Исправление ошибок по единому налогу
с помощью уточняющих расчетов

Казалось бы, тема исправления налоговой отчетности юридическими лицами, работающими на упрощенной системе налогообложения, вообще не должна подыматься на страницах специальных изданий. Упрощенная система налогообложения для того законодателями и внедрена, чтобы у любого хозяйствующего субъекта вообще не возникало никаких проблем с исчислением объекта налогообложения.

Ведь упрощенная система снижает налоговую нагрузку на плательщиков, сокращает документооборот, существенно защищает от влияния контролирующих органов. Субъекты малого предпринимательства при выборе упрощенной системы налогообложения освобождаются от уплаты ряда налогов и сборов, а также имеют возможность самостоятельно определяться в отношении регистрации плательщиками НДС, выбрав соответствующую ставку налога.

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица (далее - Книга учета доходов и расходов), утвержденную Приказом № 477, в которой в хронологической последовательности на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, которые состоялись в отчетном (налоговом) периоде.

И все же, сложности по единому налогу заключаются в определении самого важного показателя - базы обложения единым налогом. Возьмем, к примеру, эпопею с включением или не включением налога на добавленную стоимость в базу обложения единым налогом шестипро-центниками. Прочтение ст. 1 Указа № 727 однозначно говорит о том, что НДС должен включаться в базу обложения единым налогом:

“Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров,работ, услуг)”.

А ст. 3 Указа № 727 подтверждает наш вывод о том, что НДС не должен исключаться из базы налогообложения единым налогом:

“Субъект предпринимательской деятельности - - юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно выбирает одну из следующих ставок единого налога:

6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость”;

10 процентов суммы, выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога”.

Как видим, что только в отношении акцизного сбора законодатель сделал оговорку о не включении данного сбора в базу обложения единым налогом. Однако Письмом № 4419/7/15-1117 ГНАУ рекомендовала налогоплательщикам не включать НДС и акцизный сбор в доходы, полученные (начисленные) в составе цены продажи, с целью избежания двойного налогообложения. К аналогичному выводу пришел и Госкомпредпринимательства в Письме № 1-221/6346.

Безусловно, что такие рекомендации в свое время устроили всех плательщиков единого налога, уплачивающих его по ставке 6%, и они с превеликим удовольствием взяли их на вооружение и стали применять в практической работе. К тому же они вполне соответствуют п. 6.1. П(С)БУ 15, который не признает доходами суммы НДС, акцизов, других налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды.

Естественно, что мнение специалистов по поводу определения базы для обложения единым налогом разделилось, однако веских аргументов по исключению из этой базы НДС, к сожалению, не было и нет. Однако Письмо № 4419/7/15-1117 не отозвано ГНАУ до настоящего времени, хотя в одном из последних по дате выхода разъяснений ГНАУ пришла к совершено противоположному выводу.

Так в п. 2 Письма № 14487/7/15-0417 ГНАУ обращает внимание на то, что предприятия, применяющие ставку единого налога в размере 6 %, должны включать в сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммы НДС. Это связано с тем, что на основании ст. 3 Указа № 727 единым налогом по этой ставке облагается выручка без учета только акцизного сбора. На это указывают также положения п. 6 Порядка № 477.

Следовательно, по мнению ГНАУ, суммы НДС входят в состав выручки и включаются в базу обложения единым налогом.

Вполне очевидно, что такие противоречивые разъяснения главного налогового ведомства свидетельствуют о неоднозначном подходе к объекту обложения единым налогом, поэтому корректировки в налоговой отчетности по единому налогу могут иметь место и являются актуальными для налогоплательщиков.

Однако ошибки при исчислении объекта обложения единым налогом возникают не только в отношении НДС. К сожалению, существует масса других не урегулированных законодательством вопросов, которые могут приводить к необходимости корректировки единого налога.

