Как добро распределить и себя не обделить

Время - деньги! А судебный процесс - это и время, и деньги! Статья расходов начинается с подачи иска, точнее, еще на стадии его подготовки, ибо без оплаченной госпошлины и информационных расходов иск у вас попросту не примут; и продолжается вплоть до принятия решения, а за горизонтом еще может маячить и апелляция, и кассация.

Конечно, сейчас, в век правового самообразования, редкий руководитель, частный предприниматель или просто гражданин не знает, что, идя в суд, придется раскошелиться. А если дело сложное и запутанное, то раскошеливаться придется и на хорошего адвоката, и на экспертизу, и на вызов свидетелей.

Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Конечно, определенные расходы понести придется, но их можно будет впоследствии при удачном разрешении дела, пусть даже частично удачном, возложить на противоположную сторону.

Как это сделать, нам поведает процессуальный закон, регламентирующий эти вопросы в каждом из видов судопроизводства: хозяйственном, гражданском и административном.

Судебные расходы в хозяйственном процессе (разд. VI ХПК Украины)

В соответствии со ст. 44 ХПК Украины судебные расходы состоят из:

- государственной пошлины;

- сумм, подлежащих уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом;

- расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения;

- оплаты услуг переводчика, адвоката;

- расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;

- других расходов, связанных с рассмотрением дела. Остановимся подробнее на самых распространенных судебных расходах.

Государственная пошлина в хозяйственном процессе

В соответствии со ст. 45 ХПК Украины исковые заявления, заявления о применении предупредительных мер и заявления об обжаловании решений, определений, постановлений хозяйственного суда оплачиваются государственной пошлиной, кроме случаев, установленных законодательством1.

Государственная пошлина оплачивается или взыскивается в доход государственного бюджета Украины в порядке и размере, установленных законодательством Украины.

Порядок уплаты государственной пошлины, ее размеры установлены Декретом № 7-93. К примеру, реквизиты для оплаты госпошлины вывешены на информационных стендах в Хозяйственном суде Харьковской области, а также их можно узнать на официальных сайтах органов судебной власти:

- nttp://hr.arbitr.gov.ua - Хозяйственный суд Харьковской области (вкладка Каталог послуг - громадянам України - правова допомога громадянам - держмито/судові витрати);

- nttp://hra.arbitr.gov.ua - Харьковский апелляционный хозяйственный суд;

- nttp://arbitr.gov.ua - Высший хозяйственный суд Украины.

Размеры ставок государственной пошлины определяются в процентном отношении к цене иска или в размерах частей не облагаемого налогом минимума доходов граждан (НМДГ), который на сегодняшний день составляет 17 грн.

Из исковых заявлений имущественного характера (например, о взыскании суммы долга), подаваемых в хозяйственный суд, уплачивается госпошлина в размере 1% от суммы иска, но не менее 6 НМДГ и не более 1500 НМДГ (подпункт “а” п. 2 ст. 3 Декрета № 7-93).

То есть если предприятие подает иск в хозяйственный суд о взыскании долга в сумме 5000 грн, то оно должно было бы уплатить госпошлину в размере 50 грн (1% от суммы 5000 грн), но так как эта сумма меньше 6 НМДГ, то уплате подлежит государственная пошлина в сумме 102 грн (6 НМДГ х 17), то есть в минимальном размере.

Максимальный размер госпошлины за подачу хозяйственного иска: [1500 (НМДГ) - 25 500 (грн)], то есть в случае если сумма хозяйственного иска составит, например, 3 млн грн и выше, то уплате подлежит госпошлина в сумме 25 500 грн [1500 (НМДГ) х 17 (грн)], а не 30 000 грн (1% от 3 000 000 грн) и более.

Платежные документы об уплате госпошлины (платежные поручения или квитанции) прикладываются к исковому заявлению в оригинале. Данное требование закреплено в п. 14 раздела III Инструкции № 15.

