Процессы отечественного законотворчества

Практически все стороны общественной жизни регулируются законами. Порой мы даже н обращаем на них внимания или просто не замечаем этого за повседневными житейскими проблемами. И зря.

Недаром говорят: “знание - сила”, а знание законов - это сила, способная отстоять и защитить ваши права и законные интересы и помочь вам уверенней идти по жизни. Знать закон - это не только прочитать его, но и следить за его изменениями. Каждое изменение закона изменяет будущее.

Тот, кто постоянно в “курсе” последних событий в законодательстве, всегда на шаг впереди остальных. Быть в курсе последних изменений, значит, отслеживать их еще на стадии законотворчества. Это дает возможность быть не только ведомыми в этом процессе, но и иметь возможность повлиять на законодательный процесс в целях включения в очередной закон - “правило” положений, упрощающих, а не усложняющих нашу жизнь. Поэтому необходимо знать, как создаются законы, то есть знать процедуру законодательства.

Ни для кого ни секрет, что основным законом Украины является Конституция Украины, имеющая высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ч. 2 ст. 8 Конституции Украины).

Статья 6 Конституции Украины гласит: “Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную”.

Согласно ст. 75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. К полномочиям Верховной Рады Украины относится принятие законов (п. 3 ст. 85, ст. 91 Конституции Украины).

Конституционный Суд Украины под термином “закон” понимает юридически целостный и структурно завершенный нормативно-правовой акт, принятый ВР Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями (Решение № 11-рп/98).

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Украины, права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина, правовой режим собственности, правовые основы и гарантии предпринимательства, правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования, основы гражданско-правовой ответственности и многое другое определяются исключительно законами Украины.

Часть 2 этой же статьи предусматривает, что исключительно законами Украины устанавливаются: государственный бюджет, система налогообложения, налоги и сборы, основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы, порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих отличный от общего экономический режим.

Принятие любого закона - достаточно длительный и сложный процесс. Каждый закон Украины, прежде чем вступить в силу, должен пройти следующий ряд обязательных этапов (рис. 1).

С Рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Рассмотрим каждый этап принятия законов в отдельности.

Разработка и внесение законопроекта

В соответствии со ст. 93 Конституции Украины, право законодательной инициативы в ВР Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины и ЕМУ.

Законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются ВР Украины вне очереди. По поводу приоритетности законопроектов, определенных Президентом Украины, Конституционный Суд Украины в Решении № 2-рп/2001 дает следующее разъяснение:

“Положение части второй статьи 93 Конституции Украины относительно внеочередного рассмотрения Верховной Радой Украины, законопроектов, определенных Президентом Украины как неотложные, в аспекте затронутого в конституционном представлении вопроса нужно понимать так, что такие законопроекты должны быть срочно включены Верховной Радой Украины в повестку дня ее сессии и рассмотрены, в приоритетном порядке - ранее других законопроектов - на всех стадиях законодательного процесса в соответствии с процедурой, установленной Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины”.

Проекты законов, постановлений и других актов Верховной Рады Украины (далее - законопроекты) оформляются и вносятся в Верховную Раду Украины субъектами права законодательной инициативы в порядке, установленном Регламентом № 547, но с учетом требований Положения № 428.

Законопроекты, вносимые в Верховную Раду Украины народными депутатами Украины, регистрируются сектором регистрации законопроектов отдела по вопросам планирования и учета прохождения законопроектов Главного организационного управления аппарата Верховной Рады Украины (далее - сектор регистрации законопроектов) в день его внесения. Данные о присвоенном законопроекту регистрационном номере заносятся в Журнал регистрации законопроектов и в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады Украины.

Электронные копии текстов указанных законопроектов и сопроводительных документов к ним предоставляются субъектами права законодательной инициативы и заносятся сектором регистрации законопроектов в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады Украины.

