Изменения в расчете средней зарплаты

Каждая средняя величина характеризует исследуемую совокупность по какому-либо одному признаку. Для получения полного и всестороннего представления об изучаемой совокупности по ряду существенных признаков в целом необходимо располагать системой средних величин, которые могут описать явление с разных сторон.

Так, изменения доходов торговых предприятий характеризуют показатели среднего оборота на одно предприятие, среднего размера дохода на одно предприятие или среднего уровня доходности и др.

В общем, если дан ряд величин, то всякая величина, заключенная между наибольшей и наименьшей из данных величин, называется “средней”.

Средние величины получили большое распространение и в статистике коммерческой деятельности. Ведь в средних величинах отражаются важнейшие показатели товарооборота, товарных запасов, цен. Средними величинами характеризуются качественные показатели коммерческой деятельности: издержки обращения, прибыль, рентабельность, уровень заработной платы и др.

Средняя величина - один из распространенных приемов обобщений. Однако способы расчета средних величин не могут быть одинаковыми для всех вычислений.

И наглядным примером может служить показатель средней заработной платы. Казалось бы, название одно, а сущность и порядок расчета совершенно разные, в зависимости от целей применения средней заработной платы.

Все мы прекрасно знаем, что есть средний показатель заработной платы в стране, отрасли и на предприятии. Благодаря такому показателю можно сравнивать уровень доходов работников в различных странах, отраслях производства и между всевозможными предприятиями.

Показатель средней заработной платы важен и для каждого конкретного работника, так как его уровень может существенно изменяться в течение нескольких месяцев работы. Причин для резкого скачка заработной платы может быть великое множество - это и изменение окладов или тарифов на самом предприятии, и уровень выполнения норм труда работником, и действующая система премирования на предприятии, а также простои, болезнь работника и т.д.

Естественно, что при наступлении случая, когда тот или иной вид заработной платы нужно исчислять исходя из средней величины, которая имеет существенное значение для работника. Ведь порядок расчета такой величины должен быть не только объективным, но и логичным.

Если работник зарабатывает себе стаж для ежегодного отпуска в течение года, то вполне разумным выглядит требование, чтобы и заработная плата для такого расчета бралась за соответствующий период времени. Как работал год перед отпуском, такие отпускные и получишь!

В большинстве случаев для расчета различных выплат берется заработная плата за два последних месяца. Такой подход к исчислению средней заработной платы основан на том, чтобы приблизить ее уровень как можно ближе к периоду расчета, но не ограничивать его лишь последним месяцем, а как бы “снивелировать” еще одним дополнительным месяцем. Это даст возможность либо полностью сохранить уровень зарплаты, если она не изменялась в течение этих двух месяцев, либо свести к, минимуму отклонения в большую или меньшую сторону.

Почему были внесены изменения в порядок № 1266

В Украине наиболее распространенными являются два порядка расчета средней заработной платы. Сферу их применения приведем на рисунке.

С рисунком можна ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Анализируя приведенные на рисунке порядки исчисления средней заработной платы, отметим, что без преувеличения Порядок № 100 можно охарактеризовать как стабильный и предсказуемый, а вот в отношении Порядка № 1266 этого не скажешь.

Видимо, так происходит потому, что выплаты согласно Порядку № 100 в основном происходят за счет средств самих же предприятий или бюджетных учреждений (но в пределах смет), поэтому законодателям и правительству нет до них особого дела.

А вот выплаты согласно Порядку № 1266 в основном происходят за счет средств фондов общеобязательного социального страхования (не считая оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности), поэтому у законодателей и правительства появляется соблазн сэкономить бюджетные средства за счет уменьшения выплат по этим фондам.

Яркий пример - п. 3 ст. 4 Закона № 2240, который, в частности, предусматривает, что застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных и застрахованных, находившихся в страховых случаях, предусмотренных этим Законом, или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), уплачивающим страховые взносы меньше полных 6 календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в соответствии с Законом № 2240, выплачивается исходя из фактической заработной платы, с которой были оплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.

Решением № 10-рп/2008 данная норма Закона № 2240 признана неконституционной, поэтому несмотря на то, что она и поныне присутствует в Законе № 2240, эта норма является по своей сути “мертвой”. Никто принуждать к ее выполнению не будет и не имеет на это никакого права.