Расходы на информационно-техническое
обеспечение судебного процесса

В соответствии со ст. 471 ХПК Украины размер расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса определяется Кабинетом Министров Украины по представлению Высшего хозяйственного суда Украины.

Во исполнение данной статьи ХПК Украины Кабинетом Министров Украины было принято Постановление № 1258, в котором определены размеры расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

На сегодняшний день в хозяйственных делах установлен такой размер расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса:

- для истцов, освобожденных в установленном порядке от уплаты государственной пошлины, - по нулевой ставке;

- для всех остальных истцов - по ставке 236 грн.

Сумма расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса определяется на день подачи искового заявления в хозяйственный суд. Об этом говорится в Письме № 01-08/479.

В соответствии с п.11 Постановления № 1258 средства от оплаты расходов направляются, в частности, на информирование участников судебных процессов о ходе и результатах рассмотрения дел, изготовление и выдачу копий судебных решений, приобретение и обслуживание компьютерной и копировальной техники.

Внимание! С целью перечисления денег для оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса в графе платежного поручения “Назначение платежа” указывается “Інформаційно-технічне забезпечення судових процесів”, а также наименование суда, в который лицо обращается с исковым заявлением.

Документ об оплате расходов прилагается к исковому заявлению. Документом об оплате расходов является квитанция учреждения банка или отделения почтовой связи, принявших платеж, платежное поручение, подписанное уполномоченным должностным лицом и скрепленное печатью учреждения банка с отметкой о дате выполнения платежного поручения (п. 12 Постановления №1258).

Документ об оплате информационных расходов также прилагается к иску в оригинале.

Расходы, за проведение судебной экспертизы

Согласно ст. 41 ХПК Украины хозяйственный суд назначает судебную экспертизу для разъяснения вопросов, возникающих при решении хозяйственного спора и требующих специальных знаний.

В соответствии со ст. 48 ХПК Украины расходы, подлежащие оплате за проведение судебной экспертизы, определяются хозяйственным судом. В пункте 9 Разъяснения № 02-5/78 говорится, что размер сумм, подлежащих оплате за проведение экспертизы, и распределение этих расходов должны определяться хозяйственным судом с учетом ставок и окладов, установленных экспертным учреждением.

Как это происходит на практике?

ХПК Украины, в отличие, например, от ГПК Украины и КАС Украины, конкретно не определено, кто оплачивает судебную экспертизу в случае ее назначения. Однако логично, что оплачивать должна та сторона, которая заинтересована в ее проведении.

Такая позиция нашла свое отражение в п. 2 Письма № 01-8/123, где на вопрос, какими должны быть действия хозяйственного суда, если не осуществлена предварительная оплата проведения судебной экспертизы, назначенной по инициативе хозяйственного суда, Высший хозяйственный суд ответил следующее:

“Расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, во время судебного рассмотрения должна нести заинтересованная сторона. Это правило касается и тех случаев, когда судебная экспертиза назначе на по инициативе хозяйственного суда.

После окончания рассмотрения дела такие расходы подлежат распределению хозяйственным судом на общих основаниях, определенных частью пятой статьи 49 ХПК.

В случае отказа или уклонения заинтересованной стороны от оплаты расходов, связанных с проведением судебной экспертизы, хозяйственный суд рассматривает дело на основании имеющихся доказательств”.

Стоимость конкретной судебной экспертизы, назначенной судом, определяет экспертное учреждение, которое такую экспертизу проводит, и выставляет счет на оплату, который должна оплатить заинтересованная сторона. Суд не вмешивается в процесс формирование цены на экспертные услуги.

Различные экспертизы стоят по-разному. Все зависит от сложности исследования, объема материалов, количества времени (часов), необходимых эксперту для проведения экспертизы.

Например, судебно-экономическая экспертиза, которая была назначена по инициативе оппонентов автора, примерно два года назад, обошлась предприятию в три с лишним тысячи гривень! А почерковедческая экспертиза, назначенная, правда, в гражданском процессе, которая заключалась в исследовании всего лишь одной подписи, “потянула” на 1600 грн. В обоих случаях судебную экспертизу проводил институт Бокариуса и именно им определялась стоимость экспертизы.