Законопроект вносится на регистрацию вместе с проектом постановления, которое Верховной Раде Украины предлагается принять по результатам его рассмотрения, списком авторов законопроекта, предложением относительно кандидатуры докладчика на пленарном заседании и объяснительной запиской, которая должна содержать:

1) обоснование необходимости принятия законопроекта, целей, задач и основных его положений и места в системе законодательства;

2) обоснование ожидаемых социально-экономических,

правовых и других последствий применения закона после его принятия;

3) другие сведения, необходимые для рассмотрения законопроекта.

Указанные документы подаются в письменной форме вместе с их электронным файлом.

К законопроекту о внесении изменений в законы прилагается сравнительная таблица, которая содержит редакцию соответствующих положений (статей, частей, пунктов, абзацев и т.п.) действующего закона и новую его редакцию с учетом предложенных изменений.

Альтернативный законопроект может быть внесен не позднее 14 дней после дня предоставления народным депутатам Украины первого законопроекта по соответствующему вопросу, а к повторному первому чтению - в 10-дневный срок со дня направления на повторное первое чтение законопроекта, относительно которого он является альтернативным.

После принятия законопроекта в первом чтении внесение альтернативных законопроектов относительно него не допускается.

Согласно п. 8 Положения № 428 к законопроекту, реализация которого влияет на расходную и/или доходную часть государственного или местных бюджетов, прилагается финансово-экономическое обоснование (расчет размера расходов) и предложение о покрытии этих расходов. Если реализация законопроекта не влияет на расходную и/или доходную часть государственного или местных бюджетов, то это отмечается в объяснительной записке.

После регистрации законопроекта сектором регистрации законопроектов готовится проект резолюции Председателя Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей Первого заместителя или заместителя Председателя Верховной Рады Украины.

Рассмотрение законопроекта
в комитетах Верховной Рады Украины

Законопроекты после рассмотрения Председателем Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей первым заместителем, заместителем Председателя Верховной Рады Украины с резолюциями возвращаются в сектор регистрации законопроектов, который через сектор тиражирования документов изготовляет копии законопроектов и приложенные к ним документы и через отдел служебной корреспонденции рассылает их отмеченным в резолюциях адресатам. Оригиналы настоящих документов после тиражирования передаются в секретариаты комитетов Верховной Рады Украины, определенных главными, для формирования дел законопроектов в соответствии со ст. 97 Регламента № 547.

Кабинет Министров Украины самостоятельно тиражирует законопроекты, которые он вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины.

Каждый законопроект после его регистрации не позднее 5-дневного срока направляется в комитет, в ведении которого находятся вопросы бюджета, для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и/или расходную часть бюджетов и выполнения закона о Государственном бюджете Украины в текущем бюджетном периоде, а также в комитет, который определяется главным по подготовке и предварительному рассмотрению законопроекта.

В случае если для подготовки и предварительного рассмотрения, доработки законопроектов Верховная Рада Украины принимает решение об образовании временной специальной комиссии (ст. 85 Регламента № 547), такая комиссия осуществляет функции главного комитета по этим вопросам в порядке, определенном Регламентом № 547.

Согласно п. 17 Положения № 428 законопроекты отправляются комитету (комитетам) Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого (которых) относится данный вопрос, для предварительного рассмотрения и подготовки выводов по включению соответствующего законопроекта в повестку дня сессии, а также Главному организационному управлению аппарата Верховной Рады Украины для контроля за их прохождением.

В случае направления законопроектов нескольким комитетам Верховной Рады Украины главным является комитет, указанный в перечне первым.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины вместе с материалами, указанными в части третьей ст. 148 Регламента № 547, по решению Верховной Рады Украины о предоставлении вывода Конституционным Судом Украины относительно соответствия этого законопроекта требованиям ст.ст. 157 и 158 Конституции Украины направляются в Конституционный Суд Украины (п. 18 Положения № 428).

Законопроекты после их регистрации не позднее 5-дневного срока предоставляются народным депутатам Украины. После предварительного рассмотрения законопроекта в главном комитете народным депутатам Украины предоставляются выводы главного комитета, выводы других комитетов Верховной Рады Украины и другие указанные в Регламенте № 547 документы.