Проблемы пятой графы книги учета доходов и расходов

Не секрет, что ГНАУ всячески пытается расширить базу для начисления единого налога и, прежде всего, за счет прочих видов поступлений, которые никак нельзя признавать выручкой от продажи товаров (работ, услуг).

Судите сами - в Письме № 14487/7/15-0417 ГНАУ утверждает, что Порядком № 477 предусмотрено, что в доходной части Книги учета доходов и расходов отражаются все поступления, полученные на текущий счет и в кассу субъекта малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), имущества, включая основные фонды, принадлежащие субъекту малого предпринимательства и реализованные в отчетном (налоговом) периоде, внереализационные доходы и выручка от прочей реализации. Отметим, что таких писем у ГНАУ имеется великое множество.

Проанализируем наиболее спорные моменты с определением базы налогообложения единым налогом, как с позиции ГНАУ, так и с позиции действующего законодательства.

Финансовая помощь

Вокруг возвратной финансовой помощи, а точнее, ее включения в базу для налогообложения единым налогом ведется много споров. ГНАУ упорно желает видеть суммы полученной возвратной финансовой помощи в составе доходов, подлежащих налогеобложению. Об этом красноречиво свидетельствует Письмо № 8921/7/15-1317.

Основанием для такого включения, по мнению ГНАУ, является Порядок № 477. Упор, естественно, делается на поступление денег на текущий счет или в кассу предприятия, а вот принадлежность поступлений к выручке от продажи ГНАУ игнорируется.

На помощь налогоплательщикам, не желающим уплачивать единый налог с заведомо придуманной суммы, пришел Госкомпредпринимательства, который в Письме № 1-222/3836 разъяснил, что утверждение ГНАУ о том, что возвратная финансовая помощь относится к внереализационным доходам, неверно, так как возвратная финансовая помощь не является доходом.

Валютная выручка и курсовые разницы

Если за реализованную продукцию получена выручка в валюте, следует обратить внимание на такие особенности.

В соответствии с требованиями п. 5.3 главы 5 Инструкции № 492 на текущие счета в иностранной валюте юридических лиц зачисляются средства, в частности, перечисленные из-за границы нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам (договорам, соглашениям) через распределительные счета.

В соответствии с Планом счетов распределительные счета субъектов хозяйствования открываются банком для учета поступлений, подлежащих распределению или дополнительному предварительному контролю. Валютные средства могут находиться на распределительном счете предприятия до момента их зачисления на текущий счет до пяти дней.

Следовательно, учитывая то, что распределительные счета выполняют сугубо техническую функцию, расчет базы обложения единым налогом осуществляется, исходя из суммы валютной выручки, зачисленной на текущий счет субъекта хозяйствования.

Следует обратить внимание, что теперь банковский термин “расчетный счет” заменен термином “текущий счет”.

Таким образом, в объект обложения единым налогом должны включаться валютные средства, поступившие на валютный счет предприятия, как выручка от продажи товаров (работ, услуг) на экспорт, пересчитанные в гривни по официальному курсу НБУ на дату поступления.

Дальнейший пересчет задолженностей или остатков валютных средств при определении объекта обложения единым налогом не учитывается, так как доход от курсовых разниц не является выручкой от реализации, и, соответственно, никогда не поступит на текущий счет или в кассу налогоплательщика.

Транзитные средства

Прежде чем анализировать эту категорию денежных средств, необходимо определиться: а что мы подразумеваем под транзитными средствами? К таким средствам относятся:

- средства, полученные налогоплательщиком для выполнения поручений по посредническим договорам;

- средства, полученные генподрядчиком, для уплаты их субподрядчикам;

- суммы рыночного сбора, сбора за парковку автомобилей и т.д.

Средства, полученные налогоплательщиком
для выполнения поручений по посредническим договорам

Субъект малого предпринимательства для обложения единым налогом должен учитывать все поступления, полученные на текущий счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от прочей реализации, кроме средств, поступающих на текущий счет субъекта предпринимательства в качестве транзитных, так как он не имеет права собственности на такие средства.