При вынесении решения и распределении судебных расходов суд указывает ту сумму, которая была фактически оплачена по счету экспертного учреждения. Поэтому, если экспертиза была оплачена за ваш счет, обязательно, до вынесения решения по делу, предоставьте доказательства ее оплаты в суд для приобщения к материалам дела. Лучше всего это сделать сразу после оплаты!

Оплата услуг адвоката

Расходы, подлежащие оплате за услуги адвоката, определяются в порядке, установленном Законом об адвокатуре (ч. 3 ст. 48 ХПК Украины).

Важным моментом, который отличает хозяйственный процесс от гражданского и административного, является то, что возмещению подлежат расходы именно услуг адвоката, а не любого другого представителя.

Адвокатом, в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре, может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом Украины или, в соответствии с международными договорами Украины, дипломом другого государства, стаж работы в области права не менее 2 лет, владеет государственным языком, сдало квалификационные экзамены, получило в Украине свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и приняло Присягу адвоката Украины.

То есть только в том случае, если человек соответствует вышеперечисленным требованиям, сторона, интересы которой он представляет, имеет право требовать возмещения проигравшей стороной средств, уплаченных ему за представительство ее интересов в суде. Если же вы воспользовались услугами юриста (или другого представителя), не являющегося адвокатом в соответствии с Законом об адвокатуре, то такие расходы с проигравшей стороны в хозяйственном процессе взысканы не будут.

Такая позиция была неоднократно подтверждена судебной практикой в Постановлениях № 30/63, № 27/37, № 13/385 и в Письме № 01-8/1270.

Распределение судебных
расходов в хозяйственном, процессе

Распределение судебных расходов регулируется ст. 49 ХПК Украины (рис. 1).

С Рисунком 1 можно ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Если спор возник вследствие неправильных действий стороны, то хозяйственный суд имеет право возложить на нее государственную пошлину независимо от результатов разрешения спора.

Госпошлина, от оплаты которой истец в установленном порядке освобожден, взыскивается с ответчика в доход бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований, если ответчик не освобожден от оплаты госпошлины.

Стороне, в пользу которой вынесено решение, хозяйственный суд возмещает пошлину за счет другой стороны и в том случае, если другая сторона освобождена от уплаты госпошлины.

Суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, услуги переводчика, адвоката, расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса и другие расходы, связанные с рассмотрением дела, возлагаются:

- при удовлетворении иска - на ответчика;

- при отказе в иске - на истца;

- при частичном удовлетворении иска - на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

То есть, по общему правилу, проигравший платит по счету! Ну, а если проигрыш не 100%, то стороны поделят расходы пропорционально удовлетворенным и отказанным в удовлетворении требованиям.

Судебные расходы в гражданском
процессе (гл. 8 разд. 1 ГПК Украины)

В соответствии со ст. 79 ГПК Украины судебные расходы состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. К расходам, связанным с рассмотрением судебного дела, относятся:

- расходы на информационно-техническое обеспечение;

- расходы на правовую помощь;

- расходы сторон и их представителей, связанные с явкой в суд;

- расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз;

- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств по месту их нахождения и совершением других действий, необходимых для рассмотрения дела.

Судебный сбор

До вступления в силу закона, который бы регулировал порядок уплаты и размеры судебного сбора, при обращении в суд судебный сбор оплачивается в порядке и размерах, установленных законодательством для государственной пошлины (ч. 5 Заключительных и Переходных положений ГПК Украины). То есть при обращении в районный суд с гражданским иском необходимо оплачивать судебный сбор по ставкам, установленным Декретом № 7-93.

Оригинал квитанции (платежного поручения) необходимо приложить к исковому заявлению.

Размеры ставок государственной пошлины, согласно Декрету № 7-93, за подачу исковых заявлений в соответствии с ГПК Украины, определяются в процентном отношении к цене иска или в размерах частей НМДГ.