Главный комитет не позднее 30-дневного срока предварительно рассматривает законопроект и принимает вывод о целесообразности включения его в повестку дня сессии Верховной Рады Украины (п. 21 Положения № 428).

К выводу главного комитета прилагается вывод комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, который должен быть подан главному комитету не позднее 14-дневного срока со дня получения законопроекта для предоставления вывода.

Другие комитеты по обращению главного комитета или по собственной инициативе рассматривают законопроект и направляют свои выводы главному комитету.

Выводы, подготовленные по результатам экспертизы, направляются главному комитету для учета при рассмотрении законопроекта и принятия решения о последующей работе над ним.

Пунктом 22 Положения № 428 предусмотрено, что Председатель Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей - Первый заместитель, заместитель Председателя Верховной Рады Украины по предложению главного комитета или временной специальной комиссии Верховной Рады Украины или Согласительного совета депутатских фракций в Верховной Раде Украины может вернуть внесенный законопроект субъекту права законодательной инициативы без его рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины при наличии следующих оснований:

1) вывод комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы конституционного права, о том, что законопроект противоречит положением Конституции Украины, кроме случаев, когда он касается внесения изменений в Конституцию Украины;

2) несоответствие оформления законопроекта требованиям закона, Регламенту № 547 и принятым в соответствии с ними нормативно-правовым актам;

3) отсутствие финансово-экономического обоснования законопроекта, если главный комитет или соответствующая временная специальная комиссия не считают возможным рассматривать его без такого обоснования;

4) наличие принятого в первом чтении законопроекта, относительно которого внесенный проект является альтернативным;

5) отклонение на текущей сессии Верховной Рады законопроекта, положения которого дословно или по сути повторяют поданный законопроект.

Возвращение законопроекта субъекту права законодательной инициативы осуществляется в 15-дневный срок после получения вывода главного комитета или соответствующей временной специальной комиссии с уведомлением о причине возврата.

Возвращенные законопроекты могут быть повторно внесены на рассмотрение Верховной Рады при условии устранения недостатков, ставших основанием для их возврата.

После включения законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады Украины подготовка его к первому чтению осуществляется главным комитетом, который подает также свои выводы и предложения относительно альтернативных законопроектов, внесенных на рассмотрение Верховной Рады Украины в установленном порядке.

В случае рассмотрения альтернативных законопроектов главный комитет может внести предложение о предварительном определении Верховной Радой Украины основных положений, принципов, критериев и его структурных частей, на которых должен основываться соответствующий законопроект.

Пунктом 25 Положения № 428 предусмотрено, что по результатам подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении главный комитет принимает вывод, который должен содержать:

1) предложение о принятии Верховной Радой относительно соответствующего законопроекта (каждого из альтернативных законопроектов в случае их внесения) одного из решений, предусмотренных ст. 114 Регламента № 547, и обоснование такого предложения;

2) предложение относительно перенесения рассмотрения законопроекта (в случае необходимости).

В случае если законопроект нуждается в финансово-экономическом обосновании, к выводу главного комитета обязательно прилагается вывод комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, по полноте и достоверности такого обоснования. Главный комитет может также приобщить полученные выводы Кабинета Министров Украины и других комитетов по этому вопросу (абзац 4 п. 25 Положения № 428).

Если в выводах комитетов, которым Верховной Радой было поручено предварительное рассмотрение законопроекта, есть расхождения, то главный комитет принимает меры по их урегулированию. Вопросы, по поводу которых комитетами не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Верховной Рады.

Вывод, подготовленный главным комитетом к первому чтению законопроекта, выводы соответствующих комитетов, Главного научно-экспертного управления и другие сопроводительные документы к нему тиражируются и предоставляются народным депутатам Украины не позднее 7 дней до дня рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании Верховной Рады Украины.

Выводы комитетов Верховной Рады Украины по законопроектам о внесении изменений в Конституцию Украины, приложенные к ним проекты решений Верховной Рады Украины и другие необходимые материалы предоставляются народным депутатам Украины не позднее 10 дней до дня рассмотрения Верховной Радой Украины вопроса о включении этого законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады Украины и о порядке продолжения работы над ним.