К счастью, такое неконституционное требование Закона № 2240 не нашло своего отражения в Порядке № 1266, хотя некоторые не совсем законные нормы в нем все же присутствовали.

К тому же правительство наделило Минтруда Украины полномочиями по предоставлению разъяснений по применению Порядка № 1266, а оно “немного” превысило свои полномочия, и на них обратил внимание Минюст в Письме № 13681-0-33 09-21.

Минюст, прежде всего, отметил, что письма Минтруда являются служебной корреспонденцией и имеют только разъяснительный, информационный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.

Вместе с тем по результатам проведенной правовой экспертизы Писем № 138/18/99-09 и № 51/18/99-09 выявлено, что они устанавливают новые правовые нормы.

Также Минюст обратил внимание на то, что Порядок № 1266 определяет расчетный период для оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств предприятия, учреждения, организации или физического лица, использующего труд наемных работников (и как бы распространяется на эти выплаты). Однако на самом деле условия и размер оплаты собственником или уполномоченным им органом первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации или физического лица, использующего труд наемных работников, определены Порядком № 439.

Постановлением № 1332 Кабмин откорректировал Порядок № 1266, и эти изменения действуют с 15 декабря 2009 года.

Субъекты, на которых распространяется порядок № 1266

До внесения изменений Постановлением № 1332 действие Порядка № 1266 распространялось на предприятия, учреждения и организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и на физических лиц, использующих труд наемных работников, а также на лиц, принимающих участие в страховании на добровольных началах. Теперь действие Порядка № 1266 расширено и распространяется на:

- лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) согласно гражданско-правовым договорам;

- лиц, уплачивающих единый налог;

- воинские части Вооруженных Сил;

- внутренние войска и другие воинские формирования;

- органы и подразделения Госпогранслужбы;

- органы СБУ;

- подразделения Госспецтрансслужбы ;

- Службу внешней разведки;

- органы и подразделения Госспецсвязи;

- органы внутренних дел и налоговой милиции;

- органы и подразделения гражданской защиты, выплачивающие денежное обеспечение, а также на военизированные аварийно-спасательные службы (формирования), созданные на постоянной основе.

Изменения, внесенные в порядок расчета больничных

Внесенными в Порядок № 1266 изменениями наконец-то поставлена точка в вопросе исчисления суммы пособия по временной нетрудоспособности, если в расчетном периоде или в периоде, когда работник болел, был установлен неполный рабочий день.

Проблема с неполным рабочим днем стала актуальной, когда многие предприятия начали переводить своих работников в режим неполного рабочего дня. И поэтому не совсем было ясно, как рассчитывать в данном случае сумму пособия по временной нетрудоспособности. Разъяснения соответствующих министерств и ведомств по этому вопросу не внесли особой ясности, так как они содержали не совсем законные рекомендации.

Судите сами. Сначала Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее - ФСС по ВПТ) в Письме № 01-16-211 утверждал, что хотя в самом Порядке № 1266 применение среднечасовой зарплаты (для неполного рабочего дня) не предусмотрено, все равно необходимо применять среднечасовую заработную плату.

В дальнейшем ФСС по ВПТ под давлением Минтруда изменил свою точку зрения, которую и высказал в Письме № 01-16-1447.

В данном Письме ФСС по ВПТ отказался от своей прежней позиции и в соответствии с позицией Минтруда указал, что в случае если нормы рабочего времени в расчетном периоде и в периоде, за который выплачивается пособие, разные, для расчета пособия необходимо применять среднедневную зарплату.

После внесенных в п. 15 Порядка № 1266 изменений ситуация с исчислением средней заработной платы при неполном рабочем дне выглядит следующим образом: в случае если в месяцах расчетного периода, за который исчисляется средняя заработная плата, или в периоде, за который выплачивается пособие, устанавливается неполный рабочий день, для расчета застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя применяется среднечасовая заработная плата.

Пример 1. Работник болел с 15 по 25 декабря 2009 года. Оклад работника составляет 1800 грн. На период с июля по сентябрь 2009 года работник был переведен на работу в режиме неполного рабочего дня (на полдня). С октября работник был переведен в режим полного рабочего дня. Страховой стаж работника 4 года.