В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 3 Декрета № 7-93 за подачу исковых заявлений уплачивается госпошлина по ставке 1 % от цены иска, но не менее 3 НМДГ и не более 100 НМДГ, то есть не менее 51 грн и не более 1700 грн.

Есть размеры и поскромнее, например, по заявлениям о расторжении брака уплачивается госпошлина по ставке 0,5 НМДГ, то есть 8,5 грн, а за расторжение повторного брака - 1 НМДГ, по заявлениям (жалобам) в делах отдельного производства - 0,5 НМДГ.

Расходы на информационно-техническое обеспечение
рассмотрения дела (ст. 81 ГПК Украины)

К расходам на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела относятся расходы, связанные с информированием участников гражданского процесса о ходе и результатах рассмотрения дела, а также расходы, связанные с изготовлением и выдачей копий судебных решений.

Размер и порядок оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела в зависимости от категории дел устанавливается КМУ.

Кабинетом Министров Украины было принято Постановление № 1258, в котором определены размеры расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Размеры расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, связанного с рассмотрением гражданских дел, приведены в таблице.

№ п/п  Категория дела   Сумма расходов, грн 
1.
 
Дело искового производства по рассмотрению спора имущественного характера   120
 
2.
 
Дело по рассмотрению искового заявления о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг   30
 
3.   Дело по рассмотрению искового заявления:    
3.1   о расторжении брака   30  
3.2
 
о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке без вести пропавшим или недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, или с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не менее трех лет   13
 
3.3   которое вытекает из других семейных правоотношений   120  
3.4
 
о возмещении ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица   15
 
3.5   неимущественного характера о защите чести, достоинства и деловой репутации   75
 
3.6
 
неимущественного характера (или не подлежащего оценке), в том числе об изменении или расторжении договора найма жилого помещения, о продлении срока принятия наследства, об отмене ареста на имущество   37
 
3.7   о защите права гражданина на земельную долю (пай) и имущественный пай   10
 
3.8   по преддоговорному спору   50  
4.   Дело отдельного производства   30  
5.   Дело приказного производства   30  
6.
 
Дело о признании и выполнении решения иностранного суда в Украине   60
 

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ГПК Украины не подлежат оплате при обращении в суд и возлагаются на стороны после рассмотрения дела судом расходы на информационно-техническое обеспечение в делах о:

- восстановлении на работе;

- взыскании заработной платы, компенсаций работникам, выходного пособия, возмещения за задержку их выплаты;

- возмещении ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица;

- взыскании алиментов;

- признании отцовства или материнства.

В соответствии с ч. 4 ст. 81 ГПК Украины, не подлежат оплате расходы на информационно-техническое обеспечение в делах:

- об ограничении гражданской дееспособности физического лица, о признании физического лица недееспособным и восстановлении гражданской дееспособности физического лица;

- о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;

- о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;

- об обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение;

- о возмещении вреда, причиненного лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностным или служебным лицом, а также незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры или суда. Не подлежат оплате расходы па информационно-техническое обеспечение в делах, в которых, в случаях, установленных законом, представительство интересов гражданина или государства в суде осуществляет прокурор.

В соответствии со ст. 36-1 Закона о прокуратуре основанием представительства прокуратурой интересов гражданина в суде является его неспособность из-за физического или материального положения, пожилого возраста или по другим уважительным причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные обязанности.

В частности, прокурор может обращаться в суд с исковым заявлением, принимать участие при судебном рассмотрении дела, вносить апелляционные, кассационные представления (аналог апелляционной, кассационной жалобы, которая подается физическими и юридическими лицами - участниками судебного процесса). Прокурор имеет право вступать в дело на любой стадии судебного процесса.

Не подлежат оплате расходы на информационно-техническое обеспечение в делах о защите прав малолетних или несовершеннолетних лиц в случаях, если представительство их интересов в суде в соответствии с законом или международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, осуществляют Министерство юстиции Украины и/или органы опеки и попечительства или службы по делам детей.