Верховная Рада Украины в течение 30 дней после получения вывода главного комитета или временной специальной комиссии решает вопрос о включении законопроекта в повестку дня сессии (п. 28 Положения № 428).

Верховная Рада Украины своим решением может снять законопроект с рассмотрения, если в результате принятия других законодательных актов или по другим причинам законопроект утратил свою актуальность.

В случае принятия Верховной Радой Украины за основу одного из альтернативных законопроектов другие альтернативные законопроекты снимаются с рассмотрения без принятия Верховной Радой Украины об этом отдельного решения (п. 31 Положения № 428).

Законопроекты, подготовленные для рассмотрения Верховной Радой Украины во втором и третьем чтениях, предоставляются народным депутатам в виде сравнительных таблиц (п. 33 Положения № 428).

Сравнительная таблица, подготовленная к второму чтению, должна содержать следующие данные (рис. 2).

С Рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Если по тем или иным причинам не все предложения, поправки включены в сравнительную таблицу, подготовленную ко второму чтению, то главный комитет готовит и подает дополнительную сравнительную таблицу.

Если главный комитет не принял решения по тому или другому предложению или поправке в законопроект, то окончательная редакция текста законопроекта в этой части остается в редакции первого чтения.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Зарегистрированный и включенный в повестку дня сессии законопроект при подготовке к первому чтению в обязательном порядке направляется для проведения научной экспертизы Главному научно-экспертному управлению аппарата Верховной Рады Украины, а при подготовке ко всем следующим чтениям - для проведения юридической экспертизы Главному юридическому управлению аппарата Верховной Рады Украины и редакционному отделу Главного управления документального обеспечения аппарата Верховной Рады Украины для редакционной обработки (п. 19 Положения № 428).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении, как правило, проводится по процедуре полного обсуждения законопроектов (ст. 30 Регламента № 547).

При рассмотрении законопроекта в первом чтении Верховная Рада может принять процедурное решение об обсуждении проекта по сокращенной процедуре.

Обсуждение по сокращенной процедуре не допускается при рассмотрении проектов кодексов и других законопроектов, в которых количество статей, пунктов превышает 100.

После завершения обсуждения законопроекта в первом чтении проводится голосование относительно принятия одного из решений.

Статьей 114 Регламента № 547 предусмотрено, что по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении могут быть приняты следующие решения:

1) принять законопроект за основу с поручением главному комитету подготовить его ко второму чтению;

2)отклонить законопроект;

3) возвратить законопроект субъекту права законодательной инициативы на доработку или направить его главному комитету для подготовки на повторное первое чтение, определив при этом основные положения, принципы, критерии, которым должен отвечать доработанный законопроект или его структурные части;

4)опубликовать законопроект в определенном Верховной Радой печатном СМИ для всенародного обсуждения или доработать его главным комитетом с учетом последствий обсуждения и представления на повторное первое чтение.

Верховная Рада после принятия законопроекта за основу может принять решение о принятии законопроекта в целом, при условии соблюдения требований Регламента № 547 (часть четвертая ст. 102).

Законопроект считается отклоненным, если ни одно из вышеприведенных четырех решений не поддержано необходимым количеством голосов народных депутатов.

Особенности процедуры повторного первого чтения законопроекта. Законопроект на повторное первое чтение подается в определенный Верховной Радой срок, но не позднее 30 дней после дня его предыдущего рассмотрения, в новой редакции, подготовленной главным комитетом и/или субъектом права законодательной инициативы, с выводами главного и других комитетов и рассматривается в порядке, предусмотренном Регламентом № 547 (статьи 112, 113).

Сроки представления на повторное первое чтение законопроекта, по которому принято решение о всенародном обсуждении, определяются отдельным постановлением Верховной Рады.