О том, что такие средства не являются выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и поэтому не включаются в базу обложения единым налогом у юридических лиц, говорится в Письме № 1653/6/31-4018:

“Средства, поступающие на расчетный счет плательщиков единого налога - юридических лиц, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги, являются транзитными, и они не имеют права собственности на такие средства.

Поэтому субъекты малого предпринимательства - юридические лица, осуществляющие комиссионную торговлю, предоставляющие экспедиторские, брокерские, агентские услуги, в базу обложения единым налогом, а также для определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения, должны включать лишь суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, полученные от осуществления таких видов деятельности”.

Таким образом, при выполнении поручений по посредническим договорам в базу обложения единым налогом включается только сумма комиссионного вознаграждения, но при этом комиссионное вознаграждение должно поступать на текущий счет или в кассу плательщика единого налога непосредственно от комитента (доверителя).

Следовательно, поскольку средства, поступающие на текущий счет плательщиков единого налога являются транзитными и они не имеют права собственности на такие средства, то при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога эти средства не должны включаться в базу налогообложения.

Средства, полученные генподрядчиком,
для уплаты их субподрядчикам

Несмотря на то, что средства, полученные от заказчика генподрядчиком и предназначенные для перечисления последним субподрядчику, также по своей сути похожи на транзитные, у ГНАУ и Госкомпредпринимательства на этот счет иное мнение.

Учитывая нормы, которыми предусмотрено право подрядчика заключать договор с заказчиком, а затем самостоятельно, по собственному усмотрению поручать выполнение отдельных комплексов работ субподрядчику, Госкомпредпринимательства в Письме № 5843 пришел к выводу, что средства, полученные подрядчиком на текущий счет от заказчика строительных работ, являются выручкой от реализации работ именно подрядчика, в понимании ст. 1 Указа № 727, независимо от того, перечисляется ли часть этих средств подрядчиком субподрядной организации или нет.

Аналогичного мнения придерживается и ГНАУ, которая в Письме № 2812/3/15-0416 разъяснила, что поскольку генподрядчик получает от заказчика средства за общий объем подрядных работ, которые включают и стоимость работ, выполненных субподрядными организациями, и при этом имеет право собственности на такие средства, поэтому при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога вся сумма средств должна включаться в базу обложения единым налогом.

Налогообложение дотаций и субсидии, полученных из бюджета

и использованных для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители При применении упрощенной системы налогообложения применяется кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все поступления средств, полученные на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства.

В бюджете с целью государственного регулирования цен могут предусматриваться ассигнования для компенсации расходов предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с подорожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением других производственных расходов и т.п. в виде субсидий, текущих трансфертных выплат и капитальных трансфертов.

В Письме № 14487/7/15-0417 ГНАУ пришла к выводу, что доход плательщика налога, полученный им из бюджета в виде дотаций, субсидий в целях государственного регулирования цен, считается доходом от внереализационных операций и включается в базу налогообложения.

Учитывая приведенное, субъект хозяйствования - юридическое лицо для обложения единым налогом должен учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, включая средства, полученные из бюджета и использованные для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители, выручку от прочей реализации.

Обложение единым налогом возвратной тары

Согласно Порядку № 98 в строке 4 Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом отражается общая сумма средств, полученная на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства с учетом средств, полученных от реализации основных фондов.

В соответствии с п. 5.1 ст. 5 Закона № 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 этого Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право предоставить Уточняющий расчет или отразить уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

Исходя из выше изложенного, ГНАУ в Письме № 14487/7/15-0417 разъяснила, что согласно Приказу № 98 плательщик единого налога - продавец в строке 7 Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом сможет отразить возвращенные средства покупателю за возвращенную ему тару или подать Уточняющий расчет.