Расходы на правовую помощь (ст. 84 ГПК Украины)

Расходы, связанные с оплатой правовой помощи адвоката или другого специалиста в области права, несут стороны, кроме случаев предоставления бесплатной правовой помощи. Предельный размер компенсации расходов на правовую помощь устанавливается законом.

В гражданском процессе (так же, как и в административном, о котором речь пойдет ниже) ситуация с расходами на правовую помощь решается немного иначе, чем в хозяйственном процессе.

Если в хозяйственном процессе речь идет об оплате услуг адвоката, статус которого определен в Законе об адвокатуре (о чем указывалось в разделе, посвященном хозяйственному процессу), то в гражданском и в административном процессах круг лиц, расходы на оплату услуг которых подлежат возмещению, расширен.

Если сравнивать категории дел, рассматриваемых в хозяйственных и гражданских судах, и статус участников каждого из этих процессов, безусловно, нужно отметить наибольшую платежеспособность в большинстве случаев юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (СПД-ФЛ), нежели рядовых граждан. Далеко не каждый рядовой гражданин, как собственно и небольшое предприятие, может позволить себе оплатить услуги квалифицированного адвоката.

Поэтому подход ГПК Украины к этому вопросу можно назвать более демократичным, в то время как хозяйственный процесс не позволяет выйти за установленные императивные рамки.

Расходы, связанные с привлечением свидетелей,
специалистов, переводчиков и проведением
судебных экспертиз (ст. 86 ГПК Украины)

Расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт свидетелей, специалистов, переводчиков, экспертов, наймом ими жилья, а также проведением судебных экспертиз, несет сторона, заявившая ходатайство о вызове свидетелей, привлечении специалиста, переводчика и проведении судебной экспертизы.

Деньги на оплату судебной экспертизы вносятся стороной, заявившей ходатайство о проведении экспертизы. Если ходатайство о проведении экспертизы заявлено обеими сторонами, то расходы на ее оплату несут обе стороны поровну. В случае неоплаты судебной экспертизы в установленный судом срок суд отменяет определение о назначении судебной экспертизы.

Как это происходит на практике? Рассмотрим ситуацию, когда сторона процесса, допустим, истец, заявил ходатайство о назначении экспертизы и это ходатайство удовлетворено судом (рис. 2).

С Рисунком 2 можно ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Предельный размер компенсации расходов, связанных с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз, устанавливается Кабинетом Министров Украины2.

Распределение судебных расходов
между сторонами (ст. 88 ГПК Украины)

Стороне, в пользу которой вынесено решение, суд присуждает взыскание с другой стороны понесенных ею и документально подтвержденных судебных расходов.

Если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которых отказано истцу.

Если сторона, в пользу которой вынесено решение, освобождена от уплаты судебных расходов, то с другой стороны взыскиваются судебные расходы в пользу лиц, которые их понесли, пропорционально к удовлетворенной или отклоненной части требований.

Если обе стороны освобождены от оплаты судебных расходов, то они компенсируются за счет государства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Если истец, в пользу которого вынесено решение, освобожден от уплаты судебного сбора, то судебный сбор взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требований.

В случае оставления иска без удовлетворения, закрытия производства по делу или оставления без рассмотрения иска истца, освобожденного от оплаты судебных расходов, судебные расходы, понесенные ответчиком, компенсируются за счет государства.

То есть, как и в хозяйственном процессе, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у суда были документы, подтверждающие ваши судебные расходы. Поэтому обязательно сохраняйте все квитанции, платежные поручения, договоры, акты выполненных работ и тому подобное, и обязательно предоставляйте их суду до вынесения решения!

Кроме того, ст. 89 ГПК Украины предусмотрено распределение судебных расходов в случае отказа от иска и заключения мирового соглашения. В случае отказа истца от иска понесенные им расходы ответчиком не возмещаются, а расходы ответчика по его заявлению взыскиваются с истца.

