Основания для переноса срока плановой проверки ГНИ
Никто из нас не застрахован от несчастного случая, в том числе и налоговик.
Предположим, что у вас назначена плановая проверка ГНИ и ее начал вести инспектор, который затем трагически погиб в автокатастрофе. Налоговая в трауре, а в связи с дефицитом кадров никого не прислала вместо него. Все инспекторы были на своих объектах. Но через месяц приходит другой инспектор и говорит, что продолжит начатую ранее проверку.
Нам предстоит разобраться в следующих вопросах. Отвечают, ли букве закона такие действия ГНИ? Можно ли не допустить инспектора к проверке, обусловливая свой отказ тем, что оговоренный срок для проверки упущен? Ведь причина в этом случае была серьезной, а ГНИ не виновата в том, что так произошло с ее сотрудником.
Но не будем руководствоваться эмоциями, а обратимся к нормативной базе по данному вопросу, ведь во взаимоотношениях налогоплательщиков и контролирующих органов должно доминировать, прежде всего, действующее законодательство, а не человеческое сострадание или просьба войти в положение другой стороны.
Войти в положение другой стороны - тактический прием, к которому нередко прибегают как налогоплательщики, так и контролирующие органы.
Налогоплательщики зачастую просят проверяющего не фиксировать в акте проверки ту или иную ошибку в налоговом учете, которая, якобы, допущена по неосторожности. Контролирующие органы, в свою очередь, просят налогоплательщиков самим найти ошибки в налоговом учете на определенную сумму, так как у них есть план по штрафам и санкциям и они не могут вернуться с проверки с чистым актом.
Естественно, что просьба как налогоплательщиков, так и контролирующих органов войти в положение друг друга приводит к возникновению так называемых неформальных отношений, которые не несут в себе ничего хорошего.
Формальные правила как раз и вводятся законодателями и чиновниками для того, чтобы их неукоснительно соблюдали все. Хотя официальные органы почти всегда оставляют место для неопределенности и вполне сознательно конструируют поле неопределенности, резервируя возможности для различной трактовки формальных правил.
Введение формальных правил законодательными и контролирующими органами в таком виде и при таких условиях, которые не предполагают их полного и безусловного выполнения, недопустимо!
Поэтому не стоит забывать о том, что есть такой хороший документ, как Порядок № 619, который координирует проведение плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей).
В пункте 3 Порядка № 619, в принципе, содержится ответ на наш вопрос:
“Замена в планах-графиках плановых выездных ревизий и проверок субъекта хозяйствования, деятельность которого подлежит проверке, и изменение сроков их проведения запрещается, кроме случаев возникновения объективных обстоятельств (ликвидация, банкротство субъекта хозяйствования, прекращение его деятельности на длительное время, обстоятельства непреодолимой силы и т.п.). Об изменениях, которые вносятся в планы-графики, соответствующие контролирующие органы информируются в трехдневный срок со времени принятия такого решения”.
Как видим, все-таки основания для переноса даты проверки ГНИ есть. Однако сразу обратим внимание, что все они связаны исключительно с субъектом хозяйствования, которого нужно проверить, а не с представителем налоговой (просьба не путать “сроки переноса проверки” с “продлением срока проверки”).
В нормативных документах упоминается такое основание для переноса проверки, как отсутствие должностных лиц субъекта хозяйствования, которые должны вести учет. Однако отсутствие лица, которое должно проводить проверку, как основание для переноса проверки нормативными документами не предусмотрено!
Автор приведет ниже этот перечень.
Пункт 1.17 Методических рекомендаций № 355 указывает на следующее.
В случае невозможности начать проверку в связи с отсутствием налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика) по его местонахождению или его укрывательством, не допуском должностных лиц органа ГНС к проведению проверки, не предоставлением документов для проверки или наличием других причин, которые делают невозможным ее проведение (в частности, изъятие или похищение документов налогоплательщика при наличии подтверждающих документов), болезнь, отпуск или командировка налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика), отсутствие других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством вести налоговый учет и отчетность, представлять интересы налогоплательщика), и после принятия соответствующих мер, подразделением, которое проводит (возглавляет) проверку, составляется акт произвольной формы.