Таким образом, поскольку применяется кассовый метод исчисления выручки, то предприятие для обложения единым налогом должно учитывать все поступления средств на расчетный счет или (и) в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, включая средства, поступившие на расчетный счет или (и) в кассу предприятия за тару.

Суммы сбора за парковку автомобилей, рыночного сбора и т.д.

В письме № 8921/7/15-1317 ГНАУ разъяснила, что поскольку на расчетный счет и в кассу субъекта малого предпринимательства - юридического лица поступает рыночный сбор, который впоследствии перечисляется рынком в соответствующий местный бюджет, поэтому указанный сбор считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и включается в базу обложения при начислении суммы единого налога.

Иного мнения на этот счет придерживается Госкомпредпринимательства, который считает, что в соответствии со ст. 3 Декрета № 56-93 плательщиками сбора за парковку автотранспорта являются юридические лица и граждане, паркующие автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах.

Ставка сбора за парковку автотранспорта устанавливается из расчета за один час парковки, ее предельный размер не должен превышать 3 % НМДГ в специально оборудованных местах и 1 % - в отведенных местах. Сбор за парковку автотранспорта уплачивается водителями на месте парковки.

Следовательно, сбор за парковку автотранспорта, как и рыночный сбор, является видом местных налогов и сборов, установленных Законом о системе налогообложения и взимается в местные бюджеты в соответствии с Декретом № 56-93. Рыночный сбор представляет собой целевой платеж, подлежащий перечислению в местный бюджет в полном объеме, который не может считаться выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Поэтому с учетом вышеуказанного Госкомпредпринимательства в Письме № 2-532/4980 разъясняет, что суммы сбора за парковку автомобилей и рыночный сбор не должны включаться в состав выручки для начисления единого налога.

Взнос в уставный фонд учредителей В Письмах № 563/6/15-1316 и № 14487/7/15-0417 ГНАУ разъяснила, что поскольку денежные средства, перечисленные учредителями в уставный фонд плательщика единого налога, являются источником формирования имущества субъекта малого предпринимательства - юридического лица в обмен на корпоративные права, то такие средства не считаются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и для налогообложения единым налогом не учитываются.

Таким образом, средства уставного фонда, которые перечислены учредителем субъекту малого предпринимательства - юридическому лицу, не являются объектом налогообложения единым налогом.

Реализация основных фондов

В Письме № 14487/7/15-0417 ГНАУ разъяснила, что в соответствии со ст. 1 Указа № 727 в случае осуществления операций по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

То есть субъект малого предпринимательства, осуществляющий операции по продаже основных фондов, для обложения единым налогом должен учитывать все средства, полученные на текущий счет и в кассу от реализации основных фондов, принадлежащих субъекту малого предпринимательства и реализованных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с П(С)БУ 7.

Однако бывают такие ситуации, когда выручка от продажи основных фондов поступает не одной суммой, а несколькими, да еще и в разных отчетных периодах. Что же делать с единым налогом? Ведь и остаточная стоимость за этот период также может изменяться.

Госкомпредпринимательства в Письме № 1-221/6346 рекомендует определять доход частично, исходя из суммы, поступившей на текущий счет:

“В соответствии со статьей 1 Указа Президента № 746 выручкой от реализации основных фондов считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи. Налоговое обязательство перед бюджетом возникает после зачисления выручки от реализации основных фондов на расчетный счет предприятия или в его кассу.

Если же такая выручка будет поступать частями, то и налоговое обязательство будет возникать частями, исходя из суммы, которая поступила”.

Однако понять, что имел в виду Госкомпредпринимательства под частичным определением дохода, очень сложно. Самый безопасный способ - это, конечно же, в хронологическом порядке включить сумму поступлений от реализации основных фондов (превышающую остаточную стоимость) в базу налогообложения сразу.

В то же время возможен и второй вариант, при котором объект налогообложения будет определяться по удельному весу включаемых и не включаемых сумм в базу налогообложения поступлений от реализации основных фондов.