Однако если истец не поддерживает свои требования вследствие удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, то суд по заявлению истца присуждает взыскание всех понесенных им по делу расходов с ответчика.

Если стороны во время заключения мирового соглашения не предусмотрели порядок распределения судебных расходов, то каждая сторона по делу несет половину судебных расходов.

Судебные расходы в административном
процессе (гл. 7 разд. 2 КАС Украины)

Судебные расходы, в соответствии со ст. 87 КАС Украины, состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. К расходам, связанным с рассмотрением дела, в свою очередь, относятся:

- расходы на правовую помощь;

- расходы сторон и их представителей, связанные с прибытием в суд;

- расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз;

- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте и совершением других действий, необходимых для рассмотрения дела.

Автор обращает внимание читателей на то, что на сегодняшний день административные иски не отягощены информационно-техническими расходами!

Судебный сбор

Лицо, которое обращается в административный суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой, заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, должно оплатить судебный сбор (ст. 89 КАС Украины).

Следует отметить, что в КАС Украины, как и в ГПК Украины, введено новое понятие: вместо государственной пошлины судебный сбор. Однако пока порядок и размеры его уплаты не урегулированы отдельным законодательным актом, судебный сбор уплачивается в порядке, предусмотренном Декретом № 7-93.

Согласно пп. 2 п. 3 Заключительных и Переходных положений КАС Украины, размер судебного сбора определяется в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 3 Декрета № 7-93 и составляет 3,40 грн (0,2 НМД Г).

В случае обращения в административный суд с имущественными требованиями о взыскании денежных средств судебный сбор уплачивается в размере 1% от размера таких требований, но не более 1700 грн (пп. 3 п. 3 Заключительных и Переходных положений КАС Украины).

На сегодняшний день административное судопроизводство является наиболее “дешевым” для его участников в части оплаты госпошлины (судебного сбора) и информационных расходов по сравнению с хозяйственными и гражданскими делами.

Расходы на правовую
помощь (ст. 90 КАС Украины)

Расходы, связанные с оплатой помощи адвоката или другого специалиста в области права, которые предоставляют правовую помощь по договору, несут стороны, кроме случаев предоставления бесплатной правовой помощи, предусмотренных законом. В случае освобождения стороны от оплаты предоставления ей правовой помощи расходы на правовую помощь осуществляются за счет Государственного бюджета Украины.

Предельный размер компенсации расходов на правовую помощь устанавливается законом.

В соответствии с п. 2 Заключительных и Переходных положений КАС Украины до вступления в силу такого закона предельный размер компенсации расходов на правовую помощь установлен Постановлением № 590.

Как правило, между стороной и лицом, оказывающим правовую помощь, заключается договор поручения или оказания юридических услуг. Оказание услуг по договору подтверждается актом. Копии этих документов необходимо также предоставить суду; это можно сделать сразу при подаче искового заявления, можно впоследствии, но обязательно до вынесения решения по делу!

Расходы сторон и их представителей,
связанные с прибытием в суд

Расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт сторон и их представителей, а также наймом жилья, несут стороны (ст. 91 КАС Украины).

С учетом того, что юрисдикция Харьковского окружного административного суда распространяется на всю территорию Харьковской области и многие представители сторон приезжают из районов в г. Харьков, транспортные расходы своих представителей оплачивает предприятие, учреждение, организация - сторона по делу, направляющая представителя.

Но стороне, в пользу которой вынесено судебное решение и которая не является субъектом властных полномочий, и ее представителю оплачиваются другой стороной суточные (в случае переезда в другой населенный пункт), а также компенсация за потерянный заработок или отрыв от обычных занятий. Компенсация за потерянный заработок исчисляется пропорционально от размера среднемесячного заработка, а компенсация за отрыв от обычных занятий - пропорционально от размера минимальной заработной платы.