В данном случае, согласно новой редакции п. 15 Порядка № 1266, для определения суммы пособия по временной нетрудоспособности необходимо рассчитать среднечасовую заработную плату.

В таблице 1 приведем данные об отработанных часах и сумме зарплаты. Расчетный период июнь - ноябрь 2009 года.

Таблица 1

Месяц расчетно
го периода  
Количество отрабо
танных часов  
Сумма зарпла
ты, грн  
Среднечасо
вая заработная плата, грн  
Сумма оплаты первых пяти дней, грн   Сумма пособия по временной нетрудоспособности, грн  
1   2   3   4   5   6  
Июнь   160   1800   -   -   -  
Июль   92   900   -   -   -  
Август   80   900   -   -   -  
Сентябрь  88   900   -   -   -  
Октябрь   176   1800  -   -  
Ноябрь   168   1800   -   -   -  
Итого  764   8100   10,60 = = [8100 : 764 (час.)]   203,52 = [10,60 х х 32 (час.) х 60(%)]*   254,40 = = [10,60 х 40 (час.) х 60(%)]**
 
Примечания. * 36 час. - количество рабочих часов, пропущенных по графику работы работника в течение четырех дней временной нетрудоспособности с 15.12. по 18.12.2009 г., а 60% - размер пособия, при страховом стаже 4 года.
** 40 час. - количество рабочих часов, пропущенных по графику работы работника (с 21.12. по 25.12.2009 г.), оплачиваемых за счет средств ФСС по ВПТ.  

А в случаях, не связанных с применением суммарного учета рабочего времени или учета рабочего времени в часах и установления неполного рабочего дня в месяцах расчетного периода, за который исчисляется средняя заработная плата, или в периоде, за который выплачивается пособие, для расчета страховых выплат и оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя применяется среднедневная заработная плата (доход) за отработанное время или за один календарный день (п. 13 Порядка № 1266).

В таблице 2 приведем пример расчета пособия по временной нетрудоспособности, который действовал до 15 декабря 2009 года, чтобы наглядно показать разницу между старым и новым порядком расчета средней заработной платы.

Пример 2. Работник болел с 1 по 11 декабря 2009 года. Оклад его составляет 1800 грн. На период с июля по сентябрь 2009 года работник был переведен на работу в режиме неполного рабочего дня (на полдня). С октября работник снова был переведен в режим полного рабочего дня. Страховой стаж работника 4 года.

В данном случае, согласно старой редакции п. 13 Порядка № 1266, для определения суммы пособия по временной нетрудоспособности необходимо рассчитать среднедневную заработную плату.

В таблице 2 приведем данные об отработанных часах и сумме зарплаты. Расчетный период июнь - ноябрь 2009 года.

Таблица 2

Месяц расчетного перио
да  
Количество отработанных дней   Сумма зарпла
ты, грн  
Среднедневная заработная плата, грн   Сумма оплаты первых пяти дней, грн   Сумма пособия по временной нетрудоспособнос
ти, грн  
Июнь   20   1800   -   -   -  
Июль   23   900   -   -   -  
Август   20   900   -   -   -  
Сентябрь   22  900   -   -   -  
Октябрь  22  1800   -   -   -  
Ноябрь   21   1800   -   -   -  
Итого
 
128
 
8100
 
63,28 = = [8100 : 128 (дн.)]  151.87 = [63,28 х 4 (дн.) х 60(%)]*  189,84 = = [63,28 х 5 (дн.) х 60(%)]** 
Примечания. * 4 дн. – количество рабочих дней, пропущенных по графику работы работника в течение дней временной нетрудоспособности с 01.12. по 04.12.2009 г., а 60% - размер пособия, при страховом стаже 4 года.
** 5 дн. - количество рабочих дней, пропущенных по графику работы работника (с 07.12. по 11.12.2009 г.), оплачиваемых за счет средств ФСС по ВПТ.  