Например, выручка от реализации основных фондов должна составить 10 000 грн, остаточная стоимость объекта основных фондов - 7000 грн. Покупатель будет оплачивать сумму 10 000 грн в два этапа, то есть по 5000 грн, но в разных кварталах. Налогоплательщик может включить в базу налогообложения 30 % от поступившей суммы в первом квартале, то есть 1500 грн и такую же сумму во втором квартале.

Если же разница между суммой выручки, полученной от реализации основных фондов, и остаточной стоимостью реализуемого объекта имеет отрицательное значение, то и объекта обложения единым налогом у налогоплательщика нет.

Прочие поступления

В Письме № 4795/6/15-0416 ГНАУ разъяснила, что суммы средств, которые ошибочно поступили на расчетный счет субъекта малого предпринимательства - плательщика единого налога (при условии наличия письменного объяснения учреждения банка о ошибочном зачислении средств), не являются его собственностью, а следовательно, эти средства не могут считаться выручкой от реализации.

Следовательно, если зачисление и возврат средств, ошибочно поступивших на расчетный счет субъекта малого предпринимательства - плательщика единого налога, произошли в одном отчетном периоде, такие средства не включаются в базу обложения единым налогом.

Когда же возврат ошибочно зачисленных средств на расчетный счет или (и) в кассу произошел в следующем отчетном периоде, то, по мнению ГНАУ, такой плательщик единого налога должен включить их в базу обложения единым налогом в отчетном периоде, в котором было осуществлено зачисление указанных средств на расчетный счет, и отразить их возврат в строке 7 Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом в следующем отчетном периоде или в установленном порядке подать Уточняющий расчет.

Такой вывод ГНАУ в отношении ошибочно зачисленных сумм не выдерживает никакой критики. Ведь по ошибке может быть зачислена сумма, которая превышает 1 млн грн. Выходит, что из-за ошибки банка предприятие вынуждено будет перейти на общую систему налогообложения или уплатить немалый единый налог, но за счет каких средств? Ведь ошибочно перечисленная сумма будет полностью возвращена ее законному владельцу. И где единоналожнику брать средства на уплату единого налога с сумм, которые никак нельзя признать выручкой в истинном ее понимании?

Относительно налогообложения предоплаты, возвращенной в связи с расторжением договора до начала выполнения работ, ГНАУ в Письме № 4795/6/15-0416 разъяснила, что плательщик единого налога должен включить сумму предоплаты в базу налогообложения единым налогом в отчетном периоде, в котором состоялось зачисление таких средств на расчетный счет, или в кассу и отразить ее возврат в строке 7 Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом или в установленном порядке подать Уточняющий расчет.

Безвозмездно полученные товары (работы, услуги), а также денежные средства, вопреки желанию ГНАУ, не должны включаться в базу обложения единым налогом по той причине, что они не являются выручкой, полученной от продажи. Вот когда эти товары (работы, услуги) будут реализованы и налогоплательщик получит за них денежные средства на текущий счет и в кассу, тогда и следует уплачивать единый налог.

ГНАУ также упорно настаивает на том, что списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, является объектом для исчисления единого налога (Письмо № 563/6/15-1316 и Письмо № 3842/5/16-1516).

Согласиться с таким выводом очень сложно, и причин для этого несколько:

- списание задолженности не сопровождается поступлением на текущий счет или в кассу плательщика единого налога средств;

- списанная задолженность не может быть признана выручкой от реализации ни по одному из действующих законодательных актов.

Вполне возможно, что такая кредиторская задолженность в свое время была включена в валовой доход и соответственно из нее был уплачен налог на прибыль (к примеру аванс, полученный от покупателей).

В Письме № 14487/7/15-0417 ГНАУ разъяснила, что для обложения единым налогом субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, также включают безвозвратную финансовую помощь, проценты банка, суммы штрафов и пеню, а также суммы полученного страхового возмещения.