Предельный размер компенсации по судебным решениям расходов сторон и их представителей, связанных с прибытием в суд, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Расходы, связанные с привлечением свидетелей,
специалистов, переводчиков и проведением судебных
экспертиз (ст. 92 КАС Украины)

Расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз, несет сторона, заявившая ходатайство о вызове свидетелей, привлечении специалиста, переводчика и проведении судебной экспертизы.

Свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам оплачиваются проезд, а также суточные в случае переезда в другой населенный пункт. Экспертам, специалистам и переводчикам должно быть выплачено вознаграждение за выполненную работу.

В случае неоплаты судебной экспертизы в срок, установленный судом, суд может отменить определение о назначении судебной экспертизы.

В административном процессе, так нее, как и в гражданском, прямо предусмотрено в кодексе, что “кто музыку заказывает, тот и платит”!

Поэтому если по делу действительно необходимо проведение экспертизы (например, необходимо установить подлинность подписи на документе) и это в ваших интересах и вы просите суд назначить почерковедческую экспертизу, то готовьтесь за нее заплатить!

В случае если вызов свидетелей, назначение экспертизы, привлечение переводчиков, специалистов осуществляется по инициативе суда, а также в случае освобождения от уплаты судебных расходов или уменьшения их размера, соответствующие расходы компенсируются за счет Государственного бюджета Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ч. 4 ст. 92 КАС Украины).

Предельный размер компенсации расходов, связанных с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Распределение судебных
расходов (ст. 94 КАС Украины)

Если судебное решение вынесено в пользу стороны, которая не является субъектом властных полномочий, то суд присуждает все осуществленные ею и документально подтвержденные судебные расходы за счет Государственного бюджета Украины (или соответствующего местного бюджета, если другой стороной был орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо).

Если судебное решение вынесено в пользу стороны - субъекта властных полномочий, то суд присуждает взыскать с другой стороны все осуществленные ею документально подтвержденные судебные расходы, связанные с привлечением свидетелей и проведением судебных экспертиз.

Если административный иск удовлетворен частично, то судебные расходы, осуществленные истцом, присуждаются ему в соответствии с удовлетворенными требованиями, а ответчику - в соответствии с той частью требований, в удовлетворении которых истцу отказано.

Суд выносит дополнительное решение как по заявлению лица, принимавшего участие в деле, так и по собственной инициативе. Дополнительное судебное решение выносится после рассмотрения этого вопроса в судебном заседании с уведомлением лиц, принимающих участие в деле, однако их неявка, при условии что они уведомлены надлежащим образом, не препятствует рассмотрению данного вопроса. Дополнительное судебное решение может быть обжаловано.

В делах, в которых истцом является субъект властных полномочий, а ответчиком - физическое или юридическое лицо, судебные расходы, понесенные истцом, с ответчика не взыскиваются.

Еще раз о субъекте властных полномочий!

В случае отказа в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты судебных расходов, а также оставления административного иска без рассмотрения судебные расходы, понесенные ответчиком, компенсируются за счет Государственного бюджета Украины.

Субъект властных полномочий, в соответствии с и. 7 ч. 1 ст. 3 КАС Украины, - это орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект при осуществлении им властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий.

В случае отказа истца от административного иска понесенные им расходы ответчиком не возмещаются, а расходы ответчика по его заявлению взыскиваются с истца, кроме случаев, когда истец освобожден от уплаты судебных расходов. Однако если истец отказался от административного иска вследствие удовлетворения его ответчиком после подачи административного иска, то суд по заявлению истца присуждает все понесенные им по делу расходы с ответчика (ст. 95 КАС Украины).

Субъектами властных полномочий являются, в частности, органы государственной налоговой службы, Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования; местные государственные администрации (органы государственной власти); исполнительные комитеты местных советов (органы местного самоуправления). Это наиболее частые ответчики по административным делам.

Если спор решается путем примирения и стороны не пришли к согласию относительно распределения судебных расходов, то каждая сторона по делу несет половину судебных расходов (ст. 96 КАС Украины).

