Исправление ошибок по сбору за
загрязнение окружающей природной среды
с помощью уточняющих расчетов

Главная проблема, возникающая у налогоплательщиков при уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды - это ежегодная индексация нормативов данного сбора.

На первый взгляд может показаться странным, что налогоплательщик не может сам рассчитать сумму сбора за загрязнение окружающей природной среды и составить по нему расчет. На самом деле это действительно так, потому что каждый сбор у нас сегодня индексируется по-своему и зачастую понять принципы индексации, предлагаемые ГНАУ, не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Говоря о порядке определения налоговых обязательств по сбору за загрязнение окружающей природной среды за квартал, полугодие, девять месяцев и 2010 год ГНАУ в Письме № 2723/7/15-0817 разъяснила, что он остается неизменным и осуществляется согласно Порядку № 303, в частности, плательщики сбора при исчислении налоговых обязательств по сбору должны применять механизм индексации нормативов сбора путем произведения значений проиндексированных нормативов сбора в предыдущем году на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

То есть, начиная с 2008 года, для определения проиндексированных нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды в текущем году применяются значения проиндексированных нормативов этого сбора в предыдущем году, а не базовых нормативов сбора, как это было в 2007 году.

Значения проиндексированных нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2007 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2007 год - 1,166 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году. Значения проиндексированных нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2008 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2008 год - 1,223 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2009 году.

Учитывая, что введенный в 2008 году порядок индексации нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2009 году не изменялся, поэтому при исчислении налоговых обязательств по сбору за квартал, полугодие, девять месяцев и 2010 год плательщики сбора должны значение проиндексированных нормативов сбора в 2009 году индексировать на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2009 год - 1,123 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2010 году.

Форма налогового расчета сбора и Инструкция № 111 применяются всеми плательщиками сбора. Налоговый расчет сбора составляется по правилам, установленным этой Инструкцией.

До внесения изменений в форму налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды ГНАУ обязала налогоплательщиков составлять и подавать отчетные (новые отчетные, уточняющие) налоговые расчеты сбора в 2010 году по форме налогового расчета, утвержденной Приказом № 111, и в случае необходимости, приложения к нему, с учетом предложенных плательщикам сбора рекомендаций, изложенных в Письме № 7787/7/15-0817, и с учетом требований действующего законодательства.

До утверждения налоговых расчетов сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, ГНАУ предлагает плательщикам при определении налоговых обязательств по сбору за 2010 год применять формы налоговых расчетов, прилагающиеся к Письму № 15383/7/15-0617.

Однако ошибки при уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды могут возникать и по другим причинам.

В частности, далеко не все учетные работники знают о том, что к передвижным источникам загрязнения окружающей природной среды относится все, что оборудовано двигателями внутреннего сгорания и работает на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газе, бензогазовых и газодизельных смесях и прочих альтернативных видах топлива.

Исходя из этого, целый ряд механизмов, таких как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, можно условно отнести к передвижным источникам, в частности, к типу “недорожные транспортные средства и машины”. Именно такой вывод содержится в Письме № 354/4/17-0214.

В указанном Письме ГНАУ акцентирует внимание на том, что Минприроды Украины считает, что в международной практике передвижные источники - это автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и другие передвижные средства и установки, оборудованные двигателями внутреннего сгорания и работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газах, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива.

Учитывая, что в законодательстве Украины не определено понятие “передвижные источники загрязнения” с указанием характеристик и признаков его типов, Минприроды Украины считает, что другие механизмы, такие как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, можно условно отнести к передвижным источникам загрязнения, в частности к типу “недорожные транспортные средства и машины”.

Способы исправления ошибок, допущенных при расчете сбора за загрязнение окружающей природной среды, описаны в п. 5.1 ст. 5, п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181 и п. 2 Инструкции № 111.

Если плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды до начала его проверки налоговым органом самостоятельно обнаруживает факт занижения или завышения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, то такой плательщик может осуществить уточнение налоговых обязательств по сбору за загрязнение окружающей природной среды за прошлые налоговые (отчетные) периоды путем представления органам государственной налоговой службы Уточняющих расчетов сбора или уточнить такие налоговые обязательства в составе расчета за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены.

Плательщик сбора может подать новый отчетный расчет сбора с исправленными показателями за отчетный квартал в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем такого отчетного (налогового) квартала, без применения штрафов, установленных п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181.

Уточняющий расчет, отражающий исправленные показатели, составляется по форме, установленной для налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для этого в заглавной части формы Расчета в графе “Уточнюючий розрахунок” необходимо поставить отметку “X”.

Если плательщиком уточняются налоговые обязательства сбора за загрязнение окружающей природной среды за прошлые налоговые (отчетные) периоды в составе отчетного или нового отчетного расчета за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены, то к такому отчетному или новому отчетному расчету прилагается пересчет налогового обязательства сбора за загрязнение окружающей природной среды за прошлый период.

Если плательщиком в составе отчетного или нового отчетного расчета уточняются налоговые обязательства сбора за несколько прошлых налоговых (отчетных) периодов, то к такому отчетному или новому отчетному расчету прилагается Перерасчет налогового обязательства сбора за загрязнение окружающей природной среды за прошлый период (приложения, составленные отдельно за каждый прошлый период, который уточняется).

То есть, количество приложений к отчетному или новому отчетному расчету, который содержит уточняющие показатели, должно отвечать количеству прошлых налоговых (отчетных) периодов, за которые в отчетном или новом отчетном расчете уточняются налоговые обязательства.