С таким выводом ГНАУ также трудно согласиться, так как в базу обложения единым налогом предлагается включить суммы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя назвать выручкой от реализации товаров, работ или услуг.

Исправление ошибок

Таким образом, мы наглядно показали читателям, сколько существует не урегулированных вопросов с определением базы обложения единым налогом. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что упрощенцам также приходится исправлять ранее поданную налоговым органам отчетность.

Самостоятельно выявленные ошибки согласно п. 5.1 ст. 5 и п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181 и п. 13 Порядка № 98 могут быть исправлены налогоплательщиком одним из двух способов:

1) путем предоставления Уточняющего расчета налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок по единому налогу, форма которого приведена в приложении к Порядку № 98;

2) путем отражения суммы недоплаты в составе налоговой декларации, предоставляемой заследующий налоговый период.

Специальная форма Уточняющего расчета налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок по единому налогу юридических лиц утверждена Приказом № 98.

Уточняющий расчет можно предоставить в любом периоде выявления ошибки, тоесть недожидаясь срока подачи Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом за следующий отчетный период.

Если предприятие все же решит исправлять выявленную ошибку путем отражения суммы недоплаты в составе Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, то оно сможет это сделать только при составлении указанного отчета за следующий отчетный налоговый период.

Приведем пример фрагмента заполнения Уточняющего расчета по единому налогу, когда в III квартале был занижен объект налогообложения в сумме 5 400 грн (табл. 1). Налогоплательщик избрал ставку единого налога 10%.

Таблица 1

Уточняющий расчет налоговых обязательств в связи
с исправлением самостоятельно выявленных ошибок

грн

Показники
 
Код
рядка 
Загальна сума  
1   2   3  
Сума помилки, не врахованої у попередніх звітних податкових періодах, що призвела до зниження (+) або завищення (-) об'екта оподаткування (рядок 4 Розрахунку)   1
 
+ 5400
 
Сума заниженого (+) або завищеного (-) єдиного податку у попередніх звітних податкових періодах за ставкою (10) (рядок 5 Розрахунку)   2
 
+ 540
 
Сума занижених (+) або завищених (-) внесків, нарахованих на суму дивідендів у попередніх звітних податкових періодах (рядок 6 Розрахунку)   3
 
-
 
Сума заниженого (+) або завищеного (-) податкового зобов'язання, нарахована у зв'язку з виправленням помилок (рядок 2 + рядок 3)   4
 
+ 540
 
Сума штрафу, самостшно нарахована платником єдиного податку у зв'язку з виправленням помилки   5
 
27
 

Напоминаем, что налогоплательщик до предоставления Уточняющего расчета должен начислить и уплатить в бюджет как саму сумму недоплаты (540 грн), так и сумму пятипроцентного штрафа (27 грн), предусмотренного п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181.

В том случае, когда налогоплательщик выберет второй вариант самостоятельного исправления ошибки (путем отражения суммы недоплаты в составе Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом за следующий налоговый период), то сумма ошибки (в рассматриваемой ситуации 540 грн) должна быть отражена в строке 7 Расчета. Однако в строке 7 Расчета отражается не сумма ошибки по выручке, а сумма единого налога от суммы ошибки (положительная - со знаком “+”, отрицательная - со знаком “-”). В свою очередь сумма пятипроцентного штрафа (27 грн) отражается в строке 9 этого Расчета (табл. 2).

Таблица 2

Одиниця виміру: гривня

Если исправление ошибки было сделано при помощи Уточняющего расчета, то в Расчете за исправляемый период отражаются показатели без учета такой ошибки.