Споры с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины также являются административными спорами, а указанные субъекты являются субъектами властных полномочий. Об этом говорится в Письме № 1329/9/1/13-07.

Суд решает вопрос относительно судебных расходов в постановлении суда или определением.

Отметим также, что при обжаловании решения суда первой и второй инстанций в апелляционном и/или кассационном порядке за подачу апелляционной/кассационной жалобы оплачивается только государственная пошлина (судебный сбор), а оплата информационно-технических расходов в этих случаях законодательством не предусмотрена!

Если в постановлении или определении по результатам рассмотрения дела суд не решил вопрос о распределении судебных расходов или решил его, но не определил конкретный их размер, то эти вопросы могут быть разрешены путем вынесения дополнительного судебного решения - дополнительного постановления или дополнительного определения (ст. 168 КАС Украины).

Предельные размеры компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских и административных дел, согласно приложению к Постановлению № 590, приведены на рис. 3.

С Рисунком 3 можно ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

_________________

1 В статье 4 Декрета № 7 93 приведены лица и категории дел, которые освобождены от уплаты госпошлины.

2 Учитывая, что предельные, размеры, некоторых судебных расходов по гражданским и административным делам установлены одним нормативно-правовым актом - Постановлением № 590, для удобства читателей таблицу размеров приведем в конце статьи.

Список использованных документов

ГПК Украины - Гражданский процессуальный кодекс Украины

КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон об адвокатуре - Закон Украины от 19.12.1992 г. № 2887-ХII “Об адвокатуре”

Закон о прокуратуре - Закон Украины от 05.11.1991 г. № 1789-ХII “О прокуратуре”

Декрет № 7-93 - Декрет КМУ от 21.01.1993 г. № 7-93 “О государственной пошлине”

Постановление № 590 - Постановление КМУ от 27.04.2006 г. № 590 “О предельных размерах компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских и административных дел, и порядке их компенсации за счет государства”

Постановление № 1258 - Постановление КМУ от 21.12.2005 г. № 1258 “Об утверждении Порядка оплаты расходов по информационно-техническому обеспечению судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, и их размеров”

Постановление № 30/63 - Постановление Верховного Суда Украины (Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного Суда) от 01.10.2002 г. № 30/63 “О пересмотре в кассационном порядке постановления Высшего хозяйственного суда Украины по мотивам его несоответствия нормам материального и процессуального права”

Постановление № 27/37 - Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 27.07.2004 г. № 27/37 “О взыскании долга, расходов по уплате государственной пошлины, расходов на адвокатские услуги, расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса”

Постановление № 13/385 - Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 04.08.2004 г. № 13/385 “О возмещении убытков”

Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный Постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100

Инструкция № 15 - Инструкции о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденная приказом ГГНИ от 22.04.1993 г. № 15

Разъяснение № 02-5/78 - Разъяснение Высшего арбитражного суда3 Украины от 04.03.1998 г. № 02-5/78 “О некоторых вопросах практики применения раздела VI Хозяйственного процессуального кодекса Украины”

Письмо № 01-8/1270 - Письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 14.07.2004 г. № 01-8/1270 “О некоторых вопросах, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов Украины в 2003 г. о применении норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины”

Письмо № 01-8/123 - Письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2007 г. № 01-8/123 “О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2006 году”

Письмо № 1329/9/1/13-07 - Письмо Высшего административного суда Украины от 21.12.2007 г. № 1329/9/1/13-07 “О практике применения административными судами предписаний Кодекса административного судопроизводства Украины относительно определения юрисдикции административных дел (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)”

Письмо № 01-08/479 - Письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 17.08.2009 г. № 01-08/479 “О постановлении Кабинета Министров Украины от 05.08.2009 № 825 “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 № 1258

До вступления в силу Закона Украины от 21.06.2001 г. № 2539 “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины” хозяйственный процесс и суды именовались арбитражными.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 44-45 (722-723),
09 ноября 2009 г.
Подписной индекс 40783