Главный комитет и/или субъект права законодательной инициативы, которые в соответствии с решением Верховной Рады подготовили законопроект на повторное первое чтение, имеют право на доклад.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Предложения и поправки для подготовки законопроекта ко второму чтению вносятся в течение 14 дней после дня принятия законопроекта в первом чтении за основу. К повторному второму чтению законопроекта предложения и поправки вносятся в 10-дневный срок после дня предыдущего второго чтения.

Законопроект, подготовленный ко второму или повторному второму чтению, вывод главного комитета и другие сопроводительные документы к нему предоставляются народным депутатам не позднее 10 дней до дня рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании Верховной Рады.

Законопроект, подготовленный ко второму или повторному второму чтению, должен быть завизирован председателем главного комитета, руководителем секретариата этого комитета, руководителями юридического и редакционного подразделения Аппарата Верховной Рады. Если законопроект завизирован с замечаниями, то они прилагаются к сопроводительным документам, которые предоставляются народным депутатам вместе с законопроектом.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении (ст. 119 Регламента № 547). Во время рассмотрения законопроекта во втором чтении Верховная Рада проводит его постатейное обсуждение и голосование. В случае необходимости могут обсуждаться и ставиться на голосование отдельные части, пункты, подпункты, предложения или статьи.

Верховная Рада может принять процедурное решение о рассмотрении законопроекта разделами, частями с проведением по ним самостоятельного обсуждения и голосования. Такое процедурное решение может приниматься после обсуждения по сокращенной процедуре.

Порядок обсуждения законопроектов при рассмотрении во втором чтении (ст. 120 Регламента № 547). Во время рассмотрения законопроекта во втором чтении проводится обсуждение каждой статьи в порядке ее нумерации в предложенной главным комитетом редакции, если не принято решение о рассмотрении законопроекта в другом порядке согласно ст. 119 Регламента № 547.

В случае внесения в сравнительную таблицу законопроекта нескольких альтернативных предложений, поправок, по которым главный комитет не принял решения, Верховная Рада рассматривает каждую из них.

Согласно ст. 123 Регламента № 547 по результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении могут быть приняты следующие решения:

1) принять законопроект во втором чтении и поручить главному комитету подготовить его к третьему чтению;

2)отклонить законопроект;

3) принять законопроект во втором чтении и в целом;

4) принять законопроект во втором чтении, за исключением отдельных разделов, глав, статей, частей статей, и направить их главному комитету на доработку с последующим представлением законопроекта на повторное второе чтение;

5) возвратить законопроект главному комитету на доработку с последующим представлением на повторное второе чтение.

Законопроект считается отклоненным, если ни одно из предложенных выше решений не получило поддержку необходимого количества голосов народных депутатов.

Если предложенный главным комитетом текст законопроекта принят без внесения изменений в него, если к нему нет замечаний соответствующих структурных подразделений Аппарата Верховной Рады, то Верховная Рада может принять решение о принятии законопроекта в втором чтении и в целом.

Рассмотрение законопроектов в повторном втором чтении (ст. 124 Регламента № 547). На повторное второе чтение законопроект подается главным комитетом в виде сравнительной таблицы (см. рис. 2).

На повторное второе чтение главный комитет подает лишь предложения, поправки, внесенные после второго чтения к статьям или их частям, которые не были приняты во втором чтении. При этом включаются все предложения, поправки, в том числе и внесенные в эти статьи или их части на предыдущем втором чтении.

Если на повторное второе чтение возвращены лишь отдельные структурные части законопроекта, то сравнительная таблица готовится лишь относительно этих структурных частей.

Повторное второе чтение законопроекта осуществляется по процедуре второго чтения (статьи 119 - 123 Регламента № 547).

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

К законопроекту, который готовится к третьему чтению, поправки вносятся в 5-дневный срок после дня предыдущего чтения.

К третьему чтению законопроекта, который готовится главным комитетом, вносятся лишь поправки по внесению исправлений, уточнений, устранению ошибок, противоречий в тексте законопроекта, а также поправки, внесенные с целью согласования между собой структурных частей принятого во втором чтении законопроекта без изменения его содержания. Любые другие поправки отклоняются главным комитетом без рассмотрения их по сути (ст. 125 Регламента № 547).