Из данных таблиц 1 и 2 отчетливо видно, насколько отличается сумма начисленного пособия по временной нетрудоспособности за один и тот же период (9 рабочих дней). По новой редакции п. 13 и п. 15 Порядка № 1266 сумма начисленного пособия по временной нетрудоспособности составила 457,92 грн. За такое же количество пропущенных рабочих дней сумма пособия по временной нетрудоспособности по старой редакции п. 13 и п. 15 Порядка № 1266 составила 341,71 грн.

Если застрахованное лицо работало и уплачивало страховые взносы или за него уплачивались страховые взносы менее календарного месяца, то средняя заработная плата (доход, денежное обеспечение) исчисляется за фактически отработанное время перед наступлением страхового случая, кроме расчета пособия по беременности и родам по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением (первый абзац п. 6 Порядка № 1266).

Изменения, внесенные в порядок
расчета пособия по беременности и родам

Изменения, внесенные в Порядок № 1266, коснулись и системы расчета пособия по беременности и родам.

Так, согласно новой редакции п. 14 Порядка № 1266, для расчета пособия по беременности и родам среднедневная заработная плата рассчитывается путем деления начисленной за расчетный период заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, на количество календарных дней за расчетный период (без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, - временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению).

Теперь для расчета пособия по беременности и родам необходимо будет рассчитать среднедневную зарплату за один календарный день. До 15.12.2009 г. необходимо было рассчитывать среднедневную зарплату за один рабочий день в расчетном периоде.

Сумму пособия по беременности и родам необходимо исчислять согласно п. 20 Порядка № 1266, а именно путем умножения суммы среднедневной заработной платы на количество календарных дней, подлежащих оплате.

Пример 3. Сотрудница предприятия уходит в отпуск в связи с беременностью и родами на 126 календарных дней с 21 декабря 2009 года по 25 апреля 2010 года включительно.

Напомним, что, согласно ст. 38 Закона № 2240, пособие по беременности и родам в общем случае выплачивается за весь период отпуска в связи с беременностью и родами, продолжительность которого составляет 70 календарных дней до родов и 56 календарных дней после.

Подробнее о порядке предоставления пособия по беременности и родам читайте в статье Екатерины Литвиненко в рубрике “Социальная защита” (с.___).

В таблице 3 приведем данные о зарплате сотрудницы и количестве календарных дней за последние шесть месяцев, входящих в расчетный период (июнь - ноябрь 2009 года).

Таблица 3

Месяц расчетного периода   Количество календарных дней   Сумма зарплаты, грн   Среднедневная заработная плата, грн   Сумма пособия по беременности и родам, грн  
Июнь   30   1500   -   -  
Июль   31   1800   -   -  
Август   31   1500   -   -  
Сентябрь   30   1500   -   -  
Октябрь   31   1950   -   -  
Ноябрь   30   1600   -   -  
Итого
 
183
 
9850
 
53,83 = = [9850 : 183 (дн.)]  6782,58 = = [53,83 х 126 (дн.)]  

Обратим внимание на п. 14 Порядка № 1266, которым предусмотрено, что из общего количества календарных дней за расчетный период исключаются лишь календарные дни, не отработанные по таким уважительным причинам, как:

- временная нетрудоспособность;

- отпуск в связи с беременностью и родами;

- отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению.

А вот все другие виды отпусков включаются в расчет средней зарплаты для оплаты пособия по беременности и родам без всяких исключений.

Пример 4. Сотрудница предприятия уходит в отпуск в связи с беременностью и родами на 126 календарных дней с 21 декабря 2009 года по 25 апреля 2010 года включительно. В течение расчетного периода, который берется для расчета пособия по беременности и родам, работница болела с 13 по 17 июля 2009 года и с 19 по 23 октября 2009 года. Сумма пособия по временной нетрудоспособности составила: в июле 2009 г. - 400 грн (заработная плата соответственно - 1400 грн), в октябре 2009 г. - 415 грн, (а заработная плата - .7535 грн).

В таблице 4 приведем данные о зарплате и пособиях по временной нетрудоспособности, а также о количестве календарных дней шести месяцев, входящих в расчетный период (июнь - ноябрь 2009 года).

