Что такое установленный порядок учета товаров по месту
реализации и какие финсанкцин применяются за его нарушение
Рассмотрим реальную историю. Промышленное предприятие имеет магазин. В его торговый зал можно зайти только с территории предприятия, которая ограждена забором. Таким образом, для того чтобы осуществить покупку, посетителю нужно пройти через проходную предприятия.
Недавно в магазине была проведена проверка расчетных операций. При этом налоговики ничего «криминального» не нашли, но придрались к тому, что в магазине отсутствуют документы, подтверждающие поступление товаров в магазин со склада, который расположен на территории предприятия. В акте проверки этот факт был зафиксирован с указанием, что это является нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации.
Предприятие с таким подходом не согласно и считает, что поскольку перемещение товаров происходит внутри одного предприятия, то такая операция не является хозяйственной, ведь она не изменяет состава активов. А Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее - Закон о бухучете) предоставляет право предприятиям самостоятельно разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного учета.
Кроме того, предприятие апеллирует к п. 3.12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2 (далее - Методрекомендации), согласно которому для внутреннего перемещения запасов, их отпуска производственным подразделениям предприятия, расположенным на иной территории, нежели отпускающее их подразделение, используется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. Из этой нормы предприятие делает вывод о том, что внутреннее перемещение запасов между структурными подразделениями, расположенными на одной территории, применения накладных не требует.
Разберемся, кто прав в данной ситуации и какие санкции грозят предприятию.
Как известно, движение товаров внутри предприятия между его структурными подразделениями считается внутренним перемещением товаров. Такое перемещение в большинстве случаев согласно ст. 1 Закона о бухучете не является хозяйственной операцией, поскольку при его осуществлении не происходит ни уменьшения активов, ни увеличения обязательств.*
Поэтому в бухучете указанная операция не отражается, она проходит лишь через аналитический учет предприятия.
В то же время если перемещение товаров производится между обособленными структурными подразделениями (например, между головным предприятием, в котором находится склад, и филиалом, в котором располагается магазин), то хозяйственная операция будет иметь место. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291, с изменениями**, рекомендует «учет внутрихозяйственных расчетов с производственными единицами и хозяйствами, выделенными на отдельный баланс, по взаимному отпуску материальных ценностей; реализации продукции работ, услуг» вести на субсчете 683 «Внутрихозяйственные расчеты» счета 68 «Расчеты по прочим операциям».
Поскольку действующим законодательством не предусмотрен порядок ведения аналитического учета, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятия могут самостоятельно, в частности, разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета.***
Мы считаем, что при внутреннем перемещении товаров в качестве первичного документа целесообразно использовать накладную -требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № M-11), утвержденную приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. В то же время никто не запрещает использовать для этих целей самостоятельно разработанные документы.
Напомним, что в соответствии с приказом Минстата от 21.06.9бг. № 193 форма № М-11 «используется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям».
Для учета движения матценностей внутри предприятия (между необособленными структурными подразделениями) данный документ оформляется на основании распоряжения руководителя предприятия материально ответственным лицом склада (цеха), отпускающего ценности, в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе (в цехе) и является основанием для списания ценностей, а второй передается складу (цеху), принимающему ценности, и является основанием для их оприходования.
Если матценности отпускаются обособленным подразделениям, накладная-требование будет выписываться на основании нарядов и других соответствующих документов.
Таким образом, внутреннее перемещение матценностей даже между необособленными подразделениями, расположенными на одной территории, обязательно должно сопровождаться накладной или другим документом, предназначенным для передачи товара от отправителя к получателю. Если же никакой документ не составляется, то возникает путаница с определением лица, ответственного за сохранность перемещаемых ценностей.
К слову - из п. 3.12 Методрекомендаций не следует вывод о том, что накладные-требования применяются только при внутреннем перемещении запасов подразделениям, расположенным на другой территории.
Данный пункт как раз и устанавливает, что накладные-требования применяются при любом внутреннем перемещении запасов, в том числе и при отпуске их подразделениям, расположенным на другой территории.
Кстати, в консультации, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины» № 37/2007 на с. 48, продемонстрирован аналогичный подход по вопросу «внутренних» накладных.
Так что вынуждены констатировать, что в рассматриваемой ситуации налоговики правы, когда утверждают, что в магазине зафиксировано нарушение, состоящее в отсутствии документов, подтверждающих поступление товаров.
Однако является ли это нарушение нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации?
Правильный ответ на этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку если это действительно так, то предприятию грозит применение финансовой санкции по ст. 21 Закона об РРО, которая гласит:
«К субъектам предпринимательской деятельности, не ведущим или ведущим с нарушением установленного порядка учет товаров по месту реализации и хранения, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».
Кстати, ст. 20 того же Закона устанавливает, что аналогичная санкция применяется и к СПД, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке.