Законопроект, подготовленный к третьему чтению, вместе с выводом главного комитета и другими сопроводительными документами по нему предоставляется народным депутатам не позднее 5 дней до дня его рассмотрения.

Для рассмотрения законопроекта в третьем чтении главный комитет подает сравнительную таблицу (см. рис. 2), которая содержит окончательную редакцию законопроекта и составляется в соответствии с требованиями Регламента № 547 (ст. 118).

Одновременно с законопроектом, подготовленным к третьему чтению, главный комитет подает:

1) перечень законов, в которые в связи с принятием данного закона необходимо внести изменения (при их наличии);

2) полученный главным комитетом, в случае необходимости, от Кабинета Министров Украины план организационных, кадровых, материально - технических, финансовых, информационных мероприятий для введения в действие закона после принятия законопроекта;

3) проекты актов Кабинета Министров Украины, других центральных органов исполнительной власти, принятие которых предусмотрено в рассматриваемом законопроекте или необходимо для введения соответствующего закона в действие, если Верховной Радой принималось решение о необходимости разработки таких проектов актов.

Рассмотрение законопроектов в третьем чтении (ст. 128 Регламента № 547). В третьем чтении рассматриваются и принимаются решения по поправкам (внесению исправлений, уточнений, устранению ошибок, противоречий в тексте законопроекта), поданным после принятия законопроекта во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении включает:

1) голосование по статьям законопроекта, текст которых претерпел изменения после их принятия во втором чтении;

2) голосование по проекту постановления, внесенного народными депутатами - членами главного комитета, об одобрении подготовленного Кабинетом Министров Украины плана организационных, кадровых, материально-технических, финансовых, информационных мероприятий по введению в действие закона после принятия законопроекта;

3) голосование законопроекта в целом.

После принятия закона в целом внесение в его текст любых изменений (за исключением исправления грамматических или технических ошибок) допускается лишь по предложению Председателя Верховной Рады Украины в порядке, определенном Регламентом № 547 (ст. 131).

Согласно ст. 129 Регламента № 547 по результатам рассмотрения законопроекта в третьем чтении могут быть приняты следующие решения:

1) принять закон в целом и направить его на подпись Президенту Украины;

2) перенести голосование по законопроекту в целом в связи с принятием решения о переносе рассмотрения законопроекта или до представления Кабинетом Министров Украины проектов актов, принятие которых предусмотрено в рассматриваемом законопроекте;

3) одобрить текст законопроекта в целом и вынести его на всеукраинский референдум;

4) отклонить законопроект.

В случае если Верховной Радой не принято ни одно из предусмотренных выше решений, законопроект считается отклоненным.

Согласно Решению № 11-рп/98 решения ВР Украины о принятии (отклонении) постатейно законопроектов и поправок к ним принимаются только на пленарном заседании ВР Украины при условии личного участия народных депутатов Украины в голосовании и наборе установленного Конституцией Украины, законом о регламенте Верховной Рады Украины количества голосов в их поддержку. Личное участие народных депутатов означает их непосредственное волеизъявление независимо от способа голосования, т. е. народный депутат не имеет права голосовать за других народных депутатов на заседаниях ВР Украины. Нарушение установленной Конституцией Украины процедуры принятия законов Верховной Радой является основанием для признания их неконституционными.

Подписание принятого закона Президентом Украины

Текст закона, принятый Верховной Радой, не позднее 10-дневного срока оформляется главным комитетом, визируется председателем комитета и руководителем секретариата этого комитета или лицами, исполняющими их обязанности, руководителем юридического подраздела и руководителем подразделения, на которое в установленном порядке возложена функция по оформлению на подпись Председателю Верховной Рады Украины принятых Верховной Радой актов, и подается на подпись Председателю Верховной Рады Украины.

Если текст закона завизирован с замечаниями, то они вместе с текстом закона подаются Председателю Верховной Рады Украины (п. 1 ст. 130 Регламента № 547).