Таблица 4

Месяц расчетного периода
 
Количество календарных дней
 
Сумма зарплаты, включаемая в расчет для начисления пособия, грн   Среднедневная заработная плата, грн
 
Сумма пособия по беременности и родам, грн
 
Июнь   30   1500   -   -  
Июль   26   1400   -   -  
Август   31   1500   -   -  
Сентябрь  30   1500   -   -  
Октябрь  26   1535   -   -  
Ноябрь   30   1600   -   -  
Итого
 
173
 
9035
 
52,23 = [9035 : 173 (дн.)]   6580,98 = [52,23 х 126 (дн.)]  

Если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая застрахованное лицо не имело заработной платы (денежного обеспечения) по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению) или если страховой случай наступил в первый день работы, то, согласно п.п. 10 и 14 Порядка № 1266, средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам определяется путем деления тарифной ставки (должностного оклада) или ее части на среднемесячное количество календарных дней, которое составляет 30,44 дн1.

Пример 5. Сотрудница предприятия уходит в отпуск в связи с беременностью и родами с 21 декабря 2009 года по 25 апреля 2010 года включительно. До этой даты она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с чем в расчетном периоде (июнь - ноябрь 2009 года) такая работница не имела заработной платы. Оклад работницы 1200 грн.

Среднедневная заработная плата для определения суммы пособия по беременности и родам составит 39,42 грн (1200 (грн) : 30,44). Сумма пособия по беременности и родам составит 4966,92 грн [39,42 (грн) х 126 (дн.)]..

Если застрахованное лицо работало и уплачивало страховые взносы или за него уплачивались страховые взносы менее чем календарный месяц, то средняя заработная плата (доход) для расчета пособия по беременности и родам по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, исчисляется с начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но не выше размера средней заработной платы по всем видам экономической деятельности в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступил страховой случай, соответственно в Автономной Республике Крым, областях, г.г. Киев и Севастополь (по данным Госкомстата), и не ниже размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая.

Таким образом, Постановлением № 1332 для случая, когда работница уходит в отпуск в связи с беременностью и родами, не отработав на данном предприятии полный календарный месяц, при включении начисленной за фактически отработанное время заработной платы в расчет пособия по беременности и родам введено ограничение по максимальной и по минимальной величине.

Кабмин не просто ограничил размер пособия по беременности и родам максимальной величиной, с которой взимаются страховые взносы, женщинам, не отработавшим одного месяца. А ограничение для данного вида пособия коснулось размера средней зарплаты по всем видам экономической деятельности в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступил страховой случай. Почему такая дискриминационная мера была введена Кабмином?

Общеизвестно, что нередко работодатели просто злоупотребляли отсутствием соответствующего ограничения и принимали беременных женщин на несколько дней с установлением им оклада в размере максимальной величины (с 1 января 2010 года - 13 035 грн), с которой взимаются взносы в социальные фонды. Ведь они в данном случае практически ничем не рисковали, так как взносы ими уплачивались копеечные за несколько дней работы, а у такой сотрудницы появлялось право на получение из ФСС по ВПТ максимального размера пособия по беременности и родам. Насколько правильно поступил Кабмин, будет видно позже, так как не исключено, что данная норма вполне может стать предметом рассмотрения Конституционным Судом Украины. Ведь Закон № 2240 не содержит ничего подобного для данного вида пособия.

Что касается нижнего ограничения (не ниже размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая), то, скорее всего, таким образом Кабмин защищал беременных женщин от незаконных действий работодателя, а именно - установления зарплаты ниже минимального размера.

Также обращаем внимание на то, что порядок включения поощрительных и компенсационных выплат, имеющих разовый характер, и выплат, не предусмотренных актами законодательства или проводимых сверх установленных указанными актами норм, если застрахованное лицо часть месяца в расчетном периоде не работало по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению), остался прежним.

В данном случае такие выплаты включаются в расчет средней зарплаты пропорционально отработанным в таком месяце рабочим дням (абзац второй п. 9 Порядка № 1266).

Пример 6. Сотрудница предприятия уходит в отпуск в связи с беременностью иродами с21 декабря2009года по25 апреля 2010 года включительно. В сентябре сотрудница была в ежегодном основном отпуске с 1 по 15 сентября 2009 года, сумма отпускных составила 2200 грн. Материальная помощь к отпуску составила 600 грн. Работница болела с 25 по 30 сентября 2009 года. Сумма больничных составила 480 грн.