В общем, эти статьи - близнецы-братья, вернее - сестры. Напомним, что необходимость ведения такого порядка установлена в п. 12 ст. 3 Закона об РРО, которым предусмотрено, что СПД, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете.****
Интересно, что достаточно долгое время за отсутствие накладных или их неправильное заполнение налоговики не применяли финсанкции на основании ст. 20 и 21 Закона об РРО.
Так, в письме ГНАУ от 21.02.2002 г. № 3187/7/23-3117 подчеркивалось, что отсутствие накладных или их неправильное заполнение не может быть отнесено к нарушениям установленного порядка учета запасов на складах и/или по месту их реализации, поскольку законодательством не предусмотрен порядок учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации.
ГНАУ разъясняла, что отсутствие соответствующих первичных документов, подтверждающих движение ТМЦ, является нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которое согласно ст. 164-2 КоАП влечет наложение админштрафа на должностное лицо в размере от 8 до 15 нмдг.
Аналогичный подход для неприменения финсанкции, установленных в ст. 20 и 21 Закона об РРО, был озвучен ГНАУ и в письме от 14.07.2003 г. № 10974/7/23-2117.
В редакционном комментарии к нему отмечалось, что тем самым ГНАУ демонстрирует несвойственный ей либерализм. Но либерализм этот оказался не вечен: в письме от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159 ГНАУ увязывает нарушение установленного порядка ведения бухучета с применением финсанкций на основании ст. 20 и 21 Закона об РРО. Этим же письмом были последовательно отозваны прежние лояльные к плательщикам письма от 21.02.2002 г. № 3187/7/23-3117 и от 14.07.2003 г. № 10974/7/23-2117.
Подобный жесткий подход изложен и в ответе на вопрос 2.7.26 из Обзорного письма по вопросам организации и проведения контроля за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию обращения наличности, наличия торговых патентов и лицензий, порядка применения регистраторов расчетных операций, норм обращения наличности, применения штрафных санкций (доведено письмом ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572, далее - Обзорное письмо).
Таким образом, в настоящее время угроза финсанкций по ст. 20 и 21 Закона об РРО за отсутствие накладных и других документов, подтверждающих оприходование товара, вполне реальна.
Чем же нужно защищаться? Да теми же аргументами, которые ГНАУ в свое время приводила в качестве отсутствия основания для применения этих санкций.
Действительно, на сегодняшний день порядок учета реализуемого товара, ведение которого предусмотрено п. 12 ст. 3 Закона об РРО, не разработан. А раз порядка нет, то и нарушить его нельзя.
Правда, ГНАУ в своих письмах, посвященных проблеме отсутствия документов, ссылается на ст. 6 Закона об РРО, в которой предусмотрено, что для юрлиц учет товарных запасов ведется в порядке, определенном соответствующим П(С)БУ*****. А для юрлиц бухучет является обязательным видом учета, подчеркивается в Обзорном письме, и на его данных основывается, в частности, налоговая отчетность.
Поэтому если следовать логике, связывающей бухгалтерский и налоговый учет, то налоговики должны установить нарушение П(С)БУ, которое касается порядка учета товарных запасов. Таким стандартом, как известно, является П(С)БУ 9 «Запасы».
Так вот, в данном Стандарте нет ни слова о порядке учета товарных запасов по месту реализации, ведь указанный Стандарт определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и раскрытия ее в финотчетности (признание и первоначальная оценка запасов; оценка выбытия запасов; оценка запасов на дату баланса и т. п.). Если нарушения П(С)БУ нет - значит учет в порядке.
Кстати, по стандартам приличных стран порядок должен четко формулировать составы наказуемых нарушений. А ведь в вопросе, что такое нарушение установленного порядка учета товаров, разойдутся во мнении не только плательщик с налоговиком, но и два налоговика. А чтобы доказать факт реализации неучтенных товаров, нужно провести инвентаризацию.
В общем, от нарушения непонятного порядка до применения финсанкций путь может быть и далек, и долог...
___________________
* На это указывает и п. 2.1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, в соответствии с которым хозяйственные операции связаны с изменением состояния имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов.
** См. описание субсчета 683 в упомянутой Инструкции о применении Плана счетов.
*** В ст. 1 Закона о бухучете внутрихозяйственный (управленческий) учет определен как «система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием».
**** За исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг),- речь идет о плательщиках единого и фиксированного налогов, обычных частных предприятиях.
***** Причем интересно, что ссылка на ст. 6 Закона об РРО приведена и в либеральном письме ГНАУ от 14.07.2003 г. № 10974/7/23-2117, однако тогда ГНАУ не видела оснований для применения финсанкций по ст. 20 и 21 Закона об РРО.
"Бухгалтер" № 42, ноябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201