ПОКАЗНИКИ   Код рядка   I
квартал  
II
квартал  
III
квартал  
IV квартал   Наростаю
чим
підсумком  
1   2   3   4   5   6   7  
Середньооблікова чиселъність працюючих (чол.)   1
 
35
 
38
 
39
 
34
 
146
 
Виручка від реалізації продукції (товарів, робіг, послуг) без урахування акцизного збору   2
 
150 625
 
146 352
 
132 489
 
170 658
 
600 124
 
Виручка від реалізації основних фондів   3
 
-
 
3200
 
-
 
1075
 
4275
 
Усього виручка від реалізації (рядок 2 + рядок 3)   4
 
150 625  149 552  132 489  171 733  604 399
 
Сума единого податку за ставкою** (10) %   5
 
1506
 
1496
 
1325
 
1717
 
6044
 
Внески, нараховані на суму дивідендів   6
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
Сума самостійно виявлених помилок за результатами минулих податкових перюдів   7
 
-
 
-
 
-
 
+540
 
540
 
Податкові зобов'язання до оплати (рядок 5 + рядок 6 + (-) рядок 7)   8
 
1506
 
1496
 
1325
 
2257
 
6584
 
Сума штрафу, самостійно нарахована платником у зв'язку з виправленням помилки   9
 
-
 
-
 
-
 
27
 
27
 
Примітка.
** Ставка єдиного податку вписується платником самостійно.  

Список использованных документов

Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”

Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.1991 г. № 1251-ХII “О системе налогообложения” в редакции от 18.02.1997 г. № 77/97-ВР

Указ № 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. № 727/98 “Об уцрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” в редакции от 28.06.1999 г. № 746/99

Декрет № 56-93 - Декрет КМ Украины от 20.05.1993 г. № 56-93 “О местных налогах и сборах”

Инструкция № 492 - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492

План счетов - План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291

Порядок № 98 - Порядок составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98

Порядок № 477 - Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.1998 г. № 477

Приказ № 98 - Приказ ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98 “Об утверждении формы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом и Порядка его составления”

Приказ № 477 - Приказ ГНАУ от 13.10.1998 г. № 477 “Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица и Порядка ее ведения”

П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”, утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92

П(С)БУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 “Доход”, утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.1999 г. № 290

Письмо № 1-221/6346 - Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 24.10.2001 г. № 1-221/6346 “Относительно применения отдельных норм Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности” (в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99)”

Письмо № 1-222/3836 - Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 10.10.2000 г. № 1-222/3836 “Относительно возвратной финансовой помощи”

Письмо № 2-532/4980 - Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 10.08.2001 г. № 2-532/4980 “Относительно невключения в выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для обложения единым налогом сбора за парковку автомобилей”

Письмо № 563/6/15-1316 - Письмо ГНАУ от 08.02.2001 г. № 563/6/15-1316 “О базе налогообложения при упрощенной системе налогообложения”

Письмо № 1653/6/31-4018 - Письмо ГНАУ от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018 “Относительно обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - физических и юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю”

Письмо № 2812/3/15-0416 - Письмо ГНАУ от 10.03.2006 г. № 2812/3/15-0416 “Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности”

Письмо № 3842/5/16-1516 - Письмо ГНАУ от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516 “Относительно отдельных вопросов налогообложения”

Письмо № 4419/7/15-1117 - Письмо ГНАУ от 25.03.1999 г. № 4419/7/15-1117 “Относительно порядка ведения книги учета доходов и затрат хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения”

Письмо № 4795/6/15-0416 - Письмо ГНАУ от 27.04.2006 г. № 4795/6/15-0416 “Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности”

Письмо № 5843 - Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 08.10.2003 г. № 5843 “О рассмотрении письма [относительно налогообложения средств, полученных подрядчиком на расчетный счет от заказчика строительных работ, выполненных субподрядчиком]”

Письмо № 8921/7/15-1317 - Письмо ГНАУ от 27.06.2000 г. № 8921/7/15-1317 “О применении отдельных норм Указа Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”

Письмо № 14487/7/15-0417 - Письмо ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417 “Об использовании обзорного письма по единому налогу с юридических лиц” (отозвано 24.03.2010 г. письмом ГНАУ № 5954/7/15-0117)

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (746),
19 апреля 2010 г.
Подписной индекс 40783