Сумма материальной помощи к отпуску, включаемая в расчет средней зарплаты для расчета пособия по беременности и родам, составит 200 грн (600 : 242 х 83). Количество календарных дней, принимаемых в расчет средней зарплаты, за сентябрь составит 24 дня (30 дн. - 6 дн. болезни). Величина заработной платы, которая включается в расчет пособия по беременности и родам, за сентябрь 2009 года со-: ставит 2400 грн (2200 + 200).

Сконцентрируем внимание читателей еще на таком важном моменте, как изменение с правил расчета максимальной г величины, с которой уплачиваются страховые взносы, з из расчета на один день. Это изменение является логическим продолжением того, что теперь пособие по беременности и родам будет рассчитываться исходя из календарных дней.

Фактический размер среднедневной зарплаты, как известно, необходимо сравнить с максимальной величиной, с которой уплачиваются взносы, из расчета на один день. Для пособия по беременности и родам теперь этот показатель рассчитывается путем деления максимальной величины, с которой уплачиваются взносы, действующей в последнем месяце расчетного периода, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (новая редакция абзаца седьмого п. 14 Порядка № 1266). С 1 января 2010 года эта максимальная величина за 1 календарный день будет составлять 428,22 грн [13 035 (грн): 30,44].

Если страховые выплаты назначаются в рабочих органах
исполнительных дирекций фондов общеобязательного
государственного социального страхования

Новой редакцией п. 17 Порядка № 1266 предусмотрено, что в случае, если застрахованному лицу страховые выплаты назначаются в рабочих органах исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования на основании справок о средней заработной плате (доходе, денежном обеспечении) по основному месту работы, по совместительству и за выполнение работ (предоставление услуг) согласно гражданско-правовым договорам, то средняя заработная плата (доход, денежное обеспечение) исчисляется указанными рабочими органами суммарно.

Изменения, внесенные в формы справок
о средней зарплате (доходе) для расчета
выплат на случай безработицы

Кроме того, Постановлением № 1332 внесены изменения в формы Справок о средней зарплате (доходе) для расчета выплат на случай безработицы, а именно:

- в общую справку (приложение 3 к Порядку № 1266);

- в справку для лиц, увольняемых с работы в связи с досрочным выводом ЧАЭС из эксплуатации, для определения части пособия сверх размеров и продолжительности таких выплат, и лиц, работающих на предприятиях с сезонным характером производства (приложение 4 к Порядку № 1266);

- изложена в новой редакции справка о среднедневном денежном обеспечении для военнослужащих и других лиц, получавших денежное обеспечение (приложение 5 к Порядку № 1266).

Изменения, внесенные в порядок расчета
средней заработной платы для исчисления
размера пособия по безработице

Значительная часть изменений, внесенных Постановлением № 1332, посвящена расчету средней заработной платы для исчисления размера пособия по безработице и определению расчетного периода для исчисления пособия по безработице.

Если по основному месту работы во всех месяцах расчетного периода лицо не работало по уважительным причинам, указанным в п. 4 Порядка № 1266, то исчисление средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета пособия по безработице и страховой выплаты в связи со стойкой потерей профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания осуществляется с учетом суммы должностного оклада (тарифной ставки) за каждый месяц расчетного периода по основному месту работы и суммы заработной платы (дохода, денежного обеспечения), полученной в соответствующих месяцах по совместительству и по гражданско-правовым договорам (второй абзац п. 17 Порядка № 1266).

В том случае, когда застрахованному лицу страховые выплаты назначаются в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и такое лицо перед наступлением страхового случая работало на нескольких предприятиях или на одном предприятии с прерыванием трудовых отношений, или выполняло работы (предоставляло услуги) по нескольким гражданско-правовым договорам, или выполняло работы по разным видам занятости, средняя заработная плата (доход, денежное обеспечение) исчисляется таким рабочим органом суммарно за шесть календарных месяцев (или менее чем шесть календарных месяцев) в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая, без учета полных календарных месяцев (с первого по первое число) перерыва в работе, на основании справок о средней заработной плате (доходе, денежном обеспечении), начиная с последнего места работы (выполнения работ или предоставления услуг согласно гражданско-правовым договорам, занятия предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой или другой деятельностью).