До представления Уточняющего расчета сбора в бюджет необходимо перечислить сумму недоплаты и пятипроцентный штраф, предусмотренный п. 17.2 ст. 17 Закона N 2181. В противном случае эти суммы будут приравнены к налоговому долгу с соответствующим применением штрафных санкций.

Приведем пример фрагмента заполнения Уточняющего расчета по сбору за загрязнение окружающей природной среды, когда в одном из отчетных периодов за 2009 год было обнаружено занижение фактического расхода бензина неэтилированного на 1000 л (табл. 1).

То есть, фактический расход бензина составил 7 000 л, а первоначально в Расчете сбора было отражено количество 6 000 л. Налогоплательщик зарегистрирован в г. Киеве.

Определим сумму допущенной предприятием ошибки в следующей последовательности:

1. По формуле, приведенной в пп. 3.3.2 Инструкции № 111, переведем фактический объем использованного бензина из единиц объема в единицы массы, то есть определим верную массу израсходованного в отчетном периоде горючего:

(6000л + 1000 л) : 1000 x 0,74= = 5,18 (т).

В первоначальном Расчете сбора была отражена масса 4, 44 т (6000 л : 1000 х 0,74 = 4,44 (т)).

2. По формуле, предусмотренной п. 6.2 Инструкции № 162/379, сумма недоимки по сбору за загрязнение окружающей природной среды за отчетный период составит:

(5,18 т - 4, 44 т) х 17,00 грн1 х 1,8 х 1,25 = 28,31 грн.

Так как исправления в Уточненный расчет нами внесены за один отчетный период, поэтому приложения к уточняющему Расчету сбора не подаются и соответственно в строке 13 проставлен прочерк.

Таблица

Податковий розрахунок збору за забруднення
навколишнього природного середовища

  звітний 
  новий звітний 
  уточнюючий 

Назви забрудню
ючих речовин, види пального та їх техноло
гічні ознаки2  
Фактич
ні обсяги
викидів,
викори
станого пально
го, скидів,
розміще
ння
відходів,
тонн (одяни
ць3)  
Проін
дексо
вані норма
тиви збору (норма
тиви збору)8 у поточ
ному
році, грн
коп./т (грн коп./ одини
цю3)  
Коригую
чі коефіціє
нти (коефі
цієнти)  
ліміти скидів розмі
щення від
ходів, тонн
(оди
ниць3)  
Суми збору, обчисле
ного в межах ліміту, грн коп. (к. 2 або к. 6 (якщо к. 2 > к. 6) х к.3 х к.4 хк. 5)  
суми збору, обчис
леного за понад
лімітні обсяги. грн коп, (запов
нюєть
ся, якщо к. 2 > к. 6 (к. 2 - к.
6) x к. 3 x к. 4
х к. 5 х 5)  
Загаль
ні суми збору, грн коп. (к.2 х к.3 х к. 4 х к. 5) або (к. 7 + к. 8)  
1   2   3   4   5   6   7   8   9  
<...>  
2. Нараховано збору за викиди пересувними джерелами забруднення, усього 4   198,14
 
2.1 Бензин неетильо-ваний   5,18   17   1,8   1,25   X   X   X   198,14  
<...>   
5. Нараховано збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4)   198,14  
6. Нараховано збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 9 мі:яців), усього   100,87*  
7. Нараховано збору за звггний квартал, усього (р. 5 - р. 6)   97,27  
8. Нараховано збору за даними раніше поданого податкового розрахунку, що уточнюється, усього (р. 7 розрахунку, що уточнюється) 5   68,96
 
9. Сума збору (недоплата), яка збільшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки, (р. 7 - р. 8) або (р. 9 або сума р. 9 додатку(ків))6   28,31
 
10. Сума збору, яка зменшує податкові зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки, (р. 8 - р. 7) або (р. 10 або сума р. 10 додатку(ків))6   -
 
11. Сума штрафу (нараховується платником самостійно відповідно до пункту 17.2 статті 17 Закону України “Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами”) (р. 9 х 5 %)6   1,42
 
12. Пояснення (розкриття) окремих результів фінансово-господарської діяльності6 на   аркушах  
13. Додаток(ки) щодо уточнення податкового зобов'язання збору за минулий період7 на   аркушах  
Примітка. * Умовно.  

___________________

1На 2009 год определяется как произведение значения норматива сбора, утвержденного Порядком № 303 (4,05 грн/т), и коэффициентов 2,373, 1,116, 1,166 и 1,223.

Список использованных документов

Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”

Порядок № 303 - Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный Постановлением КМУ от 01.03.1999 г. № 303

Приказ № 111 - Приказ ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111 “Об утверждении формы налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды и Инструкции по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды”

Инструкция № 111 - Инструкция по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111

Инструкция № 162/379 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная совместным приказом Минэкобезопасности и ГНАУ от 19.07.1999 г. № 162/379

Письмо № 354/4/17-0214 - Письмо ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 “Об отдельных вопросах налогового учета”

Письмо № 2723/7/15-0817 - Письмо ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817 “Об администрировании сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2010 году”

Письмо № 7787/7/15-0817 - Письмо ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 “О порядке составления отчетного (нового отчетного, уточняющего) налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года”

Письмо № 15383/7/15-0617 - Письмо ГНАУ от 22.07.2009 г. № 15383/7/15-0617 “О налоговых расчетах сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 17 (747),
26 апреля 2010 г.
Подписной индекс 40783