В акте излагаются причины невозможности начать проверку в сроки, определенные в направлении на ее проведение, и делается соответствующая запись об осуществлении указанной проверки после устранения причин, приведших к невозможности ее проведения. Настоящий акт фиксируется в специальном журнале регистрации актов в соответствии с установленным порядком оформления и реализации материалов проверок органами ГНС.
При осуществлении плановой выездной проверки после определенных в плане-графике сроков ее проведения уведомление налогоплательщику повторно не высылается, а выписывается новое направление на проверку с указанием новой даты начала и окончания ее проведения с соблюдением продолжительности ее проведения, определенной в соответствии с планом-графиком. При этом в акте проверки обязательно излагаются обстоятельства, которые привели к нарушению сроков проведения такой проверки, определенных в уведомлении о проведении проверки.
При осуществлении внеплановой выездной проверки после сроков, определенных в приказе на ее проведение, выдаются новый приказ и новое направление на проведение проверки с указанием в них новой даты начала и окончания ее проведения и с соблюдением продолжительности ее проведения, определенной предыдущим приказом. При этом в приказе указываются причины изменения сроков проведения проверки.
Но возникает вопрос: можно ли применять этот порядок выхода из ситуации, если нашего случая нет в перечне, указанном в первой части п. 1.17 Методических рекомендаций № 355? Можно же применить аналогию закона, если есть “белые пятна” в законодательстве.
Рассмотрим теперь, что говорит п. 1.18 Методических рекомендаций № 355 о замене проверяющих.
Так, в случае возникновения во время проверки необходимости внести изменения (замену) в состав проверяющих (длительная болезнь или увольнение работника органа ГНС, которые произошли во время проверки) об этом в письменной форме сообщается налогоплательщику, выдается соответствующий приказ органа ГНС об изменении состава проверяющих и выписывается новое направление на проверку (с продлением в случае необходимости в установленных законодательством границах срока проверки, предусмотренного предыдущим направлением на проверку), в котором указываются новые кандидатуры проверяющих и которое вместе с копией приведенного приказа органа ГНС предоставляется налогоплательщику под роспись. При этом в акте проверки делается соответствующая запись.
Однако в нашем случае срок был запланирован ранее и уже закончился. А продлевать то, что уже закончилось, ГНИ права не имеет.
Как говорят, кто не успел - тот опоздал!
Если успели в срок, предусмотренный для проверки, - нет вопросов - действуйте согласно п. 1.18. Методических рекомендаций № 355. Есть лишь исключение - если приказ о продлении срока проверки выдали в сроки проведения ее в начальном виде, но инспектор пришел позже. Тогда ему просто меньше времени остается на проверку.
Но у нас другая ситуация, и автор придерживается мысли, что ГНИ нужно включать этот субъект хозяйствования в новый план-график проверок. Ведь плановой выездной считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа ГНС и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. В другом случае - это уже внеплановая, на которую тоже нужны основания, исключительный перечень которых указан в Законе о налоговой службе!
А в заключение статьи желаем всем работникам контролирующих органов и налогоплательщикам здоровья и благополучия и чтобы приведенный нами случай никогда не имел места в практике наших читателей. Пусть все налоговые проверки проводятся только в рамках действующего законодательства и между налогоплательщиками и контролирующими органами присутствуют только формальные отношения.
Список использованных документов
Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. № 509-ХII “О государственной налоговой службе в Украине” в редакции от 24.12.1993 г. № 3813-ХII
Порядок № 619 - Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), утвержденный Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 619
Методические рекомендации № 355 - Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия подразделений органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 44-45 (722-723),
9 ноября 2009 г.
Подписной индекс 40783