Для лиц, работавших на нескольких предприятиях, работа которых связана с сезонным характером производства, суммарное исчисление средней заработной платы осуществляется на основании справок о средней заработной плате за шесть календарных месяцев, начиная с последнего места работы.

В случае если исчисление средней заработной платы осуществляется суммарно на основании нескольких справок о средней заработной плате, месяцы расчетного периода (с первого по первое число), в которых застрахованное лицо не работало по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению), из расчета исключаются.

Если лицо в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая (дня регистрации лица в государственной службе занятости как безработного) работало на последнем месте работы не менее 26 календарных недель, то средняя заработная плата рассчитывается на основании справки с такого места работы.

Неполные календарные месяцы, указанные в справках, включаются в расчетный период (седьмой абзац п. 17 Порядка № 1266).

Пример 7. Лицо работало по последнему месту работы с 9 января 2009 года до 9 июля 2009 года включительно (27 календарных недель). В связи с тем, что лицо в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая (дня регистрации лица в государственной службе занятости как безработного) работало на последнем месте работы более 26 календарных недель, средняя заработная плата рассчитывается на основании справки с этого места работы (за пять месяцев). То есть расчет пособия по безработице будет осуществлен на основании справки о средней заработной плате с последнего места работы. Расчетным периодом является февраль - июнь 2009 года.

Сумма страховых выплат на случай безработицы рассчитывается путем умножения суммы дневной (часовой) выплаты на количество календарных дней, подлежащих оплате (п. 20 Порядка № 1266).

Напомним, что, для выплаты пособия по безработице, в среднюю заработною плату (доход, денежное обеспечение) включается заработная плата (доход, денежное обеспечение) в пределах максимальной величины (предельной суммы) заработной платы (дохода, денежного обеспечения) и налогооблагаемого дохода (прибыли), с которых уплачиваются страховые взносы в фонды общеобязательного государственного социального страхования.

_________________

1По мнению автора, этот показатель получился путем следующих расчетов: [365 (дн.) х 3 (года) + 366 (дн.): 48 (мес.) = 30,44], где 366 дн. - високосный год, который бывает 1 раз в четыре года.

2Количество календарных дней, включаемых для расчета пособия по беременности иродам (30 дн. - 6 дн. болезни).

3Количество календарных дней, приходящихся на время работы (30 дн. месяца - 15 дн. отпуска - 6 дн. болезни).

Список использованных документов

Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением”

Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный Постановлением ЕМУ от 08.02.1995 г. № 100

Порядок № 439 - Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации, утвержденный Постановлением КМУ от 06.05.2001 г. № 439

Порядок № 1266 - Порядок исчисления средней заработной платы (прибыли) для расчета выплат по общеобязательному государственному страхованию, утвержденный Постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266

Постановление № 1332 - Постановление КМУ от 08.12.2009 г. № 1332 “О внесении изменения в постановление КМУ от 26 сентября 2001 г. № 1266”

Письмо № 01-16-211 - Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 05.02.2009 г. № 01-16-211 “О применении среднечасовой зарплаты при предоставлении пособия в случаях неполного рабочего дня” (утратило силу)

Письмо № 01-16-1447 - Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 13.07.2009 г. № 01-16-1447 “О применении среднечасовой зарплаты для исчисления средней заработной платы в период работы предприятия в режиме неполного рабочего дня”

Письмо № 138/18/99-09 - Письмо Минтруда Украины от 05.06.2008 г. № 138/18/99-09 “Об оплате листков нетрудоспособности в период простоя”

Письмо № 51/18/99-09 - Письмо Минтруда Украины от 19.03.2009 г. № 51/18/99-09 “Об оплате листков нетрудоспособности в период простоя”

Письмо № 13681-0-33-09-21 - Письмо Минюста Украины от 23.10.2009 г. № 13681-0-33-09-21 “О применении некоторых положений действующего законодательства в части определения размера оплаты листка нетрудоспособности”

Решение № 10-рп/2008 - Решение Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 “По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” и 101 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1 - 4, 6 - 22, 24 - 100 раздела II Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины)”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 1-2 (731-732),
04 января 2010 г.
Подписной индекс 40783