственной деятельности

<...>

Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел Ваше обращение и на поставленные вопросы сообщает.

1. Какие именно документы (выдача и/или решение о выдаче которых принимается Фондом или его территориальными органами или подчиненными ему организациями) являются на данный момент "документами разрешительного характера" согласно ст. 1 Закона N 2806-IV?

2. Обязан ли Фонд (его территориальные органы, его должностные лица, подзаконные ему организации) соблюдать требования абз. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 2806-IV?

Ст. 2 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" ( 2806-15 ) определяет, что действие данного Закона ( 2806-15 ) распространяется на разрешительные органы, администраторов, уполномоченный орган и субъектов хозяйствования, намеревающихся проводить или проводящих хозяйственную деятельность, и не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, которая распространяется на операции с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительную деятельность в сфере использования ядерной энергии.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Фонде социальной защиты инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2002 г. N 1434 (далее - Положение о Фонде), Фонд является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Министерства труда и социальной политики Украины и подчиняется ему. К основным задачам Фонда отнесено, в частности, осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и хозяйствования нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (пункт 3 Положения о Фонде). То есть тем самым Фонд осуществляет контроль за своевременным перечислением сумм административно-хозяйственных санкций, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, для обеспечения трудоустройства инвалидов (подпункт 3 пункта 4 Положения о Фонде).

В случае невыполнения работодателями норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов на отделение Фонда как на уполномоченный орган государственной власти возложена ответственность применять "действенные" меры относительно взыскания административно-хозяйственных санкций.

Согласно ч. 8 ст. 69 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) ("Социальная деятельность предприятия") предприятие с правом найма рабочей силы обеспечивает определенное в соответствии с законом количество рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Ответственность предприятия за неисполнение данного требования устанавливается законом.

Следовательно, указанные нормы являются бланкетными и осуществляют ссылку на нормы специального Закона, то есть на ст. 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" ( 875-12 ).

Следует отметить: Фонд и его отделения - не являются участниками хозяйственных правоотношений, предусмотренных ст. 2 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ), так же как и правоотношений между отделением Фонда и предприятиями, не являются подпадающими под действие ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ).

Кроме того, ст. 1 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" ( 2806-15 ) определяет, что "разрешительные органы - органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также предприятия, учреждения, организации, уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера <...>; документ разрешительного характера - разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и без наличия которого субъект хозяйствования не может проводить определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности".

Исходя из вышеизложенного Фонд не относится к органу, уполномоченному выдавать документы разрешительного характера, и соответственно действие Закона Украины N 2806-IV не распространяется ни на Фонд социальной защиты инвалидов, ни на его территориальные отделения.

3. Исполняется ли Фондом указанное требование Закона N 1759-VI относительно прекращения (моратория) осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности?

"Заключительные положения" Закона N 1759-VI определяют, что "<...> до 1 января 2011 года устанавливается мораторий:

1) на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами в отношении субъектов малого предпринимательства, кроме:

проведения проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска, критерии определения которой утверждены Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" ( 877-16 ).

Согласно ч. 8 ст. 69 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) ("Социальная деятельность предприятия") предприятие с правом найма рабочей силы обеспечивает определенное в соответствии с законом количество рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Ответственность предприятия за неисполнение данного требования устанавливается законом.

Следовательно, указанные нормы являются бланкетными и осуществляют ссылку на нормы специального Закона, то есть на ст. 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" ( 875-12 ).

Таким образом, ни Фонд социальной защиты инвалидов, ни его территориальные отделения не осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, а осуществляют контроль социальной деятельности предприятия.

Пунктом первым подпунктом первым постановления Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" до 31 декабря 2010 года временно прекращается проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от проведения хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Кроме того, сообщаем, что 3 декабря 2009 года было принято постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)" ( 1288-2009 ).

<...>

И.о. директора А.Причина