Председатель Верховной Рады Украины подписывает поданный на подпись закон не ранее двух и не позднее пяти дней со дня его представления, кроме случаев, предусмотренных Регламентом № 547.

Согласно ст. 94 Конституции Украины Президент Украины в течение 15 дней после получения закона подписывает его, принимая его к исполнению, и официально обнародует или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

Если Президент Украины применил право вето относительно принятого Верховной Радой закона и в определенный частью второй ст. 94 Конституции Украины срок вернул закон в Верховную Раду со своими мотивируемыми и сформулированными предложениями, следствием этого является отмена результатов голосования за закон в целом и открытие процедуры его повторного рассмотрения в Верховной Раде.

Закон, возвращенный Президентом Украины в Верховную Раду для повторного рассмотрения, после его подготовки в главном комитете рассматривается вне очереди на пленарном заседании Верховной Рады не позднее 30 дней после его возвращения с предложениями Президента Украины, если Верховная Рада не приняла другого решения. Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 голосов от ее конституционного состава, то Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней.

Решением № 11-рп/98 разъяснено, что указанные в ст. 94 Конституции Украины сроки исчисляются в календарных днях. Сроки подписания и официального обнародования Президентом Украины законов Украины, определенные ст. 94 Конституции Украины, следует понимать так, что они начинаются со следующего дня после получения законов Президентом Украины, а если их завершение приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания этих сроков является следующий за ним рабочий день.

Опубликование закона в официальных
источниках массовой информации

Подписанные Президентом законы Украины и другие акты Верховной Рады Украины не позднее 15-дневного срока после их принятия в установленном порядке и подписания подлежат официальному обнародованию на государственном языке в официальных печатных изданиях (ст. 1 Указа № 503).

Согласно ч. 2 ст. 94 Конституции Украины обязанность официального обнародования законов возложена на Президента Украины.

Официальными печатными изданиями, согласно ст. 1 Указа № 503, являются:

- “Відомості Верховної Ради України”;

- “Офіційний вісник України”;

- “Урядовий кур'єр”;

- “Голос України”;

- “Офіційний вісник Президента України”.

Официальное обнародование нормативно-правовых актов проводится после их включения в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов с указанием присвоенного им регистрационного кода.

Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его официального опубликования (ст. 4 Указа № 503).

В соответствии со ст. 3 Указа № 503 граждане, государственные органы, предприятия, учреждения и организации при осуществлении своих прав и обязанностей должны руководствоваться законами Украины и другими нормативно-правовыми актами ВР Украины, Президента Украины и КМУ, опубликованными в официальных печатных изданиях или полученными в установленном порядке от органа, издавшего такой нормативно-правовой акт.

Зная вышеперечисленные этапы прохождения законопроекта от его обсуждения до принятия как закона, вы сможете вносить свои предложения непосредственно на стадии всенародного обсуждения или через народных депутатов, обсуждающих законопроекты в Верховной Раде.

Список использованных документов

Указ № 503 - Указ Президента Украины от 10.06.1997 г. № 503/97 “О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу”

Положение № 428 - Положение о порядке работы в Верховной Раде Украины с проектами законов, постановлений, других актов Верховной Рады Украины, утвержденное Распоряжением Председателя Верховной Рады Украины от 22.05.2006 г. № 428

Регламент № 547 - Регламент Верховной Рады Украины, утвержденный Постановлением Верховной Рады Украины от 19.09.2008 г. № 547-VI

Решение № 11-рп/98 - Решение Конституционного Суда Украины от 07.07.1998 г. № 11-рп/98 “Дело по конституционному представлению Президента Украины об официальном толковании частей второй и третьей статьи 84 и частей второй и четвертой статьи 94 Конституции Украины”

Решение № 2-рп/2001 - Решение Конституционного Суда Украины от 28.03.2001 г. № 2-рп/2001 “По делу по конституционному представлению Президента Украины относительно официального толкования положения части второй статьи 93 Конституции Украины (дело о внеочередном рассмотрении законопроектов)”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 44-45 (722-723),
09 ноября 2009 г.
Подписной индекс 40783